Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО заключается в развитии творческих способностей учащихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной работе за счет глубокого понимания особенностей личности ребенка и, главное, выделения его достоинств, умений, стремлений, ценностей, целей, созидательных потребностей и постараться, используя психолого-педагогические методы, развить любые, даже самые малые, ростки успеха.
Методическими средствами в ИПО является широкое использование современных образовательных технологий: уроки творческого письма, проектная деятельность, интерактивные формы общения, лингвистические и поэтические пятиминутки. |
Результат изменений |
Мои ученики принимают активное участие в предметных районных олимпиадах и становятся победителями и призерами (Филатова Е., 10 класс, литература – 3 место, 2006-2007 учебный год; Рыжова О., 10 класс, русский язык, 1 место, 2007-2008 учебный год). Также они являются победителями и призерами творческих конкурсов («Сердце матери» - Филатова Е., 1 место, Царькова А. – 2 место), научно-практических конференций районного и республиканского уровней (Республиканский конкурс юных журналистов, победа в номинации «Индивидуальное творчество» - Сергеева О., Филатова Е., Царькова А.). Из года в год вырастает процент учащихся, выбравших профессиональное обучение в ВУЗах гуманитарного профиля (Чечулина И., Титова Е. – ЧГУ журфак, Терюкалова О. – ЧГПУ, филфак) |
Исходя из основного психологического закона эстетического восприятия, любой анализ художественного произведения следует начинать с поиска двух полюсов, которые вызывают у нас противоположные эмоции. Это могут быть контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы, это может быть противостояние цветовой гаммы, точек пространства и времени, а также звуковых рядов. Затем для глубокого восприятия произведения очень важен особый вид ассоциаций по эмоциям.
Подробнее проиллюстрируем на стихотворении А.С.Пушкина «Виноград».
Предлагаемый алгоритм анализа, в основе которого – постижение многозначности слова.
1.Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. (Это весенние «розы» и «виноград»).
Попытаться сформулировать своё восприятиё содержания стихотворения на уровне первого впечатления.
2.Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
3.Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
4.Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.
Ученикам предлагается составить таблицу и заполнить её по шагам алгоритма:
Розы
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств |
Ассоциации |
Розы
Увядшие
Лёгкая весна (эпитет) |
Весна, красота, молодость, дева – роза, любовь, счастье.
Быстротечность жизни,
Недолговечность красоты |
Виноград
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств |
Ассоциации |
Виноград
Краса долины злачной
(метафора, эпитет)
Отрада
Осень златая (эпитет)
Продолговатый, прозрачный
(эпитеты)
Как персты (сравнение)
Дева молодая (эпитет) |
Осень, плоды, урожай, зрелость, радость бытия, богатство духовное, подведение жизненных итогов, мудрость зрелости, зрелая красота
Молодость |
5. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.
6. Создать свой текст или записать содержания стихотворения прозой, выявив всё, что возникает лишь в ассоциациях, в воображении, угадывается в процессе чтения.
Таким образом, разработанный алгоритм анализа текста и технология его применения помогает учащимся анализировать и интерпретировать текст, выполнять задания творческого характера, создавать творческие работы на заданную и свободную тему.
Остановимся на втором виде анализа произведения, который также направлен на обучение творческому письму. На протяжении урока или, как я называю, мастерской, как обычно предполагается конспективное ведение записей. Творческое письмо («реконструкция») состоится только при наличии «материала» - слов, предложений, образов, которые появятся в результате творческого анализа («деконструкции»).
Итак, стихотворение А.А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…» (11 класс).
Анализируя, ученики выполняют ряд заданий:
I. Выберите себе какой – нибудь цвет и какой – нибудь звук, любимые лирическим героем Блока в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Назовите их соседу по парте. Запишите названные в паре цвета и звуки.
II. 1.Во время чтения стихотворения учителем делаются выписки по типу таблицы: записывать «тёмные» и «светлые» слова, включая звуковые образы. Условное представление о том, что слова могут быть по внутреннему, субъективному впечатлению «тёплые» и «холодные», «светлые» и «тёмные», уже есть у учащихся.
2.По очереди читаются полученные ряды слов. На доске записываются варианты.
3.Подберите условные названия к каждому столбику, используя лексику А.Блока.
«Светлые» слова |
«Тёмные» слова |
Пела радость; голос, летящий в купол; |
Усталых; в чужом краю; ушедших; забывших; |
Белое платье пело в тихой гавани; |
Из мрака; на чужбине; усталые люди; |
Луч сиял; радость будет; голос был сладок; |
Никто не придёт назад; |
Высоко, у царских врат; светлую жизнь |
Причастный; плакал ребёнок |
НЕБО |
ЗЕМЛЯ |
МЕЧТА
(плюс «+») |
«СТРАШНЫЙ МИР»
(минус « - ») |
III. 1. Подчеркните 3-4 слова из записанных. Выберите одно из них. Прочитайте вслух.
Вариант задания
Подчеркните одно из «светлых» слов и одно из «тёмных». Соедините их в словосочетание, учитывая, что их можно изменять и при необходимости преобразовывать в другую часть речи.
2. Запишите посередине строки то, что получилось. Прочитайте вслух. Это название вашей творческой работы. Напишите небольшой текст. (7 минут).
Затем тексты читаются вслух.
(Пример творческого письма, созданного на основе анализа текста произведения)
Светлый плач.
Может ли плач быть светлым? Может, если плач – от радости. Радость встречи после долгой разлуки, радость сбывшихся надежд, радость конца войны… Плач от счастья…
Плач сам по себе – тёмное, неприятное, горькое. Светлый плач – полная противоположность – нечто радостное, приятное, доброе. Почему у Блока встречаются такие противопоставления? Видимо, из – за внутренней, душевной борьбы…
|