Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЧУВАШИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ НЕТИТУЛЬНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ (1924-1930 ГГ.)

В. Н.Клементьев Национальные процессы, происходившие в СССР в 20-е — первой половине 30-х гг., имели двойственный и противоречивый характер. С одной стороны, усиливалась и крепла тенденция на унификацию всего национального многообразия в стране. С другой — пока еще действовали импульсы демократизма первых революционных лет. Они, в частности, дали знать о себе в политике государственной заботы по отношению к нетитульному населению в субъектах федерации, или, как тогда говорили, национальным меньшинствам, в стремлении отразить их запросы и интересы в социально-экономическом и государственном строительстве. Приходится констатировать, что вопросы осуществления данной политики в Чувашии в исторической литературе совершенно не рассмотрены. Цель настоящей статьи, основываясь на архивных документах, восполнить этот пробел. В указанный период к национальным меньшинствам в Чувашии причисляли татарское и мордовское население. Именно по отношению к ним развернулась в эти годы большая работа по созданию условий, прежде всего социально-культурных, для удовлетворения их потребностей и запросов. К началу рассматриваемого периода, на 1 января 1924 г., в автономии проживало 755273 человека, из них чувашей — 651357 (86,2%), русских - 72311 (9,6%), мари - 3271 (0,4%), татар -23913 (3,2%), мордвы — 4284 (0,6%), других национальностей — 137 (0,02%). В течение 1925 г. к области присоединили Алатырский уезд с русским и мордовским населением в 121998 человек и отошло в Марийскую автономную область подавляющее большинство мари. По переписи 1926 г. в Чувашской АССР было учтено всего 894479 жителей, в том числе чувашей — 667695 (74,6%), русских — 178890 (20%), татар — 22635 (2,5%), мордвы - 23958 (2,7%), прочих - 1301 (0,2%). Мордва компактно населяла Алатырский и Батыревский, татары — Батыревский и Чебоксарский уезды. После организации районов, на 1 декабря 1927 г., татар больше всего оказалось в Большебатыревском районе — 21,3% от всех жителей района, в Козловском — 9,6%, Шемуршинском — 9,1%, Ибресинском — 3,4%, Малояльчиковском — 2,3%; мордвы — в Порецком — 20,3%, Алатырском — 14,3%, Шемуршинском — 10,8%, Ибресинском — 4,5%, Большебатыревском — 0,9%. В национально-культурном отношении положение татар и мордвы было неодинаковым. Мордва считалась более продвинутой в социальном плане и в то же время более русифицированной; татарские общины сохраняли национальную самобытность, но находились под большим влиянием мулл и традиционного уклада жизни. Начало целенаправленной работе среди национальных меньшинств было положено ХІІ съездом РКП(б), проходившим 17—25 апреля 1923 г. В резолюции "По национальному вопросу" съезд рекомендовал, чтобы "были изданы специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обслуживающих местное инонациональное население и национальные меньшинства, законы, преследующие ...всеx нарушителей национальных прав и в особенности прав национальных меньшинств". В Чувашии деятельность партийного и государственного аппарата по реализации решений съезда началась в конце 1924—1925 г. 15—18 декабря 1924 г. состоялась ІХ Чувашская областная конференция РКП(б), в решениях которой указывалось на необходимость "усилить работу" среди нацменов области, "выделив для этого соответствующих работников", "систематически производить проверку состояния работы среди них". Аналогичная работа должна была быть развернута советскими органами. 22 декабря этого же года ВЦИК разослал циркуляр, адресованный президиумам ЦИК национальных республик и исполкомам Советов автономных областей, с указанием проводить мероприятия "для защиты прав и интересов национальных меньшинств". Исходя из этой директивы, Президиум облисполкома Чувашской автономной области решением от 12 января 1925 г. постановил: "Для осуществления мероприятий в области национальной политики и для защиты прав и интересов нацмен выделить уполномоченным от Чувашобика зав. организационной частью обика т.Сорокина, возложив на него обязанности по информации центра". Систематической и практической работа среди национальных меньшинств стала с организации в ноябре 1925 г. в составе агитационно-пропагандистского отдела обкома ВКП(б) подотдела национальных меньшинств. Штат его состоял из заведующего и инструктора. Первым руководителем подотдела, из-за отсутствия из татар и мордвы работников с необходимой подготовкой, был назначен чуваш со знанием татарского языка Горохов, имевший опыт подобной работы в Татарском обкоме ВКП(б). Летом 1927 г. его сменил татарин Р.Х.Аббасов. Подотдел выполнял функции по проведению в жизнь решений по национальной политике, проверке выполнения директив и проработке вопросов по работе среди национальных меньшинств, заслушивал доклады партийных и советских органов, обследовал и изучал состояние работы на местах, занимался организацией совещаний, подбором и подготовкой кадров из татар и мордвы, выдвижением их на работу в государственный аппарат, а также решал множество других задач. Вся деятельность подотдела строилась на плановых началах. Например, производственный план на ноябрь 1925 г. — декабрь 1926 г. включал такие пункты: 1) в части организационной: создать коллегию подотдела из представителей татар и мордвы; учесть наиболее активных и подготовленных работников из указанных национальностей и планомерно вовлекать их в партийный и государственный аппарат; обследовать сеть политико-просветительских учреждений в татарских и мордовских селениях; проанализировать состояние работы среди национальных меньшинств в области культурной, экономической и политической. 2) В области партийно-воспитательной и агитации: организовать в районах проживания татар и мордвы по одной школе-передвижке (школе политического просвещения); разработать вопрос о подготовке из национальных меньшинств кандидатов для поступления в учебные заведения, для чего договориться о закреплении мест для татар в учебных заведениях и вузах Казани, а молодежи из мордвы — в учебных заведениях Чувашской АССР; разработать различные меры в области советского, профессионального строительства и других сферах. Подотдел проводил значительную организаторскую и аналитическую работу. За время деятельности этой структуры (ноябрь 1925 г. — весна 1929 г.) ею было проведено не меньше 15 совещаний, на которых поставили около 40 вопросов; обследовано 20 татарских и мордовских Советов и 18 школ, изучена деятельность 7 татарских и мордовских комсомольских и 2 партийных ячеек. Особенно важное значение имели ведомственные совещания, проводившиеся подотделом. Первое такое совещание состоялось 23 января 1926 г. с повесткой: информация заведующего подотделом о работе среди нацменов ЧАССР и доклад инспектора Алатырского уездного отдела народного образования о культработе среди мордвы. С марта 1927 г. они проводились не реже трех раз в год. На них происходил обмен мнениями, заслушивались отчеты с мест и доклады советских органов и хозяйственных организаций о работе среди национальностей; выявлялись их потребности в разнообразных сферах, разрабатывались соответствующие меры и выносились рекомендации. Чтобы адекватно оценить значение этих совещаний в системе организационных мероприятий, перечислим наиболее важные вопросы, рассмотренные на них: о работе среди нацменмолодежи (совещание от 1 декабря 1926 г.); о работе пионеротрядов с мордовским и татарским составом (от 1 марта 1927 г.); о подготовке работников из нацменов через партийные школы и другие учебные заведения; о создании опорных пунктов по политпросветработе среди нацменов (от 7 марта 1927 г.); о работе среди нацменов с точки зрения приближения советского аппарата к населению, реализации языка, состояния народного просвещения, здравоохранения, вовлечения в общественно-политическую жизнь и подготовки актива из нацменов (от 26 сентября 1927 г.); о деятельности Шихирдановской (татарской) волостной ячейки ВКП(б) (от 9 октября 1927 г.); Доклад Народного комиссариата просвещения о состоянии нацменшкол (от 30 ноября 1927 г.); Доклад инструктора по нацменработе Наркомата просвещения (от 18 апреля 1928 г.); о составе работников просвещения — татар; о регулярном освещении жизни нацменнаселения по радио (от 13 июня 1928 г.); о культпросветработе среди нацменов (от 18 июня 1928 г.); Итоги обследования нацменработы Козловского райкома ВКП(б) (от 9 июля 1928 г.); Доклад обкома ВЛКСМ о работе среди нацменов; Доклад Наркомата земледелия о работе среди нацменов (от 23 августа 1928 г.); Состояние работы среди нацменов и дальнейшие задачи; Очередные задачи комсомола среди нацменмолодежи (от 22 марта 1929 г.). Зимой и летом 1928 г. под эгидой подотдела национальных меньшинств состоялись два совещания, не имевших аналогов в последующей истории: Первое Республиканское Чувашской АССР совещание комсомольско-партийных работников мордвы (12—14 января) и Первая Республиканская конференция татарских работников просвещения (10—13 августа). Совещание комсомольско-партийных работников мордвы заслушало доклад о работе подотдела национальных меньшинств ОК ВКП(б) среди мордвы, информацию Р.Х.Аббасова об итогах Всесоюзного совещания мордвы — партийных работников, доклады о работе Алатырского мордовского педагогического техникума и о работе мордовской ячейки ВКП(б). На совещании шел разговор вокруг таких наболевших проблем, как минимальное число учащихся мордвы в учебных заведениях; недостаток квалифицированных кадров из мордвы, особенно в культурно-просветительской сфере и медицине; маленький процент мордвы в педагогических учебных заведениях; плохое оборудование изб-читален; отсутствие промежуточных учебных заведений, где мордовская молодежь могла бы готовиться для поступления в вузы. По итогам дискуссий совещание вынесло рекомендации: практиковать такого рода собрания не реже 2 раз в год для обсуждения злободневных вопросов развития мордвы; открыть для них школу крестьянской молодежи и расширить сеть школ-восьмилеток; организовать подготовительное отделение при Алатырском мордовском педтехникуме. На конференции татарских работников просвещения, в работе которой участвовали первые лица республики, в широком контексте обсуждались проблемы образования и культурно-просветительской работы среди татар; переход на новый алфавит, построенный на основе латинской графики. В целях улучшения и дальнейшего развития просвещения и культуры татар конференция обратила внимание на укрепление материальной базы культурно-просветительских учреждений, введение всеобщего начального обучения, расширение нового школьного строительства и увеличение расходов на образование по местным бюджетам, организацию детских садов и летних площадок, создание профессионально-технических учебных заведений либо татарских отделений при соответствующих учебных заведениях, усиление работы по развитию национальной культуры, издание литературы на татарском языке. В первой половине 1929 г. подотдел национальных меньшинств был ликвидирован. Это событие не было случайным. Отказ от новой экономической политики в конце 20-х гг. сопровождался свертыванием демократических процессов, резким усилением администрирования и бюрократического централизма. Все это создавало препятствия для свободного развития национального в советском обществе. Более того, формируется явная недооценка места и роли национального вопроса в жизни страны. Отражением этих процессов стало серьезное ослабление в 30-е гг. работы партийно-государственных структур среди национальных меньшинств. Центр тяжести по организации этой деятельности перемещается из партийных в советские органы. Однако из-за того, что последние не обладали реальной властью и рычагами управления, это не могло не сказаться негативно на ее результативности. Об этом можно судить хотя бы по такому факту. За весь период с 1930 по 1936 гг. ЦИКом Чувашской АССР было проведено единственное совещание с вопросом о работе среди национальных меньшинств (ІІІ Республиканское совещание по советскому строительству 15—18 ноября 1932 г.). Несмотря на то, что на различных уровнях много говорилось о необходимости выделить в составе ЦИК и районных исполкомов Советов уполномоченных по делам национальных меньшинств, на деле этот вопрос так и не был решен. Со второй половины 30-х гг. политика поддержки национальных групп и меньшинств была окончательно свернута. Ни Конституция СССР 1936 г., ни Конституция Чувашской АССР 1937 г. даже не упоминали о национальных меньшинствах. Исчез этот термин из официальных документов, со страниц публицистики. Наибольшие организационные усилия по работе среди национальных меньшинств были предприняты во второй половине 20-х гг. Центральное место занимали задачи просвещения татар и мордвы, развитие школьного строительства. Нужно отметить, что по уровню образованности нетитульное население уступало чувашам и русским. В 1925 г. грамотных в возрасте от 12 до 35 лет среди татар насчитывалось 32,8%, мордвы — 50%, чувашей — 55,4%, русских — 70,5%. Мало детей школьного возраста посещало образовательные учреждения. Охват детей-татар школами I ступени (начальными школами 4-летками) составлял 66,2%, мордвы — 47,9%, в то время как чувашей — 80%. Низкой была доля нацменьшинств среди учащихся школ повышенного типа. В 1926 г. в этих школах на 1000 человек населения соответствующей национальности приходилось учеников в школах 8-летках: русских — 9,6 человек, чувашей — 3,2, мордвы — 6,5, татар — 1.7; в школах 11 ступени: русских — 7,4, чувашей — 1,02, мордвы — 0,91, татар — 0,08; в профшколах: русских — 2,3, чувашей — 0,8, мордвы и татар — ни одного. Нетитульное население уступало чувашам и русским и по количеству школ: в середине 20-х гг. одна татарская школа I ступени приходилась на 1523 человека соответствующей национальности, мордовская — на 1590, русская — на 1284, чувашская — 1241. Оставляла желать лучшего материальная база школ, особенно татарских. Они размещались в малопригодных для занятий помещениях, в крестьянских избушках с низкими потолками и плохой освещенностью, недостаточно оборудованных мебелью и инвентарем. Невысоким был образовательный уровень и квалификация преподавательского корпуса. В 1925 г. из 29 учителей татарских школ ни один не имел педагогического образования, 8 прошли курс медресе, все остальные — закончили сельскую начальную школу. Из учителей мордовских школ 74% были русские, педагогическое образование имели только 34%. Соответственно низким был, естественно, уровень педагогической работы. Преподавание в татарских школах не отвечало минимальным требованиям программы Государственного Ученого Совета. В мордовских школах учебный процесс был слабо адаптирован к требованиям национальной мордовской школы: обучение велось на русском языке, отсутствовала единая учебная программа. Предстояла огромная работа по улучшению материальной базы школ, повышению квалификации учителей, снабжению учебной литературой и т.д. С учетом масштаба задач было решено создать специальный орган для организации деятельности по просвещению национальных меньшинств. Вначале предполагалось образовать Совет национальных меньшинств при Наркомате просвещения из представителей наркомата, партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Однако ограничились учреждением в 1925 г. в Наркомате просвещения должности инспектора по нацменработе и — в Алатырском уездном отделе народного образования — инспектора по работе среди мордвы. В их функции входила разработка мероприятий в отношении школ для нацменов, постановка вопросов их деятельности, нужд и запросов перед советскими органами, созыв конференций учителей татар и мордвы, инструктирование по методическим и педагогическим вопросам, инспектирование школ. В последнем случае только за 1927/28 учебный год инспектором Наркомата просвещения была изучена деятельность 14 татарских и 5 мордовских школ, 2 изб-читален, 6 пунктов ликвидации неграмотности. В ходе проверки культурно-просветительских учреждений и школ татарских населенных пунктов Козловского района (д. Янгильдино и д. Альменево) им было проведено собрание родителей с докладом о состоянии народного просвещения национальных меньшинств в Чувашской АССР и его перспективах; организовано собрание молодежи с выступлением о просвещении нацменмолодежи, три педагогических совещания и ряд других мероприятий. Благодаря предпринятым государственными органами республики мерам за короткий срок удалось достигнуть немалого прогресса в области просвещения татар и мордвы. Так, сеть татарских школ I ступени с 1924 г. по 1928 г. расширилась с 16 до 20, число учащихся в них возросло с 1387 до 1640; сеть мордовских школ — с 5 до 15, учащихся в них — с 293 до 1177. Осенью 1926 г. была открыта первая татарская школа повышенного типа — школа-восьмилетка в с. Шихирданы Батыревского уезда. С 1928 г. стала действовать мордовская школа повышенного типа — школа крестьянской молодежи в с. Анастасово Порецкого района. К началу 1928/29 учебного года школами I ступени было охвачено 82,7% детей татар школьного возраста и 58,9% детей мордвы. Возросло число татар и мордвы в учебных заведениях повышенного типа. В 1928 г. в школах II ступени татары среди учащихся составляли — 0,1%, мордва — 1,1% (для сравнения — в 1925 г. 0,05% и 0,8%), в школах 7- и 8-летках татар было 1,9%, мордвы — 1% (в 1925 г. — 0,05% и 0,25%), в школах крестьянской молодежи татар училось 0,3%, мордвы - 3,7% (в 1925 г. - 0% и 1,6%). Важное значение придавалось ликвидации неграмотности среди взрослых. Эта задача решалась через сеть ликпунктов. Их число с 1925 по 1927 г. увеличилось: татарских — с 4 до 10, мордовских — с 1 до 7. В конце 20-х гг. ими было охвачено 45% взрослого населения мордвы и татар. В результате число неграмотных в возрасте от 12 до 50 лет среди татар к 1930 г. по сравнению с 1924 г. уменьшилось с 77 до 56,7%, мордвы — с 76,3% до 52,7%. Необходимые меры были приняты по подготовке национальных учительских кадров, повышению их квалификации. В ноябре 1925 г. в целях планомерной подготовки преподавателей для мордовских школ Алатырский педагогический техникум был преобразован в Мордовский педтехникум. Выпускники его получали квалификацию учителя школы I ступени со знанием мордовского языка, основ истории и этнографии мордвы. В Положении о техникуме говорилось, что он будет заниматься, кроме подготовки школьных работников, изучением экономической и историко-культурной жизни и быта мордвы, распространением научных знаний о ней. Подготовка учителей для татарских школ стала целенаправленной с 1927 г., когда правительством республики была достигнута договоренность о бронировании на постоянной основе в Нижегородском татарском педтехникуме и Татарском рабфаке г. Казани мест для татар-абитуриентов. На 1927—1928 гг. в Нижегородском педтехникуме было закреплено 9 мест, в Татарском рабфаке — 2 места. Значительное внимание уделялось повышению профессиональной квалификации нацменучительства, особенно актуальному для педагогов татарских школ. С середины 20-х гг. стали ежегодно проводить специальные курсы и конференции работников просвещения — татар, где их знакомили с передовой методикой преподавания, помогали составлять учебные планы-комплексы. В 1925 г. группа учителей-татар была командирована в Москву на практику в школы распространения опыта Наркомата просвещения РСФСР. Учителей-татар и мордву в плановом порядке направляли на учебу на иногородные — Московские центральные, Казанские, Ульяновские, Нижегородские, Тетюшские — педагогические курсы. В 1925—1926 гг. эти курсы прошли 22 учителя из татар и трое учителей-мордвы. Всего же с начала 20-х по 1928 г. татарские и мордовские педагоги побывали на различных курсах повышения квалификации не меньше 3—4 раз. Принимались меры по расширению преподавания родных языков в школах национальных меньшинств, обеспечению их национальной литературой. С 1926 г. мордовские школы впервые стали снабжаться учебниками на их языках; тогда же начался перевод учебного процесса в школах мордвы на национальные языки. С середины 20-х гг. ежегодно росли расходы на закупку литературы на татарском и мордовском языках. Если в 1924—1925 гг. для татарских школ и изб-читален было выписано литературы на сумму в 1 тыс. руб., мордовских — на 250 руб., то в 1926—1927 гг. — соответственно на 1347 и 1029 руб. К концу 20-х гг. ежегодные затраты на приобретение учебной и другой национальной литературы для татар и мордвы превышали 3,5 тыс. руб. К 1931 г. обеспеченность начальных татарских и мордовских школ учебной литературой составила 1 учебник на 2 ученика (в 1929 г. — 1 учебник на 3—5 учеников). Уделялось внимание вовлечению национальных меньшинств в средние специальные и высшие учебные заведения. В 1926 г. было открыто татарское отделение при Чебоксарской совпартшколе (совпартшколы занимали промежуточное положение между школами повышенного типа и техникумами и предназначались для подготовки управленцев нижнего звена). С 1925 по 1929 г. ее закончили 24 слушателя из татар. При зачислении в техникумы республики и чувашский рабфак татарская и мордовская молодежь пользовалась льготами. Кроме того, Наркоматом просвещения был решен вопрос о внеконкурсном поступлении татар и мордвы в ряд вузов, техникумов и рабфаков Татарстана, Нижнего Новгорода и Ульяновска. К сожалению, положительных результатов здесь достигнуть не удалось: ввиду низкого уровня подготовленности абитуриентов, особенно татар, отводимые для них места в учебных заведениях большей частью оставались неиспользованными. По данным статистики, с 1926 по 1929 г. в чувашском рабфаке не было ни одного слушателя из татар и мордвы, в техникумах процент мордвы среди обучавшихся составлял в 1926—1927 гг. 2,57, в 1928—1929 гг. — 1,5, из татар за весь указанный период не было никого. Более полному обслуживанию культурных и духовных запросов национальных меньшинств способствовало развитие системы культурно-просветительских учреждений: изб-читален, библиотек, красных уголков. С 1925 по 1928 гг. количество татарских изб-читален возросло с 1 до 5, мордовских — с 1 до 4. При каждой школе были открыты "красные уголки". Опорным пунктом татарской культуры сделали избу-читальню в с. Шихирданах Батыревского уезда. В 1925 г. ее оборудовали зрительным залом со сценой. На следующий год закупили 200 экземпляров книг на татарском языке, стали снабжать национальными периодическими изданиями: газетами "Эшче", "Игенчеляр", журналами "Яш Эшче", "Безнен Юл" При избе-читальне действовали кружки драматический и хорового пения, ячейка Общества "Долой неграмотность". Властями республики осуществлялся контроль за развитием национальной печати татар и мордвы. В декабре 1927 г. подотдел нацменьшинств ОК ВКП(б), обеспокоенный низкими показателями подписки на татарские издания, направил в районы письмо, в котором указал на необходимость "поддержать в сохранении татарские печатные органы" и просил "обратить сугубое внимание местных работников на распространение и максимальное увеличение постоянных подписчиков изданий, издаваемых в центре на татарском языке, ...чтобы в каждом дворе была газета, не говоря уже о партийцах и комсомольцах и членах профсоюза". В апреле и июле 1928 г. обком ВКП(б) разослал партийным комитетам циркуляры, в которых требовал принять все меры для распространения мордовских и татарских газет и журналов. Создавались условия для удовлетворения и религиозных запросов. В октябре 1926 г. Президиум ЦИК Чувашской АССР снизил возрастной порог, при котором татарскому населению разрешалось преподавание мусульманского вероучения, с 18 до 14 лет. Правда, политика религиозной либерализации продолжалась недолго и уже с лета 1928 г. она вновь ужесточилась. Одновременно с решением социально-культурных проблем национальных меньшинств осуществлялась реализация их потребностей в сфере государственного строительства. Вплоть до конца 20-х гг. проводился специальный учет представительства татар и мордвы в партийно-государственном аппарате. В годовых отчетах ЦИК, уездных (районных) Советов работа среди национальных меньшинств выделялась отдельным разделом. Избирательные кампании в Советы проходили с учетом национальных особенностей: татарские и мордовские селения обеспечивались нормативными актами и повестками-приглашениями на их языках. С отчетами правительства сюда направлялись работники, знающие татарский и мордовский языки. Для более полного участия национальных меньшинств в перевыборах Советов 1927 г. и 1928-1929 гг. были организованы особые национальные избирательные участки, а в татарских селениях, учитывая традиции, отдельные участки для мужчин и для женщин-избирательниц. В процентном отношении во второй половине 20-х гг. представительство татар и мордвы в местных Советах даже было выше их доли среди населения республики. По переписи 1926 г. доля татар составляла 2,5%, мордвы — 2,7%, в сельских же Советах в 1927 г. татар было 2,6%, в 1929 г. — 2,7%; мордвы соответственно — 2,8% и 2,9%. Стремление принять во внимание интересы нетитульного населения проявилось и в организации местного управления — в создании национальных административно-территориальных единиц. Еще в 1926 г. встал вопрос об образовании национальной Мордовско-Рындинской волости в Алатырском уезде, но он не решился, так как находившиеся в уезде 12 мордовских селений не располагались компактно. Только осенью 1927 г. в связи с переходом к районной системе управления были сформированы первые национальные Советы. На 1 октября 1927 г. их было 31:16 татарских и 15 мордовских сельских Советов. Они объединяли 93,7% татар и мордвы, проживавших в республике. На протяжении 30-х гг. число национальных Советов неоднократно менялось. После образования 10 января 1930 г. Мордовской автономной области в ее состав были переданы 3 мордовских селения из Алатырского и 10 — из Порецкого районов. Однако жители некоторых населенных пунктов оказались неудовлетворенными переходом, поскольку экономически больше тяготели к Алатырю и с. Порецкому, и по их просьбе Президиум ВЦИК постановлением от 10 августа 1933 г. перечислил обратно в Порецкий район селения Студенец, Низовка, Напольное, Рындино, Турдаково. Последние два в марте 1935 г. перешли из Порецкого в Кувакинский район. С переходом мордовских селений обратно в состав Чувашской АССР республиканские власти уделили особое внимание их развитию. Если расходная часть всех сельских бюджетов Порецкого района в среднем увеличилась в 1936 г. по сравнению с 1935 г. на 7,2%, то по Напольновскому — на 14,8%, Студенецкому — 13,7%, Низовскому — 22,6%. Было установлено более льготное налоговое обложение мордовских селений по сравнению с русскими: для первых ставка обложения на 1 колхозника колебалась от 19,5 до 23 руб. в 1935 г. и от 26 до 29 руб. в 1936 г., для русских — от 23,74 до 25 руб. в 1935 г. и от 27,90 до 30,24 руб. в 1936 г. Значительные средства были выделены на развитие социальной сферы. Доля расходов на школы в сельских бюджетах росла опережающими темпами. В Напольновском сельсовете в 1935 г. она была 41,5%, а в 1936 г. — уже 72,9%, в Студенецком — соответственно 52,6% и 62,9%, в Низовском — 64,1% и 70,9%. Число учителей в этих сельсоветах увеличилось с 1934 по 1936 г. с 17 до 20, в том числе со специальным педагогическим образованием — с 9 до 14. С 1 января 1937 г. в каждом из селений были открыты избы-читальни, до этого все они обслуживались одной избой-читальней. Большие сдвиги были в области медицинского обслуживания: число больных трахомой сократилось с 35,4% в 1934 г. до 1,7% на 1 января 1937 г., сифилисом — с 10,6% до 0,43%. В октябре 1929 г. на базе татарских сельских Советов был образован национальный татарский Шихирдановский район. Впервые вопрос об организации национальных районов в Чувашии возник в феврале 1929 г. во время пребывания специальной комиссии от ЦКК ВКП(б), инспектировавшей республиканский аппарат на предмет реализации национальной политики. Исходя из указаний партийных органов, 26 апреля 1929 г. Административная комиссия при Президиуме ЦИК Чувашской АССР вынесла решение об организации национального татарского района в составе 15 селений из Батыревского, Ибресинского и Мало-Яльчиковского районов с численностью 16402 человек и национального мордовского района в составе 12 селений Порецкого района с численностью в 15135 человек. В процессе дальнейшей проработки вопроса, принимая во внимание обременительность для республиканского бюджета создания двух экономических дефицитных районов, решили организовать один мордовский. Однако с этим не согласился руководитель комиссии ЦКК ВКП(б) Токаев. Выступая на ІІІ пленуме Чувашского обкома ВКП(б) (17—19 июня 1929 г.), он сказал: "Я и Беккер (член комиссии ЦКК ВКП(б). — примеч. авт.) сходимся в том, что татарский район нужно создавать потому, что среди татарского населения очень серьезное положение, там единый национальный фронт, там нет середняков, бедняков и кулаков, там всем руководят муллы. О классовом расслоении татар будет сложно говорить, если оставить такое положение. Для того, чтобы поднять их хозяйственный и культурный уровень и облегчить классовое расслоение, необходимо татар выделить в отдельный район". Ряд участников пленума, в их числе и Беккер, выступили против образования мордовского района на том основании, что большинство мордвы не говорит на своем родном языке. Окончательное решение пришло в ходе заседания бюро обкома ВКП(б) от 9 июля 1929 г. Заслушав вопрос "О создании нацменрайонов", оно постановило образовать отдельный татарский район с центром в с. Шихирданах; вопрос об организации отдельного мордовского района оставить открытым, предложив коммунистическим фракциям советских и хозяйственных органов разработать конкретные мероприятия по усилению работы среди мордовского населения. Постановлением Президиума ЦИК Чувашской АССР от 18 июля 1929 г. решение партийного органа было оформлено юридически. Шихирдановский район образовали 22 татарских селения, выделенных из Батыревского — 16, Ибресинского и Мало-Яльчиковского — по 2 селения и из Шемуршинского — татарские части населенных пунктов Байдеряково и Трехбалтаево. Новый район состоял из 11 отдельных территорий, не имевших между собой смежных границ. Постановление было проведено в жизнь с 1 октября 1929 г., не дожидаясь утверждения Президиумом ВЦИК. Последний 13 декабря 1929 г. отклонил постановление Президиума ЦИК Чувашской АССР об образовании национального татарского района, "ввиду создаваемой чересполосицы", и предложил "проработать вопрос о возможности образования данного района с устранением чересполосицы". Но руководство ЦИК настаивало на своем, ссылаясь на то, что образование татарского района с устранением чересполосицы возможно только при условии объединения с западной половиной Батыревского района, что даст преобладание чувашского населения в новом районе". С учетом данного обстоятельства и поставленный перед совершившимся фактом, 20 сентября 1930 г. Президиум ВЦИК утвердил образование Шихирдановского района в предложенном ЦИКом Чувашской АССР варианте. Вновь образованный район на 1 октября 1929 г. насчитывал 3726 хозяйств — 18679 жителей (98% — татары). В целях обслуживания населения были организованы административные и судебно-следственные аппараты с составом служащих преимущественно из татар. В район на работу прибыло из центра 9 работников-татар. Район являлся исключительно аграрным, с отсутствием какой-либо промышленности, даже кустарно-ремесленной: во всем районе кустарей, не считая мельников, было 15 человек, или 0,07% населения. Для обслуживания социально-культурных нужд населения имелись 22 школы I ступени, 1 школа колхозной молодежи, 5 изб-читален и библиотек, 3 ликпункта и школы малограмотных, 2 медпункта и почтово-телеграфное отделение. В первые годы существования Шихирдановского района его развитие находилось под пристальным вниманием республиканских властей. Ежегодно производились его обследования. В июне 1930 г. Наркоматом рабоче-крестьянской инспекции Чувашской АССР была проведена комплексная проверка деятельности районного и сельского аппаратов, а также деятельности центральных учреждений по обслуживанию района. По итогам проверки было обращено внимание на отставание темпов экономического и культурного развития района от общереспубликанских, слабый рост школьной сети, недостаток подготовленных кадров, низкую эффективность советского аппарата. Материалы проверки легли в основу постановления Президиума ЦИК Чувашской АССР от 29 августа 1930 г. по обслуживанию национальных меньшинств, которое содержало комплекс мероприятий по подтягиванию социально-экономического развития района до уровня республиканских темпов развития. Для этого признавалось необходимым увеличить финансирование района, добиваться, чтобы наркоматы и центральные учреждения предусмотрели в своих производственных планах специальные мероприятия по обслуживанию района. В феврале 1931 г. было проведено проверочное обследование по выполнению вышеуказанного постановления. По результатам проверки было отмечено, что в деле выполнения постановления достаточных мероприятий не проводилось. Президиум ЦИК потребовал от республиканских органов решительно улучшить работу по обслуживанию населения Шихирдановского района. В начале марта 1932 г. хозяйственное и социальное развитие района изучалось специальной комиссией ЦИК и Наркомата рабоче-крестьянской инспекции Чувашской АССР. Заслушав доклад комиссии, Президиум ЦИК вынес развернутое постановление, обязав наркоматы и государственные органы оказывать всестороннюю помощь Шихирдановскому району. Неоднократно обследовался район по линии областного комитета ВКП(б), в частности, в июле 1930 г. и в мае 1931 г. Результаты не замедлили сказаться. Если в 1931 г. темпы увеличения бюджета Шихирдановского района отставали от республиканского (первый вырос по сравнению с 1930 г. на 61,6%, а второй — на 66%, то в 1932 г. при среднем росте республики на 30%, районный возрос на 60,7%. Объем районного бюджета устойчиво рос. За 1930—1934 гг. по доходам он возрос с 260,1 тыс. руб. до 894,5 тыс. (рост 343,9%), по расходам — с 260,1 тыс. до 876,1 тыс. руб. (рост 335,5%). Высокой была доля республиканских дотаций в расходной части бюджета, например, в 1932 г. она составляла 53,1%. По сравнению с бюджетами соседних районов бюджет Шихирдановского района рос в этот период опережающими темпами. С 1932 г. по 1934 г. он увеличился на 88,6%, в то время как Батыревского — на 82,7%, Шемуршинского — на 9%. Общие расходы на душу населения в Шихирдановском районе с 1932 по 1935 г. возросли на 95,9%, социально-культурные — на 130,5%, а в Батыревском — соответственно на 52,2% и 60,2%. Росли сельские бюджеты Шихирдановского района. В 1931 г. бюджетных сельсоветов было всего 4 с общей суммой в 36634 руб., в 1932 г. все 16 сельсоветов имели собственный бюджет с общей суммой в 203191 руб. В 1933 г. общий объем сельских бюджетов увеличился до 266400, в 1934 г. — до 332000 руб. Возраставшие объемы бюджетов дали возможность осуществить большую программу капитального строительства социального комплекса. Расходы по этой части непрерывно увеличивались: в 1930 г. они составляли 4400 руб., в 1931 г. — 26700 руб. (рост 606,8%), в 1932 г. — 44400 руб. (рост по сравнению с 1930 г. 1009,1%). Всего с 1929 по 1935 г. на капитальное строительство в районе было израсходовано 412716 руб., из них на строительство школ — 282585 руб., больниц — 79800 руб. Было сооружено 9 новых школьных зданий. В результате Шихирдановский район по наличию благоустроенных и отвечаюших требованиям ГОСТа школ занял в республике передовые позиции. Активно возводились объекты здравоохранения. В 1934 г. вступила в строй первая больница на 16 коек, в 1935 г. организовали 15 трахоматозных пунктов и 1 врачебный глазной пункт. В феврале 1937 г. в районе действовали 11 начальных школ, 7 неполных и 1 средняя школы; имелось 17 изб-читален, 6 кинопередвижек, 1 больница, 2 родильных дома, 18 трахоматозных пунктов. С 9 января 1932 г. начала выходить газета на татарском языке — "Колхоз байраги" (Колхозное знамя"). Особенно много внимания уделялось развитию народного образования. Нормы расходов на одного ученика в районе в начале 30-х гг. превышали республиканские по школам I ступени на 40%, школам повышенного типа — на 20%. Ставки заработной платы педагогов были установлены выше, чем в других районах, на 10%. В интересах подготовки учительских кадров для района в 1932 г. при Батыревском педагогическом техникуме было открыто татарское отделение. Благодаря принятым мерам удалось повысить профессиональный уровень педагогического корпуса: если в 1931 г. в районе не было ни одного школьного работника с высшим образованием, только 10 имели общее среднее, остальные закончили начальную школу, то в 1937 г. с высшим образованием числились 2 педагога, окончивших педтехникумы — 36, выпускников средних школ — 62, не имевших среднее образование — 31. К середине 30-х гг. удалось решить задачу охвата всех детей школьного возраста образовательными учреждениями. Увеличилось количество учебных классов: в начальных школах с 70 в 1934 г. до 77 в 1937 г., в неполных средних школах — с 22 до 29. В 1935 г. в районе открылась первая средняя школа. Немало было сделано по торговому обслуживанию района. В области снабжения он планировался отдельно от других районов и по фактическому завозу товаров получал даже больше: в 1936 г. товарооборот на 1 человека здесь составил 91 руб., в то время как по Кувакинскому району, например, 69, по Порецкому — 83, Козловскому — 71 руб. По сравнению с 1936 г. общий товарооборот в районе в 1937 г. увеличился на 143,5%, а в Кувакинском — на 138%, Шемуршинском — на 12,5%. По обслуживанию торговой сетью район также находился в лучшем положении: в 1936 г. в Шихирдановском районе одна торговая точка приходилась на 833 человека, а в Шемуршинском — на 846, Кувакинском — на 1200, во всей сельской местности Чувашской АССР — на 937. Вместе с тем успехи в социальном развитии района не сопровождались адекватным ростом его экономического потенциала. В этом отношении он оставался одним из самых отсталых в республике. Здесь так и не была создана какая-либо индустриальная база, не было построено ни одного промышленного предприятия. Не решалась задача коренизации районных органов управления. В 1937 г. в аппарате райисполкома из 48 работников татар было всего 22 (45%), в райземотделе из 33 работников их насчитывалось 8 (причем все — обслуживающий персонал), в райфинотделе из 10 сотрудников татар было 2, в системе здравоохранения из 50 медработников татар числилось 6 (все — технические работники). Делопроизводство в районном и сельских аппаратах осуществлялось на русском языке. Татарский национальный район существовал до февраля 1939 г. 11 июля 1938 г. бюро обкома ВКП(б) приняло постановление "Об административно-территориальном расположении Шихирдановского района". В нем говорилось, что "выделение Шихирдановского района... проведено буржуазными националистами с целью вредительства в социально-культурном строительстве этого района и с целью создания обособленности между чувашскими и татарскими селениями". На этом основании бюро просило ЦК ВКП(б) ликвидировать Шихирдановский район, а на его базе и Батыревского создать два новых района. Но поскольку решение было принято в то время, когда в республике происходило формирование местных органов на основе Конституции Чувашской АССР 1937 г., сочли нужным не торопиться с его осуществлением. Вновь к этому вопросу вернулись в начале зимы 1939 г. 7—8 января 1939 г. бюро ОК ВКП(б), заслушав вопрос "Об уточнении административно-территориальных границ Шихирдановского района", постановило: изменить административно-территориальную границу Шихирдановского района путем передачи в этот район сельсоветов Батыревского района, расположенных близко к с.Шихирданам, и создать компактный район с удобным территориальным расположением; поддержать ходатайство о переименовании с.Шихирданы в с.Чкаловское и Шихирдановского района в Чкаловский район. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 февраля 1939 г. "Об изменении границ и новом административно-территориальном составе Батыревского и Шихирдановского районов Чувашской АССР" названные районы были ликвидированы, а на их базе образованы новые — Комсомольский и Чкаловский. Татарские селения прежнего Шихирдановского района оказались в составе нескольких районов: Чкаловского, Комсомольского, Яльчикского и Шемуршинского. В итоге произведенных изменений татарский национальный район перестал существовать. В конце же 30-х гг. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1939 г. "О ликвидации и преобразовании искусственно созданных национальных сельских Советов Чувашской АССР" были упразднены и национальные Советы. Ликвидация национальных административно-территориальных единиц стало закономерным итогом развития политических процессов в стране — формирования общества тоталитарного типа с его стремлением к унификации политического и национального многообразия. Оценивая эффективность деятельности республиканских властей по реализации политики поддержки и развития национальных меньшинств, нужно говорить о двух этапах. Первый этап — вторая половина 20-х гг., когда она носила системный и комплексный характер, ее отличало стремление охватить все аспекты работы среди нетитульного населения. Даже в тех случаях, когда не удавалось наладить систему практических мер, как, например, в области кооперативного и промышленного строительства, финансово-кредитной, здравоохранения, все же проводился учет и контроль по обслуживанию татар и мордвы в этих сферах. Действовала специальная организационная структура — подотдел национальных меньшинств областного комитета ВКП(б), осуществляющий анализ и координацию усилий партийно-государственного аппарата в этом направлении. Данный этап логически укладывался в общее русло процессов демократизации НЭПовского периода. На втором этапе, после перелома на рубеже 20—30-х гг., по мере исчерпания импульсов демократизма затухали и усилия государственных органов по работе среди национальных меньшинств. Если в отношении татарского Шихирдановского района республиканскими властями еще осуществлялись целенаправленные мероприятия, главным образом социального характера, то татарские Советы Козловского района и мордовских национальных Советов фактически оказались за пределами внимания. Особенно неудовлетворительно обслуживалась в национальном плане мордва, что можно объяснить, как следует из анализа документов того времени, устойчивым убеждением аппарата в далеко зашедшем процессе ее русификации. К середине 30-х гг. в партийных и советских органах, в наркоматах фактически перестал осуществляться учет и ход работ по обслуживанию национальных меньшинств. И как закономерный итог нарастания унитарных тенденций — ликвидация в конце 30-х национального района и национальных Советов в республике. Самые значительные результаты на протяжении всего периода, пока проводилась политика поддержки национальных меньшинств, были достигнуты в области образования, в части школьного строительства. В то же время каких-либо шагов по формированию промышленности в национальных административно-территориальных единицах не было сделано. Не удалось решить такие специфически национальные по своему содержанию задачи, как перевод на национальные языки делопроизводства в татарских и мордовских селениях, комплектование их руководящими кадрами соответствующей национальности. Крайне плохо обстояло с подготовкой кадров из татар и мордвы в ФЗУ, техникумах, вузах (в 30-е гг. работа в этом направлении была пущена на самотек), изданием национальной литературы, развитием национальной культуры. Опыт прошлого, в частности позитивный опыт 20-х гг., актуален и для современного положения. Процессы демократизации в стране в конце 80-х — 90-е гг. со всей остротой обнажили глубокие деформации в системе национальных отношений, их негативные социальные и нравственные последствия. Ответом на это стала резкая активизация движений национальных меньшинств и групп, проживающих в инонациональной среде, в том числе и в Чувашии, в защиту своих прав путем образования общественно-культурных объединений: Всетатарский общественный центр, Татарский общественно-культурный центр, Мордовский культурный центр, Республиканский центр русской культуры, Марийский общественно-культурный центр и некоторые другие. Снова злободневными стали задачи гармонизации отношений между национальным большинством и меньшинствами как на федеральном, так и на региональном уровнях. В связи с этим опыт деятельности государственного аппарата Чувашской АССР в 20-е гг. может быть весьма полезен для разработки мер по управлению национальными процессами в настоящих условиях в Чувашской Республике. Он свидетельствует, что для успеха дела необходимо создать в органах исполнительской власти (лучше всего в структурах президентской администрации) особое организационное подразделение по проблемам национальных меньшинств. Оно должно выявлять и анализировать потребности национальностей в разнообразных сферах, участвовать в разработке и осуществлении национальной политики, следить за правовым соблюдением национального и языкового статуса, за представительством национальностей в законодательных и исполнительных органах, за реализацией их права на развитие национальной культуры, преподавания национального языка в школах, за использованием его в средствах массовой информации. Требуется также национальные и языковые права нетитульного населения зафиксировать в местном законодательстве. Необходимая мера — организация научно-исследовательской лаборатории (группы) в составе этнологов, историков, демографов, экономистов, социологов, языковедов и литературоведов по проблемам развития инонационального населения. Без названных условий невозможно обеспечить подлинный интернационализм и демократизм в межнациональных отношениях в республике.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика