Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

О художественном мастерстве А. А. Кокеля

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

 

Алексей Афанасьевич Кокель — один из первых художников-чувашей, получивших академическое образование, один из за­чинателей чувашского профессионального искусства еще» дооктябрьскую эпоху. Его творчество сложной многообразно. Оно замечательно серьезными разносторонними поисками, связанны­ми с русловыми направлениями в развитии искусства, с больши­ми событиями, преобразовавшими социальную жизнь страны.

 

В конце XIX в. Россия вступает в эпоху империализма и пролетарских революций. Этот период, явившийся третьим пе­риодом в развитии русского освободительного движения В. И. Ленин назвал пролетарским. Наступившее время проле­тарских революций выдвинуло большой отряд художников, в  творчестве которых соединились в одно целое традиции реализ­ма XIX в. и смелое новаторство, способные выразить начало сложных преобразований в жизни общества, пропагандировать передовые идеи. С этим прогрессивным направлением связал свою творческую деятельность и А. А. Кокель. Роль художника в организации художественной жизни на Украине, где он по­селился впоследствии, его художественно-педагогические прин­ципы, а также значение его крупных произведений в развитии советского искусства хорошо известны. Значительные успехи до­стигнуты и в исследовании его наследия, связанного с родным краем. Однако вопросы, касающиеся теоретических проблем творчества, точнее, изобразительных приемов, которыми поль­зовался А. А. Кокель, пока отдельно не рассматривались. Меж­ду тем проникновение в тайны мастерства должно помочь глуб­же познать мир художника.

Жизненный и творческий путь большого мастера часто де­лится на отдельные этапы поисков и находок индивидуального почерка. Но творчество А. А. Кокеля, можно сказать, не строго подчиняется подобной схеме. Художник очень рано находит свою манеру письма и развивает ее всю жизнь. Вместе с тем в его творческой деятельности прослеживается существование, кроме «собственного», множества различных «почерков», что порой даже трудно с первого взгляда узнать самого автора. Од­нако это не просто было связано с увлечением какой-либо тен­денцией или школой, а вызвано самим временем, изменениями в социальной жизни.

Ранние работы А. А. Кокеля («Село Тарханы», «Автопорт­рет», «Голова мужчины», «Голова мальчика» и др.) датируются 1899 г. Все они выполнены карандашом. В них ярко выступает природный дар будущего художника. Автор любит изображать портретируемого в сложной позе — в фас или в три четверти и стремится не только выразить сходство, но и выявить характер. В рисунках хорошо просматривается чутье штриха, умение ор­ганизовать пространство.

Из сохранившихся ранних произведений в масле определен­ный интерес представляет «Портрет чувашки». Девушка в тухье, с шейными и нагрудными украшениями, в пестрядинной рубашке сидит на фоне окна и прямо смотрит на зрителя. Ком­позиция решена по принципу симметрии, что в данном случае приводит к определенной принужденности ее структуры. Но ав­тор сам этого не хочет и стремится от нее освободиться. Это хо­рошо видно в расположении рук девушки, в ее позе. Желая под­черкнуть пространственность и этим оживить портрет, худож­ник показывает окно открытым.

В палитре молодого Кокеля нет ярких кричащих красок. Спокойные, сдержанные цветовые отношения настраивают зри­теля на размышление. Наряду с этими хорошими чертами в портрете заметна какая-то наивность, что свидетельствует об отсутствии у автора опыта. Несмотря на это художнику удалось выразить богатство души этой девушки и ее внутренний мир, скрытый для других.

Первая профессиональная работа А. А. Кокеля — дипломная картина «В чайной» (1910-1912 гг.) явилась одним из круп­ных произведений тех лет, созданных по принципам реалисти­ческого искусства. Она хорошо изучена, и здесь нет необходи­мости подвергать ее анализу. Самостоятельную художественную ценность представляют и подготовительные работы к ней. Со­хранившиеся эскизы (7 листов хранятся в Чувашской государ­ственной художественной галерее, около десяти - в Харьковском музее) свидетельствуют о вложении автором огромной творческой силы в разработку композиционного строения, цветового соче­тания произведения. Особенно много работал художник над фигурами людей, над выявлением их характеров. Картина об­ладает безупречным рисунком, выразительной живописью. Ее структура построена на сюжетно-психологической основе, об­разность доведена до социального звучания.

В творческом наследии А. А. Кокеля особую ценность пред­ставляют его академические рисунки. Их много, и все они в ос­новном большого размера, нарисованы углем. Им присуща мягкость, непринужденность, всегда свободный и верный штрих. Большинство рисунков носит живописный характер, но немало среди них и графичных. На многих листах, хранящихся, на­пример, в Чувашской государственной картинной галерее, мож­но увидеть первые номера, поставленные рукой Д. Н. Кардов­ского. Часть из этих номеров находится в кругу, что означает не только высокий балл, но и особенный.

Сам Д. Н. Кардовский в этот период работал над иллюстра­циями к рассказу А. П. Чехова «Каштанка», к «Невскому про­спекту» Н. В. Гоголя и «Горю от ума» А. С. Грибоедова. Эти работы являются одними из самых лучших иллюстраций в ис­кусстве книги дореволюционной России.

Хочется подчеркнуть, что именно у такого большого художни­ка и талантливого педагога обучался А. А. Кокель. Блестящими мастерами были и другие педагоги, у которых учился буду­щий художник: Я. Ф. Циоглинский, Г. Р. Залеман, В. Е. Савинский. В академических работах Кокеля прослеживается силь­ное влияние И. Е. Репина. Из собраний Чувашской государст­венной галереи это более всего заметно в этюде «Обнаженный сидящий натурщик», выполненном в 1910 г. и подписанном «Афанасьев».

Процесс развития искусства начала XX в. представлял со­бой сложнейшее явление. Стремясь отображать происходящее в жизни общества, воплотить мировосприятие человека начала новой эры, художники прибегают к использованию разных изо­бразительных средств, самых различных художественных форм выражения. В творчестве мастеров изобразительного искусства наряду с конкретными образами немалое место начинают зани­мать символические, импрессионистические образы.

Не мог оставаться в стороне от этих явлений и молодой Ко­кель. Он, как идущий в ногу со временем художник, также про­бует свои творческие силы в разных формах выражения. Об этом свидетельствуют его работы «Фигура раввина», «Обнажен­ный натурщик», «Женская модель» (Чувашская государствен­ная художественная галерея). Палитра первых двух в основном идентична импрессионистической. В последнем произведении прослеживается скорее всего техника «пуантилизма», выражаю­щаяся в наложении на холст небольших контрастных точек чис­той краски. «Женская модель» благодаря этой технике смот­рится как мозаичное произведение.

Некий отпечаток лучших полотен мастеров-импрессионистов заметно выступает в пейзаже А. А. Кокеля «Вид с меловых гор на Донец. Святогорск» (Чувашская государственная художест­венная галерея), написанном пастелью в 1917 г. Художник по­мещает на листе огромное пространство с низким горизонтом,, увиденное им как бы сверху. Но здесь А. А. Кокель ни на кого из других мастеров не похож, он индивидуален. Пейзаж темпе­раментен, материален, в нем много воздуха, зелени и тепла.

В этой небольшой по размерам работе мы должны видеть, в первую очередь, выражение художником тех высоких чувств, которые охватили его после возвращения из заграничной по­ездки, перед Великой Октябрьской социалистической революци­ей. А. А. Кокель спокойно, уверенно говорит, что природа зем­ли Донецкой ему близка и ничем она не хуже, а для него даже лучше, чем пейзажи Италии. В центре композиции полно­водная река несет свежую, неудержимую силу- Идя навстречу социальному перевороту, участвуя в его подготовке, такой твор­ческой силой обладал и сам художник.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию А. А. Кокель встречает как художник-революционер. Вдохнов­ляясь ею, он выполняет множество лозунгов, расписывает агит­поезда. Одним из лучших его произведений, созданных в эти годы, является «Портрет художника Бражника М.» Радуясь но­вой жизни, художник вновь и вновь обращается к чувашской те­матике. В 1918—1920 гг. А. А. Кокель работает над большой се­рией произведений, которая была названа им «Чувашской сюи­той». Обратим внимание: не «циклом» и не «серией», а «сюи­той», видя в этом нечто большое, значительное.

Надо сказать, называя серию сюитой, А. А. Кокель не прос­то заимствует термин музыки или понятие музыкальной формы, а в самой жизни народа видит эту музыку. В сложнейший пе­риод после Октябрьской революции так мог поступить лишь ху­дожник-гражданин, всем сердцем принявший революцию, пре­данный родному народу, новому времени. В Чувашской картин­ной галерее из этой серии хранятся работы «Девушка», «Санный путь», «Девушка в национальном уборе», «За пивом». Они вы­полнены акварелью, гуашью, цветным карандашом и пастелью, т. е. художник как бы избегает техники маслом. Случаен ли этот подход? Изучение творчества мастера, используемых им ху­дожественных приемов свидетельствует, что нет. Выбор техники у А. А. Кокеля связан прежде всего с самой темой. В отобра­жении национального характера и колорита художник видел бо­лее приемлемым, видимо, именно этот прием. В проблеме наци­онального в искусстве, как известно, техника является одним из основных аспектов. Но это вовсе не говорит о том, что в по­исках национального А. А. Кокель отрицал живопись маслом. Он и в ней достиг немалых успехов, а между тем именно в «гра­фической живописи» видел национальный колорит. Этим он как бы находит границу, например, между итальянским искусством и чувашским. Небезынтересно отметить, что таким же путем шел намного позднее, уже в 60-х гг., А. И. Миттов, который в ото­бражении национального предпочитал именно пастельную тех­нику.

Произведения из «Чувашской сюиты» как у нас в респуб­лике, так и на Украине хорошо известны. Они экспонируются на выставках, о них пишут. Вместе с тем в наследии А. А. Кокеля есть такие работы, о которых, кроме близких художника и сотрудников Чувашской государственной художественной гале­реи, почти никто не знает. К ним относятся эскизы «Ковш на до­рогу жизни», «Проводы» (названия наши. - А. Т.). Эти рисунки по сравнению с большими произведениями не занимают в творче­ской деятельности А. А. Кокеля видное место. Но в изучении чу­вашской тематики и связи художника с родным краем они пред­ставляют огромный интерес.

«Ковш на дорогу жизни» выполнен углем на оборотной сторо­не листа, где изображена «Мужская модель». Академический рисунок датируется 1910 г. Определить точное время исполне­ния эскиза нам не удалось. Ясно одно, что он выполнен намного позднее. По сюжетной тематике «Ковш на дорогу жизни» напо­минает акварельный лист «За пивом» из «Чувашской сюиты», написанный в 1919 г. Можно предполагать, что и этот эскиз вы­полнен где-то в то же время. Сложная композиция, включаю­щая в себе многочисленные фигуры, решена удивительно инте­ресно. Ее центр занимает фигура невесты, стоящей на таранта­се, под белым покрывалом. Перед ней ее родители: отец в ха­лате, мать в сурбане низовых чувашей. Вокруг в разных позах изображены, видимо, родственники невесты. Один из них дер­жит в руках братину. С левой стороны виднеется фигура моло­дого кучера  (может быть, и жениха), а с правой — группа всадников. Настежь распахнуты ворота. Свадебный поезд вот-вот тронется в путь. Все взоры обращены на невесту, и каждый из присутствующих по-своему понимает этот момент жизни. Од­ним это кажется счастьем, для других  - это горе, а для девуш­ки - расставание навсегда. Она прощается с родителями, с родным домом, со своей молодостью. С этим местом, со ста­рой ивой, которая склонилась к воротам, были связаны ее детст­во и юность. Сегодня она уходит и от них.

В изобразительных приемах нет символа, аллегории или ино­сказания (художник и не любил ими пользоваться). В рисунке использован метод, как сегодня называют, прямого изображения. Образная структура эскиза связана с подлинно реалистическим методом; она носит сюжетно-психологический характер.

Второй эскиз («Проводы») также выполнен на оборотной стороне академического рисунка. Композиция занимает всю пло­скость листа и отчетливо делится на три части: с левой сторо­ны изображены фигуры пеших людей и всадников, а с правой, вблизи деревьев - группа любопытных, наблюдающих за про­исходящим. Центральная часть нарисована неразборчиво. В ней, видимо, показаны невеста и ее родители и родственники.

Оба рисунка связаны одной темой. Трудно сказать, являлись ли они подготовительным материалом к какой-то большой кар­тине? А. А. Кокель, видимо, длительное время вынашивал эту тему, а когда созрела мысль, он сразу же воплощает ее в ри­сунке. Об этом свидетельствует сам прием изображения: художник не ищет места для размещения фигур на листе, не пе­ремещает их с одного места на другое и не переделывает. Оба эскиза выполнены с первого раза, как говорят, «одним махом»„ быстрыми и точными штрихами, но между их исполнением прошел определенный промежуток времени.

Интересные поиски в использовании различных изобрази­тельных средств, форм выражения наблюдаются в творчестве А. А. Кокеля в конце 20-х - начале 30-х гг.

Советское искусство в эти годы находится в стадии бурного, развития, борьбы за реализм. В чувашском профессиональном изобразительном искусстве идет процесс становления. Все это - в условиях сложнейшей классовой борьбы, утверждения нового. В апреле 1929 г. на XVI конференции ВКП(б) принимается первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Этот год был также годом массового вступления крестьян в колхозы. Остатки эксплуататорских классов прилагали ярост­ные усилия, чтобы затормозить осуществление советским наро­дом планов, намеченных Коммунистической партией.

В резолюции XVI конференции партии говорится, что «...колебания, отражающие влияние мелкобуржуазной стихии, находят свое выражение в отходе от генеральной линии партии в основных вопросах и прежде всего в вопросе о темпе соци­алистической индустриализации, в вопросе о развертывании со­циалистического наступления на кулачество и вообще на ка­питалистические элементы и в вопросе о всемерном укреплении социалистических форм хозяйства в деревне».

Перед художниками стояла большая и ответственная задача: беспощадно разоблачать кулачество, бороться против врагов партии и народа, правдиво отображать трудовые подвиги рабо­чего класса, успехи коллективизации сельского хозяйства. В стремлении идти в ногу с жизнью мастера изобразительного ис­кусства начинают искать новые выразительные формы.

Художественный язык многих произведений этих лет явился новым словом в советском искусстве. Вместе с тем на выстав­ках появляются работы и формалистического характера. Осо­бенно этим отличались произведения живописцев ОСТ «третьего-направления», которые попали под влияние немецкого экспрес­сионизма и развивали его как бы «на советской поч­ве». Художникам, находившимся в русле этого направления, «...были свойственны поиски «острых», часто болезненно-пато­логических сюжетов, выраженных сверх всякой меры «вырази­тельным» языком».

От общих тенденций советского искусства не мог стоять в стороне и А. А. Кокель, ибо он всегда находился в гуще бурной жизни. Появляются такие его работы, как «Селянин», «Едино­личница» (Чувашская государственная художественная галерея). Они написаны большими, широкими мазками, им свойственен ан­типсихологический подход. Образы трактуются в преувеличенной, карикатурной манере. В облике как селянина, так и единолич­ницы есть что-то отталкивающее, антихудожественное. Но в этом проявлении не надо видеть отход А. А. Кокеля от принци­пов соцреализма, какое-то изменение в понимании новой жизни. Увлечение художника экспрессионизмом налицо, но появление этих произведений связано прежде всего с чувством жгучего протеста против остатков старого мира. Борясь за утверждение нового, художник с ненавистью относится к отжившему, меша­ющему. Добиваясь большой экспрессивности, он своим произве­дением вскрывает и разоблачает уродливое лицо кулачества. Касаясь поисков художника, хотелось бы отметить мастер­ство, которое проявилось у него в русле нового направления. Если «Селянина» и «Единоличницу» сопоставлять с произведе­ниями немецких и русских экспрессионистов, то необходимо под­черкнуть, что и эти работы А. А. Кокеля выполнены с исклю­чительно большим умением. Художник предстает перед нами от­лично знающим принципы и методы искусства экспрессионизма. Но А. А. Кокель не идет в этом направлении. Он отказыва­ется от тех поисков, которые могли бы привести к отрыву от действительности. Художник твердо стоит на пути социалисти­ческого реализма и продолжает развивать те хорошие качест­ва, которые нашли выражение в ранних его работах, особенно в картине «В чайной». Только методом социалистического реа­лизма А. А. Кокель счел возможным создать такие большие по­лотна, как «Страж революции» (1927), «Награждение ударни­цы» (1931), «Ликбез» (1935), «На соляных промыслах» (1936), «К. Е. Ворошилов у танкистов» (1937) и многие другие произ­ведения.

Определенный интерес представляют работы художника, вы­полненные в Италии. Украинский исследователь Ю. Ф. Дюженко отмечает, что А. А. Кокель «обращает внимание не на экзо­тические виды итальянской природы, не на развалины античной старины, он обращается к изучению труда и быта рабочего люда. Он пытливо всматривается в характерные, опаленные солн­цем лица итальянских рыбаков и грузчиков, рисует итальян­ских крестьянок и служанок».

Правда, в те же годы, в итальянский период жизни, А. А. Кокель пишет, как нам известно, произведения и на мифологические сюжеты, но и в них изображает победу добра над злом.

Хочется особо отметить: несмотря на то, что художник жил вдалеке от родного края, от Чувашии, он никогда не переставал создавать произведения на чувашскую тематику. Особенно вдох­новенно и плодотворно работает над ней А. А. Кокель, как было уже отмечено, перед Великой Октябрьской социалистической ре­волюцией и после нее. Но он не ограничивается только этой те­матикой. Как интернационалист, он отдает свой талант в дело создания украинского советского изобразительного искусства.

Здесь мы попытались выявить некоторые из сторон худо­жественного мастерства старейшего художника, одного из зачи­нателей чувашского профессионального изобразительного искус­ства. А. А. Кокель предстает перед нами как большой мастер рисунка и живописи. Он обладал огромным талантом в чувст­ве штриха, колорита, построении композиций. Образная струк­тура его произведений часто основывается на психологическом взаимоотношении героев. Но психологизм связан не только с ха­рактерами отдельных людей, а с самим временем, эпохой.

В начале марта 1980 г. общественность Чувашии и Украины торжественно отметила 100-летие со дня рождения А. А. Кокеля. На его родине - в селе Тарханах - был открыт Дом-музей художника. В Харьковском музее и в Чувашской государствен­ной художественной галерее работали выставки произведений А. А. Кокеля. В Чебоксарах Научно-исследовательский инсти­тут языка, литературы, истории и экономики при Совете Ми­нистров Чувашской АССР, Союз художников Чувашии и Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева провели совместную научную сессию, посвя­щенную юбилею художника. В торжествах принимали участие гости из Киева, Харькова и Вольска (Саратовской обл.).

Мастера живописи и рисунка, замечательного педагога на Украине называют украинским, а в Чувашии - чувашским ху­дожником. Как раз в этом сила и огромное значение творчества Алексея Афанасьевича Кокеля, художника-интернационалиста.

 

А. А. Трофимов

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика