Янтиковский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Воробьев Василий Петрович

Имя В. П. Воробьева известно в нашей республике и за ее пределами как имя композитора-песенника, нераз­рывно соединившего свой творческий труд с Чувашским государственным хором — нынешним ансамблем песни и танца. В этом коллективе возникли и впервые пополне­ны все его лучшие произведения 20—30-х гг.

Прежде чем возглавить Чувашский государственный хор и стать профессиональным композитором, В. П. Во­робьев имел большой опыт работы с любительскими хоровыми коллективами. В этом отношении его творческая биография во многом напоминает биографии Ф. П. Павлова и А. Н. Тогаева — энтузиастов хорового искусства в Чувашии.

Василий Петрович Воробьев родился 19 марта 1887 г. в семье крестьянина-бедняка деревни Алдиарово Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Янтиковского района Чувашской АССР). Вот строки воспоми­нании о мрачных годах его детства:

«Я родился и вырос в бедной крестьянской семье. Отец мой не только не имел какие-либо средства к мо­ему образованию, но еле-еле содержал семью. Мы часто находились без хлеба. На всю жизнь мою запечатлелись такие моменты из жизни моего детства, когда отец обра­щался к имущим богачам с просьбой дать заимообраз­но хлеба и получал отказ, и затем у тех же богачей вынужден был променивать части душевного надела на хлеб, на что они охотно соглашались. Эта бедность увела моего родителя в могилу» (ЦГА ЧАССР, ф. 123, оп. 1,д. 368, л. 8).

С детских лет мальчик увлекался музыкой и пением. Чувашские песни были для него постоянными спутника­ми. Спустя много лет об этом он напишет в «Автобио­графии»: «Обладая отличным слухом и голосом, а так­же большой восприимчивостью, я очень любил петь пес­ни моей родной деревни, которые своей широкой напев­ностью и глубоким смысловым содержанием оставляли в моем детском сознании сильное, волнующее и незабы­ваемое впечатление... Пение песен, импровизация их лучшими и наиболее яркими мелодиями являлись для меня повседневной потребностью, которая, в свою оче­редь, доставляла мне большую радость и стимулировала к творческому порыву» (Научный архив ЧНИИ, отд. VI, ед. хр. 102, л. 28).

По окончании сельской школы Воробьев обучается в Шихазапской   второклассной   учительской   школе. С 15 лет начинается его трудовая деятельность в долж­ности учителя Шинерской (Багильдинской) церковно­приходской школы Цивильской волости. С этого же вре­мени он начинает записывать народные песни и прово­дить робкие попытки в композиторской работе. Им был организован отличный школьниц хор, считавшийся од­ним из лучших в Цивильском уезде. Работая с этим хором, Воробьев все более убеждался в своих способностях в хоровом и музыкальном искусстве, и он решил посвятить себя музыке, избрав профессию музыкально­го работника.

В 1909—1912 гг. В. П. Воробьев работает регентом церковного хора в с. Акулево Чебоксарского уезда. Эту работу он продолжает и в Чебоксарах, куда переехал в 1912 г. Здесь он получает известность как преподава­тель пения общеобразовательных школ и дирижер лю­бительских хоров. Одновременно заботится о повышении квалификации музыканта: для самообразования выпи­сывает ноты, журналы, книги, а в 1913—1914 гг. зани­мается на регентско-учительских курсах в Чебоксарах и Петербурге. «Мой девиз — учиться и учить» — так оп­ределял он направление своей деятельности.

После Февральской революции 1917 г. Чебоксарский Совет рабочих и солдатских депутатов обратился к учи­телю пения В. П. Воробьеву с просьбой организовать городской хор для проведения первомайского праздника. Воробьев охотно согласился. В короткий срок он сфор­мировал хор численностью 150 человек из рабочих быв­шего Ефремовского завода, металлзавода и солдат Чебоксарской конвойной роты, выступление которого на первомайской демонстрации произвело на жителей горо­да огромное впечатление. Были исполнены революцион­ные песни — «Интернационал», «Отречемся от старого мира», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали» и др.

Учитель без колебания встал на сторону революцион­ного народа: он избирается секретарем культпросвет-кружка при Совете рабочих и солдатских депутатов, а после Октябрьской революции — председателем комите­та бедноты 1-го района г. Чебоксар. Его командируют для проведения партийной недели, недели красноармей­ского пайка, гужевой и трудовой повинности, перевыбо­ров сельсоветов и т. д. Он верил Советской власти, которая откры­вала новую эру в развитии творческой инициативы масс, создавая условия для свободного развития народ­ного и профессионального искусства. Всю свою даль­нейшую деятельность он посвятил служению искусству родного народа, делу музыкального воспитания и про­свещения масс.

Для становления и успешного развития чувашской профессиональной музыки необходимо было подгото­вить национальные кадры. Опытный педагог В. П. Во­робьев был одним из зачинателей этого дела. Вместе с Ф. П. Павловым и С. Ф. Ивановым он работал в Чебок­сарской музыкальной школе с начала ее создания — с 1920 г. (преподавал сольфеджио, постановку голоса и хоровое пение). В 20—30-е гг. вел также хоровое пение и музыкальную грамоту в Центральное чувашском педтехникуме, музыкальном и театральном техникумах, политпросветшколе и средних школах г. Чебоксар, руко­водил самодеятельными хорами (рабоче-крестьянской милиции, областного суда и прокуратуры, ликероводочного завода и др.). Сколько музыкантов он обучил, сколько людей научил любить и понимать музыку! Сре­ди его учеников — известные деятели современного чу­вашского искусства, композиторы, дирижеры, певцы, музыканты, актеры, учителя, писателе и журналисты, работники партийных и советских организаций. Все они с благодарностью вспоминают Василия Петровича.

Огромны заслуги В. П. Воробьева в развитии хорово­го искусства в Чувашии. Организованный им в 1917 г. хор сыграл большую роль в революционном воспитании трудящихся, выступая на демонстрациях и митингах, устраивая концерты для народа. После образования Чувашской автономной области хор пополнился чуваш­ской молодежью из учебных заведений, а также отдель­ными любителями-певцами. Репертуар его начал обога­щаться национальными хоровыми произведениями, на­писанными первыми чувашскими композиторами — са­мим Воробьевым, Павловым, Максимовым, Дисковым. В 1924 г. на базе этого хора, а также хорового коллекти­ва, руководимого Ф. П. Павловым, был организован Чувашский государственный хор — ныне ансамбль песни и танца. Дальнейшая творческая деятельность В. П. Во­робьева протекала главным образом в этом коллективе, дирижером которого он был вплоть до начала Великой Отечественной войны (в 1939—1941 гг. работал периоди­чески; окончательно ушел из хора 17 сентября 1941 г.).

С деятельностью Воробьева-дирижера связаны луч­шие страницы истории Чувашского государственного хора. Через пять лет после организации коллектива (в 1929 г.) хор впервые выступил в Москве под управле­нием В. П. Воробьева и Ф. П. Павлова.

Летом 1936 г. хор (капелла) под руководством В. П. Воробьева участвует на I Всесоюзной хоровой олимпиаде народов СССР и Всесоюзном радиофестива­ле.

В репертуаре хора к тому времени было свыше 180 чувашских песен. Довольно большое место занимали хоровые произведения русских и зарубежных класси­ков — М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чай­ковского, А. Даргомыжского, Л. Бетховена, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана, а также русских советских композиторов — А. Давиденко, М. Коваля, В. Белого, Б. Шехтера, М. Юдина и др. В коллективе пели 44 хо­риста: 13 сопрано, 11 альтов, 11 теноров и 9 басов.

Весной 1937 г. Чувашский государственный хор под руководством В. П. Воробьева почти месяц гастролиро­вал в Ленинграде.

Много патриотических песен создал Воробьев в годы Великой Отечественной войны, из кото­рых поистине прекрасна знаменитая «Белая голубка» на стихи И. Тукташа. В этой песне композитор тонко почувствовал поэтичность образов текста и создал глубоко волнующий музыкальный рассказ о белой голубке (девушке), навек потерявшей своего дружка. Произве­дение Воробьева останется замечательным музыкальным памятником героизму советских людей в Великой Отечественной войне.

Композитор продолжал писать и в послевоенные годы, несмотря на тяжелую болезнь, которой он страдал в последние годы жизни.

Член Союза композиторов СССР с октября 1940 г., член КПСС с февраля 1949 г., В. П. Воробьев был композитором-общественннком,   замечательным хоровым дирижером, прекрасным знатоком и пропагандистом чувашской народной песни, авторитетным педагогом. Он был одним из первых руководителей Союза композито­ров республики (в 1945—1948 гг. — председатель оргко­митета, 1948—1952 гг. — уполномоченный Музфонда СССР по Чувашской АССР), в послевоенные годы воз­главлял Чебоксарское музыкальное училище (1947— 1948 гг.). Требовательный к своему творчеству, он жил постоянным стремлением к совершенствованию своего профессионального образования: уже на шестом десятке жизни учился в Ленинградском филиале Центрального заочного музыкально-педагогического института (1938—1940 гг.), окончил курсы повышения квалификации периферийных композиторов при оргкомитете Союза композиторов СССР (1940).

В. П. Воробьев был награжден орденом Трудового Красного 3намени (1950), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чу­вашской АССР (1939). Он был одним из первых Чувашских музыкантов, удостоенных почетного звания заслу­женного деятеля искусств Чувашской ЛССР (1934).

Умер В. П. Воробьев 10 декабря 1954 г. в Чебокса­рах (похоронен на старом кладбище по ул. Богдана Хмельницкого).

Творческая и общественная деятельность В. П. Во­робьева нашла горячий отклик и снискала ему подлинно народную славу.

 

Сочинения. Для смешанного хора без сопровож­дения. Песня-кантата «Октябрь \ул=» (Путь Октября), сл. П. Васянки, 1927, позже написаны фортепианное сопровождение (И. Люблин) и партитура для симфонического оркестра (С. Габер). Хоры, песни, обработки (св. 100), изданные в авторских сборниках — «Совет суйлав юррисем» (Песни к перевыборам Советов). Чебоксары, 1931; Две песни: «Слава русскому народу, слава армии стальной», «Счастье снова ласково в дом родной придет». Чебоксары, 1943; «|=н= юр`сем» (Но­вые песни). Чебоксары, 1948; «Юр`сем» (Песни). Че­боксары, 1956; в соавторстве с Ф. Павловым и С. Мак­симовым — «|=н= юр`сем» (Новые песни). Чебоксары, 1927; «|=н с`рнай» (Чувашские песий для хора). Чебок­сары, 1931; в сборнике С. Максимова «Шкул юррисем» (Песни для школьников). М.—Чебоксары, 1928; в сбор­никах, сост. Г. Дисковым — «Пу\лам`ш шкулта юрламалли юра к=неки» (Сборник песен для начальных чу­вашских школ). Чебоксары—М., 1934; «Ак`, пурн`\ лай`х–\ке!» (Жизнь хороша!). Чебоксары, 1936; «|=н= юр`сем» (Новые песни). Чебоксары, 1942; «Юр` к=неки» (Песни). Чебоксары, 1940; в коллективных сборниках— «Октябрь ачисем» (Октябрята). Чебоксары, 1932; «Пир=н юр`сем» (Наши песни). М., 1949 и др. Записи музы­кального фольклора (свыше 800 чувашских народных песен). Статьи и выступления: Ч`ваш хорне тата в`йлатмалла (Укрепить Чувашский хор) // Канаш.- 1929.- 6 октября; Ч`ваш юрри-са`висеее пухас =\ (Со­брание чувашских песен) // Сунтал.- 1929.- №№ 10—11.- С. 31; Ч`вашсен патшал`х хор=н =\=сем (Деятельность Чувашского государственного хора) // Ленин \ул=пе.- 1934.- № 5.- С. 33—35; Ч`вашсен патшал`х хор=н иртн= кун\ул=пе малашнехи =\=сем (Прошлое и будущее Чу­вашского государственного хора) // Сунтал.- 1934.- № 8.- С. 29—30; Что дала нам поездка в Ленинград // Красная Чувашия.- 1937.- 11 апреля.

 

Литература. Большая Советская Энциклопедия.- Изд. 2-е. Т . 9.- С. 97. Музыкальная энциклопедия. Т. I.- М., 1973.- С. 839. Советские композиторы:  Краткий биографический справочник.- М., 1957.- С. 121—122. История Чувашской АССР т. I.- Чебоксары, 1967.- С. 207.

Статьи Ф. Лукина: 40-летие музыкально-педагогической деятельности В. П. Воробьева // Красная Чувашия.- 1943.- 1 октября; Старейший чувашский композитор: (к 60-летию со дня рождения) // Красная Чувашия.- 1947.- 11 апреля; Василий Петрович Воробьев // Ч`ваш коммуни.-  1947.- 11 апреля; Чу­ткая советская музыкальная культура // Записки ЧНИИ. Вып. 5.- Чебоксары, 1950.- С. 121—126. Славный творческий путь: (к 50-летию муз. деятельности В. П. Воробьева) // Советская Чувашия.- 1952.- 28 марта; Память о нем живет в народе: (к 10-л.етию со дня смерти) // Советская Чувашия.- 1964.- 10 декабря; Ч`ваш хал`х=н палл` юр`\и (Выдающийся композитор-песенник чувашского народа) // Т`ван Ат`л.- 1977.- № 3.- С. 79—80.

Статьи Ю. Илюхина: Музыкальная культура Чувашской АССР // Му­зыкальная культура автономных республик РСФСР.- М.: Музгиз.- С. 319—320; В. П. Воробьев // Чувашский календарь на 1958 год.- С. 49; В. П. Воробьев: (к 75-летию со дня рождения) // Чувашский календарь на 1962 год.- С. 43; |=н= пурн`\ юр`\и (Певец новой жизни) // Коммунизм ялав=.- 1964.- 10 декабря; В. П. Во­робьев: (к 80-летию со дня рождения) // Чувашский календарь на 1967 год.- С. 36; К 80-летию В. П. Воробьева // Советская Чу­вашия.- 1967.- 22 марта; Дирижер, педагог, композитор // Ком­мунизм ялав=.- 1967.- 22 марта.

 

Система управления контентом
429290 с.Янтиково, пр.Ленина, д.13
Телефон: 8(83548) 2-12-15
Факс: 8(83548) 2-12-15
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика