alt=
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Л.Ефимов "Славный юбилей сельской школы"

Славный юбилей сельской школы

Лев ЕФИМОВ, доктор исторических наук, доцент Чувашского педуниверситета

 Шумно отпраздновала свое 150-летие Аликовская средняя школа им. И.Я. Яковлева, одна из старейших в Чувашии, известная своей богатой историей и добрыми делами. Архивные документы подтверждают, что приходское училище Министерства государственных имуществ в с. Аликово открыто в 1854 году, преобразовано позже в двухклассное училище Министерства народного просвещения. Благодаря деятельности И.Я. Яковлева оно становится образцовым среди чувашских школ. В 1898 году под руководством просветителя здесь построено двухэтажное здание школы, а в 1900 году открыто Аликовское женское училище. За годы советской власти Аликовская школа претерпела новые изменения: высшее начальное училище, школа-восьмилетка (1918-1926), школа крестьянской молодежи (1926-1933), а в 1934 году она преобразована в среднюю школу. За большой вклад в дело просвещения чувашского народа в 1948 году ей было присвоено имя чувашского просветителя И.Я. Яковлева.
Аликовская средняя школа гордится своими выпускниками, широко известными как в Чувашии, так и в России. Это Герои Советского Союза М.Е. Ефимов и Ф.Н. Орлов; поэты И.С. Тукташ, Н.Т. Васянка, писатель А.И. Золотов. Здесь получили первоначальные знания 10 докторов и более 40 кандидатов наук, в их числе профессора А.К. Ефейкин, М.И. Трофимов, В.А. Иванов, А.С. Марков и другие, заслуженные учителя РФ и ЧР П.Д. Дмитриев, М.Х. Алексеева, Ф.К. Кузьмин; заслуженные врачи РФ и ЧР М.С.Савельев, Т.Ф.Фомина, Г.Д.Андреев, Г.И.Иванов; посол СССР в Исландии В.М. Мошков, прокурор республики И.А. Журавлев, председатель Госплана ЧР Г.М. Павлов, министры Чувашии Я.П. Ятманов, Е.В. Мастерова, С.Г. Шумилов, И.Ф. Филиппов и др. Аликовское двухклассное училише считалось образцовым среди школ Казанского учебного округа, свыше 70 его выпускников окончили Симбирскую чувашскую учительскую школу и достойно продолжили яковлевские традиции в Чувашском крае. За 150 лет Аликовская школа выпустила около 13 тыс. человек, которые стали людьми разных профессий и трудятся в разных отраслях народного хозяйства.
С какими успехами встретила школа свой полуторавековой юбилей? Сегодня в школе работают 73 учителя, в 41 классе обучаются 952 ученика, функционируют 2 педагогических класса, 2 гуманитарных, 2 класса естественно-научного профиля. Из 73 учителей 6 имеют высшую категорию, 32 — первую. Следует отметить, что среди них 28 педагогов являются выпускниками родной школы. 4 учителя носят звание заслуженного учителя ЧР (Алексеев Ю.Н., Чашкова Т.Г., Лебедева Л.И., Михайлова Г.Н.). В школе трудятся отличники просвещения РФ Ржанова Э.И., Матвеева О.И., «соросовские» учителя Куликов С.Н., Лебедева Л.И., Алексеева А.Ю. В Аликовской средней  школе всегда работали прекрасные педагоги, мастера своего дела, следует упомянуть ушедших на пенсию заслуженных учителей ЧР Золотова А.И., Максимова Г.М., Агафонова И.А., Михайлову В.И., Михайлова В.А., Никандрову Д.А., Осипову Л.Е., Сергееву М.С., Судакову Р.Е.
Плодотворная работа коллектива отражается в знаниях выпускников. Одним из показателей этого является число медалистов: с 1947 по 2004 год школа выпустила 30 золотых медалистов и 78 человек с серебряной медалью. Последние 4-5 лет поступаемость выпускников в вузы стабильно держится в пределах 53—57 процентов. Учащиеся Аликовской школы неизменно занимают первые места в предметных олимпиадах, проводимых в районе, занимают призовые места и в республике.
Известно, что способности мало значат без возможностей. Важно не пропустить, не прозевать талант. В школе созданы и действуют детские организации «Радуга», «Союз одержимых», молодежное объединение «Провайдер», которые работают по программам, помогающим учащимся развивать свои творческие способности. Школа оказывает дополнительные образовательные услуги, вырученные средства инвестируются в развитие школы. Девушки могут получить профессиональное образование по кройке и шитью женского и мужского платья.
  В среднем и начальном звене классы дифференцированы по уровню успеваемости, что позволяет учителям надежно опираться на базовый уровень развития учащихся и добиться дальнейшего интеллектуального роста. Так, если в 2001—2002 учебном году в 1—11 классах количество отличников и ударников составляло соответственно 70 и 373, то в 2004 году в условиях заметного снижения количества учащихся отличников было 57; ударников — 330 человек.
Управление школой в современных условиях — сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, оптимальных путей их решения. С 1992 года под руководством директора А.М. Дмитриева в школе произошли содержательные перемены, она пережила значительную модернизацию. По результатам независимой экспертизы Аликовская школа входит в десятку лучших сельских школ Чувашии, продолжает динамично развиваться.
Школа, конечно, не подготовительные курсы в институт, но она вполне способна нивелировать требования школьных программ с условиями, предъявляемыми абитуриентам при поступлении в вуз. Делают это аликовские учителя в классах с повышенной учебной мотивацией. Для этого создана целостная система дополнительного образования. Учащийся, поступающий в лицейский класс, выбирает одно из направлений: гуманитарное или естественно-научное. Его выбор добровольный, но требует определенного уровня подготовленности. В лицейских 10—11 классах подросток получает дополнительное образование по следующим направлениям:
— гуманитарное (спецкурсы по русскому языку и литературе, истории России, иностранным языкам и обществознанию);
— естественно-научное (спецкурсы по биологии, химии, математике и физике).
Школа имеет договора сотрудничества с Чувашским университетом имени И.Н. Ульянова (с 1995 г.) и с Чувашским педуниверситетом имени И.Я. Яковлева, который открыл педагогические классы.
Учащихся и родителей привлекает в школе и возможность выбора профиля обучения. Наличие уже 3 направлений обучения позволяет ежегодно привлекать в школу со стороны дополнительно до 40 детей. В условиях перехода на подушное финансирование это имеет немаловажное значение. Школа планирует расширить спектр оказываемых образовательных услуг и профилей обучения. Начато предпрофильное и профильное обучение. «Потребителями» школы выступают высшие и средние специальные учебные заведения. Уровень их требований к выпускнику в последнее десятилетие заметно возрос. От выпускника требуется владение навыками самообразования, научно-исследовательской деятельности, наличие у него сформированных навыков и умений социального общения, высокая адаптивность и гибкость. Отзывы потребителей на качество подготовки выпускников положительные. Так, средний балл выпускников педагогических классов при сдаче экзаменационных сессий на 1—3 курсах педуниверситета составляет 4, 2 балла.
Аликовская средняя школа гордится своими учителями. В апреле 2000 года учитель истории В.К. Волков победил на республиканском конкурсе «Учитель года—2000». В октябре 2000 года в Москве на конкурсе «Учитель года—2000» он стал лауреатом. В конкурсе участвовало 75 учителей со всей России. Из 15 человек 5 вышли на второй тур, где провели импровизированные уроки. Среди этих участников был и Волков В.К. Он провел отличный урок на тему: «Человек и природа». Владиславу Константиновичу присудили звание «Лучший учитель-импровизатор». Он стал лауреатом премии Президента РФ. Владислав Константинович закончил исторический факультет ЧГУ им. И.Н.Ульянова. В школе работает более 10 лет.
Ведется содержательная работа по развитию в школе спорта и оздоровительной физкультуры. В рамках «Года здорового образа жизни» внедрен ряд нововведений. Усилиями учителей физкультуры, прежде всего Данилова Л.А., обогатились формы и методы работы спортшколы и различных спортивных секций. Наглядное доказательство тому — победа (шестой раз подряд!) 2 команд в средней и старшей возрастной группах в соревнованиях на призы газеты «Советская Чувашия». В области военно-патриотического воспитания необходимо отметить победу школы на районных играх «Зарница» и «Орленок». Многие школьники посещают спортивные секции в филиале районной ДЮСШ: легкой атлетики, волейбола, футбола, лыжного спорта, спортивной ходьбы и настольного тенниса. Учителя школы удерживают пальму первенства на районном конкурсе «Учитель года» уже пятый год.
Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от многих традиционных методик, шаблонности в проведении уроков. Такая проблема встала и перед учителями Аликовской школы, и многие решают ее достаточно успешно. Практически все разработали авторские элективные курсы для предпрофильного обучения. С 1997—1998 учебного года в начальных классах введены параллельные учебники, ориентированные на различный уровень подготовленности учащихся, развивающие методы обучения. По системе развивающего обучения Л.В. Занкова с 1994 года занимается Л.И. Лебедева. Ее воспитанники твердо усваивают материал, творчески используют приобретенные знания, имеют развитое логическое мышление. Аналогичных результатов добиваются Н.И. Лебезова, Н.Л. Иванова и другие, овладевшие этой вышеназванной методикой.
 Можно говорить о том, что Аликовская школа стала базовой для распространения передового опыта. Например, опыт формирования у младших школьников навыков быстрого и осознанного чтения по оригинальной методике А.М. Кушнира после апробации в Аликовской школе распространяется и в других районах. В этом высока роль Т.Г. Чашковой, учительницы начальных классов.
Налажено и художественно-эстетическое воспитание — проводятся конкурсы и предметные недели, тематические часы по планам классных руководителей. От районного центра детского и юношеского творчества в школе организованы кукольный театр, кружки художественного вязания, юных корреспондентов, «Школа модели». Работает духовой оркестр школы (руководитель Ю.Н. Алексеев).
Наблюдается рост требований родительской общественности к качеству знаний учащихся и уровню школьного преподавания. В силу этого следует повысить имидж школы, скорректировать кадровую политику в целях привлечения в сельские школы высококвалифицированных специалистов и освобождения от случайных в педагогике людей. В количественном отношении Аликовская школа, очевидно, сохранит контингент учащихся в пределах 900–1000 человек, хотя и ее задел демографический кризис. Устойчивый интерес к дополнительным образовательным услугам, согласно исследованиям, проявляют 65% учащихся 11 классов, 42% — 10, 30% — 9 классов. В совокупности это около 150 человек из микрорайонов других школ, но желающих обучаться в Аликове. В начальных классах эта цифра равна 35%.
Расширение сферы дополнительных образовательных услуг сталкивается с проблемой учебной перегрузки учащихся. В целях создания оптимальных условий осуществлён переход на пятидневную учебную неделю в классах с углубленным изучением предметов. Шестой день используется исключительно для дополнительного образования с привлечением преподавателей ЧГУ и ЧГПУ. Использование вузовских специалистов заметно повышает конкурентоспособность школы, улучшает  качество обучения. Но имеется и свой недостаток, ограничивающий доступ к данной услуге учащихся других школ, работающих в шестидневном режиме.
Оценивая платежеспособный спрос населения, нужно констатировать, что он не высок. Район аграрный, находится на одном из последних мест в республике по доходам на душу населения. Социальная структура населения такова, что практически отсутствует средний класс. Низкий уровень платежеспособного спроса — объективный фактор, препятствующий развитию школы.
Географически школа расположена в центре района, является единственным образовательным учреждением подобного профиля, практически — монополист. От Аликова автомобильные дороги проложены в шести направлениях (транспортная развязка), по ним осуществляются регулярные пассажирские перевозки, что облегчает доставку учащихся из дальних деревень. Само село сохраняет устойчивую тенденцию к росту численности населения. Следует сказать, что учиться в Аликовской школе стало престижно: желающих поступить в профильные классы лицея и в педагогические классы приходится отбирать по конкурсу. Незначительную конкуренцию оказывают лицеи и гимназии города Чебоксары, сельские профучилища, привлекая 3-5% выпускников 8—9 классов.
Появление школьного автобуса помогло привлечь в школу дополнительно не менее 60 детей. В субботу еще около 100 учащихся приезжает на уроки профильного обучения.
Качество, инновационность, высокий профессионализм учительского состава, невысокая стоимость обучения, наличие благоприятной образовательной среды (4 библиотеки, читальные залы) способствовали образованию в районе крупного культурнопросветительского сообщества. Оснащение школы современным технологическим оборудованием повышает потенциал единого образовательного пространства.
В ХХI век Аликовская школа вошла, смело глядя в будущее. Большинство учителей активно осваивает современные информационно-коммуникационные технологии.
Перебарывая инертность мышления, присущую некоторым работникам системы образования, она одной из первых приобрела финансовую самостоятельность. Это позволило школе войти в проект модернизации системы образования в Чувашии, реализуемом при участии Международного банка реконструкции и развития. Школа закупила современную мебель, различное оборудование для школьных мастерских, автобус, компьютерный класс, мультимедийный проектор, мини-АТС, другую офисную технику, учебно-методическую литературу на электронных носителях на сумму более 2 млн рублей. Сегодня в школе более 30 современных компьютеров. Школа стала по-настоящему ресурсным центром Аликовского района. Деятельность педагогического коллектива полностью направлена на обеспечение нового качества образования, формирование современной конкурентоспособной личности с высокоразвитым интеллектом и высокой культурой. Можно смело сказать, что результаты есть. Школа прошла государственную аттестацию и объявлена сельским образовательным центром.


Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала