Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Технология развивающих игр на уроках русского языка: разработка, организация, проведение. Николаева Зоя Александровна, МОУ «Ибресинская СОШ№2», учитель русского языка и литературыИбресинского района

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Николаева Зоя Александровна

 

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

МОУ «Ибресинская СОШ№2» Ибресинского района ЧР

ул.Мира, д.23

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Учитель русского языка и литературы

Стаж работы в должности

 

28 лет

 

 

 

 

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Технология развивающих игр на уроках русского языка: разработка, организация, проведение.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

- Новые условия образовательной деятельности: работа в новых условиях Информационной Среды, превращение кабинета русского языка и литературы в современный образовательный и воспитательный центр, оснащённый необходимой техникой.

- Ориентация учителя на выполнение социального заказа государства: воспитание социоактивной, адаптированной к жизни, интеллектуальной личности.

Проблема повышения интереса к русскому языку существует. Дело в том, что русский язык не является лёгким среди других школьных предметов, и особого интереса ребята к нему не проявляют; среди любимых предметов практически нет русского языка. Материал по русскому языку сложен для понимания многими школьниками, а потому и не вызывает у них должного интереса.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО:

     - в изменении содержания образования;

     - в использовании новых образовательных технологий;

     - в применении нестандартных приёмов закрепления знаний на уроках русского языка.

Не отвергая методические приёмы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества образования. Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

- Развивающие игры на уроках русского языка предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими возможностями.

- Игры на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам.

- Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.

Сразу видно, как ученик меняется в ситуации игры, он чувствует себя более уверенным. Школьник не боится совершать ошибку, а если и совершает, то у него есть возможность осознать её, понять причины данной ошибки и исправить.

- Применение развивающей игры благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счёт повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.

 

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

В процессе игры воспитываются и нравственные качества. Работая в группе, ученики учатся общаться, т.е. развиваются его коммуникативные особенности, учатся помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи.

Игры положительно влияют на формирование и сплочение коллектива, воспитывают желание и умение учиться, создают такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра создаёт рабочую, развивающую атмосферу в классе. На уроке школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают, как проходит время, т.к. они увлечены. Если развивающая игра проводится в начале урока, ученики на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность. И в середине, и в конце урока развивающая игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку.  

 

 

Результат изменений

Включение развивающих игр в процесс обучения на уроках русского языка способствует повышению познавательной активности и интереса к русскому языку, способствует более качественному усвоению знаний. Школьникам предоставляется возможность работать в группе, высказывать своё мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. Следовательно, игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения.

Развивающие игры необходимы на уроках русского языка в среднем звене, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала.

В ходе работы с развивающими играми на уроках русского языка в 5-6 классах повысились:

- работоспособность на 30 %;

- занятость на уроке на 100 %;

- познавательная активность на 50 %;

- уровень обученности на 30 %;

- мотивация обучения увеличилась с 50% до 95%;

- практическое применение знаний с 44% до 75%;

- креативность с 40% до 93%.

 0публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

  1. З.А. Николаева. Методическое пособие « Технология развивающих игр на уроках русского языка: разработка, организация, проведение».- Чебоксары: ЧРИО, 2007.
  2. З.А. Николаева. Методическая статья « Обучающие игры на уроках русского языка в 5-6 классах». Материалы Всероссийской научно- практической конференции « Русский язык как интеллектуальная ценность и как учебный предмет».-Чебоксары: ЧГПУ, 2008.
  3. З.А. Николаева. Методическая статья « Развивающие игры на уроках русского языка» в Интернете на сайте ЧРИО (в разделе      «Передовой опыт»).

  http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161301/302311

III. Описание инновационного опыта учителя

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности  школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Организатором игр на уроке, конечно же, является учитель. От его мастерства, от его знаний  зависит активность учащихся. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает  исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.

В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке. Чему же учатся дети, играя в такие игры? Так, например, для лучшего усвоения темы «Имя существительное» (5 класс) использую игру «Пароль - задание». Ученики входят в класс на урок только после ответа на пароль – задание. Пароль придумывают сами дети. Он составляется по изученному материалу, объем которого объявляется заранее.

Например, часовые  предлагают входящим такие задания:

·         назови все падежи

·         назови падежные вопросы

·         приведи пример существительных  I, II, III склонений

Что касается трудностей при выполнении заданий, то они не возникают, если правильно выбрать вариант игры, который соответствует возрастным и индивидуальным особенностям игроков. Сделать это нетрудно, достаточно внимательно прочитать правила и методические рекомендации к ним. При разработке игр я старалась, чтобы они не загружали детей, а создавали ситуацию успеха и на положительном эмоциональном настрое пробуждали желание чему-то учиться и узнавать что-то новое.

Все игры по-своему интересны. Их можно применять на уроках по всем существующим программам. Они могут быть использованы также для индивидуальных и групповых занятий. С помощью дидактических игр на уроках легко организовать коллективную работу или работу в малых группах в зависимости  от особенностей группы или класса. Кроме того, эти игры могут стать существенным подспорьем при коррекционной работе с детьми. Ведь не секрет, что дети неодинаковы по уровню способностей, подготовки, и если они испытывают трудности, интерес к обучению падает.

К примеру, в игре «Будь внимательным!» я объясняю задание и читаю ряд слов. Ребята должны быть предельно внимательными и отвечать хором.

Итак, образуйте: а) множественное число - от единственного:

                   дуга – дуги, рука – руки, мука - … , человек - … ;

                  б) единственное число - от множественного:

                  певцы – певец, венцы – венец, щипцы - … , пони - … ;

                  в) женский род – от мужского:

                  повар -  повариха, портной – портниха,  храбрец - … .

Часто провожу игру «Орфографическое лото». Раздаю карточки, где написаны слова на трудные орфограммы. Выбираем ведущего, он называет номер фишки (например, №22). Ученик, которому выпал этот номер, выходит к доске, пишет слово и объясняет орфограмму.  Ребята  учатся замечать места, где может спрятаться ошибка. Таким образом, развивается орфографическая зоркость, увеличивается словарный запас. Учащиеся коллективно делают самостоятельные выводы, обосновывая свое мнение.

В последние годы после изучения некоторых тем даю задание выпустить газету и подготовиться к ее презентации (по группам). В ходе презентации на доске вывешиваются газеты. От каждой группы ученик выходит к доске и рассказывает, например, об основных признаках существительного, приводя примеры из газеты. Остальные внимательно слушают. Если выступающий пропустил какие – либо признаки, учащиеся задают ему вопросы. Отвечать он должен, находя примеры из той же газеты. В конце работы мы подводим итоги, учитывая, чей рассказ был интересней, все ли примеры правильно приведены, красочно ли оформлена газета.

И так можно много говорить по каждой игре, отмечая её пользу в учебном процессе.

Добавлю, что развивающая игра – увлекательное занятие для учителя и для ученика. При этом характер занимательных заданий и упражнений по темам может быть очень разнообразным. Сразу станет ясно, какой материал усвоен учащимися, а какой нет, успешно ли идёт процесс становления у учеников навыков грамотного письма.

За время работы в школе собрала, придумала и составила с детьми более 100 дидактических игр, выпустила учебно - методическое пособие «Технология развивающих игр на уроках русского языка: разработка, организация, проведение» (издательство ЧРИО, 2007 г.), создала электронный учебник «100 развивающих игр – 100 слайдов», разработала авторскую программу «Развивающие игры к тематическому планированию по русскому языку в 5 – 6 классах». Программу разработала в помощь учителям, которые стремятся сделать свои уроки интересными, радостными, творческими. В нее по некоторым темам включила несколько обучающих игр, а это дополнительная информация для учителя и свобода выбора игр в зависимости от подготовки класса.

Я глубоко уверена, что фундамент грамотности закладывается в начальных и пятых, шестых классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом.

Надо, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.

Чудес в педагогике не бывает, есть большая, трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа. И очень хочется, чтобы мои дети встречались в школе с радостью. Ситуация успеха, созданная на каждом уроке, да притом на интересном, вот к чему я стремлюсь, обучая своих учеников русскому языку.

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

        Эффективность инновационного опыта Николаевой З.А. очевидна. Важным направлением ее работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства, о чем  свидетельствует успешное участие педагога  в профессиональных конкурсах  разных  уровней. Опыт учителя широко известен как на уровне района, так и республики. Накопленный научно-методический опыт педагога реализуется и в руководстве учебно-исследовательской деятельности школьников,  которые  участвуют в различных Интернет - проектах, дистанционных и сетевых конкурсах,  всероссийских и республиканских дистанционных предметных олимпиадах, проводимых Центром творческих инициатив  и Центром новых образовательных технологий,  добиваясь при этом высоких результатов, а также  творческими авторскими работами, рефератами учащихся, в организации их участия в научно-практических конференциях, в обработке материалов  экспериментальной работы учащихся, в проведении консультаций, мастер-классов, учебных семинаров, конкурсов, фестивалей  и т.д.

Инновационно-педагогический опыт учителя Николаевой З.А. имеет общеметодический уровень практической значимости. Развивающие игры вместе с техническими средствами достаточно эффективно способствуют решению проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения. Результаты опыта  имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса, для методики преподавания русского языка и литературы, организации воспитательной работы. Выдвинут оригинальный подход, коренным образом отличающийся от традиционной методики преподавания русского языка в 5 - 6 классах. Полученный учителем результат расширяет известные теоретические и практические положения теории развивающего обучения и открывает новые грани проблемы позиционного самоопределения  учащихся  и закономерностей  их  становления как субъектов  собственной деятельности.

         Опыт  Николаевой З.А. изучался на  заседаниях районных методических объединений, районных и республиканских семинарах, педагогических конференциях.

 

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

   Хуснетдинова Лариса Григорьевна, руководитель РМО учителей русского языка и литературы,   Е -  mail:  larisa-khusnetdinva@rambler.ru

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика