Охрана труда в Чувашской РеспубликеОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Вопросы граждан

23 января 2017 г. г. | В.П. Петров
Необходимо ли проводить испытание лестницы? Или достаточно осмотра перед эксплуатацией? Что писать в журнале испытаний лестниц?

          Согласно ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда.

С 08.01.2016 года вступил в силу приказ Минтруда России от 17.08.2015     № 552н "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями" (далее – Правила № 552н), которым установлены государственные нормативные требования охраны труда при работе с устройствами, механизмами и иными средствами труда. Вместе с тем, действующими в настоящее время являются также Правила безопасности при работе с инструментами и приспособлениями (РД 34.03.204), которые были утверждены Минэнерго СССР 30.04.1985, Постановлением Президиума ЦК профсоюзов рабочих электростанций и электротехнической промышленности от 27.03.1985, протокол № 42. Данные Правила не зарегистрированы Минюстом России и, следовательно, не являются нормативным правовым актом. В этой связи, РД 34.03.204 могут применяться в части, не противоречащей Правилам № 552н.

Контроль за состоянием лестниц и стремянок должно осуществлять лицо из числа инженерно-технических работников, которое назначается распоряжением по подразделению (цеху, участку) предприятия. Осмотр лестниц и стремянок производит это лицо при проведении испытаний, а перед применением - сам рабочий.

 На всех лестницах, находящихся в эксплуатации, должны быть указаны инвентарный номер, дата следующего испытания, принадлежность цеху (участку, и т.п.): у деревянных и металлических лестниц - на тетивах, у веревочных - на прикрепленных к ним бирках

Приставные лестницы и стремянки должны быть снабжены устройством, предотвращающим возможность сдвига и опрокидывания при работе. На нижних концах приставных лестниц и стремянок должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на грунте, а при использовании лестниц на гладких поверхностях (паркете, металле, плитке, бетоне) на них должны быть надеты башмаки из резины или другого нескользящего материала.

Испытания лестниц и стремянок проводятся путем подвешивания к ступенькам и тетивам статического груза. Продолжительность каждого испытания 2 мин.

Для испытания на прочность ступеньки раздвижной лестницы в середине неусиленной ступеньки нижнего колена подвешивается груз 2 кН (200 кгс).

Испытания тетив проводятся в два приема. Сначала к каждой тетиве прикладывается посередине груз 1 кН (100 кгс). Испытанию подвергаются все колена поочередно. После снятия груза к обеим тетивам в середине среднего колена прикладывается груз 2 кН (200 кгс) (груз может подвешиваться к средней ступеньке). Самопроизвольное складывание лестницы при этом не допускается.

Раздвигающиеся колена лестницы после испытания должны свободно опускаться и подниматься.

Для испытания цепей, крючьев и запирающих устройств раздвижных лестниц последние подвешиваются за крючья в вертикальном положении и к нижней ступеньке подвешивается груз 2 кН (200 кгс). После снятия груза не должно наблюдаться трещин в местах сварки звеньев груза, а также деформации этих звеньев и запирающих устройств.

Испытание металлической разборной переносной лестницы производится подвешиванием груза 2,0 кН (200 кгс) к верхней ступени седьмой секции (нижней) в течение 5 мин. При этом не допускаются деформация, трещины и другие повреждения, снижающие механическую прочность разборной переносной лестницы.

Дата и результаты периодических осмотров и испытаний лестниц и стремянок фиксируются в "Журнале учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений", форма которого приведена в РД 34.03.204.

Все лестницы и стремянки перед применением должны быть осмотрены производителем работ без записи в журнале. Лестницы должны храниться в сухих помещениях в местах, где исключены их случайные механические повреждения.

07 июля 2015 г. г. | Александр
Разъясните, пожалуйста, условия поэтапного проведения специальной оценки условий труда

ПИСЬМО
от 8 декабря 2014 года № 15-1/В-1829

О СРОКАХ И ПОЭТАПНОМ ПРОВЕДЕНИИ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

 

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело обращение о сроках проведения специальной оценки условий труда.

Сообщаем, что в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

Вместе с тем, согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон), в случае если до дня вступления в силу Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводится в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, требующих проведения внеплановой специальной оценки условий труда, порядок проведения которой установлен статьей 17 Федерального закона.

Таким образом, если на указанных в обращении рабочих местах до 31 декабря 2013 года была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, ее результаты действительны в течение пяти лет с момента завершения указанной аттестации. При этом специальная оценка условий труда на данных рабочих местах должна быть проведена не позднее даты истечения срока действия результатов предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

При этом частью 6 статьи 10 Федерального закона установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Из указанного следует, что поэтапное проведение специальной оценки условий труда осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, и не указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона.

Специальная оценка условий труда рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона, должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы.

При этом Федеральным законом в случае поэтапного проведения специальной оценки условий труда не устанавливаются количество этапов проведения специальной оценки условий труда и количество рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в ходе каждого этапа. В этой связи указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, заключение которого предусмотрено частью 2 статьи 8 Федерального закона.

П.С. Сергеев
Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
Минтруда России

22 июня 2015 г. г. | Грибов Сергей Зинонович, ведущий инженер по охране труда и технике безопасности ОАО "Букет Чувашии"
Продлевается ли отпуск в июне в связи с праздником 24 июня? Как производится оплата за работу в праздник 24 июня (в двойном или одинарном размере)? Является ли этот выходной праздничный день основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад? Можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по оплате труда в праздничный день 24 июня?

Ответ Госинспекции труда в Чувашской Республике.

 

Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с частями 1,2 статьи 13 Трудового кодекса РФ законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Законом Чувашской Республики от 4 мая 2000 года №4 «О государственном празднике Чувашской Республики» 24 июня установлен государственным праздником, нерабочим праздничным днем.

Исходя из вышеизложенного все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством в связи с нерабочими праздничными днями (ст. 112 Трудового кодекса РФ), распространяются также на нерабочий праздничный день 24 июня в пределах территории Республики Чувашии. В силу требований ч.1 ст. 120 Трудового кодекса РФ нерабочий праздничный день 24 июня в число календарных дней отпуска не включается.

 

Ответ эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

1) На территории Чувашской Республики 24 июня в число календарных дней отпуска не включается.

2) Оплата отработанного праздничного дня 24 июня осуществляется в соответствии со ст. 153 ТК РФ (в том же порядке, что и работа в дни федеральных праздников).

3) Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

Затраты организации на оплату труда, связанные с нерабочим праздничным днем 24 июня, учитываются в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с п. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части первой ст. 5 ТК РФ к трудовому законодательству относятся не только Трудовой кодекс РФ и иные федеральные законы, но и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений осуществляется также и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.

Статья 6 ТК РФ, разграничивающая полномочия органов власти в сфере регулирования трудовых отношений, не относит установление нерабочих праздничных дней к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Субъектам РФ принадлежит право принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. Такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам либо снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам.

В соответствии с Законом Чувашской Республики от 04.05.2000 N 4 "О государственном празднике Чувашской Республики" 24 июня признан нерабочим праздничным днем.

То, что установление "регионального" нерабочего праздничного дня путем принятия субъектом РФ соответствующего нормативного правового акта не противоречит ТК РФ, прямо следует из содержания письма Минтруда России от 10.07.2003 N 1139-21, а также разъяснений представителей органов власти (И.И. Шкловец "Практика применения трудового законодательства" // "Экономико-правовой бюллетень", N 10, октябрь 2007 г.; ответ Н.З. Ковязиной на вопрос "В Республике Башкортостан насчитывается большее количество праздничных дней, чем в других субъектах Российской Федерации. Какое среднемесячное количество календарных дней применяется при исчислении среднего заработка для оплаты отпуска, ведь использование среднемесячного числа календарных дней 29,4 приведет к занижению среднего заработка?" // "Налоговый вестник", N 10, 2008 г.). Данная позиция подтверждается также и судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 23.11.2009 N А65-13089/2009, от 23.03.2006 N А65-18772/2005-СА1-7, от 14.02.2007 N А65-12512/06, от 09.06.2006 N А65-24021/2005-СА2-11; Уральского округа от 07.05.2007 N Ф09-2377/07-С5; Восточно-Сибирского округа от 27.07.2006 N А58-8975/2005-Ф02-3786/06-С1).

Из всего этого следует, что установленный Законом Чувашской Республики праздник 24 июня является для работников и работодателей Чувашии совершенно таким же нерабочим и праздничным днем, как и установленные ст. 112 ТК РФ.

 

Оплата работы в праздник

 

Часть первая ст. 112 ТК РФ устанавливает перечень нерабочих праздничных дней, действующих на всей территории России. Введение законом субъектов РФ дополнительных нерабочих праздничных дней, действующих в этом регионе, не противоречит части первой ст. 112 ТК РФ и не снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам.

Согласно ст. 1 Закона Чувашской Республики от 04.05.2 000 N 4 "О государственном празднике Чувашской Республики" (далее - Закон N 4) 24 июня объявлен в Чувашской Республике Днем Республики и является государственным праздником, нерабочим праздничным днем.

Поэтому, на наш взгляд, оплату работы в Чувашской Республике за отработанное время 24 июня (в День Республики) следует осуществлять в соответствии со ст. 153 ТК РФ. Согласно этой норме работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

- сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию сотрудника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

 

Размер оклада

 

Согласно части четвертой ст. 112 ТК РФ наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

Следовательно, работодатель обязан выплатить работникам заработную плату, установленную в виде должностного оклада в полном объеме.

 

 

 

Праздничный день в период отпуска

 

В силу части первой ст. 120 ТК РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. То есть увеличивается не количество календарных дней отпуска, а продлевается период отсутствия сотрудника на работе в связи с предоставленным отпуском.

Так, в рассматриваемом случае, если сотрудник, работающий на территории Чувашской Республики, 14 июня уходит в отпуск на 17 календарных дней, то последним днем отпуска будет 1 июля. При этом продолжительность отпуска остается равной 17 календарным дням. Иначе говоря, на один день сдвигается дата выхода сотрудника на работу.

 

Налог на прибыль

 

В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

В целях исчисления налога на прибыль в состав расходов на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ.)

На основании п. 3 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда, в частности, отнесены начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.

Разъяснения о включении в расходы оплаты труда за работу в выходные и праздничные дни содержатся в письмах Минфина России от 04.03.2005 N 03-03-01-04/1/88, от 02.03.2006 N 03-03-04/1/154. Также в письме ФНС России от 28.04.2005 N 02-3-08/93 разъяснено, что расходы на оплату труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, в том числе превышающие минимальный размер оплаты, установленный в статьях 152 и 153 ТК РФ, относятся к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ в размерах, установленных в трудовом договоре, при условии, что для данного работника не предусмотрено осуществление трудовых обязательств в режиме ненормированного рабочего дня.

Таким образом, затраты организации на оплату труда за работу в праздничный день 24 июня учитываются в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли.

05 мая 2015 г. г. | Зайцев Валерий Николаевич
Прошу разъяснить порядок применения приказа Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте», вступающего в силу 6 мая 2015 г., в части обучения членов аттестационной комиссии по проверке знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, а именно: где должны проходить обучение члены аттестационной комиссии по проверке знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, по какой программе обучения и в каком объеме?

Департамент условий и охраны труда Минтруда России сообщает следующее. В соответствии с пунктом 11 Правил члены аттестационных комиссий, созданных приказом руководителя организации, проводящей обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, отнесены к 3 группе по безопасности работ на высоте вне зависимости от вида выполняемых работ на высоте, по которым будет проводиться обучение (без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа; без применения систем канатного доступа). Дополнительные требования к работникам 3 группы по безопасности работ на высоте указаны в приложении № 1 к Правилам. Вместе с тем, необходимо отметить, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ). В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Федеральным законом не установлено иное. На основании вышеизложенного поясняем, что члены аттестационной комиссии должны пройти соответствующее обучение в организации, оказывающей образовательную деятельность (проводящей обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте) в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ при условии соответствия их требованиям, указанным в приложении № 1 к Правилам.

 

22 января 2015 г. г. | Павлов Антон Евгеньевич, специалист по охране труда БУ ЧР "Республиканская психиатрическая больница" Минздравсоцразвития Чувашии
Каковы условия и порядок предоставления гарантий и компенсаций медицинским работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенная рабочая неделя, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере, выдача молока и лечебно-профилактического питания) в связи с принятием изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации «О специальной оценки условий труда»?

Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) закреплены такие формы гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, как сокращенная рабочая неделя (статьей 92 ТК РФ), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статьями 116, 117 ТК РФ), оплата труда в повышенном размере (статьей 147 ТК РФ), выдача молока и лечебно-профилактического питания (статьей 222 ТК РФ).

До изменений в ТК РФ с 1 января 2014 года, внесенных Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ), компенсации (дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная рабочая неделя и повышенный размер оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливались по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, что определялось постановлением Правительства России от 20 ноября 2008г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда». В соответствии с пунктом 1 определялись только минимальные размеры компенсаций, а именно: сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю, минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска – 7 календарных дней, повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада).

Однако условия и порядок их предоставления Правительством России так и не были определены. При предоставлении дополнительного отпуска и сокращенного дня работникам, занятым во вредных условиях труда использовались положения, установленные Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974г. № 298/П-22, применение которого определяется Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975г. № 273/П-20 в части не противоречащей действующему законодательству (статья 423 ТК РФ).

В настоящее время статьей 12 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения во многие статьи Трудового кодекса, в том числе в статьи 92, 94, 117 и 147, определяющие право работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на установление гарантий и компенсаций.

Так, в соответствии со статьей 94, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены), для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не может превышать:

при 36-часовой рабочей неделе – 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 часов.

Однако, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, допускается увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены) для этой категории работников, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени: при 36-часовой рабочей неделе – до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее – до 8 часов.

С начала текущего года ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, согласно статье 117 ТК РФ, предоставляется работникам, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени (3.2, 3.3, 3.4 класс) либо опасным условиям труда (4 класс).

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. При этом, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска (7 календарных дней), может быть заменена денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами, при условии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, регулируется ст. 147 ТК РФ и устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда таких работников, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Кроме того, при расчете и установлении конкретных размеров гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, необходимо руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами (в части, не противоречащей действующему законодательству (статья 423 ТК РФ), а именно:

  1. при предоставлении дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня - Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974г. № 298/П-22;
  2. при расчете повышенного размера оплаты труда работнику, занятому во вредных условиях труда - постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986г. № 387/22-78 «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплата рабочим за условия труда».

Данные документы являются действующими и не были отменены в связи с введением процедуры специальной оценки условий труда.

При этом следует учитывать, что частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что результаты аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком, остаются действительными в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, в том числе в целях установления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Таким образом, при реализации компенсационных мер за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в соответствии с положениями ТК РФ (в редакции с 01.01.2014г.), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически установленных этой категории работников компенсаций, которые применялись до 1 января 2014 года, то есть до введения Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Данное правило касается гарантий и компенсаций в виде предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, установления дополнительного отпуска и повышенного размера оплаты труда.

Введенные законодательные изменения не затрагивают тех работников, у которых объем гарантий и компенсаций был установлен до указанной даты, даже если на их рабочих местах по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда был установлен класс 3.1 или 3.2.

При оценке биологического фактора на рабочих местах медицинского персонала, Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014г. № ЗЗн (далее – Методика) предусмотрены изменения при определении класса условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора, который определяется только в отношении рабочих мест организаций, имеющих разрешительные документы (лицензии) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) I – IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней. В то же время, следует отметить, что и в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса Р 2.2.2006-05 (далее – Р 2.2.2006-05), используемом для оценки факторов производственной среды и трудового процесса при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, отсутствовали юридические основания для формирования четкого перечня медицинских работников, которые могли бы быть отнесены классам условий труда по воздействию биологического фактора.

Несомненно, что для медицинских работников, занятых в медицинских организациях общего профиля, существует вероятность заражения инфекционными заболеваниями в процессе трудовой деятельности. Однако, если медицинский работник заразился на своем рабочем месте, то данный случай, должен рассматриваться как страховой в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вместе с тем работник специализированного медицинского учреждения, имеет профессиональную подготовку и владеет необходимыми навыками обеспечения безопасности при исполнении своих должностных обязанностей в процессе трудовой деятельности. Также при выполнении работ медицинский работник должен быть обеспечен средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарной одеждой, системой обязательной первичной медицинской профилактики и медицинского наблюдения.

Изменение подходов при оценке фактора напряженности трудового процесса, а именно уменьшение количества оцениваемых параметров с 23-х при проведении аттестации рабочих мест до 5-ти при специальной оценке условий труда, считаем обоснованным, поскольку из Методики проведения специальной оценки условий труда, исключены только факторы эмоциональной и интеллектуальной нагрузки, которые учитываются при оплате труда работников. Например, в оплату труда руководящих работников уже включены надбавки за напряженность труда, в том числе степень ответственности за результат собственной деятельности, степень ответственности за безопасность других лиц, количество конфликтных ситуаций и т.д. При этом Федеральным законом № 426-ФЗ и Методикой были сохранены показатели напряженности трудового процесса, связанные непосредственно с выполнением работниками своих трудовых функций.

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса осуществляется по следующим показателям:

1)   плотность сигналов и сообщений (световых, звуковых) в среднем за 1 час работы, поступающих как со специальных устройств (видеотерминалов, сигнальных устройств, шкал приборов), так и при речевом сообщении, в том числе по средствам связи;

2)   число производственных объектов одновременного наблюдения;

3)   работа с оптическими приборами (% времени смены);

4)  нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю);

5)    монотонность нагрузок (число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях; время активных действий; монотонность производственной обстановки).

Ранее, согласно Руководству Р 2.2.2006-05 при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда было необходимо набрать не менее 6 показателей с классом 3.1, чтобы в итоге получить на рабочем месте вредные условия труда по напряженности трудового процесса, то при специальной оценке условий труда класс условий труда устанавливается по любому показателю напряженности трудового процесса, имеющему наиболее высокий класс условий труда.

При этом статьей 350 ТК РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени для всех медицинских работников – 39 часов в неделю, независимо от занимаемой должности, специальности работника и результатов специальной оценки условий труда.

Кроме того, необходимо отметить, что для отдельных категорий медицинских работников предусмотрено дополнительное предоставление гарантии и компенсации, которые также не зависят от результатов специальной оценки условий труда.

Так, медицинским работникам, связанным с оказанием противотуберкулезной помощи, лечением ВИЧ-инфицированных и оказанием психиатрической помощи действуют отраслевые нормативно-правовые акты. Например, статья 15 "Гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи" Федерального закона от 18.06.2001г. № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации (ред.от 28.12.2013г.). Действует предоставление дополнительного отпуска медицинским работникам согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 482 (не зависит от степени вредности по специальной оценке условий труда, но должен быть не ниже класса 3.1). Установление сокращенной продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности, определенное постановлением Правительства.

Российской Федерации от 14.02.2003 № 101, которое также не зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Дополнительно сообщаем, что для проведения специальной оценки условий труда, в связи с принятием Федерального Закона № 426-ФЗ статьей 27 предусмотрены переходные положения о сроках.

Так, оценка условий труда должна быть проведена:

  • на ранее аттестованных по условиям труда рабочих местах – не позднее пяти лет с даты проведения последней аттестации;
  • на ранее не аттестованных по условиям труда рабочих местах, не включенных в п. п. 1,2 части 6 статьи 10 Федерального Закона №426-ФЗ – по 31.12.2018 года;
  • на ранее не аттестованных по условиям труда рабочих местах, включенных в п. п. 1,2 части 6 статьи 10 Федерального Закона №426-ФЗ – в кратчайшие сроки со дня вступления в силу данного Федерального закона.

К таким рабочим местам относятся:

а)  рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список № 1 и Список № 2 и другие списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;

б)  рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Поэтому рекомендуем провести специальную оценку условий труда на указанных рабочих местах в кратчайшие сроки, так как условия труда таких работников могут относиться к вредным и (или) опасным.

Следует обратить внимание на тот факт, что за непроведение специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест до 01.01.2014) или нарушение порядка ее проведения работодателя (организацию или индивидуального предпринимателя) могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27КоАПРФ, а с 01.01.2015 -по ст. 5.27.1 КоАП РФ, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

-    на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рубле;

а при повторном нарушении:

на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет;

-    на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Исходя из анализа положений Федерального закона № 426-ФЗ нарушением порядка проведения специальной оценки (аттестации рабочих мест – до 01.01.2014) могут быть, например, признаны следующие действия (бездействие) работодателя:

  • несоблюдение срока проведения специальной оценки условий труда;
  • неознакомление работников с результатами специальной оценки на их рабочих местах;
  • нарушение порядка оформления результатов специальной оценки;
  • проведение специальной оценки условий труда:

-   без привлечения специализированной организации;

-   без формирования комиссии по ее проведению.

Поскольку обязанность по проведению специальной оценки условий труда возникает в отношении разных категорий рабочих мест в разное время (статьи 10, 17, 27 Федерального закона № 426-ФЗ), до 01.01.2019 года к административной ответственности за непроведение специальной оценки или нарушение порядка ее проведения могут привлечь организации, на рабочих местах которых, условия труда относятся к потенциально опасным и (или) вредным (т.е. указаны в части 6 статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ), в следующих случаях:

  • аттестация на этих рабочих местах никогда не проводилась;
  • эти рабочие места были аттестованы, но срок действия аттестации истек, а специальная оценка в соответствии с требованиями Федерального Закона № 426-ФЗ на этих рабочих местах не проводилась.

Также необходимо отметить, что на вновь организованных рабочих местах в 6-ти месячный срок обязательно должна быть осуществлена внеплановая специальная оценка условий труда, в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

12 июля 2012 г. г. | Лукшин Венегдит Николаевич
Сколько я работаю в области охраны труда, столько разными работниками финансовых органов поднимается вопрос о недопустимости наличия инженеров по охране труда в бюджетных организациях, в частности общеобразовательных школах, в отделах (управления)образования со ссылкой на абзац 1 ст.217 ТК РФ" ...производственная деятельность,...". Попытки направить их на ст. 209 ТК РФ, где дается расшифровка "Производственная деятельность" - совокупность действий... в том числе и по оказанию различных видов услуг, что это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных (в образовании, культуре, науке и др.). Прошу разместить на Вашем сайте официальное разъяснение для финансовых органов, что инженеры по охране труда (специалисты по охране труда) должны быть во всех организациях, где работающих 50 и более. Это требование ст. 217 ТК РФ. Спасибо.
Министерство здравоохранение и социального развития Чувашской Республики на Ваше обращение сообщает следующее. Согласно ст. 217 Трудового кодекса РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой деятельности. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для предотвращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производсмтво и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Под оказанием различных видов услуг, понимаетсяуслуги образования, медицины, культуры, науки и иные услуги. Таким образом ст. 217 Трудового кодекса РФ распространяется на все виды деятельности, в т.ч. образование.
02 марта 2012 г. г. |
Сотрудник организации не постоянно занят работой во вредных или опасных условиях труда. Каков порядок исчисления дней отпуска, предоставляемого за работу во вредных или опасных условиях труда, пропорционально стажу работу во вредных или опасных условиях?
За работу во вредных или опасных условиях труда работникам должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ). Минимальная продолжительность такого отпуска - 7 календарных дней (п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда"). В стаж, дающий право на дополнительный отпуск, включается только фактически отработанное во вредных или опасных условиях труда время (часть третья ст. 121 ТК РФ). Поскольку ни Трудовой кодекс РФ, ни иные нормативные правовые акты, принятые после введения его в действие, не устанавливают порядка исчисления дней отпуска пропорционально стажу работу во вредных или опасных условиях, для этих целей в настоящее время используется Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Инструкция и Список соответственно), утвержденная постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20 (часть первая ст. 423 ТК РФ). Согласно п. 8 Инструкции полный дополнительный отпуск предоставляется работнику, фактически проработавшему в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. Соответствие этого положения нормам Трудового кодекса РФ подтверждено Верховным Судом РФ (решение от 15.04.2004 N ГКПИ04-481, определение от 08.07.2004 N КАС04-266). Работнику, фактически проработавшему во вредных условиях труда менее 11 месяцев, дополнительный отпуск предоставляется пропорционально проработанному времени (п. 9 Инструкции, смотрите также письмо Роструда от 18.03.2008 N 657-6-0). Из п. 10 и п. 12 Инструкции следует, что при исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. Остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца. Среднемесячное количество рабочих дней, по нашему мнению, исчисляется путем деления общего числа рабочих дней в календарном году по графику работников соответствующего производства, цеха и прочее на 12 месяцев. Каждому полному месяцу "отпускного" стажа соответствует 1/12 часть дополнительного отпуска (смотрите пример к п. 11 Инструкции). В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. При записи в Списке "постоянно занятый" или "постоянно работающий" в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях полный рабочий день, установленный для работников данного производства, цеха, профессии или должности. Соответственно, если работник занимает должность, в отношении которой в Списке имеется запись "постоянно занятый" или "постоянно работающий", и работает во вредных условиях неполный рабочий день, то права на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда он не имеет. При отсутствии такой записи в Списке в стаж подлежат включению все дни, когда работник работал во вредных условиях не менее половины рабочего дня, установленного по данной профессии или должности для сотрудников, работающих полный рабочий день. И если рабочий день по занимаемой должности составляет 8 часов, то в отпускной стаж включаются только те дни, когда работник отработал во вредных условиях не менее 4 часов. К примеру, работник отработал во вредных условиях 35 дней, включаемых в "отпускной" стаж. При 5-дневной рабочей неделе количество рабочих дней в году - 249, а среднемесячное количество рабочих дней - 20,75 (249 : 12). При определении стажа получается один полный месяц с остатком. Поскольку остаток дней составляет больше половины среднемесячного количества рабочих дней (35 = 1 х 20,75 + 14,25; 14,25 > 20,75 дн. : 2), он увеличивает количество месяцев "отпускного" стажа до 2-х. Следовательно, работнику нужно предоставить как минимум один день дополнительного отпуска (7 : 12 x 2 = 1,17). Округление числа дней отпуска законодательством не предусмотрено. Однако и предоставить "дробный" отпуск нет возможности, так как продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых согласно ст. 120 ТК РФ отпусков работников исчисляется в календарных днях. Следовательно, в нашем примере следует предоставить 1 день, а 0,17 дня по письменному заявлению работника можно заменить денежной компенсацией (часть первая ст. 126 ТК РФ) либо оставить для накопления до полного дня. По решению работодателя дробные дни могут быть округлены до полных, но только в пользу работника. Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арзамасцев Александр Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Комарова Виктория
17 июня 2011 г. г. |
Разрешено ли законодательством работа во вредном подразделении медицинского учреждения бессрочному инвалиду 2 или 3 группы по общему заболеванию.
В трудовом законодательстве Российской Федерации нет конкретных ограничений работы инвалидов во вредных условиях труда. Трудовая деятельность инвалидов регламентируется Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - 181-ФЗ). В соответствии со ст. 20 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе-деральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе путем создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. В ст. 23 обозначены условия труда инвалидов. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность еже-годного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время до-пускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоро-вья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Статьей 24 установлены права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В Трудовом кодексе РФ (далее – ТК) также содержится ряд ном, регламентирующих труд инва-лидов. В частности, по письменному заявлению инвалида работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК). ТК устанавливает ограничения инвалидов при их привлечении к сверхурочным работам (ст. 99), к работам в ночное время (ст. 96), в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113). При этом выполне-ние инвалидами работ за пределами их основного рабочего времени возможно, во-первых, при отсутст-вии запрета на подобные работы в медицинском заключении, а во-вторых, при соблюдении работодате-лем следующих обязанностей: а) получение письменного согласия инвалида; б) ознакомление его под роспись с правом отказаться от подобных работ. В соответствии со ст. 224 работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соот-ветствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия. Таким образом, условия труда инвалида должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации, где и указаны конкретные рекомендации работодателю по организации режимов труда и отдыха инвалида, рабочего места, нагрузки и классу условий труда на рабочем месте инвалида (в соот-ветствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Кри-терии и классификация труда. Руководством Р 2.2.2006-05). Работодатель в соответствии материалами аттестации рабочего места по условиям труда и индивидуальной программой реабилитации инвалида должен принять решение о возможности или невозможности дальнейшей работы инвалида в данных конкретных условиях труда. При этом каждый конкретный случай необходимо рассматривать индивиду-ально. За разъяснениями положений индивидуальной программы реабилитации инвалида работодатель вправе обратиться в орган медико-социальной экспертизы, составившего индивидуальную программу реабилитации инвалида. Если у работающего инвалида, имеющего бессрочную группу инвалидности, нет инди-видуальной программы реабилитации, то он вправе обратиться в орган медико-социальной экспертизы по месту жительства для ее разработки и получения. В соответствии с 181-ФЗ отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индиви-дуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соот-ветствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее испол-нение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных ме-роприятий, предоставляемых бесплатно.
18 декабря 2009 г. г. | Медведев Георгий Васильевич
Медведев Георгий Васильевич, главный инженер Чебоксарского района гидротехнических сооружений и судоходства филиала Волжского бассейнового управления водных путей и судоходства. Просим вас разъяснить порядок выдачи лечебно-профилактического питания работникам на водолазных работах (пункт 5 приложения №7 к Приказу Минздравсоцразвития РФ №46н от 16.02.2009 г.). В частности, следует ли понимать слова указанного пункта «…в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях….занятости не менее половины рабочего дня» как для нашего случая относительно водолазов:…в дни фактического выполнения ими (водолазами) работ в условиях повышенного давления при условии занятости в этих условиях не менее половины рабочего дня, далее по тексту п.5. Вопрос возник в связи с тем, что формулировка «…в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях …» может толковаться и понимается нашими водолазами как выполнение своих обязанностей по профессии и должности водолаза, в частности: подготовка снаряжения, его ремонт и т.п.
Уважаемый Георгий Васильевич! В соответствии с п.2 статьи 222 Трудового кодекса РФ на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (ЛПП). Вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов. Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (ст. 209 Трудового кодекса РФ). В соответствии с Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение ЛПП в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н (далее – Перечень), бесплатное ЛПП выдается водолазам, занятым на подводно-технических, строительно-монтажных и ремонтных работах (п. 3034 в разделе VII «Работы в условиях повышенного атмосферного давления», рацион № 4). В соответствии Правилами бесплатной выдачи ЛПП (приложение № 4 к указанному приказу, далее – Правила) ЛПП выдается бесплатно только тем работникам, для которых это питание предусмотрено Перечнем, независимо от вида экономической деятельности и организационно-правовых форм и форм собственности работодателей (п.3 Правил). ЛПП выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Перечнем, при условии занятости на такой работе не менее половины рабочего дня, а также в период профессионального заболевания указанных работников с временной утратой трудоспособности без госпитализации (п. 5). В соответствии с п. 7 Правил работающим в условиях повышенного давления (в кессонах, лечебных барокамерах, на водолазных работах) ЛПП должно выдаваться после вышлюзования (декомпрессии - перехода из рабочей зоны в зону нормального давления, постепенного понижения давления воздуха в шлюзовых аппаратах). Согласно пп. д п. 8 Правил ЛПП не выдается в дни выполнения работ на участках, где бесплатная выдача ЛПП не установлена. Таким образом, формулировка «… в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях…» трактуется однозначно: в дни фактического выполнения работы в особо вредных условиях труда в соответствии с Перечнем, в данном случае - в дни, когда выполняются работы в условиях повышенного атмосферного давления. Процессы подготовки снаряжения для водолазов и его ремонта, судя по всему, выполняются не в условиях повышенного атмосферного давления, и вышлюзование в этих случаях не проводится, а, следовательно, условия выполнения таких работ не являются особо вредными (отсутствуют вредные производственные факторы), соответственно бесплатная выдача ЛПП в дни выполнения данных работ водолазам не производится.
28 ноября 2008 г. г. | ОАО «Санаторий «ЧУВАШИЯ», Ю.Л. Симунов
Условий труда медицинского персонал ОАО «Санаторий «ЧУВАШИЯ» отличаются от медицинского персонала медицинских учреждений здравоохранения. Можем ли мы при отсутствии вредных факторов не предоставлять дополнительный отпуск медперсоналу, предусмотренные постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»?
ОАО «Санаторий «ЧУВАШИЯ» относиться к учреждениям здравоохранения по виду экономической деятельности. Предоставление льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не зависит от формы собственности и организационно-правовой формы. В соответствии со ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. До принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по данным вопросам на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 423 ТК РФ применяется Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (далее - Список), а также Инструкция о порядке применения этого Списка, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20 (далее – Инструкция). В соответствии с п. 4 Инструкции право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день имеют рабочие, инженерно-технические работники и служащие, профессии и должности которых предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства находятся эти производства и цехи. В соответствии со ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизой условий труда, компенсации работникам могут не устанавливаться.
06 ноября 2008 г. г. | Иванова Светлана Андреевна
Я пенсионерка, устроилась на работу уборщицей по договору подряда. Сам договор не видела, заработная плата мне выплачивается на руки 2500 руб. Правильно ли мне начисляется заработная плата в зависимости от минимальной оплаты труда. Спасибо!
Уважаемая Светлана Андреевна! Договоры подряда регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 37) и значительно отличаются от трудового договора, который регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, особенно в части прав, обязанностей и ответственности сторон. Советуем Вам получить Ваш второй экземпляр договора подряда и внимательно изучить его, в том числе в плане взаиморасчётов. Из Вашего вопроса не совсем понятно, сколько времени Вы заняты и каков размер оплаты Вашего труда. Сообщаем, что в соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и Соглашением о минимальной заработной плате в Чувашской Республике от 1 августа 2007 г. в республике с 1 сентября 2007 года установлена минимальная заработная плата в размере 3295 рублей. В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего этот за период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, если Вы полностью отработали установленную норму рабочего времени и выполнили норму труда размер Вашей начисленной заработной платы не может быть ниже 3295 рублей, при вычете всех необходимых налогов выдаваемая на руки сумма естественно уменьшается. Напоминаем, что в случае нарушении своих прав Вы можете обраться в суд. Не исключена возможность и переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые с последующим заключением с Вами трудового договора.
04 ноября 2008 г. г. | Николаева Людмила Андреевна
Администрация предприятия, не объясняя причины, отказывает в предоставлении отгулов за отработанное ранее время. Правомерно ли это? Куда я имею право обратиться за помощью?
Уважаемая Людмила Андреевна! Из вашего вопроса не совсем понятно, что подразумевается под «отработанным ранее временем». В соответствии со статьей 95 Трудового кодекса Российской Федерации в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы. В соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 91 (5 абзац) Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. В случае нарушения Ваших трудовых прав Вы можете обратиться с жалобой на действия работодателя в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике (г. Чебоксары, Президентский бульвар д. 17, тел. 62-89-65) или с исковым заявлением в суд.
16 октября 2008 г. г. | Прохорова О.Б.
Наша организация меняет форму собственности с МУП на ООО (работники проходят процедуру увольнения и приёма). Имеются профессии с вредными и (или) опасными условиями труда, распределение воды. Следует ли при этом работникам проходить предварительный медицинский осмотр, если условия труда не меняются?
Если при смене формы собственности организации работники остаются на прежних рабочих местах, в прежних должностях, выполняют прежнюю работу по прежним специальностям и условия труда не изменяются, проводить предварительный осмотр, а по сути внеплановый медицинский осмотр не требуется.
15 августа 2008 г. г. |
13 августа у нас на производстве произошёл тяжёлый несчастный случай. Что нам необходимо делать?
При несчастном случае с тяжёлым исходом работодатель (его представитель) обязан: - немедленно (в течении суток) проинформировать о несчастном случае Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике, прокуратуру по месту происшествия несчастного случая, территориальный орган Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, а также родственников пострадавшего; - сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия); - принять меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии со статьями 227 - 231 Трудового Кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утверждённым постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002г. № 73
11 августа 2008 г. г. | О. Руденко
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» работникам предоставляются отпуска за вредные условия труда. Исключаются ли из отработанного времени, для расчета дней отпуска, следующие периоды: время нахождения работника на лист нетрудоспособности; время выполнения работниками государственных и общественных обязанностей; время нахождения работника в отпуске по беременности и родам; время перевода работника на легкий труд; время нахождения работника в учебном отпуске. Предоставляется ли данный отпуск пропорционально отработанному времени?
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. В соответствии со ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации данный отпуск относиться к удлиненному основному отпуску. В статье 121 Трудового кодекса Российской Федерации указываются следующие периоды, которые не включаются в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск: время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации; время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста; время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года. Данная статья содержит исчерпывающий перечень периодов, которые исключаются из стажа работы, дающего право на очередной оплачиваемый отпуск. Таким образом, в стаж работы включаются и те периоды, когда работник фактически не работал, но за ним сохраняется место работы в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Поэтому периоды: время нахождения работника на листе нетрудоспособности, время выполнения работниками государственных и общественных обязанностей, время нахождения работника в отпуске по беременности и родам, время перевода работника на легкий труд, время нахождения работника в учебном отпуске включаются в стаж работы, дающий право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.
08 августа 2008 г. г. | Скотникова Юлия Александровна
Предприятие маленькое-40 человек. Кто должен пройти обучение по охране труда?
Порядок проведения обучения по охране труда работников регламентируется статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". Статьей 225 предусмотрено что все работники, в том числе руководители организаций, а так же работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" регламентируется общее положение обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций–в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (статья 212 ТК РФ). За более подробной консультацией Вы можете обратиться в отдел охраны и экспертизы условий труда Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (тел. 20-65-01, 20-64-20)
26 марта 2008 г. г. | Иванова М.В.
Где можно посмотреть тексты Инструкций по охране труда при проведении ветеринарной обработки животных, при осеменении сельскохозяйственных животных, при обслуживании молодняка крупного рогатого скота, а так же для ночного дежурного животноводческого предприятия?
В настоящий момент утвержденных типовых инструкций по охране труда при проведении ветеринарной обработки животных, при осеменении сельскохозяйственных животных, при обслуживании молодняка КРС и ночного дежурного животноводческого предприятия отсутствуют. При разработке данных инструкций необходимо руководствоваться Приказом сельского хозяйства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. № 49 «Об утверждении Правил по охране труда в животноводстве», Инструкцией по технике безопасности на животноводческих фермах и комплексах по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР от 25 мая 1977 г. За более подробной консультацией можно обратиться в отдел охраны и экспертизы условий труда Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (г.Чебоксары, ул. Калинина, д.112, каб. 301, т. 20-64-20).
03 марта 2008 г. г. | Кузнецов В.В., пенсионер, инвалид II группы, г. Че
Нужно ли писать заявление на увольнение по собственному желанию, как требует предприятие, если произошла производственная травма (в результате инвалидность II группы, 80% увечья)? 11.04.2006 оформили пенсию по вредности (55 лет, электрогазосварщик). Предприятие реорганизовывается и в связи с этим требует, чтобы работник написал заявление на увольнение. Нужно ли писать и не потеряются ли льготы по травме? Какие льготы от предприятия у нас есть и что нужно вообще делать?
В соответствии с Трудовым кодексом РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя возможно в связи с реорганизацией предприятия, а также по состоянию здоровья работника (при условии наличия медицинского заключения). Исходя из вашего вопроса можно сделать вывод о том, что вследствие реорганизации предприятия происходит сокращение численности или штата работников, при проведении таких мероприятий работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. Также трудовое законодательство предусматривает гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании. При повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве работнику возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Для получения более полного разъяснения по интересующим вас вопросам необходимо изучение всех деталей дела и необходимых документов.
03 марта 2008 г. г. | Семенова Т.Н., специалист отдела кадров ООО «ИНФОР
Возвращаясь после работы домой на личном автомобиле, наш работник попал в ДТП. Сейчас он находится в больнице с многочисленными телесными повреждениями. Врачи говорят, что после прохождения медицинской экспертизы он получит группу инвалидности. Скажите, пожалуйста, при присвоении работнику группы инвалидности и определении процента утраты трудоспособности имеет ли он право требовать с работодателя возмещения и в каком размере? Можем ли мы в период нахождения работника в больнице уволить его и по каким основаниям? Как данная ситуация регулируется ТК РФ?
Оснований для увольнения работника в период нахождения в больнице нет, так как в момент аварии работник находился в договорных отношениях с работодателем. В данном случае работодатель обязан выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности, начисленное в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности. Работник будет иметь право требовать компенсации по утрате трудоспособности в случае, если авария будет квалифицирована как несчастный случай на производстве. Признаки несчастного случая на производстве приведены в статье 227 Трудового кодекса. Происшествие считается несчастным случаем на производстве, если оно произошло в течение рабочего времени. Травмы, полученные работником по пути следования к месту работы или с работы, также признаются несчастным случаем на производстве. Каждое происшествие расследует специальная комиссия под руководством руководителя фирмы. Правила расследования утверждены Минтруда от 24 октября 2002 года N 73. В ходе расследования выясняются обстоятельства и причины несчастного случая. Комиссия определяет, выполнял ли пострадавший свои трудовые обязанности, когда случилось происшествие. Затем она классифицирует его как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. Если происшествие получит статус несчастного случая на производстве, то работнику фирма должна будет выплатить страховые суммы за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
03 марта 2008 г. г. | Киселев С.И., Алатырский район
Директор собирается принять на работу юношу, которому еще не исполнилось 18 лет. Должен ли молодой человек сначала пройти обследование у врачей?
Граждане в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем до достижения 18 лет они ежегодно проходят обследование у врачей. Такие осмотры осуществляются за счет средств фирмы. На это указано в статье 266 Трудового кодекса. Если молодой человек медосмотр не прошел, организация обязана отстранить его от работы (ст.76 ТК). Отметим, что на период прохождения врачебного освидетельствования за молодым сотрудником сохраняется средний заработок (ст.185 ТК).
12
Государственная инспекция Роспотребнадзор   Ростехнадзор Минздравсоцразвития Чувашии

Информационное наполнение сайта: Андреева А.В., ведущий специалист-эксперт, тел.: 26-13-41 отправить почтуe-mail: soc35@cap.ru

Система управления контентом
428000, г.Чебоксары, Президентский бульвар, 17
Телефон: (8352) 62-10-46
Факс: (8352) 62-10-46
E-Mail: soc45@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика