Монастыри на территории России были ориентированы, как правило, на деятельность миссионерскую, аскетическую, подвижническую, на хозяйственную с большими торговыми оборотами, развитыми промыслами или земледелием на сотнях десятин земли. Чаще всего перечисленные виды деятельности сочетались в одном и том же монастыре. В Казанской губернии монастыри открывались с целью миссионерства и колонизации. В последующие годы они вобрали в себя все, что было характерно для остальных монастырей России. Монастыри подчинялись архиерею своей епархии, границы которой почти всегда совпадали с границами административного деления государства, что обеспечивало единство действий власти административной и духовной. В зависимости от ранга монастыри управлялись архимандритами — первый класс; игуменами — второй и третий классы. В XVIII в. монастыри были разделены на штатные — получающие государственное содержание, и нештатные. Первые делились на три класса, в зависимости от количества штатных монахов. Нештатные имели любое число монахов и послушников, но содержались за счет доходов от различных промыслов, сдачи в аренду монастырских земель. Монастыри разделялись на мужские и женские, кроме этого, существовало деление монастырей на общежительные (киновия — уединенная иноческая жизнь, в которых была запрещена какая-либо личная собственность) и необщежительные (идеоритм — жизнь монахов за счет общих доходов монастыря, получения жилья и уставное питание).
На территории Чувашии по повелению Ивана Грозного одним из первых был открыт Чебоксарский Троицкий мужской монастырь — почти на самом берегу Волги, в 1574 г. Точных исторических сведений о жизни монастыря на протяжении двух веков не сохранилось. По штату 1764 г. он был приписан к числу трехклассных необщежительных монастырей. Первый храм и жилые постройки монастыря неизвестны. В 1600 г. возвели каменную церковь Св. Троицы , в 1800 г. построили церковь Божией Матери Толгской и церковь Св. Федора Стратилата, точная дата постройки этой третьей надвратной церкви неизвестна. Кроме этого, с наружной стороны у монастырских ворот была сооружена часовня. В монастыре были построены одноэтажный настоятельный корпус с подвальными помещениями, двухэтажные здания для братских келий и разные монастырские хозяйственные постройки. В распоряжении монастыря были мукомольная мельница на реке Сорме в Козьмодемьянском уезде, рыбное озеро (там же), лесная дача (на 150 десятинах) близ Чебоксар, луговая земля (8 десятин) за Волгой, пахотная земля (21 десятина) в Чебоксарском уезде, в самих Чебоксарах 5 десятин земли, 129 десятин пахотной земли в Цивильском уезде. Монастырь ежегодно получал из казны 668 руб. Состав монастыря в количественном отношении менялся часто. На конец XIX в. и начало XX в. в монастыре были один игумен,
семь монахов и четырнадцать послушников. Из настоятелей исторические источники выделяют: Иоанникия (1601), Илариона (1649-1675) .Антония (1763—1764), архимандрита Антония (1802—8/2), Самуила (1830—1853) и Варсонофия (1857—1869). При монастыре действовала церковно-приходская школа (мужская) с 73 учащимися.
До 1899 г. к Чебоксарскому Троицкому монастырю были приписаны две упраздненные пустыни (особый тип монастырей, расположенных, как правило на отшибе от населенных пунктов, часто в лесах или на берегах рек). К XX в. название сохранилось лишь традиционно. Почти все пустыни — мужские. Первая пустынь (время основания неизвестно, к Троицкому монастырю приписана после упразднения в 1789 г.) расположена была в трех верстах от монастыря, с церковью — в честь Сретения Господня (в последующие годы превращена в кладбищенскую); богослужения в ней совершала монастырская братия, земли при церкви было около пяти десятин. Вторая пустынь была приписана к Троицкому монастырю в 1838 г., находилась она в 2 верстах от монастыря, церковь в ней каменная, в два этажа, в честь Божией Матери Тихвинской, земли было 4 десятины, проходила под названием Геронтиева пустынь в память о игумене Геронтии, который построил Спасскую церковь и управлял обителью с 1671 по 1674 гг. В те времена монастырь именовался Владимирской Подгорной пустынью в память о посещении Чебоксар св. Гурием, освятившим город иконой Владимирской Божией Матери. К 1905 г. пустынь была уже в запущенном состоянии.
В 1899 г. в Чебоксарах была открыта Владимирская чувашская женская община, приписанная к Троицкому черемисскому женскому монастырю в Козьмодемьянске. Существующие источники в сообщении, при какой пустыни была открыта Владимирская община, противоречивы. В одних документах отмечается, что Владимирская женская община находится в одной версте от Чебоксар (на этом месте в первой половине XVII в. была открыта мужская пустынь под названием Спасо-Геронтиевская, с одним каменным храмом), а в другом источнике говорится, что Владимирская женская община создана на месте того же наименования мужской пустыни (до 1899 г. приписанной к Чебоксарскому Троицкому монастырю и в 1904 г. обращенной в женскую общину с причислением к Козьмодемьянскому Троицкому женскому монастырю) — храм каменный, в честь Владимирской иконы Божией Матери, с приделами Сретения Господня и Прп. Варлаама и Иоасафа. В более подробном документе, датируемом первым десятилетием XX в., открытие Владимирской женской общины в Чебоксарах изложено следующим образом: «в конце XIX в. было решено приспособить под женскую обитель Чебоксарскую мужскую Владимирскую пустынь (Сретенская). Пустынь приписана в 1789 г. к Чебоксарскому Троицкому Монастырю близ города Чебоксар (в одной версте). При ней было монастырское и городское кладбище и 5 десятин земли. В 1870 г.'в городе возвели кладбищенскую церковь, богослужения в пустыни стали проводить редко, нужного ремонта не производилось, доход был незначительный, вследствие чего ее закрыли».
Настоятельяица Козьмодемьянского женского черемисского монастыря игуменья Варвара возбудила ходатайство об открытии женской общины. Она нашла благотворителей из местных чебоксарских купцов. Так, купец Астраханцев А. П. обновил на свои средства храм и две кельи, заново выстроил большое деревянное здание, баню и поставил забор. Указом Священного Синода от 1899 г. решение об открытии женской общины было принято. Казанский архиерей Арсений в сентябре 1899 г. прибыл в Чебоксары для открытия общины. Древний храм был расположен на холме, на склоне его под вековыми деревьями находилось много надгробий, с юго-восточной стороны обители шли дороги на Козьмодемьянск и Ядрин, с северо-запада протекала речка Чебоксарка. На берегу речки когда-то существовали кирпичный, кожевенный заводы и колоколо-литейная мастерская, к концу XIX в. до основания уничтоженные. При общине в штате состояли: один священник, настоятельница и несколько сестер, действовала школа с 16 учащимися—девочками. Угодий и земли монастырь не имел.
В ряде источников упоминается Чебоксарский Никольский Девичий монастырь . По преданию Борис Годунов решил отправить на постриг тещу Ф. Н. Романова (с 1619 г. — патриарх Филарет) княжну Марию Шустову в Алатырский Девичий монастырь, но решение было изменено и ее отправили в Чебоксарский Девичий монастырь. При Никольском соборе, как отмечается в дошедших до нас документах, «в бывшем ранее Никольском Девичьем монастыре похоронена прародитель ныне благо царствующего Дома Романовых княжна Мария Шустова». В 1913 г. комиссия в лице Казанского губернатора, епископа Анастасия и губернского архитектора факт о нахождении могилы при Никольском соборе подтвердили. Других документов о захоронении княжны нет, так как пожары XVII в. поглотили многие церкви и другие здания, в пожаре погибли все документы. Никольский каменный собор построен в 1690 г., о монастыре и его церквах никаких сведений не сохранилось.
Также по преданию при Благовещенской церкви города Чебоксары существовал женский монастырь, о котором известно, что он был упразднен в 1764 г., но продолжал существовать вплоть до 1773 г. и затем был объединен с Никольским женским монастырем. Благовещенский Девичий монастырь , каменной постройки с церковью в два придела, имел 25 келий, в состав общины входили игуменья и 37 рядовых монахинь. Ни вотчин, ни угодий у монастыря не было, монахини жили за счет рукоделия и мирских подаяний.
Цивильский Вознесенский мужской монастырь был основан в 1671—1675 гг. Учрежден гражданами Цивильска по случаю снятия осады города Степаном Разиным и примкнувших к нему чувашей. По преданию в оставленной рукописи говорилось, что жители города в течение двух недель безуспешно защищались от Степана Разина и чувашей. В ночь на 17 октября цивильской вдове И. Васильевой сподобился образ Божией Матери Тихвинской, находящейся в иконостасе Троицкого собора, которая заявила, что мятежники не возьмут город, а жители в честь этого должны построить монастырь за городом во имя ее. Слово Божией Матери исполнилось на другой день, мятежники были поражены слепотой и перебиты. В память этого дня в Троицком соборе ежегодно проводились богослужения. Такова легенда, тем не менее в 1675 г. была построена деревянная церковь в честь Божией Матери Тихвинской по обету строителя С. И. Рязанова. Мужской монастырь был малолюдным, не имел
достаточных средств и стал заштатным в 1764 г. В XIX в. он вообще пришел в негодность, все постройки развалились. Из братии осталось всего шесть человек, архиепископ казанский Антоний, посетивший монастырь, принял решение о его закрытии, но граждане Цивильска, дорожившие иконой и монастырем, выступили против упразднения.
В 1870 г. монастырь преобразован в женский, нештатный общежительный монастырь во имя Божией Матери Тихвинской . По решению Святейшего Синода сразу же начался ремонт и через год монастырь праздновал свое обновление. Очень много для восстановления монастыря сделала настоятельница (с 1870 по 1896 гг.) мать Херувима. В монастыре два храма: главный каменный, построенный в 1886 г. во имя Божией Матери Тихвинской и деревянный во имя мученика Харлампия, освящен в 1880 г. Был также выстроен каменный двухэтажный корпус для келий, три корпуса двухэтажных деревянных. В распоряжении монастыря было около 40 десятин пахотной земли, 61 десятина луговой. Мукомольная мельница, два двухэтажных каменных дома в Казани. Состав монастыря: настоятельница, одна схимонахиня (высшая степень пострижения — великий постриг), 26 монахинь (вторая степень принявших постриг), 34 рясофорных послушниц (первая степень пострижения), 177 послушниц — белиц (первый разряд тех, кто готовится принять монашество). Причт из двух священников и двух псаломщиков. При монастыре действовала церковно-приходская школа (с 1872 г.) для обучения инородческих девочек.
В начале XVII в. южнее Ядринской крепости были воздвигнуты две деревянные церкви Казанского мужского монастыря. В 1646 г. в ходе переписи населения отмечалось, что хозяйство монастыря было небольшим, имелось 4 кельи, в которых проживали четыре человека: поп Сергий, старцы Леонид и Сергий, и иеромонах Иона. Первая церковь — во имя Божией Матери Казанской, вторая — во имя Алексия Человека Божия. Монастырь был упразднен в 1764 г. Местность, где стоял монастырь, не сохранилась в связи с оползнем берега.
В эти же годы был открыт второй монастырь — Архангельский Девичий — который располагался рядом с мужским. Все монастырские строения были деревянными, данные о наличии церквей не сохранились. Монастырь также был упразднен во време-
на Екатерины II, Есть упоминание, что купец И. Т. Коротов воздвиг каменную церковь о пяти главах в честь Божией Матери Владимирской в 1711 г. на территории этого монастыря, участь которого была такой же, как церквей мужского монастыря.
Каршлыхинский Александра-Невский мужской монастырь был открыт в 1903 г. в 14 квартале Ильинского лесничества. В свое время чуваши-язычники устраивали здесь свои молебствия. В 1890 г. для искоренения язычества, на это место из села Сундырь была привезена и поставлена часовня. По ходатайству ряда верующих близлежащих сел в конце XIX в. решением епархиального начальства было решено основать мужской монастырь. Строить его начали в 1901 г., в пользование монастыря было выделено 3 десятины Хачикского и Ачкерень-ского угодий, а также 10 десятин Малошешкарекой земли и 70 десятин в Пихтулинском лесничестве. За небольшой отрезок времени были построены две церкви — во имя святого Александра Невского и Серафима Саровского, а также два двухэтажных дома с кельями, две двухэтажные гостиницы, пекарня, кузница, водяная мельница и другие хозяйственные постройки. Настоятелем монастыря был на всем протяжении его существования игумен Антоний (А. П. Разумов). Обитель была немногочисленна — не более 30 монашествующих. В 1908 г. в монастыре обитали 22 монаха и 12 послушников.
Кошлаушский Александровский Чувашский нештатный общежительный монастырь Ядринского уезда был расположен близ села Кошлауши, при реке Вурнарка, в 18 верстах от станции Ибреси и в 40 верстах от города Ядрин. В 1895 г. 12 чувашских девиц из разных деревень Ядринского уезда задумали основать в глубине Сурских лесов небольшую обитель и через своего доверенного, состоятельного чуваша П. Гаврилова, обратились к епархиальному начальству Казанской губернии о разрешении на учреждение обители на небольшом участке земли казенной Абызовской дачи в память императора Александра и императрицы Александры Федоровны. Несколько чувашских обществ по приговору отвели под обитель 16 десятин земли, а пожертвоватсли собрали более 4000 руб. Казанская Консистория обратилась в 1897 г. с ходатайством в Святейший Синод, аргументируя открытие чувашской женской обители тем, что среди малоразвитого чувашского населения появился интерес к пра-
вославной вере. Святейший Синод в 1898 г. разрешил учредить в Ядринском уезде чувашскую женскую общину с наименованием «Община Св. мученицы царицы Александры». В 1901 г. община переименована в монастырь. Настоятельницей была назначена монахиня Маргарита, по происхождению из с. Хочашево Ядринского уезда, из чувашек, малограмотная, была послушницей ряда монастырей, в том числе и за границей, посетила Палестину. Через несколько лет ее заменили на этом посту монахиней Смарагдой 44 лет (в миру мещанка А. А. Чепайкина, постриг приняла в 1899 г.), мотивируя тем, что Маргарита из-за низкого уровня образования и слабых волевых качеств не справляется с должностью игуменьи. Смарагда получила сан игуменьи в 1901 г. и с этого времени, как уже отмечалось, обитель была преобразована в монастырь.
В 1899 г. был построен и освящен первый храм во имя Св. мученицы царицы Александры и Св. Николая Чудотворца. Игуменья Смарагда уговорила жителей села Кошлауши построить в 1903 г. для себя новую церковь, а старую пожертвовать монастырю. В 1905 г. в Александровском женском монастыре была заложена пожертвованная церковь. На месте первой церкви в 1909 г. была построена миниатюрная каменная часовня. При Смарагде монастырю было отведено ПО десятин земли от казны. В пользовании монастыря, кроме указанной земли, были мукомольная водяная мельница, шерстобойная машина, три двухэтажных деревянных дома с кельями, больница, здания для духовенства и другие хозяйственные постройки. При монастыре существовала школа Св. Гурия (для чувашских девочек), в 1910 г. обучалось в ней 26 человек. После смерти в 1907 г. Смарагды в должность игуменьи вступила монахиня из Цивильского женского монастыря Ангелина (А. Голубева). В состав монастыря входили: игуменья, 9 монахинь, рясофорных послушниц — 46, белиц — 71. Штат причта — священник и псаломщик. За первые десять лет существования монастыря в нем сменилось семь священников.
В 1907 г. крестьяне-чуваши из Ядринского уезда обратились к Императору с прошением о строительстве миссионерского монастыря в их уезде. Решение их поддержали уполномоченные — 15 сельских чувашских обществ из трех волостей Аликов-ской, Сорминской и Асакинской Ядринского уезда,
которые в свою очередь отправили прошение на имя Обер Прокурора Святейшего Синода об учреждении общежитско-мученичсского монастыря в местности Укрой, где была обнаружена икона Рождества Христова. В сберегательную кассу Чебоксарского казначейства из деревень перечисленных волостей поступили деньги в сумме 5000 руб., однако последовал приказ епархиального начальства Казанской губернии о неразрешении открытия монастыря на основании того, что в 80 верстах имеются 2 инородческих (мужской и женский) монастыря, и таких обителей с инородческими послушниками в Казанской епархии вполне достаточно (7 монастырей и 2 общины), и потому в открытии новой обители нет кикакой нужды. Священный Синод утвердил это решение.
Алатырский Троицкий необщежительный мужской монастырь был расположен в самом городе, точной даты основания нет. Нашествия татар, мордвы, пожары уничтожили все документы. В архивах Троице-Сергиева монастыря, ставшего в 1774 г. лаврой (так называли особо выделенные по значимости, древности, обилию святынь монастыри — в России их всего было четыре: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская, По-чаевская), сохранилось дело, в котором отмечается, что «в 1615 г. к нему приписан Алатырский мужской монастырь по причине его бедствия, с 1612 г. монастырем управляли строители-игумены, с 1765 г. — архимандриты, с 1782 г. — игумены, с 1796 г. настоятель монастыря утвержден в сане архимандрита и монастырь приписан к 3 классу». Монастырь расположен в северной стороне города, главный храм во имя Святой Троицы сооружен в центре монастыря. До второй половины XVIII в. все храмы, колокольни и прочие здания были деревянными. В 1748 г. по указу Троице-Сергиевой лавры (при настоятеле Меркурии) на месте деревянной церкви был заложен каменный храм, который был построен в 1753 г. Храм Св. Троицы был вновь перестроен в 1805—1808 гг. В это же время была сооружена отдельно стоящая трехъярусная колокольня. В 1801 г. с северной стороны главного храма на расстоянии 9 сажен была построена церковь во имя Сергия Радонежского. В течение 1818—1848 гг. на территории монастыря были возведены каменный двухэтажный дом для настоятеля, с пристроем келий для монахов, каменный корпус двухэтажной братской трапезной и другие хозяйственные постройки. В монастыре имелась гробница схимонаха Вассиана, гроб которого был обнаружен, по преданию, в 1748 г. Во время пожара 1906 г. в Алатыре сгорел со всеми церквами и постройками Троицкий монастырь, братия переселилась в приписную к монастырю Духову пустынь. Всего во владении Троицкого монастыря было 516 десятин удобной земли.
Свято-Духова пустынь , приписанная к Троицкому монастырю, находилась в 2 верстах от Алаты-ря на берегу Суры. Основана она была в начале XVII в. В описи Духовой пустыни, составленной в 1748 г., говорится, что пустынь эта была в другом месте, близ Алатыря, она открыта в 1714 г. и до 1731 г. при ней существовала одна церковь — во имя Иоанна Воина.
Денежных средств у обители было мало, в начале своего существования пустынь была малочисленной и благоустройством не отличалась. В 1727 г. в силу указа о закрытии малобратственных монастырей обитель была приписана к Алатырской Печерской пустыни, но в этом же году ее возвратили под начальство духовника Алатырского Кие-во-Никольского женского монастыря иеромонаха Иовы. При нем была построена вторая церковь — во имя Сошествия Святого Духа. В 1739 г. монахов
в обители было 3 человека, церковная служба не проводилась, но с назначением иеромонаха Меркурия в 1742 г. деятельность обители оживилась и число монахов достигло 16 человек. В 1748 г. деревянная церковь Иоанна Воина была переделана. В 1764 г., как и большинство таких пустынь, обитель Свято-Духова была упразднена. Пустынь владела рыбными ловлями, сенными покосами. После ее закрытия церкви стали приходскими, но в течение нескольких лет служба в них не проводилась из-за отсутствия священника, вследствие чего церкви подверглись разрушению и ограблению. В 1768 г. был назначен священник и служба возобновилась, церкви были приведены в порядок, но вскоре их приписали к Алатырскому собору Рождества Пресвятой Богородицы, что привело церковное хозяйство к упадку. Граждане Алатыря обратились в епархиальное управление Нижегородской губернии о восстановлении Духовой пустыни. В 1796 г. пустынь была приписана к Алатырскому Троицкому монастырю. Холодная церковь Святого Духа была восстановлена, а теплая, из-за ветхости, разрушена в 1823 г. На пожертвования жителей Алатыря на месте сломанной была заложена каменная (теплая) во имя Иоанна Воина. В 1831 г. разобрана и продана в село Миренки холодная церковь. Взамен ее в
1833 г. возвели новую каменную во имя Святого
Духа.
В 18 верстах от Алатыря у родника под названием «у загородного дома» действовала вторая, приписанная к Троицкому монастырю Ключевская пустынь . В 1708 г. по указу настоятеля Троице-Сергиевой лавры над родником, где было явление иконы Божией Матери, была сооружена небольшая деревянная церковь — во имя Божией Матери Казанской, в 1767 г. она была сломана, и взамен ее построили новую. В 1806 г. был возведен каменный храм, а вместо деревянной церкви установили часовню. Ключевская пустынь занимала 10 десятин земли, которая после ее упразднения становится приписной.
Время основания Алатырского Киево-Никольского 3-классного необщежительного женского монастыря точно не установлено. Существует лишь несколько версий. В сказке (так называли документы делопроизводства в России в XVII—XVIII вв.) о монастыре, поданной в 1764 г. в Нижегородскую Консисторию, говорится об открытии монастыря в 1603 г. В описи за тот же год также приводится дата — 1603 г. Однако в челобитной от 1693 г. по поводу спора о рыбных ловлях на реке Сура между Алатырским Троицким монастырем, посадскими людьми и духовенством Рождественского собора и Старо-Никольского монастыря указывается, что они (указом от 1573 г.) были пожалованы Киево-Никольскому монастырю.
В начале XVII в. монастырь был разрушен, но вскоре в 1622 г. его восстановили. В 1639 г. монастырь отдается бывшей литовской изгнаннице, игуменье Покровского Ладинского монастыря Елизавете. Она нашла, что монастырь находится в запущенном состоянии и получила разрешение построить монастырь на новом месте. Постройки Киево-Никольского монастыря сгорели в 1671 г. во время восстания Степана Разина, но через год он был вновь отстроен за счет уездных крестьян и мордвы, принимавшей участие в бунте. При монастыре были построены Вознесенская каменная церковь в 1753 г., Покровская каменная в 1762 г. и Никольская каменная в 1757 г. В распоряжении монастыря было 226 десятин земли, мельница и различные хозяйственные постройки. В состав монастыря (в конце XIX в.) входили: игуменья, 31 монахиня и 237 послушниц.
Игуменья Елизавета на новом месте возвела церковь Св. Николая Чудотворца, после ее смерти в 1700 г. была построена теплая деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1740 г. обе церкви сгорели. На средства пожертво-вателей были восстановлены: теплая — в 1743 г., а холодная — в 1753 г. При Екатерине II многие монастыри были упразднены, в том числе и этот. Настоятельница и сестры перешли в Киево-Николь-ский монастырь. Церкви Старо-Никольского монастыря были обращены в приходские. В 1779 г. на месте теплой церкви была построена каменная — Знамения Пресвятой Богородицы. Вторая, холодная церковь, в 1795 г. сгорела.
Казанская Печерская пустынь Алатырского уезда — на реке Суре в 4 верстах от с. Промзино, была основана в 1642 г. и приписана к Нижегородскому монастырю. В Печерской пустыни в июле ежегодно устраивались ярмарки. Пустынь была малочисленной и часто подвергалась нападению и ограблению. В конце XVII в. храм сгорел и на его месте была поставлена часовня. В 1728 г. была выстроена деревянная церковь с престолом Божией Матери Казанской, вторая церковь была возведена в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 1752 г., упразднена она в 1764 г., на месте ее в 1902 г. была поставлена часовня.
Преображенская Старцеугловская пустынь Алатырского уезда находилась в 50 верстах от Алатыря, в трех верстах от села Большое Талызино,среди глухого леса, над оврагом. В 1641—1654 гг. 40 человек основали монастырь. Был построен холодный храм Преображенский на средства алатырского помещика Б. Топорнина, что наделил пустынь землей, но после смерти которого внук его отобрал ее. Живя на одни подаяния, монастырская братия бедствовала. В 1652 г. был построен второй храм — во имя преподобного Спиридона. В 1701 г. церкви сгорели, монахи были переведены в Печер-скую пустынь, но вскоре вернулись обратно. После пожара была выстроена новая церковь, которая тоже сгорела, вновь возведенный храм в 1754 г. постигло то же несчастье. Восстановленная в 1761 г. церковь недолго служила монахам, в 1764 г. пустынь была упразднена, а иеромонах и 4 монаха были переведены в Алатырский Троицкий монастырь.
Покровская Иваньковская пустынь Алатырского уезда находилась в 45 верстах от Алатыря, в 5 верстах от Порецкого и 3 верстах от Кудеихи. Открыта была в 1715 г., царевич Алексей Петрович назначил ей жалование из доходов села Порецкое, которое принадлежало ему со всей волостью. До 1763 г. в пустыне были возведены 2 церкви: теплая Покровская и вторая во имя Св. Василия Великого. В 1763 г. вместо деревянной Покровской церкви была заложена каменная, но через год пустынь была упразднена, а церковь недостроена. Деревянная церковь Василия Великого была перенесена в село Кудеиху, вместо которой в селе в 1829 г. построили каменную.
Николаевская Борковская пустынь Алатырского уезда находилась в 2 верстах от села Борки. По описи была обустроена по указу митрополита Нижегородского и Алатырского Сильвестра в 1717 г. Церковь Св. Николая Чудотворца, деревянная, построена в 1751 г., при ней часовня, две кельи и другие хозяйственные постройки. Землей не владела, с 1764 г. в пустыни жили два иеромонаха за счет жалованья. В 1764 г. пустынь, как и все остальные подобные ей, упразднили.
Преображенская Гуляевская пустынь Алатырского уезда — в селе Гуляево, в 90 верстах от Алатыря, существовала с 1653 г., основал ее житель села — Анненков, за пустыней ничего не числилось, жило в ней небольшое количество братии. Церквей в пустыни было две, первая (холодная) Преображенская, вторая (теплая) Божией Матери Влади-
мирской, обе церкви сгорели, вместо них начали строить в 1763 г. новую, но построить не успели, пустынь была закрыта в 1764 г.
Николаевская Медянская пустынь Алатырского уезда при селе Медяны основана во второй половине XVII в., неоднократно закрывалась и вновь открывалась. В 1688 г. по челобитной патриарха Иоакима пустынь была приписана к патриаршескому Нижегородскому монастырю. В ней находилась деревянная церковь и пять келий. В 1764 г. пустынь была упразднена, церковь перенесли в село, где вместо нее (в начале XIX в.) построили новую, каменную.
Николаевская Городищенская пустынь Алатырского уезда находилась на реке Суре, в полуверсте от села Промзино. Предания говорят, что во время нашествия татар на городище одному из воинов явились Николай Чудотворец и Георгий Победоносец, татары были разбиты, а на горе была обнаружена икона с изображением Николая Чудотворца. У подножья горы спустя некоторое время была основана мужская обитель. Кроме этого предания, никакие документы по причине пожара не сохранились. Была построена церковь, но она сгорела в 1717 г. Взамен была выстроена новая. Как малолюдная, пустынь была приписана к Покровской Иваньковской пустыни: в ней жило всего два человека — монах и вдовый священник. В 1764 г. по учреждению монастырских штатов она была упразднена. В 1810 г., после затопления, ликвидирована, икона перенесена в церковь села Промзино.