ГУП "Шумерлинский издательский дом"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

(09.12.09) Заградотряды

Деятельность заградотрядов в годы советско-германской войны 1941-1945 гг. до сих пор поражает своей неизученностью. В советский  период этой темой заниматься было нельзя, так как  деятельность заградотрядов не вписывалась в рамки патриотического воспитания и подготовки молодежи.

 

Формирование подобных частей предусматривалось в случае массового бегства солдат с фронта – с целью их удержания и возврата в окопы. Причем возвращение в окопы могло осуществляться по-разному: посредством открытия огня заградотрядом по отступающим; задержанием отступающих военнослужащих, сопровождающимся расстрелом зачинщиков и виновных. Здесь важным являлся внешний психологический фактор: в ходе боя возвращать солдат в окопы будут только заградотрядчики, а в другой ситуации их можно и задерживать.

Не удивительно, что заградотряды у советской пехоты, мягко говоря, уважением не пользовались. Об их деятельности известно немного. Официально считалось, что их  создали после приказа № 227 от 28 июля 1942г., названного в последующем приказом«Ни шагу назад».

 

 

«После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины, приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали более 100 штрафных рот из бойцов, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи. Они сформировали далее около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи. Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки сдаться в плен. Как известно, эти меры возымели своё действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой. И вот получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели – защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель – покорить чужую страну, а наши войска, имеющие возвышенную цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение.

Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу? Я думаю, что следует».

На основании этого приказа в армиях предусматривалось сформировать по 3-5 вооруженных заградотрядов (до 200 чел. в каждом), поставить их в тылу неустойчивых дивизий и обязать  в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов.

 

Как участник войны утверждаю, что среди толпы беспорядочно бегущих военнослужащих трудно определить, кто из них паникер или трус, никаких отличительных знаков солдаты не имели, все были одеты  в одинаковую форму.  Так что стрелки заградотряда наверняка затруднялись в кого стрелять. Можно в первую очередь залп огня дать над головой бегущих, а потом уже по цели. Паникеров и трусов обнаруживают в наступающей цепи, во время атаки. Здесь все зависело от командира, который обладал всеми правами в свете требований приказа «Ни шагу назад».

Сложности бывали: по ходу движения вперед солдаты попадали под шквальный ружейнопулеметный и минометный огонь. Они падали на землю и тут же старались прикрыть голову, копали ямку для неё. Через некоторое время вновь была атака, они вставали и шли вперёд, пока огонь вновь не заставлял залечь.  И опять копалась ямка для головы, хотя предыдущая осталась, может быть, совсем недалеко… К ней возврата уже не было, потому что это расценивалось как отход от занимаемой позиции.

Я не помню, чтобы за нами сзади были вооруженные люди, которые стреляли бы по нам. Служил в пехоте,  в 1343 стрелковом полку 399 стрелковой Новозыбковской ордена Суворова III степени дивизии 48 армии. Возможно мы не заслужили такой «чести», чтобы позади нас был заградотряд? В нашей армии штрафные роты были, но опять-таки непостоянно, на время прорыва обороны противника.  Очевидно не зря дивизия была награждена.

Приказ № 227, считают некоторые люди, привел к огромным потерям среди советских военнослужащих. Часто случалось, утверждают они, что если во время боя кончались боеприпасы или выходило из строя оружие, у солдат был выбор либо погибнуть, либо сдаться в плен. Это суждение неправильное. Во-первых, у каждого солдата есть личное оружие и перед боем выдается полный комплект боеприпасов. Если это боец-артиллерист, то у него, кроме оружия, имеется личное оружие и при неожиданных ситуациях (вышло орудие из строя) солдат-артиллерист продолжает бой с личным оружием или помогает сражаться другому расчету. Никто из бойцов при выходе оружия из строя или отсутствии боеприпасов в тыл не бежит и сдаваться в плен не думает. Патроны кончились, снарядов нет -  используй личное оружие, вплоть до боеприпасов погибшего или раненого товарища… И в такой обстановке для заградотряда работы нет.

Однако, вопреки установившимся представлениям, приказ № 227 не мог быть началом создания заградотрядов в Красной Армии, так как они были созданы ранее и применялись в некоторых сложных ситуациях боевой обстановки. Так было в операции на Керченском полуострове в 1941 году – заградотряд расстрелял  два батальона пехоты.

По своей организационной структуре заградотряд, как правило, состоял из одного батальона и передавался поротно каждой стрелковой дивизии. Ввиду своей специфики, потери  он нес сравнительно небольшие.  Так, например, потери 4-го заградотряда 52-й армии за период с 7.08.1943 г. по 7.08.1944 г. составили 11 человек погибшими (убитыми) и 40 ранеными. Потери для одного батальона маленькие, если учесть, что на фронте части «клали» весь батальон за день.

Здесь еще необходимо упомянуть о том, что заградотряды в Красной Армии применялись в ходе боевых действий у озера Хасан в 1938 г., на реке Халхин-Гол в 1939 году и в советско-финской войне 1939-1940 гг. Задача отрядов - организация заслонов и застав, проведение облав в тылу действующей армии, задержание дезертиров. В советско-финской войне в составе Красной Армии участвовали 5 армий, в тылу этих войск находилось 27 заградотрядов.

Само формирование Красной Армии было связано со многими трудностями, обусловленными нехваткой опытных командных кадров, недостатком средств материально-технического снабжения, боеприпасов и оружия, нарушениями воинской дисциплины и порядка, дезертирством, которое иногда принимало массовый характер. С целью преодоления негативных явлений и укрепления морально-боевого духа войск принимались различные меры политического, воспитательного и репрессивного характера, в том числе и смертная казнь. Были созданы Ревтрибуналы, а также специально сформированные подразделения из наиболее надежных солдат и матросов, которые занимались наведением порядка в частях и соединениях. 

Тогдашний нарком по военным делам Л.Д. Троцкий (Бронштейн) отмечал: «Нельзя строить армию без репрессий. Нельзя вести массы на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни. До тех пор, пока, гордые своей техникой, злые бесхвостые обезьяны, именуемые человеком, будут строить армии и воевать, командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади… Хулиганы, озорники, мародеры должны беспощадно разоружаться и заключаться в тюрьму, а при сопротивлении – расстреливаться…» (15).

Подписывая приказ № 227, нарком обороны СССР не мог не знать о поведении в годы гражданской войны Л.Д. Троцкого в части организации репрессий в Красной Армии, да и о применении заградительных подразделений в боевых операциях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в советско-финской войне 1939-1940 гг., но умолчал об этих событиях. В приказе он упоминает только о том, как немцы ввели заградительные и штрафные подразделения.

…С начала войны по 10 октября 1941 года органами НКВД и заградительными отрядами по охране тыла задержано 657364 человека. Многие из них были зачислены в новые полки или батальоны, которые вновь были отправлены на фронт.

Заградотряды не всегда использовались по назначению, не всегда занимались выполнением задач, определенных приказом № 227.

Если на 1-м Белорусском фронте заградотряды летом 1944 года использовались для выполнения боевых задач, то на 3-м Прибалтийском фронте они применялись в иных целях.  Здесь большая часть личного состава заградотряда использовалась для охраны штаба армии, линий связи, дорог, прочесывания лесных массивов, работала в отделах штаба, в качестве поваров, писарей, кладовщиков и т.д.

В штабах армий, куда они были подчинены в оперативном отношении, за деятельностью заградотрядов не осуществлялся никакой контроль. Они были предоставлены сами себе, роль заградотрядов была сведена на положение обычных комендантских рот. Заградотряды выполняли различные хозяйственные работы и поручения, занимались обслуживанием командиров и начальников, осуществляли надзор за внутренним порядком в тылах армии. Такое положение с использованием заградотрядов на фронтах вызвало озабоченность Главного  политического управления Красной Армии, в   частности, его начальника генерал-полковника А.С.  Щербакова. Представляется, что о таком положении загрядотрядов и на некоторых других фронтах он проинформировал Ставку ВГК.

Однако не только использование заградотрядов для выполнения несвойственных им задач послужили причиной их расформирования. К осени 1944 года изменилось и положение  с воинской дисциплиной в действующей армии. Поэтому И.В.  Сталин 29 октября 1944 года подписал приказ № 0349 следующего содержания: «В связи с изменением общей обстановки на фронтах необходимость в дальнейшем содержании заградительных отрядов отпала.

Приказываю: 1. Отдельные заградительные отряды к 15 ноября 1944 года расформировать. Личный состав расформированных отрядов использовать для пополнения стрелковых частей.

2. О расформировании заградительных отрядов донести к 20.11.1944 года».

Данные о том, как выполнялось это указание, отсутствуют.

В опубликованной литературе отсутствуют данные о том, сколько заградотрядов было создано в годы Великой Отечественной войны.  Согласно приказу № 227 наркома обороны СССР от 28 июля 1942 года  требовалось сформировать в каждой армии 3-5 заградительных отрядов. Если учесть, что в 1942 году в действующей армии было 48 армий, то в конце года их было от 144 до 240 заградительных отрядов,  в среднем - 192 отряда. В одном из отчетов ОО НКВД Сталинградского фронта на 15 октября 1942 г. в частях действующей армии сформировано 193 заградительных  отряда. При этом точно указано, что на этом фронте было 16, а на Донском - 25 заградотрядов. Кроме того, на других участках  советско-германского фронта действовали заградотряды других армий фронтов. В 1943 году в действующей армии было 65 общевойсковых армий, а в 1944 г. – 56 армий. Если считать, что приказ Сталина выполнялся в точности, то можно сказать, что в 1943 году действовало от 195 до 325 заградительных отрядов, в 1944 г. – от 168 до 280 таких отрядов, в среднем соответственно – 260 и 224.

 

* * *

Служил ли кто-то из шумерлинцев во время Великой Отечественной войны в заградотрядах?  Специальных вопросов по этому вопросу не проводилось, во время работы над материалами для книги «Память» такие данные не были обнаружены. Однако в настоящее время стало известно, что один из жителей Шумерлинского района служил с 22 сентября 1942 г. по 14 ноября 1944 г. в 68-м отдельном заградительном отряде. Его отряд участвовал в боях в составе Южного (второго формирования), 1-го, 2-го, 4-го  Украинских и 1-го, 3-го Белорусских фронтов. Он участвовал в Мелитопольской и Донбасской операциях 1943 г., в Николаевской, Криворожской, Крымской операциях 1944 г., награжден медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.». Умер в 1986 году.

 

Я. Волков, ветеран Великой Отечественной войны. 

Система управления контентом
429120, г. Шумерля, Чувашской Республики, ул. Косточкина, 5.
Телефон: (8-3536) 5-12-20
Факс: (8-3536) 5-42-19
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика