Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Приобщение учащихся на уроках русской литературы к гуманистическим ценностям чувашской национальной литературы – необходимое условие формирования духовно-развитой личности, обладающей национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
В процессе изучения предмета «Литература» достигаются следующие
личностные результаты освоения данного учебного предмета:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному отечеству, малой родине, уважительное отношение к русской, культурам других народов, в числе которых культура родного чувашского народа.
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (русско-чувашский словарь, толковый словарь чувашского языка, энциклопедии, интернет - ресурсы и др.)
Метапредметные результаты изучения предмета Литература» в основной школе проявляются в
- умении понимать проблему с позиций национально-региональной составляющей в преподавании предмета, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, используя знания из чувашской национальной культуры и литературы, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- в понимании ключевых проблем изученных произведений русского и чувашского фольклоров, фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XIX – XXвв., литературы чувашского и других народов России, зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений русских авторов с произведениями чувашских авторов, с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературные произведения русских и чувашских авторов; определять их принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять в них национально - и культурно-обусловленные различия;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их духовно-нравственными ценностями чувашского народа;
- формирование собственного отношения к произведениям русской и чувашской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведение русских и чувашских авторов разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написать изложение и сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства с позиций национально-региональной составляющей
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений на основе национально-региональной составляющей в преподавании предмета.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант №1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч., в том числе в 5 классе – 105 ч. В 6 классе - 105 ч. В 7 классе - 70 ч. В 8 классе -70 ч. В 9 классе -105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч. (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами учебных программ.
Литературное образование осуществляется на биокультурной основе. Это вносит специфику в изучение предмета: с одной стороны, часть историко - и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, с другой – возникает необходимость представить в стандарте элементы сопоставления русской и родной литературы.
Сведения по теории и истории литературы с опорой на знания
В образовательных учреждениях данные в стандарте теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на национально-региональную составляющую в преподавании предмета, на знания, полученные при освоении родной литературы.
Дополнительными понятиями для учащихся являются:
- взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур;
- общее и национально-специфическое в литературе.
Объекты образовательных экскурсий
Важными объектами литературной образовательной среды с использованием национально-региональной составляющей являются литературные и литературно-мемориальные музеи Чувашской Республики. Посещение школьниками мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся чувашских писателей, становится заметным фактом их личной биографии, сближает с писателями, обеспечивает личностно переживаемое чувство узнавания при чтении материалов о жизни и творчестве писателей, об истории создания произведений классиков русской литературы и литераторов-земляков.
Объектами образовательных экскурсий при изучении школьного курса литературы могут стать музеи писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения, литературные экспозиции местных краеведческих музеев, республиканские, городские художественные музеи.
Материал подготовлен доцентом кафедры русского языка и литературы В. Н. Никифоровой, кандидатом педагогических наук.