ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОНОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образование» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора проекта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Калля Альбина Николаевна |
428037 г. Чебоксары
ул. Баумана, 4
МОУ «Гимназия № 46» |
учитель русского языка и литературы |
23 |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Система решений лингвистических задач как средство углубления знаний учащихся по русскому языку. |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
1.Новые условия образовательной деятельности.
2.Введение новых учебных курсов и системы дополнительного образования посредством ДПУ.
3. Профессионально – ориентированное обучение. |
Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно – информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
1. Использование коммуникационно – информационных технологий, технологии личностно – ориентированного обучения.
2. Изменение в организации учебного процесса.
3. Внедрение элективных курсов на 3 ступени обучения. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски) |
1. Формирование познавательной активности учащихся.
2. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе изучения русского языка.
3. Работа с одарёнными детьми: подготовка к творческим конкурсам, олимпиадам и научно – практическим конференциям.
4. Отсутствие специально составленных учебных и дидактических материалов по теме. |
Условия реализации изменений ( включая личностно – профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Обмен опытом работы в профессиональных сообществах: участие в городских, республиканских семинарах, проведение мастер – классов. |
Результаты изменений |
Член ОО «Ассоциация педагогических работников «21 век» г. Чебоксары», вхожу в состав творческой группы «Пути преодоления трудностей в преподавании русского языка».
В 2005, 2006, 2008 годах работала членом предметной подкомиссии по русскому языку ГЭК ЧР по проверке экзаменационных работ по русскому языку, в 2006, 2008- уполномоченным членом ГЭК ЧР по проведению ЕГЭ.
В 2005-2006, 2007 - 2008 учебном году - член экспертной группы городской аттестационной комиссии на первую квалификационную категорию.
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Статья «Система решения лингвистических задач как средство углубления знаний учащихся по русскому языку», разработанный по теме урок и мультимедийная презентация к уроку размещены на сайте ЧРИО в разделе «Передовой педагогический опыт учителей»; в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 учебного года (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов) Издательского дома «Первое сентября».
|
III. Описание инновационного опыта учителя |
В школьном преподавании изучение родного языка предстает в виде совокупности правил, усвоение которых обеспечивает в первую очередь правильное и логически стройное владение языком. Это нормативное изучение языка сочетается с другими задачами: ознакомить учащихся с богатством, гибкостью и красотой родного языка.
Изучая язык, ребенок одновременно все богатство знаний, умений и навыков, закрепленных в языке. Однако дело не сводится к их простому восприятию. Изучая язык, ребенок одновременно усваивает и средство обогащения человеческих знаний, так как знания, каким бы образом ни приобретались, формулируются при посредстве языка. А преобразование вновь добытых знаний в языковую форму или оперирование зафиксированной в языке информацией опять требует ознакомления с «рабочими» возможностями языка, с правилами его употребления.
В связи с этим, преподавание родного языка, как мне кажется, должно иметь научный характер, то есть затрагивать изучение природы и сущности того во многом еще загадочного явления, которое именуется человеческим языком.
Каким же образом можно осуществить научный подход в изучении русского языка в школе? В моей практике одним из средств такого изучения стало решение лингвистических задач, то есть задач по языкознанию. Решая их, ребята глубже проникают в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов языка, практически знакомятся с некоторыми из современных методов лингвистического исследования; получают представление об общем языкознании как науке, изучающей основные особенности и закономерности строения и развития языка. Задачи разнообразны по языковому материалу, лингвистическим явлениям и методам решения и затрагивают все основные разделы языка: фонетику (с фонологией), графику (с орфографией), морфологию, синтаксис, семантику. Система решения таких задач строится по основному закону дидактики: от простого к сложному ( чем больше знаний у учащихся по основному материалу, тем сложнее задачи). В среднем звене на решение задач я уделяю несколько минут в начале урока, более сложные разбираем на отдельных уроках- уроках решения лингвистических задач. В старшем звене такие уроки провожу систематически, что вызывает интерес обучаемых, развивает их познавательную активность, творческую и поисковую деятельность.
Результаты работы показывают позитивную динамику успеваемости обучающихся: качество успеваемости за последние четыре года составляет 88%, средний балл по преподаваемому предмету - 4,6 балла.Мои ученики занимают призовые места в районных, городских, республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях, результативно участвуют во Всероссийской игре- конкурсе «Русский медвежонок»- языкознание для всех»: за последние годы в «Списке лучших результатов по Республике»- 12 учащихся, 110 учеников получили «Диплом победителю».
|
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Данная графа заполняется председателем районного методического объединения
(ассоциации) учителей – предметников или методистом ОУО |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|