Мы проводим полевые исследования наиболее ярких географических объектов окрестностей с.Калинино. Вурнарского района ЧР. До полевых занятий учащимся даю представление о технологии создания проекта, поисково-исследовательском методе получения географической информации.
На первом, подготовительном этапе, проектанты предлагают свои варианты тем. Выбирается наиболее привлекательная для всех тема, а затем определяют цель, гипотезу, практические задачи, методику исследования, план.
Моя цель как руководителя проекта: повышение геоэкологической компетентности учащихся через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся в полевых условиях, развитие их творческих способностей, приобретение навыков работы в команде, закрепление знаний общеучебных умений и навыков. Гипотеза:«Если во внеурочное время в полевых условиях проводить географические исследования объектов природы, внедряя проектную технологию, то можно: дать учащимся новое представление, как можно учиться, развивать творческий потенциал, обеспечивать геоэкологическую компетентность учащихся как основу благоразумных действий по отношению к самому себе и к окружающей среде, повысить интерес к географии, а, следовательно, качество обучения
Мои задачи:
- Организовать учащихся на определение замысла проекта;
- Консультировать проектантов по вопросам получения, обработки и презентации географической информации;
- Стимулировать их поисковую деятельность;
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого исполнителя, его самореализации и рефлексии;
- Координировать работу учащихся.
Второй этап – исследовательский проводится во время летних каникул. Работу выполняем с использованием методов: наблюдений, картографического, расчетного, измерительного, анализа, сравнения, геоботанических и т.д.. В ходе исследования происходит определение социальных ролей учащихся (они выступают в роли организаторов); обучение специальным практическим умениям и навыкам исследования, закрепление знаний и общих учебных умений.
Все наши проекты – это проекты здоровья. Все время в движении, на свежем воздухе занимаемся интересным делом.
Во время 3 этапа, оценочно-рефлексивного, подводим итоги. В результате учащиеся получают нужную обществу географическую информацию.
4 этап – презентативный. В школе на научно-практических конференциях юные географы представляют результаты и выводы, описывают приемы, методы, при помощи которых была получена информация. Рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретённые знания, умения, творческий потенциал. При этом сами они обретают опыт представления итогов своей деятельности: краткий и свободный рассказ на 7-10 мин. Затем успешно участвуют в районных, республиканских («Excelsior», «Экологическая конференция») и региональных («Наука. Творчество. Развитие.») научно-практических конференциях и конкурсе («Горизонты грядущего»).
Мои учащиеся продвинулись в развитии, пережили ситуацию успеха, самореализации.
Молодые исследователи Калининской СОШ разработали краеведческие проекты: «Чувашский Байкал», «Геологическое строение плато Ирар», «Влияние экспозиции склонов на развитие растительности урочища Утлуй», «Эколого-географическое положение Вурнарского района», «Чем богато плато Ирар Вурнарского района?», «Физико-географическая характеристика озера Каткул», «Сезонная динамика развития растений урочища Утлуй Вурнарского района», «Норусовская. Минеральная вода», «Экодиагностика озера Каткул» и другие.Материалы исследования используем на уроках географии и кружковых занятиях.
|