Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. Деманова Елизавета Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Кувакинская гимназия»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования».

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Деманова Елизавета Анатольевна

МОУ «Кувакинская гимназия», 429812 Чувашская Республика, Алатырский район, с. Кувакино, ул. Пролетарская 1

Учитель русского языка и литературы

28 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Работа над анализом художественного произведения и  обучение творческому письму – одна из важнейших практических задач учителя – словесника. Современные подходы к изучению русского языка и литературы в школе предполагают приоритет речевого развития, развитие в первую очередь коммуникативной компетентности учащихся. Дети должны уметь вести личностный диалог с текстом, иметь навык творческого письма. Поэтому считаю, что  предложенная методика анализа текста позволяет выйти на самые глубинные слои содержания, постигнуть произведение во всей его сложности и многозначности. Новизна её заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста и в чётком пошаговом алгоритме, созданном по принципу «от формы к содержанию». При таком подходе анализ текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика.

 

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в развитии творческих способностей учащихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной работе за счет глубокого понимания особенностей личности ребенка  и, главное, выделения его достоинств, умений, стремлений, ценностей, целей, созидательных потребностей и постараться, используя психолого-педагогические методы, развить любые, даже самые малые,  ростки успеха.

Методическими средствами в ИПО является широкое использование современных образовательных технологий: уроки творческого письма, проектная деятельность, интерактивные формы общения, лингвистические и поэтические пятиминутки.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Плюсы предлагаемых технологий заключаются прежде всего в их универсальности, доступности любому возрасту и любому уровню развития. Регулярное использование этих технологий развивает воображение и ассоциативное мышление, позволяет углубиться в текст и создавать творческие работы.  Данные технологии можно отнести к развивающим.                                                                                                                                              

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условием развития у детей творческих способностей на уроках русского языка и литературы являются изменение содержания обучения на основе развития воображения и ассоциативного мышления.

Результат изменений

Мои ученики принимают активное участие в предметных районных олимпиадах и становятся победителями и призерами (Филатова Е., 10 класс,  литература – 3 место, 2006-2007 учебный год; Рыжова О., 10 класс, русский язык, 1 место, 2007-2008 учебный год). Также они являются победителями и призерами творческих конкурсов («Сердце матери» - Филатова Е., 1 место, Царькова А. – 2 место), научно-практических конференций районного и республиканского уровней (Республиканский конкурс юных журналистов, победа в номинации «Индивидуальное творчество» - Сергеева О., Филатова Е., Царькова А.).  Из года в год вырастает процент учащихся, выбравших профессиональное обучение в ВУЗах гуманитарного профиля (Чечулина И., Титова Е. – ЧГУ журфак, Терюкалова О. – ЧГПУ, филфак)

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Журнал «Народная школа» 2006 г. № 1.

III. Описание инновационного опыта учителя

Исходя из основного психологического закона эстетического восприятия, любой анализ художественного произведения следует начинать с поиска двух полюсов, которые вызывают у нас противоположные эмоции. Это могут быть контрастные образы  или эмоционально противоположные мотивы, это может быть противостояние цветовой гаммы, точек пространства и времени, а также звуковых рядов. Затем для глубокого восприятия произведения очень важен особый вид ассоциаций по эмоциям. 

Подробнее проиллюстрируем  на стихотворении А.С.Пушкина «Виноград».         

 Предлагаемый алгоритм анализа, в основе которого – постижение многозначности слова.

1.Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. (Это весенние «розы» и «виноград»).

Попытаться сформулировать своё восприятиё содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

2.Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.

3.Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

 

 

 

4.Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.

    Ученикам предлагается составить таблицу и заполнить её по шагам алгоритма:

                                                               Розы

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

Ассоциации

Розы

 

Увядшие

Лёгкая весна (эпитет)

Весна, красота, молодость, дева – роза, любовь, счастье.

 

Быстротечность жизни,

Недолговечность красоты

                                                          Виноград

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

Ассоциации

Виноград

Краса долины злачной

(метафора, эпитет)

Отрада

Осень златая (эпитет)

 

Продолговатый, прозрачный

(эпитеты)

Как персты (сравнение)

Дева молодая (эпитет)

Осень, плоды, урожай, зрелость, радость бытия, богатство духовное, подведение жизненных итогов, мудрость зрелости, зрелая красота

 

 

Молодость

5. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.

6. Создать свой текст  или записать содержания стихотворения прозой, выявив всё, что возникает лишь в ассоциациях, в воображении, угадывается в процессе чтения.

Таким образом, разработанный алгоритм анализа текста и технология его применения помогает учащимся анализировать и интерпретировать текст, выполнять задания творческого характера, создавать творческие работы на заданную и свободную тему.

Остановимся на втором виде анализа произведения, который также направлен на  обучение творческому письму. На протяжении урока или,  как я называю,  мастерской,  как обычно предполагается конспективное ведение записей. Творческое письмо («реконструкция») состоится только при наличии «материала» - слов, предложений, образов, которые появятся в результате творческого анализа («деконструкции»).

 Итак, стихотворение А.А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…» (11 класс).

Анализируя, ученики выполняют ряд заданий:

I. Выберите себе какой – нибудь цвет и какой – нибудь звук, любимые лирическим  героем Блока в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Назовите их соседу по парте. Запишите названные в паре цвета и звуки.

 

 

II. 1.Во время чтения стихотворения учителем делаются выписки по типу таблицы: записывать «тёмные» и «светлые» слова, включая звуковые образы.  Условное представление о том, что слова могут быть по внутреннему, субъективному впечатлению «тёплые» и «холодные», «светлые» и «тёмные», уже есть у учащихся.

         2.По очереди читаются полученные ряды слов. На доске  записываются варианты.            

    3.Подберите условные названия к каждому столбику, используя лексику А.Блока.                                              

«Светлые» слова

«Тёмные» слова

Пела радость; голос, летящий в купол;

Усталых; в чужом краю; ушедших; забывших;

Белое платье пело в тихой гавани;

Из мрака; на чужбине; усталые люди;

Луч сиял; радость будет; голос был сладок;

Никто не придёт назад;

Высоко, у царских врат; светлую жизнь

Причастный; плакал ребёнок

НЕБО

ЗЕМЛЯ

МЕЧТА

(плюс «+»)

«СТРАШНЫЙ МИР»

(минус «  - »)

  III. 1. Подчеркните 3-4 слова из записанных. Выберите одно из них. Прочитайте вслух.

Вариант задания

     Подчеркните одно из «светлых» слов и одно из «тёмных». Соедините их в словосочетание, учитывая, что их можно изменять и при необходимости преобразовывать в другую часть речи.

     2. Запишите посередине строки то, что получилось. Прочитайте вслух. Это название вашей творческой работы. Напишите небольшой текст. (7 минут).

Затем тексты читаются вслух.

(Пример творческого письма, созданного на основе анализа текста произведения)

Светлый плач.

Может ли плач быть светлым? Может, если плач – от радости. Радость встречи после долгой разлуки, радость сбывшихся надежд, радость конца войны… Плач от счастья…

Плач сам по себе – тёмное, неприятное, горькое. Светлый плач – полная противоположность – нечто радостное, приятное, доброе. Почему у Блока встречаются такие противопоставления? Видимо, из – за внутренней, душевной борьбы…

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Опыт педагога распространен в форме открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классов и выступлений на семинарах для педагогической общественности района.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Тихонова И.В., методист информационно-методического центра, 8353124146, г.Алатырь, ул.Ленина, д. 29

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика