Норваш-Шигалинское сельское поселение Батыревского районаОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Исаев Ю.Н. Из истории села.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА НОРВАШ–ШИГАЛИ (НĂРВАШ ШĂХАЛЬ)

БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Опубликована в научном сборнике статей: В.Л. Кузьмин и вопросы археологии, историографии и истории Чувашии: материалы региональной научно-практической конференции (Чебоксары, 4 марта 2014г.) сост. и отв. ред. Ю.В. Гусаров. – Чебоксары: ЧГИГН, 2014. – 260с. + илл. С. 9 – 27.)

 

         За последние двадцать лет в Чувашии появилось множество научно–популярных и краеведческих изданий, посвященных малой родине[1]. На республиканском уровне проводятся мероприятия, где по–новому освещаются славные страницы истории того или иного населённого пункта или биографии известных земляков. В большинстве своем эти мифологизированные экскурсы в прошлоевоспринимаются как реальные. То же самое происходит и с воссозданием истории выдающихся личностей. Описанию качеств того или иного героя книги часто в той или иной степени присуща комплиментарность.

Вынашивая замысел изучения истории родного нам поселения,мы изначально стремились опиратьсяна первоисточники. Вразличных архивах хранятся многочисленные материалы историко–этнографического, лингвокультурологического характера. По современным меркам выглядят любопытными ипроизведения устного народного творчества. В данной работе мы попытались ввести в научный оборот те ценные материалы, которые до настоящего времени не были опубликованы.

Историей с. Норваш–Шигали занимались многие краеведы, ученые, литераторы и т.д. Вышла в свет книга автобиографического характера профессора В.И. Чекушкина[2]. В нее вошли воспоминания автора о прошлом и размышления о настоящем и будущем. Интересна структура книги, в которой всего четыре главы: «Песни моей улицы», «С песней по родной стороне», «Учиться никогда не поздно», «С чувашской песней по планете».Каждый носитель языка по–доброму завидует многогранному таланту учёного–философа, фолк–певца, педагога–патриота. В 2005 г. Л.Н. Раськин опубликовал документальный труд[3] о возникновении и развитии Батыревской машинно–тракторной станции (позднее «Сельхозтехника»), где в хронологической последовательности описывал развитие экономико–социальной инфраструктуры Батыревского района, в том числе с. Норваш–Шигали. Даны подробные характеристики заслуг известных жителей села. Также издана занимательная книга уважаемого жителя села Бориса Кошкина – «Эпир пулнă, пур, пулатпăр»[4], где автор подробно описывает на уровне краеведения славную историю рода Кошкиных, свои воспоминания. Сюда вошли и зарисовки об односельчанах, ранее публиковавшиеся как в местной прессе, так и в республиканских средствах массовой информации. Эриванов Николай Лазаревич издал небольшую исследовательскую работу по генеалогии своего многочисленного и мощного рода – рода Эривановых.[5]

Ещё один штрих. А.П. Исаев, директор школы, в 60–е годы XX в. входивший в когорту очень уважаемых людей деревни, написал книгу объёмом в 3 авторских листа под условным названием «Работа школы и общественности села по составлению истории революционного памятника». Рукопись книги получила положительный отзыв в НИИ при Совете Министров ЧАССР[6], но по непонятным нам причинам не была издана.  Книга в свое время была знакома каждому жителю села в рукописном варианте.

На уровне самиздата Н. А. Аксаков издал биобиблиографический сборник материалов «На страже Отчизны»[7] об уроженцах села, служивших в Армии (Советской и Российской) разные годы.

Несмотря на кажущееся многообразие исследованийпо затронутой нами теме, ощущается явный недостаток научно–исследовательскойлитературы о родном селе и о его славных сынах и дочерях. Восполняя этот пробел, данная статья будет небольшим вкладом в дело подробного изучения истории с. Норваш–Шигали.

 

История д. Норваш–Шигали уникальна. Она отразилась и в устном народном творчестве, и в документальных источниках XVII–XX вв. Исторические предания сообщают несколько версий основания д. Норваш–Шигали. По одной из них на ее нынешнюю территорию из общины (материнской) были выселены трое братьев. Старшего брата звали Шигали. Они, не сумев ужиться вместе, основали деревни Полевые Шигали, Норваш–Шигали и Подлесные Шигали[8].

Топоним «Норваш», по нашему мнению, привнесен основателями поселения. В Янтиковском районе Чувашской Республики проистекает небольшая речушка Норвашка. До переселения в эти местности предков чувашей (прямых наследников волжских булгар) на этой территории проживали финно–угорские племена, большей частью марийцы.

Топоним «Норваш–Шигали» состоит из двух отдельных топонимических образований: 1. Норваш состоит из гидроформанта мар. –нор, нар (нер) «не очень большая речка», «начало речки» и мар. ваш ~ вож – «болото», «болотистое место», «начало ручья». Чувашское слово нÿрĕ «сырой, влага» считается заимствованным из марийского языка нöрö «сырой, влажный». Как известно, территориальная смежность чувашского и марийского языков их непрерывное лексическое взаимодействие, что нашло отражение в марийских заимствованиях в чувашском и чувашских  - марийских языках.[9]

2. Шигали – антропоним арабского происхождения, состоит из араб. шигый «сторонник секты четвертого халифа Али и его сыновей, шиит» и али «возвышенный, высокий»[10]. Удивительное дело, имя мусульманское, а селения с наименованием Шигали, в разных вариациях и вариантах, в большинстве случаев – чувашские. Есть одноимённые поселения на территории Республики Татарстан. В частности, этоШигали, село в Высокогорском районе, на р. Солонка (правый приток р. Казанка), в1989 г. там проживало:чувашей – 52 %, русских–38 %. Имеется село Шигали в Буинском районе, на р. Тоша (правый приток р. Свияга), где проживают русские, поселение основано в XVI в. Поселения татарские (в Апастовском и Сармановском районах РТ) под названием Шыгай (Шигаево) основаны в XVI– XVIII вв.[11] В Мариинско–Посадском районе ЧР есть селение Большое Шигаево, в Урмарском районе –Малое Шигаево (Кĕçĕн Шăхаль)[12]. Есть топонимические объекты с таким названием и на территории Республики Марий Эл[13].Самое большое количество поселений находится на территории нынешней Чувашской Республики.

В фонде К.В. Элле сохранились богатые материалы по топонимике Чувашского края. Историк записывал данные как в ходе полевых экспедиций, так и привлекал печатные материалы для сличения и пополнения списка названий населенных пунктов. Записи относятся в основном к 1925 г. Приведем перечень селений с корневой основой Шăхаль (Шигали) по его материалам: (Аслă, Кив, Тĕп) Шăхаль (Старые Шигали), Н–К вол. Ц.у.; Аслă Шăхаль, Пăшар Шăхаль, Чирĕклĕ Шăхаль – (Воскресенское Чурино) Шб. в., Ц.у.; Аслă Шăхаль–(Шăхаль, Тури Шăхаль, Чураель) – (Чурино) Нв.–Ш. в. Б.у.; Нăрваш Шăхаль (Чиркÿллĕ Шăхаль); Тр. в., Б.у.; Вăрман хĕрри Шăхаль – (Подлесные Шигали) Тр. в. Б.у.; Йÿç Шăхаль (Пÿртлĕ Шăхаль ) – (Н. Бюртли Шигали) Тр. в., Б.у.; Пÿртлĕ Шăхаль, Тури Пÿртлĕ Шахаль (В. Бюртли Шигали) Тр. в., Б.у.; Кавал панчи Шăхаль (Шăхаль) – (Старые Шигали) Н–К в., Б.у.; Кахăрлă Шăхаль  – (Кагерли Шигали) Шмр. в., Б.у.; Кĕçĕн Шăхаль – (Другое Ищеряково) Нв–Ш. в., Б.у.; Кив Шăхаль, Метикасси – (Медикасы) Шб. в., Ц. у.; Кив Шăхаль – Похтанкасси – (Кошкильдино) К–Ч. в., Я.у.; Килтĕш – Çирĕклĕ (Çиртлĕ) Шăхаль – (Кильдишево) Нв–Ш. в. Б.у.; Кошноруй – Шăхаль – (Кошнаруй) Шб. в., Ц.у.; Пулевей ШăхальПолевые Шигали Тр. в. Б.у.; Сĕнтĕр паç, А[(х)к]кÿль, Паснаркасси – Большое Шигаево П.–С. в., Ч.у.; Улаксар, Тĕрер ял Шăхаль – Тюряры Шб. в., Ц. у.; Шăхаль, Анат Сурăм – Дальняя Сормово Шб. в., Ц.у.; Шăхаль, Анчăккасси – Анчиккасы Шб.в., Ц.у.; Шăхаль, Аслă ял – Аслă ялы Шб.в., Ц.у.; Шăхаль Выçăлки – Выс. Шигали Тр.в., Б.у.; Шăхаль – Ямбахтино Нр.в.. Я.у.; Шăхаль, Йăмпах – Ямбахтино Шб.в., Ц.у.; Шăхаль, Йĕшкилт – Яшкильдино Шб. в., Ц.у.; Шăхаль, йÿç касси – Юсь кассы Шб. в., Ц.у.; Шăхаль, Йĕрĕх çырми – Ирих Сирмы Шб. в., Ц.у.; Шăхаль, Пурсай кассы – Борзай кассы Шб. в., Ц.у.; Шахаль, Сĕнтĕр поç – Боль. Шигаево П.–С. в., Ч.у.; Шăхаль, Тĕрĕр ял Шăхаль – Тьоряри Шб. в., Ц.у.; Шăхаль, Тури Сурăм – Ближняя Сорма Шб. в., Ц.у.; Шăхаль, Шалча касси – Шаньча касы Шб. в., Ц.у.; Шăхаль, Шур касси – Шор касы Шб. в., Ц.у.[14] Наверное, жители, которые выселялись из материнских селений, обладали большой миграционной потребностью (сюда можно включить как основную проблему отсутствие земельных угодий) и обладали способностью к адаптации и стремлением к выживаемости в любых условиях. После Октябрьской революции 1917 г., когда произошло изъятие земельных угодий у крестьян и ее всеобщая национализация, тогда и исчезли стимулы осваивания новых земель. В это время происходит окончательное закрепление принципа оседлости и уничтожение эффективности использования земли крестьянами. И даже XXI в. привнес свои жесткие законы в традиционный уклад жизни чувашей. С уменьшением количественного состава чувашского населения о развитии сельского населения говорить не приходится.

Чуваши проживают дисперсно на всей территории России. Это результат миграционных волн разного периода. Но костяк и энергетический сгусток народоформирования и формирования ментального мироощущения находится в Среднем Поволжье.

Привлекательным кажется объяснение происхождения топонима Шигали по антропониму героя (или антигероя)Шахъ Али. Из достоверных источников известно, что Шахъ Али (в русских летописях Шигъ Алей) был царем в разное время Казанским и Касимовским (находится на современной территории Рязанской области). В Казани властвовал он три раза (в 1519–1521 гг., 1546 г. и 1551–1552 гг.) и со стороны русского правительства постоянно выставлялся кандидатом на казанский престол, но не пользовался любовью своих подданных[15]. Коли население ему не симпатизировало, то наверняка и людская памятьне стала сохранять его имя в топонимических названиях.

По нашим предположениям, материнское поселение зародилось и получило развитие во времена расцвета Булгарского государства. После принятия правящей элитой Волжской Булгарии мусульманства население начинает заимствовать лексику через религию и постепенную трансформацию традиционного жизненного уклада.

По мнению известного историка В.Д. Димитриева, основателями указанных деревень являлись чуваши, выходцы из Шигалеевской волости Свияжского уезда (ныне Шигалинское, Тегешевское и другие сельские поселения Урмарского района ЧР). Письменные источники 1601–1602 и 1617–1618 гг. свидетельствуют, что они владели землями близ речки Оборше («от устья речки Юхмысермы вверх по реке Буле», «подле Булы реки»)[16]. Эти владения за ними были закреплены на диком поле, то есть на свободных и не обложенных государством ясаком землях. На протяжении XVIIв. дикое поле было постепенно заселено. В 1671 г., как пишет В.Д. Димитриев, в бассейне Булы между речками Юхма и Оборжа в Шигалеевской волости Свияжского уезда числились три деревни Шигали с 84 дворами и общей площадью более 1400 десятин земли[17].  

Одной из причин, по которой чуваши Шигалеевской волости переселились в южные районы Чувашии, вероятно, было малоземелье. Так, в преданиях отмечается, что трех братьев выселили по решению общины не только из–за их непорядочности, но и в связи с многолюдством в деревне («…ялта çынни нумай пулнă тет. Ялти пуянĕсем халăха пайлама шутланă. <...> ял халăхĕ… ялтан кăларса яма йышăннă»–«…говорят, в деревне было много общинников. Деревенские богачи взялись переселить народ. <...>община… решила выселить из деревни»)[18].

В сфере деятельности местных органов управления фискально–финансовая политика государства была основной. Для этой цели составлялись особые писцовые, переписные и другие книги, велся учет населения. Налоговые поступления напрямую зависели от того, насколько был решен вопрос о землевладении, чтобы с владельцев за использование земли получить доход в пользу казны.

С другой стороны, в эпоху феодализма земля была чуть ли не единственным источником существования. Поэтому для чувашских хлебопашцев земельный вопрос являлся основным из века в век. В 1666 г. (7174 г.) разгорелся земельный спор между ясачными «черемисами» – чувашами[19] деревень Полевые Житницы Свияжского и Убеево Цивильского уездов. В челобитной убеевцы указывали, что шигалеевцы, захватив часть участка «по речке Арбаше до речки Булы, по речку Окме», «их старинною землею владеть не дают»[20]. Распутывать дело передали симбирскому стольнику и воеводе И.И. Дашкову и цивильскому воеводе А. Приклонскому. По свидетельству жителей округи выяснилось, что вышеуказанные истцы с ответчиками пользовались землями совместно («владеют многие годы те убеевские чуваши с тою шигалеевскою чувашею вместе»)[21]. Оставалось искать правду в письменных документах. Чуваши из д. Убеево в качестве доказательства представили выписи на землю 1658 г. (7166 г.), а чуваши из д. Шигали – документы 1647 г. (7155 г.), подтверждающие их право на владение землей с 1601–1602 г. (7110 г.)[22]. В таком случае требовалось привлечь материалы, отложившиеся в архивах приказных и съезжих изб. Ответ могли дать писцовые, приходные и другие документы, составленные для фискальных целей. Свияжский воевода Р. Челюсткин по просьбе симбирского воеводы выслал выписку, содержащую информацию о платежах и ясачных землях чувашей Шигалеевской волости Свияжского уезда. По ней в 1618/1619 г. за шигалеевцами были закреплены «пашни 100 чети (десятин[23]), сенных покосов 1000 копен» на речке Оборже[24]. Они вначале платили оброк в размере 1 рубля, затем – 2 руб. 3 алтына 2 деньги. С них же взыскивали пошлину 10 денег[25].

В 1671 г. после долгого расследования и очных ставок симбирский воевода И.И. Дашков приказал решить спор следующим образом. Из общей площади спорной земли убеевцам [(Упи ялĕ хальхи вăхăтра Шăнкăртам ялĕн пĕр урамĕ шутланса тăрать. Вырăнĕпе Шăхаль енчен Шанкăртама килсе кĕнĕ чухне масар патĕнчен пуçласа ял варринчи кĕпер патне çитиччен. Упи ялĕнче чăвашсем пурăннă, каярахпа тутара тухса ислам тĕнне йышăннă). Деревня Упи (Убеево) в настоящее время является одной из улиц татарского села д. Шыгырданы. Расположена она у въезда в Шыгырданы со стороны Норваш Шигали, тянется от кладбища до моста в середине села. В д. Убеево жили чуваши, которые потом отатарились и приняли ислам.]  было отмежевано 314 десятин, а шигалеевцам – с учетом «на 84 двора на полшеста (5,5) жеребья (участка) на полтора двора 1428 десятин… меж речки Юхмы и Оборжи»[26].

Интерпретацию исторических фактовсодержат устные исторические предания. Вот одно из них. Ĕлĕк пирĕн паталла тутарсем питĕ нумай пулнă тет. Хăйсене йышлă пулнипе пит те хăюллă тытнă. Çавăнпа та чăваш ялĕсене вĕсем ирĕккĕн пырса хĕнесе, хăратса, хĕрĕсене мăшкăлласа тухса кайма пултарнă. Анчах çак паккăç ĕçсемшĕн чăвашсем нимех те тăвайман.

Пĕррехинче пĕр уçланкăра (хальхи пирĕн ял вырăнĕнче) ют çынсем пурăнма тытăннă. Тутарсем тĕлĕнсе кайнă. Калас пулать, тутар ялĕ пит меллĕ вырнаçнă, Пăла хĕрринче, Аслă çул çак тутар ялĕ витĕр тухса кайнă, çавăнпа та çак тăрăхри мĕскĕн чăвашăн ирĕксĕрех тутара пăхăнса тăма тивнĕ…

Ак хайхи кунта темле пĕчĕк йăх ыйтмасăр–тумасăр тата тутар çĕрĕ çинче пурăнма тытăннă. Хайхи тутарсем пуçтарăнаççĕ те çак пĕчĕк йăха хĕнеме каяççĕ. Çаксем хăйсен Шăхаль ятлă паттăрпа пĕрле ытти ял–йышпа пĕтĕм тутара хĕнесе яраççĕ. Çитменнине тепрер эрнерен тутарсен çур çĕрне туртса илеççĕ. Темле майпа каялла илме хăтланса пăхаççĕ тутарсем çĕрне, анчах кăлăхах. Вара тутарсем кĕпĕрнаттора шалăп çыраççĕ. Кĕпĕрнаттор хут ярать, туртса илнĕ çĕрсене каялла памалла тесе. Калас пулать, тутарсем малтан хăйсем туртса илнĕ чăваш çĕрĕсене. Вĕсем чее пулнипе вăхăтран вăхăта влаç урапине кирлĕ япалапа сĕрсех тăнă. Çавăнпа та влаç тутар май пулнă. Чиновниксем килеççĕ те, вĕсене те хĕнесе яраççĕ. Çакăн хыççăн Шăхаль чăвашĕсемпе тутарсем мирлĕ пурăнма тытăнаççĕ.

Халĕ те Шăхаль тесен çывăхри тутар ялĕсем лайăх сăмах калаççĕ, хисеплеççĕ. Шăхальсемпе тутарсем хушшинче нихăçан та çак пăтăрмах хыççăн тавлашу, хирĕçÿ пулман[27].

(«В старину, говорят, в наших краях было очень много татар. Их многочисленность позволяла им вести себя крайне смело. Поэтому они могли свободно проходить в чувашские села и заниматься рукоприкладством без причины, пугать слабых, насиловать беззащитных девушек. Но чуваши на их пакостные деяния не могли ответить ничем.

Однажды на поляне (на месте нынешнего современного села) поселились люди. Татары удивились. К слову сказать, татарское село было расположено на очень удобном месте. На берегу реки Булы, большая, магистральная дорога проходила через татарское село, поэтому бедным чувашам приходилось волей–неволей подчиняться татарам.

Вот тебе раз, вдруг какое–то племя без спросу и на татарской земле стало жить–поживать. Собрались татары и пошли разбираться. А те во главе с богатырем Шигали всей деревней встали воедино и сами поколотили непрошеных гостей. Вдобавок через неделю–другую реквизировали половину земель у татар. Татары хотели каким–то образом вернуть свои земли, но впустую. И татары написали жалобу к губернатору. Губернатор отправил письмо, где велено было вернуть те земли татарам. К слову сказать, татары–то эти земли вначале сами отняли у чувашей. Они были дальновиднее и способнее договариваться с властями предержащими. Поэтому представители власти в большинстве были на стороне мздодателей. И вот приехали люди от губернатора, чуваши того племени им указали от ворот поворот. После всех этих перипетий конфликтующие стороны сдружились.

И сегодня слово «Шигали» вызывает у татар уважение, по–доброму помнят. После тех случаев между шигалинцами и татарами больших ссор не происходило и не было вражды».)

В 1682 г. (7190 г.) шигалеевцы решали вопрос о землевладении с жителями из д. Сундырь Тарханово тож Сундырской волости Симбирского уезда. Из документа явствует, что «Синбирского уезда деревни Шигалей Житницы тож ясашные татара и чюваша Ахбатырка Бибатырев с товарыщи» подали иск против сундырцев, которые владели их «шигалеевскою пахотною землею и сенными покосы». В свою очередь обыватели деревни Сундырь подали симбирскому стольнику и воеводе А.П. Измайлову встречный иск на шигалеевцев. В нем они утверждали, что их землями они не владеют, а наоборот, «владеют они шигалеевские татара насильством своим их Сундырской волости ясашною пашенною многою землею»[28].

В первой четверти XVIIIв. ясачные чуваши[29] были переведены в разряд государственных крестьян. По первой ревизии 1723 г. в д. Норваш–Житница на речке Худой было зафиксировано 48 дворов[30]. К концу XVIII в. их количество в д. Шигали–Нарваш Житница тож, входившей в состав Бикшиковской волости Буинского уезда Симбирской губернии, возросло почти вдвое и достигло 88. В ней проживало 260 муж. и 290 жен. (см. приложение 1). С 1835 по 1863 гг. шигалеевцы были в составе удельных крестьян и введении Шаймурзинского удельного приказа[31]. В начале второй половины XIX в. «д. Норваш, Житницы Шигали» территориально была закреплена за Тархановской волостью Буинского уезда Симбирской губернии. В ней насчитывалось 134 двора, 862 чел. (435 муж., 427 жен.)[32]. По переписи 1911 г. в д. Норваш Шигали проживало 165 семей (841 чел.), средняя людность составляла 5,1 чел.[33]

Из экономических примечаний Генерального межевания конца XVIII– начала XIX в. видим, что деревни Житница Полевая Худая тож и Шигали–Норваш Житница тож располагались «по обе стороны двух оврагов безымянных». На 25 селений, в том числе д. Норваш–Шигали, с численностью более 5700 чел. с 940 дворами было отмежевано 20621 тыс. десятин 1327 сажень земли. Под пашню было отведено свыше 15 тыс. десятин, неудобной земли насчитывалось 20,3 тыс. десятин. Из подворной переписи 1910–1911 гг. узнаем, что земля делилась между общинниками– мужчинами «без ограничения возраста». В 1903 г. в Норваш–Шигалях передел надельной земли был осуществлен на 383 души муж. пола. Усадебной земли было 42,1, пашенной – 647,3, а на покосы – более 26 десятин. На выгон скота отводилось 106,1 десятин земли. Всей удобной надельной земли за норваш–шигалеевцами числилось 822,4 десятины. В практике землепользования были случаи аренды и сдачи в аренду земель [34].

В 1790–х–1820–х гг. в норваш–шигалеевском крае земля была «скатистая», а грунт – «черноземный с песком». В самих Норваш–Шигалях, как сообщается в подворной переписи 1910–х гг., «преобладающая почва» – суглинистый чернозем. На протяжении XIX – начала XX в. на ней выращивались рожь, пшеница, просо, овес, полба и другие сельскохозяйственные культуры. «Из посеянного на ней хлеба без удобрения, – как говорится в экономических примечаниях, – лучше родится рожь, пшеница и просо, а прочие и ячменя – средственно». В 1910–х гг. из нормы высева ржи и овса по 10 пуд. на одну казенную десятину получали урожай 55 и 50 пуд. соответственно[35].

Выше мы говорили о миграционном потенциале жителей Шигалей. Есть фактическое подверждение переселения уже жителей Подлесных Шигалей на территорию современного Дрожжановского р-на Республики Татарстан[36]…. «В Дрожжановском районе Республики Татарстан имеется деревня Новые Шигали. Она, по преданию, возникла 290 лет назад. Сюда первыми переселились трое братьев – Акачик, Пиктимер, Марьям из дер. Подлесные Шигали (ныне Батыревском районе). У братьев пропал бык. Разыскивая его, они дошли до реки Цильны. Местность им очень понравилась, и они семьями переехали сюда, основали дер. Новые Шигали. Вначале они разместились на берегу р. Цильны Но здесь жителей часто тревожили воры. И деревня переехала на новое место – на речку, что восточнее прежнего поселения. В старину жители Подлесных Шигалей и Новых Шигалей общались, знали своих родственников »… В начале 2015г мне посчастливилось пообщаться с Эривановым Николаем Лазаревичем, с выходцем из Подлесных Шигалей. И он рассказал о том, что он помнить по своим детским воспоминаниям, о том, что его родственники очень тесно общались (рет çÿренине астăвать) с родственниками из Новых Шигалей.

Подытоживая можно говорить о том, что село основан выходцами из Шигалеевской волости Свияжского уезда (ныне Шигалинское, Тегешевское и другие сельские поселения Урмарского района ЧР). Письменные источники 1601/1602 и 1617/1618 гг. свидетельствуют, что они владели землями близ речки Оборше («от устья речки Юхмысермы вверх по реке Буле», «подле Булы реки»). Эти владения за ними были закреплены на диком поле, то есть на свободных и не обложенных государством ясаком землях. Топонимические названия сохранились в неизменном виде со дня переселения. Архивные документы позволяют нам прослеживать динамику развития экономических, социальных, этно–религиозных отношений в данном регионе.

На основе изучения истории заселения, обитания и развития малых мест можно более детально изучать историю формирования этнографических групп и подгрупп. В данной работе мы использовали научно подтвержденные выводы видных ученых и ввели научный оборот новые  архивные материалы из фондов Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук и Государственного архива Ульяновской области.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                             

№1. 1798–1821 гг. – Из описания дач Генерального межевания Бикшиковской волости Буинского уезда Симбирской губернии

 

Населенные пункты

Бекшиковской волости

Симбирской губернии

рас–

стояние

от горо–

да, верст

чис–ло

дво–

ров

по V–й ревизии душ

 

Экономические

примечания

 

муж.

 

жен.

 

 

с. Преображенское

Чуратчики тож

 

 

55 ½

 

 

 

75

 

 

225

 

 

249

Селениями лежат: село по обе стороны речки Большой Хондурлы и при четырех оврагах безымянных и большой столбовой дороги, лежащей из города Курмыша  в город Буинск. По коей прогону скота не бывает. В нем церковь деревянная во имя Преображения Господня, построена в 1765 году на иждивении прихожан;

д. Подлесные Чуратчики

58 ½

 

30

120

71

деревни – Подлесные Чуратчики по обе стороны речки Малой Чеканки при овраге безымянном, что течению его на левой стороне и неподалеку вышеписанной большой дороги; 

 

д. Старые Высли

 

61 ½

 

 

33

 

103

 

44

Старые Высли по течению речки Малой Кубни на левой стороне. На коем близ сего селения состоит пруд и мучная наливная мельница о двух поставах, [которая] действие имеет во все годовое время. На коей мелится разный хлеб для крестьянского обихода.

д. Тугаева Степанова тож

59 ½

 

33

121

128

Тугаева Степанова тож при пяти оврагах безымянных;

д. Новая Муратова

61 ½

41

116

109

Новая Муратова по обе стороны речки Долгой Малой Кубни при оврагах безымянных;

д. Тимерчеева

56 ¾

89

268

277

Тимерчеева селение состоит в двух местах: первая часть, по течению речки Большой Хондурлы на правой стороне и по обе стороны оврага безымянных, другая часть – по обеим сторонам того ж оврага и при двух оврагах безымянных;

 

д. Сюрбеева Арабузи тож

51 ½

22

72

86

Сюрбеева Арабузи тож по обе стороны речки Малой Хондурлы и близ большой дороги, лежащей из города Курмыша в город Буинск;

д. Полевая Яушева тож

51 ½

22

65

73

Полевая Яушева тож той же речки и овраге безымянного на правой стороне;

д. Старая Муратова

53 ½

10

37

46

Старая Муратова по обе стороны реки и оврага безымянного;

д. Новые Высли

51 ½

23

73

81

Новая Высли при трех оврагах безымянных;

д. Ивашкина

46 ¾

18

40

36

Ивашкино речки Сухой Булы и оврага безымянного на левых сторонах и по обе стороны вершка безымянного

д. Старая Сюрбеева Челна тож

46 ½

20

61

39

Старая Сюрбеева Челна тож той же речки на правой стороне и близ большой вышеписанной дороги;

д. Новая Сюрбеева Челна тож

45

47

157

155

Новая Сюрбеева Челна тож по обе стороны ручья Удара при той же большой дороги;

д. Ишакова

48 ¾

30

118

108

Ишакова на правом берегу оврага безымянного и между вершин речки Чесноковки;

д. Чичканова

55 ½

15

52

68

?

д. Шурут

53 ½

29

80

95

Шурут по течению речки Шурута и Мокрой на левых, а ручья безымянного – по обе стороны;

д. Ендоба

53 ½

17

46

57

 Яндоба на левом берегу речки Шурута;

 

 

 

д. Полевые Бекшики

 

 

 

48 ½

 

 

 

95

 

 

 

223

 

 

 

208

Полевые Бикшики на левом берегу речки Ерыклы и между двух оврагов безымянных. Против сего селения на объявленной речке состоит пруд и мучная мельница об одном поставе, [которая] действие имеет во все годное время и на которой мелится разный хлеб для крестьянского обихода;

д. Арабузи Степные

50

30

72

77

Арабузи Степные по течению реки Булы на левом берегу;

 

 

д. Имекеева

 

 

50

 

 

22

 

 

77

 

 

83

Имекеева той же реки на правом берегу. При коей на означенной реке состоит пруд и мукомольная мельница об одном поставе, [которое] действие имеет во все годное время. На коей мелится разный хлеб для крестьянского обихода;

 

 

 

 

 

д. Яншикова

 

 

47

 

 

64

 

 

196

 

 

226

Яншикова на гористом месте по течению реки Булы и речки Ерыкли на левом, а оврага безымянного – на правом берегу. На дальнем от сего селения расстоянием на реке Буле состоит пруд и мучная наливная мельница о двух поставах, [которая] действие имеет во все годное время. На коей мелится разный хлеб для крестьянского обихода;

 

д. Тигашева

46 ¾

27

84

95

Тигашева на правом берегу речки Абарша против устья, впадающей во оную речки другой Абарше;

д. Житница Полевая Худая тож

48 ½

25

84

75

 

Житница Полевая Худая тож, Шигали Нарваш Житница тож по обе стороны двух оврагов безымянных;

д. Шигали Нарваш Житница тож

48 ½

88

260

290

д. Шигали Подлесные

49 ¼

35

106

113

Шигали Подлесные по обе стороны речки Абырши и на левом берегу ручья безымянного.

ИТОГО

 

940

2856

2889

 

 

Владения из чуваш и татар новокрещеных казенного ведомства крестьян, служилых татар с вырезанного в двух частях церковною землею.

 

[Земли]

десятин

сажень

пашни

15367

2386

сенные покосы

1596

1729

сенные покосы с дровяным лесом

147

1163

лес строевой

2703

145

удобной

20334

1079

неудобной

287

248

ИТОГО

20621

1327

 

А дачею простираются речек Чесноковки, Хорвара, Малой Чеканки, Большой К(Х)ондурлы и оврага Ачилвара, по правым реки Булы, речек Юхмы, Карабаш, Шурута, Мокрой, Туматы, Большого Чекана, Макундырки, оврагов Журавлева и безымянного по левым и по обе стороны означенной реки Булы, речек о двух Малых Кубней … Малой Чеканки, Большого Чекана, Большой К(Х)ондурлы, Малой Хондурлы, Сухой Булы, Ерыклы, Абарша, вершине речки Юхмы и Куберлы  Шурута, Мокрой, Чесноковки, на ручьев Удара и несколько ручьев и оврагов безымянных и большой столбовой дороги, лежащей из города Курмыша в город Буинск.

Река Була в жаркое летнее время в самых мелких местах глубиною бывает пол аршина, шириною – 10 сажень. По коей судового ходу не бывает и впредь быть не может. В ней ловится рыба: щуки, лещи, подлещики, голавли, налимы, плотва, ерши, пескари, которые употребляются жителями продомашний обиход.

Речки шириною от двух и до трех сажень, глубиною – четверть аршина. В них ловится рыба мелкая: пескари и гольцы. Вода во оных для употребления людям и скоту здорова.

А ручьи и овраги в летнее время пересыхают. Лес растет строевой вышиною от двух и до семи сажень, толщиною в отрубе – от трех и до 12 вершков. Дровяной [лес]: дубовой, березовый, кленовый, осиновый, черемуховый, рябиновый, крушиновый и калиновый. В нем водятся звери: медведи, волки, лисицы и зайцы; птицы: тетерева, рябчики, куропатки, орлы, ястребы, совы, сои дикие, голуби, соловьи, дрозды, скворцы, зяблики, сороки, вороны, грачи и иволги; прочие мелкие роды: полевые жаворонки, перепелки, коростели, а при водах – дикие утки, кулики, бекасы.

Земля положением скатистая, грунт имеет черноземный с песком. Из посеянного на ней хлеба без удобрения лучше родится рожь, пшеница и просо, а прочие и ячменя – средственно. Сенные покосы и травы – хороши.

Крестьяне состоят на положенном казенном окладе, землю обрабатывают вся на себя, к чему они и радительны. И прочих хлебопашества промысла никаких не имеют, почему и состоянием в зажитках средственны. Женщины сверх полевой работы упражняются в рукоделиях: прядут лен, поскон шерсть; ткут холсты искусно для своего употребления и на продажу.

Вырезанные церковные земли лежат: первое поле, по обе стороны речки Большого Челкана; второе поле – на суходоле близ большой дороги, лежащей из города Курмыша в город Буинск. Кои обрабатываются священно– и церковнослужителями на себя.  

Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Отд. II. Ед. хр. 768. Инв. 2395. Л. 1801–1807.

 

№2. Из ревизской сказки д. Полевые Житницы Шигали Бикшиковской волости Буинского уезда Симбирской губернии за 1811 г.

 

[Л. 341:] Ревизская сказка 1811–го года сентября … дня (на вверху: № 47. Подано 15 сентября. – Ю.И.) Симбирской губернии Буинского уезда Бикшиковской волости д. Полевой Житницы Шигалей ясашных крестьян.

… [Л. 341 об.:]

 

Двор

 

Имя и фамилия

Возраст (лет)

 

Примечания

по последней ревизии (1795 г.)

по нынешней

ревизии (1811 г.)

 

Матвея Макарова сын Сергей

 

18

 

34

По указу Симбирской казенной палаты вышли на новую землю в 1809 году Самарской округи в д. Василевку

 

Гаврила Васильева сын Ефим

 

18

 

34

 

Отдан в рекруты в 1808 году.

[Л. 342:] 13.

Ларион Алексеев

25

41

Отдан в рекруты в

1797 году.

 

Алексей Дмитриев

44

60

Находится в бегах с 1808 году.

[Л. 342 об.:] 16.

Михайла Ефремов

8

24

Отдан в рекруты в 1809 году.

 

Степана Максимова дети: Василий

          Ефрем

 

18

8

 

34

24

По указу Симбирской казенной палаты вышли на новую землю в 1809 году Самарской округи в д. Василевку.

[Л. 343:] 22.

Андрея Петрова дети:

Емельян

Трифон

 

8

2

 

24

18

По указу Симбирской казенной палаты вышли на новую землю в 1809 году Самарской округи в д. Василевку.

[Л. 343 об.:] 28.

Якова Иванова сын Федосий

 

10

 

26

Отдан в рекруты в 1807 году.

 

[Л. 344:] Итого в деревне Полевой Житницы Шигали ясашных новокрещенных из чуваш по последней ревизии состояли 84, из того числа выбыло 40. На ней налицо прибывшими и вновь рожденными – 73 (в 36 дворах. – Ю.И.).

К сказке вместо вышеписанной деревни начальника Алексея Макарова за неумением грамоты волостной писарь симбирский мещанин Петр Семенов сын Жуков руку приложил.

В документе говорится о переселенцах на новые земли Самарской округи в д. Василевку. По нашим данным вышеуказанная современная деревня называется Русская Васильевка, Ваçлавкка – село Кошкин. р–на Самар. обл. Историческое название – Чувашская Васильевка. Основано в кон. XVIII в. Население – чуваши и русские. Родина писателя В.Г. Бурнаевского[37].

Государственный архив Ульяновской области.

Ф. 156. Оп. 2. Д. 37. Л. 341–344.

 

№3. Из ревизской сказки д. Норваш Житницы Шигали Шаймурзинского приказа Буинского уезда Симбирской губернии за 1858 г.

 

[Л. 1:] Копия. Ревизская сказка 1858 года марта 19 дня Симбирской губернии Буинского уезда Шаймурзинского приказа д. Норваш Житницы Шигалей о состоящих мужеска пола удельных крестьян.

 

 

Двор

 

Имя и фамилия

Лет

 

Примечания

по последней ревизии (1851 г.)

по нынешней

ревизии (1858 г.)

[Л. 2 об.:] 4.

Михаил Федоров 

29

36

 

Отдан в рекруты в 1854 г.

 

Исай Захаров

18

25

В 1857 г. по указу Симбирской казенной палаты от 2 июля 1857 года за № 1120 перечислен в д. Подлесные Шигали.

[Л. 4 об.–5:]

Семен незаконнорожденный

мать Дарья Тихонова

7 лет и 3 мес.

14

 

В 1857 г. по указу Симбирской казенной палаты от 2 июля 1857 года за № 1241 перечислен в д. Подлесные Шигали.

[Л. 6 об.:]

Потап Захаров

30

37

Отдан в рекруты в 1855 году.

[Л. 7 об.:]

Терентий Григорьев

23

30

Отдан в рекруты 1854 году.

[Л. 8 об.:]

Григорий Николаев

20

27

Отдан в рекруты в 1855 году.

[Л. 10 об.:]

Иван Яковлев

25

32

Отдан в рекруты 1854 году.

 

[Л. 26 об.–27:] По 9–й ревизии 71 двор, по 10–й – 60 дворов.

Всего наличных мужского пола 235 душ, а женского – 241.

Всего в сей ревизской сказке заключается наличных мужского пола 235, женского 241 душа, что в сей ревизской сказке все души и 19 марта 1858 года в наличности бывшие показаны, приписных нет, и что сказка сия на троекратной мирской сходке прочитана была, в том и удостоверяем сказкоподатель выборный Илья Степанов и рядовые удельные крестьяне Дмитрий Егоров, Ефим Павлов, Дмитрий Ануфриев, Иван Семенов, Федот Яковлев, Максим Яковлев, Петр Тимофеев, Данила Кирилов, Федор Ефимов, Александр Федоров, Козьма Григорьев, Филипп Захаров, Федор Филиппов. А вместо них за не умением грамоте и по личной просьбе к подлинной сказке рука приложена сельским писцом Воробьевым.

Подлинная сказка в Шаймурзинский приказ на основании § 21 Устава о ревизии действительно было проверено с наличностью людей на мужской сходке троекратно, и что никто в переписи не упущен.

В том удостоверяем: голова вышеозначенного приказа Тимофей Козьмин, а вместо подписи по безграмотности к подлинной сказке приложил звания своего печать и скрепил писарь Воронов. С подлинного верно: подпись.  

Государственный архив Ульяновской области.

Ф. 156. Оп. 2. Д. 618. Л. 1–27.

 

№4. Из статистической ведомости по Шаймурзинскому приказу Симбирской удельной конторы по 2–му столу за 1857 г.

Торгуют многие солью перекупанием в Симбирске, распродавая оную на базарах в окрестности их жительства существующих. Оборот этот приносит хорошую пользу, от чего число торгующих ныне увеличилось. Некоторые из чуваш имеют парники для гнутья ободьев, из коих делают колеса, лопаты, плетут лапти, вьют веревки. Изделия эти продают на базарах, сверх того торгуют лесом, перекупанием из удельных и помещичьих дач, лес преимущественно липовой на сдирку мочал. Занимаются звероловством, бьют медведей, волков, барсуков, лисиц, куниц, белок и зайцев. Звериные шкуры продают на рынках, иногда очень ценно и так весьма поддерживают свое состояние. Многие занимаются пчеловодством и имеют довольно пчел. Эта отрасль хозяйства развивается с успехом, мед продают на рынках, иногда очень ценно.

Государственный архив Ульяновской области.

Ф. 318. Оп. 2. Д. 297. Л. 9.

 

Источники и литература

[38]

 

[1]Более подробно см.: Петров Л.П. Чăваш Енĕн паянхи ономастики/ Л.П. Петров //Чăваш ономастикин çивĕч ыйтăвĕсемпе малашлăхĕ. Шупашкар: ЧГПĂИ, 2009. С. 15–29.

[2] Чекушкин В.И. Песня в моей судьбе: воспоминания / Владимир Чекушкин. Чебоксары: Чуваш. кн. изд–во, 2011. 303с.

[3] Раськин Л.Н. Первопроходцы и последователи. Т. I. Чебоксары: Изд–во «Калем», 2005. 436с.; Т. II. Чебоксары, изд–во «Калем», 2005г. 324с.

[4] Кошкин Б.Г. «Эпир пулнă, пур, пулатпăр »!... аса илÿсем, очерксем, статьясем. Шупашкар. 2013ç.  220с.

[5] Эриванов Н.Л. Эривановсем. Родословная. – Шупашкар: «Çĕнĕ вăхăт», 2009. – 64с, илл.8.

[6] Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Отд. I.Ед. хр. 513. Л. 600–601.

[7] Аксаков Н.А. На страже Отчизны Батырево 2008 52с.

[8] Там же. Отд. III. Ед. хр. 1388. Инв. № 7598. Л. 1–2.

[9] Л. П. Сергеев О марийских лексических изоглоссах в чувашском языке // Вопросы финно – угорского языкознания. Выпуск IV Ижевск, Изд-во «Удмуртия» 1967 С. 177

[10] Воронцова О.П., Галкин И.С. Топонимика Республики Марий Эл (историко–этимологический анализ) Йошкар–Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2002. С.368.

[11] Татарский энциклопедический словарь. Гл. редактор М.Х. Хасанов, Казань. Институт татарской энциклопедии АН РТ. 1999. С. 665.

[12] Нестеров В.А. Населенные пункты Чувашской АССР в 1917–1974. Словарь– справочник. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. С.88.

[13] Воронцова О.П., Галкин И.С. Топонимика Республики Марий Эл (историко–этимологический анализ) Йошкар–Ола: Изд–во Марийского полиграфкомбината, 2002 С.368.

[14] НА ЧГИГН Отд. I. Ед. хр. 563 (К.В. Элле. Топонимика селений. Т. 1. Рукопись).

[15] Энциклопедический словарь. Том XXXIX Чугуевъ – Шенъ. Издатели Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб,. Типография Акц. Общ. Брокгаузъ– Ефронъ, Прачешный пер., № 6. 1903. С. 230.

[16] Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма (XVI– начало XIX вв.). Чебоксары: Чуваш. кн. изд–во, 1986. С. 302.

[17] Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древних времен до середины XIX века. Чебоксары: Чуваш. кн. изд–во, 1993. С. 187.

[18] НА ЧГИГН. Отд. III. Ед. хр. 1388. Инв. № 7598. Л. 1.

[19] В источниках второй половины XVI–XVII в. чувашей называли «черемисами» и «татарами». Подробнее см.: Магницкий В.К. К истории присурских чуваш, черемис, мордва и Фролищевой пустыни // Действия Нижегородской ученой архивной комиссии. Н. Новгород, 1902. Т. 5. С. 24–43; Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма (XVI– начало XIX вв.). С. 5–17.

[20] Архив Симбирского окружного суда / сост. П. Мартынов. Симбирск: Тип. М.Д. Бычковой, 1905. Вып. 2. С. 9.

[21] Там же. С. 10.

[22] Там же.

[23] 1 десятина до 1835 г. равнялась 11197,44 кв. м, после – 10925 кв. м.

[24] Архив Симбирского окружного суда. С. 12.

[25] Там же. С. 12–13.

[26] Там же. 20.

[27] НА ЧГИГН. Отд. III. Ед.хр. 1727. Инв. №7975. 42 л.

[28] НА ЧГИГН. [Фонд В.Д. Димитриева]. Т. 54. Л. 101.

[29] Ясачные чуваши (ясачные люди вообще) – крестьяне, по социальному положению платившие государству ясак, различные подати и несшие повинности.

[30] Димитриев В.Д. Чувашские материнские селения Свияжского, Кокшайского, Чебоксарского, Козьмодемьянского, Цивильского, Ядринского, Курмышского и Симбирского уездов первой половины XVIII века. Чебоксары: ЧГИГН. С. 44.

[31] Норваш–Шигали // Чувашская энциклопедия. URL:  http://enc.cap.ru/?t=world&lnk=1472.

[32] Список населенных мест Симбирской губернии. Симбирск, 1884. С. 150.

[33] Подворная перепись Симбирской губернии 1910–1911 гг. Вып. IV. Буинский уезд. Симбирск: Тип. А.П. Балакиршикова, 1914. С. 74.

[34] Там же. С. 76–77.

[35] Там же. С. 80.

[36] Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Часть 3, о расселении чувашей в XVI – XIX веках. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1988. – 112с. С.68

 

[37] Ягафова Е.А. Русская Васильевка // Чувашская Энциклопедия. Т. 3. Чебоксары, 2009. С. 592.

 

Перечень устаревших слов и условные сокращения:

 

Верста – мера длины, с XVI в. До 1835г. – 1080 м, с 1835 г.– 1066,8 м.

Дача – документ о жаловании землей.

Десятина – мера площади, с XVI в.до 1930–х гг. – 2400 кв.сажен, до 1835 г. –11197,44 кв. м, с 1835 г. – 10925 кв. м.

Пуд – мера весов, 40 фунтов – 16,38 кг.

Сажень – мера длины, с XVI в. До 1835 г. – 216 см., с 1835 г. – 213,6 см.

Волости: в.волость;Н–К – Ново–Ковалинская; Шб. – Шибылинская; Нв–Ш – Ново–Шимкусский; Тр. – Тархановский; К–Ч – Красночетаевская; П–С – Посадско–Сотниковская; Нр. – Норусовская.

Уезды: у. – уезд; Б. – Буинский; Ц. – Цивильский; Ч. – Чебоксарский; Я. – Ядринский.

 

 

Система управления контентом
429361 Чувашская Республика Батыревский район с.Норваш-Шигали, ул.Главной дороги, д.8
Телефон: 8(83532) 68-0-40
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика