Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Проект как форма организации исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеклассной работе. Никитина Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы, обществознания МОУ «Большебикшихская СОШ» Канашского района

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Никитина Наталия Николаевна

МОУ «Большебикшихская СОШ» Канашского района Чувашской Республики,Ул. Советская 6а

Индекс: 429306

Учитель русского языка и литературы, обществознания

17 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Проект как форма организации исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеклассной работе

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Источник изменений, обеспечивающий воспитание и обучение учащихся  является метод проектов, т.к. он практически включает в себя обучение в сотрудничестве. Проектная методика дает учителю возможность вовлечь учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в дополнении компонентного состава содержания обучения обществознанию, литературы   мотивационными и ценностно-ориентационными аспектами за счет актуальных учебных материалов, учитывающих интересы современных школьников и волнующие их проблемы. Методическими средствами развития творческих способностей учащихся в ИПО являются приемы и техники продуктивного обучения, современные средства образовательной диагностики, метод проектов.

 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений предполагает создание на уроках обществознания и литературы творчески-развивающей образовательной среды за счет насыщения содержания обучения дополнительными  материалами, содержащими проблематику, актуальную для современных школьников и распространения активных форм обучения.Цель  таких уроков - помочь учащимся более эффективно усвоить учебный материал, поднять уровень их знаний. Такие уроки могут быть использованы для изучения, повторения и обобщения знаний учащихся. Трудоемкость ИПО раскрывается через разработку новой типологии уроков, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся. Для эффективного внедрения способов работы с дополнительными материалами на уроках обществознания и литературы учителю необходимо создать базу такого материала, систематизировать данный материал в рамках разработанной типологии уроков.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условиями развития творческих способностей учащихся на уроках обществознания и литературы являются изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта. Выбор  формы  освоения урока с использованием метода  проектов, создания творческих продуктов (исследовательских работ, презентаций). Свое отношение с учащимися строю на субъект-субъектной основе, которая создает высокую мотивацию обучения.

Результат изменений

Внешняя результативность ИПО: 1.Положительная динамика учебных достижений – повышение качества обучения до 75% по обществознанию. 2.Активизация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательной области обществознания. 3.Повышение мотивации обучения. 4.Помощь в профессиональном самоопределении выпускников, более осознанно связывающих будущую профессиональную деятельность с экономикой и правом. 5. Рост творческого потенциала педагога.

6. За последние пять лет 10 учеников стали победителями и  призерами районных предметных олимпиад.  В 2008 г.  1 ученик стал участниками открытой региональной конференции-фестивале «Наука. Творчество. Развитие» г. Новочебоксарске.

 

 

III. Описание инновационного опыта учителя

 

Данный опыт предполагает активное использование проектных технологий  как на уроках (исследовательские, информационные, практико-ориентированные, проекты), так и во внеурочной деятельности (ролевщ-игровые, практико-ориентированные проекты: разработка сценариев и проведение мероприятий по эти сценариям), а также информационно-коммуникационных технологий,  Использование ресурсов сети Интернет для подготовки проектов, соответствующей изучаемым темам, подготовка компьютерных презентаций учащимися, защита их на уроках и конкурсах. Рассмотрим типологию проектов:

        Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, они только намечаются и далее развиваются, подчиняются интересам участников проекта. Можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместная газета, сочинение, видеофильм, спортивная игра, экспедиция и др.). Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте. При презентации проекта «Сохраним первоцветы» учащиеся знакомят участников проекта с первоцветами, растущими в нашем лесу. Анализируют и обобщают факты. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта,  обозначение его целей,  социальную  значимость. Здесь необходимо продумать экспериментальные и опытнические  работы,  методы обработки результатов.. Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участников проекта.  Эти  результаты  обязательно ориентированы  на  интересы  самих участников (газета, документ, видеофильм, проект закона, практическая работа, пр.). После презентации  проекта мы с  участниками этого  проекта за три года посадили более 3 тыс. деревьев, заложили школьный питомник, т.е. практический результат очевиден. В ролево-игровых проектах структура намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Здесь очень высокая степень творчества. Например, Экологическая сказка «Приключения Буратино в старом саду - игровой проект. Каждый участник выбирает для себя определенную роль (персонажей), кто-то рисует, кто-то помогает костюмами, третьи делает декорации. Декорации  и костюмы менялись  по ходу репетиций несколько раз. Творчество детей по ходу проекта была очень высокой.

 Также в своей работе использую метод проектов  на уроках. 

Цель  таких уроков - помочь учащимся более эффективно усвоить учебный материал, поднять уровень их знаний. Такие уроки могут быть использованы для изучения, повторения и обобщения знаний учащихся. Они построены в соответствии требованиями проблемного метода обучения. Постановка вопросов еще до начала уроков заставляют учащихся мыслить, вызывает интерес к урокам, повышает познавательную активность. Изложенный на уроке материал  лучше воспринимается учащимися, если все это  ведется учителем на проблемно-поисковом уровне с использованием новых информационных технологий

Для определения результативности данного ИПО предполагается использовать анализ продуктов деятельности учащихся (сочинения, проекты, творческие работы); метод наблюдения, метод самоанализа, метод самооценки, метод включенного наблюдения. Использование дополнительного  материала в процессе преподавания обществознания и литературы  ориентированного на приоритет развития творческих способностей учащихся способствует поддержанию достаточно высокого уровня овладения предметом, значительно обогащает знания школьников о практической стороне преподаваемого предмета, способствует повышению мотивации обучения. Внедрение активных форм изучения  обществознания и литературы  предполагает совершенствование способов образовательной диагностики.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика