Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Т.А. Шпарева "От чистого истока"

От автора.

Летом 2005 года мне в руки попали метрические книги, переданные из Алатырского Духовенства в Богословскую церковь с. Выползова Курмышского уезда Симбирской губернии для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших.  Первая книга была датирована 1856 годом. Я изучала их всё лето. Выписывала все, что представляло, какой-либо интерес. В ходе чтения у меня возникла идея для написания небольших зарисовок об истории наших сёл. Но это очень долгая и кропотливая работа, требующая знаний, времени…. В итоги собрался небольшой материал, касающийся нашего храма. И я решила первую главу будущих исторических зарисовок посвятить церкви святого Иоанна Богослова с. Выползова.

Вынося свою работу на суд читателей, я понимаю, что в ней могут быть и не точности. Приношу свои извинения и прошу вас содействовать в дальнейшем изучении и сборе материала о родном крае.

Исторические зарисовки набрала на компьютере Старостина Марина Викторовна, учитель географии Анастасовской СОШ.

Благодарна всем, кто помогал мне в написании данных зарисовок, в редактировании, наборе и их выпуске: иерею отцу Сергию, настоятелю местного храма, пенсионеру Антонову В.Н., сестрам В.К. и А.К. Орловым, учителю начальных классов Абносовой Н.Н. и всем жителям, кто своими воспоминаниями помог написанию данного материала.

Особую благодарность выражаю Данилову Владимиру Даниловичу и Даниловой Антонине Петровне за помощь в публикации данной работы.

 

С уважением Татьяна Анатольевна Шпарёва. 2006 год

 

 

 

От чистого истока.

 

«Память – единственный рай, из которого не могут изгнать нас». Сейчас уже не помню, где, когда, и откуда я выписала это изречение. Но вот именно сегодня натолкнулась на него, когда решила рассказать о нашем храме.

Когда-то по всей России стояли храмы. Монастыри, церкви и часовни были в каждом городе и в каждом селе. Многие из них разорены и разрушены в страшные годы гонений XX века. А ведь наши отечественные храмы – это средоточие достижений культуры, истории не только данного села, но и всего государства. И отрадно, что в начале  XXI мы стали мудрее и добрее. Ведь народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеется на будущее. И очень важно, что президент Чувашии подписал указ и объявил 2006 год годом Духовного просвещения.

 Церковь святого Иоанна Богослова в с. Выползово Порецкого района  построена на средства прихожан в 1864 году. Три сестры  Кунордины из дворян, проживающие в д. Ломакино (сейчас в составе с. Антипинка), выделили свои земли для постройки этого храма. По воспоминаниям старожилов и по метрическим книгам, хранящимся у нас, первая запись которых относится к 1856 году, храм располагался в с. Выползово. По одной версии он стоял около нынешнего кладбища, по другой – в конце села, на месте,  где ныне проживает Гришин Е.А.. Это подтверждается не только метрическими книгами, но и тем, что именно в этих местах в недалёком прошлом (70-80-х г. 20-го столетия) при обработке огородов выпахивали остатки фундамента и даже гробы. А около кладбища находили тоже самое при постройке плотины. Ведь раньше кладбища (или погосты, как написано в метрических книгах – от авт.) были в непосредственной близости от церквей. По преданиям этот храм сгорел и в центре д. Антипинка на самом красивом месте вознесся новый храм. А название его – Выползовская Богословская церковь (так в метрических книгах – от авт.) – осталось. Свое название храмы получали от главного центрального престола. Наша церковь носит имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Это возлюбленный ученик Иисуса Христа, автор одного из Евангелий и откровения. По преданию был сослан на остров Патмос, где и умер естественной смертью.

Позвольте немного заглянуть в историю наших сёл и села Никулино.   Ведь до 1850 года жизнь и судьба этих сёл была неразделима. Если мы откроем книгу А. Ф. Волкова о с. Никулино, то прочитаем (да и наши старожилы подтверждают это) что сельцо Никулино (снова ссылаюсь на метрические книги, там именно «сельцо» –от авт.)  располагалось у нас у речки Меня. Правда, у Алексея Фёдоровича мы читаем, что село стояло между Коровином и Дурасовкой. Но у меня есть иная версия расположения села. Церковь Бориса и Глеба, которая была  в приходе сельца Никулино, располагалась за ныне живущими Душиной В.И. и Мазановым Е.И., а приходское кладбище в районе огорода Орловой В.К., то есть  между Дурасовкой и Ломакином. Там же стояла и часовня, которая упоминается в книге Браславского «Православные храмы Чувашии» была она (часовня) деревянная, время постройки неизвестно (к сожалению, не сохранилась). Что могилки именно сельца Никулино, подтверждают старожилы. Помнят они и часовенку. Возможно, это и была церквушка никулинцев, т.к. название её, как церковь мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, до сих пор в памяти людей. Праздник «Борисы» 6 августа мы отмечаем с никулинцами вместе.  Более раннее название деревни Дурасовка как Глебовка как-то связано с престольным праздником Святых Бориса и Глеба. То, что село Никулино располагалось именно между Дурасовкой и Ломакином, подтверждается тем, что если бы оно стояло там, где пишет Алексей Федорович, то оно было бы расположено не между Коровином и Дурасовкой, а между Коровином и д. Степановкой. Так как Дурасовка находится по расположению дальше на 1,5 км д. Степановки и тогда не Дурасовку, а Степановку  называли бы Глебовкой.

До сих пор сохранился родник на том месте, где когда-то (якобы) стояла Никулинская церковь Святых  Бориса и Глеба. С тех давних лет об этом роднике идет молва как о святом. Вода из родника помогает больным. Ранее около него проходили молебны (при архимандрите отце Михаиле Уточкине – от авт.). Хотя документально не подтверждено, что вода и сам родник обладают чудодейственными свойствами. В народной памяти родник сохранил о себе добрую память. До сих пор из него берут воду, хотя он уже потерял своё величие, заилился. Земля около него стала топкой и вязкой. Летом 2005 года по инициативе Шестопаловой А.Н. его хотели почистить, сделать обруб. Ю.А. Скрипилин прислал экскаватор, но топкое место не позволило осуществить задуманное. Хотя Антонина Николаевна не оставляет надежду, что когда-нибудь родник  свв. Бориса и Глеба отремонтируют.

И ещё небольшое замечание насчет храма с. Никулино и часовни

свв. Бориса и Геба в д. Дурасовке. Если бы жители сельца Никулино, перебираясь на новое место жительства, где они проживают и по ныне, забрали бы и церковь, то почему же храм не носит имя

свв. Бориса и Глеба, а значится как церковь Рождества Христова и св. Николая Чудотворца. Построена она намного позднее их переезда из наших мест, в 1887 году. Это что же получается: Разобранный храм 37 лет не могли восстановить? Старожилы с. Никулино помнят сруб их храма и утверждают, что лес возили из Ядрина или Ибресь и их храм абсолютно новой постройки. Не буду утверждать, но предполагаю, что часовня жителей сельца Никулино осталась на прежнем месте у р. Меня между д. Дурасовкой – Глебовкой и д. Ломакино.

Вернёмся же к нашему храму св. Иоанна Богослова с. Выползово. Если заглянем в книгу Браславского, то прочитаем, что храм трёхпрестольный  - св. Иоанна Богослова, Рождества Христова и свв. Бориса и Глеба. Церковь деревянная, главный храм холодный, предел тёплый. Главный храм открывается перед Пасхальными праздниками. В нем проходит служба вплоть до осени. Длина храма с колокольней 20 сажен, (1 сажень = 2 метра 1336 мм) самая большая ширина 8,5 сажен, высота до верхнего карниза – 7,5 сажен. На церкви одна глава. Символично и наличие на церкви определённого количества глав. Один купол знаменует единство бога.

Наш храм со дня постройки не закрывался надолго. Лишь в экстренных случаях, когда какое-либо заболевание обнаруживали в селе. Так случилось в марте 1934 года. Вот протокол заседания Дурасовского сельского совета от 3 марта 1934 года, обнаруженного мной в архиве Порецкого района (стиль и орфография сохранены – от авт.).

«Слушали: Доклад врача т. Жаркова об увеличении заразной болезни, которая сильно развивается.

Постановили: Все единогласно признали через десять дворников проработать в виде дезинфекции прожаривания всей одежды и чистоты помещений огнём. О проработанной работе сообщить в сельсовет, ввиду соседних сельсоветов, зараженных заразными болезнями как- то Анастасово I и II, Бахмутово, Семёновское и Вознесенское постановили временно церковь закрыть до особых распоряжений с прекращением заразных заболеваний ввиду замеченных посещений  в церковь и других заразных болезней». Этот документ доказывает то, что наш храм посещали жители близлежащих сел и деревень, т.к. там храмы были либо разрушены, либо закрыты. Снова обратимся к документу из архива. Это отрывок из протокола заседания Антипинского сельского Совета от 31 декабря 1938 года:  «… И последнее, пленум постановляет предложить колхозам проработать  на общих собраниях и добиться согласия о переустройстве здания церкви на новое помещение школы и постановления общих собраний предоставить в сельсовет в скором времени – «Председатель сельсовета Фионов.»

Но очевидно у наших предков хватило здравого смысла и мужества отклонить это предложение. Храм остался в том виде, в каком мы видим его и сейчас. Благодарность и поклон им за это.

Наш же храм закрывался ещё раз, но снова не надолго. Известно, что к 1943 году в Чувашии было всего 10 действующих церквей. Первого апреля 1943 года вновь была открыта церковь в с. Выползово Порецкого района. Верующими было подано заявление на открытие. Под каждым из них стояло не менее 1900 подписей. Мотивы открытия церквей – получить возможность молиться за погибших на фронтах, за разгром Германии, добровольно собирать в церквах в дни службы деньги на нужды обороны.

В том, что наш храм регулярно проводил службу, немалая заслуга наших священников. Это Авров Николай Дмитриевич, Гришин – Константинов Василий Матвеевич, Троицкий Николай Дмитриевич, Храмцов Михаил Иванович, Розов Михаил Иванович, Казарин В. А., служащие в нашем храме после 1918 года, до середины Великой Отечественной войны, а точнее – до 1943 года и конечно же,  наших прихожан. О том, что именно эти люди служили в храме св. Иоанна Богослова в годы становления Советской власти, образования сельсоветов и колхозов, говорят протоколы Антипинского о Выползовского сельсоветов, хранящиеся в Порецком архиве: «О наложении штрафа на не плательщиков льнозаготовок священника Троицкого Николая Дмитриевича» от 23 декабря 1929 года, «О лишении в избирательных правах служителей культа» (перечисленных выше – от авт.) - от 27 июля 1930 года и «Обложение на нетрудовые доходы» - от 1930 года.

20-30-е годы 20-го столетия были такими, что со священнослужителей брали налоги намного больше, как на живущих на нетрудовые доходы. Заставляли сдавать лен, семена картофеля и прочие сельхозпродукты. Нормы были намного больше, чем остальных жителей деревень.

Но в архиве сохранились и такие документы, которые отражают и лояльность к служителям культа ( так значится в протоколах – от авт..), если они выделяли для перевозки сельхозпродукции свой транспорт (дрожки, телеги) и лошадей. Так в списке лиц по заготовке картофеля от 1929 года есть постановление на снижение норм сдачи картофеля для Храмцова     6 центнеров, для Аврова К.Д. – 6 центнеров, Троицкого Н.Д. – 5 центнеров, Косова М.И. – 10 центнеров. Ввиду того, что они дали своих лошадей. Если бы они не предоставили гужевой транспорт, вероятно, цифры были бы намного выше.

 

 


  

Моя давнишняя мечта – подняться на колокольню – осуществилась 10 декабря 2005 года.  

Колокольня нашего храма с пределом построена позднее холодной передней, в 1905 году. Она четырехъярусная, высота колокольни 11,5 сажен. После службы мы с нашим священником отцом Сергием Кановым поднимаемся на колокольню. Когда открылась тяжёлая дубовая дверь, и я увидела крутые, поднимающиеся вверх деревянные ступеньки, ей – богу, перехватило дыхание. Первая мысль, которая пришла в голову это та, что мои предки, возможно, тоже ступали по этим ступенькам. Вытертые множеством ног, ступавших по ним, и от полутора векового возраста они выглядели солидно и хорошо сохранились. Несколько ступенек, небольшой поворот и вновь ступеньки, да такие крутые, что, кажется, и не поднимешься. Ступенька лежит на ступеньке, ногу можно ставить только боком. Медленно, держась за перила, поднимаюсь. Далее неширокая, но длинная площадка, перила с обеих сторон и вновь лестница, но уже не такая крутая. Вновь поворот – лестница, открывается (точнее, откидывается) дверца, и я вижу площадку колокольни. Она выложена плитками. А может быть это так покрашено. Заметен цемент в щелях плит. С боязнью и трепетом ступаю на площадку. С интересом осматриваюсь вокруг. Колокола! Вблизи они выглядят ещё солиднее и величественнее. Толстые верёвки опутывают колокольню. Тянутся к большому, центральному колоколу и к колоколу поменьше. Замечаю по два колокола сбоку с севера и запада и один с юга. Располагаются они в окнах. Бросаю украдкой взгляд вниз, на село. Вижу дома в необычном для глаза ракурсе – сверху. Отвожу взгляд. А я трусиха, оказывается. Высота страшит. Стараясь не смотреть по сторонам, делаю два шага и я у большого колокола. Он расположен в центре колокольни на дубовых перерубах – перекладинах, которые прикреплены к стальному брусу и толстой балке. Дотрагиваюсь до него. Ледяной! Здесь очень сильный ветер. Вместе с о. Сергием начинаем читать древнеславянскую вязь по низу колокола, на его широкой части у основания. Выпуклые большие буквы высотой где-то сантиметров 15. как, наверное, было сложно делать форму для отливки колокола и этих фраз, начертанных на нем. Читаем: «1814 года лето сей колокол отлит Боголюбовыми во имя престола своего Иоанна Богослова весу пудов 114 фунтов 31». Не веря глазам своим, еще раз всматриваюсь в цифру. Да! Сомнений быть не может 1814 год. Считаю в уме, это сколько же ему лет? 191 год. Вот это возраст! Значит он старше храма на 50 лет? Предполагаю, что он перенесен сюда из прежнего храма. Все возможно!

Чуть выше ещё надпись. Там я уже не достаю. Мне диктует батюшка. «Мастер села Порецкого Василий Андреевичъ Городничевъ с сыном Иваном Васильевымъ». Это говорит о том. Что в Порецком занимались отливкой колоколов. Отец Сергий объясняет мне, что колокол настоящий, в нём есть серебро. Высказываю предположение, что на территории нашего района добывали серебро? Это вряд ли, - замечает отец Сергий. – В те времена прихожане жертвовали храмам много серебряных украшений за выздоровление от болезней, за рождение долгожданных детей и за многое другое. Эти украшения переплавлялись и добавлялись в колокола для отливки для звучности. С добавлением благородного металла колокола звучат по-особенному». А я подумала, что звон старинных колоколов и звучит по-особенному оттого, что в них вложена частичка душ людей, благодарность богу за ту или иную благодать, дарованную богом этим людям. Не так ли? Вот вам и одно из доказательств того, что давать лучше, чем брать. Ведь не даром В.В.Путин объявил 2006 год - Годом благотворительности. И не даром гласит русская пословица: «Дар принял тот, кто достойному дал».

Вернёмся к колоколам. По самому верху колокола третья надпись.  «Это изречение из Святого Писания», - замечает отец Сергий. Чуть повыше первой надписи выпуклые, как и буквы, картины из библейской истории.

Перемещаемся к колоколу поменьше. Он расположен с запада и как бы смотрит на село. Именно в него звонили наши предки при беде. Так случилось и тогда, когда районные руководители приехали закрывать храм в 30-е годы. Именно он собрал прихожан у храма. Оцепив храм кольцом, они отстояли его, не отдали на поругание и разграбление. Громко звонит он и сейчас, в часы людского горя, при пожаре. Подходить к нему я боюсь. И мне читает отец Сергий: «В Нижнем Новгороде Канавин по Московскому шоссе  заводе купцов братьев Приваловых  189… от дня спасения Бога нашего 48 пудов. Последние цифры обозначенного года не разглядеть, т.к. колокол находится за перилами ограждения колокольни. Добраться до написанного уже опасно: можно оступиться.

 

 

 

На маленьких колоколах нет надписей. Но видно, что они более позднего происхождения. Осмотрю их, когда будет тепло. Хочется побыть ещё, но замёрзли руки. Медленно спускается вниз. Попутно оглядываю брёвна колокольни. Ни капли гнили или чего-то напоминающего плесень. Все как из железа! Да! Умели строить предки. На века! С намерением ещё подняться на колокольню уже с фотоаппаратом я выхожу оттуда. 

 

 

                          Насколько я помню, колокольный звон всегда сопровождал церковную службу в храме св. Иоанна Богослова.                                       

 Вот записка из архива.

10 марта 1937 года                        не подлежит оглашению 

№ 0218                                           Антипинскому сельсовету

                           от церковного Совета  с. Выползово

   Вашего  сельсовета поступило заявление

о разрешении им колокольного звона.

 

Райисполком разрешает колокольный

звон  в церкви до рассмотрения Вашего

ходатайства президиумом ЦИК - ЧАССР

                            Секретарь Рик´а  - Ерофеев

                            Дело - тель – Веденин.

 

Очевидно, в годы становления советской власти колокольный звон был запрещён. Но в связи с ходатайством было разрешено звонить в колокола в самом храме. Малиновый звон колоколов внутри церкви вплоть до 1962-1963 гг.

Я тогда училась во 2-3 классе. Школа находилась не далеко от храма. Я помню, как взрослые говорили, что запретили звонить в колокола т.к. колокольный звон пугает детей. Колокола молчали до лета 1985 года. Над селом вновь зазвучали колокола храма св. Иоанна Богослова. Конечно же, и умение звонить в колокола ушло в небытие. Нет у нас сейчас таких мастеров колокольного звона, какими были Юдин Григорий Иванович и Троицкий Михаил Дмитриевич. Кстати, очень интересна судьба рода Троицких, которые посвятили себя нашему храму. Но об этом чуть попозже.

 

 

Храм у нас, если сказать, что красивый. Значит, ничего не сказать. Он великолепен! Иконостас главного (холодного) помещения длиной 4 сажени 2 аршина, высота 4 сажени. Иконостас придела (теплого) длиной 4 сажени 1 аршин, высота 2 сажени. Есть в храме старинные иконы, фрески.  В 2004 году наш храм подвергался ограблению. Были похищены ценные иконы, крест и прочая церковная утварь. Храм – это место где человек, восстанавливает свой божественный образ через приобщение к Христу. Символика храма, его убранство, живопись, богослужебные предметы, облачения, книги являются ни чем иным, как проповедью в образах и красках, сообщение о мире небесном и земном, о боге и его отношении к миру и человеку.

 

Главный иконостас трехъярусный. Для села это  очень большой и роскошный иконостас. В первом ярусе снизу справа расположена икона Спасителя, храмовая икона св. апостола Иоанна Богослова. Далее идет икона св. Николая Чудотворца и апостола Андрея Первозванного, слева – икона Божией Матери (греческая без младенца) и икона Великого Федора Стратилата.

Во втором ряду расположены иконы двунадесятых праздников.

В третьем ряду святители и апостолы.

Многие иконы с позолотой, выполненные на фольге из сусального золота.

Имена мастеров икон и иконостасов неизвестны, но их произведения являются высокохудожественными. Также неизвестны и художники, которые расписывали стены и потолки  храма.

Материалом для самой церкви служили сосна и дуб. Стены внутри отштукатурены и покрыты масляной краской. Снаружи обшиты тесом и покрашены масляной краской.

 

К 10 особо чтимых икон в нашем храме относятся:

1.    икона св. Николая Чудотворца;

2.    икона – голова Усекновения главы Иоанна Предтечи;

3.    икона Божией Матери «Нечаянная радость»;

4.    икона мученика Иоанна – воина;

5.    свв. благоверных князей Бориса и Глеба;

6.    св. апостола Иоанна Богослова;

7.    икона скорбящей Божией Матери;

8.    свв. апостолов  Петра и Павла;

9.    икона Казанской Божией Матери;

10.икона Божией Матери «Знамение». 

Мои детские воспоминания о церкви это синие деревянные голубки, подвешенные к потолку. Спрашиваю о них у батюшки. Он подводит меня к «Иордани». Да один голубок висит. Смотрю на него, как на старого детского друга. Помню, когда бабушка Нюра приводила меня с сестрами Машей и Леной  на причастие, я смотрела на голубков, задрав голову. В моём детском представлении именно тогда я была очень счастлива. Я растворяюсь в прошлом, вспоминаю детство и разглядываю этого голубка. Сколько же ему лет? Если бабушка была с 1902 года рождения, и они еще при ней занимали место над царскими вратами, то вероятнее всего он пережил целый век. Невероятно, но в руках у меня – столетие!!!

Наверное, воспоминания детства так пронзительны и щемящи когда пронизаны они насквозь простодушной, неохватной, дарованной свыше любовью. На всем белом свете в ту минуту небыло для меня дороже вот этого сохранившегося синенького деревянного голубка.

 

Когда въезжаешь в наше село со стороны Семёновского или со стороны Анастасова, первое, что бросается в глаза – это купола храма и кресты на них. Кресты, украшающие колокольню и второй купол – тоже старинные. И мастера, ковавшие их известны.

 

В с. Кокуи (ныне в составе села Полибино  - от авт.) в далёком XIX веке жила мастеровая семья Орловых. Работали они в основном по кузнечному делу. Со всей округи шли и ехали к ним люди, чтоб выковать тот или иной хозяйственный инвентарь, подковать лошадь. Да мало ли с чем мог обратиться деревенский житель к умельцам, кузнечных дел мастерам Орловым. А было их три брата – Александр, Павел и Владимир. Поступил им заказ от служителей храма св. Иоанна Богослова с. Выползова – выковать для церкви кресты. Обговорили они размеры, сошлись в цене, и закипела работа. Сейчас за давностью лет  нынешние предки братьев Орловых не могут сказать. Кто из братьев Александр или Павел был руководителем, душой этого заказа. Но то, что дет сестёр Орловых Владимир – 1874 года рождения, был подмастерьем у своего старшего брата, это известно точно. Заказ был выполнен в срок. Кресты торжественно вознеслись над новым храмом, предав ему особое величие.

А о братьях Орловых, как о хороших кузнецах молва разнеслась по всему Поменью. Прошло время. У Владимира Ираклиевича подрастал сын Константин 1902 года рождения. Да и семья их уже давненько перебралась на жительство в д. Бредовку. Константин был еще мальчиком. Когда его отцу Владимиру Ираклиевичу поступил новый заказ. И заказ этот спустя два десятка лет вновь был связан с нашим храмом. Обращали ли вы внимание, односельчане, какая красивая кованая ограда охраняет  земельный участок, да и сам храм от нежелательного вторжения на его территорию скота и другой живности. Ограда намного моложе самого храма, но это не делает её менее значимой. И ковал её всё тот же Орлов Владимир Ираклиевич. Переехав жить сюда он не оставил своего ремесла. Была у него своя кузница. Вот там то со своим сыном Константином тогда ещё 10-12 летним пацаном, они и сотворили это чудо. Валентина Константиновна Орлова вспоминает, что отец рассказывал ей о том, как однажды его отец поручил ему выковать звено ограды, а мальчик то ли устал, то ли заленился и выковал звено с браком. Как же отец наказал его за это! И поставили это «нестандартное» звено в самом конце ограды. Там, где начинается кирпичная её кладка. Если вы пройдетесь вдоль ограды со стороны парка и памятника погибшим воинам, то это «некачественное» звено легко обнаружить.

  

 

С задней части храм окружает уже каменная ограда. И вот там под небольшими зарослями можно увидеть каменные надгробия. Это захоронения священников или известных в своё время людей села, дворян. Могил около семи.

В метрических книгах я обнаружила четырёх, похороненных при церкви. 1 марта 1878 года – был похоронен «с. Выползова  заштатный священник  Афиноген  Васильевич Щеглов». Это первый наш священник, встречающийся в 1856 году в первой метрической книге.

В 1880 году при церкви была похоронена «д. Антипинки вдова Анфиса Ивановна Шибаева из дворян, коллежская асессорша». И было ей 70 лет.

2 апреля 1881 года здесь нашла упокоение проживавшая в деревне Ломакино «отставного подполковника Павла Стефановича Кунордина жена Раиса Васильевна, 58 лет. Умерла от удушья». При церкви похоронена с разрешения Его Преосвященства Епископа Феоктиста Симбирской Епархии. В книгах сохранилась телеграмма - разрешение  на похороны в ограде храма. 

 

5 июля 1912 года здесь же похоронят священника с. Выползова Владимира Николаевича Добролюбского. Было ему 34 года. Умер от чахотки.

Рядом находятся ещё два надгробных камня и крестики у изголовья. Об эти захоронения, как высечено на камнях, относятся к 1919 году. Под одним – тело Стефанида Петровича Гомаюнова, под другим – Евдокии Каштановой. К сожалению, я не смогла выяснить, что за люди покоятся здесь. За какие заслуги и милости они удостоены чести быть похороненными у храма.

На последней могилке, огороженной железной оградкой, мраморный  памятник с высеченным золотом именами. Здесь захоронены тела трех человек.

Это наш священник Николай Дмитриевич Авров, его жена Н.Д. Аврова и крепостная крестьянка Меланья Максимовна Нежнова, мать супруги священника Аврова. Обе женщины умерли в 1915 году. Одна от старости её же дочь от крупозного воспаления легких. Это родители и бабушка нашего знаменитого земляка, героя гражданской войны Дмитрия Николаевича Аврова. Ограда и памятник в современном исполнении. Они поставлены в 70-80-е года. Очевидно, дети или внуки навещали могилку своих родственников, а может, руководство колхоза позаботилось о своих земляках. Позолота потускнела от ветра и дождя.

 В книге Браславского упоминается ещё одна часовня, которая числилась при нашей церкви. Она была деревянная, время постройки неизвестно, не сохранилась. Стояла она на том месте, где сейчас расположен Антипинский фельдшерско-акушерский пункт. Чуть в глубь стоял дом Акимова П.И. был он большой, и в 1954 году решением Дурасовского сельсовета сюда перевели медпункт. Санитаркой в нем работала хозяйка дома Акимова А.И. А часовня стояла как раз  там, где в настоящее время возвышается арка газопровода. Вот где одним концом она упирается в землю, в сторону медпункта, там и стояла Антипинская часовня. К сожалению, я не могу вспомнить её. Но люди постарше хорошо помнят часовню. Я лишь сохранила в своей памяти глубокую яму, оставшуюся от неё. Именно в ней мы играли в куклы, прятались от мальчишек. Там была наша «клетка» - домик для игр.

 

   Выше я упоминала об интересной судьбе семьи Троицких. Перелистывая «Метрические книги  Данные изъ Алатырского Ду: правления Курмышского уезда с. Выползово въ Богославскую церковь притча для Записи Родившихся Бракомъ Сочетавшихся и умершихъ» в разделе «Отпевание» за 1868 год я обнаружила следующую запись: «Умер с. Выползова заштатный дьячок Иван Александрович Троицкий, 55 лет, от отека. Сын Ивана Александровича Флегонт Иванович Троицкий с 1856 года выполнял обязанности дьячка, псаломщика вплоть до 1911 года. С данного года он перешёл на должность пономаря. 55 лет Ф.И. Троицкий отдал служению в нашем храме. А должность – псаломщика занял его сын Дмитрий – отец нашего звонаря Михаила Дмитриевича 1907 года рождения. Фронтовик, награжденный орденом Красной Звезды, орденом Cлавы III степени и многими другими наградами Великой Отечественной Войны. Сержант запаса М.Д. Троицкий умер в 1997 году.

В 1929 году в протоколах Антипинского сельсовета упоминается священник Троицкий Николай Дмитриевич (брат Михаила). Если хотя бы приблизительно посчитать трудовой стаж в храме св. Иоанна Богослова семейной династии дьячков Троицких, то получится чуть больше 100 лет. 5 человек из рода Троицких посвятили себя нашему храму. Встречается в поручителях при венчании Курмышского уезда с. Бахаревки дьячок Алексей Иванович Троицкий в 1879 году. Очевидно, брат Флегонта. Значит, в их роду были и ещё служители церкви. Дочь Флегонта Троицкого Татьяна венчалась в нашем храме в 1888 году с псаломщиком с. Дикое Поле (Митрополье) Александрам Ивановичем Богословским. Скорее всего, от этого брака и появилась у нас в селе фамилия Богословских.  Сын же Флегонта Петр в 1879 году венчался с «иностранкой Баданской подданной родом из города Баденъ-Баденъ, званием гувернантка, девицей Фанни  Иосифовной Кольбъ, католического вероисповедания». Поинтересовалась у ныне здравствующей дочери Михаила Дмитриевича Валентины Михайловны Дугаевой, знает ли она о таком факте в их биографии, она подтвердила, что действительно, отец упоминал, что в их роду была немка.

Судьба этой семьи еще раз промелькнула в 1880 году, когда они хоронили сына – младенца. Очевидно, вскоре они уехали из села, и больше в метрических книгах я их не встречала.

 

 По метрическим книгам можно проследить судьбу всех священников, дьячков, псаломщиков с 1856 года, служивших в нашем храме. Вот их имена:

1856 год священник – Афиноген Васильевич Щеглов,

дьякон – Федор Григорьевич Уточкин,

дьячок – Флегонт Иванович Троицкий,

пономарь – Павел Дроздов;

в 1859 году дьячком работает Иоанн Смирнов;

1861 год – пономарь – Федор Михайлович Алексеев;

1864 год – построение ныне действующего храма. С конца октября священник в нём – Михаил Николаевич Сергиевский;

1869 год – временно работает священник из с. Семёновского Иосиф Фавстрицкий;

1872 год – с февраля - священник Иоанн Георгиевич Боголюбов. Обратите внимание, какие красивые, звучные, запоминающиеся были фамилии у наших святых отцов.

1887 год – дьячком служит Иоанн Григорьевич Апраксин;

1899 год – священник Василий Сахаров,

                  дьякон – Петр Сергиевский;

1900 год – с сентября псаломщик Михаил Тарханов;

1901 год – с марта священник Владимир Добролюбский;

с 1911 года псаломщик Дмитрий Флегонтович Троицкий;

1912 год – служба в нашем храме проводят священники из   с. Мишукова Михаил Тихов и с. Анастасова Дмитрий Воскресенский.

Последующие книги отсутствуют, осталось всего одна, за 1918 год – здесь священник Николай Дмитриевич Авров. Дьячком в то время был Михаил Храмцов, псаломщиком  Д.Ф. Троицкий.

Служителей церкви в 20-30-х  годах 20-го века я называла выше.

Дольше всех в нашем храме служил архимандрит о. Михаил Уточкин. 

 

Родился отец Михаил (в миру Семен Григорьевич Уточкин) в     с. Турдаково Порецкого района 20 мая 1895 года. Позже жил в с. Семеновском, работал там сторожем. Когда Семёну исполнилось 13 лет, в 1908 году, он уходит в Алатырский Свято-Троицкий – мужской монастырь. В иночестве  был наречен Сафронием. Когда же принял постриг  и стал иеромонахом, его нарекли Михаилом. В 1942 году отец Михаил приступает к обязанностям священника Выползовской церкви св. Иоанна Богослова и служит здесь полвека, снискав добрую славу не только у прихожан. Архимандрит о. Михаил был настоящим патриотом. Во время Великой Отечественной войны сдавал серебряные вещи и прочее для фронта. Об этом было подтверждение из архива г. Чебоксары к 40-летию Победы в 1985 году (к сожалению, не сохранилось – от авт.). Всю жизнь у него хранилась телеграмма, подписанная самим Сталиным. Это была благодарность за его вклад в победу.  К батюшке всегда приезжало большое количество людей со всех уголков страны. Почти каждый день у него  были люди, приехавшие за советом или помощью. О. Михаил  давал болящим маслице с литии, святую воду, Троицкую траву (мяту, малину и пр.), и люди получали облегчение. Батюшка говорил: «Когда заболеете или вам станет плохо, приходите ко мне на могилку, возьмите землицы или траву с нее, и вам будет облегчение». Люди приходят, и им действительно становится легче.

Ещё при жизни о. Михаил говорил, что после его смерти не будет спокойствия в нашем храме. Как в воду глядел. Священники менялись один за другим. Иногда в год по два священника приступали к работе и вновь уходили или их переводили в другой храм. Хотелось бы отметить о. Георгия. Это первый из священников, который подарил сельской библиотеке 200 экземпляров православной литературы. Был частым гостем в библиотеке. А священник Вячеслав Семенов, автор книги «Дорога к богу: Записки сельского священника», тоже отдавал много сил храму и прихожанам. Но их обоих перевели в другой район. Смена священников продолжалась вплоть до ноября 1998 года, когда  в наш  храм пришел служить иерей отец Сергий (Канов С.В.), кроткий, доброй души человек, всегда спокойный и доброжелательный, он пришёлся по душе всем прихожанам. Именно о. Сергий 5 лет назад впервые с учащимися начальных классов Октябрьской СОШ провел Рождественскую елку.

 

 

Сейчас проведение ёлки вошло в традицию. Дети с удовольствием ждут этот праздник и принимают самое активное участие в рождественском представлении. Отец Сергий открыл воскресную школу для учащихся младших классов. Новое это было дело, потому реакция местных жителей была разной. Одни одобряли, другие относились с сомнением, третьи были решительно против. Но о. Сергий настойчиво продолжал начатое дело. Раз в неделю он приходил к детям, рассказывал им о православной вере, приглашал на экскурсию в местный храм. В 2002 году по инициативе о. Сергия дети посетили Свято-Троицкий мужской монастырь г. Алатырь Чувашской Республики.

 

 Дважды в год под руководством этого священника в воскресной школе проводятся утренники – в честь Рождество Христова и Пасхи. Дети с большим удовольствием разучивают стихи, поют песни, участвуют в спектаклях. О.Сергий первым из священников нашего храма организовал паломническую поездку в Свято -Троицкий  и Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской области. Теперь паломничество к святым мощам преподобного Серафима Саровского  стало традицией для местных прихожан.

Человек истинно верующий, преданный своему делу о. Сергий прилежно служит в храме, по приглашению жителей посещает  их дома. Его усердие не осталось не замеченным. В 2000 году о. Сергий был награжден митрополитом Чувашским Варнавой  камилавкой и набедренником – 17 ноября 2002 года. А 10 декабря 2002 года ему вручают Золотой крест.

 

 

Отрадно, что в последнее время заметно возрос интерес к русской  церкви. Наши прихожане чаще стали посещать храм. На службе присутствует много молодежи. О.Сергию помогают при совершении церковного обряда мальчики – отроки села. Летом 2005 года наш храм преобразился. Силами прихожан, общественности, организаций, сельхоз - кооперативов района в храме св. апостола Иоанна Богослова  сделан косметический ремонт. Его старинные купола  и стены  засверкали свежими красками. Покрашенная в бело-голубых тонах, она ещё больше привлекает к себе внимание верующих.

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечает, что «…православие – это не некая национальная идеология и не создание культурных форм, а сокровенное стяжание Духа Святого».

 

Принятые сокращения:

Свт. – святитель

Св. – святой

Свв. – святые

С.  – село

Д. – деревня

От авт. – от автора

О. – отец

 

Русская мера длины и массы

Сажень – 2,1336 метров

Аршин – 61,12 сантиметров

Пуд – 16, 38 килограмм

Фунт – 0,40951241 килограмм

 

Архивные источники и литература

1.    Метрические книги, данные из Алатырского Ду: правление Крмышского уезда Симбирской губернии село Выползова с 1856 года по 1918 год.

2.    Архив Порецкого района.

3.    Волков А.Ф. «Средь высоких хлебов затерялось…» /Краткие очерки по истории с. Никулино Порецкого района./ - II с. Порецкое, 2000 год.

4.    Браславский Л.Ю. «Православные храмы Чувашии» - II Чебоксары, 1995 год.

Интернет Цензори - Безопасный Интернет

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика