Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Методические рекомендации по организации в старших классах общеобразовательных учреждений обсуждения выступления Президента РФ на Валдайском форуме

Методические рекомендации

по организации в старших классах общеобразовательных учреждений

обсуждения выступления Президента РФ на Валдайском форуме

 

Цель обсуждения заключается в том, чтобы акцентировать внимание учащихся на ключевых вопросах выступления президента РФ на Валдайском форуме.

В процессе обсуждения выявляются мнения участников, раскрываются сильные и слабые стороны идей, заложенных в выступлении, формулируются, конкретизируются, уточняются разные точные зрения, рождаются новые идеи, подходы и методы работы. При этом в процессе диалога с учениками педагог выясняет позицию, интересы участников дискуссии, получает новую информацию о мировоззрении каждого ученика. Однако нельзя навязывать участникам мероприятия свою позицию, излагать ее следует мягко. Полемика может и должна проходить в деловой, конструктивной и доброжелательной обстановке. Право выступить в рамках обсуждения должен иметь каждый его участник.

Большое значение для достижения цели имеет правильная и четкая организация самого мероприятия по обсуждению выступления Президента.

 

Подготовительный этап обсуждения

А) Объявить дату проведения мероприятия (обсуждения), указать конкретное время, место и категорию учащихся, которая будет участвовать в обсуждении выступления.

Б) Объявить тему выступления, которую планируется обсудить, за одну-две недели до проведения мероприятия, указать источник (эл. адрес, публикация) ознакомления с выступлением Президента на Валдайском форуме, чтобы учащиеся могли ознакомиться с содержанием выступления, сделать определенные выводы, подготовить вопросы и предложения к обсуждению.

В) Провести предварительную работу с инициативной группой учащихся, на которую в большей мере делается ставка по организации и проведению мероприятия.

Г) Немаловажным в начале дискуссии является то, кому первому предоставить слово по обсуждаемому вопросу. Если первым будет выступать очень уверенный в своей позиции ученик, то он может задать тон и направленность дискуссии, и после него аргументов уже не будет. Поэтому правильнее будет предоставить первое слово менее категоричному ученику. После него наверняка выступят другие с дополнениями, уточнениями, возражениями, а может быть, и с интересными деловыми предложениями. Осуществляя общее руководство дискуссией, педагог наряду с «добровольцами» должен активизировать и так называемых «молчунов».

Д) Педагогу следует постановкой дополнительных вопросов добиваться, чтобы учащиеся внимательно следили за ходом обсуждения, анализировали выступления участников дискуссии и принципиально оценивали их. К примеру, выступающий допустил ошибку, неточность, путаницу в изложении. Проще и короче было бы самому поправить обучаемого. Однако методически правильнее педагогу обратиться к классу: «А как думает класс по этому вопросу?» Ученики сами поправят своего товарища, внесут соответствующие уточнения в его выступление. Будет правильнее предложить участникам дискуссии дополнить содержание выступления.

Е) Целесообразно обращаться к ученикам и в том случае, когда один из них выступил с интересным, оригинальным суждением, важным предложением. В этом случае педагог активизирует обсуждение вопроса, как бы подчеркивает его значение, заставляет творчески думать всех.

Ж) Немалое значение для развития активности класса имеет правильная формулировка основных и дополнительных вопросов. Рекомендуется ставить вопрос перед всеми обучаемыми, чтобы они думали над его содержанием. При этом вопрос должен быть конкретным и понятным. Это активизирует мыслительную деятельность учеников. Трудно вести обсуждение общих, чрезмерно широких вопросов, но нельзя ставить и такие, которые требуют слишком простого ответа, не побуждают к творческому мышлению.

З) К вопросам учеников следует относиться доброжелательно, т.к. они являются свидетельством их любознательности, стремления выяснить, уточнить некоторые положения, расширить свои познания. Педагогу следует не самому отвечать, а адресовать возникающие вопросы участникам обсуждения: пусть рассуждают, думают, высказывают свою точку зрения.

И) При обсуждении со стороны аудитории могут последовать отдельные реплики. Это тоже вид реагирования учеников на ход обсуждения темы, признак активной работы мысли. Но реплика реплике рознь, отсюда и отношение к ним у педагога должно быть различным. В одном случае реплика – одобрение выступления, в другом – короткое дополнение, в третьем – несогласие. Если первую реплику следует оставить без внимания, то вторую необходимо поощрить, одобрить, третью надо использовать для обмена мнениями, так как она может привести к серьезной дискуссии и существенно повлиять на общий ход занятия.

К) Причины пассивности учащихся в ходе дискуссии могут быть не одинаковыми, поэтому и подход к ним нужен разный. Если ученик отмалчивается из-за скромности, застенчивости характера, то педагог предлагает ему вступить в диалог и еще в ходе подготовки к дискуссии беседует с ним по содержанию предстоящего выступления. Первый удачный диалог такого ученика надо поощрить. Постепенно он преодолеет робость, обретет уверенность в своих силах. Если причиной пассивности является безответственное отношение ученика к проводимому мероприятию, педагогу необходимо подвергнуть его поведение критике. Однако применение этого приема должно быть в разумных пределах.

Л) При организации пространства обсуждения психологи рекомендуют избегать слишком просторных комнат. Если в зале на 100 человек присутствует всего 20, у аудитории создается ощущение оторванности друг от друга. Если же, как часто бывает, кто-то из учеников сядет в задних рядах, вам будет сложно поддерживать с ним контакт. Зал должен заполняться как минимум на 50 %. Если вы выбираете между залом, который чуть маловат, и тем, который слишком велик, выбирайте меньший. С другой стороны, если комната для выступлений достаточно мала, есть вероятность того, что возникнут некоторые проблемные моменты, например, вам потребуется искать дополнительные стулья.

 

Условия успешного проведения обсуждения

1.  Для развертывания дискуссии необходимо, чтобы в начале мероприятия отдельными учениками было сделано сообщение о том, какие наиболее актуальные вопросы были затронуты Президентом РВ в рамках выступления на Валдайском форуме.

2.  Во время обсуждения следует применять диалог, а не монолог учителя или специально подготовленного ученика. При этом следует знать, что дискуссия возможна только в непринужденной обстановке, когда обучаемые уверены, что неточное или ошибочное суждение в их выступлении будет поправлено спокойно, без грубости, окрика, унижения. Учителю следует стремиться создать на мероприятии обстановку, располагающую к откровенному разговору. Его не должно смущать то, что мнения у группы учащихся могут разойтись. Одна из задач дискуссии и заключается в том, чтобы выявить и исправить ошибочные представления по тем или иным вопросам.

3.  Обстановку непринужденности педагог должен создавать своим спокойным тоном, выдержанностью поведения, умением обеспечить не оскорбительный характер критики. Немаловажное значение имеют внимательное отношение к выступлениям, готовность поддержать хорошую мысль, деловые предложения, корректная поправка ошибочных суждений. В противном случае в аудитории создается тягостная, угнетающая обстановка.

4.  Действия педагога, его поведение, разрешение спорных проблемных вопросов дискуссии не проходят для обучаемых незамеченными. Они всегда ищут для себя образец поведения. Образцовые действия преподавателя создают в их сознании модель обучения и воспитания, которой следует подражать.

5.  Внимание, уважение к обучаемым обязывают учителя без особой необходимости не прерывать их выступления. Он может использовать эту меру только в крайнем случае, когда выступающий уходит от темы, говорит не по существу вопроса, слишком затягивает свое выступление, или допускает некорректные высказывания. Но и в таких случаях преподаватель должен проявлять тактичность.

6.  Психологи определили закономерности изменения внимания слушателей. Уровень внимания аудитории существенно изменяется в течение сорокаминутного периода. Сначала он высокий, затем, в первые десять минут, медленно снижается, потом снижается быстрее, а через тридцать минут достигает самого низкого уровня. С тридцатой по сороковую минуты уровень внимания повышается. В последние пять минут он наиболее высокий, хотя и не достигает первоначального уровня. Имейте в виду, внимание аудитории не повысится, если она не будет знать, что мероприятие близко к завершению.

 

Рекомендации учащимся по эффективному выступлению

- Чтобы включится в обсуждение выступления его естественно необходимо прочитать.

- Готовясь к выступлению, необходимо определить цель выступления, основное содержание вашего сообщения, его продолжительность, подумать о том, какие вопросы могут быть обращены в ваш адрес.

- Поделитесь своими проблемами, если таковые имеются по теме обсуждения, возможно, вы получите дельный совет.

- Для многих людей страх выступления перед аудиторией вполне реален. Этот страх имеет множество психологических причин: вы можете опасаться неудачи в глазах своих друзей; вы можете беспокоиться из-за того, что выступаете перед новой аудиторией и.т.п. Победа над страхом требует предварительной работы. Поэтому при подготовке к дискуссии убедите себя в том, что выступление вам ничем не грозит, напротив активная позиция в ходе дискуссии повысит вашу самооценку и обеспечит авторитет среди сверстников.

- В ходе дискуссии стремитесь выражать свои мысли так, как вы обычно разговариваете.

- Одно из главных требований к публичной речи – краткость. Более краткие выступления воспринимаются как заслуживающие большего доверия. Помните, что в коротком выступлении можно обсудить всего две-три ясно выраженных идеи.

- Определитесь, какое впечатление вы хотели бы в итоге оставить у одноклассников. Решите, на что следует обратить их внимание; придумайте, что сделать, чтобы они действительно это отметили и запомнили. Сформулируйте ключевую фразу, которую, по вашему замыслу, должны запомнить участники обсуждения.

- Вы можете использовать цитаты, если это необходимо. Проверьте точность цитат, прежде чем произнести их публично.

- Основная часть речи – изложение в логической последовательности важных сообщений. Заключение вашей речи – вторая по значимости часть, которая должна подвести аудиторию к определенному логическому выводу.

- Говорите четко, модулируя темп речи и интонации голоса. Нет более верного способа потерять расположение слушателей, чем заставить их мучительно напрягаться, чтобы понять, о чем вы говорите.

- Спокойный внешний вид показывает вашу уверенность и компетентность, поэтому не рекомендуется теребить одежду, шуршать бумагами, постукивать пальцами, т.к. это отвлекает внимание аудитории от вашего выступления.

 

При подготовке сообщения необходимо ответить самому себе на несколько вопросов.

1.  О чем сегодня должна идти речь, что является «ядром» обсуждения.

2.  Какие выводы и умозаключения должны сделать учащиеся в конце обсуждения материалов.

3.  На формирование каких личностных результатов образовательного процесса направлено данное мероприятие?

4.  Какие условия должны быть созданы в аудитории для повышения эффективности мероприятия?

5.  В какой форме лучше всего провести мероприятие? (круглый стол, дискуссия, беседа, сообщения учащихся, презентация и др.)

6.  Какова логика (структура) выступления?

7.  При подготовке к обсуждению следует обозначить актуальность обсуждаемой темы для учащихся и ответить себе на вопрос: «Почему сегодня нужно говорить именно об этом?»

8.  Выступление рассчитано на учащихся, соответственно следует задаться вопросом, каков уровень их готовности к восприятию обсуждаемых вопросов, какова степень информированности по теме обсуждения?

 

Советы по преодолению волнения

Чтобы преодолеть волнение, необходимо определить, с чем оно связано:

- недостаток опыта публичных выступлений.

- ваши индивидуальные особенности: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе.

- сомнение в том, что слушателям будет интересно.

- чрезмерное погружение в свои переживания.

Если ваше волнение связано преимущественно со слушателями:

- выберите доброжелательного слушателя и говорите, как будто только для него (главное –  научиться смотреть ему/ей в глаза);

- как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, слегка кивните ему/ей и переведите глаза на его соседа, установите контакт глазами с ним;

- учитесь смотреть на аудиторию открыто и доброжелательно;

- научитесь улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала.

Если ваше волнение связано с самим собой:

- нарабатывайте опыт выступлений: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, вступайте в коллективные дискуссии;

- путем проб и ошибок найдите ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха. Такое состояние у всех людей очень индивидуально: кто-то ощущает «радость полета», кто-то – сосредоточенность, концентрацию и волю, а кто-то должен немного волноваться, не допуская, однако, сверхволнения. Определите, что вы хотите сделать в процессе выступления, какой эмоциональный заряд послать аудитории, и т.д.

- чтобы быть спокойнее, перед выступлением поговорите с кем-то из тех, кто будет вас слушать.

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика