Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Источник изменений, обеспечивающий воспитание и обучение учащихся является метод проектов, т.к. он практически включает в себя обучение в сотрудничестве. Проектная методика дает учителю возможность вовлечь учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО заключается в дополнении компонентного состава содержания обучения обществознанию, литературы мотивационными и ценностно-ориентационными аспектами за счет актуальных учебных материалов, учитывающих интересы современных школьников и волнующие их проблемы. Методическими средствами развития творческих способностей учащихся в ИПО являются приемы и техники продуктивного обучения, современные средства образовательной диагностики, метод проектов.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Концепция изменений предполагает создание на уроках обществознания и литературы творчески-развивающей образовательной среды за счет насыщения содержания обучения дополнительными материалами, содержащими проблематику, актуальную для современных школьников и распространения активных форм обучения.Цель таких уроков - помочь учащимся более эффективно усвоить учебный материал, поднять уровень их знаний. Такие уроки могут быть использованы для изучения, повторения и обобщения знаний учащихся. Трудоемкость ИПО раскрывается через разработку новой типологии уроков, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся. Для эффективного внедрения способов работы с дополнительными материалами на уроках обществознания и литературы учителю необходимо создать базу такого материала, систематизировать данный материал в рамках разработанной типологии уроков. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условиями развития творческих способностей учащихся на уроках обществознания и литературы являются изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта. Выбор формы освоения урока с использованием метода проектов, создания творческих продуктов (исследовательских работ, презентаций). Свое отношение с учащимися строю на субъект-субъектной основе, которая создает высокую мотивацию обучения. |
Данный опыт предполагает активное использование проектных технологий как на уроках (исследовательские, информационные, практико-ориентированные, проекты), так и во внеурочной деятельности (ролевщ-игровые, практико-ориентированные проекты: разработка сценариев и проведение мероприятий по эти сценариям), а также информационно-коммуникационных технологий, Использование ресурсов сети Интернет для подготовки проектов, соответствующей изучаемым темам, подготовка компьютерных презентаций учащимися, защита их на уроках и конкурсах. Рассмотрим типологию проектов:
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, они только намечаются и далее развиваются, подчиняются интересам участников проекта. Можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместная газета, сочинение, видеофильм, спортивная игра, экспедиция и др.). Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте. При презентации проекта «Сохраним первоцветы» учащиеся знакомят участников проекта с первоцветами, растущими в нашем лесу. Анализируют и обобщают факты. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначение его целей, социальную значимость. Здесь необходимо продумать экспериментальные и опытнические работы, методы обработки результатов.. Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участников проекта. Эти результаты обязательно ориентированы на интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, проект закона, практическая работа, пр.). После презентации проекта мы с участниками этого проекта за три года посадили более 3 тыс. деревьев, заложили школьный питомник, т.е. практический результат очевиден. В ролево-игровых проектах структура намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Здесь очень высокая степень творчества. Например, Экологическая сказка «Приключения Буратино в старом саду - игровой проект. Каждый участник выбирает для себя определенную роль (персонажей), кто-то рисует, кто-то помогает костюмами, третьи делает декорации. Декорации и костюмы менялись по ходу репетиций несколько раз. Творчество детей по ходу проекта была очень высокой.
Также в своей работе использую метод проектов на уроках.
Цель таких уроков - помочь учащимся более эффективно усвоить учебный материал, поднять уровень их знаний. Такие уроки могут быть использованы для изучения, повторения и обобщения знаний учащихся. Они построены в соответствии требованиями проблемного метода обучения. Постановка вопросов еще до начала уроков заставляют учащихся мыслить, вызывает интерес к урокам, повышает познавательную активность. Изложенный на уроке материал лучше воспринимается учащимися, если все это ведется учителем на проблемно-поисковом уровне с использованием новых информационных технологий
Для определения результативности данного ИПО предполагается использовать анализ продуктов деятельности учащихся (сочинения, проекты, творческие работы); метод наблюдения, метод самоанализа, метод самооценки, метод включенного наблюдения. Использование дополнительного материала в процессе преподавания обществознания и литературы ориентированного на приоритет развития творческих способностей учащихся способствует поддержанию достаточно высокого уровня овладения предметом, значительно обогащает знания школьников о практической стороне преподаваемого предмета, способствует повышению мотивации обучения. Внедрение активных форм изучения обществознания и литературы предполагает совершенствование способов образовательной диагностики. |