Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Стратегия активного обучения. Васильева Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением иностранных языков» г.Новочебоксарск

Использование ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

приоритетного национального проекта «Образования»

 

I. Общие сведения

 

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность

Стаж работы

 

 

Васильева Елена Геннадьевна

 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением иностранных языков»  г.Новочебоксарск,

Адрес _429951, Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Комсомольская, д.18, тел./факс 730427, email  scoll5@mail.ru

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

 

 

18 лет

 

II. Сущностные характеристики опыта

 

Тема инновационного педагогического опыта

     «Стратегия активного обучения»

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

      Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом. Источник изменения - использование учебных пособий по развивающей программе «Школа 2100», авторской программы элективного курса, программы по здоровьесбережению и перспективной воспитательной программы развития класса.

Идея изменений  (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

      Компоненты изменений:

          - изменяется позиция учителя по отношению к ученику, к себе самому;

          - изменяются функции и строение знаний;

          - изменяется выбор форм обучения;

          - изменяются критерии оценивания. 

 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

        

 Инновационные образовательные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого ученика. Они в большей степени способствуют развитию логики и интуиции учащихся, наглядности образа, снимают стрессообразующие факторы учебного процесса. Учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую духовно-практическую деятельность ученика.

 

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

        

         Улучшение материально-технической базы (кабинет русского языка, оснащённый компьютером и мультимедийной установкой; Интернет-ресурсы, медиатека, наличие авторских презентаций и раздаточного материала). Личный опыт (педагогический стаж – 18 лет), повышение квалификационного уровня (высшая категория). Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения, направляет на поиск рациональных путей обработки информации. Информатизация обучения требует от учителя компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.

 

Результат изменений

 

Использование  инновационных образовательных технологий способствует повышению качества знаний учеников, что наглядно отражено в мониторингах.

        

             Ученик – это личность, которая свободно может ориентироваться в современном изменяющемся мире.

 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

¨ «Формирование духовности ребенка в поликультурной среде». Книга №1 - Москва-Чебоксары, 2008, стр. 189-191; ¨ «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007/2008. – Москва, 2008, стр.402.  Публикации в сети Интернет на образовательных сайтах: ¨ http:// festival.1 september. ru (ИД «Первое сентября» в разделе «Преподавание русского языка»,  урок «Что есть красота?»); ¨http://www.school5.chebnet.com/docs.php («Методическая копилка учителей», уроки: «Что есть красота», «Из зерна добра – цветок доброты» /по рассказу А.Платонова «Юшка»/,  тест И.С.Тургенев «Муму»; родительский всеобуч «Ангел мой», личная страничка педагога, личный сайт).

 

 

III. Описание инновационного опыта учителя

В своей деятельности использую элементы личностно ориентированного развивающего обучения. В рамках данной образовательной технологии веду педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы для выявления его индивидуального познавательного «профиля». Профессиональные наблюдения оформляются в виде индивидуальных карт познавательного (психического) развития, а  как классный руководитель веду профориентационные карты. Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала. Мною разработан целый ряд индивидуальных карточек по русскому языку  с различными видами заданий, карточки творческого характера по литературе, различные тесты, игровой словарик  и др. Учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий. В ходе обучения постоянно согласую опыт ученика с научным содержанием задаваемых заданий.

Обязательно проводится работа по организации рефлексивной деятельности. Например, в 5 классе дети оценивают свою деятельность на уроке, рисуя грустную или веселую мордочку; в 6-8 классах - отвечают на вопросы: «Какого автора ты любишь? Почему?», если это работа в группах: «Почему нравится быть лидером в группе?» и др.; в старших классах вопросы уже носят аналитический характер.

Широко использую в своей деятельности поисковые и исследовательские методы, при помощи которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. С применением этих приемов были даны: открытый урок литературы  в 6 классе «Нужна ли поэзия сегодня?».  Также внедряю и технологию коллективного взаимообучения, при которой каждый учит каждого; класс в такой момент делится на статистические пары, динамические пары и вариационные пары. Привлекает эта технология прежде всего тем, что в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе взаимного общения включается память, каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе и многое другое.

Активно использую игровые технологии. Считаю, что педагогическая игра обладает существенным признаком  - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Деловые игры, обучающего характера: урок-композиция («Заседание редакции журнала «Современник» 9 класс); урок-ученый совет («Искусство как гражданское служение и «чистое искусство» 9 класс); урок-репетиция (репетиция пьесы Маршака «Двенадцать месяцев» 5 класс); урок - игровой практикум («Занятие «цеха поэтов» 6 класс); контролирующие игры («Лингвистический поезд» 8 класс, интеллектуальная игра по теме «Игровой словарик» 6 класс); литературные турниры, блицтуниры и многие другие. В воспитательной работе использую воспитывающие и социализирующие игры («Остров», «Комплимент»).

Перечисленные формы уроков предполагают, естественно, и технологию обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа). Большое внимание уделяю и здоровьесберегающим технологиям (физкультурные разминки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимическая гимнастика, смена деятельности до15-18 раз в течение урока, сочетание на уроке 4-5 технологий, релаксационные пятиминутки и многое другое).

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, привлекают меня тем, что обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.  С 2004 года стала применять данную технологию на уроках. Компьютер используется на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введение) нового материала (например, урок литературы в 9 классе «Листая страницы биографии А.С.Пушкина»), закреплении, повторении (урок литературы в 9 классе «И крестьянки умеют любить»), контроле (тесты, контрольные вопросы, упражнения, карточки), во внеурочной деятельности - это и профориентационные тесты, и досуговая среда, которая организуется с помощью игровых программ, компьютерного видео.

Сравнительно недавно начала вводить на уроки проектные методы с использованием  интерактивных технологий, с этой целью закончила курсы по программе «Intel. Обучение для будущего»  в 2007г. Примерами могут служить проекты учащихся : 6 А класса «Литературные места России», 9 А класса по творчеству А.С.Пушкина. Использую на уроках интерактивную доску  (например, урок в 9 классе по теме: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»).

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика