Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Формирование гражданского становления и патриотизма школьников средствами краеведения и экскурсий по историческим и литературным местам России. Кулаева Татьяна Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №36 г.Чебоксары»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритет национального проекта «Образования»

1. Общие сведения

Ф.И.О. автор опыта:

Кулаева Татьяна Вениаминовна

Учреждение ,в котором работает автор опыта, адрес с индексом

МОУ «СОШ №36 г.Чебоксары». 4289024, ЧР,

ул. Хевешская д. 17

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Учитель русского языка и литературы

Стаж работы в должности

 

25 лет

 

 

 

 

2.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Формирование гражданского становления и патриотизма школьников средствами краеведения и экскурсий по историческим и литературным местам России.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

В аспекте гражданско – патриотического воспитания школьников существует ряд противоречий:

-между мотивацией школьников к участию в решении проблем общества и отсутствием поля для реализации социально – полезных интересов и потребностей, ясной патриотической цели как в обществе в целом,  так и в сознании многих людей;

-между наличием опыта организации гражданско-патриотического воспитания в детских школьных организациях и недостаточным его научно - методическим осмыслением;

-между уровнем информированности и образованности молодежи и уровнем развития её духовно – нравственной культуры.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для судеб России и её граждан начала нового века и тысячелетия. Спасение и возрождение Отечества требует пересмотра сложившихся за последние десятилетия понятий в структуре отечественного общественного сознания как на обыденном, житейском , так и на идеологическом уровнях. Пересмотр касается и форм общественного сознания. Превращение России из супердержавы во второразрядную страну нанесло удар по национальному достоинству, патриотическим и гражданским чувством населения, выросшего в атмосфере гордости за свою державу. На наших глазах происходит нравственное и духовное растление молодежи, происходит глубокая деградация личности. Эйфория вседозволенности, отсутствие нравственных «тормозов»,  размытость представления о собственном месте способствуют неуклонному распространению среди молодежи алкоголизма, наркомании преступности и т.д. Неустроенность и увеличение числа безработных способствует сезонной миграции большинства родителей в Москву и в другие большие города. Это ведет к относительной безнадзорности детей, отчуждению от родителей. Отсутствие надежного заработка части родителей значительно снижает возможность семьи по обеспечению детей необходимым.

Именно поэтому развитие духовной личности, её готовность к служению России и своему народу, выполнению патриотического долга по защите интересов Отечества должно рассматриваться как основное и необходимое условие прогресса российского общества.

Усиление внимания к истории и культуре своей страны в России в начале нового века имеет, на мой взгляд, следующие причины:

-потребность во всестороннем и пристальном переосмыслении исторических событий прошедшего тысячелетия;

-целесообразность учета уроков прошлого в процессе решения актуальных задач;

-тяга людей, в том числе молодежи, в исследовании истории, богатства, культурного наследия родного края, народа, страны в целом.

 

 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений основано на использовании методов которые строятся на интерактивных принципах, позволяющих организовать социальное взаимодействие, в процессе которого у его участников возникают новые знания. Инновационные технологии гражданского образования предусматривают групповую работу, дебаты, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, совместные поездки и т.д.

Инновация- это дополнение к сложившимся методам обучения и инструмент, позволяющий внести разнообразия в достаточно однотонную систему форм познания окружающей действительности.

Концепция изменений.

Способы:

- исследовательский метод;

-социальное проектирование;

-участие во Всероссийской акции « Я – гражданин России»

-поисково-исследовательская деятельность (работа в школьном музее Боевой славы)

-организация совместной работы с ветеранами войны и труда, ветеранами боевых действий;

-изучение природно-культурного наследия с помощью экскурсий по историческим местам России.

Условия реализации изменений (включая личностно – профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Целью моей работы, как классного руководителя, является следующее:

Формирование человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого, высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободу личности, проявляющего уважительное отношение к традициям и культуре своего народа.

Роль школы, и главным образом школьных учителей в развитии и активизации краеведческого движения по-прежнему высока. Занятия краеведением создают условия для научно-исследовательской работы. Прежде всего, школа должна побуждать в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему.

Моя педагогическая деятельность в данном направлении ориентированна на развитие личностных качеств и способностей обучающихся и содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся. Воспитывает чувство любви к родным местам, чувство уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны.

Происходит формирование личности, которая приобщается к общечеловеческим ценностям культуры. Ребята больше узнают о родных местах, узнают о людях, живущих рядом. Они приглядываются ко всему, интересуются, расспрашивают старших, глубже стали знать не только историю своей семьи, народа, своего города, но и отчасти своей страны.

Я убеждена, что пусть не все мои ученики станут краеведами, литераторами, историками, но равнодушными к судьбам России не будут.

Результат изменений

1.Качество успеваемости в классе 45%.

2.Процент успеваемости – 96.8%

3.Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2007г. – 100%,двоек нет, ср. балл 3.8.

4.По окончании 9 класса 12 учащихся поступили в техникумы на бюджетной основе.

5.Нет случаев правонарушений в течение многих лет, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних никто из учащихся не состоит.

6.Активное участие в традиционных встречах с ветеранами Сталинградской битвы (концерты, конкурсы, классные часы)

7.Организация экскурсий по школьному музею Боевой славы. Учащиеся Захарова Елена и Орлова Александра признаны лучшими экскурсоводами музеев Боевой славы и награждены почетной грамотой от Городского Совета ветеранов войны.

8.Создание трудовых бригад по организации помощи ветеранам Великой отечественной войны и педагогического труда. Лучшие награждены грамотами школы, им объявлены благодарности (Ильина Оксана, Абрамова Екатерина, Майорова Нина, Орлова Александра).

9.Участие в благотворительных акциях: «Шоколадный дом», «Помощь детям- сиротам»- 100 %.

10.Участие во Всероссийских конкурсах: по языкознанию: «Русский медвежонок»-3 место 2005 год; 29 место в регионе- 2007г; «Золотое руно», «Кенгуру», «Английский бульдог».

11.Активное участие в городском экологическом конкурсе «В ответе за все живое».

12.Участие во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» («Письмо ветерану»,»письмо президенту»,»письмо солдату в армию»).

13.Совершены поездки по городам России: Казань, Н.Новгород, Москва, Владимир, Суздаль, Гусь – Хрустальный, село Болдино, Раифский монастырь и др.

14.Классный руководитель награжден дипломом 1 степени Всероссийского конкурса «Педагогические инновации 2006»,грамотами администрации Русского драмтеатра,ОО «Турсервис»,Библиотеки имени В.Катаева.

 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1.      Новые подходы к преподаванию русского языка. Прикосновение к слову. Душеобразование через уроки развития речи: Учебное пособие/Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2001. 

2.      Кулаева Т. В. Нравственно-патриотическое воспитание через экскурсионную работу/Материалы Яковлевских чтений. Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2006.

3.      Всероссийский интернет-конкурс «Педагогические инновации 2006».

4.      Кулаева Т. В. Современные педагогические технологии. Эпистолярный жанр (интегрированный урок письма в 5 классе). Чебоксары:  Изд-во ЧРИО, Народная школа, №6, 2007.

3. Описание инновационного опыта учителя

«Без памяти нет традиций, без традиций нет воспоминания,

 без воспоминания нет культуры, без культуры нет духовности,

 без духовности нет личности, без личности нет народа».

Академик Г.Н. Волков,

действующий член РАО,

доктор педагогических наук

Обращение к духовно-нравственным традициям народа особенно актуально в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения общества.

Одним из важнейших направлений деятельности общеобразовательных учреждений является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества.

В последние годы стали активно возрождаться лучшие педагогические традиции, появились новые подходы в решении проблем воспитания подрастающего поколения.

В жизнь школы прочно вошло краеведение, открывающее большие возможности для проявления творческих способностей учащихся

Экскурсия для школьников – это одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Это содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Использование экскурсионного материала в процессе обучения помогает раскрыть общие закономерности изучаемых явлений, пробудить у учащихся интерес к знаниям, воспитывает в них стремление к самостоятельному творчеству.

Кроме того, краеведение и экскурсии вообще – верный путь к научно исследовательской работе. Таким образом,  экскурсии дают возможность не только изучать историю села, города, народа, страны, но и преподавать предмет, в частности литературу, на богатом конкретном примере.

Краеведение играет большую роль в процессе модернизации гуманитарного образования. Обновление гуманитарного образования – одна из важнейших современных проблем. В связи с этим литературно-историческое краеведение очень емкая и информативная дисциплина, которая должна быть включена в программу.

За шесть лет, в течение которых я  являлась классным руководителем, мы с ребятами побывали почти во всех музея города, познакомились с историей родного города, выходили с экскурсиями на многие предприятия, в рамках Декады русского языка и литературы встречались с поэтами, писателями Чувашии, каждый месяц ходили на просмотр спектаклей РДТ, являлись частыми гостями библиотек, например, библиотеки им.В. Катаева, где проводили Часы искусства, встречались с педагогами художественных и музыкальных школ.

Выезжали с экскурсиями в различные города России: с. Болдино(2003),

г. Казань(2004), г. Н. Новгород(2004), Раифский монастырь, Владимир – Суздаль – Гусь Хрустальный(2005), г. Москва(2007).

            Ребята активно участвуют в Благотворительных акциях, например, «Шоколадный дом» - 100%, «Помощь детям детских домов»(сбор вещей и канцтоваров) в различных конкурсах по литературе и истории, в экологическом конкурсе «Мы в ответе за все живое».

            Краеведение также содействует воспитанию чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны.

Ребята моего класса принимают активное участие в организации и проведении в школе традиционных встреч с ветеранами Сталинградской битвы. Проводятся классные часы, открытые уроки, конкурсы стихов, конкурсы сочинений, готовят подарки, проводят

 экскурсии по школьному Залу Боевой Славы для ветеранов и гостей школы(2 ученицы награждены Почетными грамотами от Городского совета ветеранов). Организованы трудовые бригады в помощь ветеранам педагогического труда и ВОв; проводятся встречи с ветеранами боевых действий. В 2006 г. я участвовала во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации», поделилась опытом работы и стала лауреатом конкурса.

 

4. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта).

Являюсь членом Ассоциации учителей русского языка и принимаю активное участие в работе мастерской «Пути преодоления трудностей при изучении русского языка».

Рекомендовано выступление на педагогическом марафоне учебных предметов, который состоится в рамках Августовской конференции предметников

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Созонова Алевтина Кронидовна 

 

тел.: 31-72-68

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика