Анализ художественного текста в процессе литературного исследования.
Технология «Анализ художественного текста в процессе литературного исследования» разработан в целях развития познавательных навыков, критического мышления; формирования навыков самостоятельного конструирования знаний; воспитания умения видеть идею художественного текста.
Учебные занятия строятся на принципах исследовательской, проектной деятельности и развивают умение доказывать собственное мнение, стимулируют творчество, развивают творческое мышление, наблюдательность, память, ассоциативное мышление.
Анализ передового педагогического опыта показывает, что одним из условий эффективности ученических исследований является организация проблемного обучения. Особенностью своих уроков считаю:
· ход познания – «от учеников»;
· коллективный поиск;
· исследовательский характер деятельности учащегося: наблюдать, сравнивать, группировать;
· интенсивная самостоятельная деятельность учащихся.
В типичной образовательной ситуации классно-урочной системы реализуется стандартная схема «учитель-ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление, проблема требуют самостоятельного анализа.
Обобщая опыт преподавания литературы, можно с уверенностью сказать, что практических результатов можно добиться при сочетании традиционных форм и методов обучения с нововведениями. Среди новшеств моей педагогической деятельности выделяю
1. SWOT – анализ. 2. Проектная деятельность. 3. Исследование художественной детали. 4. Изучение интертекстуальных связей.
5. Обучение мастерству убеждения в публичном выступлении. 6. Урок-музей.
Результаты работы по данной технологии
u Средний балл по литературе – 4,4.
u Средний балл ЕГЭ – 4,1.
u Олимпиада : 2002 – 2003 уч. г.(1 призер) - русский язык 2 место;
2003 – 2004 уч. г. (2 призера) – литература - 2 место, чувашская литература - 2 место;
2004 – 2005 уч. г. ( 2 призера) - русский язык - 3 место, литература - 3 место;
2005 – 2006 уч. г. (2 призера) – литература - 2 место, чувашская литература - 2 место (республиканская);
2006 – 2007 уч. г. (2 призера) - чувашская литература - 3 место, 1 место (республиканская);
2007 – 2008 уч. г. (2 призера) - чувашская литература - 3 место;
2008 – 2009 уч. г. (1 призер) – русский язык – 2 место.
u Научно-практическая конференция: 2003 – 2004 - литература 2 место;
2006 – 2007 – литература 2 место, литература 2 место;
2007 – 2008 – литература 1, 2, 3 места.
|