Министерство здравоохранения
Чувашской Республики
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Публичная декларация целей и задач Минздравсоцразвития Чувашии

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://medicin.cap.ru/

Министр А. В. Самойлова: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги! Сегодня у нас совершенно новый формат общения. Сегодня мы встретились с вами, представителями общественных организаций Чувашской Республики, чтобы презентовать планы Министерства здравоохранения и социального развития на ближайшие годы. Недавно была защищена и представлена Министерству здравоохранения Российской Федерации государственная программа развития отрасли до 2020 года. Для корректировки планов работы и направлений нашей деятельности, для того, чтобы жить в ногу с обществом, и рождается такой формат общения. Мы ждем от вас реальных замечаний, реальных предложений возможных путей улучшения деятельности отрасли в целом. Я уверена, что наше общение – это во имя блага жителей республики, пациентов, ради которых мы работаем.

Если говорить об основных целях развития отрасли здравоохранения за последние годы, то мы можем четко констатировать, что реальные изменения и новое дыхание отрасль здравоохранения получила в 2006 году, когда был провозглашен национальный проект «Здоровье». Мы получили развитие по следующим направлениям: формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи. Реализованы и сегодня продолжают свое развитие программы помощи больным с сосудистой патологией, онкологическим больным, трассовая медицина.  

Последние годы были ознаменованы строительством высокотехнологичных центров и развитием высокотехнологичной помощи. Только за 2 года реализации Программы модернизации здравоохранения Чувашская Республика получила финансовых средств столько, сколько в 2006 году составлял в целом бюджет отрасли здравоохранения. Фактически за последние 6 лет объем финансирования возрос в 3 раза. Для дальнейшего развития необходимо определиться  с приоритетными задачами и проблемами, которые нам нужно решать приоритетно.

Какие в отрасли здравоохранения сегодня существуют болевые точки? Это сокращение численности населения,  как следствие уменьшения рождаемости за последние 20 лет. Только в этом году мы видим положительный прирост населения Чувашской Республики. Увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста. Ведущими причинами смертности и заболеваемости населения остаются заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни органов кровообращения, инсульты и инфаркты. К сожалению, мы констатируем ухудшение репродуктивного здоровья, что в свою очередь  влечет за собой ухудшение состояния здоровья новорожденных детей. Круг замыкается: больные новорожденные дети – больное молодое подрастающее поколение – больное поколение в будущем...  

В организационном плане стоит острая проблема нехватки кадров. Причин много: низкая заработная плата, снижение престижа труда медицинского работника. Перед нами стоит серьезная задача насыщения отрасли медицинскими кадрами – врачами, средним и младшим медицинским персоналом. Много задач в плане организационной перестройки управления лечебным учреждением.

Благодаря программам, реализованным в последние годы на территории Российской Федерации и Чувашской Республики, мы наблюдаем снижение смертности практически по всем основным классам заболеваний. Единственный показатель, который в Чувашии остается выше среднероссийского, - смертность населения от дорожно-транспортного травматизма. Но мы должны понимать, что это далеко не медицинский показатель, здесь много немедицинских причин – поведение пешеходов, поведение водителей, нарушение правил дорожного движения, нахождение лиц в состоянии алкогольного опьянения. Эти проблемы решить только медицинскими мероприятиями не представляется возможным. К решению этой проблемы мы призываем всю общественность.  

Мы предполагаем, что благодаря всем предпринятым мерам, возрастет количество лиц старше трудоспособного возраста и средняя продолжительность жизни. Только за последние годы продолжительность жизни возросла практически на  5 лет, а к 2018 году мы прогнозируем среднюю продолжительность жизни – 74-75 лет. Это влечет за собой особенности оказания медицинской помощи лицам старше трудоспособного возраста.

В республике создана и реально функционирует трехуровневая модель оказания медицинской помощи. Почему трехуровневая? Невозможно оснастить одинаковым оборудованием, кадрами одинаковой квалификации небольшие участковые больницы и высокоспециализированные медицинские центры. Выстроенная модель основывается на том, что в шаговой доступности находится первичная медико-санитарная помощь, а в межрайонных медицинских центрах концентрируется специализированная медицинская помощь. В ведущих республиканских лечебных учреждениях, располагающихся в основном в городе Чебоксары, концентрируется высокотехнологичная медицинская помощь.

Исходя из приоритетов составлена Государственная программа, имеющая 10 подпрограмм:

  1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи.
  2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.
  3. Развитие частно-государственного партнерства. Мы понимаем, что сегодня только на государственном финансировании нельзя решить все проблемы, поэтому рассматривается привлечение частного капитала в государственный сектор здравоохранения.
  4. Охрана здоровья матери и ребенка – эта программа, которая была, есть и остается приоритетной.
  5. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям. В результате развития высокотехнологичной специализированной медицинской помощи организовался пласт пациентов, нуждающихся в серьезной реабилитационной помощи. Этому в республике будет уделено большое внимание.
  6. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям. Благодаря развитию высокотехнологичной специализированной помощи особенно после инсультов, инфарктов, после онкозаболеваний появился целый пласт пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи.
  7. Обеспечение здравоохранения кадрами высокой квалификации.
  8. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях.
  9. Развитие информатизации в здравоохранении.
  10. Совершенствование системы территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Обращая внимание не необходимость ведения здорового образа жизни, нельзя не обратить внимание, что невозможно вкладывать в здравоохранение бесконечное количество денег без ответственного отношения пациента к своему здоровью. Сохранять здоровье нужно смолоду, тогда проблем в лечении и в обследовании в старшем возрасте будет меньше. Только межсекторальный подход и совместное участие всех нас поможет решить вопросы сохранения нашего здоровья, поможет сделать здоровье модным.

Чувашская Республика являлась активным участником программы «Здоровые города, районы, поселки». Если программа будет продолжена и усовершенствована, то мы получим хороший результат для сохранения нашего здоровья.

В этом году мы возвращаемся к системе всеобщей диспансеризации, т.к. главное в сохранении здоровья – раннее выявление заболеваний, ранняя диагностика и профилактика тяжелых осложнений. С этого года 100% детей ежегодно будут проходить диспансеризацию.  Лица старше детского возраста, начиная с 21 года, будут проходить диспансеризацию каждые три года. Наша задача привлечь к диспансеризации каждого четвертого жителя республики.

Серьёзная проблема в Чувашской Республике – смертность от внешних причин: суициды, отравление суррогатами, дорожно-транспортные происшествия. Необходим серьезный межсекторальный подход для решения этих проблем.

Для организации качественной медицинской помощи выстраивается целая сеть. Сегодня первичная медико-санитарная помощь оказывается структурами, начиная от фельдшерско-акушерских пунктов, заканчивая офисами врачей общей практики, больницами, поликлиниками. Но существует одна большая проблема – дефицит кадров. Созданная сегодня трехуровневая система требует  дальнейшего развития диагностических центров на базе уже созданных межрайонных центров для концентрации оборудования, технологий и кадров в специализированных центрах.

В качестве первичной медицинской помощи мы рассматриваем скорую помощь. Для того, чтобы она стала доступной все станции медицинской помощи объединены в единую сеть, оснащены спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС. Это позволило на базе единой диспетчерской службы увеличить доступность вызовов бригад скорой помощи в зависимости от того, где какая машина находится. Если раньше машины ездили в пределах одного прикрепленного района, то сегодня вызов может переадресовываться той машине, которая ближе.

Будет продолжена программа оказания медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями. Принято решение об открытии сосудистого центра на базе Больницы скорой медицинской помощи, предполагается открытие и оснащение сосудистого центра в Алатырской центральной районной больнице, будет продолжено оснащение и обучение медицинских кадров межрайонных отделений.

Продолжается оказание медицинской помощи травматологическим больным. На территории Чувашии работает Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Предполагается развитие серьезной реабилитационной помощи больным травматологического профиля.

Только за последние годы с 2006 года объемы оказания высокотехнологичной помощи возросли в 10 раз. Дальнейшее расширение сети лечебных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую, не представляется возможным и целесообразным, поскольку это требует оснащение и оборудованием, и обучение кадров. Но объемы оказания высокотехнологичной помощи в ведущих учреждениях здравоохранения  будут увеличены.

Развитие специализированной высокотехнологичной помощи влечет за собой развитие реабилитационных технологий. Будут созданы специализированные реабилитационные отделения (реабилитационное отделение уже создано в составе Республиканской детской клинической больницы), будут расширены мощности Городской клинической больницы № 1, Республиканского кардиологического диспансера.

Большое значение мы придаем работе санаторно-курортного комплекса «Водогрязелечебница», на базе которого на условиях государственно-частного партнерства предполагаем развитие реабилитационного комплекса, который будет оказывать реабилитационную помощь больным после инсультов, спинальных травм, больным травматологического профиля, после кардиологических операций. Дальнейшая реабилитационная помощь должна оказываться в санаторно-курортных учреждениях. Серьезное подспорье – санаторная база Чувашской Республики, в которой на условиях частно-государственного  партнерства предполагаем размещать государственные заказы, что позволит увеличить количество пациентов, получивших санитарно-курортную помощь.

Серьезный раздел - совершенствование медицинской помощи беременным женщинам и детям. В республике создана и функционирует трехуровневая модель оказания медицинской  помощи беременным женщинам. Время показало состоятельность проекта закрытия маломощных родильных домов и транспортировке беременных женщин в специализированные лечебные учреждения. Младенческая смертность уменьшена практически в 2 раза, материнская смертность сведена к минимальным показателям, смертность новорожденных в родильных домах снижена практически в три раза, возросла выживаемость недоношенных и глубоко недоношенных детей.

По такому же принципу централизации мы пойдем в развитии высокотехнологичной медицинской помощи детям. Сегодня рассматривается вопрос строительства межрайонного медицинского центра с применением высокотехнологичной медицинской помощи для детей на базе Канашского межрайонного медицинского центра. Будет увеличено количество мощностей на базе Республиканской детской клинической больницы и Новочебоксарского медицинского центра. При этом первичная помощь для детей останется в тех же районах, специализированная помощь будет развиваться в межрайонных центрах.

Кадровая проблема в здравоохранении. Мы наблюдаем ежегодный кадровый отток, недостаточное количество молодежи и возросшее количество кадров предпенсионного и пенсионного возраста. Перед нами стоит задача обучения кадров среднего возраста, привлечение молодежи, развитие программ наставничества. На данный момент существуют меры социальной поддержки молодых специалистов, действующие в основном на селе. Предложены программы «подъемных» для врачей первых трех лет работы. Основные вопросы, поднимаемые молодыми специалистами, - вопросы заработной платы. Средняя заработная плата начинающих молодых специалистов в отрасли колеблется от 8 до 30-38 тысяч рублей, все зависит от активности специалиста, его квалификации, от того, как специалист проявит себя.

Невозможно представить отрасль здравоохранения без информатизации: это и медицинская амбулаторная карта, стационарная электронная карта.

Развитие государственно-частного партнерства. Мы видим, что с ответственным частным инвестором можно грамотно сочетать усилия. Сегодня во многих учреждениях на условиях частно-государственного партнерства выполняются такие немедицинские функции, как  стирка белья, питание пациентов, содержание зданий и автопарка, утилизация отходов. В ближайшей перспективе будет открыт частный медицинский центр по гемодиализу на территории Республиканской клинической больницы, где пациенты будут получать помощь за государственные средства. Уже реально функционирует подобная схема в частных стоматологических поликлиниках. Рассматривается вопрос размещения подобных заказов в офисах врачей общей практики.

Программа строительства новых лечебных учреждений. Запущена программа строительства 100 модульных фельдшерско-акушерских пунктов, в ближайшее время в преддверии Дня Республики будут открыты первые ФАПы. Начато строительство хирургического корпуса Республиканского клинического онкологического диспансера. В рамках продолжения Программы модернизации запланировано строительство высокотехнологических блоков при двух перинатальных центрах в городе Чебоксары (Президентский перинатальный центр и Городской перинатальный центр при Городской клинической больнице № 1), реконструкция двух лечебных учреждений – большой медицинский центр будет обслуживать как взрослое население, так и детское.

Социальная помощь и социальные услуги. Вследствие ежегодного увеличения количества лиц старше трудоспособного возраста и увеличения средней продолжительности жизни, возрастает количество лиц, нуждающихся в социальной помощи. Мы предполагаем проведение модернизации для того, чтобы уйти от заявительного принципа оказания социальных услуг  к активному выходу к нашим пациентам. Для этого необходимо создавать паспорта территории, чтобы социальный работник по типу участкового врача имел четкое представление о структуре своего участка. Исходя из этого будет совершенствоваться система финансирования социальных услуг, состоится переход на оплату услуг социального работника исходя из того, какое количество и, главное, какого уровня сложности услуги он оказывает.

Кроме того перед нами стоит задача информирования населения в части предоставления социальных услуг. В отрасли здравоохранения существует «Медицинский портал». В ближайшее время в республике появится «Социальный портал», на котором будут представлены вся информация об учреждениях социальной защиты. Мы приглашаем к участию в этом проекте все общественные организации, которые также могут представлять себя населению через этот портал. Кроме того на портале появятся ссылки на сайты всех учреждений социального обслуживания населения республики.

В ближайшее время появятся участковые социальные работники, которые будут входить в бригаду с участковыми врачами и медицинскими сестрами. Комплексный подход к организации медико-социальной помощи позволит нам значительно улучшить не только медицинскую помощь, но позволит сделать социальные услуги лучше воспринятыми пациентами. Наша задача - выявить пациента, который находится в трудной жизненной ситуации. В рамках социальных услуг предполагается развитие государственно-частного партнерства.

Важная проблема – повышение заработной платы и социальных, и медицинских работников. Этот вопрос стоит на контроле у Президента Российской Федерации. Мы должны констатировать, что в рамках принятой и утвержденной «дорожной карты» мы полностью исполняем поставленные перед нами задачи. Перспективы роста заработной платы: врачи  - до 200% от средней заработной платы по региону, младший и средний медицинский персонал, социальные работники – 100%. Мы уверены, что данная задача будет выполнена.

Наша задача – предоставлять качественные медицинские услуги, чтобы пациенты были удовлетворены. Анализ жалоб, поступающих в Министерство, показывает, что преобладают жалобы на деонтологической основе. Это говорит о том, что мы разучились нормально разговаривать с пациентами, как в медицинской, так и социальной сфере. Не все вопросы можно решить только повышением заработной платы. Мы должны начинать воспитание душевного подхода и человеческого отношения к другому  с детского сада,школы.

Главные приоритеты развития здравоохранения Чувашской Республики:

- профилактика  заболеваний через формирование здорового образа жизни;

- дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи, специализированной и высокотехнологичной помощи;

- информирование населения о политике в области здравоохранения и социального развития, в т.ч. через механизм публичных деклараций;

- повышение заработной платы и престижа профессии медицинского и социального работника;

- профилактика возникновения трудных жизненных ситуаций.

Благодарю за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.

 

 

Вопросы:

«Медицинский вестник», Алена Оленова: Бонус для государства от диспансеризации понятен, а каков бонус для пациента? Есть опасения, что всеобщая диспансеризация увеличит срок ожидания к узким специалистам.

 

Заместитель министра Ирина Ефимова: Вопрос о диспансеризации сегодня достаточно актуален. Он интересен и пациентам, и врачам-терапевтам, и врачам-специалистам. Вопрос организации диспансеризации как процесса был изучен на некоторых пилотных территориях и пилотных поликлиниках. Эта диспансеризация в корне отличается от того процесса, который происходил раньше. Во-первых, она разделена на 2 этапа. На первом этапе пациент проходит первичное скринирующее обследование без узких специалистов, где отсевается группа практически здоровых людей, которые имеют факторы риска и не нуждаются в дополнительном консультировании, людей, которые нуждаются только в профилактической консультации врачей общей практики. Выделяется меньшая группа пациентов, которым нужна специализированная консультативная помощь врачей узких специалистов. Появляется вопрос организации самого процесса выстраивания консультативной помощи на уровне каждого конкретного лечебного учреждения. Организация процесса зависит непосредственно от руководителя данного учреждения, от того как выстроен  поток оказания консультативной помощи врачами узкими специалистами. Этот поток в среднем увеличивается на 1%. Поэтому говорить о массовом скоплении людей при проведении диспансеризации не приходится.   

 

«Российская газета», Александр Кузин:  Много вопросов возникало о качестве диспансеризации. Как этот момент предусмотрен в новой программе диспансеризации?

 

 Заместитель министра Ирина Ефимова: Новая программа диспансеризации качественно отличается от процессов, проходивших до этого года. В нашу жизнь все плотнее вторгается информатизация – электронная карта амбулаторного пациента, информатизация самого процесса диспансеризации. Это попытка свести к минимуму влияние человеческого фактора на появление организационных ошибок. Во-вторых, в организации диспансеризации четко выделяются разные наборы обследований для разных категорий граждан.

 

«Медицинский портал», Наталья Володина: Впервые будет создан паспорт пациента, который всегда будет при нем, и из которого каждый гражданин будет знать, когда и какие обследования он должен будет пройти…

 

Заместитель министра Ирина Ефимова: Да, по окончании обследования, каждый пациент у своего участкового терапевта получит индивидуальный паспорт здоровья.

Диабетическая общественная организация инвалидов «Диас», Светлана Бородуллина: Применение инсулиновой помпы значительно улучшает качество жизни пациентов с диабетом I типа. Планируется ли обеспечение инсулиновыми помпами и расходными материалами к ним детей, подростков, беременных женщин?

Министр Алла Самойлова: Планируется. Механизм обеспечения расходным материалом известен. Сегодня необходимо  решить вопрос обеспечения этих детей помпами. В листе ожидания около 115 человек. Постепенно будем эту проблему решать.

Диабетическая общественная организация инвалидов «Диас», Светлана Бородуллина: У части детей, уже имеющих помпы, выходит срок.

Министр Алла Самойлова: Мы будем менять эти помпы и ставить новые. Эта программа декларирована Министерством здравоохранения Российской Федерации, помпы будем ставить за счет федеральных средств, а мы обеспечим расходными материалами.

Итар-Тасс, Валентина Иванова: Электронная регистратура получает все большую популярность, но трудно по ней выбрать нужное время и нужного врача. 

Министр Алла Самойлова: Здесь большая ответственность возлагается на  самих пациентов. Некоторые записываются и не приходят, иногда количество таких пациентов доходит до 40%. С одной стороны мы сделали запись открытой, но с другой стороны, эта открытость ее же и закрыла. Как соблюсти этот баланс? Кроме того, огромная нехватка специалистов. Из 200 выпускающихся студентов медицинского факультета, не все приходят в наше здравоохранение.

Чувашская республиканская организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы, Матвеев Геннадий Петрович: Мы благодарны вам за возможность высказать свои проблемы и подчеркнуть успехи. Мы рады, что для нашей категории есть хороший госпиталь – Республиканский госпиталь для ветеранов войн – каждый ветеран имеет возможность для профилактики. Кроме того, мы хотим отметить высокий уровень социального партнерства. У нас есть рекомендации: чаще проводить мониторинг в социальной сфере.

Министр Алла Самойлова: В Государственную Думу вынесен новый закон о социальном обслуживании населении, в котором четко говорится о том, что в социальном обслуживании нужно уходить от заявительного принципа работы к активному. Сегодня существует принцип: если заявитель высказал желание получения  социальных услуг, то к нему приходят. Сегодня мы ставим вопрос изменения такого вопроса в корне.

Заместитель министра Александр Медюков: Алла Владимировна уже подчеркнула два важных момента: во-первых, создание «социального паспорта» территории. Мы надеемся на охват 99 % населения,  надеемся создать реестр тех, кому требуется помощь. Во-вторых, переход на участковый принцип работы – появится участковый социальный работник, к которому смогут обратиться соседи, друзья человека, который не может сделать это самостоятельно.

Врач скорой помощи Давыдова Маргарита Николаевна: Хочу вас поблагодарить, Алла Владимировна, за то, что в данный момент скорая помощь обеспечена лекарственными препаратами по стандарту, и за то, что мы на данном этапе можем выполнить тромболизис. Но я хочу спросить. Наш автопарк приходит в негодность. Планируете ли вы приобретение машин скорой помощи класса С? Планируется ли ремонт крыши автопарка?

Министр Алла Самойлова: Хочется поблагодарить таких активных врачей, болеющих душой за работу. По поводу ремонта крыши - попробуем решить этот вопрос. По поводу машин скорой помощи – вопрос очень сложный. Порядка 270-280 машин скорой помощи  имеют пятилетний срок износа. Практически нужно на 100% менять автопарк. Вопрос решается в двух направлениях: привлечение реальных бюджетных средств и привлечение частно-государственного партнерства. Т.е. с нашей стороны будет медицинская составляющая – врачи, лекарства, а с частников - автомобилями скорой медицинской помощи с техническим оснащением. Для пациентов это останется бесплатным. Проблему мы видим, будем решать.

«Медицинский портал», Наталья Володина: В образовании Чувашии существует конкурс «Самый «классный» классный» – школьники и их родители борются за качество оказываемых услуг. Может и нам завести конкурс «Самый классный участковый врач»? Второй вопрос. В области социальных порталов в России практически ничего нет. Чувашия в этом смысле является пилотным регионом. Часть этого пилота в виде «социального калькулятора» уже создана. Не боитесь ли вы, что многие люди, воспользовавшихся калькулятором, захотят воспользоваться социальными услугами, на которые они могут рассчитывать, и государство не сможет их обеспечить этими услугами?

Министр Алла Самойлова: Действительно много достойных работников. Что касается социального портала, то мы не боимся, что будет много обращений, я думаю, мы справимся.

Заместитель министра Александр Медюков: Наша задача уйти от заявительной системы. Первый шаг – создание «Социального калькулятора». За три дня им воспользовались около 3,5 тысяч раз. Каждый из вас может туда зайти и посмотреть, на какие льготы вы можете рассчитывать. Открытость – наша главная задача.

Главное бюро медико-социальной экспертизы, Людмила Смолина: Процедура освидетельствования для пациентов достаточно непростая. Предусмотрено ли оформление справки  формы 88 в электронном виде? Это ускорило бы прохождение комиссии и улучшило наше взаимодействие по предоставлению медико-социальной экспертизы.

Заместитель министра Александр Медюков: В презентации было отмечено, что будет создана электронная медицинская карта пациента. А для социальных услуг будет создана программа, которая будет автоматически передавать все данные от получения индивидуального плана реабилитации, именно формы 88, автоматически это будет переходить в систему закупки технических средств по реабилитации, автоматически данные будут передаваться в Пенсионный фонд. Фактически мы перейдем к предоставлению социальных услуг по принципу одного окна. Первые шаги уже начаты.

Министр Алла Самойлова: Я добавлю. Если Бюро на это пойдет, то мы согласны.

Председатель студенческого совета медицинского факультета, Алексеева Светлана: Хотелось бы поблагодарить Аллу Владимировну за  постоянный открытый диалог со студенчеством, посещает наши мероприятия. Может быть, стоит расширять систему наставничества, чтобы на наши мероприятия приходили также и главные врачи?

Министр Алла Самойлова: Мы готовы вас поддержать! Уважаемые коллеги, спасибо большое за высказанные замечания! Мы открыты для общения, мы ждем всех замечаний, предложений и конструктивной критики, потому что при этом лучше будут сформированы наши планы, а цели будут реально достижимыми.

 


  Яндекс.Метрика   

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика