КУ "Чувашская республиканская поисково-спасательная служба"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Методические рекомендации по безопасности на воде в весенний период

 

Общие положения

 Профилактическая, агитационно-пропагандистская и разъяснительная работа среди всех слоев населения по вопросам обеспечения безопасности и охраны жизни людей на водных объектах Российской Федерации является одной из важнейших задач в области государственной политики страны. Многолетняя практика работы по обеспечению безопасности и охране жизни людей на воде показывает, что при хорошо организованном разъяснении правил поведения людей на водных объектах, а также неукоснительном их соблюдении существенно сокращается уровень несчастных случаев и особенно гибель людей на водоемах.

 Устная пропаганда

 

Устная пропаганда — важнейшая часть массовой профилактической работы по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде. Ее основными формами являются рассказ, беседа, лекция, доклад. Применение этих форм зависит от численности и состава аудитории, от объема выдвинутых вопросов и от способа изложения материала. Рассмотрим подробно каждую форму устной пропаганды.

 

1.     Рассказ

 

Рассказ представляет собой повествовательную форму изложения материала. Главная задача рассказа заключается в том, чтобы в простой и доходчивой, яркой и образной форме изложить слушателям меры предосторожности и правила поведения людей на воде. Длинные рассуждения не следует включать в рассказ — это затрудняет уяснение главного. Овладеть искусством рассказа - первостепенная задача работников  ГУ «ЧР ПСС « ГКЧС Чувашии.

Классик русской педагогики Ушинский говорил, что искусство рассказа встречается в преподавании не часто не потому, что это редкий дар природы, а потому, что и даровитому человеку надо много трудиться, чтобы выработать умение хорошо рассказывать. Как же выработать эту способность? Прежде всего, надо иметь в виду, что рассказ рекомендуется проводить с аудиторией не больше 25 человек и в течение 30—40 минут.
В зависимости от подготовленности слушателей, сложности излагаемого материала рассказ может быть различный. В одном случае рассказ будет более похож на беседу, в другом случае, где уровень развития слушателей выше, он будет приближаться к лекции.
Определив тему и подобрав материал, следует составить план рассказа — сформулировать основные вопросы, а затем раскрыть их содержание так, чтобы рассказ представлял собой единое целое. Хорошо продуманный рассказ облегчает слушание, позволяет сосредоточить внимание на основной мысли.
Чтобы рассказ дал наилучшие результаты, он должен иметь определенную последовательность и отвечать следующим требованиям:
1. Достоверность содержания. Освещение вопросов о том, что жизнь и здоровье каждого гражданина, где бы он ни находился, в каких бы условиях ни работал или отдыхал, охраняются законами и усилиями общественности.
2. Умелый подбор фактического материала. Факты следует подбирать типичные, наиболее показательные, отчетливо раскрывающие содержание вопросов рассказа. Примеры должны быть понятными слушателям, иметь для них практическое значение. Для этой цели полезно приводить в рассказе местные факты и примеры, раскрывающие причины несчастных случаев с людьми на воде, подвиги спасателей ГУ « ЧР ПСС» ГКЧС Чувашии и других граждан, принимавших участие в спасении людей на воде.
3. Четкость построения рассказа, выделение основных положений отдельных частей рассказа и главной мысли всего рассказа в целом.
4. Логическая последовательность в изложении всего материала. Факты должны приводиться в таком порядке, чтобы слушатели получили исчерпывающее представление о содержании темы рассказа.
5. Наглядность и образность изложения. Рассказ должен воздействовать не только на ум, но и на чувства слушателей. В этом отношении важное значение имеют настроение пропагандиста (беседчика), его собственная вдохновленность, которая, как правило, передается слушателям.
6. Ясность и правильность речи, простота и легкость ее построения, четкость выражений.
Надо иметь в виду, что рассказ не должен быть слишком пространным, состоящим из отвлеченных рассуждений, уводящих слушателей в сторону от основной мысли излагаемого материала.

Можно рекомендовать следующую тематику рассказов:

- Что надо знать купающимся.

- Как вести себя на воде.

- Что надо знать родителям для предупреждения несчастных случаев с детьми на воде.

- Что надо знать школьнику о мерах предупреждения и охраны жизни людей на воде.

- Как научиться плавать.

- Как организовать массовый отдых и купание.

- Правила плавания на лодках, гребных и спортивных судах.

-Меры предосторожности и охраны жизни детей во время весеннего паводка.

- Меры предосторожности и правила поведения на льду;

- Как оказать помощь терпящему бедствие на воде.

- Как оказать медицинскую помощь потерпевшему бедствие на воде. Определив тему и изучив подобранный для ее раскрытия материал, следует составить подробный план рассказа.

 

1.1. Примерный конспект рассказа «Меры предосторожности и правила поведения на льду»

 

Основные вопросы плана:

1. Вступление.

2. Первый ледяной покров на водоемах.

3. Толщина и прочность льда для катания и на переправах.

4. Лед прочный и лед непрочный.

5. Зимний ледостав. Опасные места на льду.

6. Правила поведения на льду.

7. Приемы оказания помощи терпящим бедствие на льду.

Как видно, план рассказа состоит из перечня вопросов, определяющих порядок изложения материала без раскрытия вопросов, без фактов.

План может быть более развернутым. Ограничиваться кратким планом рассказа может лишь тот беседчик (пропагандист), который глубоко и всесторонне изучил тему, подобрал хороший фактический материал и в состоянии изложить его на память. Во всех других случаях рекомендуется составлять конспект рассказа.

При составлении конспекта необходимо выбрать из материала самое существенное и важное для изложения вопросов, указанных в плане.

Конспект служит беседчику как бы путеводителем при проведении рассказа. Если план подсказывает беседчику, о чем надо говорить и в какой последовательности, то конспект дает ясное представление, что именно надо сказать по тому или иному вопросу плана. Вот каким может быть примерный конспект по теме: «Меры предосторожности и правила поведения на льду».

1. Введение

а) С наступлением холодов, когда начинают замерзать реки, озера, пруды и прибрежные участки морей, на скользкую поверхность льда устремляется молодежь.

Приятно ведь, едва касаясь ледяной глади, птицей промчаться на коньках или с крутого берега в саночках скатиться на лед, да так, чтобы дух захватило. Где уж тут думать об опасности!

б) Излюбленное занятие некоторых — мчаться по первому неокрепшему еще льду, наслаждаясь тем, то лед, прогибается, трещит. Особенно неосторожны бывают дети в возрасте от 8 до 12 лет.

в) Не всегда считаются с опасностью провала на льду и взрослые люди. Нередко, возвращаясь с работы или направляясь к знакомым, они смотрят на далекий мост и думают: «Зачем идти к нему. Попробуем перейти реку по льду. Так будет ближе». Некоторые так и поступают. Стремясь сократить путь, они переходят реку напрямик и терпят бедствие.

2. Первый ледяной покров на водоемах. С появлением первого ледяного покрова на реках, озерах и прудах нельзя использовать его для катания и переходов, — молодой лед вначале тонкий, непрочный и тяжести человека не выдерживает. Во льду образуются воздушные пузырьки, которые при движении трудно заметить. Кроме того, в местах замерзания веточек, дощечек и других предметов лед бывает еще слабее. И если такие места запорошил снег, то катающийся в этих местах неизбежно терпит бедствие.

3. Толщина и прочность льда для катания и на переправах. Чтобы без риска можно было находиться на льду, он должен быть прочным, иметь определенную толщину.

Установлено, что переход одиночных пешеходов по льду возможен при то­щине льда не менее 5 см. Большой группе людей можно переплавляться по льду при толщине в 7 см, но каждый пешеход должен идти на расстоянии 5-6 м друг от друга. Переправа одного всадника на лошади допускается при толщине льда 10 сам, а в колоне — 15 см. Для переправы грузовых автомашин и гужтранспорта толщина льда должна быть не менее 20-25 см. Открытие катка на реке, озере или прибрежной полосе моря рекомендуется при толщине льда не менее 25 см.

4. Лед прочный и лед непрочный. Прочным льдом считается прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком при толщине до 12 см. При оттепели, изморози и дожде лед обычно покрывается водой, а затем замерзает, в особенности после снегопада. При этом лед становится белым или матовым, а иногда приобретает желтоватый цвет. Такой лед непрочный, и его толщину принимать во внимание не следует.

Переход водоемов по льду в необозначенных местах всегда связан с риском для жизни. Поэтому переходить можно только там, где разрешен переход и имеются указатели входа с берега на лед, вешки, обозначающие трассу перехода. Но и при этих обозначениях всегда надо быть внимательным, ни в коем случае не отклоняться в сторону от установленной трассы. Это важно помнить особенно с приближением весны, перед вскрытием рек, когда лед становится рыхлым, хотя внешне он по-прежнему кажется крепким.

5. Зимний ледостав. Опасные места на льду. Лед на реках, озерах и других водоемах становится прочным лишь в период полного становления зимнего ледостава. Однако и зимой немало возникает опасных для катания и переправ мест. К ним относятся:

а) майны и промоины, образующиеся быстрым течением рек, подземными ключами, выходящими на поверхность, и спусками теплой воды от промышленных предприятий;

б) проруби, рыбацкие лунки, места выколки льда.

6. Правила поведения на льду. С появлением первого ледяного покрова на реках, озерах, прудах нельзя использовать лед для катания и переправ, — молодой лед вначале бывает тонкий, непрочный и не выдерживает тяжести человека.

Прежде чем кататься на льду, надо убедиться в его прочности.

Места, специально обозначенные для перехода и переезда, как правило, постоянно контролируются. Здесь ведется наблюдение за прочностью льда. При опасности переход по льду закрывается, производится дополнительное ограждение опасных мест, здесь всегда можно получить помощь.

Все остальные места покрытого льдом водоема практически не контролируются. В таких местах могут оказаться проруби, рыбацкие лунки, лед бывает тонким, подмытым. Провалившись под лед в таком месте, человек не может получить помощи и утонет.

Следует быть осторожным там, где есть или появилось быстрое течение, где ручьи впадают в реки. Одно неосторожное движение — и можно провалиться под лед.

Не менее опасно также ходить и кататься на льду поодиночке в ночное время, особенно в незнакомых местах.

При необходимости перехода по льду следует идти друг за другом на расстоянии 5-6 м, внимательно при этом следить за товарищем, чтобы вовремя оказать ему помощь. При перевозке небольших по величине, но очень тяжелых грузов по льду следует класть их на сани или брусья с большой площадью опоры на лед, чтобы избежать провала.

7. Приемы оказания помощи терпящим бедствие на льду. При оказании помощи человеку, провалившемуся на льду, нельзя подходить к нему стоя из-за опасности самому попасть в беду. К пострадавшему надо приближаться лежа с раскинутыми в стороны руками и ногами. Если под рукой имеются доски, лестницы, шесты или другие предметы, то их надо использовать для оказания помощи. Лежа на одном из таких предметов, закрепленных веревкой на берегу или твердом льду, оказывающий помощь продвигается к пострадавшему на расстояние, позволяющее подать веревку, пояс, багор, доску. Затем оказывающий помощь отползает назад и постепенно вытаскивает пострадавшего на крепкий лед. Если оказывающий помощь не имеет спасательного пояса, то он должен обвязаться веревкой, предварительно закрепив ее на берегу или в лунке твердого льда. При оказании помощи, когда есть промоины или битый лед, используются специальные спасательные шлюпки или шлюпки на съемных полозьях. Для продвижения шлюпки вперед используются кошки и багры.

Но могут быть и такие случаи, когда нет никаких подсобных предметов для оказания помощи. В этом случае два-три человека ложатся на лед и цепочкой продвигаются к пострадавшему, удерживая друг друга за ноги, а первый подает пострадавшему ремень, одежду и т.п.

До оказания помощи пострадавший должен действовать самостоятельно. Если под ногами у него провалился лед, надо, расставив руки, удерживаться на поверхности льда, без резких движений стараться выползти на твердый лед, а затем, лежа на спине или груди, продвигаться в ту сторону, откуда пришел. Одновременно с этим звать на помощь. Строгое соблюдение мер предосторожности на льду - главное условие предотвращения несчастных случаев во время ледостава. Оказать немедленную помощь терпящему бедствие на воде — благородный долг каждого гражданина.

Из сказанного ясно, что заранее разработанный конспект поможет хорошо провести рассказ. Но в работе беседчика могут быть случаи, когда конспект оказывается недостаточным для проведения содержательного рассказа. Обычно это бывает у малоопытного беседчика или при проведении беседы на малоизвестную тему. В этих случаях следует писать полный текст рассказа.

 

2.     Лекция

 

Лекция является важным средством пропаганды мер безопасности и охраны жизни людей на воде. В отличие от рассказа лекция содержит в себе значительно больше элементов описаний и рассуждений и соответственно меньше повествовательного материала.

Однако методика подготовки и чтения лекции мало чем отличается от методики подготовки рассказа. Изложенные методические требования - идейная направленность всего содержания, типичность и доказательность излагаемых фактов, логическая последовательность, расчлененность построения, образность и эмоциональность — полностью относятся и к лекции.

Построение лекции, как и рассказа, - сложное и серьезное дело, требующее от лектора прочных знаний своего предмета и большого творческого труда. Нельзя сводить работу только к тому, чтобы воспроизвести в памяти уже известный материал, просмотреть тот или иной источник, подобрать факты и составить план.

Подготовить лекцию — значит обстоятельно разобрать тему, — ее содержание и методику. Опыт лекционной работы показывает, что хорошая лекция есть результат тщательной ее разработки лектором. Чем больше затрачено на подготовку лекции творческого труда, тем легче и свободнее протекает изложение самой лекции.

Прежде чем начать подготовку лекции, надо иметь ясное представление о теме и составе аудитории, перед которой предстоит выступать.

Тема лекции должна быть важной и актуальной. Ее следует формулировать ясно, просто и точно. Например, «Правила предосторожности и меры охраны жизни людей» или «Что надо знать купающемуся в реке, озере и на море».

После того как определена тема лекции, нужно продумать основную идею, которую предстоит раскрыть перед слушателями. Основная идея — это своего рода стержень лекции. Она придает лекции цельность построения и отчетливую внутреннюю связь. Исходя из основной идеи, лектор подбирает и творчески осмысливает такой материал, который с исчерпывающей полнотой, ярко и убедительно раскрывает тему.

Основными источниками для подготовки лекции являются: законодательные, нормативные правовые и нормативные акты по обеспечению правопорядка и безопасности людей на водных объектах Российской Федерации.

Богатейшим источником для лектора должен быть местный материал, характеризующий работу ГУ «ЧР ПСС» ГКЧС Чувашии. Немало необходимого материала найдет лектор в изданиях печатных органов МЧС России и других федеральных министерств.

Важным элементом подготовки лекции являются наглядные пособия - географическая карта, диаграммы, картины, схемы и др. Главное — правильно определить, в каких местах лекции и как использовать подобранный иллюстративный материал. Изучив материал, лектор переходит к построению лекции. Эта работа лектора начинается с составления плана, контуры которого уже выявлены в процессе подбора и изучения материала.

План лекции обычно состоит из трех-четырех вопросов, определяющих порядок изложения материала. План лекции может быть более подробным или менее подробным, но главное заключается в том, чтобы вопросы плана были сформулированы кратко, четко и следовали один за другим в определенной логической последовательности.

Опыт лекционной работы показывает, что хорошо продуманный план лекции дисциплинирует лектора, организует его подготовку к публичному выступлению и способствует правильному построению лекции.

Чтобы обеспечить стройное, логическое развертывание темы, ее узловые вопросы можно подразделить на 2—3 подвопроса и таким образом детализировать отправные пункты разработки темы лекции.

Более развернутым текстом лекции является конспект, в котором дается краткое обозрение темы, указывается, что надо сказать по данному вопросу плана.

В отличие от плана-схемы лекции в конспекте каждый вопрос освещается конкретными материалами. Поэтому многие лектора правильно считают необходимым предварительно писать полный текст своего выступления. Ценность полностью написанного текста лекции заключается в том, что это дает возможность заблаговременно, неторопливо, глубоко продумать содержание и форму построения лекции, отшлифовать каждое выражение, каждое слово и таким образом избавиться от случайных оборотов речи, произвольных обобщений, неточных формулировок и т.д.

При отсутствии отработанного текста лекции неизбежны заминки лектора, оговорки, паузы, отвлечения и повторения, снижающие качество лекции. А слушатели, наблюдая заминки лектора, оговорки и неряшливость отдельных выражений, справедливо говорят о слабой подготовке лектора.

Но подготовка письменного текста лекции вовсе не означает, что лектор при своем выступлении должен читать его от начала до конца. Чтение лекции по бумажке является порочным методом изложения материала. Опыт лекционной работы показывает, что нет ничего утомительнее для слушателя, если лектор, не глядя на слушателей, читает лекцию по написанному. Для лекции необходима свободная речь. Достигается это в результате большого труда. Чем больше потрудится лектор над изучением и подготовкой текста лекции, тем увереннее он будет чувствовать себя на трибуне, тем свободнее будет его речь. С этой же целью надо при подготовке текста лекции стремиться приближать его к разговорной речи, писать краткими фразами и проговаривать написанное мысленно или вслух.

Такой прием самопроверки позволят не только закрепить в памяти подготовленный материал, но и окончательно отшлифовать его.

Следовательно, качество лекции в значительной мере определяется качествами лектора: его активностью, эрудицией и памятью, имеющей большое значение как в ходе подготовки лекции, так и в процессе ее чтения.

Для усвоения лекции слушателями она должна быть не только содержательной и логически правильно построенной, но и хорошо прочитана. Глубокому содержанию лекции должна соответствовать полноценная, яркая форма изложения. Только при этом условии лекция достигнет цели.

Опыт показывает, что в устном изложении огромное значение имеет техника речи.

В речи человека мысли и чувства выражаются словами. Речь лектора должна быть предельно ясной, выразительной и находиться в полном соответствии с правилами грамматики. Каждое слово лектора должно звучать четко и употребляться обдуманно согласно его смысловому значению.

Отчетливая и выразительная речь облегчает процесс передачи излагаемого материала, способствует ясному восприятию и глубокому пониманию. Достигается это умелым использованием пауз, ударений, интонации, темпа.

Для оживления лекции, усиления ее выразительности лектор может использовать высокие образцы сатиры, содержащиеся в арсенале русских писателей. Но лектор должен избегать плоских шуток и дешевых острот, вульгарных и грубых слов, чуждых русскому языку.

Как видно из сказанного, чтение лекции — это творческий процесс. Искусство лектора зависит от его упорного труда над материалом. Нельзя представить себе дело таким образом, что лектор берет готовые методы и просто копирует. Только самостоятельные искания и инициатива приносят успех. Каждому лектору следует помнить, что искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно белее убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой.

 

3.     Беседа

 

Беседа. Кроме рассказа и лекции, в пропаганде мер безопасности и охраны жизни людей на воде важную роль должны играть проводимые беседы.

Обычно в беседе пропагандист излагает материал при участии самих слушателей. Ставя перед аудиторией продуманные вопросы и добиваясь сознательных ответов, пропагандист ведет нить беседы так, чтобы в сознании слушателей формировались ясные выводы по изучаемой теме.

Этот вид беседы означает, что пропагандист опирается на некоторые познания слушателей, полученные ими в результате прочтения рекомендованной литературы.

Методический принцип ведения беседы должен осуществляться и в системе пропаганды мер безопасности и охраны жизни людей на воде. Разница здесь в том, что пропагандист не только ставит вопросы, но и сам раскрывает их содержание, их существо. Вопросы не должны содержать неясных и громоздких формулировок, ненужных повторений, излишних слов, недопустимых выражений.

Вопросы должны будить мысль слушателей таким образом, чтобы они глубоко и правильно усвоили главное из беседы пропагандиста.

Так как беседы рассчитаны на проведение их в течение 20—30 минут, то они должны продолжаться не более 15—20 минут с тем, чтобы после беседы можно было бы в течение 10—15 минут дать возможность слушателям высказаться по затронутым вопросам.

В качестве примера приводятся краткие разработки двух тем бесед.

Тема 1. Будьте осторожны, катаясь по льду на коньках и лыжах

Зимой, когда крепкие морозы скуют реки, озера, пруды, для любителей конькобежного и лыжного порта наступает горячая пора. Приятно, едва касаясь ледяной глади, птицей промчаться на коньках, хорошо с крутого берега скатиться в саночках на лед, да так, чтобы дух захватило! Недурно и на лыжах прогуляться подальше. Где тут помнить об опасности, ведь лед кажется таким прочным.

В действительности же ледяной покров обманчив. Где вчера была ровная поверхность, сегодня можно провалиться в лунку, вырубленную пешней любителя-рыболова, или попасть в прорубь, из которой хозяйки брали воду.

Но не только рыбацкие лунки являются опасными для катающихся на коньках и лыжах. Большую опасность для катающихся представляет лед в местах, где фабрики, заводы, электростанции сбрасывают теплые воды, а также в местах выхода на поверхность подземных ключей. Нередко большая опасность для конькобежцев создается после обильного снегопада. Под тяжестью снега лед прогибается, в нем часто образуются трещины, сквозь которые проступает вода. Толстый слой снега прикрывает воду, и он не замерзает даже в сильные морозы. Конечно, заметить такое место при быстром движении на коньках или лыжах трудно.

Кроме того, надо иметь в виду, что опасные места на льду не всегда своевременно ограждаются вешками и предупредительными надписями. Поэтому, прежде чем кататься на льду, необходимо внимательно осмотреть его.

Обозревая поверхность водоема, можно легко обнаружить, например, чистое место, не запорошенное снегом, значит, здесь была полынья или промоина, не успевшая покрыться прочным льдом. Можно увидеть на ровном снеговом покрове темное пятно, — значит, здесь под снегом может оказаться неокрепший лед и выступающая вода. Следует разыскать вешки, обозначающие трассу на льду, и таким образом уберечь себя от провала под лед. Толщина льда устанавливается специальным инструментом (ледомером), а прочность определяется по таблице грузоподъемности льда. Но ни в коем случае в подозрительных местах нельзя проверять прочность льда ударами ноги — он может провалиться.

Толщина льда должна быть: для одиночных переходов — не менее 5 см, для группы людей — не менее 7 см, для гужевого транспорта — не менее 15 см, для автотранспорта — 20—25 см, для массового катания — не менее 25 см.

 

Тема 2. Граждане! Будьте осторожны во время перехода по льду

 

Граждане! Наступила зима. Реки, озера и пруды скрылись под ледяным покровом, и часто, возвращаясь с работы, направляясь в клуб или к знакомым, мы с вами смотрим на далекий мост и думаем: а почему бы не перейти реку по льду? Так будет ближе. Зачем идти к мосту? Зачем напрасно тратить время? К со­жалению, некоторые так и поступают... Стремясь выиграть время, они решают перейти водоем напрямик, по льду.

Так поступил в начале декабря 2007 года гражданин «В». Вечером, направляясь, домой, он решил перейти реку по льду. Но до противоположного берега он не дошел. Тонкий ледяной слой не выдержал. Гражданин «В». погиб, провалившись под лед. Нельзя оправдывать и поступок шофера грузовой автомашины, который попытался пробраться через замерзшую реку. Автомашина очутилась подо льдом. Стало быть, всегда надо помнить, что лед может лишь на вид казаться крепким. На самом же деле он бывает сильно ослабленным быстрым течением, оттепелями, спусками в реки воды с заводов и фабрик и другими причинами.

Решив обойтись без моста, пойти напрямик по льду, вы подвергаете себя большой опасности. Поэтому нельзя переходить водоемы по льду в местах, где не обозначены переходы и переезды.

Как следует поступить, встретив на пути замерзшую реку?

Прежде всего, надо внимательно осмотреть лед. И если вы заметили указатели перехода — вешки, то вы можете быть уверенными, что только здесь можно переходить реку по льду.

Надо знать и помнить, что места, специально обозначенные для перехода или переезда, находятся под постоянным контролем. Здесь ведется наблюдение за прочностью льда. При опасности переход по льду закрывается, производится дополнительное ограждение опасных мест, здесь всегда есть возможность в случае необходимости получить помощь. Все остальные места покрытого водоема практически не контролируются. В таких местах могут оказаться проруби, лунки, лед может быть тонким, подмытым. Провалившись под лед в таком месте, человек может не получить своевременно помощи. Но даже при переходе водоемов в специально обозначенных местах всегда будьте внимательны и ни в ком случае не отклоняйтесь в сторону от установленной трассы перехода. Каждый должен запомнить, что переходить водоемы по льду можно только там, где разрешен переход, там, где имеются указатели схода с берега на лед и вешки, обозначающие трассу.

 

Итак, будьте осторожны, осмотрительны при переходе рек, озер и прудов.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика