Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Использование информационно-коммуникативных технологий и проектного метода при обучении русскому языку и литературе как средство формирования ключевых компетенций. Львова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Канаш

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Львова Елена Михайловна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Чувашская Республика, индекс_429337, город Канаш, улица  Машиностроителей, д.22

Учитель русского языка и литературы

13 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Использование информационно-коммуникативных технологий и проектного метода при обучении русскому языку и литературе как средство формирования ключевых компетенций

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Источник изменения – новые средства обучения и новые условия образовательной деятельности.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Опыт основывается на идеях значимости самоопределения, самоактуализации и самореализации личности.

Сущность опыта заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий   для развития универсальных ключевых компетентностей, позволяющих молодому человеку гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, применяя их на практике, достигать образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Решение задач модернизации образовательного процесса средствами ИКТ, организация проектной деятельности будут способствовать развитию познавательных интересов учащихся, самостоятельного конструирования знаний, ориентировки в информационном пространстве; формированию и развитию критического и творческого мышления школьников, умения сформулировать и решить проблему.

Риски связаны с тем, что степень влияния компьютерной техники и информационных технологий на здоровье и формирование личности ребенка изучены крайне мало.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности учителя, его ИКТ-компетентности, готовность к обобщению и распространению собственного опыта; наличие необходимой материально-технической базы, учебно-методического обеспечения преподавания предмета.

Результат изменений

Положительная динамика уровня обученности по русскому языку, литературе, чувашской литературе.  Активизация самостоятельной деятельности учащихся в образовательном процессе. Повышение познавательной активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Развитие творческого потенциала учащихся.

Повышение качества и количества проектной и исследовательской деятельности.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Современный урок русского языка и литературы (теория и практика). «Как слово наше отзовется…» //Канаш, 2008 . (Рекомендовано кафедрой русского языка и литературы Чувашского республиканского института образования)

III. Описание инновационного опыта учителя

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Основные цели использования ИКТ в школе - совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования; интеграция различных предметных областей; модернизация традиционной системы предметного обучения; накопление образовательных ресурсов; освоение учителем современных информационных технологий; организация личностно-ориентированного обучения; творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.

Электронную технику я стараюсь использовать  на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет функции учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. В результате повышается творческая активность учащихся, улучшаются условия для самореализации детей, повышается вовлечение учеников в деятельность. Ученики сами «открывают» новые знания, ставят цели, анализируют свою деятельность, чувствуют успешность своих действий.

Дидактические материалы с использованием цифровых образовательных ресурсов повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке; увеличивают объем использования наглядности на уроке; экономят время учителя при подготовке к уроку.

 В настоящее время педагог имеет возможность заранее подготовить презентацию, например, для объяснения нового материала Создание презентаций, а затем их демонстрация возможна также на таком этапе урока, как домашнее задание и опрос. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: концентрация внимания; включение таких видов памяти, как зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная; более быстрое и глубокое восприятие учебного материала; повышение интереса к предмету; возрастание мотивации к учебе. Важно при этом выработать определенные критерии к оформлению и объему подаваемой информации, чтобы не «перегрузить» учащихся работой с компьютером.

В своей практике я активно использую методику проектной деятельности. Проектный метод  способствует развитию творческого мышления и учащихся, и учителя, позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Последние достижения и инновации в области образования позволяют ученикам  показать результаты своей работы в виде презентаций, публикаций и буклетов. Например, оформленные в виде  презентаций и веб-сайтов результаты исследовательских работ учащихся по темам: «Сеспеля имя живое», «Я расскажу про свою тебе жизнь». (О жизни и творчестве С.Есенина), «М.Ю.Лермонтов. Жизнь, судьба, эпоха», применяется мною как на уроке, так и  при  подготовке учащихся к исследовательским конкурсам.

С 2007 года итоговая аттестация по литературе в 9, 11 классах в нашей школе проводится в виде защиты проектов. Итогом экзаменов стало электронно-методическое пособие по литературе, содержащее информацию и красочные презентации о 27 писателях и поэтах отечественной литературы.

Я уверена, что использование ИКТ позволяет: сделать урок более интересным, наглядным; вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; подготовить детей к “информационному” веку; реализовывать себя, проявлять свои возможности.

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Распространение опыта на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях. Публикации,  организация мастер - классов, участие в научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах и семинарах.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Дрожжина М.Г. – главный специалист-эксперт отдела образования и молодежной политики администрации г. Канаш

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика