Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

"Реструктуризация сети сельских школ: опыт Чувашии", доклад Петровой С.В., заместителя министра образования Чувашской Республики

Реструктуризация сети сельских школ: опыт Чувашии

 Какой должна быть современная сельская школа? Возможно ли что-то изменить в ней уже сейчас? Как это сделать? - такими вопросами задаются, наверное, многие, кто хоть раз побывал в типичной сельской школе деревенской глубинки.

Несколько лет назад, в преддверии очередного республиканского конкурса "Школа года", министерством образования с помощью средств массовой информации был проведен социологический опрос среди родителей сельских школьников - какой бы они хотели видеть современную сельскую школу?  Родители считают, что школа должна не только давать знания, но и вырабатывать у детей навыки социального поведения, обучать их самостоятельности, умению ориентироваться и принимать верные решения в нестандартных ситуациях, давать основы профессиональной подготовки. И, конечно же, по своему оснащению она не должна уступать городской, чтобы ребята не чувствовали себя обделенными только из-за того, что их семья живет в селе.

В августе 2003 года перед подготовкой "Педагогического фестиваля" мы провели такой же опрос среди сельских детей. Все ребята хотят учиться в красивой, светлой школе с большим спортзалом и бассейном, чтобы в школе были и мячи, и лыжи, и компьютеры, и интересные книги, и, что особенно важно, они хотят получать качественные знания. Учащиеся сами осознают, что подчас "четверка" или "пятерка" в родной школе, в городской - оборачивается только "тройкой". Ребята и их родители единодушны во мнении, что сельская школа нуждается в изменениях, улучшениях и поддержке.

И это очевидно. Сельская школа - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет (во всяком случае сильно влияет - это точно) жизнь села, где расположена, а, следовательно, и жизнь сельского населения. Поэтому школа не может отставать от изменений в обществе, оставаться старой по качеству обучения. Сегодня нужно другое образование. Выступая перед педагогами республики, Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров подчеркнул необходимость преобразований в сельской школе: "Мы не можем, не имеем права не дать шанса молодым людям получить хорошее образование". А как сегодня? Что изменилось? В республике 490 сельских школ (76,2%), в них обучается 42,7 процента детей. (Для сравнения: в России 69,8 процента школ находится в сельской местности и учащихся в них 30,6 процента).

Одна из самых серьезных бед сельских школ - малокомплектность. Средняя наполняемость классов в сельской школе составляет 15,5 ученика, по республике - 20,1, а в некоторых малокомплектных сельских школах на одного учителя приходится всего лишь 5 учеников (есть и 3).

В маленьких школах учителя по-прежнему вынуждены объединять на одном уроке ребят разного возраста, занимаются с ними одновременно по нескольким программам. Методисты сколько угодно могут изобретать всевозможные технологии обучения в разновозрастных группах - все равно эффект будет невысоким. Малочисленная школа не обеспечивает и адекватное возрасту развитие учащегося. Для успешного развития школьника в классе должно быть не менее 15 человек. В малокомплектной сельской школе нет возможности вести профильное обучение, получать вариативное образование - с углубленным изучением отдельных предметов. Из-за низкого уровня квалификации учителей, из-за того, что ребята вынуждены жить замкнуто, в узком кругу одних и тех же лиц, из-за того, что информацию они черпают только из телевизоров, из сельских школ выходят дети, которых называют "неконкурентоспособными", имея в виду конкуренцию в современном рыночном обществе.

Должна с сожалением отметить, что образовательный результат в малочисленных школах очень часто (чтобы не сказать - практически повсеместно) обратно пропорционален вложенным средствам.  Экономический анализ итогов последних лет показывает, что расходы на обучение одного ученика в год в среднем по республике в 2003 году составляли 6042 рубля, а в городе - 4820 рублей, по селу - 7675 рублей, в малокомплектных школах - 10929 рублей.

Общеизвестны и кадровые проблемы сельских школ, хотя во многом они сходятся с городскими. Идет старение педагогических кадров: в сельских школах работает 47,4 процента учителей предпенсионного и пенсионного возраста и лишь 9,2 процента учителей имеют стаж педагогической работы до 5 лет. Но главное здесь - не количественные, а качественные показатели. Квалификация сельских учителей зачастую ниже, чем городских. Так, количество учителей с высшим образованием на селе и в городе почти равное (около 90%), а высшую квалификационную категорию имеют только 3,5 процента сельских учителей (в городе - 15%).

Поэтому и результаты соответствующие. Так, в 2003 году в республиканских олимпиадах в числе 177 призеров сельских школьников было только 26 или 14,7 процента, во всероссийских олимпиадах участвуют только единицы. Однако эти показатели позволяют судить о качестве образования лишь отдельной части одаренных и способных учащихся.

Обратимся к единому государственному экзамену, который в экспериментальном порядке проходит в республике третий год подряд - в нем участвуют все выпускники школ. Именно единый экзамен наиболее ярко убеждает в необходимости перемен, в том, что не стоит равняться на лозунг "Пусть маленькая школа, пусть плохонькая, но своя". Анализ результатов ЕГЭ на протяжении трех лет показал: самые низкие оценки неизменно получали выпускники маленьких сельских школ. А результаты ЕГЭ выпускников центральных сельских школ особо не отличаются от городских. И, что примечательно, - результаты эти не менялись на протяжении всех лет эксперимента. Казалось бы, раз ЕГЭ стал фактически экзаменом и для самих школ, надо им расстараться показать, на что способны учебные коллективы. Но, увы… "маленькие" школы свой ресурс фактически исчерпали, большего они ученикам дать не могут. И еще один статистический результат. Если в первый год введения ЕГЭ число сельских школьников, поступивших в вузы, выросло почти на пять процентов, то в последующие два года прибавка шла лишь в десятые доли процента.

То есть и тут ресурс исчерпан. И если мы хотим качественно изменить ситуацию (а результаты ЕГЭ показывают - менять надо), нужны гораздо более глубокие преобразования.

Началом этих преобразований в республике стала президентская программа "Новая школа", принятая 1996 году. Уже тогда перед работниками образования была поставлена задача: сделать образование вообще и образование конкретного человека конкурентоспособным в рыночной действительности.

Все, что происходит сегодня в системе образования, направлено на выполнение главной задачи, решаемой в ходе модернизации, - повышение качества и доступности образования. Позиция Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова по этому вопросу определена четко: каждому учащемуся, независимо от доходов семьи и места жительства, нужно дать шанс получить хорошее образование и стать конкурентоспособным.

Практическими путями ее реализации стали введение единого государственного экзамена и реструктуризация сети общеобразовательных учреждений.

Решение о вступлении Чувашии в эксперимент по введению ЕГЭ было принято не сразу. Только тщательно взвесив все плюсы и минусы, руководство республики пришло к выводу, что в сложившихся условиях реформы в образовании неизбежны, более того - прогрессивны. Поэтому Чувашия и приняла решение участвовать в проводимом эксперименте в максимально возможном объеме.

В 2003 году по сравнению с 2001-м, число школьников, сдающих единый экзамен по выбору, увеличилось почти в шесть раз.

94 процента выпускников успешно выдержали экзамены, 197 человек набрали от 95 до 100 баллов (в 2001 году - только 48). Во-вторых, в разы выросло число наших ребят, поступивших в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.

Но, кроме того, единый экзамен позволил, наконец-то, увидеть полную объективную картину знаний учащихся. Не во всем, конечно, эта картина для нас радостная. Да, результаты сдачи ЕГЭ у выпускников Чувашии намного лучше, чем в среднем по стране. (Одна из основных причин этого, я думаю, в том, что мы, имея хорошую финансовую поддержку на эксперимент, массово и интенсивно в первый же год обучали педагогов новым технологиям). Число пятерок за все годы эксперимента было стабильное, причем - сразу по всей республике, по многим предметам. Опыт внедрения ЕГЭ позволяет сегодня сделать и определенные выводы о качестве оказываемых образовательных услуг, увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, более адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей, делает прозрачной деятельность каждого педагога. Стабильно хорошие результаты на протяжении всех трех лет эксперимента показывают учащиеся Вурнарского, Шемуршинского, Ядринского районов.

Ну, а самое, пожалуй, важное для нас то, что единый экзамен подтвердил необходимость реструктуризации сети сельских школ. А она, не секрет, в первые годы шла очень непросто. Главный аргумент, который выдвигался противниками перемен: "не будет школы - не будет и деревни". Но применительно к нашей республике с ее комплексными программами социального обустройства села, довод этот был неубедительным. Хотя, не секрет, приходится и убеждать и показывать на конкретных примерах. Да, школа для маленькой деревни, конечно, важна. Но куда важнее, чтобы в эту деревню пришел газ, чтобы к ней была проложена хорошая дорога, чтобы люди имели и работу, и достойную зарплату. Вот тогда о вымирании сельской глубинки и говорить не придется, и детей, возможно, станет больше.

Начав реструктуризацию, мы ставили цель создания такой модели современной школы, которая обеспечивала бы новое качество образования, равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизацию системы управления. В республике принята целевая программа по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, аналогичные программы действуют во всех районах и городах республики. С учетом различных местных условий каждый район и город определили свой вариант реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Она идет по нескольким направлениям.

Во-первых, создаются базовые школы с современной материальной базой, с возможностью углубленного изучения предметов, введения профильного обучения в старших классах, что особенно важно для продолжения образования в высших учебных заведениях.

В маленьких же селах остаются начальные школы или 9-летки (пока). Необходимо также эффективно использовать освобождающиеся помещения, в частности, используя их для развития дошкольного образования. На их базе создаются комплексы школа-детский сад, которых на сегодня 24. На основе интегративной модели образовательный потенциал не только сберегается, но и развивается. Во многих детских садах организуются группы кратковременного пребывания для детей. К 2004 году их открыто 72. Охват дошкольным образованием на селе сегодня составляет 38,1 процента, по республике - 62,9. Это позволяет решать вопрос по обеспечению доступности дошкольного образования и создавать для малышей равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Создание образовательно-культурных центров, объединяющих под одной крышей школу, дом культуры, библиотеку, - еще один из путей реструктуризации сети. Именно они становятся объединяющими сельчан учреждениями, работая днем - в режиме школы, вечером - организуя досуг всех детей и взрослых. Экономия муниципальных бюджетов в этих случаях достигает 20-30 процентов, в полную силу начинают работать различные клубы по интересам, физкультурные занятия и т.п.

В ходе реализации республиканской программы реструктуризации поэтапно будут созданы и оснащены около 150 базовых центров образования в районах Чувашии. На сегодня нормативно-организационная стадия по реструктуризации идет более или менее успешно, но это только начало. Далее - не менее ответственный период - это обновление содержания образования и материально-техническое укрепление базовых школ. В каждом сельском районе создаются 5-10 (в зависимости от количества детей) кустовых базовых школ, с хорошей наполняемостью, чтобы в каждой параллели было по 2 класса, с обязательным профильным обучением в старшем звене. Базовые школы должны быть с современным учебным оборудованием, компьютерной техникой, прекрасными спортивными залами и площадками и, самое главное, - педагогами высокой квалификации. Только при выполнении этих условий школа по-настоящему может стать базовой, дающей высокий уровень образования.

И работа в этом направлении уже идет. Сельские базовые школы в первую очередь активно насыщаются оборудованием. Так, благодаря участию в различных международных, федеральных, республиканских программах и проектах по созданию единой образовательной информационной среды сделан значительный шаг по вхождению школ в информационный мир. В настоящее время количество компьютеров в сельских школах, по сравнению с 2000 годом, увеличилось более чем втрое. Если в 2000 году один компьютер приходился на 300 школьников, то в 2003 году по республике - один на 54, по городу - на 75, по селу - на 44. Оснащение сельских школ компьютерной техникой и программным обеспечением будет продолжено. Параллельно с поставкой в школы современной компьютерной техники идет подключение ее к всемирной сети Интернет, сельские школы получили 133 спутниковые антенны, электронные учебные пособия, расширяется область применения новых информационных технологий. Получили большую партию спортивного оборудования на общую сумму 7 млн. рублей и, конечно, в первую очередь, его получили базовые сельские школы.

Особо хочу отметить тот факт, что школы и сами активно работают по привлечению внебюджетных средств. Так, на сегодня 409 школ имеют подсобные хозяйства общей площадью 3214,97 га. Ежегодно от ведения производственно-предпринимательской деятельности они получают порядка 12 - 15,0 млн. рублей. Часть этих средств направляется на приобретение нового современного оборудования и инвентаря. Главный результат этой работы - в формировании экономического, рыночного мышления и культуры и детей, и самих педагогов.

Тема эта в связи с утверждающимся на селе рыночными отношениями, имеет особое значение. Президентом Чувашской Республики Н.В.Федоровым подписан Указ "О занятости населения в сельской местности". Задача образовательных учреждений - в ходе учебного процесса усилить профессиональную ориентацию на сельский труд и аграрные специальности.

Земля, отданная во владение школам, с одной стороны, является государственным стратегическим резервом, с другой - опытно-производственным, селекционным участком, лабораторией. Решаются и существующие проблемы с пустующими землями, нуждающимися в уходе, часть их после передачи школам не только кормит, но и дает достаток школьному хозяйству. А таким образом уже в школе закладывается основа для развития малого бизнеса и предпринимательства.

Главным условием, позволившим успешно проводить реструктуризацию сети сельских школ, стала действующая в республике Президентская программа "Школьный автобус".  Она не только позволила привлечь в крупные базовые школы учащихся, но и стабилизировала один из главных показателей экономической эффективности - наполняемость класса. (Без реструктуризации этот показатель падал бы ежегодно на несколько процентов, что увеличивало бы расходы на содержание зданий и штатов). Сегодня 153 специализированных школьных автобуса ежедневно подвозят более 5 тыс. учащихся в средние школы.

Оптимизация сети позволила решить еще одну "застарелую болезнь" сельского образования - ветхие здания с плохим отоплением. В 1993 году таковых было 120. Для того, чтобы ежегодно вводить по 9-10 школ, велся поиск разных, зачастую нестандартных решений. Это - и объединение бюджетов всех уровней плюс "ниме", и пристрои учебных корпусов к имеющимся хорошим, но полупустым зданиям Домов культуры или детсадов, и изменение в ходе строительства проектов крупных зданий под социообразовательные комплексы. В каждом конкретном случае достигалась экономия (по сравнению с новым строительством) до 70 процентов.

В результате за 10 лет удалось перевести учащихся в 109 новых светлых и теплых школ. Еще через 2-3 года эта проблема будет решена полностью.

И это не все положительные социальные изменения, которые повлекла за собой реструктуризация сельских школ. Она высветила необходимость решения целого комплекса проблем на селе. По поручению Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова все инвестиционные программы республики сверяются с необходимостью развития сельских базовых школ. Строится, к примеру, новая школа - одновременно решается вопрос о газификации и ее, и всей деревни. Появились в сельских школах компьютеры - значит, надо наладить в глубинке хорошую связь, чтобы ученики могли работать в Интернете. И школьные автобусы по бездорожью не поедут. Поэтому с прошлого года в республике реализуется Президентская программа "Дорога к школе". Предусматривает она строительство и ремонт дорог, ведущих к базовым школам, сооружение разворотных площадок, остановочных павильонов. Так что все вопросы решаются комплексно, и образование работает на социальное обустройство жизни людей на селе, поэтому и местной власти выгодно его развивать.

Мы годимся той высокой оценкой социально-экономических преобразований в республике, которую дал Президент России В.В. Путин во время визита в Чувашию в феврале этого года. "За прошедшие годы в республике произошли хорошие, серьёзные и позитивные изменения. Рост регионального валового продукта выше, чем по стране. Растут денежные доходы населения темпами, которые выше, чем в среднем по России. Хорошими темпами развивается строительство. Самое важное, самое показательное, что в Чувашии, в отличие от многих регионов России, нет ни нефти, ни газа, ни металлов. Тем не менее, развитие позитивное. Я сказал бы, даже выше, чем в среднем по стране. За счёт правильной организации работы и интеллектуальной составляющей. Думаю, что это в значительной степени благодаря тому, как организована работа. Это хороший пример для подражания".

Такая высокая оценка Президента России - высокая честь и высокая ответственность для жителей всей республики, это и мощный стимул для дальнейшей работы по модернизации образования всех ветвей власти, системы

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика