Госкомимущество ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Выступление министра имущественных и земельных отношений Чувашской Республики В.И. Алексеевой на праздновании 15-летия министерства

Уважаемые коллеги и гости!

 

Сегодня мы отмечаем 15 - летний юбилей Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики. На мой взгляд, это важная веха в истории республиканского органа по управлению имуществом.

Вопросы собственности являются одними из центральных вопросов в  экономике и  политике любой страны и были актуальны еще  в дореволюционной России. В качестве отдельной структуры Управление государственными имуществами стало формироваться  с 1811 года. А создание и развитие органов управления имуществом в современных условиях началось с 1991 года, когда был образован Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом, в Чувашии - Государственный комитет Чувашской ССР по управлению государственным имуществом.

Деятельность республиканского органа по управлению государст­венным   имуществом началась в период экономического и социально-политического кризиса в стране, в условиях противоречивости и нестабиль­ности законодательной базы, отсутствии достаточной инфор­мации о пообъектном составе собственности Чувашской Республики, профессиональных специально обученных кадров. Именно тогда  назрела острая необходимость в трансформации отношений собственности, означающей перестройку системы отношений между государством, рынком и обществом.

Одним из элементов преобразования рыночной структуры была приватизация. На основе разработанного приватизационного законодательства началась крупномасштабная реформа в сфере отношений собственности.

 В 1992 году  Госкомимуществом  Чувашской Республики утверждаются первые планы приватизации, а 1993 год – можно назвать годом интенсивной приватизации, в республике приватизировано более половины предприятий,  приватизированных за 15 лет.

В 1994 году перешли к новой приватизационной модели,  от чековой приватизации к денежной, ориентированной на инвестиционную составляющую приватизационного и постприватизационного процесса в экономике республики.

            А с 1995 года доходы от приватизации и использования государственного имущества, стали рассматриваться как один из источников пополнения бюджета с установлением  бюджетных заданий на текущий финансовый год.

За 15 лет система управления государственным имуществом в Чувашской Республике постепенно совершенствовалась: проведено  разграничение государственной собственности на федеральную, республиканскую, муниципальную, налажен пообъектный учет государственного и муниципального имущества и сформирован реестр государственного имущества Чувашской Республики, завершено создание нормативных, организационных и базовых предпосылок, накоплен практический опыт для обеспечения акционирования и применения других форм изменения государственной собственности.

     Эффективность управления государственным имуществом может быть охарактеризована  исходя из динамики доходов от  управления и распоряжения государственной собственностью и соответствия данных доходов установленному бюджетному заданию. Приоритетным направлением в работе министерства является увеличение доходов республиканского бюджета. Так, в 2005 году доходы республиканского бюджета от управления  республиканской собственностью составили более 313 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2002 годом в 3,5 раза, по сравнению с 2003 – в 1,2 раза, с 2004 годом – в 1,4 раза. Следует отметить, что за прошедший период, претерпев многочисленные изменения, значительно усовершенствовалась система арендных отношений. Постепенно выравнивались ставки арендной платы, взимаемой за использование государственного имущества, со ставками, сложившимися на рынке недвижимости Чувашии, что привело к существенному повышению доходов, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики. По сравнению с 2002 годом  доходы от сдачи в аренду имущества возросли в 2,1 раза. Доходы от использования земли за этот же период времени возросли в 2,8 раза. Ежегодный рост бюджетных неналоговых доходов объективно подтверждает, что уровень капитализации государственного имущества республиканской собственности стал значительно выше.

Но сегодня эффективность управления государственным имуществом должна оцениваться не только исходя из динамики доходов от использования государственной собственности и соответствия этих доходов установленному бюджетному заданию, но и с точки зрения решения ряда социально-экономических задач, поставленных перед Минимуществом в настоящее время. 

          Приоритетные задачи Минимущества Чувашии нашли отражение в разработанном министерством в соответствии с Комплексной программой экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы и Комплексным планом реализации  стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года Стратегическом плане действий на 2004-2006 годы:

1. Сокращение избыточной части государственного сектора экономики, которая не обеспечивает выполнение функций и полномочий Чувашской Республики.

2. Повышение эффективности использования республиканского имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий Чувашской Республики и системы продажи государственного имущества;

3.    Повышение эффективности использования государственных земель.

            В целях сокращения избыточной части государственного сектора экономики ежегодно утверждается перечень государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, не обеспечивающих выполнение функций и задач государства, а также объектов недвижимости и республиканских пакетов акций хозяйственных обществ, требующих финансового оздоровления и привлечения инвестиций.

            В результате планомерно проводимых мероприятий по оптимизации государственного сектора экономики Чувашской Республики количество действующих государственных унитарных предприятий заметно уменьшилось. За последние три года реорганизовано, ликвидировано более 130 госпредприятий и учреждений, преобразовано в хозяйственные общества 17 унитарных предприятий, продано более 50  республиканских пакетов акций. 

Ежеквартально проводимый мониторинг показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий позволяет выявлять убыточные по своему основному виду деятельности  или в целом  нерентабельные организации, которые также будут подлежать трансформации (приватизация, преобразование в бюджетную организацию,  укрупнение, слияние, ликвидация и др.). По данным мониторинга в 2005 году   доля убыточных  госпредприятий составила 12%  и сократилась по сравнению с 2002 годом на 10%. Это достаточно  позитивный момент.

          С целью повышения эффективности использования республиканского имущества министерством ведется направленная на усиление контроля за использованием по назначению и обеспечению сохранности государственного имущества деятельность, в результате которой выявляются неучтенные, незадействованные в хозяйственном обороте и неправомерно используемые объекты недвижимости. Заключение договоров аренды на выявленные объекты также способствуют дополнительному пополнению республиканского бюджета. Всего на сегодняшний день на коммерческой основе используется более 100 тыс. кв.м. государственных площадей.

       Одной из основных задач Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики является защита имущественных прав и законных интересов Чувашской Республики в судах, арбитражных судах. Так, например, в 2005 году в 99% случаев решения были вынесены в пользу Минимущества Чувашии.

Эффективность управления находящимися в республиканской собственности акциями открытых акционерных обществ характеризуется положительной динамикой поступлений в республиканский  бюджет Чувашской Республики дивидендов. За 2005 год в республиканский бюджет Чувашской Республики поступило более 7 млн. руб.  дивидендов. Для сравнения, в областной бюджет Нижегородской области в 2005 году поступило  чуть более 1 млн. руб. дивидендов. (по данным  Департамента  госимущества и земельных ресурсов Нижегородской области по состоянию на 01.12.2005).

В целях повышения эффективности системы продажи государственного имущества, министерством, в первую очередь, обеспечивается  оценка рыночной стоимости  государственного имущества, информационная поддержка планируемых торгов и  контроль соблюдения продавцом республиканского имущества (РСГУ «ФИ ЧР») условий продажи объектов приватизации.

Эффективность продаж республиканских пакетов акций, рассчитываемая как отношение числа реализованных пакетов акций к объявленным для продажи, в 2005 году составила 79% против 74% в 2004 году. 

Следующая задача минимущества Чувашии связана с проведением единой государственной политики по регулированию земельных отношений и управлению земельными ресурсами на территории Чувашии.  

         Изначально Минимуществу Чувашии были переданы функции контроля за поступлением арендной платы за землю и за эффективным использованием земельных участков. За последние четыре года круг полномочий значительно расширился. В настоящее время на Министерство возложены задачи по проведению земельной реформы на территории Чувашской Республики, которые предусматривают разграничение государственной собственности на землю, обеспечение проведения межевания  и инвентаризации земель и других  мероприятий по землеустройству, переход на новую систему налогообложения на основе кадастровой стоимости земель. В этой области сделано немало. Сформирована база данных по 1357 земельным участкам,  подлежащим отнесению к собственности Чувашской Республики при разграничении государственной собственности на землю. Проведены землеустроительные работы по восстановлению административных границ 11 районов Чувашской Республики, которые планируется завершить в 2007 году, отмежевано 363 земельных участка общей площадью 9913 га, разработаны проекты внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий, расположенных в Батыревском, Моргаушском и Чебоксарском районах Чувашской Республики. Созданы электронные специальные планы в масштабе 1:2000 по 4  административным центрам  Чувашской Республики, в 2006 году планируется получить планово-картографические материалы по трем селам (Батырево, Шемурша, Янтиково), завершены  работы по кадастровой оценке земель всех категорий, по которым подготовлены  сведения, необходимые для перехода на новую систему налогообложения.

Чувашская Республика входит в число тех российских регионов, где ведется серьезная и обстоятельная работа по реформе местного самоуправления. При реформировании органов местного самоуправления одной из главных задач является разграничение муниципального имущества, формирование и утверждение перечней муниципального имущества, которое может находиться в собственности конкретных муниципальных образований.

         Минимущество Чувашии непосредственно участвует в решении вопросов, связанных с реформированием органов местного самоуправления, в частности  осуществляет передачу объектов из республиканской собственности в муниципальную.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях эффективного функционирования и использования  объектов муниципального имущества, оптимизации структуры объектов муниципального имущества в интересах проживающего в муниципальных образованиях населения Минимуществом Чувашии разработан проект закона Чувашской Республики о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями, которым утверждаются перечни муниципального имущества, передаваемого в собственность поселений.

         Важным направлением работы министерства является оказание необходимой методической помощи органам местного самоуправления. Минимущество Чувашии разрабатывает методические пособия для районов и поселений, организует «круглые столы» и выездные семинары-совещания для специалистов по управлению имуществом и земельными ресурсами администраций муниципальных образований.

            Все те достижения, о которых я говорила в своем выступлении, -  конкретный результат работы сотрудников нашего министерства. У каждого из нас есть определенный круг обязанностей… Но и повседневную работу (часто мы просто  называем ее «текучкой») можно выполнять по-разному и относиться к ней со всей ответственностью, энтузиазмом, подходить к своей деятельности творчески. Мне бы хотелось поблагодарить  специалистов Минимущества Чувашии за их плодотворный труд.

        Многое уже сделано, но немало задач еще предстоит решить. Сегодня в действенной помощи по реализации новых полномочий остро нуждаются  поселения. Их администрации должны организовывать работу жилищно-коммунального хозяйства, содержать дороги, выстраивать земельные отношения, решать имущественные вопросы. Только благодаря слаженной работе всех уровней власти – федеральной, республиканской  и местной можно поднять  потенциал органов местного самоуправления, особенно поселенческих, на тот уровень, когда они сами смогут эффективно исполнять свои новые обязанности. И в этом направлении немалая роль отведена Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.

        Спасибо за внимание!

 

 
 
 
Яндекс.Метрика
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика