Цех культурных проектовОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Вячеслав Оринов: "Делаю новый фильм"

Оринов Вячеслав Николаевич, режиссер театра и кино

 

-Вячеслав Николаевич, вы - человек известный как театральный режиссер, но перспективы своего творческого развития видите в кинорежиссуре.

С чем это связано?

 

 

-Работа в кино привлекала меня всегда.

Еще когда   трудился  художественным руководителем чувашского ТЮЗа в Чебоксарах, я  искал  новые для себя  формы творчества, адекватные восприятию современного зрителя. Сотрудничал с чувашским телевидением. Совместно с творческой группой ТВ нам удалось в течение пяти лет создать десять игровых художественных фильмов. Все они были сделаны  на основе спектаклей,   поставленных на сцене нашего театра по пьесам Николая Сидорова, Николая Угарина…

 

-Как назывался первый фильм?

 

-Мы начали с киноварианта  спектакля «Ма кеске же эмер?» - «Как быстро молодость проходит».

С моей легкой руки это и началось.

Вместе с режиссером  Валерием  Иовлевым и оператором Сергеем Мышевым выезжали в Красночетайский район, где действовал  филиал театра,  а  руководителем района был мой одноклассник, с которым мы с детства росли вместе, Валерий Орлов.

Он предоставил нам  возможность для  творчества,  в течение нескольких лет создавал  условия  съемочной группе.

Мы жили на Суре,  на базе, откуда  выезжали для  съемок  в деревни, на поля. 

Так  создали пять фильмов.

 

-Когда вышел первый фильм?

 

-Первый фильм вышел, если не ошибаюсь,  в 1998 году. Он пользовался очень большим успехом: телевидение его показало раз десять, наверное. 

Дальше пошло - поехало. Всем понравилось делать новое чувашское кино.

Я,  как режиссер постановщик, почувствовал,  что кино дает  перспективу и  артистам, и  режиссерам.

Во всем  этом для нас, привыкшим к сцене, было много новизны.

Артисты очень охотно включились в кинотворчество, воспринимая его как новое поле своей профессии.

 

-Им пришлось переучиваться?

 

-Нет. Они же обучены  играть не только  в театре. В их институтских  актерских дипломах  полученная ими  специальность записана так – «актер драматического театра и кино».

 

-В этом году вы получили грант Президента России. Куда пошли деньги?

 

-Перед тем, как уйти из   театра, я  написал заявку в Министерство культуры России на президентский грант.

В прошлом году я выиграл  грант.

Мне перечислили определенную сумму, и я, для начала, решил создать свою частную киностудию.

 

-Ваша оценка перспектив чувашского кино?

 

-Перспективы у чувашского кино - очень большие.

В какой–то мере мои действия по восстановлению кинопроцесса в Чувашии являются восстановлением  справедливости и базируются на историческом прецеденте, созданном  предшественниками.

Ведь известно, что еще в двадцатые годы прошлого столетия  Иоаким Максимов- Кошкинский  создал в Чебоксарах чувашскую киностудию,   работавшую  параллельно с «Мосфильмом».

Около десяти фильмов  снял. Это же здорово! В  фильмах – реальная  история,  блестящая актерская игра.

Когда в экономике победили сторонники административной системы,  в искусстве тоже стали избегать избыточного дублирования  и  конкуренции.

Чувашскую киностудию было решено закрыть.

Это значительно затормозило культурную эволюцию  в  республике.

 

-Вы занялись  кинопроизводством  после прекращения контракта с театром?

 

-Драматург, поэт, писатель Борис Чиндыков полушутя провел параллели, сказав, что Иоаким Степанович Максимов Кошкинский тоже создал свою киностудию после того, как его вынудили уволиться  из академического театра.

Я, получается, пошел по его пути.

Но все же дело не в том,  что я оказался не у дел.

Мне действительно  очень интересно работать в кино.

Другая сфера деятельности, эстетическая новизна…

После  десяти  фильмов, созданных  в паузах между работами на сцене,  мне захотелось сконцентрироваться  на  кинопроцессе.

Ведь мы делали не просто художественные фильмы. Мы экспериментировали. Создали даже новый жанр – телепоэму. Сняли ее

по  поэме  Константина Иванова «Нарспи».  Я  нигде не видел такого жанра, ни в России, ни за рубежом.

Съемочная группа  выезжала в Башкирию на родину Константина Васильевича Иванова - в Слакбаши, Сильби и создала, мне кажется, уникальную телепоэму.

 

-Что за фильм вы делаете сейчас?

 

-Сегодня я снимаю фильм по мотивам произведения повести Сергея Павлова, генерального директора издательского дома «Хресчен сасси». Повесть называется «Хюрине татна чах» - в буквальном переводе – «Бесхвостая  курица».

Рабочее название  фильма -  «Роковая метка».  Возможно, в прокате оно будет другим.

 

-Как идет работа?

 

-Материала уже отснято около шестидесяти процентов.

 

-Кто из артистов занят в съемках фильма?

 

-В съемках фильма заняты артисты молодежного и других  театров Чувашии.

Оператор – Сергей Мышев.

Я создал свою команду.

 

-На чьи деньги?

 

-Пока - на свои.

В перспективе хотелось бы, чтобы главным спонсором стало государство.

В республике есть такая  организация, «Чувашкино»,  но  я  не  совсем  пока понимаю, чем она занимается. Фильмов, во всяком случае,  не снимает.

У «Чувашкино»  -  очень хорошая база. На ней  мы вполне  могли бы организовать  студию по созданию  документальных и художественных, игровых  фильмов.

 

-Каков спрос?

 

-Вообще продукция наша пользуется большим спросом.

Полгода  я  ездил  вместе  с  артистом Вячеславом Христофоровым: всюду,  где бы мы ни побывали, у нас зрители спрашивали чувашские игровые фильмы.

Спрос есть, и он далеко не удовлетворен.

 

-У вас есть конкуренция?

 

-В Чебоксарах практикует студия «Аксар», ее  хозяином является Иванов Алексей Васильевич.

Он пригласил к себе  Валеру Иовлева с ТВ, Владимира Карсакова. Они делают свои фильмы.

Нам бы, конечно, хотелось, чтобы  конкуренция  была, она и для режиссеров тоже интересна.

 

-Вы  видели  фильмы, продюсированные «Аксаром»?

 

-Смотрел  новые фильмы, которые Иовлев и Карсаков  сделали самостоятельно.

 

-Что о них можете сказать?

 

-Хвалить коллег было бы неправильно, лучше сказать,   чего  в  их  фильмах не хватает.

Это не столько критика, сколько дружеское пожелание: по-моему,  режиссеры  увлекаются чересчур дешевыми сценариями, ну, чересчур дешевыми.

Наш народ - он мудр. Потому надо брать хороший материал.

 

-А что вы имеете  в виду под «дешевыми сценариями»?

 

-Допустим, они сняли фильмы  по пьесам,  сделанным в расчете на театральную сцену. А там – другая специфика!

Чтобы  поставить театральную пьесу в кино, нужно ее разрабатывать, адаптировать. Нельзя просто сразу весь театральный материал перенести на экран. Ведь  там еще  очень много требуется работы со стороны режиссеров, сценариста.

 

-Какие у вас планы?

 

-Планы – громадные.

Мне удалось в Москве выйти на людей, инвесторов. Если нам удастся договориться, то конвейер заработает.

Мне  хотелось бы на высоком уровне делать игровые художественные фильмы.

Искусство – оно, прежде всего, национально, и лишь потом интернационально. Поскольку я - чуваш, то, естественно, меня волнуют  вопросы. Откуда мы? Какие у народа корни?  Но  новое чувашское кино  должно перекликаться  с  общечеловеческими идеями,  принципами.

 

-С кем сейчас сотрудничаете?

 

-Недавно я вновь встретился со своим другом Борисом Чиндыковым. Когда-то я поставил четыре спектакля по его пьесам, еще до постановки в академическом театре его известной пьесы «Ежевика вдоль плетня» или  «Ужин после полуночи». Я поставил эту философскую притчу.

Мы с ним в дружеских творческих отношениях, и  я заказал ему оригинальный сценарий, с которым можно было бы  выйти не только на чувашский мир, но и на российский, международный  уровень.

Что имею в виду?

Тот же Иоселиани живет в Париже, но  он не забывает, что  грузин. В его  фильмах обязательна национальная основа.

Такой подход должен быть.

 

-О чем ваш новый фильм «Роковая метка»?

 

-По жанру - это притча о том, как современная реальная жизнь  порой поглощает все то позитивное, что вкладывалось в ребенка, человека родителями, живущими в деревнях.

Когда  выросшие дети  выходят на самостоятельный путь, уезжают учиться  или  работать в город, они теряются.

Обрубаются  корни,  человек оказывается без корней на асфальте.

Главная героиня фильма, Марина, выучилась на педагога, но нигде не может устроиться в большом городе.

Ее подруга оказалась удачливее:  нашла свое место на рынке, в торговле, у нее - большие деньги, квартира. А Марина  обязательно хочет  работать  по  специальности. Попадает в тенета, и  ей трудно  выбраться оттуда.

В фольклоре  чувашей - много историй о жертвоприношениях.

Героиня – жертвоприношение для того, чтобы сохранить жизнь всему обществу, чтобы она продолжалась дальше.

Фильм заканчивается печально, тем не менее,  это, считаю,  светлый  фильм. В нем - призыв  к тому, чтобы мы сохранили   национальное естество.

Вот про это мне хотелось бы сказать   фильмом.

Он будет  на чувашском и  русском языках.

В отдельных местах - сопровождаться  синхронным переводом.

Композитором я пригласил Николая Казакова, он сейчас работает над фильмом.

 

-Когда  хотите  показать фильм зрителям?

 

-Мне хотелось бы, чтобы фильм вышел к московскому акатую. Хочется  сделать подарок сородичам, землякам, всем, кому небезразлична жизнь чувашей, проживающих  на  малой  родине.

 

-Каковы суммы, востребованные кинопроизводством?

 

-В СМИ  стало нормой сообщать, что  на создание фильма зарубежной киностудией ушло несколько десятков миллионов долларов.

А  мы  работаем на  энтузиазме.

 

-Сколько конкретно стоит сделать фильм?

Владимир  Карсаков сказал, что ему съемка фильма обходится примерно в  90 тысяч рублей.

 

-За девяносто тысяч - не получится. Инфляция. У меня уже сегодня на съемки ушло около ста тысяч рублей.

А  еще надо платить за работу артистам. Общая сумма будет около трехсот, трехсот пятидесяти  тысяч рублей.

 

-Кто снимается в главных ролях вашего фильма?

 

-Главную роль играет моя ученица по институту культуры и искусства,  актриса Театра юного зрителя имени Сеспеля – Ольга Михайлова.

Подругу играет тоже ее коллега из молодежного театра,  Наташа Алексеева.  

На роль современного парня,  Ахмета, я нашел человека со стороны, непрофессионала в искусстве. Это очень талантливый парень  Эдуард Петров. Он друг моего сына, они вместе учились, закончили школу. Он уволился с работы и решил переехать в Москву, у него образовалась такая пауза. И я предложил ему роль.

Талантливых людей в Чувашии много, их надо искать, замечать, и не только среди наших профессиональных артистов, но и находя их среди непрофессионалов.

То, что  сделал Эдуард Петров в своей роли, мне кажется, стоит внимания.

…Родителей в фильме  играют Лидия Красова,  Валентина Сурикова, Василий Павлов - известные чувашские артисты.    

 

-Арсений Тарасов сказал, что когда он работал  над  пьесой,  он  знал, был уверен, что она завоюет  премию. 

…Правда, Госпремию России  дали не ему, а другим участникам театральной творческой группы: режиссеру, еще кому-то.

 

-Это несправедливо.

 

-Но здесь важно то, что он заранее  поставил для себя задачу, определил высоту планки.

…У вас, как у режиссера, есть ощущение уровня  вашей новой работы?

 

-Кто-то из известных людей сказал: всегда надо стремиться создавать шедевры.

Уже года три, став киноманом, я стараюсь не пропускать ни одного фильма-оскароносца, создаваемого в Голливуде.  Стараюсь следить за мастерами – как отечественными российскими, так и мировыми.

В этом фильме я перед собой ставлю самую высокую планку.

Каким будет результат?

Фильм снимается в цейтноте, он – отчет по гранту Президента Владимира Путина, я должен отчитаться за свою работу и уже в начале июня  представить отчет в Министерство культуры России.

 

-Сумма гранта, какая она? Как и на что вы ее использовали?

 

-Двести тысяч рублей. Если за вычетом налогов, то около 160 тысяч получается.

На эту сумму я купил аппаратуру, и то не хватило, дополнительно я использовал свои средства на покупку  монтажной системы.

 

-У вас своя фирма?

 

-Да, своя фирма.

 

-Вы ее уже  зарегистрировали?

 

-Пока еще нет. Не до этого.  

 

-Карсаков сказал: «Я занимаюсь поиском своего киноязыка».

Первый этап  -  съемка театральных пьес на натуре. По этому пути пошли и соседи.

Сейчас у  чувашских кинорежиссеров новый этап – поиск оригинального киноматериала, своего киноязыка.

 

-Конечно,  ни на кого не надо пенять, что мы не сразу поняли, как надо делать кино.

Когда мы работали на чувашском телевидении, аппаратуру нам давали буквально на неделю. В течение недели нужно было создать фильм!

Теперь появилась своя аппаратура. Уже некий новый этап!

У кино свой язык, изобразительный. Потому в моем фильме диалогов как таковых почти нет. Есть самые необходимые.

Между  текстом и изображением нужно найти некую гармонию, которая есть в лучших фильмах. 

Этому надо  учиться, и стараться сделать так, чтобы подняться на новый уровень мастерства.

Я такую задачу для себя поставил.

Что касается артистов, то надо с ними работать. Работать, прежде всего, режиссеру. Не нужно говорить, что «они в театре работают»,  «привыкли к театральной специфике и потому…».

Это в наш адрес, режиссеров, требование:  мы должны работать с ними.

Да и вообще на сцене судьба актера  полностью в руках режиссера. Если хороший режиссер,  то он не просто постановщик, но еще и педагог. А таковых мало. Ведь и народным артистам  требуется  хороший режиссер,  чтобы создавать интересные образы–шедевры.

Как театральный  режиссер,  я много поставил на сцене  зарубежную драматургию,  русскую и чувашскую классику,  современные пьесы: более 70 спектаклей мной поставлено. Но когда   занимаешься не только постановками, но еще и наукой о театре, теорией,  воспитанием актеров, видишь много из того, что  происходит  в  театрах.

Нужен ежедневный труд с актером.

 

-СМИ сообщают, что в Казани и Уфе проходят кинофестивали, на которых демонстрируются татарские и башкирские  фильмы, сделанные их съемочными группами.

Когда такой кинофестиваль пройдет в Чебоксарах?

 

-Торопиться не надо. Служенье муз не терпит суеты.  Чувашских фильмов уже сделано немало,  показать их на одном фестивале - несложно.

Но многие из них сделаны второпях, за месяц или даже  две недели. Наверное, так всегда бывает, когда отлаживается процесс. С чего-то же надо начинать.

Но фестиваль можно  организовать тогда, когда будет, что показать искушенному, а не только массовому кинозрителю. Когда это будет не стыдно показывать.

Мы – я имею в виду режиссеров Владимира Карсакова, Валерия Иовлева, себя – люди еще не старые, за 10-15 лет можем снять немало хороших чувашских фильмов.

Нужна только поддержка государства и бизнеса.

Если мы докажем, что можем делать фильмы,  бизнес откликнется, заинтересуется, появятся  продюсеры, инвесторы.

Главное, что есть желание работать и создавать что-то новое. И артисты с удовольствием идут на сотрудничество.

Писателям Чувашии кинопроцесс тоже интересен, несмотря на то, что  жанра киносценариев в чувашской литературе почти нет, писатели понимают: кинопроизводство открывает им новые горизонты.

Новое чувашское кино  развивает всех: и режиссеров, и актеров, и писателей, и художников, и композиторов.

 

  спонсоров, и зрителей…

 

-Да. И их – тоже!

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика