Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Активизация познавательной деятельности учащихся через вовлечение их в проектную и научно – исследовательскую деятельность. Карчикова Надежда Антоновна, учитель биологии и экологии МОУ «Кильдюшевская СОШ» Яльчикского района ЧР

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

 

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Карчикова Надежда Антоновна

МОУ «Кильдюшевская СОШ» Яльчикского района

429396, Чувашская Республика,Яльчикский район, д. Кильдюшево, улица 40 лет Победы, дом №19

Учитель биологии и экологии

20 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта

Активизация познавательной деятельности учащихся через вовлечение их в проектную и научно – исследовательскую деятельность

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

 2.1. Новые условия жизни и образовательной деятельности предъявляют к ученику новые требования. Он должен усвоить не только минимум знаний, но и научиться основным методам их добывания, овладеть приемами исследования.

2.2.Совершенствование методики преподавания в условиях компьютеризации, наличие новых средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, Интернет).

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

3.1.Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании (опора на учебные способности и возможности обучающихся, учет психологических и эмоциональных особенностей каждого ученика).

3.2.Развитие интеллектуальной сферы обученности через проектно – исследовательскую деятельность.

3.3. Широкое применение коммуникационное -  информационных технологий (постановка биологического и экологического экспериментов с использованием   техники нового поколения).

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 4.1. Использование  проектно -   исследовательской деятельности в преподавании биологии и экологии как средство повышения познавательной деятельности учащихся.

4.2. Проектно – исследовательская деятельность один из эффективных путей выявления и развития одаренных детей.

4.3. Проектная и исследовательская технология создает благоприятные условия для акцентирования внимания учащихся на местных проблемах, темы для проектов и исследовательских работ выбираются в основном из окружающей жизни. Работа над изучением и поисками путей решения актуальных проблем своей деревни, района, республики способствует воспитанию гражданских качеств детей, формированию любви к малой родине, стремления заботиться о сохранении и приумножении национальных и природных богатств родного края.

Трудности возникают из-за  отсутствия   пособий и износа  лабораторных оборудований, трудоемкости процесса подбора и оформления работы.

 

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

5.1.Возможность использования ресурсов информационных сетей при выполнении проектно – исследовательских заданий и оформлении работ.

5.2.  Профессиональная зрелость учителя.  Владение знаниями по теории и практики организации проектно – исследовательской деятельности, умение выводить детей на дорогу научных поисков.

6. Результат изменений

6.1.  Положительная динамика учебных достижений – повышение качества обучения.

6.2.Победы в олимпиадах, различных конкурсах.

6.3.Активизация участия школьников во Всероссийских конкурсах,  акциях.

6.4. Активное участие в районных, республиканских научно – практических конференциях.

6.5. Сформирована коммуникативная компетенция, улучшилась работа интуитивного мышления, усилились эвристические способности учащихся.

6.6. Помощь в профессиональном самоопределении выпускников, более осознанно связывающих будущую профессиональную деятельность с биологией.

6.7 Развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса к предмету, навыков самоанализа, самокоррекции, стремления осмысленно работать, умений и навыков научно – исследовательской деятельности.

6.8.Рост творческого потенциала педагога.                                                   

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

-

III. Описание инновационного опыта учителя

 

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести  на дорогу поисков, помочь наиболее полно раскрыть их способности.

Исследовательская работа учащихся, как ни какая другая деятельность, формирует у них качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора профессии. Важным компонентом исследовательской, поисковой деятельности является исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Цели обучения детей проектной и исследовательской деятельности следующие:

ü       Формирование и развитие творческих способностей учащихся;

ü       Развития умения находить или ставить проблемы и самостоятельно их решать;

ü       Создание мотивов к обучению и самообразованию;

ü       Формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение;

ü       Развитие исследовательских умений.

       Проектно – исследовательская деятельность способствует воспитанию у школьников инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту,  повышению интереса к экологическим проблемам родного края.   Изучая состояние природной среды, учащиеся на практике применяют полученные теоретические знания, учатся планировать и проводить опыты, вносить работу необходимые коррективы, анализировать и оформлять результаты.

Учащиеся постигают азы проектно - исследовательской деятельности в школьном  эколого-биологическом  центре “Любители природы”, а затем реализуют полученные исследовательские и проектные  навыки на практике.  Особенно учащиеся успешно выступают с проектами, разработанными на основе краеведческого материала, исследовательскими работами по экологическим проблемам родного края: “Возраст жителей деревни Кильдюшево”, “Памятник природы деревни – родник”, “Школьная экологическая тропа”.  

     Для того, чтобы увлечь учащихся исследованиями, необходимо заранее продумать интересные и посильные формы проектной деятельности. Наиболее посильным и удачным способом можно считать  вовлечение детей в исследовательскую работу через туризм , экскурсии– сочетание отдыха с научной деятельностью.

      Учитель  в проектной деятельности выполняет функцию консультанта. Ученик понимает: ответственность за качество выполнения работы лежит на нем. Он должен думать о сроках выполнения, добросовестности и научной достоверности  исследований.

 Заключительный этап в организации проектно – исследовательской деятельности – защита работы. Ученик должен умело защищать свою работу, убеждать экспертов в ее практической значимости, показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся работы, но и раскрыть ее значение.

 Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Задача педагога – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность особенно важно в сельских школах. Занимаясь научно-исследовательской работой, сельские дети, которые по сравнению с городскими детьми отличаются своей скромностью, несмелостью, приобретают навыки публичных выступлений.
    Обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать научные знания. Таким образом, научная подготовка учащихся школы – одно из необходимых условий подготовки конкурентоспособного выпускника.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

 Данный ИПО имеет большую практическую   значимость. Опыт работы убедительно показал на практике необходимость тесной связи учебной и внеучебной работы по предмету. Эта взаимосвязь отражается на результатах обученности учащихся, на развитии их познавательного интереса, на стремлении каждого из них постичь тайны исследовательской деятельности. В органическом сочетании учебной и внеучебной творческой деятельности школьников на принципах избирательности, практической реализованности, занимательности, варьирования коллективной, групповой и индивидуальной работы, активного применения проектного, исследовательского, поискового и эвристического методов учительница видит путь к успеху. Применение проектно – исследовательской технологии в обучении  несет гуманистический характер по отношению к обучаемым.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Левая Валентина Николаевна – руководитель районного методического объединения учителей  биологии и химии Яльчикского района Чувашской Республики,

429380, Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул.Юбилейная, д.6,

р.т. 25 - 4 - 65

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика