Глава Чувашской
РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2013.09.30 Доклад Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева «О деятельности органов государственной власти Приволжского федерального округа по реализации программ расселения ветхого и аварийного жилья»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://glava.cap.ru/

Презентация >>>

 

Уважаемый Михаил Викторович!
Уважаемые коллеги!

 

Приветствую вас на чувашской земле. Хочу поблагодарить лично Вас, Михаил Викторович, за оказанное доверие, а также коллег -руководителей регионов и всех членов рабочей группы за активное участие в подготовке материалов к заседанию и внесенные предложения.

Значимость рассматриваемого вопроса отражена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Перед органами государственной власти поставлена задача по разработке комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

В регионах Приволжского федерального округа общая площадь жилищного фонда, в котором проживает 29,8 млн  человек, составляет, 702 млн. кв. метров или 21% от общей площади жилищного фонда Российской Федерации.

В регионах округа площадь частного жилфонда составляет 88,3% от общего объема (620,1 млн. кв. метров), муниципального фонда – 9,7% (68,1 млн. кв. метров), государственного - 1,8% (12,3 млн. кв. метров), иного – 0,2% (1,5 млн. кв. метров). Уменьшение площади муниципального и государственного жилищного фонда в регионах округа по сравнению с 2012 годом на 3,34 млн. кв. метров, или на 4%, связано в основном с его приватизацией.

Жилищный фонд оборудован водопроводом на 77,8%, канализацией - на 71,7%, отоплением - на 87,7%, горячим водоснабжением - на 61,5%, газом - на 85,7%.

В округе расположено 618,5 тыс. многоквартирных домов общей площадью 528,6 млн. кв. метров, что составляет 75% от общей площади жилищного фонда округа.

В целях эффективного контроля состояния жилищного фонда в ряде регионов округа внедряются государственные информационные системы мониторинга с применением систем автоматизации и паспортизации многоквартирных домов.

Такие системы созданы в Республике Татарстан, Удмуртской и Чувашской республиках, Нижегородской и Ульяновской областях. Их внедрение позволило сформировать единый реестр многоквартирных домов, оценить потребность в проведении капитального ремонта, контролировать процессы формирования программ капитального ремонта и регионального фонда капитального ремонта.

Кроме того, в системе отображается информация об управляющих, ресурсоснабжающих и подрядных организациях, формируется аналитическая отчетность, разработан механизм обмена данными с системой Фонда «Реформа ЖКХ».

Подобные государственные информационные системы создаются также в Самарской области и Республике Марий Эл.

 

Уважаемые участники заседания!

Рост аварийного жилищного фонда происходил в течение длительного периода, и на сегодняшний день переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из самых острых социально значимых проблем.

С 2008 по 2012 год с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ осуществлялся снос домов, признанных аварийными до 1 января 2010 года.

В указанные годы общий объем финансирования региональных программ составил 41,5 млрд. рублей. Из них 28,2 млрд. рублей или 68% – средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которые направлены на переселение девяносто четырех тысяч семисот человек из 5,5 тыс.  аварийных домов общей площадью 1,4 млн. кв. метров. По данным Фонда, фактически переселено 91800 человек или 97% от запланированного.

Наряду с региональными программами, финансируемыми с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в указанный период реализовывались иные региональные и муниципальные программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, как, например, в республиках Марий Эл и Мордовия, Кировской, Нижегородской, Оренбургской областях и Пермском крае.  

Объем финансирования этих программ составил 4,7 млрд. рублей, из них средства регионов округа - 1,7 млрд. рублей, средства местных бюджетов – 1,9 млрд. рублей, внебюджетные источники – 1,1 млрд. рублей. Данные средства направлены на переселение 11 тыс. человек, или около 4 тыс. семей, из 387 ветхих и аварийных многоквартирных домов общей площадью 226,1 тыс. кв. метров.

Уважаемые коллеги!

Была проделана большая работа, но на сегодняшний день проблема переселения граждан, проживающих в аварийном жилфонде, продолжает оставаться в числе первостепенных.

В соответствии с действующим законодательством субъектам Российской Федерации до 1 сентября 2017 года необходимо ликвидировать все многоквартирные дома, признанные до 1 января 2012 года аварийными, при получении финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В регионах округа предстоит снести 11600 домов общей площадью 2,8 млн. кв. метров, в которых проживает 183 тысячи 200 человек. На эти цели необходимо почти 83 млрд. рублей, и проблема финансирования мероприятий, связанных с переселением, пока остается сложной для решения.

Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства планируется направить в регионы округа около 35 млрд. рублей. Исходя из общей потребности в денежных средствах и лимитов данного Фонда, объем софинансирования программ из консолидированных бюджетов регионов округа должен составить 48 млрд. рублей. В региональных бюджетах на эти цели предусмотрено 28,35 млрд. рублей. Таким образом, с учетом уточнения площади аварийного жилья дефицит финансовых средств составляет 22,5 миллиарда рублей или 26% от общей потребности из расчета переселения граждан «метр в метр».

Кроме того, на начало 2013 года в округе числилось почти 14 тыс. аварийных многоквартирных домов, общей площадью 3,7 млн.кв. метров, в которых проживало более 250 тыс. человек. Между тем, в региональные программы включено только около 12 тыс. домов общей площадью 2,8 млн. кв. метров.

Это означает, что 27% аварийного жилья, в котором проживают более 66 тыс. человек, не вошло в упомянутые программы. С учетом возникающих обязательств по переселению этих граждан дефицит средств на ликвидацию аварийного жилфонда вырастет более чем на 30 млрд. рублей.

При этом работа по уточнению площади аварийного жилищного фонда в регионах округа продолжается и, следовательно, потребность в финансовых средствах на его ликвидацию увеличится.

Средний объем софинансирования программ из консолидированных бюджетов регионов округа составляет 58,2%. Наибольшая доля приходится на Пермский край и Республику Татарстан – по 69%, Самарскую – 68% и Оренбургскую – 67,3% области. Наименьшая - на республики Марий Эл – 44,4%, Мордовия – 45,5%.

Для региональных бюджетов это очень большая нагрузка. Существует несколько вариантов снижения доли средств консолидированных бюджетов регионов округа на ликвидацию аварийного жилья.

Один из них - предоставление земельных участков застройщикам под строительство многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилья на безвозмездной основе, что позволит снизить стоимость строительства. Соответствующие изменения, позволяющие органам местного самоуправления делать это, внесены в федеральное законодательство в июле этого года.

В ряде регионов Приволжского федерального округа ведется работа по привлечению внебюджетных источников к расселению аварийного жилья.

К примеру, в Чувашской Республике со строительными организациями заключены договоры на развитие застроенной территории г. Чебоксары, в рамках которых строители взяли на себя обязательства в течение 4 лет за свой счет переселить более 300 человек (или 120 семей) из 17 аварийных домов общей площадью 4,3 тыс.кв. метров.

Еще одним вариантом решения снижения бюджетных затрат может стать заключение инвестиционных договоров на строительство многоквартирных домов, в соответствии с которыми часть жилых помещений будет передаваться в муниципальную собственность для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Также у регионов имеется возможность строительства жилья экономического класса на землях Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. В этом случае земельные участки Фонда безвозмездно предоставляются лицам, предложившим минимальную цену продажи жилья экономического класса, при этом начальная цена 1 кв. метра жилого помещения при проведении аукциона должна соответствовать стоимости 1 кв. метра жилья, устанавливаемой Минрегионом России. Граждане, проживающие в домах, признанных аварийными, имеют право на приобретение такого жилья.

В июне 2013 года в Пермском крае состоялся аукцион на земельный участок для строительства 250 квартир в двух домах общей площадью 12 тыс. кв. метров.

В III квартале 2013 года планировалось проведение аукционов в Нижегородской и Саратовской областях, в IV квартале - в Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Нижегородской, Кировской, Ульяновской и Саратовской областях.

Рабочая группа предлагает расширить зону применения «голландских» аукционов и распространить ее на земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена.

Для этого необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации, предоставив право субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления проводить аукционы на право заключения договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности для строительства жилья экономического класса.

Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда также возможно использование арендного жилья. Рынок такого жилья формируется в Мордовии, Татарстане, Чувашии и Самарской области.

К примеру, в Чувашской Республике граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но не способные самостоятельно приобрести жилье, могут решить жилищную проблему путем найма благоустроенного жилья в государственном жилищном фонде на 5 лет.

По состоянию на 1 сентября 2013 года введено в эксплуатацию 1830 квартир государственного жилищного фонда общей площадью 83,5 тыс. кв. метров. Среди проживающих семей работники бюджетной сферы составляют 65%, молодые семьи – 9,3%, участники долевого строительства – 1,7%, другие категории населения – 24%.

Плата за наем в Государственном жилищном фонде Чувашской Республики по сравнению с ценами, сложившимися на рынке арендного жилья, ниже в 2-2,5 раза в зависимости от муниципального образования. Данный проект пользуется большим спросом у населения.

Уважаемые коллеги!

Нам предстоит решить очень сложную задачу. Ее сложность усугубляется еще и тем, что прирост объемов аварийного жилищного фонда продолжается.

В связи с этим хотелось бы затронуть важную тему, на которую обращают пристальное внимание коллеги в своих представленных материалах. Это необходимость решения вопросов расселения не только аварийного, но и ветхого жилья.

Понятия «ветхий дом» и «аварийный дом» нужно различать. Дом может долгие годы числиться ветхим, но так и не стать аварийным. А может оказаться аварийным, не будучи до этого ветхим. При этом в законодательстве Российской Федерации понятия «ветхого дома» нет. Тем не менее оно широко используется в статистических отчетах, в названиях различных региональных программ, часто упоминается в судебных актах. Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом жилищном фонде, не определены.

Однако решать указанную проблему рано или поздно придется. По данным статистического отчета, на территории Приволжского федерального округа расположено более 42 тыс. ветхих многоквартирных домов общей площадью 7 млн. кв. метров, в которых проживает 318,3 тыс. человек. На ликвидацию или реконструкцию ветхого жилфонда ориентировочно потребуется более 210,9 млрд. рублей.

Как отмечают в большинстве регионов округа, ряд проблемных вопросов, выявленных в результате реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, требует комплексного подхода и принятия решений на федеральном уровне.

Это, в первую очередь, проблемы, связанные с расселением домов барачного типа и бывших общежитий, в которых общая площадь помещений составляет от 9 до 15 кв. метров.

В соответствии с законодательством гражданам, переселяемым из аварийного жилфонда, предоставляется равнозначное по площади жилье. Однако с учетом соблюдения строительных норм и правил площадь предоставляемого жилого помещения значительно превышает ранее занимаемую.

В этой ситуации целесообразно использовать проекты стандартного типа, учитывающие возможность изменения внутренней планировки квартир, а также проекты, предусматривающие строительство малогабаритных квартир, которые позволят в конечном итоге предоставлять жилые помещения, практически равнозначные занимаемым.

 

Уважаемые участники заседания!    

На сегодняшний день не все вопросы переселения граждан из аварийного жилья урегулированы на законодательном уровне.

Отсутствие четких критериев признания дома аварийным приводит к различному трактованию положений действующего законодательства. К примеру, однотипные дома с одинаковым техническим состоянием в одном населенном пункте межведомственной комиссией признаются аварийными и подлежащими сносу, а в другом - нет. Все зависит от субъективного мнения членов комиссии, а это создает угрозу возникновения коррупционных проявлений.

Необходимо также установить порядок определения выкупной цены изымаемого жилого помещения в аварийном доме, подлежащем сносу. В противном случае собственники аварийного жилья имеют возможность существенно завысить цену, включив в нее стоимость принадлежащих им земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет.

Хочу обратить внимание на тот факт, что стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, со временем будет повышаться. В связи с этим поступило предложение предусмотреть индексацию размера финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

На наш взгляд, также требует рассмотрения вопрос о возможности предоставления целевых финансовых средств (социальной выплаты, государственного жилищного сертификата) собственникам жилого помещения в аварийном доме, подлежащем сносу, для которых данное жилое помещение является единственным местом жительства.

Необходимо ускорить принятие нормативных правовых актов для формирования рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.

В протокольном решении мы постарались учесть практически все предложения по совершенствованию законодательства по вопросам переселения граждан, высказанные регионами округа.

Уважаемые коллеги! Рассматриваемая тема особенно актуальна и затрагивает, как правило, интересы социально незащищенных слоев населения. Надеюсь, что выработанные нами предложения позволят эффективно решить задачи по ликвидации на первом этапе аварийного жилищного фонда, а затем и ветхого жилищного фонда и 572 тысячи человек смогут переселиться в благоустроенное жилье.

Спасибо за внимание!   

Система управления контентом
428004, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 10
Телефон: (8352) 62-46-87
Факс: (8352) 62-17-99, тел. для проверки факса: (8352) 39-32-07
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика