Васильева Елена Геннадьевна |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением иностранных языков» г.Новочебоксарск,
Адрес _429951, Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Комсомольская, д.18, тел./факс 730427, email scoll5@mail.ru
|
Учитель русского языка и литературы |
18 лет |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Компоненты изменений:
- изменяется позиция учителя по отношению к ученику, к себе самому;
- изменяются функции и строение знаний;
- изменяется выбор форм обучения;
- изменяются критерии оценивания.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Инновационные образовательные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого ученика. Они в большей степени способствуют развитию логики и интуиции учащихся, наглядности образа, снимают стрессообразующие факторы учебного процесса. Учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую духовно-практическую деятельность ученика.
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Улучшение материально-технической базы (кабинет русского языка, оснащённый компьютером и мультимедийной установкой; Интернет-ресурсы, медиатека, наличие авторских презентаций и раздаточного материала). Личный опыт (педагогический стаж – 18 лет), повышение квалификационного уровня (высшая категория). Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения, направляет на поиск рациональных путей обработки информации. Информатизация обучения требует от учителя компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
¨ «Формирование духовности ребенка в поликультурной среде». Книга №1 - Москва-Чебоксары, 2008, стр. 189-191; ¨ «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007/2008. – Москва, 2008, стр.402. Публикации в сети Интернет на образовательных сайтах: ¨ http:// festival.1 september. ru (ИД «Первое сентября» в разделе «Преподавание русского языка», урок «Что есть красота?»); ¨http://www.school5.chebnet.com/docs.php («Методическая копилка учителей», уроки: «Что есть красота», «Из зерна добра – цветок доброты» /по рассказу А.Платонова «Юшка»/, тест И.С.Тургенев «Муму»; родительский всеобуч «Ангел мой», личная страничка педагога, личный сайт).
|
В своей деятельности использую элементы личностно ориентированного развивающего обучения. В рамках данной образовательной технологии веду педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы для выявления его индивидуального познавательного «профиля». Профессиональные наблюдения оформляются в виде индивидуальных карт познавательного (психического) развития, а как классный руководитель веду профориентационные карты. Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала. Мною разработан целый ряд индивидуальных карточек по русскому языку с различными видами заданий, карточки творческого характера по литературе, различные тесты, игровой словарик и др. Учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий. В ходе обучения постоянно согласую опыт ученика с научным содержанием задаваемых заданий.
Обязательно проводится работа по организации рефлексивной деятельности. Например, в 5 классе дети оценивают свою деятельность на уроке, рисуя грустную или веселую мордочку; в 6-8 классах - отвечают на вопросы: «Какого автора ты любишь? Почему?», если это работа в группах: «Почему нравится быть лидером в группе?» и др.; в старших классах вопросы уже носят аналитический характер.
Широко использую в своей деятельности поисковые и исследовательские методы, при помощи которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. С применением этих приемов были даны: открытый урок литературы в 6 классе «Нужна ли поэзия сегодня?». Также внедряю и технологию коллективного взаимообучения, при которой каждый учит каждого; класс в такой момент делится на статистические пары, динамические пары и вариационные пары. Привлекает эта технология прежде всего тем, что в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе взаимного общения включается память, каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе и многое другое.
Активно использую игровые технологии. Считаю, что педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Деловые игры, обучающего характера: урок-композиция («Заседание редакции журнала «Современник» 9 класс); урок-ученый совет («Искусство как гражданское служение и «чистое искусство» 9 класс); урок-репетиция (репетиция пьесы Маршака «Двенадцать месяцев» 5 класс); урок - игровой практикум («Занятие «цеха поэтов» 6 класс); контролирующие игры («Лингвистический поезд» 8 класс, интеллектуальная игра по теме «Игровой словарик» 6 класс); литературные турниры, блицтуниры и многие другие. В воспитательной работе использую воспитывающие и социализирующие игры («Остров», «Комплимент»).
Перечисленные формы уроков предполагают, естественно, и технологию обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа). Большое внимание уделяю и здоровьесберегающим технологиям (физкультурные разминки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимическая гимнастика, смена деятельности до15-18 раз в течение урока, сочетание на уроке 4-5 технологий, релаксационные пятиминутки и многое другое).
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, привлекают меня тем, что обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. С 2004 года стала применять данную технологию на уроках. Компьютер используется на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введение) нового материала (например, урок литературы в 9 классе «Листая страницы биографии А.С.Пушкина»), закреплении, повторении (урок литературы в 9 классе «И крестьянки умеют любить»), контроле (тесты, контрольные вопросы, упражнения, карточки), во внеурочной деятельности - это и профориентационные тесты, и досуговая среда, которая организуется с помощью игровых программ, компьютерного видео.
Сравнительно недавно начала вводить на уроки проектные методы с использованием интерактивных технологий, с этой целью закончила курсы по программе «Intel. Обучение для будущего» в 2007г. Примерами могут служить проекты учащихся : 6 А класса «Литературные места России», 9 А класса по творчеству А.С.Пушкина. Использую на уроках интерактивную доску (например, урок в 9 классе по теме: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»). |