Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО по предмету «Русская литература» (Национально-региональная составляющая в преподавании предмета)

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

Приобщение учащихся на уроках русской литературы к гуманистическим ценностям чувашской национальной литературы – необходимое условие формирования духовно-развитой личности, обладающей национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

В процессе изучения предмета «Литература» достигаются следующие

личностные результаты освоения данного учебного предмета:

  •         совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному отечеству, малой родине, уважительное отношение к русской, культурам других народов, в числе которых культура родного чувашского народа.
  •         использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (русско-чувашский словарь, толковый словарь чувашского языка, энциклопедии, интернет - ресурсы и др.)

Метапредметные результаты изучения предмета Литература» в основной школе проявляются в

  •         умении понимать проблему с позиций национально-региональной составляющей  в преподавании предмета, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы   для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
  •         умении самостоятельно организовывать собственную деятельность,  используя знания из чувашской национальной культуры и литературы, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  •         умении   работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1)    в познавательной сфере:

  •            в понимании ключевых проблем изученных произведений русского и чувашского фольклоров, фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XIX – XXвв., литературы чувашского и других народов России, зарубежной литературы;
  •          понимание связи литературных произведений русских авторов с произведениями чувашских авторов, с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  •          умение анализировать литературные произведения русских и чувашских авторов; определять их принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  •          определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  •         сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять в них национально - и культурно-обусловленные различия;
  •         владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 

2)    в ценностно-ориентационной сфере:

  •         приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их духовно-нравственными ценностями чувашского народа;
  •         формирование собственного отношения к произведениям русской и чувашской литературы, их оценка;
  •         собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  •         понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 

3)    в коммуникативной сфере:

  •         восприятие на слух литературных произведение русских и чувашских авторов разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  •         умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  •         написать изложение и сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 

4)    в эстетической сфере:

 

  •         понимание образной природы литературы как явления словесного искусства с позиций национально-региональной составляющей
  •         эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  •         понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений на основе национально-региональной составляющей в преподавании предмета.

 

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант №1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч., в том числе в 5 классе – 105 ч. В 6 классе - 105 ч.  В 7 классе - 70 ч. В 8 классе -70 ч. В 9 классе -105 ч.

Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч. (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами учебных программ.

Литературное образование осуществляется на биокультурной основе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Это вносит специфику в изучение предмета: с одной стороны, часть историко - и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, с другой – возникает необходимость представить в стандарте элементы сопоставления русской и родной литературы.

 

Сведения по теории и истории литературы с опорой на знания

В образовательных учреждениях данные в стандарте теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на национально-региональную составляющую в преподавании предмета, на знания, полученные при освоении родной литературы.

Дополнительными понятиями для учащихся являются:

  •         взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур;
  •         общее и национально-специфическое в литературе.

 

Объекты образовательных экскурсий

Важными объектами литературной образовательной среды с использованием национально-региональной составляющей являются литературные и литературно-мемориальные музеи Чувашской Республики. Посещение школьниками мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся чувашских писателей, становится заметным фактом их личной биографии, сближает с писателями, обеспечивает личностно переживаемое чувство узнавания при чтении материалов о жизни и творчестве писателей, об истории создания произведений классиков русской литературы и литераторов-земляков.

Объектами образовательных экскурсий при изучении школьного курса литературы могут стать музеи писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения, литературные экспозиции местных краеведческих музеев, республиканские, городские художественные музеи.

 

Материал подготовлен доцентом кафедры русского языка и литературы В. Н. Никифоровой, кандидатом педагогических наук.

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика