Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Введение

В сохранившихся письменных и устных источниках зафиксировано значительное количество исторических фактов, позволяющих в той или иной мере достоверно выяснить предпосылки, обстоятельства и ход присоединения Казанского ханства и его Горной стороны, в основном Чувашии, к Русскому государству. Богата и литература об этом крупнейшем историческом событии. В ней преимущественно рассматривается проблема завоевания Казанского ханства. До 1950 г. присоединение Горной стороны ханства освещалось как первый этап широкомасштабного политического события без выяснения специфики данного этапа, хотя почти всеми авторами указывался его мирный характер [1]. Н.Баженов даже писал, что Горная сторона Казанского ханства (в основном Чувашия) была присоединена к Русскому государству добровольно [2]. Специальные исследования о присоединении Чувашии к России появились лишь после Великой Отечественной войны. Т.Г.Гусев, используя значительную часть источников, написал и опубликовал статью о предпосылках, ходе, значении и последствиях присоединения Чувашии к Русскому государству. В статье имеются небольшие ошибки в датах и объяснении фактов. Автор пришел к выводам о том, что Чувашия не была завоевана Россией, а мирно присоединена к ней, что чуваши и горные марийцы во время строительства Свияжска в 1551 г. “окончательно перешли на сторону Русского государства”, участвовали в составе русских войск в завоевании Казани в 1552 г., что “присоединение Чувашии к Русскому государству означало освобождение чувашского народа от монголо-татарского ига, от гнета татарских ханов и феодалов, что оно, в силу более высокого уровня развития производительных сил и культуры Русского государства, способствовало более быстрому подъему производительных сил и культуры Чувашии, как и других областей Поволжья”, однако “к концу ХVI в. усилиями московского самодержавного правительства Чувашия постепенно превращалась в колонию великорусских бояр и помещиков, купцов и духовенства. В ХVII в. этот процесс усилился, и Чувашия, находящаяся в центре Русского многонационального государства, ничем не отличалась от колониальных окраин” [3]. В январе 1950 г. Отделение истории и философии АН СССР и Чувашский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории провели в Москве научную сессию по проблемам истории чувашского народа. На ней с докладом “Присоединение Чувашии к Русскому государству” выступил академик АН СССР М.Н.Тихомиров. Он не знал о статье Т.Г.Гусева, которая еще не была опубликована, и провел самостоятельное оригинальное исследование. Доклад был опубликован в журнале “Советская этнография” в 1950 году [4]. Дополненные его варианты публиковались дважды [5]. Академик подробно проанализировал предпосылки, обстоятельства и ход (до 1546 г.) мирного присоединения Чувашии к России. Основные выводы автора сводятся к следующим утверждениям: “В 1546 г. Горная сторона Волги отпала от Казани и перешла под власть России. В основном это был переход под власть России именно чувашей, которые отпали от Казани добровольно, еще до прихода военной московской силы”; “Присоединение Чувашии к России было явлением прогрессивным и важным этапом в развитии многонационального Российского государства”; “Тяжелый колониальный гнет, который испытывала Чувашия в царской России, был общей участью всех народов, подчинявшихся царизму” [6]. В 50-х гг. ХХ в., когда М.Н.Тихомиров писал свое исследование, “Разрядная книга 1475–1598 гг.” (М.: Наука, 1966), где содержатся важные сведения о событиях 1546–1547 гг., не была опубликована. Он не обратил внимания на “Хронографическую летопись”, содержащую сведения о 1546–1547 гг., отсутствующие в других летописях. По этим причинам академиком был сделан вывод о добровольном присоединении Чувашии к России в 1546 году. С середины 50-х гг. в московских научных изданиях, в вузовских и школьных учебниках начали писать, что чуваши и горные марийцы вошли в состав России в 1546 году [7]. В изданном в 1958 г. IV томе “Всемирной истории” сказано: “Уже в 1546 г. к России добровольно присоединились чуваши и марийцы, населявшие правый берег Волги” [8]. Такое утверждение прошло и в 1-е издание “Истории Чувашской АССР” [9]. После того, как в 1951 г. было отпраздновано 300-летие воссоединения Украины с Россией, удмурты, марийцы, башкиры и другие народы торжественно отпраздновали 400-летие их добровольного присоединения к России, хотя присоединение луговых марийцев и удмуртов было связано с военным завоеванием. В связи с этими событиями в Уфе и Ижевске сооружены грандиозные памятники, представляющие замечательные произведения монументального искусства. Даты добровольного присоединения к России отмечали и в республиках Северного Кавказа, Кавказа, Средней Азии, в Казахстане. В Чувашии считали, что наш народ добровольно присоединился к России в 1546 г., в связи с чем 400-летие его присоединения не было отмечено. Позже, в 1985 г., в Мордовской АССР отпраздновали 500-летие добровольного вхождения мордовского народа в состав России. Дата эта была условно-символической: мордовские земли были присоединены к русским княжествам и Русскому государству начиная с ХIII в. до середины ХVI века. В Саранске также соорудили монумент в честь этого события. Несмотря на установившуюся практику празднования добровольного присоединения народов к России, понятие “добровольность” связано с высоким уровнем сознательности народа, поэтому наиболее адекватно определение “мирное присоединение Чувашии к России”. Сохранившиеся источники показали, что окончательное мирное, по челобитью, присоединение Чувашии к Русскому государству состоялось летом 1551 года. В связи с этим 7 мая 1974 г. я направил в Чувашский обком КПСС следующее ходатайство: “В июне 1976 г. исполняется 425 лет со времени мирного присоединения Чувашии к России. Вхождение в состав России – этапная веха, крупнейшее переломное событие в истории чувашского народа. Войдя в состав России, чувашский народ избавился от жестокого гнета казанских ханов и феодалов, сохранил себя как народность. Даже в условиях тяжелого классового и национального гнета царизма и господствующих классов России чувашский народ в общении с русским обогащал свой хозяйственный трудовой опыт и культуру... Присоединение Чувашии к России является классическим образцом мирного объединения нерусского народа с русским. Границы русских земель еще в ХIV в. приблизились к чувашским поселениям. В 1372 г. на р. Суре русские основали город Курмыш. В 1523 г. был основан город Васильсурск. Чуваши вступали в тесные экономические отношения с русскими. С середины ХV в. чуваши входили в состав Казанского ханства, образовавшегося на развалинах Золотой Орды. В ханстве нетатарские народы подвергались варварской военно-феодальной эксплуатации. Чувашских крестьян разоряли непрерывные военные столкновения между русскими и казанскими войсками, часто происходившие на территории Чувашии. В 1546 г. казанский хан Сафа-Гирей обещал ногайским мурзам передать им Горную сторону (в основном Чувашию) за помощь в отвоевании казанского престола. Переход под власть ногайцев был бы для чувашей еще тягостнее. В 1546 г. чувашский народ восстал против Сафа-Гирея и обратился к московскому царю с просьбой прислать войска для изгнания из Казани Сафа-Гирея. В феврале 1547 г. в Чувашию были присланы русские войска, вся территория до реки Свияги очищена от казанцев. Чуваши тогда выступали за передачу казанского престола хану Шигалею. Постепенно в чувашском народе назревало стремление перейти в состав Русского государства. Московское правительство также было заинтересовано в присоединении Чувашии к России. Как только 24 мая 1551 г. русские войска, беспрепятственно пройдя через Чувашию, в устье реки Свияги основали крепость Свияжск, представители чувашского народа обратились к русским воеводам в Свияжске с просьбой принять Чувашию в состав России и управлять ею из Свияжска. Посланцы чувашского народа были направлены в Москву к Ивану IV. Акт мирного присоединения Чувашии к России был оформлен в Москве в июне 1551 г. путем выдачи Горной стороне жалованной грамоты за золотой печатью. В 1552 г. чувашские и горномарийские полки, влившись в состав русских войск, участвовали во взятии Казани. Население Чувашии строило для русских войск дороги и мосты, снабжало их продовольствием. Институт просит Чувашский обком КПСС рассмотреть вопрос о целесообразности проведения в июне 1976 г. национального праздника чувашского народа в связи с 425-летнем вхождения Чувашии в состав России. Директор Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров ЧАССР В.Д.Димитриев” [10]. Более подробно предпосылки и процесс мирного присоединения Чувашии к России были изложены в исторической справке “О присоединении Чувашии к России”, представленной в обком КПСС в июле 1974 года [11]. В августе того же года в ЦК КПСС была отправлена еще более подробная информация “О присоединении Чувашии к России”[12]. Однако в названных документах опускалась одна из важнейших предпосылок мирного присоединения Чувашии к Российскому государству – опустошение Болгарской земли в конце ХIV – начале ХV вв., исследованное мною лишь в середине 90-х годов. Ходатайство Чувашского обкома КПСС о разрешении праздновать в 1976 г. 425-летие мирного присоединения Чувашии к России и приложенная к нему историческая справка были возвращены в Чебоксары с предложением отмечать не “мирное присоединение”, а “добровольное вхождение Чувашии в состав России”. Ходатайство обкома КПСС и историческая справка были обновлены введением формулировок, предложенных ЦК КПСС. В ответ было получено постановление ЦК КПСС о разрешении Чувашской АССР праздновать эту дату. Оргкомитет по ее празднованию во главе с председателем Президиума Верховного Совета ЧАССР С.М.Ислюковым обеспечил подготовку и проведение многочисленных мероприятий. Было принято постановление о сооружении в Чебоксарах монумента Дружбы народов. Материалы всероссийской научной сессии, проведенной в дни юбилея, были изданы в виде сборника статей. Написанная мною еще в 1974 г. статья “О мирном присоединении Чувашии к Русскому государству” была напечатана под названием “Добровольное вхождение Чувашии в состав Русского государства” [13]. В моей же статье, опубликованной в 1990 г., указывалось: “Летописи и другие источники с несомненностью свидетельствуют о том, что вхождение чувашского народа в состав Российского государства произошло в 1551 г. по челобитью, волеизъявлению населения, мирно, с оформлением условий вхождения, изложенных в жалованной грамоте Ивана IV с вислой золотой печатью. Все лето и осень 1551 г. ездили в Москву делегации чувашей и горных марийцев по 500–600 человек. Зная об этом, М.П.Петров писал, что “чуваши приняли добровольно русское подданство. Это было важным этапом в истории завоевания Среднего Поволжья”… И мне приходилось писать о добровольном вхождении чувашей в состав России. Но понятие “добровольность” в межнациональных отношениях, по нынешним представлениям, включает высокий уровень чувства интернационализма и общественного сознания, которого в ХVI в. еще не было. Возможно, вернее было бы придерживаться формулировки “мирное вхождение чувашского народа в состав России” [14]. В постсоветское время историки тех народов, которые были присоединены к России насильственно, путем завоевания, пересмотрели прежние необоснованные утверждения о добровольном их присоединении к Русскому государству. А исследователи истории народов, которые вошли в состав России мирно, по соглашению или челобитью (прошению), не стали пересматривать установившиеся определения и формулировки. Видный башкирский ученый И.Г.Акманов в статье “Еще раз о присоединении башкир к Русскому государству”, опубликованной в 1996 г., используя доказательные свидетельства источников, приходит к выводу: “В свете всего сказанного можно сделать заключение о том, что оснований для пересмотра концепции о добровольном присоединении башкир к Русскому государству нет” [15]. В 90-х гг., как сообщалось в центральных газетах, некоторые сибирские народы отпраздновали 400-летие их добровольного вхождения в состав России. В официальных изданиях Чувашской Республики последних лет указывается: “В 1551 году “горные люди” (так чувашей именовали на Руси), стремясь к сохранению собственной народности, избавлению от разорительных феодальных войн, добровольно присоединились к Русскому государству, оговорив условия присоединения в жалованной грамоте Ивана IV” [16]. Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров в докладе на торжественном собрании, посвященном 80-летию Чувашской Республики, заявил: “В 1551 г. Чувашский край добровольно вошел в состав Московского государства. Исторические, политические и культурные последствия этого события с учетом последовавшего за ним обращения чувашского народа в православие оказались для него эпохальными. Они определяли весь ход его новой этнической истории, не допустив, в частности, исламизации и реальной перспективы исчезновения как этноса…” [17]. В последнее время в освещение вопросов о русско-чувашских отношениях в ХIV – первой половине ХVI вв., предпосылках и процессе присоединения Чувашии к России включился кандидат исторических наук А.В.Изоркин, ранее занимавшийся изучением истории чувашской периодической печати. Им были опубликованы газетные статьи “О разорении русскими” Волжской Болгарии [18], о ложной дате основания г. Чебоксары [19], о высказываниях историка конца ХVII в. А.И.Лызлова о чувашах в его “Скифской истории” (1692) [20], о праздновании в 1976 г., якобы, ложного юбилея “425-летия добровольного вхождения Чувашии в состав России” и 450-летии покорения чувашей и горных марийцев русскими в 1546 г. [21]. Эти публикации не обосновываются письменными источниками, не имеют ссылок на литературу и источники. А в журнале “Лик Чувашии” появилась более подробная его статья о ложном, как он считает, юбилее 1976 г., уже сопровождаемая некоторыми ссылками на литературу и источники [22]. К сожалению, с тезисами А.В.Изоркина согласиться невозможно. В настоящей работе путем анализа письменных (отчасти и устных), археологических и нумизматических источников удалось проследить предпосылки и процесс присоединения Горной стороны Казанского ханства к России.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика