Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Внеурочная работа по географии на основе проектной технологии. Зайцева Галина Митрофановна, учитель географии МОУ «Калининская СОШ» Вурнарского района ЧР

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает

автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Зайцева Галина Митрофановна

МОУ «Калининская СОШ»

429212 Чувашская Республика, Вурнарский район, с.Калинино, ул.Гагарина 1

Учитель географии

34 года

 

II. Существенные характеристики опыта

 

Тема инновационного педагогического опыта

Внеурочная работа по географии на основе проектной технологии.

 

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Противоречия:

1. Несмотря на то, что теоретические знания по краеведению учащиеся получают как в школе, так и из СМИ, наши дети мало знают о ближайшем природном окружении с. Калинино Вурнарского района, загрязняют родную землю.

2. Природу своего края надо знать хорошо, но учебных часов по программе на НРК мало.

3.  Чувашской Республике как никогда нужны творческие личности, умеющие преобразовывать окружающую жизнь и принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, а их у нас недостаточно.

4. География – увлекательнейший предмет, но ученики интересуются им меньше, чем хотелось бы.

Новые средства обучения:

  1. Проектная деятельность!
  2. Компьютеры с выходом в Интернет, электронной почтой позволяют познакомиться с методами географических исследований, получить необходимую информацию об имеющихся литературных источниках по исследуемой проблеме.
  3. Аудио- и видеозапись

Новые условия образовательной деятельноти:

  1. Природная лаборатория.
  2. Проектирование и защита проектов.
  3. Оргтехника, цифровой фотоаппарат, видеокамера, выход в Интернет.

 

Идея изменений   (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

 

 Физико-географические знания, умения и навыки закрепляются во внеурочной деятельности. Экспериментально-исследовательскую деятельность по географии реализуем летом в полевых условиях через проектную технологию. Дети самостоятельно получают новые знания, умения в процессе исследования географических объектов в окрестностях с.Калинино Вурнарского района. Успеваем провести 1-2 исследования. Защищаем результаты исследования на научно- практических конференциях для обучающихся в школе, районе, республике и регионе.

 

 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

  Данный инновационный опыт построен на деятельностном способе обучения. Полученные знания по физической географии на уроках, дети экспериментальным путем доказывают на практике в полевых условиях. Также в ходе исследования озера, горных пород, растительности, малых рек, оврагов, родников они делают маленькие открытия, получают новые знания, умения и навыки.

  Я стараюсь, чтобы тема проекта предполагала его будущую значимость для практики, а его результаты представляли бы интерес для общества.

Например, «Влияние экспозиции склонов на развитие растительности урочища Утлуй», «Чем богато плато Ирар?».

  Проектанты оформляют отчет, доклад, стенд и защищают свои проекты на НПК в районе, республике и регионе: «Excelsior», «Экологическая», «Наука. Творчество. Развитие» и в творческом республиканском конкурсе для кадетов «Горизонты грядущего». За последние 3 года юные исследователи получили 5 призовых мест в республике и 2 в регионе.

 

 

 

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

 

Для того, чтобы данный инновационный опыт привел к положительным результатам должны быть соблюдены следующие условия:

1.       Личностные качества учителя географии:

          а) владение проектной технологией;

          б) знание методов географических исследований.

2. Полевые условия;

3. Природные объекты, доступные для исследования;

4. Летние каникулы;

5. Мотивированные дети (3 человека – оптимально!)

6. Консультации ученых географака ЧГУ.

7. Оборудование: компас, нивелир, рулетка, термометр, гигрометр, молоток, гербарная папка, линейка, веревка, фотоаппарат, геологическая карта ЧР, определители растений и горных пород.

8. Возраст: 6-7-8 классы.

 

 

 

Результат изменений

  Ученики научились проводить геоботанические исследования: вести фенологические наблюдения за всеми видами растений в пределах пробной площадки, определять растения с помощью определителя и сравнить по фенофазам одинаковые виды растений на склонах северной и южной экспозиций. Проектанты научились описывать геологическое строение обнажений в овраге, сейчас смогут определить горные породы и палеофауну, обнаруженные ими на плато Ирар и знают геологическую историю своего Вурнарского района. Школьники умеют определять высоту холмов с помощью нивелира, глубину озера, прозрачность воды и знают происхождение озера Кюльхири, определять виды рыб, знают его площадь, питание, прибрежную растительность и т.д.

 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

  1.  «Исследовательские проекты по географии», 2003 г.,

              «Народная школа» №4.

  1. «Индивидуальные исследовательские проекты учащихся по географии», 2003 г., «Расписание на завтра» №8.
  2. «Из опыта организации проектной деятельности учащихся по географии», 2005 г., «Народная школа» №1.
  3. «Доклады о проектной деятельности обучающихся», «Сборники материалов конференций в Саранске» (МГУ) и Чебоксарах (ЧГПУ) 2004, 2005 г.г.
  4. «Проектная деятельность в активизации познавательной активности учащихся» 2005г., «Профессиональное образование» №3, Москва.
  5. «Формирование творческой продуктивности у учащихся в проектной деятельности по географии во внеурочное время»

Сб. «Технология проектного метода обучения» НМЦ ПО, 2005 Чебоксары

  1. «Проектная деятельность по географии» 2008 г., «Народная школа» №2.
  2. «Краеведческий журнал своими руками», 2008 г., «Народная школа» №6
  3. «Управление проектной деятельностью по географии в полевых условиях»

Всероссийский фестиваль «Открытый урок» 2004/05 у.г. «Интернет-сайт», «Первое сентября»; Москва club@1september.ru                              www.1september.ru

      10. «Экологический вернисаж», 2009г., «Народная школа» (сдано в печать)

 

 

III. Описание инновационного опыта учителя

 

   Мы проводим полевые исследования наиболее ярких географических объектов окрестностей с.Калинино. Вурнарского района ЧР. До полевых занятий учащимся даю представление о технологии создания проекта, поисково-исследовательском методе получения географической информации.

   На первом, подготовительном этапе, проектанты предлагают свои варианты тем. Выбирается наиболее привлекательная для всех тема, а затем определяют цель, гипотезу, практические задачи, методику исследования, план.

   Моя цель как руководителя проекта: повышение геоэкологической компетентности учащихся через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся в полевых условиях, развитие их творческих способностей, приобретение навыков работы в команде, закрепление знаний общеучебных умений и навыков. Гипотеза:«Если во внеурочное время в полевых условиях проводить географические исследования объектов природы, внедряя проектную технологию, то можно: дать учащимся новое представление, как можно учиться, развивать творческий потенциал, обеспечивать геоэкологическую компетентность учащихся как основу благоразумных действий по отношению к самому себе и к окружающей среде, повысить интерес к географии, а, следовательно, качество обучения

   Мои задачи:

  1. Организовать учащихся на определение замысла проекта;
  2. Консультировать проектантов по вопросам получения, обработки и презентации географической информации;
  3. Стимулировать их поисковую деятельность;
  4. Способствовать повышению личной уверенности у каждого исполнителя, его самореализации и рефлексии;
  5. Координировать работу учащихся.

   Второй этап – исследовательский проводится во время летних каникул. Работу выполняем с использованием методов: наблюдений, картографического, расчетного, измерительного, анализа, сравнения, геоботанических и т.д.. В ходе исследования происходит определение социальных ролей учащихся (они выступают в роли организаторов); обучение специальным практическим умениям и навыкам исследования, закрепление знаний и общих учебных умений.

   Все наши проекты – это проекты здоровья. Все время в движении, на свежем воздухе занимаемся интересным делом.

   Во время 3 этапа, оценочно-рефлексивного, подводим итоги. В результате учащиеся получают нужную обществу географическую информацию.

   4 этап – презентативный. В школе на научно-практических конференциях юные географы представляют результаты и выводы, описывают приемы, методы, при помощи которых была получена информация. Рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретённые знания, умения, творческий потенциал. При этом сами они обретают опыт представления итогов своей деятельности: краткий и свободный рассказ на 7-10 мин. Затем успешно участвуют в районных, республиканских («Excelsior», «Экологическая конференция») и региональных («Наука. Творчество. Развитие.») научно-практических конференциях и конкурсе («Горизонты грядущего»).

   Мои учащиеся продвинулись в развитии, пережили ситуацию успеха, самореализации.

   Молодые исследователи Калининской СОШ разработали краеведческие проекты: «Чувашский Байкал», «Геологическое строение плато Ирар», «Влияние экспозиции склонов на развитие растительности урочища Утлуй», «Эколого-географическое положение Вурнарского района», «Чем богато плато Ирар Вурнарского района?», «Физико-географическая характеристика озера Каткул», «Сезонная динамика развития растений урочища Утлуй Вурнарского района», «Норусовская. Минеральная вода», «Экодиагностика озера Каткул» и другие.Материалы исследования используем на уроках географии и кружковых занятиях.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика