Правовую основу деятельности по опеке и попечительству составляет ряд законодательных актов: Федеральный закон от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Закон Чувашской Республики от 06.02.2009 г. № 5 «Об опеке и попечительстве», Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Наиболее распространенной формой помощи в социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство). Так, в семьях опекунов (попечителей) в Урмарском районе проживают 117 детей из указанных категорий. В 2012 году выявлено 22 детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В 2011 году выявлено 10 детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
Также на учете органа опеки и попечительства Урмарского района состоит 40 недееспособных и полностью недееспособных граждан.
В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов утвержден график контрольного обследования условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Также проводятся внеплановые поверки жилищно-бытовых условий проживания, по итогам посещения составляются акты.
С целью раннего выявления и оказания полноценной помощи неблагополучной семье, налажено взаимодействие между субъектами профилактики социального сиротства: органами внутренних дел, комиссией по делам несовершеннолетних, учреждениями образования, отдела социальной защиты населения, педиатрами. Органом опеки и попечительства Урмарского района совместно с вышеуказанными субъектами профилактики в 2012 году посещено 121 семьи, где проживают 295 несовершеннолетних ребенка.
В настоящее время на контроле органа опеки и попечительства состоит 66 неблагополучных семьей, в которых проживают 113 несовершеннолетних детей. Ведется систематическая работа по обследованию жилищно-бытовых условий проживания неблагополучных семей, профилактические мероприятия субъектами профилактики района.
В 2012 году 2 родителя ограничены в родительских правах в отношении 2 детей, 7 родителя лишены родительских прав в отношении 15 детей.
Лишение родительских прав – это крайняя мера защиты прав и законных интересов ребенка.
Своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью или препятствующей его нормальному воспитанию и развитию позволяет на ранней стадии возникновения семейных проблем предотвратить изъятие ребенка из семьи.
Обязанность должностных лиц, организаций и иных граждан, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка установлена статьей 56 Семейного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 9 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" также предусматривает обязанность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно информировать орган опеки и попечительства о выявлении несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, препятствующей их нормальному развитию.
В 2012 году органом опеки и попечительства Урмарского района было подготовлено и представлено 23 заключения в защиту интересов несовершеннолетних детей по вопросам защиты их личных и имущественных прав, определения их места жительства при расторжении брака между родителями.
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного Кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», которые предусматривают обязательную подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в установленном порядке.
В настоящее время 19 человек из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа состоят на учете для получения жилья. В 2012 году 7 человек обеспечили жилыми помещениями.
Итоги профилактической работы всех субъектов системы профилактики правонарушений района, освещаются на сайте администрации Урмарского района.
Вся эта деятельность органа опеки и попечительства преследует основную цель – сохранить для ребенка возможность воспитываться в семье.
Заведующий сектором опеки и
попечительства Урмарского района Н.А.Борисова