Цех культурных проектовОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Анатолий Любимов-2

-Что такое для вас  чувашская музыка?

 

-Чувашская музыка - она совершенно удивительна.

В России много небольших национальностей,  говорящих  на своем языке. Но, в отличие от мелосов  всех других народов,  чувашская музыка отличается сложным метроритмом и неквадратностью.

 

-Переведите…

 

-Квадрат - это вы знаете: раз-и, два-и. Или: раз-и, два-и, три-и. Или: раз-и, два-и, три-и, четыре-и.

А в чувашской музыке может быть: раз-два, раз-два-три, раз-два, раз-два-три-четыре…И так далее.

Но, тем не менее, в чувашской музыке - очень строго выдержанная метроритмическая схема. Она очень сложна.

Есть аналог в мировой музыкальной литературе. Ее можно сравнить,  мне кажется, с венгерской музыкой, с произведениями Белы Бартока. Он очень сильно опирался на национальную венгерскую мелодику и метроритмические дела.

 

-Можете назвать имена,  которые вам интересны в чувашской композиции?

 

-О!!...Мне, действительно, повезло: на моем веку пришлось соприкасаться с творчеством совершенно выдающихся композиторов. Не застал, к сожалению, Федора Павлова, но у него - множество учеников. Миша Алексеев, замечательный профессионал, его музыка играется в Москве, многих городах. Анисим Асламас – талантище, про которого легенды ходят среди музыкантов.

Современную чувашскую музыку я связываю с именем Саши Васильева–Алмуша. Хотя не знаю, честно говоря, что обозначает его псевдоним.

 

-Это имя одного из чувашских царей.

 

-А-а-а, тогда это очень достойный псевдоним, годится. Саша – очень талантливый. Он учился в Институте имени Гнесиных, у Пейко Николая Ивановича и Литинского…Они - замечательные педагоги-композиторы.

 

-Современная музыка - она как-то развивается или уходит в формалистские изыски, типа пуантилизма?

 

-Мне очень трудно сейчас быть судьей в этом вопросе.

На мой взгляд, все наше искусство, в котором Россия занимала ведущее место в мире,  потихоньку девальвируется, к сожалению.

 

-Но ведь и в других странах не появляется новых Моцартов.

 

-Хочется верить, что музыкальное искусство начнет двигаться вперед,  будет развиваться.

 

-Композиторы судятся, оспаривают авторство на мелодию, музыкальную фразу. Очень просто стало, работая  в  музыкальной композиции, попасть в  непростую  ситуацию.

Может, это  отпугивает  талантливых людей?

 

-Честно говоря, мне кажется, талантливый человек никогда не будет спорить. Тем более - в суде.

 

-Вы работали с великими  профессионалами. Что они собой представляют,  как личности?

 

-Удивительно вот что: всех их объединяет одно большое чувство – доброта. Они - все добрые. Я думаю, вряд ли человек озлобленный может заниматься таким  искусством, как классическая музыка. Наверное, в ней  все идет от доброты, так мне кажется.

Работая в Московской филармонии, летом мы ездили на  рижское взморье в Дзинтари, там открытая эстрада на море.  Репетиции - шесть дней в неделю, иногда - две в день, при необходимости, если программа - не очень известная.
Профессионалы вели себя по- разному. А вот Ойстрах с удовольствием играл …в шахматы.
В разговоре, репликах  всегда можно было понять: это - очень добрый и бескорыстный человек.

 

-Благодаря чему вам  довелось оказаться рядом с такими людьми?

 

-Думаю, благодаря трудолюбию. И тому, что рядом оказались профессионалы, которые могли вовремя мне подсказать, если я  делал попытки  уйти  с  моей дороги.

У меня еще в Чебоксарах был прекрасный педагог, Виктор Петрович Тарасов. Он - из Камышина, учился в Саратове, воевал, на фронте потерял ногу, ходил с протезом.

При этом - совершенно необыкновенной доброты человек.

Моим родителям не платили денег, и я, естественно, жил только на стипендию.

Со мной, наверное, в начале было тяжело. Я не знал даже названий нот. Для меня они были как совершенно белый лист. А среди поступивших были ребятки, окончившие музыкальные школы. Когда мы писали  музыкальный диктант,  я  не мог ничего написать: просто не понимал, что мне надо делать. И по детски лукавил: списывал, сдавал, получал какие-то оценки.

Но я оказался пытливым,  занимался усердно и в конце первого года уже они списывали у меня.

Линия, нить доброты связывает самых выдающихся и все небольшое общество людей,  занимающихся музыкой.

 

-Что вам интересно сейчас?

 

-В своей области мне интересно все. Особенно интересны молодые ребятишки, которые приходят и ничего еще  не понимают. Слушают и пытаются повторить то, что  услышали от старшего товарища.

Правда, я в самом начале им говорю: «Ребятки, вы будете самыми хорошими в своем деле. Если вам еще и повезет в жизни, вы добьетесь самых выдающихся успехов, будете самыми первыми.  Но вы будете бед-ны-ми!

 

-Это так важно?

 

-Я так и говорю.

 

-А что они отвечают?

 

-Отвечают: «А мы все равно будем первыми!»

 

-Есть земляки в вашей сфере деятельности?

 

-Их очень много! На каждом шагу!

В оркестре московской филармонии, где я работал, солистом-кларнетистом  трудился Анатолий Александрович Александров, чуваш из Аликовского  района. На всех гастролях мы с ним  соседствовали  в одной гостиничной комнате.

Когда я  работал  в Большом симфоническом оркестре, там на бас-кларнете играл Александр Иванович  Степанов. Отец которого, хорошо знавший языки и преподававший  французский, немецкий,  английский, был переводчиком у Ивана Яковлевича Яковлева.

В Госоркестре на контрабасе играл Степан Иванович Ефремов,  тоже чуваш. Мы с ним разговаривали на родном языке.

Его брат тоже  играл на контрабасе  и  работал концертмейстером в Кировском театре, в Питере.

У Мравинского на втором кларнете сидел замечательный кларнетист Михаил Михайлович Измайлов. Он родился в Татарстане, но - из чувашской семьи. Я с ним неоднократно говорил на чувашском языке.

В оркестре Большого театра на виолончели играл Шапошников, он – русский, но из Чебоксар.

Очень долгое время солистом Большого симфонического оркестра радио и телевидения работал наш земляк, чуваш  Виктор  Галкин, сын композитора Апполона Галкина,  песни  которого  до сих пор  звучат  по чувашскому радио.

Сейчас несколько чувашей успешно трудятся в московских коллективах: Сакмаров Володя - играет на тубе; его брат Сакмаров Слава - замечательный валторнист. Ваня Яковлев – тромбонист. Многие, многие другие…

Овладение музыкальными инструментами требует физических усилий, а наши земляки не боятся тяжелого труда.

Иногда спрашиваю себя:  можно ли составить оркестр виртуозов из чувашских музыкантов?

Ответ: да! И этот оркестр звучал бы на весь мир!

 

-Как провели утро сегодняшнего дня?

 

-Сейчас я - прямо с поезда: приехал из Екатеринбурга. Там в Консерватории имени Мусоргского я в качестве председателя жюри принимал  государственные экзамены.

Часто приходится быть председателем жюри и принимать экзамены во многих городах России.

Четырежды побывал членом жюри международных конкурсов: в Германии, Англии, Южной Корее.

В Чебоксары меня тоже приглашают.  В конце апреля там проводился  конкурс музыкантов, в нем участвовали молодые таланты. Мне  очень интересно послушать их игру.
 
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика