ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Михайлова Валентина Михайловна |
МОУ «Кошноруйская основная общеобразовательная школа», 429315, д. Кошноруй Канашского р-на, ул. Советская, д.1 |
Учитель русского языка и литературы |
28 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Метод проектов на уроках русского языка |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Источник изменений - противоречие между необходимостью строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, с опорой на его личную заинтересованность именно в этом знании и «школярством» и формализмом школы. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО заключается в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и в показе практического применения полученных знаний. Методическими средствами реализации данного инновационного педагогического опыта являются проекты по созданию журналов, газет, иллюстрированных сборников стихов и прозы, рабочих тетрадей, сборников упражнений и т. д. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Концепция изменений предполагает следующее: учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Чрезвычайно важно показать ученикам, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Поисковая, исследовательская, творческая деятельность; индивидуальная, парная, групповая работа; технология обучения в сотрудничестве. Изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта, прикладной направленности учебного материала.
Учитель имеет рецензированную авторскую программу «Метод проектов на уроках русского языка, призер республиканского конкурса «Педагогические инновации» (2006) в двух номинациях. |
Результат изменений |
1. Положительная динамика учебных достижений – повышение качества знаний до 81%. 2. Победы в конкурсах различного уровня.. 3. Активизация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательной области «Лингвистика. Язык в современном мире». 4. Повышение мотивации обучения. 5. Рост творческого потенциала педагога. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Электронный сборник «Педагогические инновации» (2006) |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Как воплощается проективный метод учителем в рамках уроков русского языка можно показать на примере создания проекта «Моя рабочая тетрадь по русскому языку». Проект «Моя рабочая тетрадь по русскому языку», интегрированный с предметом культура родного края, предлагается ученикам для парного исполнения (1 старшеклассник и 1 ученик 5-6 классов). По сути дела, в ходе реализации этого проекта у учеников возникает собственная рабочая тетрадь, которая способствует не только более полному усвоению материала, но и индивидуализирует учебный процесс. На подготовительном этапе учитель формирует цели и задачи, идею проекта, руководит аналитической работой. Ученики обсуждают, какой может быть структура рабочей тетради по русскому языку, какие материалы могут быть использованы, какая существует справочная литература, распределяют обязанности. В результате обсуждения создаётся запись следующего содержания:
1. Краткое определение лингвистического явления «своими словами» (правило и таблица склонения имён существительных.
2. Упражнения.
3. Ключи к упражнениям.
4. Справочный материал «Возьмите на заметку».
На втором этапе ученики выполняют первичные наброски, выбирают форму предъявления (рукописная или набранная на компьютере), привлекают необходимый справочный и дидактический материал. Учитель контролирует, корректирует выполнение заданий.
Третий этап – практический. Ученики самостоятельно работают над оформлением тетради, вычитывают текст, исправляют ошибки, иллюстрируют его. Практический этап может продолжаться несколько лет. Если учебник создаётся с 5 по 9 класс, то 5 лет (длительный проект); если в 10-11 классах - 2 года. Учитель на этом этапе консультирует, направляет детей. На заключительном этапе ученики представляют свой проект, происходит самооценка и взаимооценка работ участников проекта. Учитель же помогает готовить презентацию, помогает сделать выводы о значении проективной деятельности |