Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Формирование коммуникативной компетенции и воспитание культуры речи учащихся на основе деятельностного подхода. Григорьева Нина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Шоршелская средняя общеобразовательная школа» Мариинско- Посадского района

(ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж  работы в должности

Григорьева Нина Александровна

МОУ «Шоршелская средняя  общеобразовательная школа» Мариинско- Посадского р-на

Учитель  русского языка и литературы

37 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Формирование  коммуникативной компетенции и воспитание культуры  речи  учащихся на основе  деятельностного  подхода.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)         

     Источник изменений – противоречие между необходимостью формирования личности, обладающей коммуникативными способностями и готовностью к вхождению в мировое сообщество и успешной жизнедеятельности в нем и недостаточным методическим обеспечением развития опыта творческой деятельности учащихся в процессе изучения русского языка. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с включением активных форм обучения (инсценировки, проекты, дискуссии) на основе привлечения дополнительных аутентичных материалов.

       В действующих школьных программах недостаточное внимание уделяется развитию речевой культуры. Недостатки и негативные тенденции школьного образования требуют его совершенствования.  Разработка программы «Развитие  культуры речи» и составление к ней учебных пособий - желание хоть частично устранить указанные негативные явления.   Современное состояние общества привело к девальвации нравственных и культурных ценностей, к подмене их продуктами псевдокультуры.  Современная школа не готова противостоять негативным тенденциям, наблюдается снижение общего образовательного и культурного уровня выпускников школ,  уровня их речевой культуры.  Поэтому большое внимание надо уделять развитию речевой культуры, раскрытию  творческих способностей, самостоятельной деятельности по приобретению и использованию знаний, сотворчеству учащихся и учителя, воспитанию души каждого обучающегося. 

      Цель моей работы – душеобразование современного школьника через  его речеобразование, воспитание через систему специально отобранных текстов духовно богатой, нравственной личности, 

овладение системой знаний и навыков на основе текстов.  Большое внимание уделяется сознательно–коммуникативному  подходу в обучении языка.  Методы и приёмы, работа на уроках русского языка ориентированы на речевое развитие учащихся, на расширение их творческих способностей, на самостоятельную деятельность. 

       Создавая комплект для уроков развития  речи,  мы  (Григорьева Н.А., Ермакова Г.А.)  исходили из целей обучения русскому языку, ибо считаем, что учебный предмет «Русский язык» должен обеспечить формирование лингвистической компетенции, овладение всеми видами речевой деятельности, культурой  устной и письменной речи, культуроведческой компетенции, осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических,  воспитывающих возможностей речи.

 

Идея изменений (в чем сущность  ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

        Какую модель утверждает современное образование? Модель потребления. Какова мотивация образования? Достижение материального благополучия. Как изменить эту точку зрения? Изменить можно. В ходе работы по учебным пособиям «Душеобразование через речеобразование» учащиеся изменяют отношение к своей речи, поведению, к людям, природе…Сущность ИПО заключается в дополнении компонентного состава содержания обучения русскому языку мотивационным и ценностно-ориентационным аспектами за счет актуальных учебных материалов, учитывающих интересы современных школьников . Методическими средствами развития творческих способностей учащихся в ИПО являются приемы  продуктивного обучения, современные средства образовательной диагностики, метод проектов, модулей.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)      

Концепция изменений предполагает создание на уроках русского  языка творчески-развивающей образовательной среды за счет насыщения содержания обучения  воспитывающими  материалами, демонстрирующими современные языковые средства и содержащими проблематику, актуальную для современных школьников и распространения активных форм обучения. Трудоемкость ИПО раскрывается через разработку новой типологии уроков, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся. Для эффективного внедрения способов работы с аутентичными материалами на уроках  развития  речи  учителю необходимо создать базу материала, систематизировать данный материал в рамках разработанной типологии уроков: по сферам и ситуациям общения, по степени сложности и т.д., включить в область дидактического обеспечения уроков информационные технологии.

Условия реализации изменений (включая личностно-     профессиональные качества    педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условиями  развития творческих способностей, повышения грамотности и воспитания учащихся на уроках  развития речи являются изменение содержания обучения на основе усиления его воспитывающего направления  и выбора  адекватных форм  его освоения  с использованием имитационных и ролевых игр, проектов, создания творческих  работ .

Результат изменений   

Результаты использования инновационных технологий.

Процент качества знаний учащихся из года в год составляет выше 80 %;

Результаты ЕГЭ значительно выше среднереспубликанских.

Учащиеся постоянно занимают призовые места на олимпиадах: районных – 5 чел., республиканских – 2 чел., научно – практических конференциях:  районных -12 чел., республиканских – 3 чел., творческих конкурсах: районных –29 чел., республиканских – 6 чел., Всероссийских – 2 чел. Международных – 2чел. ( Итоги за 2006-2008г.)

Из каждого выпуска по 3–4 человека поступают на филологический факультет и факультет  журналистики и успешно заканчивают.

Александрова Наталия, ученица 10 класса, представив свои работы за год для участия в Республиканском конкурсе молодых журналистов и молодежной прессы, стала победителем этого конкурса в разделе «Индивидуальное творчество» и получила Диплом I степени и рекомендательное письмо-обращение Министерства образования и  молодежной политики к декану факультета журналистики ЧГУ.

Лауреат  Всероссийского  конкурса творческих работ «А память покоя не дает», посвященного 60-летию Победы  в Великой Отечественной войне, - ученица 9 класса Белова Татьяна.  2005г.

Николаева Александра – победитель районных, республиканских, Всероссийского конкурсов (Журналистика). 2008г.

Победители Международной детско-юношеской научной конференции «А.С.Пушкин и культура» - Васильева Александра и Григорьев Артём.(8класс.) 2008г.

 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

   Свою систему работы отразила в методической разработке для уроков   развития речи: Григорьева Н.А.  Ермакова Г.А.  «Познание  слова»  (2006 г. 80 стр. тираж 500 экз.), в справочнике – практикуме для подготовки к ЕГЭ: Григорьева Н.А.  «Культура речи» ( 2007 г.82 стр. тираж 500 экз.),  изданных совместно с кафедрой русского языка ГОУ «Чувашский республиканский институт образования».

Г.А.Ермакова . Учебник «Русский язык» на концентрической основе. (Являюсь одним из рецензентов учебника).

 

III. Описание инновационного опыта учителя

    За сорокалетний творческий труд по обучению и воспитанию учащихся я разработала свою систему преподавания русского языка и литературы. Пришла к выводу: самый лучший путь повышения грамотности, развития и обогащения речи, воспитания красоты души ребенка  лежит через развитие его творческих способностей.

    С 2005 по 2007 год вела на базе МОУ «Шоршелская СОШ» педагогический эксперимент по воспитанию культуры речи, целью которого было разработать и реализовать комплекс образовательно-воспитательных мероприятий, направленных на развитие творческих  способностей как в учебном процессе, так и  во внеурочной деятельности. В ходе работы использовались различные активные методы обучения: метод исследования,  проблемные лекции, активно-групповые и индивидуальные консультации, проблемные семинары, деловые  игры, ролевые и организационно-деятельностные игры.

    Эксперимент, проведенный в Шоршелской СОШ, позволил убедиться в том, что мои обучающие и воспитательные воздействия приносили эффект лишь тогда, когда они носили резонирующий характер  по отношению к внутренним побуждениям. Я попыталась осмыслить и внедрить новые подходы к преподаванию.

     Русский язык и литература - предметы, основанные на том, что любая система, в том числе и обучающая  личность, обладает способностью к самоорганизации.

     Исходя  из постулатов И.И. Приложина и Г. Хакина я  попыталась осмыслить цели преподавания языка и литературы, в основу цели я положила требования, изменившие  ситуации в образовательном пространстве России и Чувашии в частности. В итоге догматический тип мышления заменила творческим, аналитическим, критическим, приводящим учащихся  к самопознанию, саморазвитию и саморефлексии.

      Я считаю, что предназначение литературы и языка – это формирование гуманистического, жизнеутверждающего мировоззрения и духовных потребностей обучающихся.

      Мною осмыслены и внедрены методические приёмы многофазового выстраивания  учебных занятий.

       Модель многофазового занятия ( погружение, осмысление, размышление, рефлексия) позволяет обучающимся активно включаться в процесс усвоения учебного материала, подводит их к рефлексии, творческой деятельности, раскрывает их потенциальные возможности, но самое главное – приводит к самоорганизации. Классический подход к управлению учебным процессом – линейный и предсказуемый. Он соответствует схеме: управляющее воздействие – желаемый результат. Однако практика показывает обратное –самоорганизующимся системам нельзя навязывать  пути их развития .

            В течение ряда лет  применяю блоковую подачу учебного материала, убедилась в целесообразности изучения программного материала укрупненными, логически завершенными частями с помощью опорных конспектов. Преимущество опорных конспектов в том, что они дают возможность воспринимать изучаемый материал целостно и представляют его в форме, удобной для использования теоретических положений в качестве ориентировочной основы для формирования у учащихся умений и навыков. С этой целью  использую  на уроках учебник: Г.А.Ермакова «Русский язык» на концентрической основе. (Являюсь одним из рецензентов учебника). Результаты мониторинга использования опорных конспектов в обучении и воспитании, учебника, построенного на концентрической основе, показывают его соответствие желаемому результату. Итоги контрольных  доказывают преимущество использования опорных конспектов. Это ярко проявляется на результатах работы с 8 классом, где веду уроки русского языка и литературы  первый год. За контрольный диктант 31.10 -4 двойки, 25.12 – 2 , 14.02 – двоек нет.

В остальных классах качество знаний учащихся (на «4» и «5») выше 80 % стабильно из года в год.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика