МБУК "Районный центр развития культуры и библиотечного обслуживания" Централизованная библиотечная система Цивильского района

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ


 

 

 

 

 

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Идеи, пойманные в Сети… (сборник методических материалов для работников сельских библиотек)

Календарь знаменательных дат.

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ

     День независимости России или День России – один из самых «молодых» государственных праздников в стране. 12 июня 1990 года 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В 1994 году этот день был объявлен государственным праздником. Формально – это самый главный из современных государственных праздников в стране. От этой даты можно вести отсчет начала становления новой российской государственности, основанной на принципах конституционного федерализма, равноправия и партнерства. Россия строит демократическое, гражданское общество, в котором каждый этнос, каждый гражданин видит себя неотъемлемой его частью.
Наша история многому учит нас. Уместно вспомнить слова русского историка Василия Ключевского, который считал одним из отличительных признаков великого народа его способность подниматься на ноги после падения. Не идеализируя прошлое нашего государства, мы не отказываемся от традиций, истоков, корней. Но, являясь равноправным членом мирового сообщества, учимся понимать, что независимость – это не просто открытые в одну сторону границы, что свобода – это, прежде всего, ответственность. Этот праздник сегодня многие считают новообретенным, забывая о многовековом историческом пути России к утверждению своей державности, к завоеванию позиций сильного государства, простирающегося от Тихого океана до берегов Балтики. Независимость России – это итог напряженного труда наших предков. Независимость России – это итог ратных подвигов тех, кто не щадя своей жизни, отстаивал незыблемость границ страны.
Декларация, принятая 12 июня 1990 года, стала символом возрождения обновленной России, обеспечила условия построения демократического общества. Суверенитет Российской Федерации был провозглашен во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие  и  пользование  языком,  а   каждому  народу  –  права  на  самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.
Провозглашенная декларацией независимость России в составе СССР могла быть лишь номинальной. Российские органы власти, Верховный Совет РСФСР и его Председатель, начали борьбу с союзными властными структурами. Противостояние двух центров власти персонифицировалось в борьбе двух президентов – избранного 15 марта 1990 г. на союзном съезде народных депутатов Президента СССР М. Горбачева и избранного 12 июня 1991 г. всенародным голосованием Президента России Б. Ельцина.

Противостояние   российской  и  союзной  властей  оказывало дестабилизирующее влияние на общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны. Одним из главных методов сокрушения союзного центра Россия сделала всемирную поддержку национальных суверенитетов, пробудившихся национальных движений на окраинах Союза. Союзное руководство в стремлении сохранить всласть все больше склонялось к использованию силовых методов.
Кульминацией противоборства двух властей стали события 19-21 августа 1991 г., известные как августовский путч ГКЧП. Российское руководство, возглавившее борьбу против путчистов, сокрушило не только ГКЧП, но и обеспечило тем самым победу России и ее верховных органов над союзным Центром. С осени 1991 г. Конституция и законы РСФСР, съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, Президент РСФСР получили полное верховенство на территории России. Независимость Российской Федерации стала реальной.

Напомним, 12 июня было объявлено государственным праздником в 1994 году по указу Б. Н. Ельцина. До 2002 года праздник назывался Днем независимости в честь Декларации о суверенитете России, принятой 12 июня 1990 года.

Материал
в помощь организации мероприятий,
посвященных Дню России.

«Преклоняясь перед прошлым, думаем о будущем»,

«Всем нам завещана Россия»,

«Славься страна! Мы гордимся тобой!»

«Любить Россию до самозабвенья…»

«Есть Вера, Бог, Отечество и ты!
 Лишь это русских делает народом!…»

«Давно пора, Россия-мать,
Свое величье понимать!…»

«К России вечная любовь»

С ТОБОЙ, РОССИЯ!

Велик твой путь,
И ноша нелегка,
Дробится камень под твоей стопою.
Мне кажется,
Что прожил я века,
И все живу,
И все иду с тобою.

Дробится камень под твоей стопой…
И пусть не первым,
И пусть не самым лучшим

Я был с тобой
В твоем давно минувшем, –
Дай и в грядущем
Мне побыть с тобой.

                                  В. Фирсов

 

Россия-мать,
Святой и зримый
Да будет жребий твой велик!…

                                 Н. Старшинов

Молодые!
Не рвитесь из родного вам гнезда!
Не отдавайте никому России,
Ведь что бы ни случилось, дорогие,
Второй у нас не будет никогда!

                                         Э. Асадов

Да, Русь всегда доверчива. Все так.
Но сколько раз в истории случалось,
Как ни ломал, как ни тиранил враг,
Она всегда, рассеивая мрак,
Как птица Феникс, снова возрождалась!

                                              Э. Асадов

… И знаю твердо: правдой зажжена,
Еще предстанет всем моя страна
И гордой, и великой, могучей!

                                                    Э. Асадов

   // Асадов Э. А. Реликвии страны: стих-е [Текст] / Асадов Э.А. Избранное. – Смоленск: Русич, 2003. – С. 21.

Мы все обвиняем Тебя не раз,
Проклинаем свое житье…
Но приходит час, наш голгофский час,
И мы гибнем во имя Твое…

                                               Е. Данилов

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

   Ф. Тютчев

Сильна ли Русь? Война и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали, —
Смотрите ж: все стоит она!

   А. Пушкин

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

                                        С. Есенин

История не терпит суесловия,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.

                                           Я. Смеляков

Информационно-библиографический список:

1.  Август – 91: материалы о событиях 19-21 августа 1991 г. [Текст] – М.: Политиздат, 1991. – 272 с.

2.  Агафонов, В., Рокитянский, В. Россия в поисках будущего. [Текст] / В. Агафонов, В. Рокитянский. – М.: Изд. группа «Прогресс» — «Культура», 1993. – 304 с.

3.  Анисимов, Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. [Текст] – СПб.: Питер, 2007 – 588 с.

4.  Бакулина, Г. В., Рахматулина, А. А. Символы России: историко-познават. турнир для старшекл. [Текст] // Читаем, учимся, играем. – 2003. – Вып. № 5. – С. 21-28.

 

 

Форма мероприятия: «Живая книга»

 

В последнее время в моду вошли так называемые "живые книги", явление новое для нас, но уже давно "обкатанное" за рубежом. "Живые книги" - это люди, которые готовы поделиться с "читателями" своей личной историей, опытом и знаниями, искренне ответить на вопросы. Это интересные собеседники, способные удовлетворить не только элементарную жажду общения отчуждённых друг от друга жителей больших городов, но и стать источником информации по самым разным отраслям знания и самым разным сторонам жизни. Предлагают такую услугу, например, сотрудники "Swiss Cottage" одной из крупнейших лондонских библиотек. "Живые книги" каталогизированы, в аннотациях указаны их личные качества и квалификация. Если вы хотите "прочитать" учителя, социолога, полицейского, феминистку, астролога и т. д., то сможете быстро сориентироваться. Выдаются "живые книги" в лондонской библиотеке только на 30 минут. Прежде чем предложить "книги" читателям, сотрудники библиотеки проводят с ними собеседование, выясняют уровень их квалификации и коммуникативности.

Судя по первым отзывам читателей, для многих из них "живые книги" стали откровением. Но самое удивительное, что и сами "книги", называют свои беседы с читателями неоценимым жизненным опытом.

Цель «Живой книги»– обеспечить непосредственное общение широких слоев населения с яркими представителями разнообразных групп, в частности национальных и религиозных меньшинств; с людьми, победившими тяжелый недуг и прошедшими серьёзные испытания в жизни; имеющими необычную профессию и т.д. Встречи проходили в непринужденном и благоприятном для коммуникации формате. С целью духовного обогащения общества и его большей открытости «Живая книга" призвана оказать содействие улучшению понимания и осознанию того факта, что люди бывают разные.

Первая "Живая Библиотека" прошла в Дании в 2000-м году. Смысл идеи был в том, чтобы люди, недолюбливающие негров, гомосексуалистов, иммигрантов и полицейских, смогли пообщаться с ними вживую и таким образом увидели в человеке человека, а не представителя неприятной им социальной группы. Эта идея получила широкое распространение в скандинавских странах и прижилась в США. В Нью-Йорке "Talking Book Library" функционирует уже много лет. Потом такие мероприятия стали проводить в разных странах по всему миру. Всего в проекте участвуют более 50 стран, на сегодняшний день в мире прошло более 300 таких мероприятий. Есть даже регулярно работающие "Живые Библиотеки": например, в Австралии "Живая Библиотека" открывает свои двери для читателей каждый месяц, а в Финляндии "Живые Библиотеки" приходят к детям в школы.

С тех пор «Живые библиотеки» прошли в 50 странах по всему миру. В России впервые проект состоялся в 2011 году в Екатеринбурге, а затем «живые книги» представили в Новосибирске, Москве и Нижнем Новгороде, других городах.

В ноябре 2011 года "Живая Библиотека" впервые и вполне успешно была организована в Москве. В целом, этот опыт можно считать очень успешным. И "читатели", и "книги" дали чрезвычайно высокие оценки прошедшему мероприятию и выразили желание и готовность участвовать в дальнейшей жизни проекта. Главными рекомендациями по организации "Живой Библиотеки" являются улучшение и оптимизация системы регистрации, увеличение количества "книг" и расширение проекта. Полученные результаты внушают большой оптимизм в отношении актуальности, эффективности и перспектив дальнейшего развития "Живой Библиотеки".

Пришла "Живая Библиотека" и в Нижний Новгород. Проект проводится инициативной группой волонтёров при поддержке Нижегородской Службы Добровольцев (nnvs.ru). За два дня работы "Живой Библиотеки" её посетили более 350 "читателей". В воскресенье посетителей было столько, что регистрацию новых "читателей" пришлось досрочно прекратить, потому что все "книги" уже были расписаны до конца дня. В субботу "читателям" были доступны 24 "живые книги", в воскресенье – 23. "Читатели" пообщались с "книгами" более 750 раз. Самому младшему из "читателей" - 10 лет, а старшему - больше 80-ти. Самыми популярными "книжками" стали африканский студент, бывший наркозависимый, инвалид-колясочник, бездомный, автостопщик, транссексуал, молодой учитель, ВИЧ-положительный, выпускник интерната, мусульманка и многие другие.

 «Живая книга» работает так же, как и обычная, хорошо известная нам книга – читатели обращаются к библиотекарю, выбирают книгу, берут ее на определенное время с заполнением читательских билетов. Прочитав книгу, «читатель» возвращает ее в библиотеку и, по желанию, берет другую. Единственное, что отличает «Живую книгу» от обычной, это то обстоятельство, что ее книги – это не обычные произведения, напечатанные на бумаге, а живые люди. Они представляют разнообразные группы нашего общества, которые часто испытывают предубежденное отношение к себе и страдают от стереотипов.

Наши «читатели» общались с «живыми книгами» с 19.00 до 22.00 в рамках проведения Всероссийской акции «Библионочь» в специально отведенных помещениях: секторе краеведения и секторе редких книг.

Предварительно была оформлена картотека с аннотациями на наши «живые книги» - их было 5 человек: мусульманка; человек экстремальной профессии; ветеран боевых действий; человек, победивший тяжелый недуг; один из многих: актер, аниматор, слесарь. «Читатели» заранее записывались на заявленные «книжки».

Всего «читателей» «живых книг» было 67 человек. Спрос на «живые книги» распределился так: на прочтение книги «мусульманка» - 30 человек; на человека экстремальной профессии – 15 человек., на книгу «один из многих: слесарь, актер, аниматор» – 11 человек, на «человека, победившего тяжелый недуг» - 6 человек, на ветерана боевых действий- 5 человек.

Анализ оценочных анкет, которые после встречи заполняли и «книги» и «читатели» показал, что и те и другие получили огромное удовольствие от общения. Судя по ответам, сами «книги» получили «опыт ведения диалога («мусульманка»), «я кому-то нужен, кто-то меня слушает!» («человек, победивший тяжелый недуг»), «только положительные впечатления» (ветеран боевых действий). Все «книжки» выразили свою готовность принять участие в следующей встрече в рамках проекта «Живая книга».

Возрастной состав «читателей» «живых книг» выглядел следующим образом: 58%- молодежь до 30 лет, 18% - от 30 до 50 лет, 24%- от 50 до 70 лет

В анкетах «читатели» выразили свое желание встретиться с ветераном Великой Отечественной войны, ветераном чеченской войны, монахом, мусульманкой.

Послушав восторженные отклики «читателей» после проведения мероприятия и проанализировав оценочные анкеты «книжек» и «читателей», мы пришли к выводу, что этот проект перспективен, его необходимо продолжить, потому что ничто не может сравниться по силе эмоционального воздействия с живым общением с людьми необычайной судьбы и образа жизни. Очень радует тот факт, что проект пришелся по душе и «книжкам» и «читателям», особенно молодежи, которой оказалось более половины всех «читателей».

Интересные  формы  выставочной деятельности  библиотеки

Консультация

 

В ряду различных форм рекламы книги, популяризации книжного фонда, выставки занимают особое место.

Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Каждая выставка – это взгляд на мир человека, подготовившего ее. Это выражение мировоззрения ее творца, его жизненного опыта, отношения к людям и к себе.

Выставка – это всегда творчество. «Что я хочу сказать людям и миру, как я могу выразить себя через книги?» - вот что должно волновать библиотекаря, который готовит выставку.

Только тогда, когда присутствует личностное начало, выставка будет иметь успех!

Книжные выставки – это почти всегда своеобразная визитная карточка библиотеки, по ним судят не только о фонде, но и о самом стиле работы. 

Очень важно помнить о дизайне выставки. Дизайн имеет свои правила, соблюдая которые можно сделать выставку привлекательной и интересной.


Цветовое решение выставки.


         Большое значение имеет подбор цвета и цветовых сочетаний.
Желательно использовать при оформлении не более трех цветов, иначе выставка получится не яркой, а пестрой.

Наиболее удачно сочетаются:
черный с желтым;
черный с оранжевым;
черный с золотым или с серебряным;
красно-бело-синий;
белый на синем;

 белый на красном;

белый на зеленом.

В последнее время получили большое распространение в библиотеках России так называемые «нетрадиционные выставки», которые не только привлекают внимание к представленным изданиям, но и активизируют познавательную деятельность читателей, вызывают всплеск эмоций.

Основными составляющими организации таких выставок является творческое начало и фантазия библиотекарей.

Нетрадиционные выставки – это возможность выйти за рамки стандарта, воплотить в жизнь свой оригинальный, не похожий на другие проект, использовать игровую природу визуальной культуры. Главным в нетрадиционных выставках оказывается не только сама по себе книга (и цель выставки не только информация), а ее подтекст. Смысловой доминантой организации подобных выставок является создание целостного образа. На эти выставки библиотекари, помимо книг, периодики, помещают всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие ее в качестве фона. Используются различные шрифты, натуральные предметы, макеты, модели, муляжи, бутафория. 
         Аксессуары можно подразделить на:

– знаковые: цитаты, аннотации, текстовые рубрики, заголовки разделов;
– художественные: картины и репродукции картин, коллажи, иллюстрации, фотографии, плакаты;
– предметные: предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свеча, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи и др.);

– декоративные: цветы, драпировки, вышитые полотенца, природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него;

– конструкционные: различные средства оргтехники, канцелярские принадлежности: подставки из дерева, металла, папки, коробки, зажимы, прищепки, закладки и т. п.

 

В процессе работы над нетрадиционными книжными выставками (НКВ) значительно расширилась их типология. Появились выставки-вопросы, - кроссворды, - словари, - советы, - демонстрации, - факты, - дискуссии, - предостережения и др.

 

 

 

 

 

 

Познакомимся с наиболее интересными из них: 

  1. Выставка-вопрос: Чтобы подготовить эту выставку, необходимо провести предварительную работу по сбору занимательных вопросов, их систематизации по темам. Затем подобрать книги, периодику, в которых даны объяснения, ответы на эти вопросы. На выставке нужно поместить текст вопроса, а рядом – книги, отвечающие на этот вопрос (например, «Что оставим потомкам?» - книги по экологии; «Читатель спрашивает, книга отвечает» - (разные вопросы).

 

  1. Выставка-полемика (выставка-спор) (читальный зал): Цель – помочь читателю в формировании мировоззрения, донести до него интересный, дискуссионный материал. Рассчитана на широкие круги читателей, прежде всего, на молодежь. Из последних книг, журналов, газет нужно выбрать наиболее интересный полемичный материал. Этот материал – в центр выставки, под заголовком, а вокруг нее по обе стороны дать рецензии из периодики по различным точкам зрения на данное произведение или тему. Активное использование цитат из представленной на выставке литературы, предложение читателям высказать свою точку зрения (с помощью карандаша и бумаги).  Название выставки может содержать в себе вопрос или сомнение, например: «Дети Арбата» - художественный вымысел или «объективный взгляд»? «Человек и природа: союзники или враги?» (экология).

 

  1. Выставка-кроссворд: носит досугово-просветительский характер. Предназначена, в основном, для детей, молодежи, хотя может привлечь и взрослых. Нужно составить кроссворд, оформить его на листе бумаги и поместить на выставке. Здесь же – словари, энциклопедии, справочники, в которых содержаться ответы на вопросы кроссворда. Для удобства читателей можно сделать ксерокопии мини-кроссворда. Первому читателю, отгадавшему кроссворд, можно торжественно вручить сувенир.  Очень важно, как, в каком виде оформить выставку. Многое зависит от общей интеллектуальной, эмоциональной культуры библиотекаря, его мироощущения и даже настроения. И тогда, рядом с книгами, журналами встанут предметы, символизирующие тему. 

 

  1. Выставка-икебана: На этой выставке обязательно нужны живые и засушенные цветы, оформленные в композицию, а также книги, статьи по цветоводству, стихи и отрывки из художественных произведений, посвященных цветам. Можно дополнить репродукциями натюрмортов или картинами. Названия выставок: «Цветы – наши нежные друзья»; «Цветы нам нежно улыбались»; «Мир цветов, прекрасный и таинственный»; «Есть в травах и цветах целительная сила».

 

  1. Выставка-подарок. Оформлена с использованием природного материала, например: «Байкал – озеро сказки» - на выставке – ветки кедра, шишки, камешки. А на выставке: «Люблю тебя, мой край донской!» можно использовать ковыль, «перекати поле», степные цветы, татарник и т.п.

 

  1. Выставка-посвящениеподснежнику – «Первый весенний цветок», (подснежник присутствует на выставке), березе – «Березка, береза, березонька» - (ветки березы, литература о ней, стихи). Все эти выставки оформлены с элементами фитодизайна.

 

  1. Выставка-поиск. Чтобы школьники, завтрашние студенты, были с каталогами и картотеками библиотеки на «ты», можно разработать выставку-поиск, например: «История России в лицах: от Рюриковичей до Петра», выставить на обозрение лишь часть литературы, которая есть в библиотеке, пригласить школьников, разбить их на 2 команды и дать задание: за 45 минут с помощью каталогов и картотек найти всю недостающую литературу и разместить ее на витрине выставки.

 

  1. Выставка-викторина. Если вы ставите целью знакомство юных читателей со словарями, справочными и энциклопедичными изданиями, то тогда можно оформить выставку-викторину: «Где найти ответ?». Например, картина Джорджоне и опера Серова посвящены одной женщине. Кому именно? Что такое эскалоп? Известно, что 1-ым президентом Греции был российский подданный. Кто? и др. вопросы. Таким образом, выставка-викторина предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. Лучше, если викторина будет посвящена одной теме, и заголовок выставки будет в форме вопроса «Кто есть кто?», «Где эта улица, где этот дом?» и т.д. Вопросы должны быть разной степени сложности. Очень важно учитывать, на какую категорию читателей рассчитана выставка.  Выставка должна иметь текстовое обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине. Можно использовать выставку-викторину для рекламы библиотечных услуг: 

а) Указать, что литературу по теме выставки можно получить на дом (где и на каких условиях);

б) Информировать о наличии сценариев мероприятий по данной теме;

в) Предложить написание курсовых, контрольных работ, рефератов по данной теме;

г) Дать заявки на проведение следующей выставки-викторины.

Постоянно поощряйте интерес к выставке, упоминайте о ней в разговорах с читателями, определите приз первому посетителю. Не будьте слишком серьезны, ведь это зона отдыха. Закончить викторину можно подобием теста: «Если вы ответили на все вопросы викторины, то Вы – кладезь познаний, если на 10 – 15 вопросов – знаток литературы; на 5 – 9 вопросов – запишитесь на абонемент; на 1 – 4 вопроса – срочно! запишитесь в библиотеку (на абонемент); не ответили ни на один вопрос – все равно Вы молодец, потому что не прошли мимо нашей викторины!»

 

  1. Озвученные книжные выставки.

а) Текст обзора, беседы у книжной выставки, записывается на аудиокассету, желающие могут потом прослушать ее с помощью наушников, или для группы читателей.

б) Проводится обзор представленной литературы на радио, телевидении.

в) Читателям предлагаются аудио-, видеоматериалы, имеющиеся в библиотеке по данной теме.

 

  1. «Говорящие выставки». Не путать с озвученными выставками! Это выставки-обзоры, где музы всех искусств представлены в единстве. Например, разговор о поэзии продолжают живопись, музыка.

Проходят они в рамках одной темы: «Мировая художественная культура». Названия выставок:

1) «Байрон и западно-европейская культура романтической эпохи»;

2) «Тургенев и современное ему искусство»;

3) «Французская культура I половины XIX века»;

4) «Импрессионизм – золотой век французской живописи».

Вот так готовилась 1-ая выставка (о Байроне). Поэт Байрон – это английская литература и искусство. В это время жили английские художники: Лоуренс, Тернер, которые обращались к поэзии Байрона, а т.к. Байрон – романтик, то на выставке собрано все о романтизме. Здесь Ф. Гойя, испанский романтик (картины «Гигант», «Портрет Изабели Кавос де Порсель» и др.) созвучны творчеству Байрона. Французская живопись – Эжен Делакруа – был влюблен в творчество Байрона, писал картины на его сюжеты. Вот композиторы, которые создавали произведения на творчество Байрона – Берлиоз (симфония: «Гарольд в Италии») и Шуман (увертюра к поэме «Манфред»).

Выставка состояла из 4 разделов на 4-х столах: На 1-ом – произведения Байрона. На 2-ом картины художников, книги о них или ими написанные. На 3-ем столе – литература по романтизму (монографии). На 4-ом – музыкальный раздел (творчество Шумана, Берлиоза и др.).

 

  1. Выставка-витрина. Эта выставка состоит из 2-х частей. В одной из них демонстрируются предметные аксессуары, а в другой – книжные материалы. Например, выставка «Зеленая аптека» демонстрирует лекарственные растения и книги о них. То же самое выставка «Природные врачеватели», или «Лекарственные растения сада».

 

12.Выставка-совет. Она представляет книги, отвечающие на вопросы читателейДомашнему мастеру», «Как заготовить продукты впрок», «Учиться шить» и т.п.). Пример выставки-совета: «Ах ты, баня моя, да баня русская!». Кроме очень броских заголовков, традиционных книг и статей, советов как париться, какой веник выбрать и т.п., тут же выставку украшает джентльменский набор парильщика: дубовые и березовые веники, напитки, утоляющие жажду знатоков бани.

 

  1. Выставка-демонстрация. Нетрадиционная выставка: «Вечерком за чайком» - все возможные самовары. Разговор о всевозможных сортах чая, способах заварки, о чае успокаивающем, бодрящем, лечебном заговорном и т.д.

 

14.Выставка-коллаж. Главное назначение ее привлечь внимание читателей. Она скорее носит рекламно-информационный характер. Тема обычно берется широко, например, «Я – молодой», в рамках коллажа группируются отдельные подтемы (мода, увлечение музыкой и т.п.). Нет четкой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал: вырезки из газет и журналов, цитаты и заголовки. Выставка должна быть ярко и со вкусом оформлена. Внутри тематических групп или рядом с выставкой может быть информация, объявление, ссылки на литературу, анонсы, информация о новых изданиях, поступивших в библиотеку. 

 

15.Выставка-вернисаж. Она предполагает демонстрацию картин или репродукций. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках-авторах, творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве. Выставка может быть персональной или представлять школу художников, тему в изобразительном искусстве, предполагает использование цитат, антуража (краски, кисти, холсты).

 

  1. Выставка-открытие. Какой-то новый материал, тема под новым углом, какие-то исследования и открытия – вот что в основе этой выставки. Пример: «Свет малой родины» (история нашего города, библиотеки, новые факты и данные, новые материалы).
  2. Выставка-вдохновение. «Моя икона – женское лицо» - полезные советы о красоте и здоровье, о красивых женщинах, об уходе за лицом, стихи, посвященные женской красоте.

 

  1. Выставка-ситуация. Читателям предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие», «Эту книгу я возьму с собой в поход» и т. д.


19.Выставка-тест для читателей подросткового возраста и старшеклассников предполагает наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.


20.Выставка одного портрета. На выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Например: «Но красоту ее Боровиковский спас...» (о М. И. Лопухиной).


21.Выставка-диспут. Предполагается диспут между читателями-подростками с целью раскрытия проблем их социального развития, оказания помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов: «Ровесник, ответь ровеснику».


22.Выставка – бенефис читателя. Например, «Лучший читатель года». Цель такой выставки – привлечение внимания к книгам через близкие интересы. Обязательные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения (посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитанных книг по различным отраслям знания).


23.Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например: «Лекарственные растения ... района».


24.Выставка-хобби. Рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а также и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например: «Макраме – это просто», «Наши руки не для скуки» и др.


25.Выставка-сказка готовится вместе с читателями – младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Всё это вместе с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд  выставки.


26.Авторская выставка. Новая форма выставочной работы. «Авторская выставка» - выражает творческую индивидуальность конкретного библиотекаря. При этом, не меняя основную цель выставки, - (популяризация книжного фонда) – авторский вариант гармонично активизирует общекультурные и профессиональные знания библиотекаря.

«Авторская выставка» - это взгляд библиотекаря на мир, выражение его мировоззрения, интеллекта, жизненного опыта. В конечном счете – это способ соединения библиотекаря и читателя, пробуждающий взаимный интерес, а значит, и интерес к литературе.

«Авторская выставка» - это всегда ответственность тех, кто причастен к ее созданию. Ведь специально предпосланное к выставке обращение ее составителя, квалифицированный паспорт специалистов, участвовавших в подготовке, - на виду у читателей. Именно обращение – важная составляющая часть выставки. Этот прием работает на имидж библиотекаря, помогает продемонстрировать сугубо личностный подход к своему творению. Обращениеи отправная точка выставки, и ее квинтэссенция. Диапазон авторской выставки практически не ограничен. Пример авторской выставки«Весны чарующая сила», «Золотая симфония осени», на которых представлена литература не только  об этих временах года, стихи, песни, поговорки, загадки, народные приметы, но и о художниках, репродукции их картин, композиторах и их произведениях, посвященных весне, осени. Можно использовать фитодизайн (композиции из веток вербы или букеты весенних, осенних цветов, листьев, различные поделки из природных материалов). Авторская выставка потому и называется «авторской», что здесь дается полная свобода  библиотекарю, который занимается её оформлением. Такая выставка, несомненно, привлечет внимание читателей, создаст у них  определенное настроение.

 

  1. Выставка-адвайзер (выставка-консультация). В переводе с английского – adviser – советник, консультант. Пример выставки-адвайзер: «Что читать современной молодежи?»,  «Как выбрать профессию?» (по профориентации) и др. На такого рода выставках обязательно должен быть представлен методический материал: консультации, рекомендации, памятки  по теме выставки. Обзор этой выставки перед аудиторией тоже проводится в форме консультации.


 Другие виды выставок:
выставка-ребус,
• выставка одной книги,
• выставка-игра,
• выставка-диалог,
• выставка-рекомендация,
• выставка-совет,
• выставка-чайнворд,
• выставка-словарь,
• живая выставка,
• выставка-знакомство,
• выставка-презентация (реклама, премьера),
• выставка-откровение,
• выставка, подготовленная читателем,
• выставка-настроение,
• выставка одного автора,
• выставка-поиск,
• выставка – исследование читательских предпочтений,
• выставка-досье,
• выставка-экспозиция,
• выставка-конфликт,
• выставка книжных иллюстраций,
• выставка-почта,
• выставка-календарь,
• выставка-осуждение, или антивыставка,
• выставка-дневник,
• выставка «Литературный герой».


Развёрнутые игровые книжные выставки (демонстрация)


Настольные книжные сюжет-выставки (демонстрация)


Презентационные выставки (демонстрация)

Внутриполочные выставки.

Они невелики по объему (5 – 6 названий книг) и по продолжительности (7 – 10 дней). Помогают раскрывать фонд, его отделы. На пустых полках кн. фонда абонемента расставляются книги из раздела, где находится кн. полка. Экспонируются как новые издания, так и незаслуженно забытые книги.

Реклама выставок, ссылки малые.

Большое значение для читателя имеют ссылки, данные на выставках к разделам фонда, систематического каталога. Содержание ссылки может быть таким: «Литературу по тематике, предложенной на выставке, Вы можете найти также на стеллажах №№ ________ в разделах…(указываются разделы). Обращайтесь также к разделам систематического каталога» (также указывают разделы).

Особое внимание следует уделять рекламе выставки – от этого во многом зависят успех и эффективность выставки. В основе рекламно-информационной поддержки выставки лежит создание рекламных сообщений и публикаций. Рекламное сообщение может быть внутренним (для читателей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей. Различные средства рекламы: объявления в местных СМИ, устная реклама, по телефону, на радио, наружная реклама (афиши, плакаты на улицах), печатная реклама (листовки, буклеты, проспекты).
         Необходимо задействовать также сайт или блог  библиотеки. Если тема выставки продолжает оставаться актуальной и востребованной читателями, выпускается каталог. Самой интересной, эффективной и в то же время самой сложной и трудоемкой формой представления выставки является ее премьера или презентация.

Презентация библиотечной выставки – комплексное мероприятие, где выставка является информационной основой, на которую «нанизывается» библиографический обзор, устный журнал, встреча с писателем и т. д.

Премьера – это первый показ, представление новой книжной выставки, праздник, устраиваемый библиотекой для своих читателей, в центре которого яркая, эффектная, неординарная, интересная, информационно насыщенная библиотечная выставка.

Выставку можно включить в программу экскурсий по библиотеке. Реклама выставки музыкальная (аудио): «Мы еще встретимся, обязательно встретимся, и не 10 лет спустя, а в следующем месяце. Приходите к нам 20 июля сего года в 10.00, и вы попадете на открытие выставки (название выставки).

 

Необходимо вести тетрадь учета выставочной деятельности для того, чтобы после окончания демонстрации выставки определить её эффективность.

В тетради записываем:

Тема выставки

Исполнитель

Место проведения

Продолжительность работы выставки

Сколько материалов на ней представлено

Какова её посещаемость

Количество книговыдач с выставки

Количество просмотренных материалов
Отзывы, предложения по выставке.

 

Коэффициент использования (Q). Он высчитывается следующим образом: количество взятой (выданной) литературы делится на количество представленной на выставке. Можно определить  - какая самая популярная выставка.

Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью среди читателей. Для этого нужно проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, и определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также необходимо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей. В последние годы для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей – беседы, интервью, анкетирование, которые помогают выявить интересы и потребности читателей, позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.



В  помощь  библиотекарю:
Методика организации библиотечных выставок


1.Борисова О. О. Технология стендовой рекламы в библиотеке // Мир библиографии. – 2003. – № 5. – С. 30–35.
2.Бородина В. А. Выставки : [формы, свойства, целевое назначение] // Библиотечное обслуживание. – М., 2004. – С. 64–67. – (Серия «Библиотекарь и время» ; вып. 7).
3.Выставочная работа // Справочник библиотекаря / науч. ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб., 2000. – С. 160–162.
4.Вяткина В. В. Методика образно-диалоговой выставочной работы в библиотеках для детей // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 77–81.
5.Вяткина В. В. Организация книжных выставок – это наука и искусство // Школьная библиотека. – 2003. – № 7. – С. 37–44.
6.Горобченко Э. Н. Содружество прекрасных муз : из опыта выставочной работы // Библиотека. – 2003. – № 4. – С. 57–62.
7.Дацик В. В. Вернисаж в библиотеке : [книжные выставки с использованием репродукций, детских рисунков и других иллюстративных материалов] // Школьная библиотека. – 2007. – № 5. – С. 54–55.
8.Екимова Н. Г. К электронным версиям произведений // Библиотека. – 2004. – № 9. – С. 23–25.
9.Есина А. А. Выставка-конкурс как форма работы по читательскому развитию подростков // Молодые в библиотечном деле. – 2005. – № 9/10. – С. 117–124.
10.Жабко Е. Д. Интернет как среда виртуального общения // Библиотековедение. – 2003. – № 4. – С. 45–50.
11.Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – СПб. : Профессия, 2004. – 224 с. – (Серия «Библиотека»).
12.Зыков О. Выставочная работа публичных библиотек : опыт практического пособия. – Л., 1990. – 53 с.
13.Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах. – М., 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» ; вып. 4 (10)).
14.Матлина С. Г. Книжные выставки – обычные и необычные. – М. : Чистые пруды, 2008. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» ; вып. 19)).
15.Матлина С. Г. Публика требовала: «Автора, автора, автора...» : [о разновидностях книжных выставок] // Библиополе. – 2006. – № 6. – С. 17–23.
16.Матлина С. Г. Эффективность выставочной работы (баланс между количеством и качеством выставок, критерии эффективности оценки выставок, показатели эффективности, дифференцированные способы изучения эффективности отдельных элементов выставки) // Библиотека в школе. – 2005. – № 22. – С. 33–38.
17.Молодцова А. В. Нетрадиционные книжные выставки: типы, методика организации и презентации // Сельские библиотеки: знаки перемен : сб. материалов / ПОУНБ им. А. М. Горького. –Пермь, 2003. – С. 114–120.
18.Новейшие тенденции в выставочной деятельности библиотек / ГПНТБ России ; сост. Е. М. Ястребова. – М., 2006. – 102 с.
19.Пантюхова Т. В. Воплоти сценарий в жизнь : методическийматериал, посвященный организации книжных выставок // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. 7. – С. 79–83.
20.Рябыкин Н. Работа не напоказ // Библиотека. – 2006. – № 10. – С. 49–50. – (Как обустроить выставку).
21.Савельева Г. В. Книжная выставка как путь к читателю в информационном пространстве библиотеки // Школьная библиотека. – 2005. – № 7. – С. 26–29.
22.Семяновская А. П. Книжная выставка // Школьная библиотека. –2007. – № 1. – С. 66–68.
23.Таращенко А. От энергии моря – к энергии знаний! : о черноморских пейзажах и о природе выставок : [о мастер-классе «Выставка в системе библиотечных коммуникаций», проведенном в рамках II Всероссийского лагеря сельских библиотекарей] // Библиополе. – 2007. – № 11. – С. 19–20.
24.Тумарь В. Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений // Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 78–79.
25.Фищук К. Н. Как провести выставку : [организация художественных и историко-краеведческих выставок] // Хроники краеведа. – 2006. – № 2. – С. 18–21. – Авт.: зав. отделом искусств
Ивановской ОБДЮ.
26.Хайфуллина Р. Как оформить выставку // Библиотека. – 2000. – № 1. – С. 70–71.
27.Ходырева Е. Когда оживают стенды : [методика подготовки книжно-иллюстративной выставки] // Библиотека. – 2006. – № 6. – С. 61–62.

Опыт библиотек по организации нетрадиционных книжных выставок
1.Голдина И. И. Нетрадиционная выставка – это современно! // Библиотека. – 2003. – № 1. – С. 23–24.
2.Гольман О. Ю. Нетрадиционные выставки // Новая библиотека. – 2006. – № 1. – С. 21–24.
3.Золотухина Н. Е. Книжная выставка-викторина «Подарки к Новому году» : массовая работа библиотек // Новая библиотека. – 2007. – № 2. – С. 41.
4.Киселева Т. В. И вкусно, и безумно интересно / Т. В. Киселева, Г. Н. Назарова // Библиотека. – 2009. – № 9. – С. 5–6.
5.Коткина И. Я с ружьем и учительница в шортах : [о книжной выставке «Моя любимая книга»] // Библиотека в школе. – 2002. – № 5. – С. 6–7.
6.Курганова М. Читать – это модно! Читать – это стильно! : новый подход к традиционным формам // Библиополе. – 2007. – № 2. – С. 22–23.
7.Матлина С. Г. Нестандартные и интерактивные выставки (выставка-кроссворд, выставка-викторина, выставка-хобби, выставка-икебана и др., возможности использования музыкального и видеоряда, особенности создания стендов, щитов, планшетов как наглядных форм продвижения изданий) // Библиотека в школе. – 2005. – № 21. – С. 34–39.
8.Мужикова Е. Выставка – всегда интересно : синтез творчества и практической деятельности. «Аршином общим не измерить...» – выставка-размышление // Библиополе. – 2008. – № 1. – С. 40–42.
9.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно // Библиополе. – 2008. – № 7. – С. 30.
10.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно : выставки-  диалоги // Библиополе. – 2008. – № 9. – С. 28–29.
11.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно : выставки-игры / Библиополе. – 2008. – № 10. – С. 32–33.
12.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно : выставки- предостережения // Библиополе. – 2008. – № 5. – С. 28–29.
13.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно : выставки- сюрпризы // Библиополе. – 2008. – № 6. – С. 30–31.
14.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно : «фигурные» выставки // Библиополе. – 2009. – № 1. – С. 31.
15.Пантюхова Т. Каждый проект – это образ моря с иллюзией движения : [организация выставки в библиотеке – основа авторского образовательного проекта] // Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 66–68.
16.Портянкина В. Талантливы и неповторимы : [о книжной предметной выставке, выставке-эксклюзиве] // Библиополе. – 2005. – № 3. – С. 19–22.
17.Потешная Т. Сто друзей ста мастей : [о книжных выставках – осенняя, съедобная, о животных, по флористике] // Библиотека. – 1998. – № 10. – С. 55–56.
18.Пчелинцева Л. Е. Выставки стали «говорящими» // Библиотека. – 2007. – № 7. – С. 4–5.
19.Рудишина Т. Пески разных берегов : необычная выставка : [осенняя выставка, посвященная летним путешествиям учеников и учителей] // Библиотека в школе. – 2003. – № 19. – С. 10.
20.Самусева Г. М. Как вывести затворниц в свет : продвижение книжного фонда // Библиополе. – 2007. – № 12. – С. 52–54.
21.Тимофеева С. А. Мы все спешим за чудесами : [оригинальные варианты книжных выставок] // Читаем, учимся, играем. – 2004. – Вып. 2. – С. 68–73.
22.Шевченко Л. В. Книжная выставка: традиции и инновации : [организация тематической выставки, выставки одной книги, выставки-диалога, выставки-путешествия] // Читаем, учимся, играем. – 2004. – Вып. 2. – С. 70–73.
23.Шорова Л. О. Палитра профессионального мастерства : [авторская выставка и выставка «Литературное досье читателя»] // Библиотека. – 2002. – № 8. – С. 37–38.

 

Цитаты о библиотечных книжных выставках:

"Библиотечная выставка - это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное возбуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность».
                                                                                                                      Н. В. Збаровская

"…Иногда полезно посмотреть на сугубо профессиональную проблему библиотечной выставки со стороны, с позиций иной профессии - дизайнера или театрального режиссера. Ведь задачу создания единого, гармонически целостного художественного произведения с помощью творческой организации всех его элементов, режиссерскую по сути, должны ставить перед собой и библиотекари, работающие над выставкой".
                                                                                                                        С. Г. Матлина

"…Выставка не должна быть "слепой", она должна быть "зримой", "видимой". Она не должна теряться, а должна выделяться… Но самое главное даже не это. Главное - необычность исполнения, оригинальность идеи, название, которое "цепляет", не дает пройти мимо..."
                                                                                                                        Я. В. Чиркова

"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиотекарей, поэтому она - явление уникальное, экстраординарное, разовое".
                                                                                                                       О. П. Зыков

Цитата к выставкам  новинок: «К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки» и др.
Друзья, потеснитесь немного,
Торжественный час настает
Своей интересной, чудесной дорогой
К нам новая книга идет!

 

100 заголовков: толерантность

Дорогие коллеги!

Предлагаем готовые заголовки к книжным выставкам и массовым мероприятиям, посвященным толерантности, гармонизации межкультурных и межнациональных отношений. 

  1. «В слове Мы - сто тысяч Я»
  2.  «Вместе рекой быть, а врозь – ручейками»
  3.  «Давайте дружить литературами»
  4.  «Еду-еду я по свету»
  5.  «Как войну не назови, мира не получится»
  6.  «Мы все пассажиры корабля под названием «Земля»
  7.  «Мы не одни в этом мире живем»
  8.  «Нам в конфликтах жить нельзя, возьмёмся за руки друзья!»
  9.  «Память народа культура хранит»
  10. «Пусть дружат дети всей Земли»
  11.  «Солнце всем на планете одинаково светит!»
  12.  «Толерантность – это…»
  13.  «У нас единая планета, у нас единая семья»
  14.  «Цените людей, а не оценивайте их» 
  15. «Я, ты, он, она – вместе  целая страна»
  16. …объединяет людей (например, «Петербург объединяет людей» или «Литература объединяет людей»)
  17. Азбука мира
  18. Библиотека – пространство толерантности
  19. Библиотека национальных литератур
  20. В дружбе единство
  21. Великое переселение народов
  22. Весь мир – огромный Дом
  23. Вместе мы едины!
  24. Время милосердия, доброты и всепрощения
  25. Все мы разные и все похожи 
  26. Все мы разные, так что же?
  27. Все различны, все равны
  28. Все разные – и все нужны!
  29. Всякая страна обязана своим обликом народу
  30. Давайте жить дружно
  31. Давайте уважать друг друга
  32. Движение к взаимопониманию
  33. Диалог культур - искусство жить вместе
  34. Добро. Зло. Терпимость
  35. Доброта объединяет
  36. Друг и в радости, и в горе всегда рядом
  37. Другой. Другое. О других
  38. Дружат дети всей земли
  39. Единство горы рушит…
  40. Если мы едины - сильны
  41. Жизнь в многонациональном обществе
  42. Знаете ли вы слово «толерантность?»
  43. Изучаем Международные праздники
  44. К толерантности шаг за шагом
  45. Как ужиться в этом сложном мире
  46. Книга. Культура. Толерантность
  47. Кухни народов России и мира
  48. Мир в твоем окне
  49. Мир языков – мир людей
  50. Может ли другой стать другом?
  51. Мы все такие разные, но все-таки мы вместе
  52. Мы из одной реальности
  53. Мы разные, но мы дружим
  54. Мы разные, но не чужие
  55. Народы дружат книгами
  56. Народы нашего города
  57. Наш мир мы строим вместе
  58. Непобедима страна - когда един народ
  59. Одарять друг друга непохожестью
  60. От этнической идентификации к межэтнической толерантности 
  61. Перекрестки национального искусства
  62. Поговорим на разных языках
  63. Под одним небом
  64. Познаем народы России и мира - познаем себя
  65. Права человека и толерантность
  66. Проблема: толерантность!?
  67. Радуга национальных культур
  68. Расы, народы, нации
  69. Россия для всех, кто в ней живет
  70. Семейные традиции народов разных стран
  71. Слушать и слышать…
  72. Справедливость и равенство – принципы терпимости
  73. Такие разные, а так похожи 
  74. Такое трудное слово - толерантность
  75. Твои друзья на планете Земля
  76. Толерантность – гармония в многообразии 
  77. Толерантность - дорога к миру
  78. Толерантность – объединяем усилия 
  79. Толерантность – понятие нашего времени 
  80. Толерантность – путь к миру
  81. Толерантность - путь к развитию
  82. Толерантность в нашей жизни
  83. Толерантность и культура межнационального общения
  84. Толерантность - это искусство жить в мире непохожих людей и идей 
  85. Толерантность: от теории к практике
  86. Толерантность: порок или добродетель?
  87. Толерантность: проблема или мышление нового века? 
  88. Толерантность: разные миры
  89. Уважение права быть иным 
  90. Учимся понимать других
  91. Учимся толерантности
  92. Храмы разных концессий
  93. Через книгу к миру и согласию
  94. Что делает меня частью нас
  95. Школа толерантности, школа дружбы
  96. Этнокалендарь
  97. Я в мире толерантности
  98. Я и другой 
  99. Я не хочу ненавидеть!
  100. Ярмарка этнических культур

(Источник материала: Библиотечный блог методиста «Библиомания»)

 

 

 

100 заголовков

(к мероприятиям, посвященным М.Ю.Лермонтову)

 

  1. «А он встаёт над волнами забвенья…»
  2. Великий сын России
  3. Величие Лермонтова
  4. Венок Лермонтову
  5. Взгляд  на творчество М.Ю. Лермонтова
  6. Все дышит им... 
  7. Вспоминая Лермонтова
  8. Высокое назначение
  9. Герой не нашего времени?
  10. Герой своего времени
  11. Дороги поэта
  12. Дух горы
  13. Есть имена – как солнце
  14. Жемчужина страданья
  15. Живая память о поэте
  16. Жизнь и смерть Михаила Лермонтова
  17. Загадочная судьба М.Ю.Лермонтова
  18. Знаете ли вы М.Ю.Лермонтова?
  19. Картины русской природы в лирике М.Ю.Лермонтова
  20. Книга в жизни и творчестве Лермонтова
  21. Лермонтов - наша гордость
  22. Лермонтов - поэт, писатель, драматург
  23. Лермонтов в настоящем и будущем
  24. Лермонтов в споре с судьбой
  25. Лермонтов и его эпоха
  26. Лермонтов и наше время
  27. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества
  28. Лермонтов: знакомый и незнакомый
  29. Лермонтовиана
  30. Лермонтовская карта России
  31. Лермонтовские вершины
  32. Лермонтовские места на карте Родины
  33. Лермонтовские места России
  34. Лермонтовское наследие
  35. Лермонтовское созвездие
  36. Личность и судьба поэта
  37. Любовь в жизни Лермонтова
  38. М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников
  39. М.Ю. Лермонтов - наша гордость
  40. М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба
  41. М.Ю. Лермонтов: ожившие страницы
  42. Многогранность поэтического таланта
  43. Моё любимое лермонтовское стихотворение
  44. Мой Лермонтов
  45. Музы Лермонтова
  46. Музыка его сердца
  47. Мятежное сердце поэта
  48. Мятежный гений
  49. Мятежный гений вдохновенья
  50. Мятежный парус Лермонтова
  51. Над Лермонтовской строкой
  52. Нам дороги его творенья
  53. Наследие великого поэта
  54. Настигая своенравный гений
  55. Не угаснет свет его стихов
  56. Неведомый избранник
  57. Невольник неба
  58. Невольник чести
  59. Недопетая песня России
  60. Неповторимый мир
  61. Память о Лермонтове
  62. Певец свободы
  63. Перед лицом природы и судьбы
  64. Перечитывая Лермонтова
  65. Пленник Кавказа
  66. По лермонтовским местам
  67. По следам великого поэта
  68. Постижение Лермонтова
  69. Поэзии чудесный гений
  70. Поэзия тревожной мысли
  71. Поэт гордой и мятежной юности
  72. Поэт трагической судьбы
  73. Поэт, драматург, офицер
  74. Природа в стихах Лермонтова
  75. Ранняя зрелость души
  76. Родник судьбы поэта
  77. Светлое имя поэта
  78. Своенравный гений 
  79. Слово о Лермонтове
  80. Современен ли Лермонтов сегодня
  81. Страницы жизни русского поэта
  82. Страницы книг М.Ю.Лермонтова
  83. Страницы мятежной жизни
  84. Страницы прошлого читая…
  85. Странная судьба Лермонтова
  86. Судьба и творчество поэта
  87. Судьба поэта
  88. Сын Отечества
  89. Сын русской вечности
  90. Тайна гибели  Лермонтова 
  91. Тайна жизни и гибели Лермонтова
  92. Тайна Лермонтова
  93. Там, где бывал Лермонтов
  94. Тарханская пора
  95. Тарханские дали
  96. Тарханы: отзвуки детства
  97. Тропа к  Лермонтову 
  98. Что значит Лермонтов для нас?
  99. Что мы знаем о Лермонтове
  100. Этюды о Лермонтове

Нетрадиционные книжные выставки

     Нетрадиционные формы книжных выставок появились в библиотеках в последние десятилетия. Учитывая возрастающие потребности и все более разнообразные интересы читателей, библиотекари стремятся сделать выставки более интересными и привлекательными. Для этого используются самые разные приемы. Те из них, которые получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются. Так, в последние годы в библиотечной практике широко используются следующие нетрадиционные формы книжных выставок:

 • книжная выставка-дискуссия;

 • книжная выставка-словарь;

 • выставка одной книги (журнала, газеты, публикации);

 • выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-конкурс;

• выставка-игра, выставка-лото

 • выставка-диалог:

 • выставка-хобби,

 • выставка-экспозиция (выставка-мастерская, выставка-ателье, выставка-кладовая, выставка-огород);

 • выставка-размышление;

 • выставка-признание;

 • выставка-символ;

 • выставка-досье (литературное досье читателя),

• выставка-бенефис читателя и т.д.

     Что представляет собой книжная выставка-дискуссия? Цель книжной выставки-дискуссии — вызвать у читателей желание поспорить, подискуссировать, высказать свое мнение по какому-либо вопросу или теме. Для этого на выставке должна быть представлена литература, освещающая данную проблему с разных точек зрения. Чаще всего выставки-дискуссии посвящают какой-то персоне, историческому или политическому лицу, деятельность которого нельзя оценить однозначно, или какой-либо теме, проблеме, на данный момент не решенной.

     Пример персональной выставки-дискуссии: «Космические пришельцы: за и против»

Разделы:

1. «Да, они действительно прилетают!»

2. «Нет, они существуют лишь в нашем воображении».

Цитата:

Есть многое на свете, друг Горацио,

Что и не снилось нашим мудрецам.

В. Шекспир

Или: «Истина где-то рядом».

Цель выставки — заинтересовать читателей загадочными и порой необъяснимыми явлениями, познакомить с разными точками зрения на них, вызвать желание поразмышлять на эту тему, высказать свое мнение.

     Для чего в библиотеках оформляется книжная выставка-словарь? Цель этой выставки — объяснить значение каких-либо терминов и понятий, а также представить дополнительную информацию о них. Могут быть выбраны самые разные понятия и термины — экономические (инфляция, дефолт), политические (инаугурация, импичмент), искусствоведческие, литературоведческие и др.

     Названиями разделов выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на отдельных листах бумаги так же, как цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную информацию об этих понятиях.

     Пример книжной выставки-словаря: «Из копилки деда Литературоведа». Цель выставки — объяснить значение некоторых литературоведческих терминов, познакомить с интересными материалами, раскрывающими их содержание, которые помогут подготовить устное сообщение для урока литературы, написать сочинение, реферат.

Разделы:

1. ПРОТОТИП — реальное лицо, послужившие автору для создания литературного героя, образа, типа.

2. Псевдоним — выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает свое произведение.

3. Пародия — комический образ художественного произведения, стиля, жанра.

4. ПЛАГИАТ — литературное воровство, публикация чужого произведения или его части под своим именем.

     Как правильно оформить выставку одной книги? Цель - заинтересовать читателей какой-то определенной книгой, достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует более глубокому ее пониманию.

     Это может быть следующая информация:

• об авторе книги, его жизни и творчестве;

• об истории создания книги;

• о прототипах героев произведения, их судьбе;

• литературный анализ произведения, высказывания о нем критиков и писателей;

• рассказы известных людей и читателей библиотеки о роли этой книги в их жизни;

• об экранизации произведения; рассказы режиссера и актеров о работе над фильмом и др.

     На выставке также могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций, ноты, кассеты с записью музыки к фильмам и т.д.

     Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть классика — прошлых веков и современная. Или краеведческая книга.

     Зачем в библиотеках оформляют «выставки забытых книг»? Правильнее было бы назвать их — «выставки незаслуженно забытых книг». Задача таких выставок — напомнить о хороших художественных и научно-популярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются популярностью у читателей. Особенно велико значение этих выставок для читателей-детей. Многие из них читают современную детскую литературу и совсем не знают книг, которыми зачитывались их родители.

     Выставку можно так и назвать — «Любимые детские книги наших пап и мам» или «Эти книги читали наши бабушки». Такие выставки очень актуальны не только потому, что способствуют взаимопониманию поколений. Они помогают вернуть современным детям так необходимые для их развития книги нравственно-этической направленности — произведения Владимира Железникова, Владислава Крапивина, Юрия Яковлева, Альберта Лиханова, Анатолия Алексина.

     Что представляет собой книжная выставка-диалог? Книжная выставка-диалог — это заочный разговор, ‘заочное общение читателя и библиотекаря. Читатели задают вопросы, библиотекари отвечают на них с помощью книг.

     Организации выставки предшествует большая подготовительная работа. Примерно за месяц до ее оформления рядом с кафедрой выдачи можно поставить склеенный из плотной бумаги тетраэдр, (треугольную пирамиду). На двух гранях написать обращение к читателям: 

«Уважаемый читатель! Вас волнуют сотни вопросов, на которые Вы не можете ответить сами: о дружбе, о любви.... Об этом и о многом другом Вам поможет узнать книжная выставка «Жизнь ставит проблемы». Вы можете письменно, не указывая своего имени, задать вопросы, интересующие Вас. Мы постараемся найти на них ответы в книгах и журналах».

     На третьей грани тетраэдра можно прорезать щель, куда читатели будут опускать записки с вопросами. Рядом с пирамидой положить бумагу и карандаш. Все вопросы библиотекари читают, объединяют похожие, затем подбирают литературу, в которой содержатся ответы на них. Отобранные источники располагаются на выставке по разделам, названиями которых становятся вопросы, заданные читателями.

     Выставка-диалог наиболее эффективна в работе с читателями-подростками и юношеством, которые в силу возрастных психологических особенностей не могут задать интересующие их вопросы библиотекарю устно. Темы для таких выставок могут быть самые разнообразные — дружба, любовь, межличностные отношения подростков со сверстниками, родителями, учителями, курение, алкоголизм, наркомания.

Пример:  выставка - диалог "Экология: тревоги и надежды".

Цитата:

Я  сорвал цветок и он завял.
Я  поймал жука и он умер.
И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте
Можно лишь сердцем…

Рубрики:

Планета в опасности?

Жалобная книга леса.

Ты в ответе за всех, кого приручил…

Вместе жить или вместе умереть? /Тревоги родного края/

Экология души /Возвысим душу до добра/.

     В каких случаях лучше использовать в библиотеке книжную выставку-викторину и книжную выставку-кроссворд? Цель этих выставок — стимулирование интереса читателей-детей к чтению книг по какой-то теме, проблеме. Поскольку мотивация и желание изучать какую-либо тему у многих детей слабы или вовсе отсутствуют, на помощь библиотекарю приходит книжная выставка-викторина. Часто она играет роль своеобразного «пряника», которым библиотекарь «приманивает» детей к чтению определенных книг.

     Методика разработки этой выставки аналогична тематической. Отличие здесь в том, что библиотекарь составляет вопросы, ответы на которые дети найдут в книгах, представленных на выставке. Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на выставку.

     Можно подойти к оформлению творчески. Например, разработать выставку-викторину «Чудо-дерево Корнея Чуковского». Из природного материала, картона, бумаги сделать «чудо-дерево» и поместить его между двумя выставочными стеллажами, на которых представлены разные издания книг Чуковского и информация, о писателе. Из ватмана, цветной бумаги вырезать листочки, написать на них вопросы викторины и прикрепить к веткам «чудо-дерева». Самых активных читателей, правильно ответивших на все вопросы викторины, обязательно поощрить после подведения итогов.

     Аналогично оформляется книжная выставка-кроссворд, только вместо вопросов викторины составляется кроссворд, который ребята разгадывают с помощью книг, представленных на выставке.

     Чем отличается от других выставка-конкурс? Цель — не только стимулирование интереса к чтению, но и воспитание культуры чтения. Конкурс, как правило, состоит из нескольких этапов, на каждом из которых детям предлагается выполнить разные задания. Вначале задания сравнительно просты: прочитать книги с выставки, ответить на вопросы. На следующих этапах задания усложняются, приобретают творческий характер — нарисовать иллюстрацию, написать отзыв, сочинение, рассказ, реферат по теме выставки, изготовить поделку, самодельную книгу и тд. Вся информация о конкурсе должна быть представлена на выставке. Работы всех участников (или призеров и победителей конкурса) после подведения итогов экспонируются на этой или специальной выставке (например, «Мы рисуем сказку»).

     Что такое выставка-хобби? Хобби в переводе с английского — увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. Кто-то из наших читателей коллекционирует пуговицы, кто-то прекрасно вышивает или выжигает по дереву, а кто-то с увлечением строит из спичек макеты соборов и церквей. С согласия и с помощью читательницы, увлекающейся бисероплетением, можно оформить в библиотеке выставку «Бисерная сказка». На выставке будут представлены книги и статьи по истории и технологии бисероплетения, различные изделия из бисера, выполненные читательницей, ее советы начинающим мастерицам.

     Вместо цитаты можно поместить высказывание читательницы о роли и значении этого увлечения в ее жизни. Уместны будут на выставке фотографии мастерицы за своим любимым рукоделием и некоторые ее биографические данные.

     Интересной получится выставка-хобби читателя, увлеченного какой-либо личностью, темой, проблемой (например, творчеством Виктора Цоя) и собирающего материал по этой теме. С его помощью мы можем оформить выставку, на которой представим материалы и документы из личной коллекции читателя. Информация об этом обязательно должна быть на выставке, а читатель может проводить у выставки беседы. Ограничений при выборе читателя, увлечение которого мы представляем на выставке-хобби, нет. Это может быть читатель-ребенок, его родители, бабушка, дедушка, может быть и сам библиотекарь, а может — целая семья.

     В последнее время в библиотеках большой популярностью пользуются книжные выставки, создаваемые совместно читателем и библиотекарем. Подобные выставки — результат высокого уровня их отношений. С одной стороны, таким способом библиотекарь благодарит читателя за многолетнее сотрудничество с библиотекой, с другой — показывает читателям, какой интересной личностью можно стать, каких творческих высот достичь, если любить книгу и активно посещать библиотеку.

     К таким выставкам относится и выставка-досье («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра...» и т.д.). Здесь обычно представлены любимые книги нашего читателя, его портрет, автобиография, ответы на вопросы анкеты, высказывания о роли книги и библиотеки в его жизни, а также отзывы, мнения, впечатления о прочитанных книгах, советы и рекомендации другим читателям. Особенно интересной для читателей-сверстников будет выставка-досье читателя-подростка. Именно в этом возрасте главную роль в выборе книг для чтения играет мнение сверстников, а не взрослых.

     Сегодня в детских библиотеках активно используется такая наглядная форма, как книжная выставка-игра. Ее цель — привлечение к книге и чтению через игру. Например, «Почитаем — поиграем», «Читаем, мастерим, играем», «Любимые книжки — любимые игрушки» и т.д. Сначала такие выставки оформляли в основном для дошкольников и младших школьников. На выставку рядом с книгами помещали игрушки, изображающие героев книг.

     У большинства детей этого возраста техника чтения еще слабая. Они быстро устают от чтения, и тогда, могут взять игрушки с выставки и разыграть с ними только что прочитанные ситуации, а также придумать свое продолжение. Это не только помогает ребенку отдохнуть от чтения, но и способствует воспитанию культуры чтения.

     С помощью такой выставки можно провести в библиотеке «литературные прятки». Перед началом игрушки с выставки необходимо убрать на другой выставочный стеллаж или стол. Во время игры библиотекарь задает вопросы. Ребенок, угадавший, о каком герое идет речь, называет его имя, автора и название книги. Затем он подходит к стеллажу с игрушками, находит отгаданного героя и ставит его рядом с книгой на выставку. Литературные прятки заканчиваются, когда последняя игрушка занимает свое место рядом с книжкой.

     В последние годы в детских библиотеках заметно увеличилось число посетителей-детей, которые не любят и не хотят читать, а в библиотеку приходят потому, что там уютно, тепло, светло, и пускают бесплатно. Как правило, это дети из неблагополучных семей, которым просто некуда больше идти. Такие дети с удовольствием играют в настольные игры в специально оборудованном уголке-игротеке, просматривают журналы, комиксы. Книжная выставка-игра поможет библиотекарю привлечь таких детей к чтению, заинтересовать книгой.

     Книжная выставка-экспозиция — это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причем предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Например, можно оформить выставку-экспозицию «Съедобная рассыпуха» в форме русской печи, используя для оформления старинные чугунки, глиняную посуду, вышитые полотенца, домотканые половички. На широкой деревянной скамье у «печки» разместить плетеные корзины, в которые положить книги, рассказывающие читателям об особенностях культуры и быта русского народа. На одну из корзин прикрепить название «Лукошко рецептов», а саму корзину заполнить книгами с рецептами русской кухни.

     Сверху можно повесить плакат-призыв: «Сам себе состряпай блюдо, кушай — хорошо иль худо». На лежанку печи положить куклу — домовенка Кузю, а около него — сундучок с кулинарными загадками. Над сундучком — надпись: «Шевелись, не уставай и загадки отгадай!»

     Для читателей, желающих проверить свои знания блюд русской кухни, можно разработать кроссворд «Вкуснятина!» Такая выставка-экспозиция привлечет внимание многих читателей и будет полезна не только детям, но и взрослым. Около такой выставки можно проводить интересные беседы, громкие чтения, библиографические обзоры, викторины, детские утренники и праздники. Уместно будет использовать при этом элементы кукольной театрализации. Например, домовенок Кузя может «ожить», слезть с лежанки и пригласить детей и взрослых к себе в гости, на праздник «В гостях у домовенка Кузи», на котором он будет главным действующим лицом.

     Можно разработать и оформить интересную выставку-экспозицию, посвященную собакам. Назвать ее — «Сто друзей ста мастей» или «О тех, кто лает». Из фанеры или картона «построить» собачью конуру, рядом с ней «посадить на цепь» собачку (мягкую игрушку).

     Другая собачка может «охранять» ящичек с книгами о собаках, третья — предлагать читателям зоокроссворд.

     Кроме книг, статей из газет и журналов, на выставке можно представить настенные календари, календарики и открытки с изображением собак, детские поделки и рисунки. Для оформления книжной выставки-экспозиции могут быть использованы самые разные, порой неожиданные материалы. Например, фотообои с изображением красивого осеннего леса.

     Оформленная на этом фоне выставка «Осенняя симфония» произведет приятное впечатление на читателей библиотеки, привлечет их внимание к представленным материалам.

     Книжная выставка-ателье является разновидностью выставки-экспозиции. Здесь мы не только представляем книги и журналы для умеющих или желающих научиться шить, но и воссоздаем уголок мастерской-ателье. В этом нам помогут различные атрибуты и инструменты портных: манекен, ножницы, портновские линейки и лекала, лоскуты и нитки, швейная машинка (можно игрушечная), пуговицы и др.

     Циклы книжных выставок целесообразно использовать в библиотеках в том случае, если выбранная тема очень обширна и требует поэтапного раскрытия. Традиционным для библиотек, обслуживающих детей, может стать цикл экологических книжных выставок «Времена года», состоящий из четырех сменяющих друг друга выставок:

1. «Ура! Пришла весна - красна!»

2. «Опять смеется лето».

3. «Осень — рыжая подруга».

4. «Зимняя сказка».

     Интересным и познавательным для детей будет цикл выставок «Биография вещей» или «Необыкновенные истории обыкновенных вещей», который может включать в себя выставки, посвященные самым разным предметам и вещам, например:

• «Шапочное знакомство» (о головных уборах);

• «Два сапога — пара» (об обуви);

• «Гвоздь программы» (о гвоздях);

• «Пуговицы — предмет необходимый» и т.д.

     Лучше планировать цикл выставок на год, выделив для них определенное место в библиотеке. Если выставки данного цикла пользуются успехом у читателей, можно продолжить его в следующем году. Циклы книжных выставок позволяют предоставлять необходимую информацию регулярно и систематически.

 Календарь-2014. 65 лет Харуки Мураками

12 января 1949 г. родился японский писатель Харуки Мураками, автор бестселлеров "Охота на овец", "Дэнс, дэнс, дэнс", "К югу от границы, на запад от солнца", "Подземка", "Норвежский лес", "1Q84" и других. Это писатель, открывший Японию и ее жителей для всего мира, обладатель многих литературных премий. 

 

Темы произведений многообразны, но можно выделить несколько основных:

 

  • разрушение традиций японского общества;
  • музыка;
  • еда;
  • любовь и смерть.

 

Пять цитат о себе Харуки Мураками

 

"Сочинять музыку и писать романы - это замечательное право, подаренное человеку, и в то же время великий долг."

"Конечная цель, которой я добиваюсь в романах, кроется в романе Достоевского "Братья  Карамазовы".

"То, что интересует меня - это некая живая тема темноты внутри человека".

"Возможно, что в пору быстрой смены ценностей написанное мною случайно пришлось по душе многим читателям [в России]".

"Лично для себя я нахожу удовольствие в занятиях спортом каждый день и в коллекционировании старых джазовых пластинок".

 

 

Пять цитат о Харуки Мураками от других

 

"Искать дорогу в постоянно изменяющемся мире, не теряя своей оригинальной мелодии — вот джаз Мураками, и нет смысла требовать от джаза практической полезности. Джаз существует для джаза. Как дзэн — для дзэна. Как и каждый из нас — для себя самого" (Д.Коваленин)

 

"...Мураками не столько врач, сколько боль. Но боль-то настоящая..." (Е.Ермолин)

 

"Обсуждая страстную любовь отечественного читателя к текстам Харуки Мураками с друзьями, автор этой статьи сдуру предположил, что любовь эта — поколенческая, «для тех, кому до...», так сказать. И, как следовало ожидать, развязалась увлекательная дискуссия: что следует поставить вместо многоточия? Мир не без добрых людей, подсказали: «для тех, кому до фени». Для тех, кому все по фигу, иначе говоря.

Все по фигу, да. Все, кроме экзистенциального ужаса да метафизической тоски. Но кроме этих двух чудищ, которые с удовольствием питаются нами, дураками, читающими Мураками, и нет ничего" (Макс Фрай)

 

"При чтении его прозы возникает чувство, будто разглядываешь мастерски выполненный фотоколлаж из фрагментов реальности вперемежку со сновидениями, а в ушах постоянно звучат, переплетаясь друг с другом, фразы музыкальных произведений" (Д.Коваленин)

 

"Весь этот «новый экзистенциализм» Харуки Мураками и его инфантильных персонажей -- одна сплошная попытка вернуться в детство, «родиться обратно»"  (М.Немцов)

 

10 цитат из книг Харуки Мураками

 

"Человек поймет другого, когда придет соответствующее время, а не потому, что этот другой захочет, чтобы его поняли".

"Норвежский лес"


"Будешь читать то же, что и остальные — начнешь думать как все".

"Норвежский лес"


"Если ты четко знаешь, чего хочешь – живи как тебе нравится, и неважно, что там о тебе думают остальные".

"Дэнс, дэнс, дэнс"


"... ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги... все твои контакты с миром вокруг оборвутся... поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать... выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой... а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели... так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ..."

"Дэнс, дэнс, дэнс"


"Все, что ты знаешь обо мне, — не больше, чем твои же воспоминания!"

"Охота на овец"


"Страдание – личный выбор каждого".

"О чем я говорю, когда говорю о беге"


"На самом-то деле сильных людей нигде нет – есть только те, которые делают вид".

"Слушай песню ветра"

 

"В конце концов человеку ничего не остается - только справляться с этой жизнью в одиночку". 

"Мой любимый sputnik"


"Деньги надо тратить, не думая при этом, приобретаешь ты или теряешь. А энергию — беречь на то, чего нельзя купить за деньги".

"Хроники Заводной Птицы"

 

"Была бы цель поставлена - а цепочка проб и ошибок сама приведет к желаемому результату". 

"Дэнс, дэнс, дэнс"

 

 

 

Уважаемые посетители! Все возникающие вопросы можно отправить по адресу: bibl.zivil@mail.ru

Skype: bibl.zivil

 Яндекс.Метрика

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика