Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Активизация творческой деятельности учащихся на основе интегральной технологии». Уроки с использованием ИКТ. Ильина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 4»

Информационная карта инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «Образование»

1. Общие сведения

Ф.И.О. опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта

Должность с указанием

преподаваемого предмета

Стаж работы

Ильина Татьяна Ивановна

МОУ «Лицей № 4»

Учитель русского языка и литературы

26 лет

 

2. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Активизация творческой деятельности учащихся на основе интегральной технологии». Уроки с использованием ИКТ.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, современное оснащение кабинета русского языка и литературы.

Идея изменения (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

В использовании современных и традиционных образовательных технологий, современная организация учебного и воспитательного процессов.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами, ограничения, трудоемкость, риски)

Современные образовательные технологии наряду с традиционными активизируют учебную и воспитательную деятельность учащихся, но требуют от учителя больше времени в процессе подготовки к урокам, особенно если в кабинете нет современного оборудования в полном объеме.

 

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Учитель владеет новыми технологиями, имеет достаточно хороший уровень профессионализма.

Результат изменений

Хорошие знания учащихся по русскому языку и литературе, высокий процент качества знаний учащихся

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

14 опубликованных работ.

4. Экспертное заключение

 

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Открытые уроки и мастер-классы для учителей республики, выступления на международных, межобластных, республиканских научно-практических конференциях, публикация работ.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес

 

 

3. Описание инновационного опыта учителя.

 

             Использую современные образовательные технологий, в том числе

 ИКТ в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

В своей педагогической деятельности использую все современные образовательные технологии или их элементы. Будучи руководителем методического объединения учителей русского языка и литература в школе №51, не раз выступала с обобщением опыта своей работы по новым технологиям перед коллегами.

            В своей работе часто пользуюсь проектной образовательной технологией при подготовке учащихся к написанию сочинений, рефератов, к выпуску стенгазет.

            В старших классах, например, на уроках литературы при изучении творчества писателей и поэтов «серебряного века», использую интегральную образовательную технологию. Это блок уроков, состоящий из вводного повторения (в виде интерактивного информационного режима. Форма – беседа. Цель – восстановить в памяти все необходимые сведения). Затем идет изучение нового материала большим массивом (лучше в форме лекции, рассказа учителя). Потом идет развивающее дифференцированное закрепление в форме семинара-практикума. Завершается блок уроков обобщающим повторением и срезовым контролем (зачет, зачет на компьютере, тест).                                                                

При изучении сложных тем на уроках русского языка, таких как «Правописание не с разными частями речи», « Одна и две буквы н в словах разных частей речи», «Чередующиеся гласные в корне слова», «Правописание частиц не и ни" и др. использую технологию модульного обучения.

            Пользуюсь я и здоровьесберегающей технологией. Цель ее – обеспечить школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, свормировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Регулярно вместе с медработниками провожу экспресс-диагностику состояния учащихся и отслеживаю основные параметры развития их организма в динамике (начало – конец учебного года).

             В структуре этого метода технологии я как учитель русского языка и литературы и как классный руководитель использую следующие приемы:

1. Защитно-профилактические (беседы о личной гигиене и гигиене обучения).

2. Компенсаторно – нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная лечебная физкультура).

3. Стимулирующие (элементы закаливания, фитотерапия, приемы психотерапии).

4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся,

 педагогам, тематические уроки, диктанты, предложения на тему здоровья).

5. Регулирую объем домашнего задание, чередую различные виды деятельности на уроке, делаю эмоциональные разрядки, чередую позы: слежу за посадкой учащихся, создаю психологический климат на уроке, вношу в урок положительные эмоции).

            Чаще всего я использую интерактивные технологии или ее элементы. В рамках этих технологий я разработала и опубликовала много уроков (деловая игра, бенефис, интервью, литературная гостиная, блеф-клуб и т.д.).

            В октябре 2002 г. я вместе с членами творческой группы на семинаре руководителей ШМО провела и опубликовала урок–литературная гостиная «И духа не угашайте…» с использованием интерактивных технологий.

            В декабре 2005 года провела открытый урок в 7Л классе для родителей и общественности в рамках Дня открытых дверей на тему «Подготовка к сочинению в публицистическом стиле. Заметка в газету «День общественной экспертизы в школе №51» с использованием элементов проектной технологии и интерактивной–

организовала детей и гостей на деловую игру. Фрагмент этого урока был показан в программе «Вести» Чувашского республиканского телевидения.

            В апреле 2004 года провела интегрированный урок по литературе в 11 классе на тему «Проблема исторической памяти в современной литературе

(по произведениям В.Быкова «Облава» и В.Солоухина «Смех за левым плечом»),

используя проектную технологию и элемент интерактивной.

            В марте 2005 года провела урок русского языка в 10 Л классе, используя модульную и здоровьесберегающую технологии, на тему: «Односоставные предложения».

            6 марта 2006 года в 10Л классе провела открытый урок по русскому языку

с использованием ИКТ на тему: «Предлоги. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи», который затем представила на общегородской конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ».

            21 февраля 2007 г. в рамках республиканского семинара по проблеме «Интерактивные методы обучения как средство повышения эффективности уроков русского языка и литературы» провела мастер-класс и открытый урок по литературе с использованием интерактивной и проектной технологий на тему «Взрослые» проблемы в детской повести В.М.Воскобойникова «Все будет в порядке» для учителей республики.     В мае 2007 г. представила этот урок на Республиканский фестиваль педагогических идей учителей-словесников «Открытый урок», награждена дипломом 1 степени.

            Пишу сценарии с использованием элементов интерактивных технологий, так, используя мой сценарий экологического утренника «Берегите природу», команда школы в октябре 2003 года заняла 2 место в районном конкурсе экологических бригад.

            Приняла участие в общегородском конкурсе «Лучший урок с использованием ИКТ». Представила урок русского языка в 10 класс на тему: «Предлоги. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи».

 

5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

             15 лет являлась членом творческой группы учителей русского языка и литературы школ Московского района, а с 2005 года - ее руководителем, проводила мастер – классы, участвовала в подготовке к выпуску сборников методических разработок уроков русского языка и литературы, внеклассных мероприятий по предмету. А всего группой издано пять сборников, Обменивалась опытом работы с учителями школ города и республики, выступала с докладами и сообщениями на педагогических семинарах и методобъединениях.

            В 1994 г. выступила на Республиканской научно - практической конференции в Чувашском государственном институте гуманитарных наук, в сборнике которого была опубликована моя статья «Нравственное развитие личности старшеклассников. Опыт социологического исследования».

 В 1998 г. в составе творческой группы приняла участие в Первом

всероссийском конкурсе «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в

сфере образования».

8 февраля 2006 г. выступила с докладом «Научно-социальное исследование духовных потребностей учащихся» на духовно- просветительских чтениях по теме «Духовно-нравственное воспитание личности», проведенных в Чувашском республиканском институте образования.

25 апреля 2006 г. выступила с докладом «Проблемы нравственного развития личности старшеклассника» на конференции «Год духовного просвещения и наследие И.Я.Яковлева» в Чувашском республиканском институте образования.

В мае 2006 г. выступила с докладом «Национально-региональный компонент в системе вариативности преподавания русского языка и литературы в русско-язычной школе» на Международном симпозиуме «Вариативность в языках народов Поволжья», проходившем в Чувашском государственном институте гуманитарных наук с 18 по 19 мая 2006 г.

12 февраля 2007 г. выступила с докладом на Итоговой научной сессии в Чувашском государственном институте гуманитарных наук на тему «Реформа образования и духовно-нравственный облик учащейся молодежи (социолого-педагогический аспект).

22 ноября 2007 г. выступила на Региональной научно-практической конференции «Формирование духовности ребенка в поликультурной среде» с докладом «Нетрадиционные формы и методы обучения как одно из средств развития личности учащихся».

8 февраля 2008 г. выступила с докладом на Межвузовской научно-практической конференции «Семья в современном обществе: от традиций к инновациям» на тему «Духовно-нравственный облик «поколения перемен» (социолого-педагогический аспект).

            Имею 14 опубликованных работ.         

 

СПИСОК

опубликованных работ Ильиной Татьяны Ивановны,

учителя МОУ «Лицей №4»

1.       Современная социально-профессиональная структура сельскохозяйственных трудовых коллективов. \\Управление трудовым коллективом. - Чебоксары, Чув. гос. ин-т гум. наук , 1982, стр.115-127 (в соавторстве).

2.       Нравственное развитие личности старшеклассников. Опыт социологического исследования .\\ Современная семья и ее проблемы \\ Тезисы докладов и сообщений республиканской научно-практической конференции. – Чебоксары, ЧГИГН, 1994, с. 76-78.

3.       Проблемы нравственного развития личности старшеклассника. \\ Социально-экономические проблемы перехода к рыночным отношениям.- Чебоксары, ЧГИГН, 1996,с 160-167.

4.   План-конспект урока-концерта на тему: «Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство» (Авторская песня и ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны). \\ Нетрадиционные уроки литературы . - Чебоксары, «Правительственный вестник», 1993, с. 85-93.

 5. План-конспект урока-обзора на тему: «Сатира и юмор в литературе  20-30 – х годов ХХ века». (Там же), с.36-43.

 6. Изучение сатирических произведений 20-30 – х годов ХХ века в  старших классах. \\ «Народная школа» № 5, 1993, с.52-56.

 7. План-конспект урока-бенефиса с элементами КВН на тему: «Алло! Мы  ищем таланты!» (Урок чествования ребят за лучшие творческие  работы) . \\ Нетрадиционные формы работы по русскому языку и литературе. - Чебоксары, «Правительственный вестник»,1994, с.10-19.

 8. План-конспект урока-интервью с элементами деловой игры в 5 классе  «На крыльях фантазии» .\\Уроки литературы в 6 классе . - Чебоксары,  «Клио» ,1997, с.50-52.

 9. План-конспект урока-путешествия в 6 классе «Человек за все платит  сам» . \\ За страницами учебника литературы (Уроки внеклассного чтения). - Чебоксары, «Клио» , 1998, с. 60-67.

 10. План-конспект урока – литературная гостиная «…И духа не угашайте …» \\ Сб. «…И духа не угашайте…».- Чебоксары, «Клио»,2004, с.7-18.

11.    Литературно-музыкальная композиция «Из семейной военной шкатулки». \\ «И помнит мир спасенный…». - Чебоксары, 2005, с.29-40.

 12. « Проблемы нравственного развития личности старшеклассника.\\Год духовного просвещения и наследие И.Я.Яковлева.-Чебоксары, изд.-во ЧРИО, 2006, с.44-46.

13. Духовно-нравственный облик «поколения перемен» (социолого- педагогический аспект).\\ Сб.статей межвузовской научно-практической конференции «Семья в современном обществе: от традиций к инновациям».- Чебоксары, 2008, с.55-60.

14. Нетрадиционные формы и методы обучения как одно из средств развития личности учащихся. \\ Формирование духовности ребенка в поликультурной среде. - М.-Чебоксары, 2008, с.31-34.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика