Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Система решений лингвистических задач как средство углубления знаний учащихся по русскому языку. Калля Альбина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 46» г.Чебоксары

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОНОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения

Ф.И.О.  автора проекта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Калля Альбина Николаевна

428037 г. Чебоксары

ул. Баумана, 4

МОУ «Гимназия № 46»

учитель русского языка и литературы

23

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Система решений лингвистических задач как средство углубления знаний учащихся по русскому языку.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

1.Новые условия образовательной деятельности.

2.Введение новых учебных курсов и системы дополнительного образования посредством ДПУ.

3. Профессионально – ориентированное обучение.

Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно – информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

1.  Использование  коммуникационно – информационных технологий, технологии личностно – ориентированного обучения.

2. Изменение в организации учебного процесса.

3. Внедрение элективных курсов на 3 ступени обучения.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)

1. Формирование познавательной активности учащихся.

2. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе изучения русского языка.

3. Работа с одарёнными детьми: подготовка к творческим конкурсам, олимпиадам и научно – практическим конференциям.

4. Отсутствие специально составленных учебных и  дидактических материалов по теме.

Условия реализации изменений ( включая личностно – профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Обмен опытом работы в профессиональных сообществах: участие в городских, республиканских семинарах, проведение мастер – классов.

Результаты изменений

Член ОО «Ассоциация педагогических работников «21 век» г. Чебоксары», вхожу в состав творческой группы «Пути преодоления трудностей в преподавании русского языка».

   В 2005, 2006, 2008 годах работала членом предметной подкомиссии по русскому языку ГЭК ЧР по проверке экзаменационных работ по русскому языку, в 2006, 2008- уполномоченным членом ГЭК ЧР по проведению ЕГЭ.

   В 2005-2006, 2007 - 2008 учебном году  - член экспертной группы городской аттестационной комиссии на первую квалификационную категорию.

 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Статья «Система решения лингвистических задач как средство углубления знаний учащихся по русскому языку», разработанный по теме урок и мультимедийная презентация к уроку размещены на сайте ЧРИО в разделе «Передовой педагогический опыт учителей»; в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 учебного года (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов) Издательского дома «Первое сентября».

 

III. Описание инновационного опыта учителя

       В школьном преподавании изучение родного языка предстает  в виде совокупности правил, усвоение которых обеспечивает в первую очередь правильное и логически стройное владение языком. Это нормативное изучение языка сочетается с другими задачами: ознакомить учащихся с богатством, гибкостью и красотой родного языка.

       Изучая язык, ребенок одновременно все богатство знаний, умений и навыков, закрепленных в языке. Однако дело не сводится к их простому восприятию. Изучая язык, ребенок одновременно усваивает и средство обогащения человеческих знаний, так как знания, каким бы образом ни приобретались, формулируются при посредстве языка. А преобразование вновь добытых знаний в языковую форму  или оперирование зафиксированной в языке информацией опять требует ознакомления с «рабочими» возможностями языка, с правилами его употребления.

      В связи с этим, преподавание родного языка, как мне кажется, должно иметь научный характер, то есть затрагивать изучение природы и сущности того во многом еще загадочного явления, которое именуется человеческим языком.

     Каким же образом можно осуществить научный подход в изучении русского языка в школе? В моей практике одним из средств такого изучения стало решение лингвистических задач, то есть задач по языкознанию. Решая их, ребята  глубже проникают в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов языка, практически знакомятся с некоторыми из современных методов лингвистического исследования; получают представление об общем языкознании как науке, изучающей основные особенности и закономерности строения и развития языка. Задачи разнообразны по языковому материалу, лингвистическим явлениям и методам решения и затрагивают все основные разделы языка: фонетику (с фонологией), графику (с орфографией), морфологию, синтаксис, семантику. Система решения таких задач строится по основному закону дидактики: от простого к сложному ( чем больше знаний у учащихся по основному материалу, тем сложнее задачи). В среднем звене на решение задач я уделяю  несколько минут в начале урока, более сложные разбираем на отдельных уроках- уроках решения лингвистических задач. В старшем звене такие уроки провожу систематически, что  вызывает интерес обучаемых, развивает их познавательную активность, творческую и поисковую деятельность.

           Результаты работы показывают позитивную динамику успеваемости обучающихся: качество успеваемости за последние четыре года составляет 88%, средний балл по преподаваемому предмету - 4,6 балла.Мои ученики занимают призовые места в районных, городских, республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях, результативно участвуют во Всероссийской игре- конкурсе «Русский медвежонок»- языкознание для всех»: за последние годы в «Списке лучших результатов по Республике»- 12 учащихся, 110 учеников получили «Диплом победителю».

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Данная графа заполняется председателем районного методического объединения

(ассоциации) учителей – предметников или методистом ОУО

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика