КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии (Отдел по городу Алатырю)ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

    

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Психологические сопротивления и защиты

Психологические  сопротивления и защиты

                                                                                            

                                                                                       Люди как «ежики» -               

                                                                                       тоже колются и фыркают,

                                                                                       защищая себя

                                 ПЛАН

  1. Актуальность вопроса.
  2. Определение терминов.
  3. Функции психологического сопротивления ( «+» и «-»). Причины возникновения.
  4. Защитные механизмы (по Фрейду)
  5. Виды психологической защиты.
  6. Профилактика и работа с психологической защитой участников группы.

 

Любое решение проблемы часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями.  Когда психолог начинает помогать человеку, он вынужден лезть глубоко в душу. Душа болит, а простого и эффективного обезболивания души в психологии пока не придумали. На начальном этапе работа психолога вызывает  у клиента неприятные эмоции, травматические воспоминания, аффекты, чувства и импульсы, которые были до этого упрятаны в бессознательное, но в связи с психологической работой начинают всплывать в сознании. Поэтому пойти за помощью к психологу – это мужественный шаг. Сделать его непривычно, больно, страшно и часто материально дорого. Лишь после нескольких сеансов у клиента возникает ни с чем не сравнимое ощущение душевной легкости, радости и комфорта. Это состояние настолько восхитительно, что те, кто его пережил, перестают "бояться" идти к психологу.

В отечественной психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы.

З. Фрейд также определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного конфликтом. Разница только в определении того, что стоит за конфликтом.

         Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе "Психология Я и защитные механизмы", русскоязычный вариант которой издан в 1993 году.  

           Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом. А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

- блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;
-   искажение  их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

          Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит. Это может "загнать в глубь" внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный источник недовольства собой и окружающими, а так же способствовать возникновению особых механизмов названных З. Фрейдом сопротивлением.

           Что такое психологическое сопротивление? Это все силы в психике человека (клиента), которые противодействуют неприятной ситуации или психологической помощи, потому что она связана с неизбежностью болезненных ощущений (психологической боли).

           "Защита" и "сопротивление" – особые механизмы психики, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности.

           Как уже было упомянуто выше, защита, в том числе и психологическая, защищает любого человека от прошлой (психотравма, воспоминания); или актуальной (непосредственно происходящая ситуация) или от будущей (гипотетические страхи и переживания) психологической боли. Природа создала эти защиты для…скорой психологической самопомощи (примерно как ответная реакция на болезнь или травму у организма). Однако только ответная реакция с болезнями и физическими травмами тела справиться не может, сколько его не укрепляй и не повышай иммунитет. Поэтому нужны врачи, медикаменты, операционные вмешательства, физиотерапия, санаторное лечение и прочее. С психикой все почти то же самое – психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, но не «лечат», т.е. проблему они не решают, она остается с Вами. Поэтому уповать на «психологический иммунитет, психологическую сопротивляемость» и быть от этого устойчивым и выносливым к психологическим перипетиям своей жизни, увы, недостаточно. Ведь именно психологические защиты делают человека в обычной жизни странным, неадекватным, закомплексованным и т.д. Защитить-то они защитили, но для нормальной жизни непригодны. Это как везде ходить в латах – на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах и есть в латах и душ принимать в латах ну и т.д. Они будут Вам мешать, а у окружающих вызывать недоумение (это в легком случае).

             Психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: "Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности". Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.

          Психологическая помощь, это всегда работа двух сторон – психолога и клиента. Чудес по мановению волшебной палочкой в психологии не бывает. Поэтому от клиента требуется не меньше труда над своей проблемой, чем от психолога. Только труд этот разный – от психолога требуется внимательность, компетентность, решительность и эффективность работы, а от клиента искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и предписаний для самостоятельной работы.

               БЕЗ РАБОТЫ КЛИЕНТА РЕЗУЛЬТАТА ОТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НЕ БУДЕТ! Правда, от клиента не требуется знаний и умений, а только сотрудничество. Но без этого "чудо" не произойдет даже у самого "великого" специалиста. ЗАСТАВИТЬ клиента измениться – нельзя. Можно только ВМЕСТЕ ДОСТИГАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

  :: Первая трудность на пути к освобождению от проблемы - это преодоление психологических сопротивлений и защит клиента (в его же интересах). В общих словах, психологические сопротивления и защиты - это силы в психике клиента, которые противодействуют помощи психолога и решению психологических проблем клиента. На самом деле клиент пытается избежать душевной боли потому, что боль будет "здесь и сейчас", а результат помощи и решения проблемы "неизвестно когда и потом". Клиент, победивший боль и страх в своей душе получает заслуженное вознаграждение: он начинает уважать себя и делает первый шаг к радости жизни.

  ::     Если оставить человеку защиты, но долго не давать помощи, то он становится странным, неадекватным, закомплексованным и т.п. Потому что защиты выполнили свою функцию: они защитили от психологической боли в тяжелой ситуации, но они не создали психологического комфорта и они не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Это все равно, что везде ходить "в латах": на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЭТО НЕ МЕНЯЕТ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. ПРОСТО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИСПОСОБИТЬСЯ. 

 

Типичные случаи, после которых проявляются

психологические защиты и сопротивления?

 

1. Прошлая психологическая травма (стресс).

2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).

3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).

4. Страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).

5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей

     (психологический инфантилизм у взрослых).

6. Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на

    очевидный ущерб).

7. Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека

    непрекращающимися невротическими страданиями за реальные и мнимые   

     проступки (как правило, результат воспитания).

8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» –

    быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально

    адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

9. Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и

     невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).

    

           В этих и других случаях человек становится обостренно чувствительным к психологической боли и выстаивает хитроумные защиты, чтобы избежать психологической боли. Только это не решает проблему. Человек живет «в латах», часто на горе себе и на потеху окружающим. Хороший психолог помогает снять эти «латы» психологических защит максимально быстро и при этом безопасно. Конечная цель – научиться жить и радоваться свободной жизни без «лат», но сохранять свою защищенность.

Защитные механизмы (по Фрейду)

          Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.), позволяет "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми "псевдопроблемами". Фрейд выделял семь защитных механизмов:

1.      подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности;

2.      отрицаниенамеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел», «не  срочно», отложу на потом» и т.п. человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует. Напрмер, главная героиня романа «Унесенные ветром» Скарлетт  говорила себе: «Я подумаю об этом завтра».  уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3.      рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;

4.      инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5.      проекциянаделение собственными конфликтующими или другими психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций, качеств, мыслей, чувств и т.п. т.е. «отдаление угозы от себя». Например: «Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи – обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю";

6.      изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному "Я";

7.      регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти, плач, беспомощность, а также курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции).

Рассмотрим возможное действие психологических защит на  примере — совершение поступка, не совместимого с моральными нормами и с Я-концепцией (представление о себе как человеке, соблюдающем моральные нормы), например, предательство друга. Скорее всего, подобному поступку будет найдено оправдание, которое исказит объективную ситуацию (“Это единственный возможный выход”, “Так будет лучше для него самого”), а возможно, и переложена ответственность на пострадавшего (“Он сам виноват”).

Другой вариант — искажение реакции на поступок. Например, совершивший предательство ввязывается в пьяную драку и кого-то избивает или устраивает скандал в семье по надуманному поводу, никак не связывая эти действия со своим поступком. Эмоциональная реакция может трансформироваться в болезнь, например, в инфаркт или гипертонический криз. Наконец, в будущем сама ситуация предательства нередко полностью забывается.

Из приведенного примера очевидно, что действие психологических защит может быть различным в зависимости от того, какой вид защит использовался. Далее будут рассмотрены некоторые виды психологических защит. Следует отметить, что это лишь наиболее простые и часто встречающиеся из них; всего исследователи насчитывают не один десяток психологических защит.

ВЫТЕСНЕНИЕ — это исключение из сознания неприемлемых мыслей, чувств, желаний или аспектов действительности. Вытеснение зачастую работает на уровне восприятия (нежелательную информацию не видят, не слышат и т.п.) или на уровне памяти (забывается нежелательная информация, а также планы и намерения, которые не хочется выполнять и пр). Вытесняться может оценка и интерпретация воспринимаемой информации, например, человек не понимает очевидных для других признаков насмешки, пренебрежения, невнимания со стороны окружающих. Наконец, вытеснению нередко подвергаются неприемлемые мысли и чувства, например, сексуальность, направленная на родственников, или ненависть и агрессия к тем, кого мы любим.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — это использование приемлемых оправданий для поступков, вызванных неосознаваемыми причинами и мотивами. Основные варианты рационализации: дискредитация цели (хрестоматийный пример из басни про лисицу, дискредитирующую недоступный ей зеленый виноград); дискредитация жертвы (крайний вариант, тоже из басни: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”); преувеличение роли обстоятельств; утверждение вреда во благо (“это послужит уроком”); переоценка имеющегося (крайний вариант — в сказке про жену, которая находила массу достоинств во всем, что должен был принести ей муж, от коровы до мешка гнилых яблок). Следует отметить, что приводимые оправдания, как правило, действительно имеют отношение к объясняемым поступкам, но не являются их основной причиной или мотивом. Например, такие обстоятельства, как плохой билет и скверное самочувствие после бессонной ночи могут иметь отношение к провалу на экзамене, но вряд ли станут главной его причиной.

ВЫМЕЩЕНИЕ — это высвобождение негативных эмоций и чувств, направленное не на того, кто их вызвал, а на другой, менее опасный объект — человека, животное или предмет и, возможно, на самого себя. Результатом вымещения являются различного рода агрессивные и антисоциальные поступки, “беспричинные” ссоры и конфликты, порча предметов (битье посуды и пр.), самоповреждения.

ПРОЕКЦИЯ — это бессознательное отвержение собственных рационально неприемлемых мыслей, качеств желаний и приписывание их другим. Вариантами данной защиты являются: РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ — осознание своих неприемлемых качеств и приписывание их другим по принципу “все такие”, “все так поступают”; КОМПЛИМЕНТАРНАЯ ПРОЕКЦИЯ — осознание своих недостатков и интерпретация их как достоинств (например, склочничество и повышенная конфликтность могут интерпретироваться как принципиальность и борьба за справедливость). Проекция чаще всего лежит в основе таких мыслей и чувств, как зависть, ревность, подозрительность, поиск виновного, восприятие окружающих как несправедливых и недоброжелательных.

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — это развитие и преувеличение чувства, противоположного тому, которое вызвало конфликт или является неприемлемым. Наиболее часто встречающиеся пары противоположных чувств: ненависть и любовь, зависть и восхищение, сексуальное влечение и пуританская асексуальность. Подобный список можно многократно дополнять...

СОМАТИЗАЦИЯ — это разрешение или трансформация конфликта через заболевание или травму. Простейший вариант — так называемые “школьные простуды” перед контрольными или экзаменами. В более серьезных случаях неразрешенный конфликт может завершиться приступом серьезного заболевания — например, инфарктом или почечной коликой. Наконец, длительный конфликт порой приводит к развитию хронической болезни, например, язвы или бронхиальной астмы.

Приведенные выше примеры конфликтов и психологических защит достаточно кратки и условны.

Завершая очень беглый разговор о психологической защите как ключевом понятии теоретической и практической психологии, стоит еще раз задуматься над ее сущностью. Психологические защиты, часто лишая нас возможности правильно воспринимать и понимать окружающий мир, создавая основу для неврозов и заболеваний, тем не менее спасают от мучительной неразрешимости конфликта. Вопрос о том, являются ли они благом или злом, не имеет единственного правильного ответа.

 

Каковы же последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

 

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни или он становится очень специфичным, странноватым.

2. Далее дезадаптация нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.

3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной самопсихотерапии». Защитный стиль жизни становится чрезвычайно  важным для человека. Таким образом, идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматических заболеваний.

            Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.

                На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации. Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены Зигмундом Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др .

           В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к, различного рода, личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации.

              Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

                Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

 

К чему могут привести доминирование некоторых механизмов

психологических защит? 

 

- агрессии (или нападение на "фрустратора");

- аутизму (самозамыкание, "уход от фрустратора");

- репрессии (подавление желаний, "отказ от фрустратора");

- рационализации (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание

  фрустратора");
- сублимации (переключение поведения с неудачной деятельности на новую,

   "замещение фрустратора")

-  забыванию;

-  самопрощению ("Да! А что?");

- проекции собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.
           "Защита" и "сопротивление" – особые механизмы психики, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности.
           Таким образом, психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: "Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности". Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.


Характеристики защитных механизмов

 

           Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
1. они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
2. они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
           Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.
         Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

          Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.

           По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.

          Нередко сопротивление изменениям происходит от того, что людям требуется отказываться от старых привычек и учиться действовать по-новому. Для этого им необходимы иные нормы и ценности. Но в этом процессе они часто обнаруживают, что их статус и власть в организации оцениваются по-другому. Эти перемены приводят к извечному конфликту между человеческим стремлением к постоянству и поисками нового. Сопротивление — это первая реакция на изменения, так как людям требуется время, чтобы оценить издержки и выгоды перемен для себя. По этой причине новые инициативы руководства часто вызывают противоречивую реакцию у подчиненных. 

          СОПРОТИВЛЕНИЕ - согласно З. Фрейду - сила и процесс, производящие вытеснение и поддерживающие его посредством противодействия переходу представлений и симптомов из бессознательного в сознание. Сопротивление - верный признак конфликта и исходит из тех же высших слоев и систем психики, кои в свое время произвели вытеснение. Сопротивление может быть только выражением Я, кое в свое время произвело вытеснение, а теперь хочет его сохранить.

     Имеются пять основных разновидностей сопротивления, исходящих из трех сторон, - Я, Оно и Сверх-Я:

1) сопротивление вытеснение - от Я;

2) сопротивление из перенесения - от Я;

3) сопротивление из выгоды от болезни - от Я;

4) сопротивление от Оно;

5) сопротивление от Сверх-Я.

     (Головин. Словарь практического психолога, 1998 г.)

 

        

Когда люди обращаются за помощью, то они, как правило, мотивированы стремлением облегчить свои симптомы, разрешить проблемы и, кроме того, на рациональном уровне хотят сотрудничать с психотерапевтом. Однако любой человек, независимо от того, насколько сильна и реалистична его мотивация, проявляет противоречивые чувства в своем желании вылечиться. Ведь это означает изменение привычного взгляда на себя и привычного образа жизни.

          Сопротивление представляет собой попытки защититься против угрозы своему психологическому равновесию, возникшей в результате терапии.

           Выделяют много видов и форм сопротивления, в зависимости от того, что оно защищает. Например:

- Сопротивление.- выгода - результат вторичных преимуществ, предоставляемых симптомами, нежелание человека расстаться с ними.
 - Сопротивление против изменения привычных способов поведения.
-  Сопротивление, связанное с тем, что изменения, происходящие в психике клиента в результате психотерапии, вызывают сложности в отношениях с людьми, значимыми в его жизни, например в семье, в основе которой был невротический выбор супруга.

- Сопротивление, возникающее из-за боязни закончить лечение и потерять в результате этого возможность общаться со своим психотерапевтом. Такая ситуация может возникнуть, когда клиент попадает в зависимость от психотерапевта и начинает считать его лицом, занимающим в его жизни большое место.

- Сопротивление может также возникать в результате неправильных действий психотерапевта и ошибочно выбранной тактики. Первые признаки сопротивления могут проявиться в том, что клиент начинает опаздывать или забывать назначенное время встреч.

- Сопротивление может выразиться в рациональности рассуждений при отсутствии аффекта, в атмосфере скуки, в отсутствии мыслей или в молчании, в уклонении от обсуждения наиболее важных проблем и переживаний, в переводе разговора на другую тему, в неясности формулировок, а иногда даже в излишней податливости и согласии с высказываниями психотерапевта без должной их переработки и т. д.

 

Профилактика и работа с психологической защитой участников группы при проведении групповых форм работы

 

          На предварительной встрече с профконсультантом практически все будущие участники тренинга (по психологической поддержке или социальной адаптации на рынке труда) согласны на работу по данным программам. Но, увы! Слова расходятся с делом – на тренинге может оказаться, что это совсем не так.

          На поведение участников тренинга влияет очень много причин, но задача тренера не меняется – вызвать у участников интерес к  тому, что происходит, причем сделать это так, чтобы они осознали, что участие в тренинге жизненно необходимо им и поможет быть более эффективными в их будущей профессиональной деятельности.

Участники тренинга почти всегда проявляют сопротивление тому, что тренер будет им предлагать. Вот некоторые причины, по которым у участников тренинга возникает сопротивление (Кларин М.В., 2002г.):

n     Они понимают, что чего-то не знают или не умеют.

n     Кто-то собирается чему-то их учить.

n     В первом им придется признаваться, а во втором участвовать на глазах у всех участников тренинга – членов группы.

         Источники сопротивления часто лежат в опасениях и заблуждениях будущих участников относительно предстоящего обучения, а также нежелание вносить изменения в свою жизнь. Ниже представлены наиболее распространенные из них.

n     За обучением новым навыкам могут скрываться новые требования.

Так, 1 безработная предпочла сняться с учета, лишь бы не участвовать в тренинге.

n     За обучением новым навыкам могут скрываться еще не известные (и поэтому пугающие) перемены в условиях работы (для работающих) и просто жизни. Отсюда неосознанное побуждение доказать самим себе и окружающим, что никакие перемены не нужны.

На тренинге участники приводят доводы и рассказывают истории в подтверждение эффективности образа жизни, что отнимает очень много времени и тормозит общий процесс.

n     Положение учащегося может восприниматься некоторыми участниками (особенно тревожными, не уверенными в своей компетентности) как возможный подрыв своего имиджа.

Зачастую этому подвержены люди с низкой самооценкой, хотя на самом деле они справляются с предложенными заданиями вполне достойно. Тренеру необходимо приложить массу сил, чтобы «уговорить» такого безработного участвовать по отработке навыков. На практике был такой случай в нашем центре занятости: девушку пригласили для участия в тренинге, она согласилась, но перед самим тренингом пришла ее мама попросить исключить ее из участников тренинга. Пошли на небольшую уступку: разрешили ей (девушке) быть на тренинге, но пока не участвовать в активных упражнениях. Лишь ко второму занятию она включилась в работу всей группы и была очень благодарна за навыки и умения, приобретенные во время тренинга.

n     Боязнь оценки: опасения участника, что сама обстановка обучения, выполнения заданий поставит его в положение проверяемого, что оценка его учебной работы или проявления его личных качеств станут предметом обсуждения среди участников тренинга.

n     Привычка: обучение новым навыкам означает переход к новым действиям, отказ от привычных (и поэтому удобных) стереотипов поведения.

Все люди делятся по своему отношению к изменениям на новаторов и консерваторов. По моим наблюдениям, консерваторов намного больше. Скорее всего, это связано с низкой самооценкой – у людей зачастую нет уверенности в том, что им удастся легко научиться действовать по-новому.

                  Все перечисленное можно отнести к осознаваемым причинам сопротивления, то есть человек понимает эти причины и сопротивляться будет осознанно. Но ведь есть еще психологические защиты, которые включаются неосознанно и вызываются естественным желанием оставаться в «зоне комфорта». Особенно ярко сопротивление будет возникать перед выполнением предложенных упражнений. Оно может находить отражение в следующих проявлениях:

n     Заверения, что это очень просто и они (участники) легко смогут повторить это в жизненной ситуации;

n     Неконструктивная критика;

n     Отвлеченное теоретизирование;

n     Вопросы, ответы на которые в действительности не нужны тому, кто спрашивает;

n     Рассказы о существующем опыте, чтобы обосновать нецелесообразность что-либо менять;

n     Желание срочно выйти по какой-то причине;

n     Отстранение от происходящего;

n     Зевота.

 

                Верхний и нижний пределы нашей зоны комфорта обычно устанавливают страхи. Страх неудачи и боязнь отвергнутым – это приобретенные путем обучения отклики, запрограммированные в нас еще до достижения шести лет. Они заставляют нас делать ровно столько, чтобы избежать критики и не быть отвергнутыми на нижней границе и не переходить верхнюю границу во избежание риска и неудачи. Войдя в собственную зону комфорта, мы пребываем там, пытаясь уйти от чувства страха и тревоги.

 

Способы предотвращения сопротивления

 

           Поскольку сопротивление участников тренинга обусловлено разными причинами, то и работать с возникающим сопротивлением следует по-разному – необходима и профилактика, и работа с реальным сопротивлением.

           К профилактическим мерам можно отнести следующие мероприятия:

n     Работа с заказчиком по прояснению запроса;

n     Встреча с участниками до тренинга;

n     Внутренний «пиар» предстоящего обучения.

 

               Если будет возможность сделать мониторинг рабочего процесса будущих участников, то можно получить массу аргументов для мотивирования участников на тренинге. К тому же можно собрать материал для работы с возражениями (или любой другой, необходимый для тренинга).

             Предварительная встреча с каждым участником предстоящего тренинга в центре занятости проводится профконсультантом. Такую встречу желательно проводить индивидуально с каждым участником. Так как предварительной встречи тренера с участниками тренинга не всегда возможно организовать, то в начале тренинга на  этапе знакомства можно достигнуть следующего:

n     Познакомиться и установить необходимый уровень доверия в отношениях «тренер-участник»;

n     Прояснить интересы и ожидания каждого участника;

n     Осуществить профилактику имеющихся опасений, предварительно выяснив их;

n     Выполнить «пиар» предстоящего обучения, если этого до тренинга.

 

               В самом начале тренинга профконсультант центра занятости говорит о целях начавшегося обучения, с заверениями о том, что никакими переменами, кроме повышения эффективности их будущей жизни и работы, тренинговое обучение участникам не грозит.

                Даже если и получится провести профилактику возникновения сопротивления, на самом тренинге все равно встречаешься с реальным сопротивлением. Снимать сопротивление участников непосредственно в ходе занятия можно таким образом:

- проводить мотивацию участников в начале каждого модуля;

- практиковать безоценочность;

- выводить отношения с участниками на позицию Взрослый – Взрослый.

               Заметив проявления сопротивления, следует спокойно отнестись к происходящему, принять ситуацию такой, какая она есть. и влиять на нее одним из предложенных приемов.

Необходимость знания механизмов психологического сопротивления и защиты специалистов центра занятости обуславливается:

- при проведении индивидуальных и групповых консультаций;

- при проведении мероприятий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

- при организации и проведении информационных дней для разных категорий граждан (инвалидов, длительно не работающих граждан и т.д.).

 

Литература:

 1. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. - 1969. - № 2. - С.118-126.

2. Безносюк Е.В., Соколова Е.Д. Механизмы психологической защиты // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1997. - Т.97, № 2. - С.44-48.
3. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности / Пер. с англ., вступ. ст. А.Б. Хавина. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 222 с.

4. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса. - М., 1998.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. -- М.: МГУ, 1984

6. Вассерман Л.И., Петрова Н.Н. Психологическая защита и аффективные расстройства у пациентов в ситуации витальной угрозы // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - Т.10, вып.1. - С.73-74.

7. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: Психологические механизмы. - СПб.: Зна-ние, Свет, 1999. - 352 с.

8. Л.Гребенников "Механизмы психологической защиты - генезис, функционирование, диагностика".

9. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М.: ЧеРо, 2000.
10. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 14-22.

11.Использованы материалы "Психотерапевтической энциклопедии" Б.Д. Карвасарского               

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика