III. Описание инновационного опыта учителя
В 2005 году я разработала программу «Социальная адаптация детей группы риска», рассчитанную на три года.
Необходимость в такой программе появилась на основании того, что в 9 классе из 12 учащихся шесть учеников относилось к группе риска, пять из них состояло на внутришкольном контроле. Ученики пропускали занятия без уважительных причин, плохо учились, нарушали дисциплину, слабо шли на контакт с родителями и учителями. Были агрессивны, грубы, развязны. Часть детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, у многих пьющие родители, три человека были из неполных семей. Возникла угроза правонарушений и отчисления из школы этих учеников.
Цель программы: создать максимально благоприятные условия для социальной адаптации детей группы риска.
Задачи программы: - изучить психофизиологические особенности детей;
- разработать индивидуальную программу адаптации учеников применительно к современным условиям действительности;
- привлечь родителей и педагогов к реализации этой программы.
Программа «Социальная адаптация детей» имеет три этапа. Первый этап 2005-2006 учебного года предполагал индивидуальную работу с учащимися из семей группы риска. На базе школы я создала кружок «Юный программист», чтобы научить ребят работать с компьютером. Ученики охотно посещали этот кружок, потому что дома они не имели компьютеров, научились составлять презентации, работать с Интернет-ресурсами, с электронными учебниками. В вечернее время они готовились к урокам, часто в школе, потом посещали кружок «Юный лингвист» и спортзал.
Результат первого этапа программы: у детей появилась уверенность в своих силах, исчезла агрессия и грубость, появилась мотивация в учёбе, потребность в самообразовании, исчез риск правонарушений. Все шесть учеников успешно сдали экзамены за курс основной школы, 4 ученика продолжили учёбу в профессиональных училищах.
Второй этап программы предполагал повышение самооценки учащихся из семей группы риска. В 2006-2007 учебном году в 10 классе было десять учащихся. Из них один ученик – сирота, один ученик из семьи, где родители – пьющие, двое – из неполных семьи, где хорошие бытовые условия, но не было взаимопонимания между родителями (один ученик воспитывался матерью, другой - отцом) и сыновьями. Воспитательная работа была построена на привлечении этих учащихся в школьную организацию старшеклассников ОАЗиС. Ребята принимали участие в разработке сценариев к праздникам и проведении этих праздников, защищали честь школы на спортивных соревнованиях, принимали участие в районных и республиканских мероприятиях.
Результат второго этапа программы: один ученик закончил год на «4» и «5», занял индивидуальное I место в силовых упражнениях на районной Зарнице – 2007, на районной олимпиаде по литературе занял I место. Ещё один ученик занял индивидуальное I место на Зарнице-2007 по стрельбе.
Третий этап программы, рассчитанный на 2007-2008 учебный год, предполагал успешную сдачу экзаменов на итоговой Государственной аттестации и профессиональное самоопределении.
Результат третьего этапа программы: Один ученик закончил школу с серебряной медалью, поступил в высшее учебное заведение, два ученика поступили в ССУЗы. Таким образом, программа «Социальная адаптация детей группы риска», рассчитанная на три года, дала положительные конкретные результаты. Опыт работы обобщён и систематизирован в брошюре.
|