Древние люди на территории района
На территорию Среднего Поволжья люди проникли в конце раннего палеолита. Население этого времени, то есть примерно с 80 до 40 тысячелетия до нашей эры, занималось охотой и собирательством. Небольшими группами они бродили с места на место. В своем несложном хозяйстве пользовались каменными орудиями, изготовленными путем обтески. Научились применять огонь.
Внутри группы людей, составляющих первобытное стадо, не было семей. Половые отношения между людьми были еще беспорядочными. По пропорциям тела и строению головы человек, еще имел много признаков, свойственных его обезъяннему предку. Остатки этих людей, по моим предположениям, сохранились вплоть до XIV — XVIII веков, и чуваши их называли «опатя». Их нормальный человеческий облик и в то время неполноценное для людей поведение и неприхотливость вызвали у чувашей и марийцев интерес и это запечатлено в их фольклоре. У марийцев это сказания о старухе овада. Горномарийскйе овада тоже были женского поля и любили кататься верхом на лошади. В новое время этим словом начали обозначать обезьяну.
В Моргаушском районе во многих местах имеются овраги под названием «Опатя варе». Истолкование этих топонимов почти везде одинаково. Например, говорят, что в овраге «Опатя варе» и при д. Сесмеры, и при д. Нискасы, и при д. Шомиково (Анаткасы) и при других деревнях жили опатя. Сельчане вечером отпускали своих лошадей на ночное, чтобы покушали травки на лугу, отдохнули. Но к утру лошади были многие в пене. Тогда люди лошадей пускали предварительно смазав их круп, спину, бока дегтем. Катавшиеся дети опатя после этого говорили: «Ой, лалря, ой, лапря» — или еще. — «Аллине тёкеп—алли сыпасать, орине тёкеп — ори сыпасать». А в Нискасах говорят, что они на круп намазывали смолу и лошадь на скаку прямо домой привезла прилипшее дите опатя. Возможно опатя могли остаться и от времен позднего палеолита.
Во время позднего палеолита, 40—14 тысячелетия до нашей эры, произошло изменение климата, в общественной жизни наступил матриархат. К сожалению, археологические данные эпохи палеолита на территории района нам неизвестны. Но археологам известны несколько мезолитических стоянок в Среднем Поволжье и неолитические по Волге, Суре, Цивилю.
В краеведческих музеях и уголках многих школ района имеются различные орудия эпохи неолита. В то время здесь жили оседлые редкие финно-угорские племена.
В конце 3 тысячелетия до н.э. с юго-запада к нам проникли племена балановской культуры. Это были скотоводческо-земледельческие племена, владеющие медными и бронзовыми орудиями труда. На территории Чувашской Республики обнаружено около 140 балановских памятников. В 1600-х годах до н. э. Чувашию заняли племена срубной культуры. Наступил полный патриархат, возросла роль земледелия, усилилось домашнее животноводство. Особый след оставили у нас индоевропейские племена абашевской культуры, преобладавшие у нас в конце 2 тысячелетия до н.э.
Абашевцы уже прямо у нас производили свои более усовершенствованные бронзовые орудия труда, оружие, украшения. Их стоянка обнаружена в д.Верхние Олгаши и в других местах. К поздней абашевской культуре относится селище у с. Юнга, где обнаружены обломки сетчатой керамики.
На территории района осталось немало памятников эпохи до первого тысячелетия до нашей эры. Это, в основном, небольшие курганы высотой 1 - 2 м и площадью 100 - 300 м2. Как, например, курганы на северо-западе д.Паймурзино; на западе от с. Александровское «Така сарче»; на северо-западе от д. Сюткюль; на северо-востоке от д. Ижелькасы «Ки сава» (в лесу два кургана, где, говорят, похоронены чувашские вожди); «Олап тапри» в бывшем 61 квартале Сорминского лесничества; «Олап тапри» около д. Сюмертькасы; «Олап тапри» около д. Вурманкасы; «Олап тапри» западнее с. Акрамово на краю оврага «Тотар варе», впадающей в реку Моргаушка с южной стороны; курганы у реки Шатьма; на правом берегу р. Б.Шатьма «Мите туйё»; на территории д.Шербаши; на юго-востоке от Каршлыхского санатория «Сарпай лапи» и другие. К сожалению, большинство этих памятников распаханы, уничтожены. Например, на археологической карте Козьмодемьянского уезда в 1 версте (к северо-западу) от д. Кадикасы отмечены 8 курганов. Но сейчас их никто не сможет указать.
В первом тысячелетии до нашей эры обитатели Чувашии, так и Моргаушского района, уже обрабатывали железо, добывая его из болотных руд. Одна из примет этого времени - это появление городищ. Такие укрепленные поселения общины строили для защиты себя и накопленных богатств. В период раннего железа в Чувашии жили племена ананьинской (древнепермские племена) и городецкой (древние мордовско-марийские племена) культуры. На территории нашего района были и смешанные; ананьинско-горо-дсцкие. Около с. Ильинка известно, городище «Малаххай». У его подножия в раннем железном веке было поселение ананьинского типа. У подножья городища археологами были обнаружены сосуды с круглым дном и шнуровым орнаментом, кости коровы, свиньи, лошади, овцы, лося, медведя и других, а также костяные, каменные и бронзовые ножи, топоры, копья. А само городище возникло позднее и было расположено на узком мысу высокого правого берега и с открытой стороны был защищен двумя рядами земляных валов, возможно с тыном. Здесь были найдены обломки плоскодонных глиняных сосудов с текстильным орнаментом городецкого типа. Данное городище существовало и в первых веках нашей эры.
К среднему железному веку относится городище на мысе реки Сундырка у Каршлыхского леса. Оно было укреплено тремя рядами валов и рвов с открытой стороны. На площадке городища из культурного слоя до 30 см были извлечены обломки посуды ручной лепки, глиняные пряслица и глиняные грузила для сетей.
Городище Адабай расположено на берегу реки Моргаушка. Это поселение со всех сторон было окружено валом и там были наземные жилища. Найдены железный нож, глиняные и каменные грузила для сетей, пряслица для веретен, обломки глиняных горшков, вылепленных от руки и примесью шамота и дресвы. Имеются экземпляры со шнуровым орнаментом, характерным для городищ, первой половины 1 тысячелетия до н. э. Рядом с городищем одновременно на склоне холма было расположено селище.
К юго-востоку от д. Юнгапоси, на мысу, близ пчельника, на берегу маленькой заболоченной речки недавно еще имелись остатки, к сожалению, совершенно разрушенного селища. В этих местах жители но раз находили остатки бревен каких-то сооружений. При осмотре селища археологами на поверхности, были обнаружены два фрагмента керамики, которые по орнаменту относятся к последним векам до н. э.
Очень долго люди жили в городище «Пичке сарчё», расположенном у деревень Ягаткино и Ойкас-Абаши. Здесь, на территории более 6 га, выявлены три культурных напластования: первое - периода Хула-сюч (XI-IX века до н.э.), второе - первых столетий н.э. и третье, верхнее — средневековое, с поздней гончарной керамикой. В этом памятнике городецкой культуры обнаружены много различных изделий, а также богатый клад предметов, украшений. Население городища занималось мотыжным земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством, хорошо знало металлургию железа и меди, вело торговлю с племенами Прикамья и западными соседями.
На высоком мысу к юго-западу в 3 км от д.Юнгапоси находится городище «Холавар». Оно было укреплено валами и рвами, сейчас полностью покрыто лесом, существовало в первом тысячелетии нашей эры. Также имеются городища «Холату» у д.Кадикасы (другое название «Пугачев оборони») в нескольких километрах от деревень Москакасы и Мурзаково недалеко от телевышки и др.
"Моргаушский край", Е.Е. Ерагин, 1994 г.