В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 все органы местного самоуправления должны были в течение 2013 года определить границы территорий, прилегающих к зданиям, сооружениям и объектам, на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции.
Ст. 16 федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрещена продажа алкогольной продукции на прилегающих территориях к детским, образовательным, медицинским организациям, объектам спорта, к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам, к объектам военного назначения, к местам массового скопления и к местам нахождения источников повышенной опасности.
В 2013 году все администрации муниципальных районов и городских округов своими актами определили минимальные и максимальные значения границ прилегающих территорий к указанным объектам. В соответствии с ними конкретные значения к каждому объекту с приложением схем должны были утвердить сельские и городские поселения.
В августе т.г. в рамках предоставленных федеральным законом полномочий Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением № 341 определил места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности. В связи с этим возникла необходимость внесения изменений в действующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Администрациям муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики было рекомендовано сделать это до 1 октября 2013 г.
В ходе анализа нормативных правовых актов, предоставленных администрациями муниципальных районов и городских округов в Минэкономразвития Чувашии, установлено:
не внесены изменения в нормативные правовые акты в части определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан в Аликовском, Ибресинском, Марпосадском, Порецком, Урмарском, Цивильском, Шумерлинском, Яльчикском районах; в Канашском районе определены, но места массового скопления граждан определены неверно, например в д.Асхва вместо площади перед памятником погибших определено как площадь перед магазином райпо, в д. Атнашево – вместо площади перед администрацией сельского поселения – памятник павшим воинам в ВОВ. В Шумерлинском районе – определены места, границы прилегающих территорий к местам массового скопления граждан, а сколько занимает площадь самого места, не определены, при этом прилагаемые схемы также не позволяют определить эти места.
2) администрацией г.Чебоксары в перечень объектов, на прилегающих территориях которых запрещается продажа алкогольной продукции, включены не все объекты города.
Постановлением от 27.09.2013 № 3086 в перечень организаций и объектов включены всего 8 образовательных организаций (в т.ч. 2 детско-юношеские спортивные школы, 1 детский сад, 4 общеобразовательные школы и учреждение высшего образования), при этом в г.Чебоксары по данным, размещенным на сайтах органов исполнительной власти, муниципальных дошкольных образовательных учреждений – 130 ед., негосударственных дошкольных организаций – 4 ед., общеобразовательных учреждений – 66 ед., учреждений среднего профессионального образования – 17 ед., учреждений высшего профессионального образования – 14 ед.; спортивных школ и физкультурно-спортивных учреждений управления физической культуры, спорта и туризма – 12;
медицинских – включено в постановление 3, а фактически их около 40 учреждений.
Администрацией г.Новочебоксарска перечень таких объектов не утвержден;
3) до настоящего времени не приняты нормативные правовые акты с перечнем и схемами сельскими поселениями Алатырского, Козловского, Красноармейского, Яльчикского районов, администрация Урмарского района утвердила перечни объектов в сельских поселениях актом на уровне района, но схемы не разработаны;
4) утверждены нормативные правовые акты, но при этом также не разработаны и не приложены схемы прилегающих территорий сельскими поселениями Марпосадского, Моргаушского районов, администрациями гг. Алатырь, Новочебоксарск;
5) схемы утверждены, но при этом не размещены на официальных сайтах Аликовского, Батыревского, Комсомольского, Цивильского, Чебоксарского районов, г.Чебоксары – даже те, которые утверждены.
Указанные недостатки не позволяют лицензирующему органу своевременно принять решение о выдаче или переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции соискателям, чьи объекты расположены рядом с местами и объектами, на которых не допускается продажа алкогольной продукции.
В целях обеспечения приведения в соответствие с установленными требованиями всех указанных актов, 12 ноября т.г. со специалистами муниципальных образований проведен семинар, на котором рассмотрены недостатки и даны соответствующие рекомендации.
В частности, администрация Урмарского района проинформировала о внесении изменений в постановление района в части включения мест массового скопления граждан в перечень объектов, на прилегающей территории которых запрещается продавать алкогольную продукцию, администрация Батыревского района – о размещении схем на своем сайте.