Требования к планируемым результатам освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» с учетом национально-регионального компонента
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
● чувство гордости за чувашскую культуру и искусство, своего народа;
● уважительное отношение к культуре и искусству других народов, проживающих на территории Чувашской Республики;
● понимание роли культуры и искусства в жизни чувашского народа
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
● освоение способов поиска информации материалов о чувашской культуре
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
● сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни чувашского народа;
● сформированность основ художественной культуры на материале художественной культуры Чувашии;
● овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства чувашских мастеров;
● способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько произведений выдающихся чувашских художников;
● умение обсуждать и анализировать произведения искусства выдающихся чувашских мастеров, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
● усвоение названий основных художественных музеев Чувашской Республики;
● умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и др.;
● умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы Чувашии;
● изображение в творческих работах особенностей художественной культуры народов, проживающих на территории Чувашской Республики, передача особенностей народных традиций;
● способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту зданий, домов, улиц, сохранивших на территории Чувашии исторический облик.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в основной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты:
● чувство гордости за чувашскую культуру и искусство, своего народа;
● уважительное отношение к культуре и искусству других народов, проживающих на территории Чувашской Республики;
● усвоение традиционных ценностей чувашского народа;
● развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия чувашского народа;
● понимание роли культуры и искусства в жизни чувашского народа
Метапредметные результаты:
● освоение способов поиска информации материалов о чувашской культуре;
● смысловое чтение материалов по чувашской культуре
Предметные результаты:
● знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов чувашей (древо жизни, небосвод, солнце и др.);
● знать несколько народных художественных промыслов чувашей;
● различать по стилистическим особенностям декоративное искусство чувашей;
● выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции чувашского народного искусства на основе ритмического повтора геометрических элементов;
● называть имена выдающихся чувашских художников;
● понимать особенности творчества выдающихся чувашских художников;
● знать жанровые виды тематической картины в изобразительном искусстве чувашей (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
● называть наиболее значимые произведения на исторические и мифологические темы чувашских художников;
● получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала в Чувашии, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
● конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме) в масштабах Чувашской Республики, муниципалитета, улицы;
- знать отличительные особенности чувашского костюма верхних, средненизовых и низовых чувашей;
● быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения Чувашии
Составители: Смирнова Наталья Борисовна, д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева»; Кириллова Марина Леонидовна, зав. кафедрой технологического образования и искусства БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии