Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Поиск и совершенствование методов подготовки к ЕГЭ, составления и выполнения тестов, написания рецензии и сочинения-рассуждения, стремление помочь обучающимся к текущей и итоговой аттестации |
Масштабные стартовые программы двадцать первого века в системе образования явились толчком к изменению концепций воспитания и обучения современной молодёжи и подходов к ним.
Первые мои шаги в формировании новых тенденций проявились в результате поиска и совершенствования методов подготовки к Единому государственному экзамену, выработки у обучающихся навыков написания рецензии, сочинения – рассуждения, составления и выполнения тестов. На начальном этапе работы в целях формирования грамотной и духовно богатой личности в образовательном процессе широко использовала следующие инновационные технологии (кроме ИКТ): игровые формы, проектную, здоровьесберегательную технологии, технологии проблемного обучения, дифференцированного подхода, обучения в сотрудничестве, обучения по опорным схемам, в воспитании – технологии коллективного воспитания, «портфолио», развития критического мышления, модульного обучения и т.д.
Мониторинг использования мною инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, кроме ИКТ, свидетельствует, что как в обучении, так и в воспитании основную роль играет использование игровых форм, то есть играя, нужно и можно не только обучать, но и воспитывать; именно использование различных тренингов, интеллектуальных игр, любой работы в игровой форме повышает активность обучающихся на уроках и их познавательный интерес.
Переход на интенсивный путь развития образования требует кроме изменения методов обучения и воспитания найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Прохождение мною дополнительной профессиональной подготовки по программе «Обучение организации эффективной работы по использованию учащимися ИКТ» и по курсам Microsoft «Партнёрство в образовании» способствовало внедрению реальных изменений в образовательный процесс, свободному овладению информационно-коммуникационной технологией, в частности, качественному составлению мультимедийных презентаций о жизни и творчестве поэтов и писателей, о героях литературных произведений, по разделам и от дельным темам русского языка и т.д. и широкому, уместному, системному использованию их на уроках и во внеклассной работе.
В повседневной работе предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки РФ, такие как «Программа-тренажёр по русскому языку «Фраза». Гуру. Софт, 2001; «Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации» ЗАО «1С», 2005; «Русский язык + Варианты ЕГЭ» ЗАО «1С», 2005, также ресурсы сети Интернет, разработки мультимедийных презентаций, видеофильмы. В зависимости от типа урока применяю тот или иной ЦОР для формирования навыков или проверки усвоения учебного материала.
ЦОР используются мною в различных режимах работы. В обучающем режиме учащимся предлагаю материал для наблюдений и сравнений, даю задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, привожу примеры и схемы. В тренировочном режиме предъявляю упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. В контролирующем режиме применяю материал для диагностики уровня компетенций учащихся. В этом режиме ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок обучающихся за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера: контроль ведется дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Тренажеры помогают закрепить необходимый минимум.
Особенностью образовательного процесса является алгоритмизация самостоятельной деятельности учащихся: создание памяток, проектов, буклетов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет. Применение аудиовизуальных и экранно-звуковых информационных объектов решает проблему наглядности, активизирует деятельность школьников. С радостью ребята составляют визуальные ряды по темам: репродукции картин, видеофрагменты, иллюстрации художников и т.д. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению произведений.
Сегодняшние мои успехи и достижения лишь старт. Как известно, кто не идет вперёд, тот идет назад: стоячего положения нет. Моя цель: превратить традиционные уроки в яркий увлекательный процесс. |