Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Особо чтимые чудотворные иконы и колокола церквей

Уже отмечалось наличие различных архитектурных стилей и времен в интерьерах церквей,иконостасов и икон. В некоторых церквах Чувашии имелись так называемые чтимые и «чудотворные» иконы. Имена мастеров икон и иконостасов нам неизвестны, но их произведения являются высокохудожественными. Также остались неизвестными художники, которые расписывали внутренние стены храмов. К особо чтимым иконам в Введенском соборе города Чебоксары относятся четыре. Икона Божией Матери Владимирской (образ в киоте), написанная в XVI в., украшена серебряной позолоченной ризой и находится по левую сторону царских врат. По преданию, это дар архиепископа Казанского Чудотворца Гурия. Следующая икона — Спасителя, также, по преданию, подарена собору митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном. Образ, как тому свидетельствует надпись на киоте, возложен в лета 7209 от рождения Иисуса Христа. Образ находится в серебряном окладе с маргаритом (хрупкая слюда), украшен и написан в честь двунадесятых праздников. Третья по счету особо чтимая икона Вылитый образ Смоленской Богоматери, украшенный мощами разных божьих угодников, подарена митрополитом Тихоном, которому в 1687 г. она была преподнесена грузинским царем Арчилом. Четвертая икона — с мощами Казанских Чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа. По преданию, чебоксарцы отправили выборщиков в Казань просить часть мощей святых угодников. Желание их было выполнено. Часть святых мощей находится в серебряных ковжецах, что вложены в икону, на которой изображены святые Казанские Чудотворцы Гурий, Варсанофий и Герман. В духовном регламенте Русской православной церкви XVII в. отмечалось: «Архиереи для вспоможения церквей убогих, или новых построений, повеливали происковать явления иконы в пустыне или при источнике и икону оную самое обретение свидетельствовать быти чудотворную. Смотреть должен епископ о оных, дабы не волочились беспутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено было, дабы иконы святые ложных чудес не вымошлено». Такие иконы являлись и на территории Чувашии. Икона Божией Матери Казанской Ключевской пустыни Алатырского уезда, иконописная работа на линовой доске (высота 6,5, а ширина 5,5 вершка), находилась в медном позолоченном киоте, в 1803 г. была помещена в серебряный, позолоченный киот. Такие же иконы были при церквах в Чемееве, Ишаках, Малых Шатьмах, но особой известностью пользовалась икона Божией Матери Тихвинской Цивильского Троицкого собора. Икона греческого письма, на простой деревянной с выемкой доске в высоту 1 аршин и 14,5 вершков, в ширину 1 аршин и 7 вершков, на иконе два венца и риза серебряной и позолоченной чеканки, в венцах две короны, убранные простыми разноцветными камнями. По преданию, явилась со времени чудесного избавления города от осады Степаном Разиным. Жители Цивильска имели к этой святыне особое усердие и благоговение. К этой иконе стремились поклониться богомольцы из других уездов, не только Казанских, но и Симбирских, особенно с 20 по 26 июня по случаю проведения в это время Цивильской ярмарки, т. к. икона считалась чудотворной. «Первое чудо — прозрение слепой девицы Ксении в 1661 г., второе — поражение некоего чувашенина за хулу — в 1693 г., третье — исцеление расслабленного мужа Алексея в 1699 г., четвертое — воскресение младенца Иоанна в 1700 г., пятое — воскресение младенца Василия в 1701 г.» Всего чудес насчитывается 25, и если их перечислять, то картина такова: «в 1704 г. — исцеление отрока Матфея; 1705 г. — исцеление слепой девицы; 1706 г. — исцеление расслабленного мужа Афонасия; 1707 г. — воскресение удушенного младенца; 1708 г. — прозрение слепой девы Параскевны; 1709 г. — очищение от нечистого духа жены Пелагеи; 1710 г. — исцеление глухонемого мужа Симона; 1711 г. — исцеление от болезней мужа Петра; 1713 г. — исцеление от безумия жены Аграфены; 1754 г. — исцеление от болезни девицы Ксении; 1755 г. — исцеление от безумия мужа Тучкова; 1757 г. — исцеление от безумия девицы Марии; 1763 г. — избавление от уныния и болезней поручека Сипагина; 1773 г. — исцеление от болезней Василия Иовлева; 1789 г. — исцеление от болезней супругов Петра и Ксении; 1807 г. — исцеление от болезней одинокой женщины; 1833 г. — исцеление В. Корнетова; 1833 г. — исцеление сына и жены Барсова от припадков и безумия; 1882 г. — исцеление от нечистого духа жены Марии; 1882 г. — исцеление от умопомешательства Павла Пласкина...»(Икона не сохранилась, последнее упоминание о ней было в материалах ленинградского ученого Н. Материна, проводившего на территории Чувашии в 1933 г. исследования религии народов Волжско-Камского края.) Не менее привлекательны в художественном отношении церковные колокола. Счи1 юсь, что колокол это голос церкви и если обратиться к уставу богослужения, то колокольному звону определялось: созывать к богослужению; выражать торжество церкви и ее богослужения; возвещать неприсутствующим в храме о богослужении и молитвословиях, побуждая их к соединению своих молитв с молитвами находящихся в нем. В конце XIX в. констатировалось, что «...колокольный звон в России не находился на такой высоте назначения, каким он был у предков, церковный звон и литье колоколов заброшены и значительно понизились по сравнению с прежними временами». В записках от 1880 г. «Казанской старины» из церковной археологии Чебоксар рассказывается об обилии каменных церквей и колоколен, украсивших берег Волги, покачнувшихся от древности на бок под тяжестью массивных колоколов. «На чебоксарских колокольнях 122 колокола, один в 300 пудов, а другой более весом. Надписи на колоколах и указанные годы говорят, что этот гудел при Петре I, другой — при Екатерине II, третий — при Павле I». Судя по надписям и преданиям, в Чебоксарах с 1705 по 1890 гг. существовал свой колокольный завод, отливавший колокола для своих церквей и других мест. На нем работали свои мастера из мещан, чебоксарцы П. Яковлев, С. Колокольников, диакон Вознесенской церкви Г. Иванов, В. Рязанов, братья Киряновы, А. Плохов, П. Артемьев и другие. В 1880 г. при посещении Чебоксар составителем описи «Казанской старины» колокольный завод продолжал работать, но влачил жалкое существование и занимался в основном производством дужных колокольчиков и бубенцов. Из 122 колоколов чебоксарских только пять вылиты не в городе Чебоксары. Все колокола примерно «составляют вес в 5086 пудов — выходит Чуксарь город или Шибаксары в отношении колоколов несравненно славнее Парижа и Лондона» — отмечается в описании. «Некоторые из них висят без употребления, некоторые звонят 3 или 4 раза в год, часть из них разбита, часть без языков, лестницы на колокольнях прогнившие, для какой цели висят 9 колоколов на Рождественской церкви, совершенно развалившейся, служба в которой не ведется на протяжении ряда лет, колокольня поросла мхом», — вопрошал составитель отчета. Далее он отмечал, что молчат девять колоколов Архангельской церкви, приписанной к Николаевскому собору, а колокольня наклонилась и грозит падением. На колокольне Ишакской церкви самый большой «...колокол в 201 пуд и 8 фунтов с изображением на нем Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, чудотворца Николая с надписью: Благовенствую земле радость великая, хвалите небеса Божьи слава, завод купчихи Татьяны Потаповны Каменевой, бывших братьев Гудковых».
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика