МБУК "Районный центр развития культуры и библиотечного обслуживания" Централизованная библиотечная система Цивильского района

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ


 

 

 

 

 

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Словарь-справочник

В последние годы культурно-массовая деятельность библиотек, обслуживающих детей и подростков, заметно активизировалась, появилось много инновационных подходов, пересмотрены традиционные формы работы. Словарь-справочник предназначен для практических работ­ников библиотек. Учтены профессиональные интересы, как начинающих, так и опытных библиотекарей. Надеемся, что словарь станет незаменимым помощником в организации культурно-массовых мероприя­тий для детей.

Материал подготовила:

методист МБУК Цивильского района «МЦБ»  Н.А. Максимова

 


А

Ассамблея

  Разновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху XVIII века. В России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов XIX века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления, как читателей, так и библиотекарей. 

Атака мозговая (мозговой штурм)

Интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.

Аукцион

Разновидность викторины. Интеллектуальное развлечение. Согласно «Сло­варю иностранных слов» аукцион - продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар или имущество приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы — приз получает тот, кто ответит последним. Атрибуты игры: кафедра, молоток, колокольчик. Звоном колокольчика ведущий (аукционист) начинает аукцион и каждое новое задание. Сначала «товар» рассматривается, потом объявляется плата и принимаются первые взносы. Можно использовать систему жетонов, вручаемых за каждый ответ. Тогда победителями в аукционе будут те, кто наберёт наибольшее количество жетонов.

Аукцион литературный

Литературная игра, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки литературных произведений. Самые начитанные получают возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Например: перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (цвет, имя, кличка животного и т.д.). На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев

Б

Бал

Специально организованное развлечение, центральное место в котором занимает танцевальная программа. В библиотеке возможна как форма рассказа о быте первой четверти XIX века. Потребует от организаторов костюмов и танцев, музыки в стиле эпохи, игр, уместных на балах.

 Бенефис

Комплексное мероприятие, в котором сочетаются различные формы и методы. В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» понятие «бенефис» определяется как «театральное представление в честь одного из актеров». Сбор от таких бенефисов шел в пользу бенефицианта. Это была большая ак­ция с широкой рекламой, с приглашением именитых людей. В библиотечной практике бенефис - представление в честь интересной персоны (читателя, писателя, библиотекаря и др.).

Бенефис библиотекаря

Вечер-портрет библиотекаря - многогранной творческой личности, современного делового человека, успешно сочетающего карьеру, семью, увлечения. В основе мероприятия лежит литературный сценарий, повествующий о вехах библиотечной биографии, профессиональных успехах и достижениях. Бенефисом руководит ведущий. Для более полной характеристики бенефицианта можно дать слово коллегам, читателям. Шуточная анкета, на которую отвечают библиотекари, создаст атмосферу веселья. Уместно исполнение любимых песен и стихов бенефицианта. У бенефиса должно быть соответствующее наглядное оформление: фотовернисаж, плакаты-поздравления, стенгазеты и т.п. Подобные вечера можно использовать в профориентационных целях для старшеклассников.

Бенефис писателя

Библиотечный вечер, на котором чествуется писатель. Главное условие - непременное участие героя. В рамках встречи литератор ведёт диалог с читателями, звучат фрагменты литературных произведений, презентуются новые издания, уместны инсценировки и викторины по теме.

Бенефис читателя

Комплексное мероприятие в честь одного из читателей. Герои библиотечной встречи - читатели, имеющие ярко выраженный интерес к какой-либо области знаний (истории, технике, медицине и др.) или жанру (фантастика, поэзия и др.). Читатель-бенефициант должен отвечать определённым требованиям: быть всесторонне развитой, яркой личностью. Готовясь к бенефису, герой организует выставку (с помощью библиотекаря) прочитанных книг или книг по принципу его читательских предпочтений. Во время мероприятия бенефициант расскажет, когда, где и почему началось его увлечение темой (жанром), поделится своей методикой выбора книг, даст оценку прочитанному. В качестве «оппонентов» выступают читатели - ровесники и руководители детского чтения. Оппоненты заранее знакомятся с кругом чтения героя, готовят вопросы. Бенефициантами могут быть и знаменитые (писатели, художники, артисты, политики и др.), а также малоизвестные, но интересные люди - коллекционеры, путешественники, многодетные матери и др. Бенефис читателя - эффективное средство пропаган­ды лучших читателей, повышения их престижа в глазах сверстников.

Беседа

Рассказ (сообщение) библиотекаря на определённую тему. Различают тематические беседы, беседы о книгах. Беседа должна ставить вопросы, про­буждать у ребят желание найти ответы и поддерживать интерес к теме.

Беседа о прочитанных книгах

Разговор с читателем при возвращении книги. Библиотекарь заранее продумывает вопросы. Первый вопрос должен побуждать ребёнка проявить своё отношение к книге или вспомнить наиболее понравившиеся места в ней. Завязать разговор с читателем младшего возраста помогают, например, такие вопросы: «Что тебе понравилось в книге? Когда ты особенно волновался и переживал?» В беседе со старшими ребятами нужно избегать наводящих вопросов, которые могут оттолкнуть читателя, вызвать нежелание вести беседу. Вопросы может подсказать заглавие книги: «Удачно ли, по-твоему, названа книга?» Если есть возможность сравнить героев прочитанной книги, возможен такой вопрос: «Кто из героев книги тебе больше понравился и почему?» Иногда начать разговор помогает вопрос об отношении автора к своим героям. Если библиотекарь не уверен, что читатель вступит в беседу о прочитанном, он, не дожидаясь отзыва читателя, сам делится впечатле­ниями о книге, тем самым вызывая читателя на разговор. В ходе диалога библиотекарь выясняет, что полезного извлёк читатель из книги, как он её оценивает, использовал ли полученные знания в практической деятельности, почему читателя не удовлетворила рекомендованная книга и т. п.

Беседа о прочитанных книгах (групповая)

Разговор с группой читателей о прочитанном произведении. Проводится после того, как ребята прочитали (прослушали) произведение, сильно их взволновавшее, вызвавшее разноречивые мнения. Главная направленность вопросов библиотекаря - проникновение во внутренний мир персонажей: почему персонаж действует именно так? Почему у него возникла именно такая мысль? Такта требует обсуждение моральных проблем, поставленных в книге. По возможности надо дать высказаться всем желающим, ответить на все возникшие у детей вопросы, разъяснить непонятное, не журить за так называемые «неправильные» ответы. Беседа о научно-популярной или научно-художественной книге даёт библиотекарю возможность определить степень доступности читателям познавательного материала, выделить моменты, требующие специальных разъяснений. В ходе беседы библио­текарь использует самые разнообразные приёмы: привлечение отзывов других читателей, рецензий на книгу, комментированное чтение отрывков, советы, иллюстрации к тексту и многое другое. Главное условие эффек­тивности беседы о прочитанном - качество содержания и формулировка вопросов, которые должны нацеливать читателей на сопоставление новых знаний с ранее приобретёнными, с самой жизнью, на выявление причинно-следственных связей.

Беседа при записи в библиотеку

Устное сообщение, в ходе которого библиотекарь знакомит читателя с библиотекой, её фондом и справочно-библиографическим аппаратом, с правилами пользования и кругом предоставляемых услуг. Дополняют рассказ вопросы, имеющие цель выявить интересы читателя и уровень его начитанности, какими библиотеками читатель пользуется, наличие личного книжного собрания. Сведения, полученные в ходе этой беседы, библиотекарь заносит в раздел читательского формуляра «Заметки библиотекаря».

Беседа рекомендательная

Краткий рассказ о книге, которую библиотекарь рекомендует выбрать для чтения. При этом библиотекарь опирается на круг ранее прочитанных читателем книг, читательские интересы и потребности, обращает внимание читателя на возможность удовлетворения в процессе чтения определенных интересов. Целесообразно акцентировать внимание читателя на отдельных элементах книги, на сведениях об авторе, художнике, авторе предисловия или послесловия, месте издания книги, о жанре, особенностях изложения и др. Наряду с рассказом о книге библиотекарь знакомит читателя с заранее подобранными отрывками или с иллюстрациями из книги.

Биржа информационная

Специально организованное развлечение, содействующее развитию информационно-библиографической эрудиции читателей, имитирующее работу биржи. Как известно, биржа - место оптовой продажи товаров по образцам, где брокеры (маклеры) помогают продать или приобрести товар. Библиотечный «товар» — информация об источнике (книге, журнале, газете и т.д.).

Брокеры» сами ищут товар, изучают его и рекламируют (продают). Роль брокеров выполняют читатели. Они ведут «банковские книги», куда заносят заказы-задания для подготовки к биржевым торгам: найти интерес­ную книгу по определенной тематике, отыскать в ней самый занимательный эпизод, подготовить краткий рассказ о книге. Библиотекарь просматривает записи, корректирует их, помогает советом.

Биржевые торги - дни информации - могут быть посвящены краю, фольклору, отрасли науки и др. Выставки включают литературу по про­филю «брокерских контор». Председательствуют на торгах библиотекари, педагоги либо старшие читатели.

«Торги» - это, конкурс устных отзывов о прочитанном. Глава «брокер­ской конторы» открывает торг рассказом о характере «товара», затем часть «брокеров» выступает со своими предложениями.   Специальным брокерским сигналом - поднятой вверх кистью руки - можно дать знак: «беру инфор­мацию» или «отказываюсь от информации». За лучшую рекламу книги во время торгов вручаются «акции». Право оценки информации предоставляется всем участникам торгов.

 Блицигра

Экспресс-викторина различной тематики, когда участникам не даётся времени на раздумье. Вопросы готовятся заранее. Задаёт их ведущий меро­приятия. Яркий пример блицигры - телепередача «Самый умный».

В

Вечер

Вечернее собрание, дружеская встреча с целью развлечения. Могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими и т.д.

Вечер библиотечный

Комплексное мероприятие, сочетающее познавательные и занимательные элементы, межличностное общение участников, художественное (литера­турное, изобразительное, музыкальное) оформление.

Вечер вопросов и ответов

Комплексное мероприятие актуальной тематики (общественно-политические события, достижения науки, литературы и искусства, ме­дицины, этические проблемы и т.д.). Выбор темы определяется местными условиями, необходимостью привлечь внимание читателей к определён­ным вопросам. В период подготовки библиотекарь составляет вопросы и знакомит с ними читателей (размещает на книжных выставках, плакатах, объявляет устно), организует книжные выставки, проводит обзоры, беседы (индивидуальные и групповые). Вечер открывает ведущий. Он кратко говорит о теме, характере имеющихся вопросов, информирует о порядке ответов, представляет консультантов, задаёт вопросы, предварительно систематизи­руя их в определенном порядке. Он же подводит итоги высказываний по каждому вопросу, в случае необходимости делает поправки и рекомендует литературу, которая поможет разобраться в теме. Когда вопросы исчерпаны, подводятся итоги.

Вечер естественнонаучной, технической и сельскохозяйственной литературы

Комплексное мероприятие, призванное познакомить читателей с новей­шими достижениями в различных областях науки и техники, с передовым опытом в промышленности и сельском хозяйстве. Для их подготовки и про­ведения библиотекарь привлекает ученых, инженеров, агрономов, врачей, преподавателей вузов и других специалистов. Программа вечера включает лекции, обзоры литературы, демонстрацию опытов, научно-популярных или художественных фильмов и диапозитивов. Организуется книжная вы­ставка по теме.

Вечер занимательной науки

Комплексное мероприятие, призванное прогнозировать научно-популярную литературу. В центре внимания - идеи, изложенные в книгах и публикациях, посвященных достижениям науки и техники (например, входящих в серию «Занимательная наука»). Важную роль играют: иллю­страции, видеосюжеты, художественное чтение, показ опытов и т.д. Можно использовать шарады, занимательно составленные вопросы, разнообразные эксперименты, конкурсы гипотез, проектов будущего.

Вечер книги

Комплексное мероприятие, посвященное фактам и событиям, изло­женным в произведениях печати, а также жизни и деятельности авторов. Наиболее распространены вечера, посвященные художественным книгам. Тематика таких вечеров разнообразна: творчество писателя, отдельное художественное произведение; произведения, объединённые одной темой («Юным о Великой Отечественной войне», «Образ матери в художественной литературе»); произведения одного жанра (фантастика, детектив, сатира и юмор). Часто вечера организуются в связи с юбилейными датами жизни и творчества известных писателей.

Вечер краеведческий

Комплексное мероприятие, посвященное книгам о природных условиях и истории края, его культуре и экономике, о деятельности знатных людей края, области, города, села. В программе вечера: выступления выдающихся представителей края, области, города; воспоминания участников историче­ских событий; сообщения местных краеведов на темы: «Знай и люби свой край», «Их именами названы улицы нашего города» и др. Уместно включение в сценарий литературного монтажа, музыкальных и видеофрагментов, оформление книжно-иллюстративной выставки по теме.

 

Вечер литературный

Комплексное мероприятие, основанное на литературных произведениях, с использованием разнообразных приёмов, элементов игры, театрализации, импровизации. В основе вечера лежит литературный сценарий. Его можно посвятить любой теме или знаменательной дате. В канву мероприятия могут вписаться литературно-музыкальная композиция, выступление писателя, искусствоведа, историка, актёра. Желательно, чтобы каждый новый отрывок или цитата произносились другим чтецом - разница тембров голосов создает дополнительный положительный эффект для восприятия смысла. Для вече­ров характерны уютная обстановка, доверительные, дружеские отношения, стремление подчеркнуть неформальный характер общения. Нередко они проводятся при свечах, с чаепитием. Вечер может быть стилизован (гости­ная, салон, бал, парад и т.д.). Форму подскажет поэтика автора, тип и вид издания, жанр книги, стиль эпохи, традиции страны. Литературные вечера могут быть разными по масштабу привлечения читателей - от имеющих большую аудиторию до носящих камерный характер.

Вечер общения в импровизированном кафе

Специально организованное на одной площадке развлечение, имитирую­щее застолье. Разновидности: вечеринка, посиделки, салон, клуб, приём, ассамблея. Данная форма предполагает такие атрибуты кафе, как столики, приглушенное освещение, угощение и т.д.

Вечер-портрет

Комплексное мероприятие, посвященное конкретной персоне - выдающе­муся деятелю литературы, искусства, науки. Библиотекарь преследует цель не только призванное с творчеством героя мероприятия, но и рассказать о том, какой он человек, откуда его корни, рассказать о его семье и т.д. Одним сло­вом, «нарисовать его портрет всеми возможными средствами». Центральным элементом оформления вечера является собственно портрет героя.

Вечер художественного чтения

Специально организованная программа выступлений в неформальной камерной обстановке. Чтецы один на один со слушателями, без грима, декораций, бутафории, световых эффектов, исполняют композиции по из­вестным произведениям, читают стихи или рассказы.

Викторина

Интеллектуальная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из раз­личных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора читателей. Разновидности: тематические, литературные, музыкальные, те­стовые, сюжетные. Библиотекарь заранее готовит вопросы, учитывая возраст детей, уровень их знаний. Количество вопросов определяется заранее, они должны быть конкретными и связанными одной темой. Победителем вик­торины признаётся читатель, давший наибольшее количество правильных ответов. Организаторы озабочены обеспечением зрелищной привлекатель­ности викторин: элементы театрализации, использование компьютерной и аудио- и видеотехники.

Викторина-тест

Интеллектуальная игра, состоящая из вопросов и нескольких вариантов ответов на выбор.

 Викторина сюжетная

Интеллектуальная игра, построенная на основе занимательного сюжета, в который вплетаются вопросы. Сюжет может быть любым: космическое путешествие, морская регата, сказочный, строительный, фантастический и т.д.

Воскресенье в библиотеке

Комплексное мероприятие, адресованное семьям с детьми, призванное с пользой организовать культурный досуг. Носит универсальный характер, подразумевает свободный выбор темы, свободное общение, неограничен­ные возрастные рамки. В такой день родители и дети могут какое-то время побыть в библиотеке отдельно друг от друга

Встреча с интересным человеком

Специально организованный диалог читателей с незаурядной личностью (писателем, общественным деятелем, представителем профессии, путеше­ственником, героем и др.), в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).

Г

Горница поэтическая

     Комплексное мероприятие, оформленное как поэтическая встреча в обстановке народного быта. Здесь уместен разговор о народной поэзии, прибаутках, частушках, былинах, колыбельных. Хозяйкой вечера может стать народная сказительница или Баян, Арина Родионовна и др. В гости к ним приходят герои народного эпоса - богатыри, купцы и т. д. Оформление интерьера соответствует фольклорному характеру встречи.

Гостиная

Комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в камерной обстановке. Различают поэтические, музыкальные, театраль­ные гостиные. Сбор гостей сопровождается музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяева гостиной помогают всем удобно рас­положиться, каждого одаряют улыбкой, приветствуя. Представление гостей может быть остроумным, шутливым, серьезным, веселым. Тематика гостиной определяет и тематику разговоров, музыкальные или поэтические фрагменты, слайды или советы. В гостиной всегда звучат анекдоты - остроумные короткие рассказы. Театральная гостиная может быть костюмирована, уместны сцены из спектаклей, элементы театрального капустника. См. также Салон.

Д

День библиографии

Комплексное мероприятие, обеспечивающее информирование пользо­вателей о библиографических источниках поиска литературы на основе ис­пользования рекомендательных пособий и справочно-библиографического аппарата. Включает выставку-просмотр, обзор, консультации.

 День информации

Комплексное мероприятие, обеспечивающее информирование пользо­вателей о текущих поступлениях в библиотеку за определенный период (месяц, квартал и др.) или по актуальным проблемам. Включает: открытый просмотр литературы, расположенной в тематических разделах; обзоры, консультации и рекомендательные беседы сотрудников библиотеки. Хоро­шим информационным дополнением могут стать: бюллетень новых посту­плений в фонд, закладки в некоторых изданиях, списки литературы. На Дне информации дежурит библиотекарь (библиограф). Принципы организации: систематичность, стремление к наиболее широкому ознакомлению с новыми поступлениями литературы, полнота представления. Продолжительность проведения мероприятия от одного до трех дней. О Дне информации биб­лиотекарь заблаговременно оповещает читателей.

День специалиста (Декада специалиста)

Комплексное мероприятие для широкого информирования читателей о литературе по конкретной специальности (учителей, экологов и др.) или по ме­жотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает: открытые просмотры и тематические выставки литера­туры по специальности; библиографические обзоры, консультации и встречи с выдающимися представителями профессий, лекции, выступления, экскурсии, широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты, видеопросмотры. В зависимости от продолжительности различаются: Неделя специалиста, Декада специалиста. Важно обеспечить выдачу необходимых источников или их копий во время мероприятия или непосредственно после него.

День тематический

Специально организованный комплекс мероприятий определенной тема­тики продолжительностью в один день. Характерны: широкая читательская аудитория, разнообразие форм и методов.

«Диалог с веком»

Познавательная игра, в ходе которой дети ведут импровизированный диалог с представителями разных веков. Образ прошлого века преподносит произведение искусства любого вида и жанра, чаще всего - живописный портрет (репродукция, слайд, фотография). Портрет экспонируется на экран, или устанавливается в центре зала. Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых читателям в рассказе о чертах личности, взглядах, дости­жениях. Детям предлагают задать персоне вопрос. Можно облегчить начало беседы, предложив всем участникам общую начальную фразу: «Если бы я встретился с ... я бы сказал ему...», «Мне бы хотелось спросить у ...», «Я поговорил бы с ... о...», «Мыс ... наверное бы...». А далее -пристально вгля­деться в лицо героя и услышать ответ. Разумеется, на ответ бросить реплику из нашего века и - вновь ждать последующего ответа. Психологическими условиями «Диалога с веком» являются доверительные взаимоотношения, создаваемые за счет музыкального фона.

 Диско-лекция

Устный рассказ, сопровождаемый видеорядом (показ слайдов, фрагмен­тов видеофильмов) и специально подобранной музыкой. Сопровождаемые беседой, диспутом, выставкой, диско-лекции являются удобной формой популяризации книг.

 

Дискотека

Форма организации досуга детей и юношества, связанная с использовани­ем аудиозаписей. Разновидности: лекционная (диско-лекция), танцевальная, театрально-публицистическая.

Дискотека театрально-публицистическая

Небольшое представление, встреча с интересными людьми либо другое мероприятие, основой которого является звучащая аудиозапись.

Дискуссия

Специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Раз­новидности: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание.

Диспут

Специально организованный обмен мнениями, в ходе которого проис­ходит демонстративное столкновение по какому-либо вопросу, проблеме. Это обсуждение не книги или статьи, а тех актуальных жизненных морально-этических, экономико-политических вопросов, которые затрагивают дан­ное произведение, статья. Книга или статья служит отправной точкой для серьезного разговора о жизни, проблемах и пр. Определив тему диспута, важно сформулировать ее остро, проблемно. На подготовительном этапе библиотекарь оформляет красочную афишу с указанием темы диспута и перечнем вопросов к нему; книжную выставку, списки литературы. Для участников предстоящего диспута проводятся обзоры, консультации, группо­вые беседы; важно научить юных читателей культуре спора. Выступления на диспуте требуют умения четко определять собственную позицию, приводить убедительные доводы в ее защиту, формулировать вывод. Имеет значение непринужденная атмосфера диспута. Ведущий должен быстро ориентиро­ваться, выбирать главное из высказываний, делать вывод.

Елка новогодняя (Рождественская)

Комплексное «книжно-литературное» мероприятие, посвященное встрече Нового года и Рождеству. Разновидность утренника. Традицион­ные персонажи таких праздников - Дед Мороз, Снегурочка, сказочные персонажи. Не обойдется на таком празднике без ритуала «Елочка, гори!», интриги «Пропала Снегурочка», мешка с подарками, поздравлений и по­желаний счастливого Нового года и Рождества, но его целью должно быть привлечение внимания к книге и библиотеке.

Ж

Газета живая

Спектакль в виде газеты, сценарий которой написан, придуман и по­ставлен с соблюдением жанров журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, шарж, литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т.п. Газета может быть поли­тической, сатирической, критической, экологической, веселой, озорной. В газете могут быть постоянные рубрики. Можно использовать традиции радио и телевидения, жанры живого слова - сказку, басню, загадку, былину, частушку, куплеты. Участники газеты (7-10 читателей), сначала обсуждают программу номера, придумывают его композицию, собственные костюмы (шапочки из газет; атрибуты; вырезанные буквы, из которых складывается название газеты, и др.). Уместно музыкальное сопровождение.

Защита проекта

Представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Как разновидность - защита фантастических про­ектов. Роли участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует подготовка к представлению - придумывание, разработка и оформление проекта.

И

Игра

Специально организованное развлечение, состязание по заранее согласо­ванным и определенным правилам. Разновидности: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и т.д. Ряд форм массовой работы насыщен игровыми элементами. Это вик­торины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, парад литературных героев, литературные загадки и т.д. Занимательность игровых форм не тождественна развлекательно­сти.

Игра библиографическая

Специально организованное развлечение, содействующее развитию информационно-библиографической эрудиции читателей. Библиографи­ческие игры стимулируют обращение детей к справочной литературе, биб­лиографическим пособиям, помогают приобрести навыки самостоятельной работы с книгой.

Игра литературная

Специально организованное развлечение, содействующее развитию литературной эрудиции читателей. Разновидности: ролевые (перевопло­щение читателя в литературного героя) и интеллектуальные (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев). Популярны такие формы, как литературные загадки (угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя); викторины (занимательные вопросы по содержанию книги, развивающие память, сметливость у детей). Игры возможны в работе с читателями всех возрастных групп. Определив тему игры, библиотекарь готовит вопросы и задания. Вопросы игрового характера должны сочетаться с вопросами, позволяющими библиотекарю оценить, как воспринято читателями худо­жественное мастерство автора, как дети представляют себе литературные образы, описания. Сценарный план игры: конкурсы, викторины, подвижные и музыкальные паузы в определенной последовательности. Оформление библиотечного помещения предполагает: книжную выставку, рисунки, по­делки, карты, схемы, отзывы, сообщения ребят.

Игра-путешествие

Маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать со­держанию необычность, обратить внимание детей на то, что не замечается ими. Обязательный элемент - процедура целенаправленного движения группы участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. К особенностям игры-путешествия относятся: превращение группы читателей в экипаж путешественников, где у каждого своя роль; разработка маршрута путешествия и его оформление в виде красочной карты, где обо­значены остановки, имеющие интересные названия; выбор транспорта, с помощью которого совершается путешествие. На остановках происходят основные действия сюжета, которые реализуются за счет использования различных форм, методов, приемов, видов деятельности. Пройденные оста­новки на карте могут отмечаться флажками или другими знаками. Тематика игр-путешествий может быть различной.

Игра ситуационно-ролевая

Специально организованное соревнование в решении задач взаимо­действия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли регламентированные правилами игры в условиях вымышленной ситуации. Разновидности: малая игра, большая ролевая игра, игра-эпопея. Участники деятельности выполняют функции игроков, организаторов, функция зрителей для данной формы не предусмотрена.

Игра «У зеркала»

Ценностно-ориентированная деятельность, суть которой - поставить подростка перед самим собою, предоставив возможность взглянуть на себя как на нечто неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, обладателя самостоятельного внутреннего мира. У зеркала (вокруг зеркала) рассаживается группа, либо каждый член группы садится перед отдельным зеркалом. Перед каждым участником лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники, глядя на свое изображение в зеркале, за­вершают фразу про себя, мысленно, или же вслух. Примеры текста карточек: «Я вижу перед собою...», «Я обнаруживаю в себе...», «Мне интересен этот человек, потому что...».

Именины

Комплексное мероприятие, вариация дня рождения, когда поздравляют именинника - детей, родителей, детских писателей и др. В этот день ор­ганизуются развлечения и игры. Подарки могут быть в виде музыкальных и поэтических приветствий, небольших концертных номеров. Логичным завершением именин становится чаепитие со сладким угощением.

Информина

Специально организованное мероприятие, обеспечивающее информи­рование пользователей о содержании одного или группы изданий. Особен­ностью данной формы является тот факт, что информаторами выступают сами читатели. Краткие информационные сообщения посвящены отдельным публикациям журнала, альманаха, сборника.

К

Карнавал (Маскарад)

Костюмированный праздник, в основе которого лежит литературный сценарий. В подобных праздниках подразумевается массовость. В библио­течном варианте участников может быть меньше, зато каждому должно найтись место в сценарии. Важное условие: все участники должны быть в костюмах, иначе праздник теряет смысл

 «Качели дискуссионные»

Диалог-обсуждение, построенный на имитации раскачивающихся каче­лей: два партнера поочередными толчками раскачивают доску-качели; чем сильнее толчок, тем выше взлет качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. Предметом обсуждения на «дис­куссионных качелях» может быть все, что окружает и занимает детей, что происходит с ними в каникулы, книги, животные, родители, уроки, музыка, а также сквернословие, драка и т.п. Обсуждаться могут ситуативные вопро­сы, проблемные темы, конфликтные коллизии. Дискуссионные качели могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правило одного голоса, правило плюрализма, правило деликатности и т.п. После того как предложен вопрос для обсуждения, участники от каждой группы поочередно высказывают суждения. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая вы­сказывания детей, библиотекарь поддерживает ход и ритм дискуссионных качелей, пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. По завершении дискуссии подводятся ее итоги.

КВН (Клуб веселых и начитанных)

Познавательно-развлекательная командная игра-соревнование. Обычно принимают участие две команды подростков по 10-15 человек. Структура КВН: приветствие команд, разминка (блицопрос, викторина), конкурсы (литературные, интеллектуальные, задания на смекалку), конкурс капитанов, конкурс на лучшее домашнее задание.

Композиция литературно-музыкальная

Комплексное мероприятие, посвященное определенной теме либо персо­не. Сценарий обычно состоит из занимательных сведений, расположенных в определенном порядке, поэтических и музыкальных фрагментов. Желатель­но оформить книжно-иллюстративную выставку, экспозицию живописного, декоративно-прикладного искусства. Если есть возможность - использовать компьютерную проекцию. Оформление интерьера должно быть простым и строгим: журнальный столик, несколько стульев и банкеток.

Конкурс

Личное или командное соревнование с целью выявления лучших участ­ников, исполнителей, лучшей работы и т.д. Конкурс может быть самостоя­тельной формой работы (литературный, поэтический, фольклорный, музыкальный, экологический) или составной частью комплексного мероприятия, праздника, игры. Основные вопросы, требующие решения библиотекаря: определение участников (отдельные участники, команды); подбор заданий (от 1 до 12) с разной степенью сложности; создание коллегиального органа для оценки деятельности соревнующихся (жюри, ученый совет, совет му­дрейших и т.п.); определение критериев оценки; выбор награды для победи­телей (грамоты, дипломы, призы, подарки, медали и т.д.); подбор реквизита, оформление помещения, приглашение болельщиков и пр.

Конкурс барона Мюнхгаузена

Личное или командное соревнование с целью выявления лучших вы­думщиков. Чья история будет наиболее интересной, смешной, тот и ока­жется лучшим вралем, лучшим выдумщиком и самым веселым человеком. О конкурсе следует сообщить за один-два дня до его проведения. Темами могут быть: «Мое путешествие к Южному полюсу на белых кошках», «Без пушки на Луну за грибами», «Что я видел на дне Марсианской впадины», «Мои встречи с Робинзоном Крузо», «Как я поймал Лохнесское чудовище», «Моя фазенда на Марсе» и т.п. Участники конкурса могут демонстрировать фотографии, фотоколлажи, рисунки, чертежи, проекты; привлекать «свиде­телей» - друзей, родителей.

Конкурс лесных репортажей

Импровизированная экологическая игра-соревнование, в ходе которой читатели пробуют себя в роли журналистской бригады, работающей над экологическими проблемами. Участникам конкурса необходимо подгото­вить «репортаж с места событий» для информационной передачи. Чтобы справиться с заданием, нужно знать секреты репортерского дела. Во-первых, найти интересную тему, во-вторых, определить жанр репортажа (журналист­ское расследование, интервью со «знаменитостью» или игровой сюжет), в-третьих, составить яркий и оригинальный текст. Библиотекарю предстоит стать ведущим: сымитировать позывные передачи, начать веселое общение с аудиторией, занимательный обзор лесных, полевых и речных событий, подвести свою речь к первому репортажу, со словами «Передают наши корреспонденты...» предоставить слово первой журналистской бригаде и т. д. После каждого репортажа нужно благодарить его создателей, в конце всей передачи сообщить прогноз погоды на завтра и попрощаться со зрите­лями. Итоги конкурса подводит компетентное жюри.

Консультация

Совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у вы­ставок, у каталогов и картотек преимущественно индивидуально, но могут быть и групповыми. Цели библиотекаря: помочь осознать запросы, под­сказать рациональный путь самостоятельного поиска нужной литературы. Библиотекарь стремится углубить чтение читателя, заронить в нем мысль о возможностях и перспективах самообразования, ввести в круг чтения лучшую художественную и научно-познавательную литературу.

Конференция

Специально организованное коллективное обсуждение актуальных про­блем. Различают научные, научно-практические, читательские, итоговые конференции. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы и сроков проведения, оповещение участников, форму­лирование дискуссионно-проблемных вопросов, разработка программы и т.д. Расширенная выставка-просмотр служит наглядным оформлением конференции. По возможности выступления участников сопровождаются мультимедийными презентациями.

Конференция научно-практическая

Специально организованное коллективное обсуждение профессиональ­ных проблем. Сообщения участников характеризуют научный анализ и конкретный опыт практической деятельности.

Конференция читательская

Специально организованное публичное обсуждение художественных или специальных произведений, содействующее развитию критического мышления, аналитическому осмыслению материала, общению читателей. Конференция может быть тематической, а может быть проведена и по одному литературному произведению, только чтобы это произведение было в чем-то спорным, чтобы было что обсуждать. Подготовка к конференции включает несколько этапов: определение темы и педагогических задач, изучение читательских интересов группы; отбор литературы, ее изучение; разработка программы конференции; организация книжных выставок и оформление рекомендательных плакатов; широкая выдача литературы; справочно-библиографическая и консультационная помощь всем желающим принять участие в конференции. Читатели готовят свои выступления, сообщения по теме конференции. Начинается мероприятие с краткого выступления ведущего, где харак­теризуются тема произведения, его значение, основной круг вопросов, на которые желательно было бы получить ответы. Ведущий руководит мероприятием, задает наводящие вопросы, приводит примеры, предлагая дать им объяснения, следит за тем, чтобы мероприятие не выходило за рамки предложенной темы и не превратилось в беспредметный разговор. В заключительном слове ведущий подводит итоги, оценивает некоторые выступления.

Л

Лекция

Публичное выступление-монолог, демонстрирующее совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Как правило, затем следуют ответы на вопросы аудитории.

 Лото литературное

Специально организованное состязание в знании литературы по пра­вилам традиционного лото. В лото играют две команды с равным числом игроков. Представитель команды выбирает из заранее приготовленного на­бора карточку с заданием, зачитывает вслух. Задания на карточках - тексты из литературных произведений разных авторов. По стилю повествования и содержанию играющие должны определить, откуда взяты эти строки и кто их автор. Если ответ, по мнению жюри, верный, то игрок заштриховывает одну клетку своего игрового поля. Выигрывает та команда, которая заштрихует раньше (больше) клетки своего поля.

М

Марафон

Цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу, на­личие препятствий, состязательный характер. Интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библио­течного марафона, который может длиться несколько дней. В марафоне прини­мает участие большое количество читателей. См. также: Игра-путешествие.

Маскарад

См.: Карнавал.

 Микрофон свободный (Открытая трибуна)

Ценностно-ориентированная деятельность детей в ситуации диалога на заданную актуальную тему, основанная на принципах демократии и плюрализма мнений. Передавая друг другу импровизированный микрофон (выходя к трибуне), читатели свободно высказывают свою точку зрения, задают острые вопросы. Выступления читателей должны быть краткими, небанальными, связанными с реальной жизнью. В целом достаточно 7-10 сообщений.

О

Обзор библиографический

Публичное устное сообщение о наборе документов, сделанное в виде связного повествования с краткими характеристиками содержания документов. Различают обзоры: информационные, рекомендательные, тематиче­ские, персональные, обзоры книг, журналов, библиографических пособий, специальных видов литературы и других документов. Библиотекарю надо помнить, что обзор - это связный и последовательный рассказ. Поэтому важно находить точки соприкосновения между отдельными документами, логику перехода в информировании или рекомендации. Как правило, об­зор состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Чтобы овладеть вниманием аудитории, можно начать обзор с вопроса к читателям, например о его теме, цели. Во вводной части обзора дается характеристика темы, поясняются ее значение, принцип отбора литературы, ее группировка в структуре обзора. В основной части - рассказ о самих произведениях. О каждом из них сообщаются сведения (фамилия автора; выходные данные; целевое и читательское назначение; наличие справочного аппарата; аннота­ция, раскрывающая содержание произведения; рецензии на произведение, если они есть). В заключительной части подводится итог всему сказанному, могут быть дополнительно названы издания, близкие по содержанию к теме обзора, а также предложены библиографические пособия этой же тематики. Общие методические требования к обзору: художественная ценность ото­бранных книг, занимательность и доступность изложения, стремление акти­визировать слушателей, возбудить у них желание самостоятельно прочитать рекомендованные книги. Обзор является самостоятельной формой работы, но часто он проводится у книжной выставки, предваряет или завершает литературный вечер, обсуждение книги, литературные игры.

Обсуждение книг

Коллективный анализ и оценка произведений художественной и отрас­левой литературы группой читателей совместно с библиотекарем, автором, критиком и т. п. в форме свободной дискуссии. Читатели участвуют в об­суждении добровольно, с разной степенью активности и инициативы. Важным является выбор книги для обсуждения. Нужно хорошо знать читателей: их возрастные особенности, интересы, потребности, уровень под­готовки. Следующий этап в подготовке обсуждения - разработка вопросов. По содержанию выделяют вопросы: помогающие раскрытию сюжета («Где и когда происходит действие...»); углубляющие понимание содержания книги и формирующие у читателя умение анализировать прочитанное («Какое название больше соответствует содержанию книги?»); побуждающие читателей выска­зать свои мысли, суждения о героях, о самих литературных произведениях («Кто из героев самому автору больше нравится? А вам?»); помогающие выявить взаимосвязь между проблемами реальной жизни и проблемами литературных героев («Какой эпизод вам кажется главным?). Чтобы установить контакт с аудиторией, обычно начинают с вопросов: «Знакомы ли вы с произведениями данного автора? Какая из его книг вам показалась особенно интересной? С каким настроением вы ее читали?» Характер вопросов может быть очень разнообразен. Чем старше читатели, тем чаще ставятся вопросы, требующие сравнительной характеристики героев разных произведений, выделения общего в их поведе­нии, выбора правильного решения в создавшейся ситуации. Вопросы должны активизировать воображение читателей, вызывать желание размышлять. Каж­дый последующий вопрос должен быть логически связан с предыдущими и с высказываниями ребят. Для привлечения внимания читателей к предстоящему обсуждению оформляют специальный плакат-объявление, в котором даются краткие сведения о книге, сообщаются дата, время и место обсуждения. Объ­явление не должно содержать в себе вопросы, предусмотренные программой обсуждения. Подготовка читателей к обсуждению состоит в том, чтобы книгу прочитали все участники, чтобы у них возникла потребность обсудить ее. Для этого у библиотекаря есть немало приемов: рассказать об авторе, о других его произведениях, организовать книжную выставку, посвященную творчеству писателя, сослаться на мнение сверстников ребят и т.д. Большую роль играют индивидуальные консультации для всех готовящихся к обсуждению. В обсуждении могут участвовать 10-15 человек, но не более 25-30. Ведущий обычно придерживается заранее разработанной программы, но это не значит, что он не должен отступать от нее. В ходе обсуждения может возникнуть ряд дополнительных вопросов. Ведущий должен не только очень внимательно слушать выступающих, но и следить за аудиторией, чтобы вовремя подхватить чью-то реплику, столкнуть различные мнения, заметить и правильно использовать реакцию читателей. Ведущий может попросить кого-нибудь выступить, задать вопросы, но это не должно носить характера официального вызова и «вытягивания» ответа. Это противоре­чило бы самому характеру свободной и добровольной беседы. Не следует заранее сообщать ребятам о своем отношении к произведению. Заключая обсуждение, библиотекарь может остановиться на тенденциях в творчестве писателя, продолженных в его новых работах.

Формы обсуждения - читательская конференция, диспут, дискуссия, литературный суд, «круглый стол». Обсуждение способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мыш­ления, самостоятельной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов.

П

Парад

Ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.д. Разновидность парада - карнавальное ше­ствие, например, литературных героев.

Посвящение

Специально организованный ритуал, присваивающий статус Читателя, Рыцаря книги, Защитника природы и др. Торжественность момента усили­вается произнесением клятвы, вручения памятного знака (медали, памятки, грамоты и т.п.).

Посиделки

Комплексное мероприятие, разновидность литературного вечера, сти­лизация под крестьянский досуг. Форма берет исток из прошлого, когда в свободный вечерок собирались у деревенской завалинки и стар и млад. Тут и песня, и веселый рассказ, и занимательная история, допустимы подвижные игры, конкурсы, литературные состязания.

Праздник

Комплексное мероприятие, посвященное знаменательной дате или со­бытию общенародного, традиционного, литературного характера. Тема праздника должна быть интересной, личностно значимой для каждого участника, соответствовать возрасту детей.

Праздник начинается с пролога - вступительной части, настраивающей детей на определенное эмоциональное восприятие. Это эпиграф ко всему происходящему. Он может быть вербальным (яркое выступление ведущего), ритуальным (линейка, подъем флага), музыкальным (оркестровое высту­пление, фанфары), техническим или с другими эффектами (запуск шаров, птиц, световые гирлянды). Завязка - эпизод, запускающий в движение сю­жет праздника, - реализуется с помощью различных действий и приемов: получение телеграммы, встреча с любимым сказочным героем и т.д. Раз­витие действия - это основная часть праздника, в которой эпизод следует за эпизодом, событие за событием, прибавляя торжеству все новые и новые краски. Реализуется через слово, деятельность, демонстрацию. Финал - за­ключительная часть праздника. Это самый яркий, красочный, эмоциональ­ный момент, венчающий общее торжество. Концовка должна быть краткой и четкой, может включать в себя награждение всех отличившихся участников, раскрытие сюрпризов, секретов, общую песню и т.д. На празднике не может быть зрителей. Все присутствующие - его участники.

Праздник семейный

Комплексное мероприятие, специально организованное развлечение, в котором участвуют семьи с детьми. Программа праздника состоит из бесед и обзоров, литературно-музыкальной композиции, конкурсов, игр и раз­влечений, викторин и ролевых игр, просмотра видеофильмов. Завершают праздник чаепитие, раздача призов и подарков.

Практикум

Комплекс практических заданий и упражнений, способствующих усвое­нию изученного теоретического материала.

Представление театрализованное

Сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различ­ные виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено историко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, известного деятеля и др.

Премьера (Презентация)

Комплексное мероприятие, представляющее читателям новинку — книгу, журнал или другое издание. Термин «премьера» французского происхожде­ния и означает «первая». С недавних пор премьеры стали именовать пре­зентацией от англ. «представлять». Если премьера означает нечто строгое, торжественное, то презентация ближе к празднику, шоу.

Главный гость презентации - автор произведения. Он рассказывает читателям об истории написания книги: от замысла до воплощения, о прототипах героев и т.д. Затем выступают те, кто способствовал появле­нию книги (художник, представитель издательства, рецензент и др.). Если есть возможность, приглашают прототипов героев, свидетелей, земляков, участников событий и др. В сценарий можно включить стихи, песни, ин­сценировки, связанные с сюжетом или биографией автора. В заключение автор подписывает книги, раздает автографы. Если нет возможности при­гласить автора, библиотека может использовать другие формы и приёмы. В качестве оформления используют фотодокументы, иллюстрации, пред­меты материальной культуры.

«Пресс-конференция»

Ролевая игра, имитирующая встречу делегации с представителями прес­сы, корреспондентами различных газет и журналов, журналистами радио­вещания, телевидения и фотокорреспондентами. Цель пресс-конференции: обмен знаниями, выработка правильного отношения к историческим и теку­щим событиям общественной жизни страны, города, района. Библиотекарь может задать тему пресс-конференции, статус «делегации».

Р

Разговоры семейные

Специально организованное общение семей с детьми, основанное на принципах взаимного доверия и уважения, свободного высказывания. За импровизированным круглым столом можно обсудить такие темы, как: «Родословная», «Семейные династии», «Праздник имени», «История чая», «Любимые книги детства», «Наши увлечения» и т. д

Рассказывание

Устная речь, пересказывающая содержание произведения близко к тексту. Готовясь к рассказыванию, библиотекарь должен хорошо познакомиться с содержанием произведения, несколько раз перечитать его, выделить главную идею, хорошо представлять себе действующих лиц, их внешний облик, речь, отдельные места запомнить дословно. Как правило, используют небольшие по объему произведения: сказки, рассказы, очерки. Рассказчик свободно общается с аудиторией, следит за ее восприятием.

Рулетка библиографическая

Специально организованное развлечение, содействующее развитию информационно-библиографической эрудиции читателей, имитирующее игру наудачу в рулетку. В игре соревнуются две команды (по 4-5 человек). Остальные читатели являются зрителями-болельщиками. Действие концен­трируется вокруг рулетки. Библиотекарь раскладывает конверты с приго­товленными заданиями (поиск информации, ответ на вопрос, подбор лите­ратурных источников и т.п.), а также таблички, обозначающие «рекламную паузу». Игроки вслух обсуждают алгоритм поиска, могут воспользоваться справочной и познавательной литературой, каталогом и картотекой. Игру судит жюри. Ведущий приводит в движение рулетку - игра начинается. По необходимости библиотекарь занимает зрителей интересными вопросами и незатейливыми конкурсами по теме. Во время рекламных пауз знакомит читателей с новым библиографическим пособием, энциклопедией, журна­лом. Победителем признается команда, игроки которой успешно справились с заданиями, аргументировано и правильно ответили на вопросы.

С

Салон

Комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в об­становке литературного салона. Историческим примером могут послужить салоны дворянской России, серебряного века, где сочетались серьезные споры и светские развлечения, читались литературные новинки, исполня­лись романсы, звучала музыка, обсуждались политические и культурные события. Главная особенность салонов - свободное общение. Можно ввести театр-экспромт, «живые картины», творческая часть может быть составлена из простых концертных номеров.

 Спектакль

Представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка

Спор-час

См. Диспут

Стол круглый (Философский стол)

Специально организованный обмен мнениями, обязательными элемен­тами которого являются: актуальная проблематика дискуссии; участие в ней ограниченной группы компетентных и творчески мыслящих специалистов, имеющих свои взгляды, опыт, личное отношение к обсуждаемому вопросу; формулирование в итоге обсуждения конструктивной программы конкрет­ных действий. Разновидность профессиональной встречи, коллективная интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений жизни. Содержание «стола»: проблемы экологии, права, образования и т.п. Философские публичные размышления - необходимый элемент в становлении личности школьника как субъекта собственной судь­бы. Стратегию жизни способен вырабатывать только человек, способный абстрактно, аналитически мыслить. Вопросы для обсуждения оглашаются задолго (за неделю) до «круглого стола». Библиотекарь договаривается с некоторыми читателями о том, что они возьмут на себя обсуждение какого-либо вопроса, рекомендуют посмотреть книги, словари, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы, спектакли, стихи, живописные полотна, песни по теме «стола». «Круглый стол» оснащается портретами философов (или деятелей), их изречениями. Фрагмент музыкального произведения поможет создать необходимое психологическое состояние.

Располагаются участники разговора по кругу, имитируя круглый стол, где все участники беседы равны. Участие взрослых обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления. Эффективным приемом для стимулирования активности детей является разделение всех участников на две группы: одна выдвигает суждения, другая оппонирует предлагаемые решения. Состязательность увлекает читателей, повышает их внимание к содержанию разговора и форме выражения мыслей. При этом требуется фигура ведущего, который будет контролировать ход обсуждения, напомнит об этических правилах ведения разговора. «Круглый стол» мож­но считать успешным, если читатели расходятся с желанием продолжения дискуссии.

Суд литературный

Ценностно-ориентированная деятельность, ролевая игра, имитирующая судебное заседание, предметом обсуждения которого является литера­турное произведение, его персонажи. Между читателями - участниками литературного суда распределяются роли. Они определяются особенно­стями судопроизводства, которое предполагает обязательное присутствие основных участников процесса: судьи, защитника (адвоката), прокурора, судебных заседателей, секретаря суда. Иногда к ним добавляются общественные обвинители и общественные защитники. Исходя из фабулы и сюжета произведения, определяются потерпевший, обвиняемый, свидетели и др. В романе В. Каверина «Два капитана» описан литературный суд над Евгением Онегиным.

Т

Театр книги

Специально организованное театрализованное представление по моти­вам художественных произведений. Часто участники театра книги - постоян­ная творческая группа читателей (члены клуба, кружка и т. п.). Театр книги может представлять героев и персонажей, сюжеты и сцены литературных произведений. Фрагменты театра книги приемлемы в рамках ассамблеи, гостиной, бенефиса, вечера, кафе, салона, устного журнала и др. См. также Представление театрализованное.

Ток-шоу

Специально организованный обмен мнениями, диспут, обсуждение какого-либо вопроса, в котором принимают участие приглашенные спе­циалисты и зрители (от англ. talk - говорить, беседовать и show - показ, демонстрация). Проведение ток-шоу требует: наличия актуальной или актуально сформулированной проблемы, определяющей тему разговора (вопросов и ответов); присутствия участников (ведущих, героев ток-шоу, зрителей, экспертов); оформления места его проведения (художественного и музыкального); определения регламента дискуссии (времени и приемов организации общения, выраженных в существующем сценарии); необхо­димого для его реализации материально-технического обеспечения. В ходе ток-шоу важно обеспечить живое и эмоциональное общение всех участни­ков программы, чтобы взрослые и подростки могли увидеть друг друга как людей со своей историей, своими жизненными событиями, интересами и увлечениями. Форма требует особой регуляции эмоционального состояния участников, поскольку основная задача ведущего ток-шоу - вызвать ответ­ную реакцию зрителя на обсуждаемую тему.

Турнир библиотечный

Специально организованное развлечение-состязание. В Средние века турниры происходили в честь прекрасных дам между рыцарями. Библио­течный турнир - это состязание, бой между «рыцарями», где побеждают благородство, интеллект, находчивость. Данная форма соединяет в себе особенности викторины и конкурса, потому и схема проведения может быть следующей - чередование вопросов и практических заданий. Действия со­ревнующихся оценивает коллегиальный орган.

У

Урок библиотечный

Познавательное занятие, призванное обучить читателей основам библиотечно-информационных знаний в целях формирования соответ­ствующих умений и навыков. Структура урока включает теоретическую часть и практикум. Допустимы игровые элементы. Желательно реализовать программу - цикл уроков библиотечно-библиографической грамотности, со­ставленную в соответствии с возрастными особенностями (является частью учебной программы «Информационная культура»).

Урок информационной культуры (грамотности)

Познавательное занятие, призванное обучить работе с информацией всех видов, в том числе с помощью компьютерных технологий. Урок будет более эффективным в условиях компьютерного класса, где каждому пользователю предоставляется персональный компьютер. Желательно реализовать про­грамму - цикл уроков информационной культуры, составленную в соот­ветствии с возрастными особенностями, уровнем подготовки и т.д.

Урок мужества

Познавательное занятие патриотической тематики. Сценарная основа: военно-исторические события, художественные и документальные произ­ведения. Как правило, включает встречу с интересным человеком - свиде­телем (участником) событий.

Урок православной культуры

Познавательное занятие религиозной тематики, на котором читатели знакомятся с историей религии, праздниками, обычаями, иконографией и т. д. Сообщение библиотекаря сопровождается духовной музыкой, исто­рическим экскурсом. Возможно приглашение духовного лица.

Устный журнал

Комплексное мероприятие, имитирующее журнал (периодичность, по­стоянные рубрики) и представляющее собой серию коротких выступлений (страничек). Устные журналы посвящаются актуальным вопросам современ­ности, определенным темам, знаменательным датам, творчеству писателей, новинкам литературы. Журнал издается по всем правилам: яркая обложка с названием, изложение основного материала на нескольких страницах. На­звание должно быть коротким, запоминающимся, ярким, привлекательным для аудитории. Подготовка конкретного номера включает написание сцена­рия, подбор иллюстративного материала, приглашение гостей и т.д. Объем устного журнала - не более 3-4 «страниц». Они могут быть разнообразными по способу изложения материала: устные сообщения ребят, выступления писателей, ученых, ветеранов войны и труда, инсценировки из книг, показ фрагментов фильмов, прослушивание музыкальных произведений. Во время «чтения» обязательной является процедура «перелистывания» страниц.

Утренник

Комплексное мероприятие познавательно-развлекательного характера с использованием чисто внешних театральных средств. Различают утренни­ки: тематические, посвященные юбилейным датам, творчеству отдельных писателей. Утренники пользуются особой популярностью у детей младшего школьного возраста. Традиционная программа литературного утренника включает: вступительное слово библиотекаря, поэтический монтаж, инсце­нировку, литературную игру, демонстрацию мультфильмов. Ведущие могут выступать в образах литературных или сказочных героев. Детям особенно интересны те утренники, в которых они сами активно участвуют.

Ф

Фестиваль

Специально организованное представление, демонстрирующее твор­ческие достижения и способности. Как правило, выступления участников фестиваля объединены общей темой, девизом и т.д. (Сказочный фестиваль, Фестиваль народного творчества, Поэтический фестиваль, Фестиваль юмора). Фестиваль имеет конкурсную основу (выступления поощряются дипломами, титулами, сувенирами), но не носит ярко выраженного со­стязательного характера. Временные рамки фестиваля от одного до не­скольких дней. Среди действующих лиц фестиваля: ведущие, почетные гости, представители власти. Фестиваль - крупное массовое мероприятие, предполагающее большую зрительскую аудиторию.

Ч 

Час интересных сообщений

Специально организованный обмен информационными сообщениями познавательного характера. На подготовительном этапе читатели собирают интересные факты на заданную тему (экология, техника, история, искусство и др.), библиотекарь рекомендует книги и публикации, ресурсы Интерне­та. Основное содержание познавательного занятия - устные выступления ребят. Библиотекарь организует порядок выступления, по необходимости комментирует и добавляет информацию. Уместны игровые элементы, обзор и рекомендательная беседа. См. также: Вечер занимательной науки, Вечер естественнонаучной, технической и сельскохозяйственной литературы.

Час литературный

Комплексное мероприятие, посвященное художественной литературе, призванное подробно познакомить читателей с конкретным автором и произведениями, жанром и героями. Универсальный и открытый характер данной библиотечной формы позволяет включать в сценарий музыкальные и игровые моменты, а также просмотр видеофильма и прослушивание ау­диозаписей. См. также: Вечер литературный, Вечер-портрет.

Час познавательный

Комплексное мероприятие познавательного характера, отвечающее просветительским целям. Универсальный и открытый характер данной библиотечной формы позволяет включать в сценарий игровые моменты, просмотр видеофильма, прослушивание аудиозаписей. Тематическое раз­нообразие познавательного часа (экология, техника, история и др.) допускает обозначение формы соответственно теме (экологический час, исторический час, час искусства и т.п.). См. также: Вечер занимательной науки, Вечер естественнонаучной, технической и сельскохозяйственной литературы, Час интересных сообщений.

Час-размышление

Специально организованный обмен мнениями. Участники этого меро­приятия не спорят, а размышляют по тому или иному вопросу, например на темы: «добро», «зло», «любовь», дают понимание этих понятий. Библиоте­карь принимает участие в их размышлениях, рекомендует прочитать книги по теме разговора.

Час тихого чтения

Специально организованное чтение. В тишине и спокойствии каждый читает выбранную им книгу.

Час фольклорный

Инсценировка народного праздника, литературный час, литературно-музыкальная композиция. Большую роль играет наглядное (костюмы, ин­терьер, выставки) и музыкальное оформление (песни, танцы, мелодии).

Чемпионат кроссвордистов

Состязание, где побеждает участник, разгадавший кроссворд быстрее со­перников. Библиотекарь подбирает 2-3 комплекта одинаковых кроссвордов, устанавливает время и место проведения. Участникам раздаются конверты, в которые вложены 2-3 кроссворда. Соревнование идет на время и точность ответов. Разгадавший кроссворд вкладывает его в конверт, подписывает на нем свою фамилию и ставит время сдачи. Допускается пользование спра­вочными изданиями. Для болельщиков можно организовать викторины и развлекательные конкурсы. Судит чемпионат жюри.

Чтение громкое

Специально организованное чтение вслух произведений печати, со­четается с комментированием и обсуждением прочитанного. Особенности устной речи - экспрессия, интонация, выделяющие главное в тексте или то, что осталось бы невыявленным при самостоятельном чтении, - облегчают ребенку процесс восприятия. Должно быть выбрано такое произведение, которое вызывает у детей сильные эмоциональные переживания, стремление размышлять о прочитанном. Продолжительность зависит от возраста детей, но не более 20-25 минут. Разговаривать с детьми сразу после чтения можно в тех случаях, когда у них есть вопросы к библиотекарю, раздаются реплики или желание высказаться по поводу услышанного. Полезны циклы громких чтений, которые проводятся регулярно, в определенные дни и часы. Громкие чтения эффективны при обслуживании плохо читающих, незрячих и слабо­видящих, а также тех детей, для кого русский язык не является родным.

Чтения

Цикл вечеров о жизни и деятельности одного выдающегося человека. Например: «Ломоносовские чтения», «Пушкинские чтения», «Чеховские чтения» и др. Возможны также циклы чтений проблемного характера: «Педагогические чтения», «Экологические чтения» и т. д.

Э

Экскурсия

Специально организованное передвижение участников с целью демон­страции им какой-либо экспозиции. Основное назначение библиотечных экскурсий - ознакомление пользователей с библиотекой, ее ресурсами и услугами. Допустимы игровые моменты, театрализация.

Эстафета

Совместная деятельность группы участников, совершаемая в последо­вательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами. См. также: Игра-путешествие, Марафон.

Я

Ярмарка

Развернутое на определенной площадке совместное развлечение (на­родное гуляние), предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Ярмарке присущи: свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки-«аттракционы». За участие в «ат­тракционах» выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкус­ное или полезное; обычно «аттракционы» -это специфические конкурсы, не требующие особых умений, длительного времени на выполнение задания; финал может проходить в виде аукциона-распродажи, где участники смогут использовать, жетоны. Структура: общий сбор (линейка, карнавальное ше­ствие), свободное движение участников по пространству, свободный выбор аттракциона и участие в нем, финальный сбор с аукционом и без него.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Беленькая Л. Ребенок и книга: о читателе восьми-девяти лет [Текст] /Л. И. Беленькая. - 2-е изд. - М., 2005. - 144 с. - (Я вхожу в мир искусств. -2005.-№3)

2. Руководство чтением  детей и юношества в библиотеке [Текст]: учебник  / под ред.канд. пед. наук профессора Т. Д.Полозовой. - М., 1992. - 232 с.

3. Библиотека и юный читатель: практическое пособие [Текст]  / Гос. б-ка СССРим. В. И. Ленина; сост. Ю. В. Просалкова, X. Д. Хамракулова. - М., 1987. -256 с.

4. Библиотечное дело: терминологический словарь [Текст] / Гос. б-ка СССР им.B.  И. Ленина; сост. И. М. Суслова, Л. Уланова. - 2-е перераб. и значит,доп. изд. - М, 1986. - 224 с.

5. Библиотечное дело: терминологический словарь[Текст]  / Российская го­сударственная библиотека. - 3-е значительно перераб. и доп. изд. - М.,1997.-168 с.

6. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание [Текст]: учебно-методическоепособие / В. А. Бородина. - М., 2004. - 168 с. - (Серия «Библиотекарь и время. XXI век»)

7. Комисарова Л. Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки [Текст]: методическое пособие / Л. Д. Коми­сарова. -М., 2003.-150с.

8. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы / Б.Куприянов // Воспитание школьников. - 2002. - № 4. - С. 19-26; 2005. -№5.-С. 21-29.

9. Лоцманова В. И. Чтобы воспитать информационную культуру... /В. И. Лоцманова// Библиография. - 1994. - № 2. - С. 40.

10. Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек[Текст]: учебно-методическое по­собие / Г. К. Олзоева. - М., 2006. - 120 с. - (Серия «Библиотекарь и время.XXI век»).

11. Работа с читателями[Текст]: учебник для студентов библиотечных факуль­тетов институтов культуры, педагогических вузов и университетов / под ред.В. Ф. Сахарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1981. - 296 с.

12. Седых Т. Что такое: словарь массовых форм работы / Т. Седых //Библиотека в школе. - 2006. - 1-15 авг. (№ 15). - С. 2-3. - (Работа с чита­телями).

13. Справочник библиотекаря [Текст] / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; сост.С. Г. Антонова, Г. А. Семенова. - М., 1985. - 303 с.

14. Тихомирова И. И. Школа творческого чтения[Текст]: методическое пособие/ И. И. Тихомирова. - М., 2003. - 160 с. - (Я вхожу в мир искусств. - 2003. -№6).

15. Толченов О. Игровые театрализованные формы: особенности их ис­пользования в работе с детьми / О. Толченов // Воспитание школьников. -2003. - № 5. - С. 29-35. - (Педагогу дополнительного образования).

Центр детского чтения "Синяя птица" г. Белорецк

www.belorlib.ru

 

Уважаемые посетители! Все возникающие вопросы можно отправить по адресу: bibl.zivil@mail.ru

Skype: bibl.zivil

 Яндекс.Метрика

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика