ПОЛЕВОСУНДЫРСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

                              Официальный сайт

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Регионы проживания чувашей

Иркутская область

1. Иркутский областной чувашский культурный центр «Юлташ».
Центр «Юлташ» создан 23 декабря 1990 года. Зарегистрирован центр 31 октября 1991 г. отделом юстиции Иркутского облисполкома.
Количество членов центра – 120 человек.
Руководитель – Романов Михаил Мефодьевич, пенсионер
Заместитель – Ломоносов Аркадий Иванович, пенсионер
Основные формы работы центра – регулярные встречи в дни празднований всероссийских и чувашских праздников, чествование видных деятелей чувашского народа, сохранение языка среди диаспоры, поддержание традиций и культуры чувашского народа.
2. Краткие данные о чувашской диаспоре в регионе:
1. Братский - 325
2. Жигаловский – 134
3. Заларинский – 161
4. Зиминский – 805
5. Иркутский – 201
6. Казачинско-Ленский – 124
7. Катангский - 36
8. Качугский – 35
9. Киренский – 74
10. Куйтунский – 741
11. Мамско-Чуйский – 49
12. Нижнеилимский – 544
13. Нижнеудинский – 326
14. Ольхонский – 5
15. Олодянский - 72
16. Тайшетский – 819
17. Тулунский – 307
18. Усольский – 132
19. Усть-Удинский – 230
20. Усть-Илимский – 100
21. Черемховский – 27
22. Чунский – 324
23. Аларский – 76
24. Баяндаевский – 24
25. Боханский – 86
26. Нукутский – 42
27. Осинский – 26
28. Эхирит-Булагатский – 17
29. Бодайбинский – 21
30. Усть-Кутский – 100
31. Падунский – 389
32. Усть-Ордынский округ – 271
В городах:
33. Ангарск – 613
34. Бодайбо – 50
35. Братск – 1219
36. Зима – 317
37. Иркутск – 1259
38. Нижнеудинск – 115
39. Саянск – 260
40. Тайшет – 139
41. Усолье-Сибирское - 162
42. Усть-Кут – 443
43. Усть-Илимск – 118
44. Шелехов – 225
Всего в Иркутской области проживает 11 тыс. 417 чувашей.
В с. Ново-Летники Зиминского района проводятся ознакомительные занятия с учащимися начальных классов силами энтузиастов - бывших преподавателей чувашского языка. В селах Ново-Летники Зиминского, Коновалово Балаганского районов Иркутской области отмечают Акатуй и праздник урожая.
Из сохранившихся традиционных промыслов можно отметить национальную вышивку и вязание.
Звание народный присвоен фольклорному ансамблю с. Ново-Летники, всего фольклорных ансамблей – 5, из них один детский ансамбль.
В г. Иркутске имеются памятные места, связанные с пребыванием востоковеда Никиты Яковлевича Бичурина.

 

КАЗАХСТАН

 г. Алма-Ата

Чувашский общественно-культурный центр
Адрес центра: 480096, Республика Казахстан, г. Алма-Ата, ул. Конамкулова, д.92, кв.55
Президент – Львов Николай Аркадьевич
Тел.: 327-109

 

Павлодарская область

Чувашский общественно-культурный центр Павлодарской области
Зарегистрирован 03 апреля 1995 года.
Председатель Совета центра - Федотов Василий Артемьевич
Адрес центра: Казахстан, Павлодарская область, г. Павлодар, ул. Ленина, 59, офис 401.
В Школе национального возрождения есть чувашское отделение.
При Чувашском общественно-культурном центре Павлодарской области организован и действует фольклорный ансамбль "Сеспель".

 

 

Оренбургская область

Чувашская диаспора Оренбуржья относится к группе чувашей-анатри. Формирование чувашской диаспоры в Оренбургском крае - группы чувашского населения, пространственно оторванной от своей родины, происходило следующим образом. В XVII-XIX веках чуваши вместе с русскими, татарами, мордвой и марийцами участвовали в колонизации и освоении общинных земель Оренбуржья и Башкирии. В XVII веке число чувашей-переселенцев в Оренбургском крае было незначительным. Оренбургский край начал активно заселяться с 30-х годов XVIII века. Положила начало этому Оренбургская экспедиция (1734-1744), основавшая Орск, Оренбург и около ста других укреплений по вновь создаваемой оборонительной пограничной линии. На земли, защищенные этой линией от южных кочевников, устремились из Среднего Поволжья и Центра многочисленные переселенцы разных национальностей, в том числе и чуваши. Незначительным число чувашей оставалось в Оренбуржье и в XVIII веке. Особенно быстро растет число чувашей на Урале в XIX веке. Их процент увеличивается с 0,03 от общего населения края в XVIII веке до 5,5 в XIX веке. По IV ревизии (1782) чувашей насчитывалось 504 души мужского пола и 613 женского. А в 1850 году их насчитывалось уже 58240 душ обоего пола.Чувашей, населяющих Оренбургский край, можно считать, в основном, выходцами из Казанской и Симбирской губерний, Казанского, Чебоксарского, Курмышского уездов.
Они селились по всей Оренбургской губернии, но наибольшее число их останавливалось в Бугурусланском, Бугульминском, Бузулукском, Белебеевском уездах. И сегодня чуваши компактно проживают в северных и северо-западных районах области.Миграция раннего времени носила групповой, общиннородовой характер. На новые земли выезжали, как правило, одновременно несколько семей и селились они поэтому относительно компактно. Переселенцы более поздних периодов стремились быть поближе к ранее прибывшим.
Причинами переселения чувашей в Оренбургский край были:
1) Переселение, как и других народов, в рамках правительственной политики по освоению края.
В первом выпуске сборника «Материалы по статистике географии, истории и этнографии Оренбургской губернии» за 1877 год сообщается как об одном из мероприятий освоения края, осуществленных Неплюевым, «о водворении в крае переселенцев из Казанской губернии: мордвы, вотяков, чуваш и тептерей».

2) Вольная крестьянская колонизация. Миграция происходила вследствие малоземелья и усиления феодального гнета. Крестьяне переселялись, как правило, «сами собой, без письменных видов». Среди них выдвигались инициаторы и организаторы переселения, именами которых нередко назывались новые селения. Так, деревня Микушкина была названа в честь первопоселенца 65-летнего чувашского крестьянина Микушки Охотника. Село Сидоркино Бузулукского района было основано новокрещеными чувашами, то есть принявшими христианскую веру, и беглыми русскими. Название села идет от первых ходоков - Сидоров. В 1900 году в нем был 81 двор и 481 житель.
Всего за период со II по III ревизию (1747-1765) в Оренбургскую губернию прибыло 34890 переселенцев, в том числе 9,8 тыс. чувашей.Малоземелье было одной из главных причин массового переселения крестьян из Чувашии в Уфимский, Оренбургский, Бугульминский и Ставропольский уезды Оренбургской губернии в 40-70 годах XVIII века.

3) В числе ведущих причин переселения - нежелание чувашей отказаться от своей дохристианской (языческой) религии.
Когда спустя двести лет после покорения Казани чувашей начали обращать в христианскую веру, то некоторые из них, не желая принять принудительного крещения, переселялись в Оренбургский край, покупали и арендовали земли у местных землевладельцев - волостных старшин. Исповедуя первоначально язычество, переселенцы через ряд принимаемых правительством мер все же были обращены в христианство. В.М. Черемшанский писал: «Находясь первоначально в язычестве и время от времени умножаясь новыми переселениями своих единоплеменников, они принятыми со стороны Правительства мерами обращались мало-помалу в Христианскую веру, и в настоящее время почти все исповедуют христианскую религию, чувашей-язычников немного».

4) Свою роль в переселенческом процессе сыграла и столыпинская аграрная реформа.
Частично в Приуралье и на Урал чуваши попадали по причине их вербовки на металлургические заводы и рудники.
Оказал влияние на миграцию чувашского населения и ввод в эксплуатацию в 1894 году Казанской железной дороги, проложенной по географическому центру Чувашии, а также Самаро-Оренбургской и Самаро-Златоустовской железных дорог.В «Истории Чувашской АССР» отмечается: «Чувашские крестьяне убегали и за участие в крестьянской войне под предводительством С. Разина, и от неимоверного разорения в первой четверти XVIII века, когда степень ясачных людей Чувашии увеличилась в 2-3 раза, и от принудительного крещения в середине XVIII века, и от наказаний за участие в Пугачевском восстании».

 

Республика Башкортостан

Краткие данные о расселении чувашской диаспоры

В Республике Башкортостан насчитывается 118,5 тыс. чувашей, что составляет 6,4 % от общей их численности. После Республики Татарстан это - самая многочисленная этническая диаспора чувашей, расселенная за пределами исторической родины. В научной литературе данная территориальная группа известна под названием "приуральские чуваши". На уровне бытовых контактов и взаимоотношений иногда употребляется эндо- и экзоэтноним "башкирские чуваши". Последний термин актуализируется в основном на уровне субэтнических контактов, например, при контактах чувашей Башкортостана с чувашами из других регионов страны: поволжскими, закамскими, сибирскими и т.д.На сегодняшний день чувашское население расселено в 26 районах республики, хотя и неравномерно: более всего оно сосредоточено в западных, юго-западных и центральных районах Башкортостана. Таковыми в Республике Башкортостан являются: Аургазинский (12,5 тыс. чел.), Бижбулякский (10,4), Стерлитамакский (4,9), Кармаскалинский (4,8), Белебеевский (3,9), Миякинский (3,3), Ермекеевский (2,9). Шаранский (2,6), Гафурийский (2,6), Федоровский (2,3), а также Иглинский, Куюргазинский, Уфимский, Ишимбайский, Бакалинский, Давлекановский и Чекмагушевский районы. В. последних семи районах численность чувашского населения составляет более одной тысячи человек.Районами наиболее компактного расселения чувашей в Башкортостане стали в основном три района – Бижбулякский, Аургазинский и Белебеевский, в которых доля чувашского населения по данным переписи 1989 г. составила соответственно 37,5, 32,2 и 23,8 %. В Бижбулякском районе чуваши по своей численности занимают первое место, в Аургазинском - второе (после татар), в Белебеевском - третье (после русских и татар). К ареалам сравнительно компактного очагового расселения чувашей в республике можно отнести также Стерлитамакский, Кармаскалинский, Миякинский, Шаранский и Ермекеевский районы. В этих районах доля чувашей составляет более 10 %.
В сельской местности проживают чуть более половины чувашского населения РБ (56 %), в городах - соответственно 44 %. Если сравнить эти данные с показателями по другим народам РБ, чуваши по доле го-родского населения относятся к слабоурабанизированным народам РБ, например, вместе с башкирами, марийцам и удмуртами. Процессы урба-низации среди чувашей начались сравнительно недавно - в годы ин-дустриализации 30-40-х гг. XX в. Тем не менее наиболее стремитель-ными по темпам развития эти процессы стали только в послевоенные, особенно в 1960-1970 гг., когда доля чувашей-горожан выросла с 16 % в 1959 г. до 24,5 % в 1970 г. и до 34 % в 1979 г. Для сравнения, в 1939 г. удельный вес чувашей, проживавших в городах, составляла 5 %, а в 1926 г. и того меньше - всего 1 %. Темпы урбанизации в составе чувашей Башкортостана за последние десятилетия остаются стабильно высокими. Это говорит о том, что своего пика процесс урбанизации чувашей еще не достиг и следует ожидать дальнейшего увеличения доли чувашей, связавших свою жизнь с городом.Наиболее многочисленные группы чувашей-горожан сосредоточены в Уфе (12,3 тыс.), Стерлитамаке (12,2), Белебее (6,0), Салавате (3,7), Мелеузе (2,8), Октябрьском (2,4), Кумертау (2.3), Туймазах (1,3), Ишимбае (0,8), а также в поселках Приютово и Новомихайловка. Как видно из приведенного обзора, география городского расселения чувашей прозрачно коррелируется с сельским расселением. То есть чуваши живут преимущественно в городах, расположенных в зоне их сельского расселения.В силу относительно недавнего начала урбанизационных процессов и их незавершенности, чуваши ни в одном городе РБ не составляют абсолютного большинства, например, как русские. Тем не менее сравнительно компактные очаги чувашского расселения активно формируются в Белебее, Приютово, Аксакове (более 10 %), Мелеузе и Стерлитамаке (около 8 %). В столице республики - г. Уфе, несмотря на значительную численность проживающего в нем чувашского населения, их доля незначительна и составляет всего 1,1 %.

 

Республика Молдова

 

1. Чувашская Община Республики Молдова.

Создана 5 октября 1996 г. Зарегистрирована 9 декабря 1996 г. Министерством юстиции Республики Молдова. Община аккредитована при Департаменте национальных отношений и функционирования языков при Правительстве Республики Молдова.
Юридический адрес: 2009, РМ, г. Кишинев, ул. Матеевича, 109/1,тел.: 24-22-36, факс 24-36-10
Всего 126 членов Общины.Председатель Общины – Соловьев Юрий Михайлович, Департамент национальных отношений и функционирования языков при Правительстве Республики Молдова, энергетик, тел.: 76-34-07, 24-22-36, www.chuvash.ngo.mdЗаместитель – Кассиров Сергей Александрович, артменеджер, т.56-01-38
Председатель Бельцкого филиала – Гуцу Тамара Дмитриевна, тел.: (231) 3-0-35
Основные формы работы Общины: конференции, собрания, культурно-массовые мероприятия, социальная и гуманитарная помощь, содействие членам Общины в различных сферах деятельности. Община подготовила и выпустила брошюру «Чуваши в Молдове», где отражены некоторые вехи исторического становления чувашей как древнего народа, современная жизнь чувашей в Молдове, показаны научные и экономические и другие связи Чувашии и Молдовы

2. Расселение чувашской диаспоры:

По последней переписи населения в 1989 г. в Молдове зарегистрировано около 2000 чувашей. В настоящее время свыше 100 человек вступили в Общину. Чуваши в Республике Молдова расселены следующим образом: г. Кишинев – 542 чел., г. Бельцы – 74 чел., г. Тирасполь – 33 чел., другие районы республики – 1320 чел. (расселены некомпактно).
3.Сферыиспользованиячувашскогоязыка:
-в быту – многие;

- во время проведения мероприятий – немногие.

4. Изучением чувашского языка, истории, культуры и искусства чувашской диаспоры в Молдове занимается Институт национальных меньшинств Академии наук Молдовы (тюркские народы).
5. Община отмечает

:- День Чувашской государственности;- юбилейные даты известных деятелей Чувашии и России;
-Акатуй, Рождественские праздники и дни чувашской культуры. Мероприятия, проводимые Чувашской Общиной, способствуют сплачиванию и духовному единению чувашской диаспоры в Молдове, сохранению культуры и традиций чувашского народа.

 

Самарская область

 

Краткие сведения о расселении чувашской диаспоры в регионе:

В Самарской области по переписи 1989 года насчитывается 118 тыс. чувашей, это вторая по численности этническая группа после русских. В городах они расселены в следующем соотношении: г. Самара - 19 тыс., г. Тольятти - 11 тыс.
Чуваши в основном проживают компактно в северных, северо-восточных районах Самарской области - Шенталинском, Челно-Вершинском, Исаклинском, Кошкинском, Клявлинском, Похвистневском районах. Есть чувашские села в Борском, Ставропольском, Шигонском, Сызранском районах.

Сведения о владении языком своей национальности чувашской диаспорой

Подавляющее большинство чувашей Самарской области владеет чувашским языком.

Сфера использования чувашского языка:

-в быту подавляющее большинство

-во время проведения различных мероприятий немногие

-на работе немногие

Перечень имеющихся в регионе научных и учебных учреждений, занимающихся изучением чувашского языка, истории, культуры и искусства чувашской диаспоры:

1. Лаборатория по проблемам традиционной культуры народов Поволжья Самарского государственного педагогического университета.

2. Кафедра этнографии Самарской государственной академии искусств.

3. Кафедра языков народов Поволжья СамГПУ.

В регионе есть отдельные ученые и любители-энтузиасты, занимающиеся работой по изучению и сохранению , систематизации и описанию чувашской народной культуры (обычаев, обрядов, традиций):
1. Ягафова Е.А. - доцент СГПУ, кандидат исторических наук, автор книги "Самарские чуваши".
2. Осипова Н.П. - гл. специалист Департамента по социальной политике Администрации Самарской области.
3.Егоров В.И. - любитель-краевед, житель с. Бор-Игар Клявлинского района.

4.Симаков В.Е. - корреспондент газеты "Самар Ен"

5.Якупова Д.И. - жительница с. Стюхино Похвистневского район

6.Ижмуков Н.И. - директор средней школы с. Стюхино Похвистневского районаПрактически в каждом селе действует краеведческий музей и работают краеведы-энтузиасты.

Сведения об изучении в школах чувашского языка и литературы

В настоящее время в 15 сельских районах Самарской области работают 84 школы с контингентом учащихся чувашской национальности. Чувашский язык изучается в 50 школах: в 40 - как предмет, в остальных - факультативно. В области работают воскресные школы: школа № 62 г. Самары, № 141 Промышленного р-на, 2 школы в селах Челно-Вершины и Шентала.
Традиционные народные праздники (календарные, аграрные, промысловые, общинные и т.д.) отмечаемые в чувашских селениях:

Практически все сельское чувашское население области проводит традицион-ные чувашские праздники:
Новыйгод-Çĕнĕçул/сурхури

Масленица – Çăварни

Пасха - Мункун

АкатуйУяв/вăйă (с конца мая по 12 июля) Кĕрхи сăра
Некрещеные чуваши, проживающие в 8 селениях области проводят похоронно-поминальные обряды юпа, çурта, а также ежегодные моления ял чỹк, самар чỹк, в иные сроки отмечают пасху, калăм кун, мункун, сĕрен, çимĕк и другие традиционные праздники.

Виды сохранившихся традиционных народных промыслов и ремесел у чуваш.
- ткачество, деревообработка, изготовление деревянной утвари, валяние обуви, плотницкий, кузнечный.
Число клубных и библиотечных учреждений, находящихся в чувашских селениях региона. Состояние их материальной базы.

Практически в каждом чувашском селе имеется ДК. Однако, материальная база большинства из них не удовлетворяет современным требованиям: отсутствуют аппаратура, костюмы у творческих коллективов и т.д.
Сведения о кадрах клубных и библиотечных работников чувашских сел, владеющих чувашским языком, и проводящих мероприятия народном языке.

1. Заслуженный деятель культуры РФ - Елена Ивановна Артюкова-Шепталова - работает в Шенталинском РДК, руководитель чувашского фольклорного ан-самбля "Улах" с. Туарма.
2. Заслуженный работник культуры ЧР - Анчиков Николай Васильевич, начальник отдела культуры Шенталинского района.
3. Заслуженный работник культуры ЧР Измайлова Нина Никандровна, руководитель чувашского народного ансамбля "Телей"
Сведения о фольклорных коллективах

Наименование фольклорных коллективов, имеющих звание "народный"
-Народный ансамбль "Улах" с. Туарма Шенталинского район
-Народный ансамбль "Терекель" с. Рысайкино Похвистневского района
-Народный театр с. Стюхино Похвистневского района
Шенталинский район:-Народный ансамбль "Улах", с. Туарма-Ансамбль чувашской песни , д. Баландаево
-Фольклорный детский ансамбль "Чекесь" д. Четырла
Исаклинский район:-Ансамбль чувашской песни "Солкусь" с. Б. Микушкино
Красноярский район:-Ансамбль "Уяв" с. Красный Яр Похвистневский район:
-Народный театр с. Стюхино- Ансамбль «Терекель» д. Рысайкино
г.Тольятти:- Ансамбль чувашской песни "Телей"г. Самара:- Фольклорный ансамбль "Самар ен"- Детский фольклорный ансамбль "Солкусь"В проводимых периодически в Самаре областных фестивалях чувашской песни, кроме вышеназванных ансамблей, участвуют коллективы художественной самодеятельности из многих чувашских сел и деревень Кошкинского, Клявлинского, Челно-Вершинского, Исаклинского районов.
Сохранность среди чувашского населения языческой веры
На сегодняшний день в 7 деревнях Самарской области сохранились немногочисленные приверженцы старой чувашской веры, так называемого "язычества" или "Сартăш тĕнĕ": в деревнях Старо-Ганькино и Рысайкино Похвистневского района, д. Чувашское Урметьево Челно-Вершинского района, в д. Ерандаево Кошкинского района, в некоторых чувашских селах Клявлинского района (Ерилкино, Березовая поляна). Но наиболее сильны старые традиции в д. Ст. Афонькино Шенталинского района. Здесь до сих пор проводят обряды ЧỸК, УЧУК (полевое моление с жертвоприношениями), САМАР ЧỸК, проводят юпа, поминальные обряды . В этих деревнях сохранились "юпа" - столбы на могилах некрещенных чувашей. А в некоторых до сих пор их устанавливают.
В 1998 г. ГТРК " Самара" совместно с отделом по делам национальностей департамента по социальной политике Администрации Самарской области сняли 10-минутный фильм об одном их традиционных праздников некрещенных чувашей д. Ст. Афонькино.

 

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Санкт-Петербург и Чувашия имеют давние исторические связи. Уже в начале 17 века по указам Петра I служилые люди из чувашских селений приволжских губерний России привлекались к строительству северной столицы. Они работали на заготовке и подвозке стройматериалов, на прокладке каналов, дорог, выполняли другие тяжелые работы в центре города, на острове Котлин, в Петергофе.
По первым же лесным законам (1703-1705 гг.) императора-реформатора и последующим его указам для обеспечения потребностей нового российского флота в стройматериалах, все ценные дубовые и сосновые леса Чувашского края вдоль рек Волги, Суры, Алатыря и др. были выделены в заповедные, так называемые "корабельные рощи" и приписаны Санкт-Петербургскому Адмиралтейству.
В 1718 году после создания регулярной армии служилые чуваши в количестве до 5 тысяч человек были приписаны к разработке корабельных лесов (их называли "приписными" или "лашманами".) Они заготовляли сосновый, "мачтовый" лес и дубовые кряжи для кораблестроения, вывозили их к пристаням и сплавом доставляли на судостроительные верфи Санкт-Петербурга. Наиболее опытные мастеровые люди работали плотниками и столярами по строительству судов.В 18-19 и начале 20 веков из Чувашского края отправляли в Петербург и оттуда за границу муку, хлебное вино, хмель, мед, воск, кожу, канат, изделия деревообработки, колокола и т.д. Особой популярностью пользовалась чувашская дубовая клепка для винных бочек, которая в большом количестве ежегодно вывозилась в Петербург, а также во Францию, Германию, Грецию и другие страны.В Санкт-Петербурге - крупнейшем центре культуры и науки в России получили образование, творили, оставили свой след в истории города и страны выходцы из Чувашии.
Среди них, известный архитектор 18 века Петр Егорович Егоров (1731-1789) - один из авторов проекта Мраморного дворца и знаменитой ограды Летнего сада - шедевра мирового архитектурно-декоративного искусства. Другой знаменитый чуваш, судьба которого тесно связана с Санкт-Петербургом - выдающийся ученый-востоковед Никита Яковлевич Бичурин-отец Иакинф (1777-1853). Н.Я. Бичурин в 1828 году был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук в Петербурге, а в 1831 году - действительным членом Азиатского Общества в Париже. Ученый с мировым именем, основоположник теории корабля Алексей Николаевич Крылов (1863-1945) - уроженец села Висяга Алатырского уезда (ныне деревня Крылово Порецкого района Чувашии). Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии наук с 1916 г. Крылов А.Н. - автор крупных работ по теории устойчивости корабля, по артиллерии, механике, математике, астрономии и т.д. В 1908-1910 гг. Крылов был Главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета. С 1927 года - директор Физико-математического института АН СССР. Его имя присвоено одной из улиц в Приморском районе Санкт-Петербурга и НИИ морского флота и вооружения в Санкт-Петербурге.Тесные контакты с Санкт-Петербургом имел великий чувашский просветитель, известный деятель культуры и народного образования Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930). В 1876 году И. Яковлев, как крупный специалист по так называемому "инородческому вопросу", участвовал в работе III Международного съезда ориенталистов в Петербурге. Летом 1905 года Яковлев как один из разработчиков "Правил обучения детей в нерусских школах России" был удостоен высочайшей аудиенции Николая II в Александровском дворе Царского Села.
Первым чувашем, получившем профессиональное художественное образование в высшем училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1916 г., стал уроженец с. Тарханы Буинского уезда (ныне Батыревского района), выпускник Яковлевской учительской школы А.А. Кокель. После революции ему присвоили звание народного художника Чувашии.
До 1917 года выпускниками Высшего училища при Академии художеств в Петербурге стали также талантливые чувашские художники М.С. Спиридонов, Н.Я. Сверчков. Первый в России Санкт-Петербургский университет окончил крупный ученый по чувашскому языку и грамматике В.Г. Егоров - доктор филологических наук, профессор, академик АПН СССР. Выдающийся чувашский художник Петр Гаврилович Кипарисов, выпускник Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, почти 30 лет преподавал на кафедре рисунка. Он вошел в историю как автор картин, посвященных национальной чувашской теме - "Песня", "Чувашские ковровщицы", "Сеспель" и др.А.Н. Иезуитов - уроженец г. Ядрин, выпускник филологического факультете Ленинградского университета, доктор филологических наук, известный петербургский ученый-пушкинист, действительный член Всемирной академии наук, искусств и культуры..В 1962 году окончил биолого-почвенный факультет Ленинградского госуниверситета чуваш из деревни Асаново Шемуршинского района М.А. Козлов. В настоящее время - профессор, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Зоологического института АН РФ. Им опубликовано более 230 научных трудов, многие его книги переведены на языки ближнего и дальнего зарубежья. М.А. Козлов - академик Чувашской национальной академии наук, член Русского Энтомологического общества при РАН, лауреат научной премии Академии наук Украинской республики.
Немало наших земляков обучались в ленинградских военных и военно-морских учебных заведениях, работали в системе оборонных предприятий и институтов. Среди них: М.С. Сергеев, М.К. Микушкин, П.В. Яландаев, Н.С. Дедушкин, В.А. Золотов и др. После окончания Великой Отечественной войны по призыву и направлению Правительства СССР несколько тысяч чувашей прибыли в Ленинград и область на работы по возрождению и восстановлению разрушенного хозяйства северной столицы.
В 70-е годы чувашская диаспора значительно увеличилась за счет демобилизованных воинов и выпускников профтехучилищ, которые работали по трудовым контрактам в качестве рабочих-станочников на промышленных предприятиях и строителями в Главленинградстрое.
Первое чувашское землячество в Ленинграде появилось в 50-х годах по инициативе обучавшихся здесь чувашских студентов. Его руководителем был известный чувашский поэт, доцент 1-го медицинского института им. Академика Павлова Василий Дмитриевич Дмитриев (Метри Васли).
В 70-80 годы между Ленинградом и Чувашией поддерживались тесные культурные связи на государственном уровне. Часто проводились концерты певцов, выставки художников, гастрольные спектакли театров. Культурной жизнью чувашской диаспоры в Ленинграде в это время руководил выпускник Военно-медицинской академии, доктор медицинских наук М.К. Микушкин, заслуженный работник культуры Чувашии.

 

Удмуртское республиканское отделение Чувашского общественно-культурного центра (УРО ЧОКЦ)


Создан в 1993 г. Зарегистрирован 7 июля 1993 г. №68-об Министерством юстиции Удмуртской Республики.
Адрес: 426057, г. Ижевск, ул. Свободы, 173, тел.: 255-114
В ЧОКЦ более 300 членов.
Руководитель – Иголкин Анатолий Леонидович, заместитель генерального директора ЗАО «Удмуртгражданпроект», тел.: 255-114
Заместитель – Иванов Олег Анисимович, ЗАО «Удмуртгаз»

2. Формы работы:
- сотрудничество с Минкультуры, Минобразования, Минпечати, ГТРК «Удмуртия», Комитетом по делам национальностей при правительстве Удмуртской Республики;
- участие в общественных, культурных, научно-просветительских и других мероприятиях республики;
- проведение национальных праздников.

3. Этнографическая справка:
По данным переписи населения 1989 г. в Удмуртской Республике проживает 3173 чуваша, из них городское население – 2182, сельское – 991. В г. Ижевске проживает 1345 чувашей. Из общего количества чувашей 1838 человек считают родным язык своей национальности. На чувашском в быту общаются многие, во время проведения различных мероприятий – подавляющее большинство, на работе – немногие. Есть чувашский детский сад и начальная школа с преподаванием на родном языке, клуб и библиотека в д. Благодатное. В Граховском СДК функционирует самодеятельный. Ансамбль «Сеспель», в д. Благодатное – фольклорная группа.
В селениях с чувашским населением отмечают традиционные народные праздники: аграрный – Акатуй, религиозный – Симек, календарный – День чувашской письменности 25 апреля. Чуваши Удмуртии исповедают христианство.
Из народных промыслов применяются пивоварение, резьба по дереву, вышивка, ткачество, плотничные и столярные работы.

 

 Ульяновская область

 

Расселение чувашского населения в Ульяновской области:
Всего в Ульяновской области проживает – 116,5 тыс. чувашей.
Районы компактного проживания чувашей:
- Цильнинский район;
- Ульяновский район;
- Новомалыклинский район;
- Сенгилеевский район;
- Мелекесский район.
Подавляющее большинство владеют языком своей национальности.
Сфера использования чувашского языка:
- в быту;
- во время различных мероприятий;
- при издании газеты «Канаш»;
- в передачах телевидения «Еткер» - 180 минут в месяц (периодичность 1 раз в неделю).
Учебные учреждения:
- Ульяновский государственный педагогический университет - филологический факультет готовит преподавателей чувашского языка и литературы;
- Ульяновское государственное педагогическое училище №1 – готовит воспитателей дошкольных учреждений;
- Культурно-просветительское училище готовит клубных работников.
Сведения об изучении в школах чувашского языка и литературы:
В 105 общеобразовательных школах области изучают родной язык.
Традиционные праздники:
Çăварни, Мункун, Çимĕк, Акатуй
Календарные праздники – памяти выдающихся людей чувашской нации и творческих работников, писателей, поэтов и т.д. Есть клубные и библиотечные учреждения в чувашских селениях области.
Традиционные народные промыслы:
Кузнечное, плотницкое, столярное, кровельное, плетение из лозы, изготовление мебели и т.д.
Коллективы, которые носят звание «народный»:
Фольклорные ансамбли «Эревет», «Палнай», «Саванас», детский коллектив из с. Большое Нагаткино Цильнинского района.

 

 

 

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика