В рамках подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 2018 года издано Указание Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2018 г. № 4 «Об организации подготовки к пожароопасному сезону 2018 года», которым утвержден перечень населённых пунктов, детских оздоровительных лагерей, садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, прочих объектов экономики, подверженных угрозе распространения природных пожаров, а также перечень противопожарных мероприятий, которые необходимо провести муниципалитетам до начала пожароопасного периода.
По состоянию на 17 апреля 2018 года в республике зарегистрировано 245 пожаров (за аналогичный период прошлого года (далее АППГ) – 235), рост на 4,3%, в результате которых погиб 21 человек (за АППГ – 18), рост на 16,7%, травмы различной степени тяжести получили 25 человек (за АППГ – 27), снижение на 7,4%, спасены 157 человек (за АППГ – 78), рост в 2 раза. Материальный ущерб от пожаров составил более 25,61 млн рублей (за АППГ – 32,43), снижение на 21%. Спасено товарно-материальных ценностей на сумму более 171,05 млн рублей (за АППГ – 168,61), рост на 1,5%.
Основные причины пожаров:
|
2017 г.
|
2018 г.
|
%
|
Неосторожное обращение с огнем, в т.ч.:
|
48
|
54
|
+12,5
|
шалость детей
|
3
|
2
|
-33,3
|
неосторожное обращение с огнём при курении
|
25
|
34
|
+36
|
Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования
|
84
|
69
|
-17,9
|
Нарушение правил устройства и эксплуатации печей и дымоходов
|
60
|
76
|
+26,7
|
Поджоги
|
20
|
15
|
-25
|
Неисправности транспортных средств
|
18
|
13
|
-27,8
|
Другие причины
|
5
|
18
|
+3,6 р.
|
ИТОГО ПОЖАРОВ
|
235
|
245
|
+4,3
|
Основные причины гибели людей на пожарах:
Неосторожное обращение с огнём – 17 человек (81% от всех погибших), в т.ч. неосторожность при курении – 14 человек.
Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 4 человек (19%).
Надо отметить, что 15 человек (71,4%) из 21 погибшего, находились в состоянии алкогольного опьянения.
Рост количества пожаров зарегистрирован в следующих муниципальных образованиях:
г. Новочебоксарске – 18 пожаров (за АППГ – 12), рост на 50%;
Вурнарском районе – 17 против 11, рост на 54,5%;
Батыревском районе – 12 против 11, рост на 9,1%;
Цивильском районе – 12 против 11, рост на 9,1%;
Канашский район – 11 против 10, рост на 10%;
г. Шумерле – 9 против 8, рост на 12,5%;
Комсомольском районе – 8 против 6, рост на 33,3%;
Шемуршинском районе – 7 против 4, рост на 75%;
Красночетайском районе – 6 против 2, рост в 3 раза;
Янтиковском районе – 5 против 3, рост на 66,7%;
Красноармейском районе – 4 против 2, рост в 2 раза;
Порецком районе – 4 против 2, рост в 2 раза.
Рост количества погибших на пожарах зарегистрирован в следующих муниципальных образованиях:
Яльчикском районе – 3 человека (за АППГ – 2), рост на 50%;
Вурнарском районе – 2 против 0, рост на 2 человека;
Чебоксарском районе – 2 против 1, рост на 100%;
Аликовском районе – 1 против 0, рост на 1 человека;
Батыревском районе – 1 против 0, рост на 1 человека;
Красночетайском районе – 1 против 0, рост на 1 человека;
Порецком районе – 1 против 0, рост на 1 человека;
Цивильском районе – 1 против 0, рост на 1 человека;
Янтиковском районе – 1 против 0, на 1 человека;
г. Новочебоксарске – 1 против 0, рост на 1 человека;
г. Алатыре – 1 против 0, рост на 1 человека.
Особую тревогу вызывают вопросы обеспечения пожарной безопасности в населённых пунктах, которые не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, особенно с началом весенне-летнего пожароопасного периода.
ГКЧС Чувашии разработаны 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:
от 12 апреля 2018 г. № 120 «О начале пожароопасного сезона в 2018 году на территории Чувашской Республики и об утверждении перечня населенных пунктов, расположенных на территории Чувашской Республики, подверженных угрозе лесных пожаров, на 2018 год»;
от 17 апреля 2018 г. № 133 «Об установлении на территории Чувашской Республики особого противопожарного режима».
Принятие вышеуказанных нормативных правовых актов запретит посещение гражданами лесов при IV–V классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, кроме случаев, связанных с использованием лесов на основании заключенных государственных контрактов, договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, государственных заданий на проведение определенных видов работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах, и иных случаев, предусмотренных государственным заданием, а также связанных с проездом по автомобильным дорогам общего пользования, с проездом в оздоровительные организации и с обеспечением охраны лесов, разведение костров, приготовление блюд на углях, сжигание твердых коммунальных отходов, мусора на землях лесного фонда и прилегающих к ним территориях, выжигание сухой травы, в том числе на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, к землям сельскохозяйственного назначения, к защитным и озеленительным лесным насаждениям и проведение иных пожароопасных работ.
Органам местного самоуправления в рамках подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 2018 года необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
приобретения противопожарного снаряжения и инвентаря (ранцевых огнетушителей и т.п.);
содержания в надлежащем состоянии пожарной и инженерной техники, оборудования, систем связи и оповещения;
создания резерва инженерной техники, передвижных ёмкостей для подвоза воды, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов;
обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований;
создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
запрета пала сухой травы.
В соответствии с п. 218 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Выжигание рисовой соломы может производиться в безветренную погоду при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 72(1) настоящих Правил.
Следует помнить, что в соответствии со ст. 8.32 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за несанкционированные поджоги сухой травы, ставшие причиной лесных пожаров, без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Штрафы: на физических лиц до 5 тыс. рублей, на должностных лиц до 50 тыс. рублей, на юридических лиц от 0,5 до 1 млн рублей.
В период с 17 по 19 апреля т.г. республика примет участие в командно-штабном учении по отработке вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате природных пожаров, защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также безаварийного пропуска весеннего половодья.
25 апреля т.г. на очередном заседании КЧС и ОПБ в Чувашской Республике планируется рассмотреть вопрос о готовности Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Федерального государственного бюджетного учреждения Национальный парк «Чаваш Вармане» и Федерального государственного бюджетного учреждения Государственный природный заповедник «Присурский» к предупреждению и ликвидации лесных пожаров в весенне-летний период 2018 года.
Как показывает практика прошлых лет, зачастую лесные пожары возникают из-за небрежности так называемых «любителей природы» (отдыхающих), пала сухой травы, от проходящего автомобильного и железнодорожного транспорта и других антропогенных факторов.
В связи с этим, необходимо в ближайшее время усилить работу по профилактике природных пожаров с населением путём распространения через торгово-розничную сеть, учреждения образования, культуры, здравоохранения, почтовой связи листовок и памяток на противопожарную тематику и СМИ.
По прогнозам Росгидрометеоцентра, в республике ожидается сухой и тёплый май, что чревато опасностью возникновения природных пожаров до начала прорастания свежей растительности, а причины их возникновения, к сожалению, банальны:
а) бесконтрольные сельхозпалы;
б) сжигание мусора на открытой территории;
в) походы туристов на лон природы и т.д.
Рекомендации администрациям муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики:
организовать и провести в муниципальных образованиях в период с 23 апреля по 23 мая т.г. месячник по вопросам профилактики пожаров и усиления мер пожарной безопасности;
сформировать общественные комиссии при сельском поселении для подворовового обхода из числа представителей сельской администрации, депутатов сельских поселений, участкового уполномоченного полиции, представителя противопожарной службы. Данным комиссиям путем подворовового обхода провести обследования состояния пожарной безопасности жилого сектора, в т.ч. соблюдения правил эксплуатации электробытовых приборов, технической эксплуатации всех видов электроустановок, газового оборудования, печей и дымоходов жилых домов, бань, а также каким способом обогревается жилое помещение;
организовать работу по проведению инструктажей с населением о соблюдении мер пожарной безопасности под роспись в соответствующих журналах;
усилить контроль за условиями проживания неблагополучных семей, особенно там где проживают несовершеннолетние дети, одиноких престарелых граждан и лиц, находящихся на патронажном учёте, а также граждан, злоупотребляющих спиртными напитками;
продолжить профилактическую работу в садоводческих некоммерческих товариществах и дачных кооперативах по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности;
продолжить информирование населения о правилах и мерах пожарной безопасности, регулярное размещение в средствах массовой информации статей и заметок о причинах пожаров в жилом секторе, а также распространение памяток и листовок через учреждения образования, культуры, здравоохранения, торговли, почтовой связи и т.п.
провести декаду по тематике: «Береги лес». В рамках декады необходимо провести занятия с населением по бережному отношению к природе, соблюдению мер пожарной безопасности при нахождении в лесах.
рассмотреть вопросы обеспечения пожарной безопасности в период проведения весенних полевых работ на заседаниях районных КЧС и ОПБ с приглашением глав сельских поселений, старост населенных пунктов и руководителей сельхозпредприятий и фермерских хозяйств;
провести инструктажи с населением о соблюдении ими правил пожарной безопасности в лесах, организовать регулярное размещение в средствах массовой информации статей и заметок о причинах пожаров в лесах, а также распространение памяток и листовок через учреждения образования, культуры, здравоохранения, торговли, почтовой связи и т.п.