Цех культурных проектовОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Татьяна Рябинина: "Без малого бизнеса не будет больших зарплат"

ЛЮДИ ДЕЛАТАТЬЯНА РЯБИНИНА «БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ МАЛОМУ БИЗНЕСУ!»


align=

РЯБИНИНА
Татьяна Александровна,
начальник отдела Министерства экономического развития и торговли Чувашии

Родилась в 1981 году в Чебоксарах. Окончила политехническую школу – гимназию, специализированный класс по специальности «юриспруденция»; юридический факультет Чебоксарского филиала Московского университета потребительской кооперации.



-Какую отрасль юриспруденции вы избрали?

-В процессе учебы постоянно принимала участие в научно-практических конференциях, ориентируясь на гражданское право: оно мне интереснее, чем уголовное, так как больше связано с предпринимательской деятельностью и предоставляет больше возможностей использовать свои знания, найти и реализовать себя в карьере и в жизни.
Диплом защищала по теме «Банкротство в странах Западной Европы». После окончания вуза мне предложили остаться на кафедре гражданских правовых дисциплин. Но я решила, что сначала необходимо получить практические навыки. Считаю, что преподаватель, не представляющий, как процесс происходит на практике, не имеет права преподавать студентам теорию предмета.
Работать начала по специальности на третьем курсе - помощником юрисконсульта юридической фирмы «Фабий», которой руководит доктор юридических наук Уруков Вячеслав Николаевич. Благодарна ему, как грамотному руководителю. Работа в юридической фирме очень способствовала моему профессиональному развитию, поскольку приходилось заниматься многими вопросами - от консультаций в области жилищного, гражданского, административного права до представления интересов юридических и физических лиц в суде – в арбитражном, гражданском; Верховном суде Чувашской Республики, Верховном суде Российской Федерации.
Приходилось заниматься также регистрацией юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, получать лицензии, разрешительные документы. Опыт этой работы мне очень помогает. Я хорошо понимаю, насколько тяжело предпринимателю проходить через все структуры.
Затем у меня был опыт работы юристом в частной торговой фирме, у арбитражного управляющего.
В 2004 году я прошла конкурс, меня приняли в Министерство экономического развития и торговли - на должность консультанта по правовым вопросам.
Занималась согласованием, разработкой нормативно–правовых актов и законов Чувашской Республики, согласованием и рассмотрением проектов федеральных законов. Приходилось участвовать в суде, но уже не от имени предпринимателей, а от имени государства.
С октября 2005 года я занимаю должность начальника отдела развития предпринимательства и ремесел. Сначала было очень тяжело. Сейчас – тоже тяжело, но работа - очень интересная. Для того, чтобы повысить свою квалификацию, соответствовать требованиям руководителей малых предприятий, где, как правило, работают очень квалифицированные, знающие люди, я пошла получать второе высшее образование - по специальности «Экономика и управление на предприятии» - в тот же Чебоксарский кооперативный институт.
Мой отдел курирует три направления. Первое - развитие народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции. Второе - развитие малого предпринимательства, основной блок вопросов отдела. Третье - развитие кредитной кооперации.
По всем трем темам у нас приняты республиканские программы, определены основные направления.

-В чем организационная специфика малого бизнеса?

-Нигде, ни в какой сфере деятельности, не меняются так быстро, как в малом бизнесе, требования, условия. Постоянно возникают новые проблемы, которые необходимо решать.
В законодательство, для того, чтобы поспеть за всеми переменами, также приходится вносить изменения.

-В чем, на ваш взгляд, основная проблема?

-Чувашии не хватает сильных объединений предпринимателей, с которыми можно было бы взаимодействовать и которые бы способствовали развитию малого бизнеса.
Надеюсь, что одной из таких активно действующих ассоциаций станет Бизнес – инкубатор. Это необходимо, поскольку, кроме Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, другого сильного института, объединяющего предпринимателей на территории региона, у нас нет.

-А для чего необходимо объединять бизнесменов в колхоз? Нужно ли это делать?

-Нужно, но это не должно быть объединение ради объединения.
Дело в том, что у всех предпринимателей – практически одни и те же проблемы. Они возникают, в частности, при взаимодействии с федеральными органами надзора и контроля, с органами местного самоуправления. При получении разрешительных документов, прохождении предпринимателями согласовательных процедур.
Если приходит один предприниматель, второй, третий с идентичными заботами, то это говорит о том, что эти заботы не воспринимаются достаточно серьезно. А когда ими начинает заниматься авторитетная ассоциация, то отношение к предпринимателям меняется, становится совсем другим.

-А в чем разница?

-В умении формулировать требования, отстаивать законные интересы.
Многие бизнесмены не могут грамотно сформулировать свои требования, грамотно отстоять свои интересы не только в суде, но и в органах власти.
Даже сотрудникам моего отдела приходится часто сталкиваться с администрациями, прокуратурой, особенно – с районными прокуратурами, в ситуациях, когда незаконно ущемляются интересы предпринимателей.
Мы вмешиваемся, когда к бизнесменам, работающим в селах, начинают предъявлять несправедливые претензии. Про город, в принципе, такого уже не скажешь: в городах есть квалифицированные юристы, юридические фирмы, есть к кому обратиться за помощью. А в районах с этим - сложнее. Некоторые бизнесмены впадают в ступор, перестают сопротивляться. Приходится вмешиваться и помогать им на этом этапе.
Бизнес-ассоциации могли бы помочь бизнесменам обеспечить надежную юридическую поддержку и сэкономить деньги. Снять необходимость содержать в штате каждого малого предприятия квалифицированных юристов, выплачивая им высокие зарплаты.
Такие ассоциации востребованы в районах, где не развиты общественные профессиональные объединения.
Предприниматели начали это понимать. К ним стали приходить мысли о том, что нужно объединяться, чтобы грамотно отстаивать свои интересы.

-В Чувашии имелась специализированная газета «Бизнес-среда». Сейчас такая газета не выходит. С чем это связано?

-Финансовое содержание своей прессы – достаточно дорогое удовольствие. Но сейчас радует то, что появляются специализированные издания для бизнеса Чувашии. Два журнала хотелось бы отметить - «Моя империя» и «Чебоксарский бизнес-журнал», который распространяется среди предприятий и находится в свободной реализации.
Мы стараемся также найти возможности помочь профинансировать за счет бюджетных средств создание республиканского средства массовой информации о предпринимательстве. Хотим на базе Бизнес – инкубатора его организовать. На телевидении есть сейчас бизнес-клуб, его ведет Торгово – промышленная палата; но я считаю: чем больше таких передач, тем лучше.
Основная проблема предпринимателей - их неосведомленность. 80% бизнесменов даже не знают о тех формах государственной поддержки, которыми они могут воспользоваться в Чувашской Республике. Мы постоянно ездим, рассказываем, но этого мало. Необходимо иметь и собственные печатные издания и как можно больше телепередач.
Есть идея организовать на ТВ передачу для молодежи: профессиональный интерес к предпринимательству должен закладываться со школьной скамьи.
В прошлом году совместно со Школой технологий бизнеса мы провели семинар по развитию предпринимательской деятельности для школьников.
Решили набрать только две группы, потому что не могли спрогнозировать уровень интереса школьников к теме. Конкурс у нас оказался 14 человек на одно место! Пришлось выбирать.
В этом году мы увеличили финансирование на семинары для школьников, планируем набрать пять групп, в том числе – привлекать школьников из районов.

-Какие финансовые источники используются?

-Возможности бюджета Чувашии ограничены, поскольку за его счет приходится решать очень много вопросов в социальной сфере. Потому на поддержку малого предпринимательства пытаемся привлечь деньги федерального бюджета.
В этом году мы выиграли дополнительные деньги на финансирование региональных программ за счет федерального бюджета в размере около 11 миллионов рублей. Часть средств планируем направить на создание печатного издания, которое бы выходило регулярно, а потом стало самоокупаемым и уже не нуждалось в государственной поддержке. Такое издание будет представлять интересы предпринимателей, освещать актуальные проблемы, вопросы, решаемые на территории Чувашии, разъяснять многие аспекты ведения деятельности.
На страницах этого издания успешные предприниматели, видные и уважаемые люди Чувашской Республики будут делиться опытом, рассказывать о своих успехах, трудностях, которые они преодолевают.
Думаю, такое издание окажется востребованным, повысит информационную обеспеченность Чувашской Республики, будет способствовать формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности.
Это необходимо, потому что в настоящее время у нас бизнесмен нередко воспринимается обществом негативно.
Есть, конечно, недобросовестные предприниматели, которые портят всю картину, из-за них страдают добросовестные коллеги, желающие трудиться честно, создающие новые рабочие места, выплачивающие людям достойную заработную плату.
26 января у нас будет награждение победителей конкурса «Лучший предприниматель Чувашии – 2006», оно состоится в Театре оперы и балета. Но конкурсов – недостаточно. Нужно, чтобы информация доводилась массово, и не только до самих предпринимателей, но и до всех жителей Чувашской Республики, чтобы переломить негативное отношение к предпринимательству, чтобы бизнесменов начали воспринимать как людей, создающих национальное богатство.
В странах Западной Европы 80 % валового национального продукта создают именно предприятия малого бизнеса. В Чувашской Республике на сегодняшний день эта доля пока составляет 17%.

-Что мешает наращивать результативность малого бизнеса?

-Есть ряд проблем, которые необходимо решить для того, чтобы произошел скачок в развитии, и бизнес начал развиваться ускоренно.
Самая первая проблема, на наш взгляд, это имеющиеся административные барьеры.
Несмотря на то, что принимаются многие попытки их преодолеть, разрушить, барьеры все-таки еще остаются.
Основные сложности создаются территориальными структурами федеральных органов власти, контроля и надзора.
У предпринимателей уходит по году и по два на то, чтобы получить разрешение на строительство. Начинающий бизнесмен просто не может преодолеть этот бюрократический барьер – по той причине, что у него нет постоянного денежного потока, за счет которого он, начиная осваивать новое направление и оформляя год-два разрешительные документы, может гарантированно содержать себя, свою семью, свой бизнес.
Проблемой являются сложности с оформлением земельных участков, получением разрешения на строительство жилищной инфраструктуры или офисных площадей, объектов бизнеса: автомоек, автосервисов, магазинов…
Есть такая интересная тенденция: в городе практически не строятся новые магазины - я не говорю об офисных помещениях, которые сейчас возводятся очень бурными темпами. В районах же ситуация обратная: предприниматели предпочитают не брать в аренду муниципальные площади, выкупать их, а строят новые магазины, двух-, трехэтажные торговые здания за счет кредитных средств.
Если бы нам удалось решить проблему с административными барьерами, которые возникают и в налоговых структурах, и в органах местного самоуправления, был бы решен основной пласт проблемных вопросов, сдерживающих развитие малого предпринимательства.
Бизнесмены иногда говорят: «Помогать - не нужно, вы просто нам, пожалуйста, не мешайте».

-Помощь им действительно не нужна?

-Российские бизнесмены пока нуждаются в финансовой поддержке предпринимательства. Особенно в ней нуждаются предприятия, пытающиеся работать на экспорт, осваивать зарубежные рынки.
Проблема связана с тем, что все процедуры сертификации, получения разрешений для выхода на зарубежные рынки являются очень дорогостоящими.
Например, вчера мы обсуждали тему с одним предпринимателем: ему, чтобы выйти на рынок одной из стран Западной Европы, необходимо заплатить 3 миллиона рублей только за сертификацию своей продукции.

-Как обстоит дело с финансовой поддержкой?

-Она развивается. Основной ее формой является возмещение процентных ставок по кредитам.
Сейчас планируем ввести новую форму поддержки, ориентированную на экспортирующие предприятия Чувашской Республики.
На всех уровнях есть четкое понимание того, что выход чувашских производителей на рынки зарубежья поднимает престиж самой республики, улучшает ее имидж, позволяет увеличивать число рабочих мест, заработную плату, и как следствие, наращивать объем налоговых поступлений в бюджет.
Если предприятию будет возмещена хотя бы половина затрат, оно вернет в бюджет в несколько раз больше.

-Об этом – подробнее и конкретнее.

-Мы проанализировали бюджетную эффективность программы поддержки малого предпринимательства, и выяснили: на каждый рубль, который мы тратим из бюджета на поддержку предпринимательства, сам малый бизнес возвращает в бюджет 3 рубля 50 копеек.

-Значит, поддерживать малый бизнес – экономически выгодно?

-Да. Коэффициент возврата - достаточно высокий. Он подтверждает эффективность реализуемых форм государственной поддержки.

-Как обстоит дело с банковской поддержкой начинающих предпринимателей, которые только зарегистрировались, не имеют опыта, финансовых средств?

-Сейчас банки развиваются достаточно сильно. Много банков приходит и на нашу территорию, это филиалы московских, татарстанских банков. Они заинтересованы в выдаче кредитов.
Но понятно, что банк не хочет рисковать своими деньгами и гораздо охотнее отдаст их состоявшемуся предприятию, у которого есть база, наработки, налаженные клиентские отношения с партнерами.
А у предпринимателей, которые только зарегистрировались, нет никаких средств для развития бизнеса. Но банки начинают поворачиваться лицом и к таким предпринимателям, потому что деваться некуда: предпринимательство еще не развивается столь быстрыми темпами, как кредитование.
Пока достаточно сильной программы, которая бы помогала финансировать начинающего предпринимателя, нет. Если на Западе он может получить кредит просто под инвестиционный проект, бизнес-план, то наши банки на это не идут. Они дают деньги только тем, кто имеет хотя бы год устойчивой работы на рынке.
Пытаясь решить проблему, мы в 2005 году учредили Гарантийный фонд, который выступает поручителем за малый бизнес в кредитных организациях.
Фонд только начинает набирать обороты: в прошлом году он выступил поручителем 20 предпринимателей. В 2007 году, я думаю, будет рост.

-Появляются кредитные кооперативы. Они - конкуренты банкам?

-Я не могу сказать, что кредитные кооперативы – конкуренты банку, потому что процентные ставки в кооперативах - в несколько раз выше банковских: в среднем 4,5%–5% в месяц, в год – около 60%. Брать у них большую сумму на длительный срок - невыгодно.
Тем не менее, кредитная кооперация у нас сейчас в республике развивается. Кооператив хорош для бизнесменов, желающих взять небольшую сумму на короткий срок, чтобы успеть перекредитоваться, покрыть финансовый разрыв, быстро прокрутить оборотные средства и успеть вернуть кредит банку.

-Почему-то малый бизнес пока не воспринимается как основное место для создания рабочих мест.

-На наш взгляд, за малым бизнесом в этом вопросе - будущее.
Крупные предприятия, переходя на новые технологии, линии нового производства, вынуждены высвобождать работников, чтобы обеспечить рентабельность своей продукции.
Этим работникам остается идти в малый бизнес, который готов принять людей, потому что малый бизнес – не столь затратный, как крупный.
Сфера услуг, где в основном занят малый бизнес, сейчас очень сильно развивается и является перспективной, при этом она – также не очень затратная. В сфере услуг можно начать бизнес, не имея большого капитала.
Речь - не о том, что малый бизнес способен выйти на уровень крупных фирм; но обеспечить себя, свою семью, занявшись таким бизнесом – можно.

-Крупные предприятия не воспринимают малый бизнес как партнеров.

-Да, если на Западе малый и крупный бизнесы сотрудничают между собой, многие заказы крупный отдает на аутсорсинг малому, то у нас такого еще нет.
Крупные предприятия пытаются найти своих поставщиков, не обращая внимания на малые. Им выгоднее закупать комплектующие детали большими партиями, с которыми малые предприятия пока не справятся. Потому не происходит установление партнерских отношений между малым и крупным бизнесом. Они воспринимают друг друга не как партнеры, а как оппоненты.
Представители крупного бизнеса нередко считают, что государство поддерживает только малые предприятия, хотя, по их мнению, крупные тоже нуждаются в господдержке.
Представители малого бизнеса воспринимают все иначе: по их мнению, поскольку крупные предприятия являются бюджетообразующими, то на них правительство обращает больше внимания, устанавливая им льготы и преференции.
Если конфликт интересов не снять и в обществе не будет осознано, что малый бизнес – это источник и занятости населения, и обеспечения достойной заработной платы, рабочих мест, то малый бизнес не будет развиваться такими темпами, как это происходит в Китае, странах Западной и Восточной Европы.

-Какие еще причины мешают малому предпринимательству быстро развиваться?

-Сдерживающим фактором является и то, что молодежь, которая учится в школах и вузах, еще не воспринимает малый бизнес как место своей будущей работы, не осознает, что это почетно и достойно – заниматься собственным бизнесом, пусть и небольшим.
В основном студенты и школьники видят себя в кредитных организациях, крупном бизнесе, это считается престижным и достойным.
Мы считаем, что ситуацию надо ломать и выстраивать ее в другом
направлении. Может быть, надо проводить обучающие курсы для школьников.
В школьных программах нет таких образовательных программ, как основы предпринимательской деятельности. Нужны курсы, которые бы им преподавали не учителя – теоретики, не представляющие, что такое свободная экономика, а люди, занимающиеся бизнесом.
В 2007 году мы планируем организовать встречу успешных предпринимателей со школьниками и студентами, чтобы уже на школьной скамье в голове у них зарождалось: быть предпринимателем это почетно и важно, поскольку именно предприниматели создают реальный продукт, национальное богатство, обеспечивают себя и других людей, которых нанимают на работу.
Необходима пропаганда положительного имиджа предпринимателя, которая будет способствовать развитию предпринимательства в дальнейшем.

-Где больше заботы о рабочем персонале – в малом бизнесе или на крупных предприятиях?

-На мой взгляд, рядовые сотрудники – рабочие, уборщицы в малом бизнесе пользуются большим объемом льгот.
Есть положительные примеры, когда рабочим малых предприятий выплачивают по 14 тысяч рублей в месяц, причем предприятие строит для них жилые дома, предоставляет им беспроцентные ссуды для получения квартиры, обучения.
На крупных фирмах рядовые сотрудники, как правило, не имеют возможности воспользоваться такими льготами.
Малые - хороши в том плане, что учредитель, хозяин фирмы подбирает специалистов, начиная с обслуживающего персонала, заканчивая высококвалифицированными специалистами, повышает им зарплату, он их обучает, направляет на курсы повышения квалификации. На крупных для рабочего персонала таких льгот не предусмотрено. Там они возможны в основном только для управленческого персонала - экономических, юридических служб.
Бывает очень обидно, когда предприниматели приходят в официальные структуры, и с ними там разговаривают в унизительном для нормального человека тоне.
Проблема – в том, что многие еще не воспринимают малый бизнес как источник обеспечения их собственной зарплаты. Когда все начнут его воспринимать именно таким образом, тогда отношение, я думаю, в корне поменяется. Все будут стараться развивать малый бизнес еще больше и лучше, создавать ему преференции - вместо того, чтобы чинить ему административные препятствия.

-Были актуальные массовые лозунги - «Даешь Магнитку (ДнепроГЭС, Транссиб…)!», «Химия – ударный фронт!», «Пятилетку – в четыре года!», «Поддержим отечественного товаропроизводителя!»…
Какой лозунг по теме вы бы сейчас предложили?


-«Больше внимания малому бизнесу!»

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика