Межкультурные браки и модели семейных отношений
На уровне архетипов семейная жизнь граждан России, Польши, Италии, Англии, Франции или Америки опирается на специфические культурные модели, которые отражены в религиозных традициях этих стран. Закрепленные в религии
и культуре модели семьи передаются исторически из поколения в поколение. Сегодня особенный интерес вызывает не только устройство семейной жизни, например, в России, но и соотношение разных моделей семьи, их сходство и различия. Потому что среди современных семей много сложных, смешанных, межкультурных.
Модели семейных отношений
Модели семьи сформировались давно, и все без исключения подверглись модернизации. Они отличаются по характеру распределения власти и ответственности между взрослыми членами семьи, а также по месту ребенка в семье. Модель нормальной семьи, как указала знаменитый этнограф детства Маргарет Мид, предполагает, что основная ответственность за семью лежит на отце как физически более сильном и социально принимаемом. Это не значит, что с женщины снимается всякая ответственность, но она пропорционально меньше. Власть и ответственность распределены между супругами в соответствии с их возможностями по воспитанию детей. И хотя указание на единую норму может вызвать возражение, безусловно, модель, в которой мужчина вытеснен из
семейного круга, как это произошло в отечественной традиции, аномальна.
Межкультурные браки - это столкновение разных моделей поведения. Как следствие возникает проблема личностной самоидентификации людей с разными установками и представлениями о семейной жизни. Межкультурные браки внутри
СНГ имеют свою специфику. Мы были единым народом и осознавали себя в этих категориях, и сейчас нас объединяет общее прошлое и схожие идеалы. В какой-то мере и семейная жизнь в СССР была унифицирована. После распада Союза национальные проблемы обострились, а религиозно-культурные модели семьи стали более актуальными.
Каждая культурно-религиозная модель семьи имеет свои особенности,
хотя, безусловно, все они трансформируются под влиянием различных
социально-экономических процессов, в том числе миграционных.
Под западными моделями скрываются католическая и протестантская модели
семейных отношений. Католическая Европа очень четко отличается от
протестантской Америки. Европа не любит, когда ее смешивают с Америкой, и Америка строго отделяет себя от Европы, признавая за ней право на истинную, старую цивилизацию.
В основании католической модели семьи лежит принцип гармонии, сбалансированности, пришедший из античности и воспетый в эпоху Возрождения. Чтобы позировать обнаженным и созерцать обнаженное тело без смущения, нужно быть внутренне свободным и внешне защищенным. Католическая семья наиболее близка к нормальной семье. Положение женщины в католической семье
подчиненное, но у нее есть право голоса, к ее мнению следует прислушиваться и обсуждать с ней все вопросы. Но за всю семью отвечает отец. Например, французские отцы очень заботливы, они принимают участие во всех домашних делах, и именно они решают, куда пойдут учиться дети.
Протестантская модель выросла на почве идей равенства и индивидуальных достижений. Женщина и мужчина в ней занимают одинаковое положение, фактически они взаимозаменяемы. Модель семьи, основанная на паритетных отношениях, нестабильна по определению. Положение женщины в США настолько высоко, что презрительное или брутальное отношение к ней в семье просто
невозможно. Развод не табуирован, как это бывает у нас, когда женщины говорят: "Развелась бы, да страшно, убьет ведь!" - или: "Хочу уйти, но боюсь, что он покончит с собой". Само по себе сохранение семьи или развод для американцев не выглядит особой заслугой. Уровень разводов в Америке около пятидесяти процентов.
В мусульманской семье, как известно, женщина очень ценится и
оберегается, но как утешение, "приз", услада. Ценность женщины здесь
понимается почти буквально, то есть в материальном, денежном эквиваленте. Женщина должна быть привязана к семье, всегда хорошо одеваться и щедро одариваться. Подарки возведены в разряд ритуала. Все решения в мусульманской семье принимает мужчина. Круг интересов женщины узок: дети, красивая одежда, украшения, еда. Мусульманские женщины, которые приезжают сюда, как правило, не демонстрируют своего подчиненного положения. Многие из них образованы, поэтому традиционной модели уже не получается. Тем не менее, когда они создают семьи внутри диаспоры, доминирование мужчины очевидно. Стабилизирующим фактором в мусульманской семье является авторитет родителей. Женщина, чувствующая психологический дискомфорт, идет за советом к старшим членам семьи и находит у них поддержку и утешение. Еще один уникальный принцип мусульманской модели семьи - заменяемость женщины (система гаремов).
Своя семейная модель предлагается иудаизмом. В традиционных еврейских семьях невероятно высок авторитет мамы. Многое зависит от того, какой ребенок рождается - мальчик или девочка. В любой архаической модели рождение мальчика приветствуется больше, чем девочки. Поведение матери напрямую зависит от пола ребенка. Оно негативное и репрессивное по отношению к девочкам, по отношению к мальчикам - поддерживающее, поощряющее. Еврейские мамы никогда не оставляют детей в покое и постоянно воспитывают: следят за осанкой, манерой поведения, речью ребенка. Дети, вырастающие в этих семьях, всегда вежливы и очень приятны в общении, однако, с точки зрения психолога, таким отношением легко подавить в ребенке творческое начало, которое предполагает определенный детский произвол.
В православной модели семьи дети, напротив, полностью предоставлены
сами себе. Если белые дети играют на улицах Парижа без взрослых, можно почти безошибочно утверждать, что это русские. В типичной французской системе воспитания дети - самые опекаемые члены семьи, до 16 лет они находятся под строгим присмотром родителей, которые обязаны их чем-то занимать, устраивать досуг. В российской культуре существует иная дисциплинарная система - система образцов для подражания. Всегда ставятся в пример "передовики", на которых необходимо равняться, чтобы достичь успеха. Вопрос, каким образом можно достичь желаемых результатов, как правило, даже не поднимается.
Православная модель рассчитана на очень устойчивый и очень сильный характер. Основная роль мужчины в православной модели - инициировать семью, семейная поденщина его не интересует. Мужчина обладает невероятной властью и авторитетом, но всю свою ответственность он делегирует жене. В российской семье потерялась фигура отца, женщина же перегружена ответственностью. При этом отношения в типичной российской семье нередко напоминают схватку,
которую выигрывает психологически или физически сильнейший. Никакие договоренности здесь не действуют, все решается через битие горшков. Православная модель дисгармонична, такие реализации подходят лишь для исключительно выносливых и психологически сильных людей, способных внутренне сохраниться при любых внешних невзгодах. Однако тиражировать эту модель как норму, вероятно, не стоит. Это ненормально - жить униженным и оскорбленным. Православная модель деформировалась и имеет еще одну культурную версию в результате того, что в войнах и военных конфликтах мы физически теряли огромные мужские популяции. Появилась семья "без отца". И следующему поколению мальчиков пришлось занимать уже "детское место". Не зря говорят об инфантилизме наших мужчин.
Есть еще одна категория, по которой различаются западные модели семьи. Это время. Пожалуй, православная рефлексия тяготеет к прошлому. Все, что было, имеет невероятную ценность. Смерть оказывается идеалом как вечное прошлое. Католическая модель - это интерес к настоящему. Вот почему она легко подвержена модернизациям, и адаптируется под текущую жизнь. Протестантизм - это ожидание счастья и радости в будущем, возможно, в самом ближайшем. Вечно улыбающиеся и оптимистично настроенные американцы нас раздражают именно нежеланием замечать трагическое прошлое или невыразительное настоящее. Одни уходят в бездеятельную рефлексию, другие стараются принять и упорядочить жизнь вокруг, а третьи пытаются строить совместное будущее, быстро договариваясь о предпринимаемых группой
действиях.
Иногда люди могут осознавать разницу в культурных моделях как
абсолютное благо. Например, теоретически российско-американские браки очень удачны. Американский мужчина, переходя из модели равноправного партнерства в модель православной семьи, повышает свою относительную значимость. Ему делегируется больше власти и уважения, он, безусловно, выигрывает, повышается в социальном и психологическом статусе. Русская женщина, выходя из модели православной, снимает с себя непосильный груз ответственности и получает шанс на нормальную жизнь в семье с понятным для нее кругом забот - дети, кухня, дом, но с большим снисхождением, вниманием и поддержкой со стороны мужа. Отношения в семье для обоих оказываются более гармонизированными и "заточенными" под их собственную психофизическую конституцию. Эти браки оказываются очень долгосрочными, так как все роли распределены, и механизм работает, хотя семья смешанная. В такой семье каждый из супругов идет на уступки и безупречно играет свою роль.
На Украине модель семьи исторически находилась под влиянием
протестантской и католической этики. Удивительно, но при крайне низком уровне жизни в этой стране уровень разводов там меньше, чем в России.
К самым комплиментарным бракам относятся украинско-еврейские. Может быть, это связано даже не с хорошей сочетаемостью самих моделей, а со специфическим способом улаживания конфликтов, при котором огромную роль играет юмор. Когда конфликты обыгрываются, их напряженность и значение не так высоки.
Одно из абсолютно новых явлений сегодня - это русско-китайские браки. В Приморье их уже десятки тысяч. Китайские мужчины очень много работают, не пьют, приносят домой деньги и по контрасту обладают преимуществами перед русскими женихам. Русские женщины довольны. Несомненно, число таких браков будет расти.
Кто прав?
Разница в моделях и установках в межкультурных браках обнаруживается всегда, и рано или поздно на этой почве возникают конфликты. Одни видят в супруге прежде всего индивидуальность, и это вызывает у них искреннее уважение и интерес, порой - желание заимствовать. Другие находят в культурных различиях повод для постоянного раздражения, депрессии и отчуждения. Это связано с жесткой "конституцией" людей, неготовностью идти на уступки, недостаточной уверенностью в себе.
В любом семейном конфликте, доходящем до суда, возникают права одной и другой стороны. В правовом поле все равны. Однако в разрешении таких конфликтов должен участвовать кросскультурный психолог, который учитывает разницу в мотивах. "Все сербы такие!", "У мусульман всегда так!" - нападки супругов друг на друга становятся крайне оскорбительными. Задача психолога в этом случае - объяснить, что у каждой из сторон есть своя норма, и с точки зрения этой нормы супруги ведут себя безукоризненно.
Кто я?
Социализация детей - основная задача семьи. Люди могут не задумываться
о своих культурных различиях, но непременно начинают чувствовать разницу в
культурных моделях членов семьи, воспитывая детей. Кто и как должен
воспитывать ребенка? Как должны распределяться роли, и какие взаимоотношения с родителями можно считать нормальными?
Разница в культурах может быть детям во благо, а может поставить их в невыносимую ситуацию. Вопрос идентичности периодически возникает у ребенка враннем детстве, но особенно остро он встает в подростковом возрасте. Чащевсего на то, как ребенок себя осознает в межкультурной семье, влияют егоотношения с родителями. Обычно первое серьезное обсуждение начинается, когдавстает вопрос об образовании ребенка. В одной русско-грузинской семье небыло конфликтов до тех пор, пока не настала пора отдавать детей в школу. Мужзахотел, чтобы они учились только в грузинской школе и получали образование только на грузинском языке, благо в Москве сегодня много школ с этнокультурным компонентом. Жена же оказалась не готова к такой постановке вопроса. Но это еще не самый худший вариант. Был случай, когда муж-выходец из Ирака требовал от русской жены, чтобы ребенок получал школьное образование на "настоящей" родине - в Ираке. Цена такого решения сегодня очевидна. Еще пример: одному канадскому папе показалось недостаточно, что ребенок говорит на прекрасном английском языке, и он потребовал, чтобы
ребенок уехал в Канаду, хотя там, как утверждают специалисты, образование уступает российскому. По сути, всё это - примеры борьбы родителей за свой авторитет и доминантную роль в семье. Однако последствия такой борьбы слишком серьезны, потому что заложниками взрослых конфликтов неизбежно оказываются дети.
Миграция и семейная политика
Россия стала страной, принимающей многонациональные миграционные потоки. Реестр актуальных для России моделей семьи значительно расширился.
После насыщения материальных дефицитов, люди начинают все больше чувствовать недостатки своей частной жизни. Однако, как будет развиваться частная жизнь россиян, зависит во многом не от частного выбора гражданина, а от реальной семейной политики, которую будет проводить государство.
Нормальная семейная политика предполагает, что семьи поддерживаются с рождением каждого ребенка, на выгодных условиях получают кредиты и жилье. О нашей системе поддержки семьи говорить всерьез пока не приходится. Отсутствие реальной семейной политики - основная причина и запредельного количества разводов в РФ, и возросшей женской эмиграции, и беспризорности.
Большинство людей (и не только в России) не в состоянии решать вопросы частной жизни самостоятельно. Они будут имитировать тот образ жизни, который им предлагается в СМИ или поощряется государством. Пока на нашем телевидении доминируют семейные шоу, цель которых, кажется, возбудить уставших после
работы граждан, чтобы те, не раздумывая, улучшали демографическую ситуацию в стране. Постперестроечные реформы еще не затронули такую важнейшую ценность как семья.
Ольга Маховская, кандидат психологических наук, старший научный
сотрудник Института психологии РАН, исполнительный директор программы
социальной и психологической поддержки российских мигрантов, автор книги
"Соблазн эмиграции, или Женщинам, отлетающим в Париж" (Москва, Per Se, 2003)
Автор: Ольга Маховская
17.4.2003