Моргаушский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Историческое прошлое

 Древние люди на территории района

На территорию Среднего Поволжья люди проникли в конце раннего палеолита. Население этого времени, то есть примерно с 80 до 40 тысячелетия до нашей эры, занималось охотой и соби­рательством. Небольшими группами они бродили с места на место. В своем несложном хозяйстве пользовались каменными орудиями, изготовленными путем обтески. Научились применять огонь.

Внутри группы людей, составляющих первобытное стадо, не было семей. Половые отношения между людьми были еще беспоря­дочными. По пропорциям тела и строению головы человек, еще имел много признаков, свойственных его обезъяннему предку. Остатки этих людей, по моим предположениям, сохранились вплоть до XIVXVIII веков, и чуваши их называли «опатя». Их нормальный человеческий облик и в то время неполноценное для людей пове­дение и неприхотливость вызвали у чувашей и марийцев интерес и это запечатлено в их фольклоре. У марийцев это сказания о ста­рухе овада. Горномарийскйе овада тоже были женского поля и люби­ли кататься верхом на лошади. В новое время этим словом нача­ли обозначать обезьяну.

В Моргаушском районе во многих местах имеются овраги под названием «Опатя варе». Истолкование этих топонимов почти везде одинаково. Например, говорят, что в овраге «Опатя варе» и при д. Сесмеры, и при д. Нискасы, и при д. Шомиково (Анаткасы) и при других деревнях жили опатя. Сельчане вечером от­пускали своих лошадей на ночное, чтобы покушали травки на лугу, отдохнули. Но к утру лошади были многие в пене. Тогда люди лошадей пускали предварительно смазав их круп, спину, бока дег­тем. Катавшиеся дети опатя после этого говорили: «Ой, лалря, ой, лапря» — или еще. — «Аллине тёкеп—алли сыпасать, орине тёкеп — ори сыпасать». А в Нискасах говорят, что они на круп намазывали смолу и лошадь на скаку прямо домой привезла прилипшее дите опатя. Возможно опатя могли остаться и от времен позднего палеолита.

Во время позднего палеолита, 40—14 тысячелетия до нашей эры, произошло изменение климата, в общественной жизни наступил матриархат. К сожалению, археологические данные эпохи палео­лита на территории района нам неизвестны. Но археологам извест­ны несколько мезолитических стоянок в Среднем Поволжье и нео­литические по Волге, Суре, Цивилю.

В краеведческих музеях и уголках многих школ района име­ются различные орудия эпохи неолита. В то время здесь жили оседлые редкие финно-угорские племена.

В конце 3 тысячелетия до н.э. с юго-запада к нам проникли племена балановской культуры. Это были скотоводческо-земледельческие племена, владеющие медными и бронзовыми орудиями труда. На территории Чувашской Республики обнаружено около 140 балановских памятников. В 1600-х годах до н. э. Чувашию заняли племена срубной культуры. Наступил полный патриар­хат, возросла роль земледелия, усилилось домашнее животноводство. Особый след оставили у нас индоевропейские племена абашевской культуры, преобладавшие у нас в конце 2 тысячелетия до н.э.

Абашевцы уже прямо у нас производили свои более усовер­шенствованные бронзовые орудия труда, оружие, украшения. Их ­стоянка обнаружена в д.Верхние Олгаши и в других местах. К поздней абашевской культуре относится селище у с. Юнга, где обнаружены обломки сетчатой керамики.

На территории района осталось немало памятников эпохи до первого тысячелетия до нашей эры. Это, в основном, небольшие курганы высотой 1 - 2 м и площадью 100 - 300 м2. Как, напри­мер, курганы на северо-западе д.Паймурзино; на западе от с. Александровское «Така сарче»; на северо-западе от д. Сюткюль; на северо-востоке от д. Ижелькасы «Ки сава» (в лесу два кургана, где, говорят, похоронены чувашские вожди); «Олап тапри» в быв­шем 61 квартале Сорминского лесничества; «Олап тапри» около д. Сюмертькасы; «Олап тапри» около д. Вурманкасы; «Олап тап­ри» западнее с. Акрамово на краю оврага «Тотар варе», впадаю­щей в реку Моргаушка с южной стороны; курганы у реки Шатьма; на правом берегу р. Б.Шатьма «Мите туйё»; на терри­тории д.Шербаши; на юго-востоке от Каршлыхского санатория «Сарпай лапи» и другие. К сожалению, большинство этих памят­ников распаханы, уничтожены. Например, на археологической кар­те Козьмодемьянского уезда в 1 версте (к северо-западу) от д. Кадикасы отмечены 8 курганов. Но сейчас их никто не сможет указать.

В первом тысячелетии до нашей эры обитатели Чувашии, так и Моргаушского района, уже обрабатывали железо, добывая его из болотных руд. Одна из примет этого времени - это появление городищ. Такие укрепленные поселения общины строили для за­щиты себя и накопленных богатств. В период раннего железа в Чувашии жили племена ананьинской (древнепермские племена) и городецкой (древние мордовско-марийские племена) культуры. На территории нашего района были и смешанные; ананьинско-горо-дсцкие. Около с. Ильинка известно, городище «Малаххай». У его подножия в раннем железном веке было поселение ананьинского типа. У подножья городища археологами были обнаружены сосуды с круглым дном и шнуровым орнаментом, кости коровы, свиньи, лошади, овцы, лося, медведя и других, а также костяные, камен­ные и бронзовые ножи, топоры, копья. А само городище возник­ло позднее и было расположено на узком мысу высокого правого берега и с открытой стороны был защищен двумя рядами земля­ных валов, возможно с тыном. Здесь были найдены обломки плоскодонных глиняных сосудов с текстильным орнаментом городецкого типа. Данное городище существовало и в первых веках на­шей эры.

К среднему железному веку относится городище на мысе реки Сундырка у Каршлыхского леса. Оно было укреплено тремя рядами валов и рвов с открытой стороны. На площадке городища из культурного слоя до 30 см были извлечены обломки посуды ручной лепки, глиняные пряслица и глиняные грузила для сетей.

Городище Адабай расположено на берегу реки Моргаушка. Это поселение со всех сторон было окружено валом и там были наземные жилища. Найдены железный нож, глиняные и каменные грузила для сетей, пряслица для веретен, обломки глиняных горшков, вылепленных от руки и примесью шамота и дресвы. Имеются экземпляры со шнуровым орнаментом, характерным для городищ, первой половины 1 тысячелетия до н. э. Рядом с городи­щем одновременно на склоне холма было расположено селище.

К юго-востоку от д. Юнгапоси, на мысу, близ пчельника, на берегу маленькой заболоченной речки недавно еще имелись остат­ки, к сожалению, совершенно разрушенного селища. В этих местах жители но раз находили остатки бревен каких-то сооружений. При осмотре селища археологами на поверхности, были обнаружены два фрагмента керамики, которые по орнаменту относятся к пос­ледним векам до н. э.

Очень долго люди жили в городище «Пичке сарчё», располо­женном у деревень Ягаткино и Ойкас-Абаши. Здесь, на территории более 6 га, выявлены три культурных напластования: первое - периода Хула-сюч (XI-IX века до н.э.), второе - первых столе­тий н.э. и третье, верхнее — средневековое, с поздней гончарной керамикой. В этом памятнике городецкой культуры обнаружены много различных изделий, а также богатый клад предметов, укра­шений. Население городища занималось мотыжным земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством, хорошо знало металлургию железа и меди, вело торговлю с племенами Прикамья и западными соседями.

На высоком мысу к юго-западу в 3 км от д.Юнгапоси на­ходится городище «Холавар». Оно было укреплено валами и рвами, сейчас полностью покрыто лесом, существовало в первом тысячелетии нашей эры. Также имеются городища «Холату» у д.Кадикасы (другое название «Пугачев оборони») в нескольких километ­рах от деревень Москакасы и Мурзаково недалеко от телевышки и др.

 
"Моргаушский край", Е.Е. Ерагин, 1994 г.
 

 

Система управления контентом
429530, с.Моргауши, ул.Мира, д.6
Телефон: 8(83541) 62-58-81, 62-2-36, 62-1-34
Факс: 8(83541) 62-1-64
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика