Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести на дорогу поисков, помочь наиболее полно раскрыть их способности.
Исследовательская работа учащихся, как ни какая другая деятельность, формирует у них качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора профессии. Важным компонентом исследовательской, поисковой деятельности является исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Цели обучения детей проектной и исследовательской деятельности следующие:
ü Формирование и развитие творческих способностей учащихся;
ü Развития умения находить или ставить проблемы и самостоятельно их решать;
ü Создание мотивов к обучению и самообразованию;
ü Формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение;
ü Развитие исследовательских умений.
Проектно – исследовательская деятельность способствует воспитанию у школьников инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту, повышению интереса к экологическим проблемам родного края. Изучая состояние природной среды, учащиеся на практике применяют полученные теоретические знания, учатся планировать и проводить опыты, вносить работу необходимые коррективы, анализировать и оформлять результаты.
Учащиеся постигают азы проектно - исследовательской деятельности в школьном эколого-биологическом центре “Любители природы”, а затем реализуют полученные исследовательские и проектные навыки на практике. Особенно учащиеся успешно выступают с проектами, разработанными на основе краеведческого материала, исследовательскими работами по экологическим проблемам родного края: “Возраст жителей деревни Кильдюшево”, “Памятник природы деревни – родник”, “Школьная экологическая тропа”.
Для того, чтобы увлечь учащихся исследованиями, необходимо заранее продумать интересные и посильные формы проектной деятельности. Наиболее посильным и удачным способом можно считать вовлечение детей в исследовательскую работу через туризм , экскурсии– сочетание отдыха с научной деятельностью.
Учитель в проектной деятельности выполняет функцию консультанта. Ученик понимает: ответственность за качество выполнения работы лежит на нем. Он должен думать о сроках выполнения, добросовестности и научной достоверности исследований.
Заключительный этап в организации проектно – исследовательской деятельности – защита работы. Ученик должен умело защищать свою работу, убеждать экспертов в ее практической значимости, показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся работы, но и раскрыть ее значение.
Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Задача педагога – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.
Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность особенно важно в сельских школах. Занимаясь научно-исследовательской работой, сельские дети, которые по сравнению с городскими детьми отличаются своей скромностью, несмелостью, приобретают навыки публичных выступлений. Обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать научные знания. Таким образом, научная подготовка учащихся школы – одно из необходимых условий подготовки конкурентоспособного выпускника. |