ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Леонтьева Раиса Михайловна |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45»
428025, г. Чебоксары, ул. Ахазова, д. 9а |
Учитель русского языка и литературы |
33 года |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Развитие творческой активности учащихся на основе использования современных образовательных технологий |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Противоречия:
потребность учащихся в самореализации через развитие познавательной активности и недостаточной разработанностью условий реализации этого процесса в современной школе.
Новые средства обучения:
внедрение ИКТ в образовательный процесс в целях повышения результативности обучения.
Новые условия образовательной деятельности:
возможность использования ЦОРов для поддержки школьников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью, составление индивидуальных образовательных проектов и участие с ними в различных конкурсах, что стимулирует творческую активность детей.
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Информационно-коммуникационные технологии дают новый спектр возможностей: развивают конструктивное, творческое мышление, способности учащихся, формируют навыки исследовательской деятельности, способствуют отслеживанию выполнения индивидуальной программы развития ученика и достижению высокого уровня обученности. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Современные образовательные технологии способствуют раскрытию творческого потенциала учителя и ученика, приближают традиционные технологии к требованиям времени.
Основной способ – самообразование.
Преимущества перед аналогами и новизна: умение использовать свой творческий потенциал посредством реализации индивидуального образовательного проекта, стимулирование и развитие творческой активности личности через сотрудничество и соперничество.
Ограничения: излишнее увлечение ЦОРами может привести к неспособности усвоения материала в традиционной форме.
Трудоемкость: проектирование урока с учетом способностей каждого ученика.
Риски: формирование успешной творческой личности может препятствовать ее гражданскому становлению. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Новый тип педагогического мышления: стремление не быть вчерашним учителем завтрашней школы.
ИКТ-компетентность учителя.
Наличие материально-технической базы и программного обеспечения.
Преобладание приоритетных методов обучения.
Индивидуализация обучения с высокой степенью учета способностей и интересов воспитанников.
Умение педагога активизировать познавательную деятельность обучающихся, стремление нацелить на успех. |
Результат изменений |
Повышение познавательной активности, появление потребности в саморазвитии и самореализации.
Высокий процент качества знаний: 96% качества обучения по литературе и 89,65% качества по русскому языку на ЕГЭ.
Возросла творческая активность учащихся: они занимают призовые места на городских, республиканских, федеральных олимпиадах, НПК, конкурсах. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
На сайте «Сеть творческих учителей» в сообществе «ИКТ на уроках русского языка и литературы» имею свой персональный профиль с публикацией электронных тестов по литературе.
Р.М.Леонтьева Световые прилагательные в художественном тексте. Материалы Всероссийской научно-практической конференции под редакцией Г.А.Анисимова.-
Чебоксары:ЧГПУ, 2008. |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Основной составляющей работы Леонтьевой Раисы Михайловны является формирование творческой личности, саморазвивающейся, самореализующейся. Выполнение этой задачи предполагает обновление и изменение традиционных технологий. Использование компьютера и медиапроектора позволяют осуществлять процесс сотворчества учителя и его воспитанников. С этой целью учителем создан банк электронных пособий (тесты по литературе и русскому языку, база данных по творчеству писателей, краткий словарь современных понятий и терминов). Медиатека кабинета насчитывает 192 учебных и 74 художественных фильмов, аудиокассеты по литературе в 5 - 11 классах с выделением раздела «Использование ЦОРов на уроке». Применение ИКТ позволяет использовать тестовую базу, задания и контрольные работы, заложенные в Интернет-уроках ,для осуществления мониторинга успеваемости, а также в качестве домашних заданий, готовить своих учеников к сдаче ЕГЭ с помощью специальных тренажеров, построенных на основе КИМов прошлых лет. Важно то, что в работе с различными программами активизируется не только познавательная активность учеников, но и учитываются их индивидуальные особенности усвоения.
Особое место в работе учителя занимает решение проблемы повышения уровня предметных компетенций, способствующих мотивации учения учащихся. Ведущую роль при этом приобретает метод проектов. В работе над проектами используется технология мастерских, которая состоит из ряда заданий, выполняемых обучающимися со свободным выбором пути исследования, выбором темпа работы, самостоятельным выбором Интернет-ресурсов. Учителем совместно с учениками разработан проект «Формула успеха» с целью развития социальной личностной компетенции и творческой активности, формирования лидерских качеств. Этот проект дал толчок для создания нового «Молодежная Дума как орган практического самоуправления молодежи». Мультимедийная презентация его в Москве на Всероссийском фестивале «От малой Родины – до гражданина России» удостоена Диплома лауреатов.
С помощью Интернет-технологий учитель развивает и свою творческую активность, включившись в виртуальное сообщество коллег из разных регионов России, с которыми обсуждает профессиональные вопросы и обменивается опытом работы. Является активным участником внедрения программы Net School в своей школе. |
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Данная графа заполняется председателем районного методического объединения (ассоциации) учителей-предметников или методистом ОУО |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Анисимов Геннадий Александрович, доктор педагогических наук, профессор. |
|
|
|
|
|
|