Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

11. Становление города

Меня до сих пор берет за сердце песня: «Догорай, гори, моя лучина, догорю с тобой и я». Она напоминает мне прожитые годы... Лет сто пятьдесят-двести назад лучинами освещались сельские избы. Только у богатых горели свечи. Лучина снова пригодилась в тяжелые годы гражданской войны. На треноге «монтировали» специальный лучинодержатель. В защеп вставляли лучину из сухой сосновой чурки. Лучина горела, стреляя обгоревшими концами. На смену лучине пришла керосиновая лампа, а за нею следом — электрическая. Давно ли это было? В Чебоксарах первый движок заработал в начале двадцатого века на лесопильном заводе Ефремовых. Его мощности, 8 киловатт, едва хватало на пилораму и освещение трех купеческих домов: на Соборной, Благовещенской и Безымянной (2-я Троцкого, Володарского). В ночное время город лежал в полутьме. В летнее время он освещался луной, зимой — снегом. На уличное освещение, по данным городской управы, использовались в 1916 году 109 керосиновых фонарей «Летучая мышь», в 76 из них были семилинейные лампы. Чтобы представить себе, как могли освещать улицу эти лампы, включите лампочку в 15 ватт. Чебоксары по электрификации далеко отставали от соседних губернских городов. С установлением Советской власти этот разрыв начинает сокращаться. Появляются энтузиасты электрификации. К этому делу подключается военком уезда — Соснин. 26 октября 1918 года он обращается в исполком Чебоксарского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов с предложением о вводе электрического освещения в городе, предлагает соорудить электростанцию на долевых началах за счет средств заинтересованных организаций и граждан. Однако этому помешала гражданская война. Первая коммунальная электрическая станция была организована в 1920 году в бывшем доме городской управы. Станция мощностью двенадцать киловатт работала в неделю четыре дня («банные дни»). От нее освещались прежде всего баня, пожарная часть и некоторые учреждения. А желаюших иметь электрическое освещение было значительно больше. Ревком Чувашской Автономной области 2 августа 1920 года создает специальную комиссию по подбору помещения для размещения новой, более мощной электростанции, и ее называют Центральной. Комиссия в составе инженера-электрика Л. А. Беслера, техника Д. М. Абдулова и электромонтера И.С. Товарищева 27 ноября 1920 года обследовала каменный склад потребсоюза на Красной площади и пришла к выводу, что это здание вполне пригодно для размещения центральной электростанции города. Однако более приемлемо оказалось размещение станции в складе Чувашкредитсоюза. Это здание сохранилось вплоть до нашего времени. Однако оно нуждалось в основательном ремонте. Ремонт вел хозспособом облкоммунотдел, в те годы специальных строительных организаций не было, не было также рабочих специалистов и инженерно-технических кадров. В качестве рабочей силы привлекалось население из окрестных деревень, специалисты приглашались со стороны. Чебоксарский городской совет обращается за помощью в Казань. Оттуда командируют электромонтера-самоучку Трифона Степановича Козина. К счастью чебоксарских коммунальников, в городе был швейцарский подданный инженер-электрик Леопольд Александрович Беслер. Он оказал неоценимую услугу энергетикам. Смету на ремонт составляет техник Михайлов. Расчет за выполнение работы производился большей частью натуроплатой: зерном, мукой, солью, махоркой. Бумажные денежные знаки теряли свою ценность. Была инфляция. С большими трудностями добывалось оборудование. Двигатель и генератор разыскали в Москве. Ревком 27 ноября 1920 года издает приказ № 19 о сдаче населением коммунотделу имеющихся у него электротехнических принадлежностей: проводов, осветительных шнуров, патронов, лампочек и т.д. Станция оборудуется по принципу «с миру по нитке». Это спасло от срыва монтажа оборудования — и электростанция 7 сентября 1921 года была введена в строй. Ее мощность не превышала 50 киловатт, а старая прекратила свое существование 23 ноября 1921 года. От Центральной пошли линии электропередачи по улицам Большая Советская и Малая Советская, Свердлова, Чернышевского... Линии имели короткие плечи, поэтому вся их длина составила только 12 километров. В городе загорелось 315 лампочек из расчета 25 свечей, в том числе 16 лампочек на освещение города*. Общая сумма расходов на организацию станции в денежном исчислении составила 64 с половиной миллиона рублей. Центральная электростанция из ведения коммунальной службы 23 ноября 1921 года переходит в Чувашский совнархоз. В июне 1923 года заведующим электростанцией, а также элктромельницей и кузницей при ней стал техник-механик Н. В. Иевлев. После ввода (1928—1929) новой, значительно более мощной электростанции на берегу Волги (конец улицы Водопроводной), здание старой станции продолжает служить разным организациям. В конце двадцатых годов собирались его использовать под кинотеатр. В разные годы здесь были автомобильный гараж, офсетный цех типографии, учебные классы художественного училища. С этого здания-ветерана началась электрификация Чебоксар. По архитектуре это нечто среднее между производственным цехом какой-нибудь промысловой артели и складом. Оно — наша история и заслуживает долгой памяти. Но на этом история не завершается, она только начинается. Для осуществления плана ГОЭЛРО в Чувашии создается объединение коммунальных электрических станций, которое начало функционировать с 1 октября 1924 года. В ведение объединения передаются все электростанции промышленных предприятий. Первым управляющим стал А. П. Виноградов, с 1927 г. — А. И. Ильин. В 1926 году в Чебоксарах на стыке улиц Водопроводной и переулка Дегтярева строится новая электростанция. Она вступила в строй в начале первой пятилетки. Работала с перебоями. Город очень часто погружался во тьму. Тогда зажигались керосиновые лампы. 20 июня 1927 года Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР принял постановление о ликвидации объединенных коммунальных элоктростанций и передаче их в введение местных Советов. В Чебоксарах создается Водосвет, он действует до июля 1955 года. Одним из первых инженеров-энергетиков из чувашей был Александр Маркович Каршев. В 1933 году окончил Московский электротехнический институт, был главным инженером и директором Водосвета. В Водосвете воспитываются и растут кадры энергетиков республики. Иван Васильевич Благодатских строил электростанции в Кировской области, с 1930 года работает в Канаше электромонтером. В 1939 году переезжает в Чебоксары. Здесь его назначают начальником дизельного цеха, затем главным инженером и директором Водосвета. До ухода на пенсию в 1957—1967 годах работал директором Энергосбыта. Константин Федорович Симьянов в Водосвет приходит со строительства сельских ГЭС. С должности инженера его снова направляют на строительство сельских электростанций главным инженером, а затем он становится директором Чувашской конторы «Сельэлектро». После выхода на пенсию продолжал трудиться в Волговятсксельэлектрострое. Главным инженером Чебоксарского Водосвета некоторое время работал комсомолец двадцатых годов Н. С. Белов, окончивший Московский энергетический институт. Затем он становится управляющим Дальневосточной энергосистемы, возглавляет Кузбассэнерго, Герой Социалистического Труда. Но жизненный путь его прервался рано, задолго до пенсионного возраста. Водосвет явился кузницей кадров энергетиков. В его коллективе — электромонтеры П. Я. Нефедов, Н. П. Минеев, Н. А. Андреев, инженер В. Д. Черняев, старший механик Н. П. Красильников, механик А. А. Мурышкин и другие. Тяжелые испытания пришлось выдержать этой организации в военные годы. Для эвакуированных предприятий не хватало электроэнергии, был ограничен отпуск ее на культурно-бытовые нужды. На левом берегу Волги, вблизи поселка Сосновка, в 1934—1936 годах строился стеклозавод. Однако он не был закончен. Здание передали под текстильную фабрику Чувашшвейпромсоюза, затем резко изменили профиль и предприятие реконструировали под ТЭС. В военные годы строительство шло медленно. Рабочих присылали по мобилизации. Станция дала ток в феврале 1944 года. Первыми директорами ее были Каменский, Зубов и Болотов. Я пытался установить связь с одним из них, как мне сказали, оставшимся в живых, Зубовым. Мне дали алатырский адрес. Ответили: Зубов переехал на жительство во Фрунзе. Подключился адресный стол столицы Киргизии. Жена Зубова сообщила, что муж умер... В конце Великой Отечественной войны в 1945 году на электроаппаратный завод прибыл энергопоезд мощностью 3 тысячи киловатт. Он работал на твердом топливе, стоял на первой площадке завода и чуть-чуть не закоптил весь город. В послевоенные годы была расширена Заволжская тепловая электростанция. В 1948 году завершаются строительно-монтажные работы, сдается в эксплуатацию турбогенератор мощностью 3200 киловатт. А потом пришла пора делиться электроэнергией с селом и начинается подключение колхозов к государственным электросетям. В забвение уходят все мелкие сельские электростанции и установки и напрасно — в наше время некоторые экономисты и энергетики утверждают о преждевременности ликвидации ГЭС, расположенных на малых реках. 50-е годы для Чебоксар характерны началом строительства крупных предприятий, в их числе — завод тракторных запасных частей (1971 г. — агрегатный), группа электротехнических заводов — ЗЭИП, ЗЭИМ, расширение —ЧЭАЗ. В 1953 году вступила в строй первая очередь хлопчатобумажного комбината. Одновременно для удовлетворения его потребностей в электроэнергии рядом строится теплоэлектроцентраль ТЭЦ-1. Ее строило СМУ треста «Текстильстрой». Начальником участка был В.М. Саманов — воспитанник Чебоксарского строительного техникума. В 1957 году при Чувашском совнархозе организуется Энергетическое управление, в ведение которого переходят все электростанции, за исключением транспортных и Канашского ВРЗ. Создание специализированного управления способствует дальнейшей электрификации республики. Строятся мощные линии электропередач напряжением 110 и 220 тысяч вольт. Чувашская АССР присоединяется к Единой Европейской энергетической системе страны. Осуществляя программу сплошной электрификации, республика выходит на новые рубежи. В декабре 1965 года вступает в строй первый блок мощностью 50 тысяч киловатт Новочебоксарской ТЭЦ-3, начальник строительства — А. С. Шумилов, главный инженер — В. И. Амелин. Теперь на ТЭЦ-3 установлено 6 агрегатов, вместо четырех предусмотренных вначале. Агрегаты вырабатывают электроэнергию и тепло. На юго-восточной окраине Чебоксар завершено строительство ТЭЦ-2. Здесь установлено пять водогрейных котлов и пять энергетических. Установленная мощность 460 тысяч киловатт и 168 г/кал час тепла. Чебоксарская ГЭС с 18 турбинами должна вырабатывать 1400 тысяч киловатт. Вначале ее строительство было встречено с большим энтузиазмом. Теперь раздаются иные голоса. Оказывается, подсчитывая энергетические ресурсы, забыли о минусах, потерях пахотных земель, лугов и лесов. Не думали о побочных потерях. Но если не поднять водный уровень до проектного, значит, не придется иметь Чебоксарского порта, зачем же строили причальную стенку! Кроме этого, проектируется еще ГАЭС — гидроаккумулирующая электрическая станция мощностью 1200 тысяч киловатт. Однако последний объект вызвал много отрицательных суждений. Независимо от любых решений по ГЭС, ГАЭС, Чебоксары уже стали одним из крупных электроэнергетических центров на Волге и в стране. Теперь снова можно вернуться к первым годам электрификации Чебоксар и республики. Уместно сравнить мощность первой электростанции в 12 киловатт с тем, что имеется сейчас. Вспомним о 135 электрических лампочках 1921 года. Для сравнения скажу, что только на одной праздничной электрической экспозиции Центрального почтамта горело 35 тысяч лампочек. Или взять такой факт: Чебоксарский горисполком в 1920 году обратился в Казань помочь специалистами на монтаже Центральной электрической станции — и наши соседи командировали к нам электромонтера. Теперь Чувашия сама является кузницей по подготовке специалистов-энергетиков, после открытия Волжского филиала МЭИ в Чебоксарах ежегодно выпускаются сотни инженеров-энергетиков различного профиля... Водопровод и канализация Наряду с энергоснабжением решался вопрос водоснабжения. Чебоксары долгое время пользовались естественными природными источниками. Но они не могли удовлетворить возрастающую потребность в воде. Необходим был водопровод. Первый водопровод появился в 1911 году. Он был ведомственным, принадлежал спиртоводочному заводу. Воду брали из Волги с помощью маломощной станции водокачки. Вода предназначалась для производственных нужд, население ею не пользовалось. Да и протяженность трубопровода рассчитана была только от Волги до завода, немногим более километра. Городской коммунальный водопровод был введен в эксплуатацию 1 мая 1929 года. Его протяженность составляла пять с половиной километров. Суточный расход воды не превышал трехсот кубических метров. Действовали только пять водораздаточных будок. Воду отпускали находящиеся в этих будках дежурные по специальным жетонам или за наличные деньги — копейка за ведро. О строительстве городского водопровода по-деловому заговорили в 1924—1925 годы. На проектно-изыскательские работы город получил десять тысяч рублей. Тогда же состоялся выбор места под головные и очистные сооружения в районе нынешней Водопроводной улицы, что являлась наивысшей точкой над городом, так как предполагалось воспользоваться рельефом местности для самотека воды. Сейчас от старого водоприемника и очистных сооружений либо ничего не осталось, либо они используются на другие цели. Проект был разработан и утвержден в 1926 году ГУКХ РСФСР (Главное управление коммунального хозяйства). Автор — инженер А. М. Сенькин. Это имя увековечили автогеном на крышке первого колодца. Сенькин также руководил строительством очистных сооружений. Первые чугунные трубы диаметром 100—150 миллиметров легли по улицам Константина Иванова, Свердлова, Розы Люксембург, Чернышевского и далее через Красную площадь по улице Карла Маркса до пожарной части. Стыковки труб чеканились свинцом. В наше время, когда вместо чугунных укладываются стальные, диаметром даже более 1200 мм, свинца не напасешься — на стыковку употребляется просмоленное льноволокно. Наивысшая точка пересеченной местности имеет отметку 200 метров и 150 метров над «нулевым» уровнем Волги. Чтобы преодолеть такой перепад, город разделен на пять зон в пределах тридцатиметровой разницы в уровнях. Для перекачки воды из нижней, по уровню, зоны в высшую построены насосные станции, а там, где для высотных домов не хватает напора, действуют локальные насосные. Если водопроводом чебоксарцы пользуются с 1929 года, то канализацией — позже, с 1937 года. На проектно-изыскательские работы было получено 23 тысячи рублей. Проект предусматривал только частичную канализацию трех главных улиц: Константина Иванова, Ярославской и Карла Маркса. Первый коллектор протяженностью 425 метров проложили в октябре 1937 года от бывшего родового дома купцов Ефремовых (музей). В последующем году канализацией обеспечиваются дома по улицам Карла Маркса и Ленинградской. Канализация города развивалась медленно. К 1950 году ее сеть не превышала шести с половиной километров, а мощность около шести тысяч кубических метров в сутки. Подавляющая масса населения пользовалась выгребными ямами. При горкомхозе содержался специальный конный обоз для вывозки фекалий и нечистот. Тогда существовали ныне исчезнувшая профессия ассенизатора. Как правило, эти люди работали в ночное время. В поздние часы обоз с полными бочками проезжал по улицам спящего города в поле. За ним долго держался специфический запах. У первой канализации действовали только ямы-отстойники. Все стоки сбрасывались в Кайбулку и Чебоксарку, а оттуда — в Волгу. Первые комплексные очистные сооружения мощностью 15 тысяч кубических метров в сутки появляются накануне 1960 года в районе хлопчатобумажного комбината. Теперь этот показатель мощности давно перевалил за 300 тысяч. Канализация также, как и водопровод, проектируется союзным проектным институтом Гипркоммунводоканал в Ленинграде. С 1972 года вопросы водоснабжения и канализации решаются в комплексе с Новочебоксарском. В районе впадения Цивиля в Волгу созданы мощные очистные сооружения. Задействованы специализированные строительно-монтажные организации. Теперь нет в живых многих тех, кто начинал и вел строительство этих подземных коммуникаций. Ныне живущее поколение о них может узнать в ведомственном музее производственного управления «Водоканал». Это Л. С. Степанов, П. Ф. Тигер, С. В. Кулалаев, Г. Н. Маркин, Н. С. Сергеев, М. С. Цветков, З. Г. Петрова и многие, многие другие... Родники и колодцы Даже после постройки водопровода чебоксарцы для питья воду старались брать из колодцев и родников. Старожил города, бывший житель Трубного оврага, А. Ф. Деменев помнит, что у них одним колодцем пользовались более двадцати дворов. Наряду с колодцами в каждом овраге имелись родники. Некоторые из них имели срубы и благоустроенные подходы. Советская власть, объявившая себя рабоче-крестьянской, большое внимание обращала на естественные водоисточники. Первыми «новостройками» становились колодцы, подходы к ним и лестничные спуски и овраги, где проживало наибеднейшее население города. За колодцами и родниками следили в основном местные жители, среди них всегда находились добровольцы-плотники и просто умельцы. Об одном из таких энтузиастов вспоминает врач-пенсионер Андреева (по мужу Андронникова) Нина Сергеевна. — Мой дед — Андреев Александр Андреевич, был неграмотный, выходец из какого-то чувашского района, в юности и зрелости бурлачил, а затем добровольно, без всякой оплаты ежегодно следил за пятью родниками. Еще осенью он находил липу, зимой из нее делал желоба, и весной с апреля начинал чистить родники, вставлял новые желоба. Всегда брал меня с собою. Начинал с родника у первого дома лесника по Ядринскому шоссе, это сейчас в районе улицы Пирогова. Подходил к роднику, размашисто крестился, воду пил из ладони, умывался. Работал долго, у родника же обедал, доставал хлеб, разламывал его, давал мне. Хлеб мочили в родниковой воде, подсаливали, так и ели — хлеб казался очень вкусным. Второй родник находился позади улицы Водопроводной. Здесь была вода очень студеная, пить мы ее боялись, а приносили домой, заливали самовар. К чаю подавали сушки. Ремонтом этого родника дед занимался не один, а с товарищами, такими же, как он, добровольцами. Меняли все сгнившее и полусгнившее, чистили дно, выстилали камнем. Третий родник был возле Карачуринского дома лесника, находившегося в березняке. Родниковая вода растекалась по трем желобам в долбленые колодца. Из первого желоба пили люди. Здесь на березовых сучках висели кружки, сделанные из бересты. Из второй колоды поили скотину, в третьей полоскали белье. Четвертый родник находился между деревней Пятино и Пятинским кладбищем. Стояла скамейка. Дед садился на нее, молча и долго курил трубку. О чем он думал, кого вспоминал — я не знала, раньше старики были немногословны. Пятый родник был на берегу Волги, несколько выше Ефремовского лесозавода. Над родником стояла часовня с расписными стенами. Дед менял желоб, правил крышу часовне, а потом долго стоял на коленях и молился... В селе Семеновское Порецкого района есть два источника — Параскевы мученицы и святого Якова. В годы воинствующего атеизма из-за своего религиозного к ним отношения жителей источники были заброшены. Однако народ продолжал ими украдкой пользоваться. Женщины демонстративно одевались во все чистое и опрятное, головы повязывали белыми косынками. Теперь сельсовет отремонтировал один из родников. Вода оттуда хранится долго. О родниках мне рассказала бывшая Семеновская жительница Вера Ивановна Алатырцева (Тарасова), а ей — тетки мужа. Существовала легенда: в озерце, образовавшемся около родника, плавала небольшая дощечка. Ее никак не могли оторвать от воды, только с помощью священника удалось это. На оборотной стороне дощечки было изображение мученицы Параскевы. К сожалению, после опубликования моего очерка в «Чебоксарских новостях» через пару недель из с. Семеновское мне сообщили, что икону выкрали, а ведь она была древняя, предполагают, что завезена солдатами Ивана Грозного в ХVI веке. Чебоксарское телевидение сделало зарисовку об источнике и использовало по программе «Местное время»... Бани Говоря о воде, нельзя не сказать о бане. С легким паром! Так приветствуют тех, кто мылся в бане. Это приветствие-пожелание такого же древнего происхождения, как сами бани, как банное мытье... Бани имеют свою историю. Со школьных лет мы знаем о римских банях. У евреев бани были введены Моисеем, у магометян значение бань доведено до религиозной догмы. А кто не слышал о финской сауне? С появлением ванных и душевых в квартирах некоторые думали, что бани отошли в прошлое, обойдемся без них. Значит, не нужно строить новые. Но из этого ничего не получилось. Банное мытье нельзя заменить ничем. В банях лечатся, но будьте осторожны: есть болезни, которые можно получить и в общественных банях. На Руси бани существовали еще в глубокой древности. Но и мунча (баня) у чувашей также старинного происхождения. Топилась она по-черному. Дым выходил через открытую дверь. Бытовало мнение, что такие бани жарче. В чувашском лексиконе есть несколько десятков слов, связанных с баней. Это нашло отражение в семнадцатитомном словаре чувашского языка Н.И.Ашмарина. Чуваши умели выбирать древесину для строительства бань и камни для кладки печей и очагов. Ветла считалась хорошим срубовым материалом. От нее шел сладковатый запах. Похоже, но более острее пахла осина. Дуб выделял тяжелый кисловато-угарный дух. Но лучшим материалом была липа. В лесах отводились специальные урочища для рубки банных срубов. Из камней в ходу был булыжник или песчаник. Известняк не годился. От него — дым и угар. Одновременно бани служили «родильными домами». Чувашские женщины любили вспоминать, что такого-то из своих детей они родили в бане и хвалились этим... Хватало и суеверий. Последний из вымывшихся, выходя из бани, веником ударял по полоку. Такой обычай являлся данью памяти предкам. Бытовали «банные заклинания» и молитвы. Верили в существование «банных болезней». Необходимым атрибутом всякой бани были полоки, парильни, где можно было попариться веником. Веники заготовляли заранее, предпочтение оказывалось березовым. Береза была вне конкуренции. В листьях березы был особый лечебный дух, листья липли к телу, не зря существовала поговорка: «Прилип, как банный лист». В последнее время широко применяется веник из крапивы: полезен от радикулита. Более эффективна сухая, свежая, сорванная с корня крапива. В досоветский период в Чебоксарах не было коммунальной бани. Имелись бани на призывном пункте, на лесопильном заводе. Домовладельцы имели свои «семейные». В годы гражданской войны в городе стоял красноармейский гарнизон. Через Чебоксары проходили воинские части. Свирепствовал тиф. Областной комитет государственных сооружений 25 октября 1920 года постановил: «В связи с ежедневным прибытием войск в Чебоксары отнести к ударной группе работ военного характера, как-то: постройка бани на сборном пункте с дезинфекционной камерой...» Ремонт бани на сборном пункте также приравнивался к ударной группе работ. Из Москвы местным властям было дано указание взять на учет все бани, принадлежащие горожанам, в первую очередь с пропускной способностью не менее 20 человек единовременного мытья. Таких бань в Чебоксарах не оказалось. «Семейных» было 98. Облздрав 17 ноября 1920 г. принял решение о проведении «недели бани и прачечной». Решение осталось не выполненным из-за отсутствия мыла. Эксплуатация бани стоила дорого. Дрова нужно было привозить из-за Волги, платить за распиловку и колку. Общественность требовала строительства городской бани. Задача осложнялась отсутствием средств и материалов. Под баню приспособили одно ветхое деревянное здание на берегу Чебоксарки, техником Боголюбовым была составлена смета на 986776 рублей. Ремонт продолжался с августа 1920 года по декабрь 1921 года. На Чебоксарке была устроена запруда. На ее устройство направили в порядке трудовой мобилизации 23 человека, в их числе 7 плотников, которым выписывался паек, приравненный к красноармейскому. Никто из старожилов эту баню не помнит, но следы ее существования остались в документах ЦГА ЧАССР. В докладе облкоммунхоза «О деятельности бани» сообщается, что за последние три дня декабря 1921 года и первой недели 1922 года в названной бане мылись по специальным ордерам и отношениям бесплатно и за плату 400 человек. Денежная выручка составила более 50 миллионов рублей. Наряду с баней действовала прачечная. За указанный период здесь обработано 83 пуда сухого белья. Норма на одну прачку — 20 фунтов 8 кг. За стирку 16 кг (пуд) сухого белья платили 100 тысяч рублей в дореформенном (1922—1924) исчислении. Ветхое строение прогнило и развалилось. Город снова остался без бани. Я сетовал, что никто из чебоксарцев не мог мне поведать об этой бане. И вдруг — письмо из Владимира от Е. И. Смирновой: «А вот я в ней мылась! Это было небольшое здание без освещения, в «номере», где мы с семьей мылись, был полок, две бочки с горячей и холодной водой. Была печка-развалюха, две длинные скамейки. Вечером баня освещалась маленьким «моргашком», пол был в отверстиях. Мылись из деревянных шаек. Был небольшой предбанник, тоже почти весь черный от дыма. Мыться разрешалось один час. Мы в баню ходили с ухватами, так как было очень много собак, они набрасывались на людей. Позднее баня была открыта в доме воеводы. Но и здесь были свои причуды. От шкафчиков номерки давали на руки, а они были картонные, приходилось привязывать к ручке шайки, кое-кто привязывал к ноге, вешал на ухо или шею». В 1923—1924 хозяйственном году решался вопрос о приспособлении под баню здания городской управы на улице Чернышевского. Тем временем в ожидании бани, по сообщению газеты «Канаш», «некоторые чебоксарцы помыться и попариться ездили в Казань». Баня была оборудована деревянными чанами и сдана в эксплуатацию 4 сентября 1924 года. Через год чаны заменили железными. По тем временам это приспособление обошлось в 20715 рублей в новых ценах 1924 года. Дом городской управы — архитектурный памятник XVIII века — вскоре стал аварийным, баню закрыли, а новую, более просторную, решили построить на ул. Ярославской. Приобретенный в Казани проект оказался неподходящим. Для того времени баня казалась «гигантской». Проект заменили другим. В 1935 г. горожане мылись в новой бане. Она функционировала в войну и послевоенные годы. В 1988 году прошла капитальный ремонт, который преобразил баню. Для отделки стен, потолков и устройства полов коллектив СУОР применил новые для Чебоксар строительные материалы: уральский и саянский мрамор, ракушечник Мангышлака, стеклокерамзит, а также керамическое панно, глазурированные плитки, декоративные блюда и тарелки, цветное литье... Вторая баня в Чебоксарах появляется в 1953 году на улице Новой, третья, позднее, в переулке Николая Ильбекова (Коммунальный), четвертая — в районе хлопчатбумажного комбината. В восьмидесятые годы распространение получили сауны с подогреваемым полом, а в некоторых банях сделаны бассейны. Банно-прачечный трест давно испытывает трудности: выручка от услуг не покрывает расходов на содержание администрации и обслуживающего персонала, затрат на хозяйственные нужды — вынужден систематически повышать цены на контрольные билеты. В 1994 году звоню в банно-прачечный трест. Отвечают: в Чебоксарах девять бань и одна в Заволжье. По субботам, воскресным и предпраздничным дням желающих мыться вполне достаточно, а там, где выше разряд — даже очереди образуются. Чтобы неделя была равномерно загружена на все дни, трест решил наполовину снизить стоимость на понедельник, вторник и среду. С заботой о приезжих Не могу сказать, из какого произведения Краснова-Асли я вычитал рассуждение о том, что у чувашей в прошлом были в большом почете знакомые. Писатель, красочно отображая время и быт, не забыл и о языке коренных жителей, в котором нет твердых и звонких согласных. Слово «знакомый» чуваш произносит «снакомый». Этих «снакомых» у чуваша было везде много, куда бы он не приехал — в город или в деревню. Чуваш обязательно вспомнит, что здесь проживает такой-то, повернет свою лошадь к его воротам и постучит в окно. И на вопрос «Кто?» отвечает: «Снакомый, такой-то, оттуда-то, с приветом от того-то». Если ворота распахнутся — значит, обеспечен ночлег под крышей. Значит, будет чай из самовара. Дети хозяина залягут на русскую печь и оттуда станут наблюдать за гостем в надежде, что им тоже перепадет какой-никакой гостинец. Но гость нетороплив. Не спеша развяжет лыковую тесемку, перевязывающую плетеный пештер, достанет из него два-три яйца, завернутый в чистую тряпку сыр (чыгыт) — за столом с хозяином и хозяйкой начнется неторопливая беседа, перемешанная чувашскими и русскими словами. «Чуваш — скупой, денег жалеет: из деревни в город берет черный хлеб, тогда как везде продают калачи», — проворчит кто-нибудь про себя. А у этого чуваша, между прочим, дома коровенка доится немногим больше козы, есть несколько кур, которые кудахчут только через день. Бывает, в пештере может оказаться душистый шыртан, бутылка уйрана или немного сливочного масла. Но такое было не в каждом доме. Чебоксары не были избалованы большим наплывом приезжих. Разве что в ярмарочные или базарные дни. В городе имелись постоялые дворы, но туда заезжали только состоятельные крестьяне. У хозяина постоялого двора в запасе всегда имелись закуска и водка, сено и овес. И сам напьешься, и конь будет сыт. Для тех, кто сам купец, удалой молодец, существовали номера на Базарной площади, на берегу Кайбулки в трехэтажном кирпичном здании с винным погребом. Это здание простояло долго. В послевоенный период здесь были Министерство финансов и Центральная сберегательная касса. С образованием Чувашской автономии Чебоксары стали оживленнее: больше прибывает гостей — кто на базар, в магазины, а кто-то — по делам службы в разные учреждения. Возникла необходимость строительства дома приезжих или гостиницы. Однако на сооружение нового вместительного здания средств городского бюджета не хватало. По этому поводу еще в 1923 году газета «Чувашский край» в номерах от 15 и 19 января сообщала, что под Крестьянский дом отведено помещение в центре города, вблизи базара, дом Совдепа № 76 (бывший дом купца А. П. Астраханцева) в начале улицы Ярославской. Согласно инвентаризационной ведомости, со строениями он стоил 3500 рублей. Немалая по тем временам сумма. Основное здание было двухэтажным, существовал жилой флигель. Не было средств на содержание и оборудование Крестьянского дома, и Чувашское правительство выделило 420 пудов ржи. О неблагоустроенности Крестьянского дома писали местные газеты. В 1924 году в Чебоксарах появляется второй дом для приезжих. В доме И. А. Антонова открываются номера гостиницы «Заря». Здесь разместили 12 коек. Здание находилось на углу улиц Союзной и Театральной, на пути к пристани и набережной Волги. Здание стояло за рекой Чебоксаркой. Первый этаж был каменный, второй этаж и мезонин — деревянные, обшитые тесом. Имелся подвал для хранения вин. Однако койко-мест в «гостиницах» этого времени было крайне недостаточно. Поэтому на период работы съездов, конференций и мероприятий массового характера для размещения гостей и приглашенных используются здания некоторых учреждений. В 1925 году Чувашоблсовпроф открывает при Дворце труда (Сеспеля, 8) Дом съездов, под гостиницу используется также дом Боне (угол Чернышевского и Розы Люксембург). В годы нэпа второй этаж занимает ресторан «Венеция», а первый этаж — столовая «Дай взойду». В 1929 году столовая перешла в ведение горпо и называлась «Студенческой». Кормили «силосом»: квашеной или мороженой капустой, оттаявшим от мороза картофелем. Столовая имела вход и выход. При входе посетителям вручали ложки, а при выходе их надо было вернуть. Эта мера была профилактической против воровства. В 1927 году газета «Канаш» от 14 апреля сообщала, что в Чебоксарах будет Дом крестьянина. 14 июля того же года на техническом совещании при Управлении инспекции строительства и коммунального хозяйства НКВД ЧАССР обсуждался вопрос о его постройке. В. Н. Александров представил свой проект. 11 августа межведомственное техническое совещание рассмотрело его, с проектом в основном согласились, имея в виду, что фундамент здания уже заложен. Наркомзем ЧАССР выступил в роли заказчика. Проектанту предъявили ряд замечаний. Одобренный (утвержденный) проект предусматривал Дом крестьянина трехэтажным в кирпичном исполнении. Строители спешили закончить стройку к 10-годовщине Октябрьской революции. 7 ноября 1927 года поздравить строителей с трудовой победой пришла праздничная колонна демонстрантов. Дом крестьянина сдан в эксплуатацию. Здание своей внешностью привлекало чебоксарцев и гостей. Архитектура была проста и красива. Дом крестьянина был построен на месте небольшого монастырского фруктового садика. Здесь рос высокий кедр. С него собирали урожай шишек. В порядке подготовки к строительству Дома крестьянина строители под кедром выкопали две известегасильные ямы — и кедр погиб. С окончанием строительства этого дома волжский берег Чебоксар стал более привлекательным. Дом крестьянина был виден издалека с пароходов, проплывающих мимо города, с лодок, снующих по реке. Он украшал городской пейзаж, возбуждал любопытство у тех, кто высаживался на берег. Многим хотелось заглянуть дальше в город. Но за Домом крестьянина лежала низина, застроенная деревянными малоэтажными зданиями. В конце двадцатых и в начале тридцатых годов еще не было кинотеатра «Родина», почты, 26-квартирного жилого дома, сада имени Н. К. Крупской, Детского парка, площади Ленина... В короткую летнюю ночь 13 июня 1928 года из окон Дома крестьянина повалил черный дым. Загорелся третий этаж. Пожар тушили местные пожарники и допризывники. На помощь им пришли пожарные службы пароходов, стоявших на пристани. Правительственная комиссия, чрезвычайная тройка во главе с председателем РКИ Мокеевым и членами Ильиным (ГПУ) и Лебедевым — помпрокурора республики — расследовала причины пожара. Суд был скорый. На следующий день к ответственности привлекли наркома земледелия Спиридонова, завхоза Егорова, Канюкова и автора проекта прораба Александрова («Канаш», № 113, 14 июня 1928 г.). Загорание произошло от замыкания электропроводки. Арестованных посадили. Немедленно приступили к ликвидации последствий пожара. В восстановленном Доме крестьянина 17 сентября 1928 года снова появились гости. В его вместительном зале (300 мест) проходили съезды, конференции, торжественные собрания. С началом сплошной коллективизации, старая вывеска заменяется другой: «Дом колхозника» (позднее — гостиница «Турист»). В послевоенные годы в нем размещается кинотеатр «Ударник». Он специализируется на повторном показе художественных фильмов, здесь прокручиваются хроника и киножурналы... В здании Дома колхозника размещается служба туризма и экскурсий. Здесь формируются группы для выезда за границу. В середине девяностых годов здание передается церковной епархии. Возрождается Свято-Троицкий мужской монастырь... Первый звуковой 17 мая 1930 года газета «Канаш» порадовала читателей сообщением, что в Чебоксарах будет звуковой кинотеатр, зал которого рассчитан на 700 мест. В публикации говорилось, что здесь, кроме просторного вестибюля, будут фойе, комнаты для чтения и игр в шахматы и шашки, ленинский уголок, в аппаратной — четыре установки, по две для демонстрации звуковых и неозвученных фильмов. Весть была воспринята с великой радостью, ибо до этого в столичном городе с 1925 года действовал «летний»театр, он располагался в дощатом сарае, а круглогодовой — в рабочем клубе на улице Карла Маркса, в бывшем купеческом складе. В этих кинотеатрах демонстрировались «немые» фильмы, озвученных еще не было. Каждый сеанс проходил с музыкальным сопровождением — игрой на пианино или рояле. Бывало, играли и на гармони. Идя навстречу желанию населения иметь доступный кинотеатр, студия «Чувашкино» 23 октября 1929 года предложила стройконторе при Центральном Совете народного хозяйства ЧАССР приступить к переоборудованию складского помещения, находившегося на берегу Волги (напротив Дома крестьянина), согласно разработанному проекту и смете. Такое решение было явно поспешным, ибо менее чем через месяц 17 сентября «Чувашкино» пишет в стройконтору об отказе от своего решения, так как указанное здание было ветхим, с трещинами. Склад передается горкомхозу под слом. Далее началась длительная переписка. 17 ноября «Чувашкино» просит стройконтору приспособить под кинотеатр здание бывшей центральной электростанции. 19 ноября «Чувашстрой» предлагает создать комиссию по осмотру названного здания и сообщает, что в ее работе будут участвовать инженеры Егоров и Зильберсдорф. 20 ноября «Чувашкино» и стройконтора подписывают соглашение на выполнение работ по приспособлению электростанции под кинотеатр, на что перечисляется аванс в сумме 5 тысяч рублей. 24 ноября «Чувашстрой» направляет его в ЦСНХ ЧАССР. 26 ноября комиссия обнаружила трещину в стене (от карниза до цоколя) со стороны улицы Розы Люксембург. В здании ранее хранилась соль. От размещения здесь кинозала отказались. 9 декабря «Чувашстрой» сообщает «Чувашкино», что здание бывшей центральной электростанции передается другим организациям. 20 декабря «Чувашкино» подтверждает: бывшая электростанция передана под гараж, одновременно делает заявку на проектирование нового здания кинотеатра со зрительным залом на 650—750 посадочных мест, в самом «Чувашстрое» имелось тогда только проектное бюро с небольшим штатом работников. Кинотеатр — объект серьезный. Это понимали те, кто хотел заказать проектирование в Нижнем Новгороде. С 2-го по 10-е января ведется переписка по данному вопросу. Наконец, находится исполнитель — инженер-архитектор В. В. Медведев. Впоследствии он становится автором проекта Чебоксарского кинотеатра. 7 марта 1930 года Совнарком ЧАССР рассматривает вопрос «О строительстве здания кинотеатра в Чебоксарах». Заказчиком становится «Совкино». 17 марта заключен подрядный договор «Чувашстроя» с «Чувашкино». 16 апреля оставался нерешенным вопрос об авторе проекта центрального отопления, вентиляции, водо- и электроснабжения. Управляющий конторой «Чувашстроя» Соловьев согласился взять на себя эти работы. 23 апреля на объединенном заседании рассмотрен проект Чебоксарского кинотеатра. Присутствовали: от Волжско-Камского отделения «Совкино» — Гольбат, от «Чувашстроя» управляющий и главный инженер — Зильберсдорф, инженер Егоров, управляющий «Чувашкино» Максимов-Кошкинский и зам. управляющего Еремеев, автор проекта — Медведев. Проект был в целом одобрен, предложено внести лишь некоторые изменения. 30 апреля правительство ЧАССР выступило против слома здания бывшей электростанции. Решено было между двумя зданиями оставить двухметровый разрыв. 5 мая — участок строительства не освобожден от частного дома. 1 августа 1930 года решен вопрос об устройстве плоской кровли. Субподрядчик — Московская контора «Кровельстрой». Прорабом был назначен техник Вертоусов, помощником — молодой специалист Сергеев. Стройка началась в 1930 году. Однако ей сразу же не повезло: прошел сильный ливень — потоки воды с улицы Чувашской хлынули в котлован, размыли грунт. Пришлось перекладывать фундамент и подвальные стены. Появились трещины, вызвавшие переполох в городе. Стройка испытывала нехватку кадров. Среди чувашского населения каменщиков найти было трудно, приходилось вербовать их со стороны, чаще на вятской стороне. Была слаба трудовая дисциплина, отмечались прогулы и самовольные увольнения с работы. По этому поводу даже состоялся товарищеский суд. На 1930 год открыли финансирование на сумму 200 тысяч рублей: 50 тысяч выделил ЦИК ЧАССР, 150 тысяч — «Совкино». Первоначально, намеченный на конец 1930 года, срок ввода пришлось перенести на конец 1931 года. Фактический ввод состоялся в 1933 году. Только в начале 1933 года приступили к отделочным работам. Бывший помощник прораба Николай Павлович Круглов в свое время вспоминал, как трудно было строить вручную — на объекте были только растворомешалка и две бетономешалки, из механизмов имелся кран-укосина грузоподъемностью менее полутонны, да некоторое время работал кран «Пионер» — он был единственный на участке и его «рвали с руками». Открытие кинотеатра состоялось 17 февраля 1933 года. При этом аншлагом извещалось, что первым экраном демонстрируется художественный фильм «Златые горы». Желающих посмотреть его было так много, что билеты пришлось распространять через организации. Кинотеатр в те годы стал единственным в городе зданием с самым вместительным залом. Поэтому здесь проходили съезды, конференции, собрания... В нарядном зрительном зале нового кинотеатра 5—7 декабря 1933 года состоялся первый съезд ударников дорожного строительства Чувашии. На сцене — президиум и иллюминированные макеты автомобилей производства тех лет. Форум чувашских автодорожников открыл председатель ЦИК ЧАССР А.Н.Никитин. С докладом на чувашском языке выступил ответственный (первый) секретарь обкома ВКП(б) С.П. Петров. Съезд приветствовали представители центральных организаций Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии, городов Поволжья и Центральной России, Урала, Сибири и Средней Азии. На съезде выступил также Мате Залка — венгерский писатель-интернационалист, будущий герой испанских событий генерал Лукач. В память об этом на фасадной стене Дома молодежи ныне установлена мемориальная доска. Значение съезда было огромным. Он положил начало методу народного дорожного строительства. Все представленные на съезде делегации из 13 областей и республик России, Украины и Белоруссии подписали договор Всесоюзного социалистического соревнования по развитию дорожного строительства с массовым участием населения. Грузия подтвердила телеграммой, что включается в соревнование, а представители Таджикистана прибыли с опозданием 9 декабря из-за задержки в пути и тоже подписали договор. Несколько позднее к соревнующимся присоединился еще ряд республик и областей страны. Таким образом, началось социалистическое соревнование под девизом «Всесоюзный поход на бездорожье!» Для освещения работы съезда и состояния дорожного строительства в Чувашии в Чебоксары прибыли две выездные бригады редколлегий газет «Правда» и «Известия». Здание кинотеатра было построено по законам конструктивизма, без каких-либо украшений, даже без карниза и тяг. Кинотеатр имел форму самолета. Крыльями служили боковые выступающие помещения, кабиной пилота — остекленный трехгранный эркер. В хвостовой части размещались санузел, курительная комната и лестничные клетки с выходом во двор и на улицу. В 1953 году в конце апреля начались работы по реконструкции кинотеатра «Родина» по проекту архитектора Ф. С. Сергеева. Убираются эркер и нависавшие над тротуаром по улице Розы Люксембург балконы. Вход с улицы Иванова переносится к центру продольной оси здания со стороны улицы Розы Люксембург. Со стороны Волги надстраивается второй этаж — фойе. Здание украшается архитектурными элементами: карнизом, пилястрами-колоннами и т. п. Центральный вход ведет в полуподвальный этаж, в вестибюль, куда переносятся кассы. Зритель, купив билет, из вестибюля мог пройти в буфет или подняться на первый этаж фойе. Здесь можно было познакомиться с экспонатами постоянно действующих фотовыставок или с картинами местных художников, почитать газеты и журналы, принять участие в блиц-турнире с любителями или квалифицированными мастерами шахматной и шашечной игры. Широкие лестничные марши вели в рекреационный зал — вестибюль второго этажа, отсюда можно было пройти на балкон или в концертный зал на 200 мест. Концерты устраивали местные музыканты или коллективы художественной самодеятельности. Само собой разумеется, бесплатно. Выступающим платой были аплодисменты слушателей, зрителей. Участники самодеятельности были и этому рады, ведь они пробовали свои силы, свои возможности. В рекреационном же зале на малом экране демонстрировались киножурналы или документальные фильмы. В концертном зале выступали с лекциями. К сожалению, все это теперь забыто. После реконструкции большие изменения произошли в зрительном зале. С целью улучшения акустики вдоль стен смонтировали дубовые панели, появилась бархатная драпировка, заменена мебель, установлена новейшая киноаппаратура. Вместимость зрительного зала доведена до 800 мест. Кинотеатр «Родина» первым в городе стал широкоформатным звуковым*. Электрический транспорт В преддверии повествования о троллейбусах, несколько строк о самом начале появления в республике разных транспортных средств. Географическое положение Чувашии благоприятствовало развитию железнодорожного, водного и автомобильного транспорта. 1930 год — 10-летний юбилей Чувашской автономии — был отмечен большими успехами во всех трех видах транспорта. В зиму 1930—1931 годов территория республики стала испытательным полигоном аэросанного транспорта. Москва, ЦАГИ отметили успех республики в развитии народного хозяйства. Руководство Чувашской АССР выразило благодарность за оказанную республике честь. Центральный аэрогидродинамический институт подарил чувашским транспортникам свои новинки. Через территорию республики был положен маршрут экспериментального пробега аэросаней. Газета «Красная Чувашия» от 17 марта 1930 года сообщает: «За участие во Всесоюзном слете аэросаней, за большую политическую работу в ряде мест по пути следования, реализацию займа на 1000 рублей, организацию красных обозов с хлебом и др. Президиум ЦИК ЧАССР постановил командира пробега А. И. Кузнецова и вице-командира И. И. Иванова премировать деньгами (400 рублей) каждого. За проделанную работу и умение управлять аэросанями водителей саней Н. Ф. Короткова, В.В.Добронравова, А.И.Ильина — премировать костюмами». Аэросанный маршрут регулярно действовал от Чебоксар до Канаша и обратно. Это была первая регулярная линия в СССР. Навигация на Волге в 1930 году была отмечена открытием глиссерного сообщения между Нижним Новгородом и Чебоксарами с остановкой в Васильсурске и Ядрине. В экспериментальном глиссерном походе участвовало пять глиссеров и один моторный катер «Шторм». С окончанием эксперимента один глиссер был подарен Чувашской АССР. Глиссер был больше аэросаней, в рейс брал 4—6 пассажиров, развивал большую скорость. Линия эксплуатировалась под контролем ЦАГИ. В целях безопасности движения глиссеры ходили в светлое время дня — по Волге плавали одиночные бревна, шныряли лодки с людьми. Для стоянки глиссеров было построено сооружение на сваях, так называемая «Ангара». Объект считался ударным, введен в эксплуатацию срочно, в день юбилея автономии 24 июня 1930 года. Перед ЦАГИ и нижегородцами Чувашия не осталась в долгу, помогла рабочей силой Нижегородскому автогиганту, было выделено 14 тысяч строителей-сезонников. Впоследствии многие из них остались жить в Нижнем Новгороде, стали кадровыми рабочими. В 1930 году Чувашия избавилась от безработицы — так сообщали газеты. Десятилетний юбилей автономии для Чебоксар был памятен пуском в эксплуатацию первой поликлиники, ряда жилых домов и объектов соцкультбыта. В саду Крупской был открыт памятник В. И. Ленину. С правой стороны устья Чебоксарки 24 июня был заложен фундамент катеростроительного завода имени 10-летия Чувашской автономии (сметная стоимость завода — 3,5 млн рублей). При закладке фундамента состоялся митинг. Выступали представители Красного Китая, Англии, Америки. Каждый из них в основание завода положил по кирпичу. С участием гостей-иностранцев был подписан акт закладки завода катеростроения. К сожалению, благие намерения остались только на бумаге. Также на бумаге остались попытки построить резинотехнический комбинат на основе переработки кок-сагыза для автомобильных шин. Не были построены и некоторые другие заводы. Это объяснимо: жизнь вносила свои коррективы. Нужное сегодня — становится не нужным завтра. Наибольший расцвет новое строительство получает в послевоенное время, особенно в годы действия Чувашского и укрупненного Волго-Вятского совнархоза. Строятся многопрофильные отраслевые промышленные предприятия, объекты социально-культурно-бытового назначения. Жилищное и коммунальное строительство получает свое новое расширение. Растет уровень механовооруженности строительных организаций, механизируется труд человека. Благоустраиваются населенные пункты, строятся автомобильные дороги, увеличивается парк машин. И все же осуществленные объемы работ были далеко недостаточны. Из-за неудовлетворительного качества ряд видов строительства был недолговечен, что приводило к росту ремонтных работ, к отвлечению капитальных вложений на переделки и устранение брака. * * * Чебоксарам повезло. Троллейбус — удобный, экологический вид транспорта — появился здесь в 1964 году. Столица Чувашии почти первой из себе подобных областных центров открыла внутригородское троллейбусное движение. Но этому предшествовала долгая подготовка необходимых документов — начало было положено в 1957 году. Н. А. Кожевников — начальник управления по делам строительства и архитектуры при Совете Министров Чувашской АССР, не однажды пытался союзным министерствам и другим застройщикам навязать долевое участие в строительстве троллейбусного депо в Чебоксарах. Но те как-то ухитрялись уходить от положительного решения вопроса. Не помню, как все получилось, но однажды Кожевников зашел в наш кабинет и торжественно объявил: будет в Чебоксарах свой троллейбус! А мне, как руководителю производственной группы, поручил подготовить копии материалов из генплана города — районы улиц Карла Маркса и Гражданской. — Вот здесь пройдут первые маршруты! — пояснил Николай Алексеевич. Сложность выполнения этого задания заключалась в том, что предстояло «взять грех на душу». По техническим условиям ширина асфальтированной части улиц должна быть не менее 7—9 метров. Таких в Чебоксарах еще не было. Выдавая заранее ложный документ, мы надеялись, что пока в Москве решается вопрос, в Чебоксарах успеют расширить часть названных улиц. Так и получилось. Открытие маршрута № 1 приурочили к главному тогда празднику страны — 7 ноября... Вскоре горожане ощутили, что маршруту не хватает каких-то полкилометра, чтобы люди с грузом или без, но сразу могли добраться до волжских причалов. К очередному Октябрьскому юбилею первый маршрут был продлен за Чебоксарку. Поворотное кольцо расположилось в Театральном переулке перед административным зданием Чувашпотребсоюза. Ветераны и сейчас с улыбкой вспоминают, как вначале пассажиры не хотели выходить на промежуточных и конечных остановках, а повторяли рейс. Люди гордились и радовались успеху, плясали и пели в салоне... В здании Чебоксарского троллейбусного управления есть зал-музей, комната трудовой славы. Здесь можно познакомиться с историей развития троллейбусного хозяйства. Портреты передовиков производства, диаграммы роста, документы становления популярного в республике трудового коллектива. Октябрьские праздники с самого начала стали служить вехой пути развития троллейбусного хозяйства. Обратимся к этим датам. 7 ноября 1964 года — ввод маршрута № 1. 7 ноября 1965 года — второй и третий маршруты от Красной площади через Кайбулку по улицам Калинина и Гагарина. 7 ноября 1966 года вступил в строй четвертый маршрут, связавший старый центр через залив (Чебоксарку) с северо-западом. 7 ноября 1967 года троллейбус едет до Южного поселка, а на следующий год отправляется уже до аэропорта. Затем двухлетний тайм-аут используется для закрепления ремонтной базы. Ее проектная мощность увеличивается в два с половиной раза. В 1971 году (7 ноября) троллейбусы пошли по проспекту Мира, а на следующий год — на Чапаевский поселок. В последующие годы, за редким исключением, в дни Октябрьских торжеств и майские праздники в Чебоксарах вводили в эксплуатацию очередной маршрут, продлевали или открывали новую линию. Таких маршрутов насчитывается теперь 18. У каждого своя история. — Взять хотя бы первый маршрут, — говорит Валерий Михайлович Михайлов — первый водитель первого троллейбуса. — Его протяженность вначале не превышала девяти километров. Вторым вариантом можно считать тот, когда троллейбус выдвинулся за Чебоксарку, а третьим, когда протяженность маршрута сократилась до первоначального и поворотное кольцо переместилось снова на прежнее место, на Красную площадь, что около дома РКИ и здания старого Госбанка. После постройки театра поворотное кольцо от железнодорожного вокзала перемещается к газопроводу. Затем создается кольцо у Эгерского бульвара. Позднее в жизнь троллейбусного хозяйства входит завод промышленных тракторов с его очистными сооружениями...
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика