Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Интеграция – важная составляющая часть учебного процесса. Трофимова Людмила Алексеевна, учитель математики МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Чебоксары

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф. И. О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Трофимова Людмила Алексеевна

МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов»

428009 ЧР г. Чебоксары

ул. Лебедева, д. 13

Учитель математики

23 года

 

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Интеграция – важная составляющая часть учебного процесса

Источник изменений ( противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

   Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методически плохо согласуются между собой, ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.

   Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

   В связи с таким характером перспектив развития современного образования возникают проблемы соотношения предметоцентризма и интеграции. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

   Ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадии реализации межпредметных связей, допускавшей независимое, как бы параллельное существование предметов, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей.

   В указанных условиях для становления обучающегося как культурной личности необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных педагогических технологий, которые открывают ему путь к достижению одной из главных целей образования – гармоническому развитию личности.

Идея изменений ( в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

    Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и медпредметный. Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знания из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала. Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса. На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты:

·                                                                             Рождение абсолютно новых предметов (курсов);

·                                                                             Рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;

·                                                                             Рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;

·                                                                             Разовые интегрированные уроки разного уровня и характера.

  Большинство интегрированных уроков включают в себя элементы проблемного обучения, таким образом, активизируется познавательная деятельность учащихся. Считается, что проблемный характер обучения формирует у ученика противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.

   Изменение содержания современного образования требует овладения будущими выпускниками информационной культурой, одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности и включающей личностные качества человека и его информационной компетентности.

  Поиск путей и способов построения занятий по математике, ориентированное на системное использование современных информационных технологий в процессе обучения математике, призваны помочь ученикам понять и оценить возможности информационных технологий для более полного развития их личности, увидеть пути интеграции информационных технологий и математики.

   В настоящее время главным элементом в интегрированном обучении является компьютер, который выступает как 1) средство обучения; 2) объект изучения; 3) инструмент исследования. Кроме того, компьютер позволяет максимально реализовать творческие способности учащихся.

Концепция изменений ( способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

   Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Все это стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной реальности. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения.

    Проводя подобные уроки, я убедилась, что творчество учащихся активизируется даже в период подготовки урока. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы.

   Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Отличие интегрированного урока от обычного, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нем изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Учителям необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга, интегрированный урок не получится.

   Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большей степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.

    В ходе обучения школьники самостоятельно создают большое количество компьютерных программ, связанных с моделированием каких-либо реальных процессов при синтезированном изучении относящихся к данным процессам проблем. В ходе инновации возникают препятствия - ограниченное количество специальных программ и методических разработок для изучения математики в старшем звене с помощью ПК.

Условия реализации изменений

( включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

     Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует необходимость повышать эффективность учебной деятельности школьников. Важно продумать такие способы ее организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность учащихся. В основе творческой познавательной деятельности лежит процесс преобразования усвоенных знаний, оперирование умениями в новой ситуации, поиск ответа на поставленную проблему. Самый высокий уровень творчества учащихся достигается тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути ее решения.

     В связи с этим педагог должен владеть методами проблемного обучения, быть квалифицированным консультантом для учащихся. Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися. Очень важен учет возрастных психологических особенностей детей.

Например, характерными особенностями учеников среднего школьного возраста наряду с повышением уровня самостоятельности в поиске и усвоения знаний являются неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом, специфическая избирательность внимания. Интересные уроки увлекают подростков, и они могут достаточно долго сосредоточиваться на одном материале и явлении. Поэтому оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

Особенностью старшеклассников является стремление проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязь и взаимозависимости. При этом учащиеся стараются выработать свою точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. 

     Учитель должен в полной мере владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определенной теме. Он должен хорошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция, уметь создавать для себя единую картину мира. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом. Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремленности учителя к поиску более совершенных приемов обучения.

Результат изменений

       Продуктивный результат  подбор и разработка дидактического материала для осуществления интегрированного подхода в обучении математике, разработка блоков учебных занятий по определенным темам, внедрение в практику преподавания математики разработанную систему заданий с учетом интегрированного подхода.

5 класс: «Доли. Дроби», «Столбчатые диаграммы о вреде курения» (здоровьесберегающие технологии и ИКТ).

6 класс: «Воды Мирового океана», «Масштаб», «Система координат и Физическая карта мира» (география). 

7 класс: «Относительность движения» (физика), «Знакомьтесь, растворы» (химия).  

8 класс: «Массовая доля растворенного вещества» (химия), «Кривые растворимости солей» (химия и информатика).

9 класс: «Математические модели в химических задачах», блок из двух уроков – «Графический метод решения химических задач» и «Математические графики и их применение в химии» (химия и ИКТ).

10 класс: «Физический смысл производной» (физика), «Решение задач на смеси и сплавы с применением «Правила Креста» (химия).

11 класс: «Десятичные логарифмы в химии» (химия), «Физический смысл интеграла» (физика).

       Субъективный результат – проведены исследования по осмыслению передового опыта учителей различных образовательных учреждений г. Чебоксары (руковожу работой творческой лабораторией «Интегрированный подход к обучению математике» Ассоциации учителей) и ресурсов системы Интернет; обобщение собственной практической деятельности по теме инновации; анализ результатов и эффективности педагогической инновации.

       Ожидаемый качественный результат – повышение качества образования и мотивации обучающихся к учебной деятельности на уроках математики, а также уровня развития творческих и исследовательских умений.

      Интегрированные уроки, проведенные мною в рамках Республиканского фестиваля методических идей учителей физики, математики и информатики, получили достойную оценку:

1)                                                                          Диплом лауреата X Республиканского фестиваля за интегрированный урок «Решение задач на смеси и сплавы с применением «Правила Креста» 1999 г.

2)                                                                          Диплом в номинации «Изящный урок» XI Республиканского фестиваля за интегрированный урок «Математические модели в химических задачах» 2000 г.

3)                                                                          Диплом лауреата XII Республиканского фестиваля за интегрированный урок «Физический смысл производной» 2001 г.

4)                                                                          Диплом Победителя XIII Республиканского фестиваля за интегрированный урок «Массовая доля растворенного вещества» 2002 г.

5)                                                                          Диплом в номинации «Мастер-класс» XIV Республиканского фестиваля за интегрированный урок «Математические графики и их применение в химии» 2003 г.

6)                                                                          Диплом Победителя XVIII Республиканского фестиваля за интегрированный урок «Графический метод решения химических задач» 2007 г.

7)                                                                          Почетный диплом Всероссийского Смотра педагогического мастерства «Открытый урок -2006/2007» за интегрированный урок.

8)                                                                          Диплом Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок-2007/2008» за интегрированный урок.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

      

Технология педагогического труда.«Правило креста» на уроках математики и химии. (из опыта интеграции)

Халах шкуле.

Народная школа №4-5

1999 г.

Интегрированный урок математики и химии. 9 класс. «Математические графики и их применение в химии».

Авторское мультимедийное пособие на 1 CD, зарегистрированное в ФГУ «Информрегистр» участника «Смотра педагогического мастерства. Открытый урок – 2006/2007».

2006/2007 уч. г.

Интерактивная геометрия и позиционные построения.

Математика. Образование: Материалы XV международной конференции.

2007 г.

Интегрированный урок (математика + химия) по теме «Графический метод решения химических задач»

Сайт Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов Фестиваля.

2007/2008 уч. г.

«Решение задач на смеси и сплавы, применяя «Правило креста», «Математические модели в химических задачах», «Графический метод решения химических задач», «Математические графики и их применение в химии».

Сборник интегрированных уроков (выпущенный по инициативе учителей химии).

2008 г.

     

III. Описание инновационного опыта учителя

     Обучение математике в школе должно быть нацелено на глубокое осмысление и понимание школьниками ключевых основ математики, на формирование у них навыков и опыта творческой деятельности. На первых этапах обучения предметам естественного цикла преобладает репродуктивный характер познавательной деятельности учащихся. По мере овладения понятиями, создания необходимой базы знаний для их дальнейшего использования, вооружения школьников учебными умениями возрастают возможности для включения их в творческую деятельность. Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются, на мой взгляд, интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук. Специфика таких уроков состоит в том, что чаще всего они проводятся учителями двух или нескольких предметов. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.

    Дидактический анализ различных интегрированных уроков, сделанный мною, позволяет определить структуру интегрированных уроков: 1) вступление, в котором ставится цель, задача урока, актуализируются опорные знания; 2) основная часть, где раскрывается содержание учебного материала с помощью каких-либо образовательных технологий; 3) заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся, определение домашнего задания. Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных технологий обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, уровнем педагогического мастерства и личностными качествами учителя.   Интегрированные уроки открывают большую возможность для реализации творчества учителя, для применения какой-либо инновационной технологии, для получения удовлетворения от своей работы.

    Для творческой учебной деятельности учащимся необходимо овладеть рядом сложных умений: анализировать исходную ситуацию, выделять проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы. Умение самостоятельно обнаружить проблему позволяет глубже проникать в сущность явлений. Перечисленные умения необходимо последовательно развивать, широкие возможности для этого предоставляют интегрированные уроки. Поскольку на интегрированных уроках часто используется групповая форма работы, ученики приобретают навыки конструктивного общения, стремятся проявить индивидуальные способности. Каждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения. Ученик–руководитель группы приобретает и развивает навыки организатора деятельности коллектива. В классе развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи.

    По-моему мнению, для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия: 1) правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока; 2) высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока; 3) включение самообразования учащихся в учебный процесс; 4) использование различных образовательных технологий, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока; 5) продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы; 6) обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся. Интегрированное обучение способствует развитию научного стиля мышления, дает возможность широкого применения естественнонаучного метода познания, формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики, химии, обобщенные умения и навыки. В результате многолетней работы я пришла к выводу: очень результативными являются обобщающие интегрированные уроки. Такие уроки могут проводиться в разных формах, с использованием проектных, интерактивных, информационных технологий и технологии проблемного обучения.

  Стремление к эффективному обучению учащихся на уроках математики обусловлено тем, что в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

 

Ф. И. О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика