Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архитекторы Чувашии

Первым известным чувашским архитектором является Александров Василий Николаевич, который прибыл вЧебоксары в 1922 году и проработал здесь с некоторыми перерывами до 1953 года. До этого времени все наиболеезначительные здания, построенные в Чебоксарах как до революции, так и при советской власти, проектировалисьиногородними архитекторами, а остальные объекты, а их было большинство, строились вообще без проектов. Средипервых профессиональных строителей, получивших архитектурное образование, необходимо также отметитьАндронникова Александра Андреевича (в Чебоксарах с 1926 года) и Спиридонова Ивана Харитоновича (в Чебоксарах с1928 года).

Особый размах развитие градостроительства и архитектуры в Чувашии получило в послевоенные годы, когда на базеэвакуированных сюда из прифронтовой зоны предприятий появился промышленный потенциал республики, ставший еемощной градообразующей базой. В эти годы в Чебоксарах были построены хлопчатобумажный комбинат, агрегатныйзавод, завод электроисполнительных механизмов, мясокомбинат, другие предприятия, которые, в свою очередь, далитолчок развитию жилищно-гражданского строительства. Город бурно рос, ширились его границы. Ана-логичная картинанаблюдалась и в других городах республики.

Хотя основной объем проектов в 50-е и 60-е годы выполнялся специалистами Москвы и Ленинграда, работы хваталои местным зодчим. В это время в Чебоксарах жили и плодотворно трудились архитекторы Э.В.Бейнарович,Т.И.Ведянина, И.Н.Гаврилов, А.И.Гаранина, М.А.Мамаев, С.И.Кац-Турина, В.И.Кириленко, В.И.Кольяков, И.Б.Кузнецов,А.К.Кузьмин, Н.С.Мнацаканова, Ф.С.Сергеев, С.П.Смирнов, В.Д.Шатилов, А.И.Якушев, Н.О.Ятманов.

В 70-х годах, в связи с дальнейшим развитием промышленного и жилищно-гражданского строительства вреспублике, связанным с сооружением завода промышленных тракторов и Чебоксарской ГЭС, количество работающихздесь архитекторов резко возросло. Этому способствовало также и то, что по соседству с Чебоксарами — в Казани —началась подготовка архитектурных кадров (до этого в Чувашию молодые специалисты-архитекторы прибывали восновном из Москвы, Харькова и Ростова-на-Дону).

На застройке главной магистрали Чебоксар — улицы К.Маркса, проспектов Ленина и Яковлева — отпечатались всеэтапы послеоктябрьского развития архитектуры. Здесь есть дома — представители конструктивизма 20-х и начала 30-хгодов (дом профессуры на углу улиц К.Маркса и Володарского), возрожденного классицизма 30-х, 40-х и начала 50-хгодов, постройки второй половины 50-х и 60-х годов (хрущевского периода), когда был положен конец архитектуре ввысоком смысле этого слова. С этого времени, собственно, и началось массовое строительство безликих, абсолютнопохожих друг на друга домов. Такое явление характерно не только для нашей республики, а и для всех городов страны.Есть ли в этом вина архитекторов? Наверное, какая-то доля вины есть, но при оценке их труда нельзя забывать о том, чтоперед архитекторами как раз и ставилась задача всеми возможными и невозможными способами добиться снижениястоимости строительства. Потому-то не утверждались и не реализовывались проекты, чем-либо отличающиеся оттиповых, принятых в качестве эталона.

Тем не менее, в Чебоксарах вы не увидите «хрущобок» в массовом количестве, как это можно наблюдать в других городах. Наши архитекторы и строители еще в начале 70-х годов одними из первых в стране перешли на строительстводомов улучшенной планировки, в начале 80-х годов внедрили монолитное домостроение, получившее затем широкуюпопулярность по всей России. По проектам чувашских архитекторов высотные монолитные дома построены вПодмосковье, Нижнем Новгороде, Саранске, Ульяновске, Саратове, Магнитогорске и других городах. Даже в условияхпоголовного запрещения строительства зданий культурного назначения, как это было в середине 80-х годов, в Чебоксарахудалось построить такие уникальные здания, как Театр оперы и балета, Центр детского и юношеского творчества,Художественный музей.

Эстетический облик города формируется не только архитектурными объектами — зданиями и сооружениями, но исредствами дизайна, монументального искусства, озеленения и благоустройства. Синтез искусств, который с успехомиспользовался еще в античном мире и был с середины 50-х годов нашего столетия отодвинут на задворки, сегодня снова становится ведущим принципом в деятельности архитекторов и градостроителей. С использованием средствархитектурного дизайна, колористики и визуальной информации значительно обогащены фасады зданий, совсем недавносмотревшихся серыми и неухоженными. Красочные вывески и витрины магазинов, ночная подсветка зданий,формирующих окружающее пространство, световое оформление улиц и площадей, оригинальные фонтаны, ухоженныецветники в корне изменили облик Чебоксар. Большой творческий вклад в это внесли архитекторы С.А.Стройков,Ю.М.Новоселов, Н.А.Рожкова, Р.А.Каримова, Т.С.Малыхина.

Особое место в формировании эстетического облика города занимают произведения монументального искусства —памятники и монументы, живописные и мозаичные композиции на зданиях и сооружениях, садово-парковая скульптура.Творческое содружество архитекторов и художников-монументалистов приносит богатые плоды. Хорошим примероммогут служить монументально-декоративные компо-зиции и витраж, выполненные А.И.Ивановым на фасаде и винтерьерах музея В.И.Чапаева в 1974 году (архитектор М.Т.Суслов), скульптура "Муза" В.П.Нагорнова значительнообогатила фасад здания Художественного музея, решенного В.Д.Шатиловым в стиле конструктивизма.     

Монументально-декоративное оформление особенно необходимо там, где невозможно решить эстетические задачичисто архитектурными приемами. При проектировании одного из микрорайонов в новоюжном районе Чебоксарархитектору А.К.Куладжи не удалось избежать выхода трех 9-этажных жилых домов глухими торцами на проспектТракторостроителей. Тогда он предложил оформить их монументальными панно из цветного бетона. Предложение было претворено в жизнь художником Н.С.Ведерниковым (триптих "Весна", "Лето", "Осень", 1981 г.), и это стало уникальнымявлением в крупнопанельном домостроении. Творческий союз архитекторов и художников А.Б.Орешникова иА.К.Брындина выполнил памятный знак космонавту А.Г.Николаеву, Б.М.Шимарева и А.К.Брындина — памятникИ.С.Семенову в Новочебоксарске, В.И.Плеханова и С.Н.Кадикина — художественно-монументальное оформлениеродины К.В.Иванова и Я.Г.Ухсая села Слакбаш Республики Башкортостан.

Большая потеря для архитектуры Чебоксар — утрата его исторической части, которая снесена в связи с подготовкойзоны затопления ГЭС. Можно ли было ее сохранить — трудно сказать, ведь история Чебоксарской гидроэлектростанцииуходит своими корнями еще в начало 30-х годов. Возможно, и были какие-то экономические сравнения, на основе которыхпринималось решение о сносе, как наиболее дешевом варианте, но уверенно можно сказать, что мнением архитектороввряд ли кто-нибудь тогда интересовался.

Сейчас историческая часть ожила вновь и стала достопримечательностью Чебоксар. Пустырь, оставшийся после сносадомов и десятилетиями портивший облик города, превращен в прекрасное водное зеркало, в котором отражаютсязолотые купола возрожденных храмов. Большой творческий вклад в решение архитектурно-градостроительных задачсоздания второй очереди Чебоксарского залива внесли архитекторы С.П.Лукиянов, Ю.М.Новоселов, В.В.Цыпленков. Работапо возрождению исторической части города Чебоксары, возглавленная Президентом Чувашской РеспубликиН.В.Федоровым, удостоена Государственной премии Российской Федерации. На берегу Чебоксарского залива возведен архитектурно-монументальный ансамбль - скульптура Матери (авторы В.П.Нагорнов А.Б.Орешников, В.Н.Филатов, Ю.М.Новоселов)

Большую роль в становлении и развитии архитектуры в нашей стране сыграло создание в 1932 году творческогообъединения — Союза советских архитекторов, переименованного позже в Союз архитекторов СССР, далее в Союз архитекторов России, который заменил препиравшиеся между собой мелкие творческие группировки. Первым чувашскимархитектором, ставшим членом этого Союза, был Феофан Сергеевич Сергеев (1937 год). Впоследствии, в 1960 году, онстал одним из основоположников Чебоксарской группы Союза архитекторов СССР. В 2010 году Союзу архитекторов Чувашии исполняется 50 летие.

С первых же дней своего существования Чебоксарская группа Союза архитекторов стала проявлять большую активностьв пропаганде архитектуры и вовлечении в Союз новых членов. В 1961 году были приняты архитекторы Андрей ВасильевичИванов и Владимир Иванович Кольяков, в 1962 году — Анатолий Петрович Корольков и Алексей Иванович Якушев, в 1963году — Эдуард Викторович Бейнарович и Аполлон Кузьмич Кузьмин. Рост численности архитекторов вскоре позволилпреобразовать эту группу в Чувашское отделение Союза архитекторов СССР, имеющее равные права с аналогичнымиорганизациями, созданными в крупных городах. Таким образом, в 1968 году чувашские архитекторы встали на одну ступень сархитекторами всей страны.

В 1987 году Верховным Советом Чувашской АССР было учреждено почетное звание «Заслуженный архитектор ЧувашскойАССР». Первыми этого звания удостоились архитекторы Николай Семенович Краснов и Борис Михайлович Шимарев.

Творческое объединение чувашских архитекторов с 1993 года называется Союзом архитекторов Чувашии и входитв состав Союза архитекторов России — правопреемника Союза архитекторов СССР в качестве его территориальнойорганизации. На сегодняшний день членами Союза являются 52 наиболее квалифицированных и талантливых чувашскихархитектора, среди которых Заслуженные архитек-торы Российской Федерации М.Т.Суслов и В.Н.Филатов, Заслуженныеархитекторы Чувашской Республики Т.В.Ижанова, В.П.Красиков, Н.Г.Емельянов, Н.С.Краснов, С.П.Лукиянов,Ю.М.Новоселов, Р.К.Рахимов, Б.М.Шимарев, Заслуженный строитель Чувашской АССР Н.С.Мнацаканова.

 

 

 
Информационная и техническая поддержка:
(8352) 64-22-05 

Принимаются вопросы, предложения и замечания:
construc2@cap.ru

 

 

   

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика